Научная статья на тему 'Российско-казахстанское сотрудничество в сфере высоких технологий (на примере космоса)'

Российско-казахстанское сотрудничество в сфере высоких технологий (на примере космоса) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПУТНИК / SATELLITE / РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / КОСМОДРОМ / SPACE LAUNCH VEHICLE / LAUNCH-VEHICLE SITE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Евсеев В.В.

В статье рассмотрена динамика изменения российско-казахстанского сотрудничества в области мирного освоения космоса. Установлено, что к настоящему времени такое сотрудничество оказалось свернутым ввиду ориентации Астаны на европейских и украинских партнеров. Москва, со своей стороны, планирует в значительной степени перенести запуски своих ракет-носителей с космодрома Байконур на сооружаемый космодром «Восточный». В таких условиях только совместная реализация проекта «Байтерек» создаст будущее для Байконура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA-KAZAKHSTAN COOPERATION IN THE AREA OF HIGH TECHNOLOGIES (IN CONTEXT OF COSMOS STUDIES)

The article analyzes the dynamic pattern of Russia-Kazakhstan cooperation in the area of peaceful use of outer space. By now this co-cooperation has been cut back as Astana began to look forward to European and Ukrainian business partners. For its part, Moscow is planning to transfer launching of its carrier vehicles from launch-vehicle site of Bajkonur to abuilding launch-vehicle site Vostochniy. Under such conditions Baikonur has future only if the joint project Bayterek will be realized.

Текст научной работы на тему «Российско-казахстанское сотрудничество в сфере высоких технологий (на примере космоса)»

УДК: 327.323.327

ЕВСЕЕВ В.В.,

кандидат технических наук, ст. научный сотрудник, зав. Отделом Кавказа Института стран СНГ, докторант Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, ст. научный сотрудник Института востоковедения РАН

e-mail: vlad.evseev@gmail.com

VLADIMIR EVSEEV

Candidate of technical sciences, senior research fellow, head of the division on the Caucasus, Institute of Commonwealth Countries, candidate or doctor's degree of the Center for Central Asia, Caucasus and Urals-Volga Region Studies, senior research fellow Institute of oriental studies of the Russian academy of sciences

РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КОСМОСА)

В статье рассмотрена динамика изменения российско-казахстанского сотрудничества в области мирного освоения космоса. Установлено, что к настоящему времени такое сотрудничество оказалось свернутым ввиду ориентации Астаны на европейских и украинских партнеров. Москва, со своей стороны, планирует в значительной степени перенести запуски своих ракет-носителей с космодрома Байконур на сооружаемый космодром « Восточный». В таких условиях только совместная реализация проекта «Байтерек» создаст будущее для Байконура.

THE RUSSIAN-KAZAKHSTAN COOPERATION IN THE AREA OF HIGH TECHNOLOGIES (IN CONTEXT OF COSMOS EXPLORATION)

The article analyzes the dynamic pattern of Russia-Kazakhstan cooperation in the area of peaceful use of outer space. By now this co-cooperation has been cut back as Astana began to

Ключевые слова:

спутник, ракета-носитель, сотрудничество, космодром

Keywords:

satellite, space launch vehicle, cooperation, launch-vehicle site

look forward to European and Ukrainian business partners. For its party, Moscow is planning to transfer launching of its carrier vehicles from launch-vehicle site of Bajkonur to abuilding launch-vehicle site "Vostochniy". Under such conditions Baykonur has future only if the joint project Bayterek will be realized.

В середине ноября 2013 г. в Екатеринбурге прошел X Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России. О значительном внимании к этому мероприятию со стороны руководства наших стран свидетельствует тот факт, что в его работе приняли участие президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Освоение передовых технологий стало одним из направлений деятельности форума, получившего название «Промышленная кооперация». В ходе его работы были рассмотрены пути реализации перспективных проектов по созданию в Казахстане сборочного производства и сервисного обслуживания российских вертолетов, совместного производства лекарственных препаратов на базе Карагандинского фармацевтического комбината, совместного предприятия в Казахстане по модернизации и выпуску современных образцов бронетанковой техники и автосборочных предприятий и сервисных центров с участием российских автопроизводителей. Так, в Усть-Каменогорске совместно с ОАО «АвтоВАЗ» строится новый автозавод, а на Семипалатинском автосборочном заводе начато производство российских автомобилей «Урал» [8].

Если вернуться к сфере высоких технологий, то сотрудничество Российской Федерации (РФ) и Республики Казахстан (РК) в первую очередь

развивается в атомной энергетике и космической сфере. Рассмотрим последнее более подробно.

Российско-казахстанское сотрудничество в космической сфере началось в январе 2004 г., когда был подписан контракт на изготовление и запуск первого в республике геостационарного космического аппарата KazSat-1. Его заключили АО «Национальный инновационный фонд» (со стороны Казахстана) и ФГУП «Государственный научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева». Этот спутник должен был обеспечить бесперебойную связь и прием телевизионных программ на территории всей РК. В его создании участвовало более 15 зарубежных и российских фирм и организаций, включая ведущих производителей бортового телекоммуникационного оборудования: Boeing, Alcatel Alenia Space Italia и COM DEV International Ltd. Стоимость производства спутника составила 65 млн. долл.

Первоначально планировалось запустить космический аппарат KazSat-1 с помощью ракеты-носителя «Про-тон-К» и разгонного блока ДМ-3 в декабре 2005 г., но руководство ГКНПЦ им. М.В. Хруничева решило провести цикл дополнительных проверок аппаратуры спутника. В результате запуск KazSat-1 с космодрома Байконур состоялся только в июне 2006 г. После завершения испытаний в

октябре того же года первый казахстанский геостационарный спутник связи и вещания вместе с наземным комплексом управления на территории РК были переданы заказчику — AO «KazSat». В ноябре того же года началась коммерческая эксплуатация указанного спутника.

10 января 2008 г. произошел первый сбой в работе спутника KazSat-1. На десять часов связь с ним была потеряна. После этого удалось стабилизировать положение спутника в пространстве, вернуть его в нужное место и восстановить связь. 8 июня того же года произошел повторный сбой в работе спутника. Его временно подменили российские телекоммуникационные спутники «Экспресс-АМ33» и «Экс-пресс-А2». Некоторые казахстанские операторы связи были вынуждены возобновить использование ресурсов спутника NSS-6, принадлежащего нидерландской компании New Skies Satellites. 30 октября специалисты ГКНПЦ им. М.В. Хруничева восстановили связь со спутником KazSat-1, вернули его в исходное положение и предложили провести тестирование всех его систем перед повторным вводом спутника в эксплуатацию. Однако в декабре на заседании межгосударственной российско-казахстанской комиссии спутник KazSat-1 был признан негодным для эксплуатации. Во избежание столкновения этого спутника с другими космическими аппаратами, функционирующими на

геостационарной орбите, 14 августа 2009 г. его перевели на орбиту захоронения и отключили [2].

После произошедшего казахстанское АО «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств» подал документы в страховые компании на получение финансовых выплат в размере полной стоимости спутника Ка28а1-1. Спустя пять лет, к маю 2013 г., страховые суммы за потерянный космический аппарат были полностью выплачены [7].

В январе 2009 г. по решению премьер-министра РК К. Масимова была создана специальная рабочая группа для выяснения причин аварии первого казахстанского геостационарного спутника. По мнению председателя Национального космического агентства РК Т. Мусабаева, это было обусловлено следующим:

а) на момент подписания контракта в Казахстане отсутствовал соответствующий профессиональный государственный орган1, что не позволило самостоятельно сформулировать техническое задание на разработку спутника и добиться его реализации от российской стороны.

В частности, была неудачно выбрана точка стояния на геостационарной орбите, что существенно ухудшило энергетические характеристики спутника и создало трудности для приема информации в ряде районов страны;

1 Национальное космическое агентство РК было создано Указом Президента РК от 27 марта 2007 г.

б) АО «Национальный инновационный фонд» и ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева не имели опыта создания геостационарных спутников. И с этим трудно не согласиться, так как в России разработкой спутников связи, телевещания, навигации и геодезии занимается ОАО «Информационные спутниковые системы имени акад. М.Ф. Решетнева»1. Большая часть спутников, входящих в орбитальную группировку РФ, является продукцией этого предприятия.

Ситуация усугубилась еще и тем обстоятельством, что в 2006 г. был заключен контракт с ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева на создание и запуск второго геостационарного спутника KazSat-2 и уже выполнена основная часть работ по этому проекту. Тем не менее казахстанская сторона настояла на замене российских командных приборов его системы управления на аналоги французской компании EADS Astrium. В связи с доработкой системы управления спутника KazSat-2 первоначальный срок его запуска (декабрь 2009 г.) был перенесен на год без дополнительных затрат со стороны Казахстана. Кроме этого, российская сторона согласилась предоставить гарантии качества и надежности создаваемого спутника и нести финансовую ответственность в случае досрочного вывода спутника из строя (гарантийный срок эксплуатации спутника составляет 10 лет). Успешный запуск казахстан-

ского спутника KazSat-2 состоялся 16 июля 2011 г. с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М» [4]. Однако он пока используется всего на 64%, так как после неудачи с первым спутником местные операторы были вынуждены на несколько лет вперед законтрактовать ресурсы зарубежных космических аппаратов.

В 2010 г. были подготовлены технико-экономическое и финансово-экономическое обоснования проекта создания и запуска спутника связи и вещания KazSat-3, а также разработано соответствующее техническое задание. Позднее был выполнен весь объем необходимых работ.

В частности, на ОАО «Информационные спутниковые системы имени акад. М.Ф. Решетнева» был изготовлен модуль полезной нагрузки, на котором интегрировано бортовое ретрансляционное оборудование итальянской компании Thales Alenia Space. Успешный запуск спутника KazSat-3 состоялся 28 апреля 2014 г. Это позволит обеспечить 80% внутренних потребностей страны в каналах фиксированной спутниковой связи.

Однако разовые пуски космических аппаратов, произведенных на российских заводах, не могут полностью устраивать казахстанское руководство. Поэтому была поставлена задача о создании соответствующих производственных мощностей на собственной

1 До 3 марта 2008 г. указанное предприятие имело следующее название: ФГУП «Научно-производственное объединение прикладной механики имени ак. М.Ф. Решетнева».

территории. Так, с июля 2010 г. ведется строительство Национального космического центра как инновационного кластера научных исследований, проектирования и производства космических аппаратов и компонентов космический техники.

Производственную основу центра составят космическая система дистанционного зондирования Земли, сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов и система высокоточной спутниковой навигации. Последняя является техническим дополнением для эффективного использования глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS [6].

С 2006 г. национальной компанией «Казахстан Гарыш Сапары» совместно с французской компанией Astrium ведутся работы по созданию космической системы дистанционного зондирования Земли. Уже два созданных космических аппарата дистанционного зондирования Земли (высокого и среднего разрешения) планируется запустить в 2014 г.

Введены в строй наземный целевой комплекс и наземный комплекс управления космическими аппаратами этого типа. Собственная система зондирования Земли позволит Казахстану повысить эффективность исследований в сфере метеорологии и добычи полезных ископаемых.

Последнее крайне важно с учетом принятия в августе 2012 г. новой Концепции развития геологической отрасли, направленной на обеспечение уровня геологической изученности страны до 70% и выявление новых источников углеводородного сырья.

Другой франко-казахстанский проект — это строительство в Астане с 2008 г. сборочно-испытательного комплекса. Согласно Стратегическому плану «Казкосмоса» на 2011—2015 гг., этот комплекс рассчитан на создание отечественных спутников, а впоследствии и на их разработку, в том числе для зарубежных заказчиков. Проект реализуется совместно АО «Национальная компания «Казахстан Гарыш Сапары» и французской АзЫиш. Они уже приступили к изготовлению оборудования испытательных участков сборочно-испытательного комплекса. Начато строительство здания комплекса, сооружены помещения Специального конструкторско-тех-нологического бюро космической техники и составлена спецификация необходимого оборудования. Пуск объекта намечен на вторую половину 2015 г.

В июне 2013 г. под Алма-Атой в эксплуатацию запущен резервный наземный комплекс управления космическими аппаратами. Антенные системы объекта произведены в США. Рассматриваемый комплекс предназначен для контроля над работой казахстанских спутников российского производства. Указанный комплекс призван резервировать работу уже существующей аналогичной системы в г. Акколь. Ранее Казахстан ежегодно оплачивал такие услуги иностранным компаниям в размере 3 млн. долл.

Текущие космические проекты республики преследуют преимущественно коммерческие цели. В ходе их реализации Казахстан намерен за короткий срок при минимальных

издержках создать космическую инфраструктуру, приносящую прибыль. В этом смысле примечателен объем бюджетного финансирования космической программы. Основными заказчиками космических объектов являются два казахстанских предприятия — «Казахстан Гарыш Сапары» и Республиканский центр космической связи. Согласно бюджету страны значительные объемы средств выделяются в период наиболее активной фазы проектов (собственно производство). Так, указанные компании в 2012 и 2013 гг. получили 217 млн. и 176 млн. долл. соответственно. В 2014 г., когда большую часть объектов планируется запустить, объем финансирования сократится до 89 млн. долл. На 2015 г. отдельная бюджетная статья вообще не предусмотрена. В то же время иная динамика бюджетных расходов прослеживается по статье «Обеспечение управления космическими аппаратами»: 8,2 млн., 24 млн. и 21 млн. долл. за 2013—2015 гг. соответственно.

Вместе с тем долгосрочной целью космической программы Казахстана может стать освоение технологии самостоятельных ракетных пусков с космодрома Байконур в рамках проекта «Байтерек». Первоначально он предполагал использование разрабатываемой Россией перспективной ракеты-носителя нового поколения «Ангара». Однако летом 2013 г. проект был переориентирован на ракету-носитель «Зенит» производства конструкторского бюро «Южное» (г. Днепропетровск, Украина), что призвано сократить расходы и время на реализацию проекта.

1 сентября 2013 г. российскими специалистами с Байконура был осуществлен успешный старт ракеты-носителя «Зенит» для вывода на орбиту израильского спутника «Амос-4». Пока казахстанские представители участвовали в пуске лишь в качестве обучающихся. Ранее планировалось, что с 1 января 2015 г. объекты технического и стартового комплексов «Зенит» будут выведены из российской аренды и переданы казахстанской стороне.

Однако глубокий кризис на Украине может скорректировать эти планы. Во-первых, с российской точки зрения Украина даже в среднесрочной перспективе не имеет позитивных сценариев дальнейшего экономического развития. Скорее всего, произойдет спад производства, что неминуемо скажется на изготовлении этой ракеты-носителя. Во-вторых, уже сейчас по ракете-носителю «Зенит» есть много проблем технического характера. Основная причина этого заключается в том, что продолжается процесс ухудшения качества выпускаемой продукции (для космической сферы это считается недопустимым). Существуют проблемы по ракетным двигателям, системе управления и другим системам и агрегатам ракеты-носителя «Зенит». Это подтвердилось, например, в конце марта текущего года, когда произошло нештатное выполнение операции по «сухому» вывозу ракеты-носителя «Зенит» на плавучий стартовый комплекс в рамках программы «Морской старт». Предыдущий запуск по этой программе был выполнен 1 февраля 2013 г.

Он оказался неудачным ввиду отказа бортового источника мощности украинского производства. После этого запуски ракет-носителей «Зенит» были временно приостановлены [3].

Следовательно, нет уверенности в качественной работе ракет-носителей типа «Зенит». Поэтому целесообразно реанимировать проект по строительству на космодроме Байконур перспективного ракетного комплекса «Байтерек» на базе ракеты-носителя «Ангара». Достоинство ракеты-носителя этого типа состоит в том, что в качестве горючего вместо гепти-ла — токсичного, канцерогенного и экологически опасного вещества — используются экологически безопасные кислород и керосин.

Сейчас на космодроме Байконур проводятся запуски ракеты-носителя тяжелого класса «Протон-М», которая в момент старта содержит более 600 т топлива: высокотоксичного горючего — гептила и окислителя — азотного тетроксида. Большую часть этого топлива (свыше 400 т) содержит ее первая ступень. В случае аварии это представляет серьезную экологическую опасность. Помимо этого, технически невозможно обеспечить полное выгорание топлива основных ступеней ракеты, места падения которых в основном находятся на территории Казахстана. В качестве примера можно рассмотреть случай, который произошел в сентябре 2007 г., когда ракета-носитель «Протон-М» должна была вывести на орбиту японский спутник связи JCSAT-11. Старт с космодрома Байконур прошел успешно, но на 135-й секунде полета

из-за отказа рулевых машин, управлявших вектором тяги, были автоматически отключены двигатели второй ступени. В результате на территорию Казахстана упали вторая и третья ступени ракеты-носителя вместе с разгонным блоком «Бриз-М» и японским телекоммуникационным спутником. В месте падения произошел взрыв и начался пожар. Сразу после этого Астана ввела запрет на запуски ракет-носителей типа «Протон-М» с космодрома Байконур до выяснения всех обстоятельств произошедшего. Как следствие, за экологический ущерб Россия выплатила Казахстану 2,5 млн. долл. [1].

В качестве других преимуществ ракеты-носителя «Ангара» можно отметить модульность ее конструкции. Это позволяет создать целое семейство ракет-носителей: легкого (масса полезной нагрузки 3 — 5 т), среднего (13 — 15 т) и тяжелого (до 25 т) классов, а также использовать железную дорогу для доставки ракеты к месту старта. Причем максимальная полезная нагрузка ракеты-носителя «Ангара» на 14% больше, чем у «Протона-М».

Реализация проекта «Байтерек» взаимовыгодна для обеих стран. Россия сможет продолжить использовать космодром Байконур и начать поэтапный переход к эксплуатации нового экологически безопасного космического ракетного комплекса тяжелого класса. Для Казахстана будут предоставлены благоприятные условия для реализации национальной космической программы на основе независимого от других государств доступа в космос. Сейчас многое

зависит от того, насколько быстро Россия завершит период испытаний ракеты-носителя «Ангара». Первый ее запуск с космодрома Плесецк был запланирован на 2005 г. После этого старт «Ангары» переносился девять раз (на конец июня 2014 г.). Как следствие, казахстанская сторона решила пересмотреть свое отношение к этому проекту в пользу украинской ракеты-носителя «Зенит».

Определенную озабоченность уже с казахстанской стороны вызывают планы Москвы по строительству в Амурской области, вблизи поселка Углегорск, с использованием современных технологий нового российского космодрома «Восточный» как альтернативу аналогичного объекта в Казахстане. Завершение строительства космодрома планируется на 2016 г., что позволит спустя два года приступить к пилотируемым космическим полетам уже с российской территории. В частности, некоторые российские представители заявляют, что к 2020 г. 45% всех запусков будет осуществляться с этого космодрома, 44% — с космодрома в Плесецке и только 11% — с Байконура. Такие планы, в случае их реализации, будут свидетельствовать о сокращении российско-казахстанского сотрудничества в космической сфере.

В качестве преимуществ космодрома «Восточный» можно отметить следующее:

а) начальный участок траектории полета ракеты-носителя не проходит над густонаселенными районами России и над территориями иностранных государств;

б) районы падения отделяющихся

частей ракет-носителей расположены в малонаселенных районах территории России или в нейтральных водах;

в) место расположения космодрома находится поблизости от развитых железнодорожных и автомобильных магистралей и аэродромов.

В действительности Москва не собирается отказываться от использования космодрома Байконур до конца срока его аренды, который заканчивается в 2050 г. Речь идет лишь о снижении на него нагрузки.

С другой стороны, у нового космодрома имеются и недостатки [5]:

— необходимость строительства для космодрома собственного аэродрома, в то время как на Байконуре имеются два современных аэродрома, либо прокладки железнодорожной ветки от космодрома до ближайшего аэродрома для транспортировки космических аппаратов;

— увеличение различного рода издержек (как финансовых, так и временных).

Так, сейчас основные предприятия по производству космической продукции находятся в Москве, Самаре и Железногорске (Красноярский край). Оттуда космические аппараты, ракеты-носители и персонал доставляются на космодром Байконур железнодорожным и авиационным транспортом на расстояние 2,5 и 1,5 тыс. км соответственно. В случае создания космодрома «Восточный» такое расстояние превысит 5,5 тыс. км;

— новый космодром находится почти на 6 градусов севернее, чем Байконур, что приведет к снижению массы выводимых грузов;

— отработанные части ракет-носителей, падая в тайгу, будут вызывать лесные пожары, которые и так для этого региона являются серьезной проблемой;

— отсутствие жилья и объектов инфраструктуры для обслуживающего персонала.

В частности, численность необходимого персонала, вместе с семьями, может достигать 70 тыс. чел. Но в Углегорске проживает не более 5 тыс. чел., что вынуждает строить новый город, сопоставимый с областным центром Благовещенск.

Конечно, космодром Байконур используется уже достаточно давно. Если говорить о запусках ракет-носителей, то срок его эксплуатации составляет более 55 лет. Но здесь надо иметь в виду, что при строительстве космодрома закладывался большой запас прочности. До 2050 г. Байконур вполне работоспособен. Но дальше нужно проводить дополнительные исследования, поскольку мы выходим на 90-летний срок эксплуатации указанного космодрома.

В целом по техническим причинам даже в отдаленной перспективе космодром Байконур закрывать никто не собирается. Нет ясного понимания и того, как будут выполняться планы по космодрому «Восточный». В частности, на эту площадку планируется перенести все старты пилотируемых космических аппаратов, а это приблизительно четыре старта в год. Кроме того, на «Восточный», скорее всего, будет перенесена часть запусков спутников. По мере наращивания возможностей «Восточного», соответственно,

произойдет существенное сокращение стартов с Байконура. Однако в реальности примерно четверть российских стартов останется на космодроме Байконур.

Но вместе с этим для функционирования космодрома «Восточный» в полном объеме необходимо время. Здесь надо учитывать, что потенциал России совсем не тот, который был у Советского Союза. Соответственно, создать на Дальнем Востоке новый Байконур не удастся. В России такие процессы сейчас достаточно инерционны, поэтому космодром «Восточный» будет работать полнофункционально не раньше 2025 г.

С другой стороны, в сфере российской космической промышленности происходят очень серьезные изменения. Идет расширение и модернизация соответствующих производств, создаются новые цеха, осуществляется подготовка специалистов и технического персонала. Другими словами, те проблемы, из-за которых Россия теряла ракеты-носители вместе со спутниками, будут постепенно уходить. В таких условиях российская космическая сфера будет более привлекательной для Казахстана.

В настоящее время Казахстан выбирает западные страны для сотрудничества в сфере космоса, чтобы быстрее сделать рывок в сферу высоких технологий. Но здесь нужно четко понимать, что никто не даст передовых технологий.

К примеру, Россия закупила в Израиле технологии производства беспилотных летальных аппаратов (БПЛА). Но эти БПЛА уже морально

устарели. То же самое происходит и в отношении Казахстана, например, при сооружении спутников дистанционного зондирования Земли.

Ни одно государство, не имея очень прочных связей, как, например, между США и Великобританией, не идет на передачу современных технологий. Обычно передаются технологии, которые уже снимаются с производства. И с этой точки зрения Казахстан попадает на технологическое отставание. Это можно ликвидировать только за счет кооперации с Россией путем создания совместных производств. Полагаю, что нынешний период, когда Казахстан сделал большую ставку на западные компании, возможно, через некоторое время сместится в сторону российских компаний.

Есть еще один момент, на который следует обратить серьезное внимание. Если Казахстан пойдет на создание спутников двойного назначения или тем более военных космических аппаратов, то здесь принципиально важным станет исключение закупок на Западе комплектующих и элементной базы. Тогда вообще придется отказаться от привлечения к подобного рода работам иностранных специалистов. Причина этого состоит в том, что существует опасность так называемых закладок, которые по сигналу могут сделать казахстанские спутники неработоспособными.

В этих условиях, по-видимому, потребность тесного российско-казахстанского сотрудничества станет чрезвычайно важной. Поэтому нынешний некоторый дисбаланс в сфере космической индустрии Казахстана

будет постепенно выравниваться. И Россия будет иметь больше влияния, чем зарубежные государства, с учетом создания военного сегмента космоса. Но это, конечно, некоторая перспектива, а сейчас самое главное запустить проект «Байтерек».

Вывод на геостационарную орбиту спутника Ка28а1-3 свидетельствует о том, что Россия выполнила значительную часть своих обязательств перед Казахстаном. Запуск же спутника, который собран при сотрудничестве с французскими и другими западными компаниями (его планируют осуществить в ближайшее время), подтвердит то, что Казахстан получает определенную независимость от России в сфере создания спутников мирного назначения. Но это не говорит о том, что данная тенденция будет усиливаться, поскольку остается зависимость от ракет-носителей. И здесь у Казахстана два варианта: либо использовать иностранные ракеты-носители, либо запускать «Байтерек».

Таким образом, сотрудничество России и Казахстана в области освоения космоса продолжается. Уже выведены на геостационарную орбиту с помощью российских ракет-носителей спутники связи и вещания Ка28а1> 2 и Ка28а1-3. Только приостановлены совместные работы по созданию на космодроме Байконур ракетного комплекса «Байтерек».

Российские компании и организации продолжают помогать РК в создании национальной космической промышленности. Одновременно Астана развивает сотрудничество с работающими на этом рынке европей-

скими компаниями, что создает для России реального конкурента в лице Евросоюза. В этих условиях Москве целесообразно развивать партнерские отношения с Астаной уже на многостороннем уровне, максимально используя имеющийся потенциал в первую очередь в сфере вывода на орбиту космических аппаратов и подготовки соответствующих технических специалистов. Казахстанскому руководству,

со своей стороны, следует взвешенно принимать решения в этой области с учетом не только среднесрочной, но и долгосрочной перспективы.

В частности, для РК принципиально важно продолжать сотрудничество с РФ по ракетам-носителям. Именно это является базисом российско-казахстанского сотрудничества в сфере освоения космоса и залогом будущего космодрома Байконур.

Список литературы

1. Аварии ракеты-носителя «Протон-М». Хронология. [Электронный ресурс]. URL: http://altsmi.ru/2014/05/avarii-rakety-nositelya-proton-m-xronologiya/

2. Евсеев В.В. Центральная Азия: внутренние и внешние угрозы: 1991 — 2011. М.: Наука, 2012. С. 117.

3. Из-за технических проблем откладывается запуск ракеты-носителя «Зенит» по программе «Морской старт» // Группа «Интерфакс». 2014 31 марта.

4. Космический аппарат «KazSat-2» передан в управление заказчику // Информационный сайт «Постсовет.Яи». [Электронный ресурс]. URL: http://www.postsovet. ru/blog/video/223565.html

5. Космодром «Восточный» заменит Байконур // Информационный сайт «Правда.Ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravda.ru/society/how/03-07-2012/1120890-vostochniy-0/

6. Лихачев М. Космическая программа Казахстана // Российский институт стратегических исследований. [Электронный ресурс]. URL: http://www.riss.ru/analitika/2516-kosmicheskaya-programma-kazakhstana#.U2FBYah0p5E

7. Николаев В. Кто застраховал KazSat-1? // Информационно-аналитический портал «Республика». [Электронный ресурс]. URL: http://www.respublika-kz.info/ news/business/30536/

8. Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin. ru/news/19597

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.