Интеллигенция и мир. 2022. № 1. С. 45—72. Intelligentsia and the World. 2022. No. 1. P. 45—72.
Научная статья
УДК 327 (091) (470+571) "20"
DOI: 10.46725/IW.2022.1.3
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2000—2021 гг.: СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Анастасия Павловна Анисимова1, Сергей Валерьевич Точеное2
1 Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, withluvprod@gmail.com, https://orcid.org/ 0000-0003-0501-6899
2 Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, stochenov@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9164-9988
Аннотация. В статье в сжатом, сконцентрированном виде представлена попытка анализа взаимоотношений России и Израиля в области культуры, науки и образования в начале XXI века и на современном этапе. Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, тем, что обозначенные выше аспекты недостаточно освещены в научных трудах и чаще всего упоминаются в рамках общего исследования российско-израильских отношений, а не в качестве отдельно взятой темы. Кроме того, нельзя не учитывать, что решение проблем межкультурного взаимодействия имеет весомую значимость, так как является фундаментальным элементом межгосударственного взаимодействия. И немаловажно, что культурно-гуманитарные связи формируют «имидж» страны за рубежом. Поэтому выстраивание грамотной культурной политики (в том числе и как инструмента «мягкой силы») всегда будет значимым направлением деятельности государств.
Цель данного исследования состоит в анализе развития культурно -гуманитарной сферы российско-израильского сотрудничества в 2000— 2021 гг. Методологическая база исследования в рамках системного подхода основывается на принципах историзма, причинности и объективности. Основой теоретической базы анализа отношений России и Израиля являются идеи неореализма (в интерпретации Кеннета Уолтца). В числе общенаучных методов исследования — анализ, синтез, индукция,
© Анисимова А. П., Точенов С. В., 2022
дедукция. Среди основных методов политологического исследования — контент-анализ, метод экспертных оценок, метод количественного анализа статистических данных.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. В целом, российско-израильское сотрудничество в культурной сфере можно охарактеризовать как эффективное, поскольку видна динамика расширения контактов и укрепления связей на всех уровнях и по всем рассмотренным направлениям. Начав с нормативно-правового закрепления отношений, государства перешли в активную стадию реализации подписанных соглашений во втором десятилетии XXI века. К настоящему времени траектории развития корректируются исходя из современных вызовов. Можно говорить о нахождении отношений на своей высшей точке за весь исследуемый период, несмотря на наличие внешне- и внутриполитических проблем и разногласий.
Ключевые слова: Российская Федерация, Государство Израиль, культурно-гуманитарное сотрудничество, культурные связи, культурный обмен, наука, образование, туризм, паломничество
Для цитирования: Анисимова А. П., Точеное С. В. Российско-израильские отношения в 2000—2021 гг.: сотрудничество в области культуры, науки и образования // Интеллигенция и мир. 2022. № 1. С. 45—72.
Original article
RUSSIAN-ISRAILI RELATIONS IN 2000—2021: COOPERATION IN THE FIELD OF CULTURE, SCIENCE AND EDUCATION
Anastasia P. Anisimova1, Sergey V. Tochenov2
1 Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, withluvprod@gmail.com, https://orcid.org/ 0000-0003-0501-6899
2 Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, stochenov@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9164-9988
Abstract. The article briefly presents an analysis of the relationship between Russia and Israel in the field of culture, science and education from the beginning of the XXI century to the present stage. The relevance of this work is due to the fact that the studied aspects are insufficiently covered in scientific works and are most often mentioned in the framework of a general study of Russian-Israeli relations, but not as a separate topic. In addition, solving the problems of intercultural interaction is of great importance, since
it is a fundamental element of intergovernmental relations. And it is important that cultural and humanitarian ties form the country's "image" abroad. Therefore, building a competent cultural policy (including as an instrument of "soft power") will always be a significant area of state's activity.
The purpose of this study is to analyze the development of the cultural and humanitarian sphere of Russian-Israeli cooperation in 2000—2021. The methodological basis of the research within the framework of the systems approach is based on the principles of historicism, causality and objectivity. The theoretical basis for the analysis of relations between Russia and Israel is based on the ideas of neorealism (as interpreted by Kenneth Waltz). General scientific research methods include analysis, synthesis, induction, deduction. The main methods of political science research include content-analysis, the method of expert assessments, and the method of quantitative analysis of statistical data.
The conducted research allows us to draw the following conclusions. In general, Russian-Israeli cooperation in the cultural sphere can be characterized as effective, since one can see the dynamics of expanding contacts and strengthening ties at all levels and in all the areas considered. Starting with the normative and legal consolidation of relations, the states moved into an active stage of implementation of the signed agreements in the second decade of the XXI century. By now, development trajectories are being adjusted based on modern challenges. We can talk about finding relations at their highest point for the entire study period, despite the presence of external and internal political problems and disagreements.
Keywords: Russian Federation, State of Israel, cultural and humanitarian cooperation, cultural ties, cultural exchange, science, education, tourism, pilgrimage
For citation: Anisimova, A. P. and Tochenov, S. V. (2022), 'Russian-Israeli relations in 2000—2021: cooperation in the field of culture, science and education', Intelligentsiia i mir [Intelligentsia and the World], no. 1, pp. 45—72 (in Russ.).
Введение
Актуальность. Культурно-гуманитарное сотрудничество — понятие, включающее в себя широкий спектр межгосударственных отношений; деятельность, направленная на осуществление людьми и организациями совместных мероприятий и программ для достижения взаимополезных культурных, научных, образовательных и т. п. целей. В российско-израильском диалоге такого типа взаимодействия имеют ключевое значение, поскольку народы
и государства тесно связаны исторически, что позволяет им развивать именно сотруднические отношения по большинству вопросов в культурной и гуманитарной сферах.
Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами:
— культурно-гуманитарные связи — фундаментальный элемент межгосударственного взаимодействия, отличительной особенностью которого во многом является возможность движения «снизу вверх»: от отношений конкретных людей, отдельных социальных групп, различных слоев общества к отношениям на государственном уровне;
— изучение культурно-гуманитарных отношений России и Израиля представляет интерес для научного анализа и способствует более глубокому пониманию многих «поведенческих» особенностей во взаимоотношениях государств в политической, экономической и социальной сферах, дает возможность прогнозировать развитие общего вектора российско-израильских отношений;
— в России и Израиле проживают широко представленные диаспоры: в Израиле — выходцы из СССР (и России), в России — евреи, проживающие в стране долгие годы и образовавшие в государстве свои общины;
— взаимодействие стран в области культуры, науки и образования в XXI веке недостаточно освещено в научных трудах и чаще всего изучается в рамках общего исследования российско-израильских отношений, а не в качестве отдельно взятой темы.
— в 2021 году Россия и Израиль отмечают тридцать лет с момента восстановления дипломатических отношений. Поэтому культурно-гуманитарная повестка и ее исследование представляет научный интерес.
Постановка вопроса. Цель данного исследования состоит в анализе развития культурно-гуманитарной сферы российско-израильского сотрудничества в 2000—2021 гг.
Цель будет реализована через выполнение следующих задач:
— проанализировать основные направления российско-израильского культурного обмена в сферах искусства, музыки, литературы, кинематографа, театра, туризма и паломничества;
— охарактеризовать научное сотрудничество государств в указанный период;
— изучить развитие отношений России и Израиля в сфере образования;
— представить анализ деятельности и роли организаций, отвечающих за работу в интересующих нас сферах.
Источниковедческий обзор. Эмпирическая база исследования достаточно объемна и представлена несколькими группами источников.
Опубликованные документы включают в себя двусторонние соглашения и меморандумы, касающихся культурно-гуманитарной сферы российско-израильских отношений. Анализ данной группы источников позволил очертить видение российской и израильской политической элитой основных направлений и сфер сотрудничества. Изучение нормативно-правовых актов, представленных федеральными законами, разного рода указами поспособствовало выявлению юридической основы, на которой строилось российско-израильское взаимодействие, объяснялась логика принятия тех или иных решений. Концептуальные документы представлены разного уровня документами РФ, которые декларируют и очерчивают основной круг деятельности различных организаций или всего государства. В данной связи стоит отметить, что Израиль не публикует доктринальных и концептуальных документов.
Источники личного происхождения представлены интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Израиля в РФ Александра Бен Цви для Интерфакса 21 ноября 2020 г и Открытым письмом Генеральному директору «Уральские пельмени про-дакшн» Евгению Орлову от 13 января 2021 г. В отличие от документальных публикаций данный тип источников иллюстрирует видение конкретных людей, принимавших участие в процессе развития двусторонних отношений. Он позволяет выявить различные точки зрения, разное видение ситуаций, что важно для работы, несмотря на субъективность представленных мнений.
Материалы СМИ (РИА «Новости», BBC News, Yedioth Ahronoth и др.) дают возможность проанализировать, как протекали различные процессы и явления, увидеть интерпретации одних и тех же событий глазами разных сторон: России, Израиля и третьих стран.
В качестве дополнительных источников были использованы данные статистики и информационно-справочные материалы.
Методология и методы исследования
Методологическая база исследования строится в рамках системного подхода на принципах историзма, причинности и объективности. Основой теоретической базы анализа взаимоотношений двух стран в культурно-гуманитарной сфере являются идеи неореализма (в интерпретации Кеннета Уолтца), которые позволяют проанализировать существующие межгосударственные отношения как некую систему, в которой Россия и Израиль выстраивают взаимодействие. Анализ уводится от рассмотрения исключительно самих государств к системе, среде, которая их формирует.
Говоря о методах исследования, необходимо отметить, что в числе общенаучных необходимым видится использование методов анализа и синтеза, первый из которых применим к рассмотрению отдельных направлений и сфер сотрудничества государств, а второй — обязателен при анализе общих закономерностей в развитии межгосударственных отношений. Методы индукции и дедукции необходимы для систематизации и упорядочивания выявленной в процессе сбора данных информации. Среди основных методов политологических исследований использование количественного контент-анализа обоснованно при изучении документов и соглашений, заключенных сторонами. Метод экспертных оценок полезен для формулирования прогнозов в отношении тенденций и перспектив развития российско-израильских отношений в культурно-гуманитарной сфере. Применение метода количественного анализа статистических данных необходимо для определения уровня развития одной из важных составляющих культурно-гуманитарного сотрудничества — туризма.
Основная часть
Культурный обмен
Культурные связи — важный феномен в развитии межгосударственных отношений, который оказывает существенное влияние на остальные сферы взаимоотношений, поскольку именно он формирует почву и возможности для лучшего понимания менталитета и особенностей обеих сторон, позволяя народам и государствам, имеющим разные корни и культурные традиции, найти точки соприкосновения и заложить основы взаимного уважения отличительных особенностей друг друга.
Культурный обмен оказывает влияние и на экономическую сферу межгосударственных отношений, так как организация и проведение мероприятий в области культуры, науки, образования, открытие разного рода площадок, музеев, а также туризм — все эти направления требуют финансовой поддержки и предоставляют возможность для развития экономических связей.
Изучение культурных связей России и Израиля включает в себя анализ контактов в области литературы, музыки, театра, кинематографа, живописи и т. д.; культурных мероприятий в этих сферах; а также развития туризма и паломничества.
В период после восстановления дипломатических отношений в 1991 г. были подписаны основополагающие договоры в культурной сфере, однако их реализация началась позднее, в начале XXI века.
Одним из ключевых факторов, способствующих культурному обмену, являлось проживание в Израиле большого количества русскоязычного населения, репатриантов, эмигрировавших туда еще в советский период и относительно обширной еврейской диаспоры, живущей в России.
В основе построения культурного обмена лежали положения, закрепленные в Соглашении 1994 г. и действующие по сей день1. В нем подчеркивалась необходимость развития отношений в различных областях культуры, искусства, образования, молодежных обменов и спорта. Важными направлениями в рамках культурной сферы взаимодействия в документе были выделены: культурный обмен, подразумевающий регулярные приглашения деятелей культуры и искусства, творческой молодежи для учебы в высших художественных учебных заведениях и других учреждениях культуры; совершенствование системы управления в культурной среде путем обмена опытом и специалистами, реализации совместных программ повышения квалификации кадров; контакты между музеями двух стран, проведение выставок,
1 Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль от 25 апр. 1994 г. URL: http://www.mid.ru/ foreign_poHcy/intemationd_contracts/2_contract/-/storage-viewerMlateral/page-337/48164 (дата обращения: 01.07.2020).
организация конференций, а также обмен кадрами, информацией и документацией в данной сфере2.
В 2000 г. вступило в силу еще одно Соглашение3, после подписания которого в Москве и Тель-Авиве появились организации, координирующие работу по налаживанию связей в сфере культуры.
В настоящий момент внешняя культурная политика России определяется президентом и осуществляется министерством иностранных дел. Ее основные положения закреплены в «Концепции внешней политики Российской Федерации» (2016); документах: «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» (2010) и «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами» (2001). Согласно официальной позиции, особая ответственность в деле формирования и проведения внешней культурной политики России лежит на загранучреждениях МИД РФ. В процессе ее реализации МИД активно взаимодействует с неправительственными организациями обеих стран, деятельность которых направлена на развитие внешних культурных связей.
С израильской стороны, культурно-гуманитарное сотрудничество координирует МИД Израиля, в частности, подразделение по научным и культурным связям. В своей деятельности государство также опирается на работу своих заграничных учреждений — Посольства и Консульства Израиля в РФ. Реализация внешних культурно-гуманитарных связей особо активно проводится на уровне культурных центров государств и в рамках диаспорального диалога.
Израильский культурный центр является государственной организацией, подведомственной Посольству Израиля в РФ, и имеет представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Деятельность организации затрагивает вопросы, как культурного сотрудничества, так и гуманитарного: мероприятия центра, нацеленные на знакомство с израильской и еврейской
2 Там же.
3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 31 окт. 1996 г. URL: http://www.mid.ru/ foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/ (дата обращения: 01.07.2020).
культурой; содействие в установлении и развитии контактов и сотрудничества между творческими и культурно-просветительными организациями двух стран, а также в изучении языков; координация культурных мероприятий Израиля в России; оказание поддержки развитию контактов между регионами и городами двух стран в области культурных связей4.
В Израиле на базе Консульства РФ открыт Российский культурный центр (РКЦ), который расположен в Тель-Авиве. Посредством его деятельности осуществляется основной перечень мероприятий, связанных с русской культурой. РКЦ является отделением Россотрудничества в Израиле, деятельность которого также затрагивает культурно-гуманитарную сферу отношений. Главными задачами деятельности представительства являются: популяризация российской культуры и искусства в Израиле; поддержка изучения и преподавания русского языка; содействие реализации совместных российско-израильских программ в культурной, научно-технической и образовательной сферах5.
На базе Центра проводятся концерты российских музыкальных и танцевальных коллективов; творческие встречи с известными российскими деятелями культуры; выставки современных художников; тематические фотовыставки архивных материалов российских музеев; кинопоказы современных российских фильмов; спектакли российских театров для взрослой и детской аудитории.
Благодаря деятельности культурных центров было организовано и проведено множество мероприятий культурного обмена, которые стоит рассмотреть отдельно.
Например, начиная с 2000 г., на протяжении девяти лет в Тель-Авиве проводился фестиваль «Из России с любовью». В нем принимали участие популярные звезды российской эстрады. В 2009 г. фестиваль был отменен по причинам финансового характера, связанным с мировым экономическим кризисом. В рамках других фестивалей и проведения праздничных мероприятий на территории Израиля выступила большая часть знаменитостей российской эстрады. Например, известнейший фестиваль «Песня года», который транслировался по советскому телевидению
4 Там же.
5 О Россотрудничестве: официальный сайт Россотрудничества. URL: http://rs.gov.ru/ru/about (дата обращения: 17.08.2020).
с 1971 г. и является по сей день важной составляющей культурной жизни россиян, в 2000 и 2001 гг. проводил свои гастрольные концерты именно в Тель-Авиве. В них участвовали: ВИА «Самоцветы», Ф. Киркоров, Б. Моисеев, Ю. Антонов, А. Пугачева, И. Николаев, И. Крутой, И. Аллегрова, Л. Лещенко и другие6.
В период с 2009 по 2020 г. российские артисты регулярно выступали в Израиле в рамках гастрольных туров по миру, но их количество постоянно уменьшалось. Это было связано с усложнением политической обстановки, реакцией на события в Грузии 2008 г., ситуацией на Украине 2014 и последующих лет.
В 2018—2019 гг. в крупных городах Израиля проходили концерты, организованные при участии российского посольства и Российского культурного центра. Они были посвящены поэту Андрею Дементьеву, который в 90-е годы занимал пост главы ближневосточного представительства РТР7. Выступали Т. Гвердцители, Зара, М. Тишман и др. В 2020 г. концертная и гастрольная деятельность была поставлена на паузу в связи с пандемией COVID-19, выступления были перенесены.
В 2021 г. в СМИ появилась информация о возможном запрете концертной деятельности звезд российской эстрады в Израиле. Эта инициатива исходила не от государственных структур, а от частной ассоциации актеров «Маген», которая обвиняла актеров и компанию «Уральские пельмени продакшн» в антисемитизме, пропаганде ненависти, расизме, стереотипном и, в свою очередь, разжигающем межнациональную рознь представлении8. Причиной этого послужили ролики выступлений артистов, выложенные на платформе YouTube, с представленными в них сатирическими скетчами про евреев и комментарии под ними. «Маген» собиралась добиться запрета на въезд 50 деятелей российской эстрады и актеров, в том
6 Песня года: форум. URL: http://pesnyagoda.frmbb.ru (дата обращения: 22.03.2019).
7 В Израиле проходят концерты, посвященные поэту Андрею Дементьеву // Rambler News. 2019. 8 апр. URL: https://news.rambler.ru/other/ 42001595/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copyli (дата обращения: 22.03.2019).
8 Открытое письмо Генеральному директору «Уральские пельмени продакшн» Евгению Орлову от 13 янв. 2021 г. URL: https://www.hamagen.org.il/ требование-к-уральским-пельменям/ (дата обращения: 08.02.2021).
числе и тех, кто имел еврейские корни. Подобные случаи не указывают на ухудшение российско-израильского культурного обмена в целом, но иллюстрируют усложнение ситуации.
Концерты и выступления популярных звезд израильской эстрады в России на регулярной основе не проводятся. Это связано с тем, что иврит и идиш не популярны в России так, как русский язык в Израиле. Кроме того, современные израильские исполнители более ориентированы на англоговорящую аудиторию, поскольку развитие в этом направлении может гарантировать большие карьерные перспективы для творческого развития. Но все-таки гастроли были, среди них — концерты Даниэля Большого, израильского гитариста мирового масштаба, в Москве в 20 099 и рок-группы The Ultras в 2013 г.10
Культурный обмен в сфере кинематографа также активен. Удалось выделить несколько направлений его развития: русскоязычный и российский кинематограф; еврейское кино; израильские кинофильмы.
Первое направление развивается стабильно, поскольку пласт русскоязычных репатриантов в Израиле создает спрос на показ подобного контента. На базе РКЦ регулярно проводятся киновечера, на которых желающие могут приобщиться к русской культуре, просматривая как старые советские киноленты, так и новинки российского кинематографа. Например, в 2009 г. в рамках очередного фестиваля «Русское кино» состоялись творческие вечера режиссеров Ю. Норштейна и В. Пендраковского11. В рамках того же фестиваля состоялся показ классики советской мультипликации: «Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Приключения кота Леопольда»12.
9 Концерт Даниэля Большого в Москве: новости культурного центра Израиля. 15.12.2009 // Израиль для Вас: официальный сайт «Натив». URL: http://il4u.org.il/moscow/news/koncert-danielya-bolshogo#more-1272 (дата обращения: 02.05.2019).
10 Концерт The Ultras: новости культурного центра Израиля. 13.12.2013 // Израиль для Вас: официальный сайт «Натив». URL: http://il4u.org.il/ moscow/news/xanuka-svershilos-2#more-4469 (дата обращения: 02.05.2019).
11 Израильтяне хотят смотреть российские фильмы: новости. 16.12.2009 // Русский мир: информационный портал фонда «Русский мир». URL: https://russkiymir.ru/news/17960/ (дата обращения: 07.02.2021).
12 Там же.
Кроме подобных мероприятий, израильтяне могут посмотреть большинство новинок российского кино в городских кинотеатрах, фильмы показываются в английской озвучке, либо с субтитрами на иврите.
«Еврейское кино» (художественные, документальные, короткометражные и анимационные фильмы, посвященные тематике еврейской культуры, истории еврейской диаспоры, их национальной идентификации и современной проблематике еврейства) в рамках российско-израильского обмена играет важную роль. В России оно транслируется в рамках Московского еврейского кинофестиваля, который проходит ежегодно с 2015 г.
Израильский кинематограф ежегодно представлен в России на «Фестивале израильского кино», который в 2021 г. состоится в 19-й раз. Мероприятие организуется московским кинотеатром «Пионер» совместно с Посольством Израиля в России. На фестивале ежегодно транслируются премьеры работ, снятых израильскими режиссерами13.
Сфера литературы также активно проявляет себя в рамках культурного обмена России и Израиля. За годы репатриации в Израиле выросло поколение, не говорящее на русском языке, но имеющее русские корни. Их родители воспитывались на произведениях русской (советской) литературы и хотят делиться своим опытом с молодежью.
Начиная с 2002 г., на Московской международной книжной выставке-ярмарке стала выставляться литература Израиля. В 2008 г. было решено выставлять и переводы русской литературы на иврит. В Израиле издаются Пушкин, Достоевский, Гоголь, Замятин, Булгаков, Чехов, Набоков, Бунин, Шаламов и др., а также классическая и современная поэзия. Переводами занимаются бывшие репатрианты,
14
заинтересованные в сохранении наследия русской литературы .
Частью межкультурного обмена в литературной сфере также являются сочинения еврейских авторов, книги по иудаике,
13 19-й фестиваль израильского кино: официальный сайт «Пионер Кинотеатр». URL: https ://pioner-cinema.ru/event/19-j -festival-izrailskogo-kino/ (дата обращения: 07.02.2021).
14 Михайлова М. Народ книги // Алеф: ежеквартальный международный еврейский журнал. 2008. 2 окт. URL: http://www.alefmagazine.com/ pub1574.html (дата обращения: 22.02.2019).
истории еврейского народа и иудаизма, большинство которых написаны на иврите и идише. Благодаря работе нескольких организаций, появилась возможность перевода данных работ на русский язык и их распространение, которое полезно и значимо не только для русскоязычной части еврейской диаспоры, желающей изучить свои корни, но и для россиян, которые хотят познакомиться с историей и культурой другого народа из первоисточников. Наиболее значимую роль в подобном обмене в России играют три организации: издательство «Гешарим / Мосты культуры», издательство «Яхад» и издательский дом «Книжники». Благодаря их работе у русскоязычной аудитории есть возможность изучать историю евреев, в т. ч. русской еврейской диаспоры, и знакомиться с современным творчеством, которое отражает культурные ценности евреев, что положительно влияет на межкультурный диалог двух народов.
Театр, как зрелищный вид искусства, синтезирующий в себе литературу, музыку, хореографию, вокал и др., также является частью культурного обмена, имеющего глубокие исторические корни. Два театра в Израиле были образованы благодаря советским репатриантам: национальный театр «Хабима» и театр «Гешер». Второй долгое время был официально двуязычным, все постановки игрались и на русском, и на иврите. Гастрольный обмен в театральной сфере проводится на регулярной основе. Так, израильский театр «Гешер» приезжал в Россию за последние годы семь раз15. «Хабима» приезжал с постановками в Театр Вахтангова в 2018 г.16
Созданный в 2014 г. некоммерческий негосударственный фонд «Mart» способствует развитию культурного обмена России и Израиля. Цель и миссия фонда состоит в продвижении и распространении русской культуры за рубежом17. Организация провела первые гастроли театра «Гоголь-Центр» в Израиле, фестиваль современной хореографии «Context. DianaVishneva» в Тель-Авиве.
15 "Ш р-Ш'Л ^ win "ran Официальный сайт театра Гешер. URL: https://www.gesher-theatre.co.il/he/home/a7main/ (дата обращения: 07.02.2021).
16 Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Израиля в РФ Александра Бен Цви для агентства «Интерфакс» от 21 нояб. 2020 г. URL: https://www.interfax.ru/interview/737976 (дата обращения: 07.02.2021).
17 О фонде: официальный сайт Фонда «Mart». URL: https://mart.foundation (дата обращения: 13.05.2021).
На первом фестивале «Mart» состоялся показ спектакля «Пьяные» (БДТ им. Товстоногова), премьеры постановок театра современной хореографии «Провинциальные танцы», театра Р. Габриадзе, концерты К. Рихтера, В. Мартынова и ансамбля «OPUS POSTH», гастроли театра имени Вахтангова со спектаклем «Наш класс», а также балета «Пахита» театра «Урал Опера Балет» в Национальном театре «Хабима»18, музыкальный спектакль «Наша Алла» компании «Гоголь-Центр» в театре «Гешер»19.
В рамках российско-израильского обмена основное внимание уделяется репрезентации и сохранению наследия культуры диаспор. В России действует несколько музеев, посвященных еврейской культуре, среди наиболее значимых — Еврейский музей и центр толерантности, Музей истории евреев в России.
Еврейский музей и центр толерантности включает в себя постоянную экспозицию, посвященную истории еврейской общины в России с середины XVIII в. до наших дней и постоянно обновляющиеся временные выставки, на которых представляется широкий спектр культурного наследия еврейской диаспоры разных лет, современное израильское искусство.
Музей истории евреев в России занимается реконструкцией картины еврейской жизни на территории Российской империи и СССР во всем многообразии ее культурных, социальных и политических форм. В нем представлены документы по истории еврейского образования и Хаскалы, артефакты светской культуры, музыки и литературы на идише и иврите.
В российских музеях и галереях, в рамках международного музейного взаимодействия, регулярно проводятся выставки израильских художников, скульпторов, коллекционеров.
Русская культура в Израиле представлена в Музее русского искусства. Его коллекция включает в себя работы представителей Серебряного века: В. Серова, Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Гончаровой, М. Волошина.
18 «Урал Опера Балет» и «Провинциальные танцы» едут на фестиваль в Тель-Авив: новости 26.10.2019 // Балет 24. URL: http://balet24.ru/ ?tag=фестиваль-m-art (дата обращения: 13.05.2021).
19 Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Израиля в РФ Александра Бен Цви для агентства «Интерфакс» от 21 нояб. 2020 г.
Долгие годы в Израиле стоял остро вопрос об отсутствии культурной репрезентации русскоязычной диаспоры. В 2021 г. ситуация сдвинулась с мертвой точки: планируется открытие Центра наследия евреев СССР. В нем будут представлены отделы, посвященные достижениям советских евреев в науке, искусстве, спорте; вкладу русскоязычной диаспоры в создание и развитие Израиля.
Культурный обмен России и Израиля, как межгосударственное сотрудничество, проявляет себя и в виде взаимной организации «Дней Москвы» в Израиле и «Дней Иерусалима» в Москве. Первые «Дни Москвы» в Израиле открылись торжеством в театре «Гешер» в Тель-Авиве в 2013 г. В их рамках состоялись переговоры, деловые партнерские встречи представителей московской делегации с израильскими специалистами и представителями местных бизнес-кругов и «круглые столы». В 2017 г. в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе и Нетании прошли вторые «Дни Москвы»20.
В сентябре 2017 г. в рамках организации «Дней Иерусалима» в Москве прошел культурный фестиваль на площадке Музея Москвы на Зубовском бульваре. Он был нацелен на ознакомление россиян с культурой и искусством Иерусалима, дальнейшее развитие сотрудничества и укрепление взаимопонимания между двумя городами. Прошли выступления израильской джаз-группы «Маджаул», ярмарка израильской кухни при участии торговцев популярного рынка Иерусалима «Махане Иегуда», уроки от знаменитых шеф-поваров Иерусалима, показ мод, совместный проект хореографа М. Либман-Шарон, видеохудожника Я. Нирель и доктора наук О. Бенни, изучающих синтез нанотехнологий и ви-деоарта, фото-выставка «Люди Иерусалима»21.
Мероприятия, в большинстве своем, носили культурно-образовательный характер и не были связаны с исторической памятью. Израиль преподносился как интересная восточная страна с особой культурой, открытой для ознакомления. Тогда как
20 В Израиле стартовали Дни Москвы: официальный сайт мэра Москвы. 25.04.2017. URL: https://www.mos.ru/news/item/29045073/ (дата обращения: 13.05.2021).
21 В Москве пройдут Дни Иерусалима: официальный сайт мэра Москвы. 08.09.2017. URL: https://www.mos.ru/news/item/29045073/ (дата обращения: 07.02.2021).
в Израиле в ходе фестиваля образ Москвы и России был представлен как «старый близкий родственник», объединенный с Израилем общими ценностями и памятью. Возможно, это связано с реальным существованием феномена «русского Израиля» и отсутствием такового в России.
За двадцать один год российско-израильский культурный обмен прошел путь от своего концептуального закрепления и создания ответственных за него организаций до полноценного и стабильно развивающегося сотрудничества.
Туризм и паломничество
Туризм играет важную роль не только в экономическом развитии государства, но и в качестве инструмента межкультурного обмена, поскольку туристическая привлекательность опирается на аутентичность местной культуры и ее историю.
Как часть культурной сферы сотрудничества России и Израиля, туризм занимает отдельное и значимое положение. За последние двадцать лет привлекательность Израиля для российских туристов повысилась, что можно считать результатом сочетания нескольких факторов.
В начале 2000-х Израиль как туристическое направление, за исключением религиозного туризма, не имел высокой привлекательности для россиян. Это можно было связать и со сложной внешнеполитической и внутриполитической ситуацией в самом Израиле, и с невысоким уровнем международного туризма в России. В 2001—2003 гг. из-за политических событий, связанных с началом Второй Интифады (вооруженного восстания палестинских арабов против израильской власти на территории Западного берега реки Иордан и Сектора Газа), на туристическом рынке наблюдался значительный спад. По официальным данным в 2000 г. в страну въехало 36 тыс. российских туристов, в 2001 — 55 тыс., в 2002 — 37 тыс. человек22. До 2008 г. въезд в Израиль для российских граждан был возможен только при наличии
22 — ПП~1КП 'ЛТРОТ ЛГР'Л 2003 — -30Ö 54. Услуги по туризму
и размещению — Статистический отчет Израиля 2003. № 54. URL: https://www.cbs.gov.il/he/publications/doclib/2006/23.shnaton%20tourism% 20and%20hotels/st23 05.xls
въездной визы, что являлось дополнительным барьером для увеличения уровня туристического потока.
В 2008 г. вступило в силу российско-израильское соглашение о безвизовом режиме поездок граждан23. Ожидалось, что это значительно повысит привлекательность Израиля для российских туристов. Турпоток из России действительно вырос на 84 %, достигнув 356 тыс. в 2009 г. Наибольшее число россиян, посетивших Израиль, было зафиксировано в 2014 г. — 361 тыс. Израильская сторона активно занялась привлечением российского турпотока на фоне событий, связанных с запретом авиасообщения России и Египта в конце 2015 г. Министерство туризма Израиля направило 6 млн. долларов на соответствующие мероприятия, основная часть которых была направлена на взаимодействие с российски-
24
ми туроператорами .
Несмотря на позитивные моменты в развитии сотрудничества в сфере туризма и на принятие с 2016 г. трехгодичной программы совместных действий между Министерством туризма Израиля и Федеральным агентством по туризму России25, в 2017—2019 гг. участились случаи массовых отказов российским туристам во въезде в Израиль и их последующая депортация. Принимающая сторона была озабочена излишним притоком желающих нелегально иммигрировать к ним в страну. По мнению израильских властей, россияне стали чаще обращаться за политическим убежищем, однако делали это не из политических, а экономических соображений. Все больше граждан РФ, пользуясь безвизовым режимом, приезжают в страну, а затем оформляют запрос на убежище и на время его рассмотрения получают возможность работать. Эти заявления нельзя назвать беспочвенными.
23 Отменен визовый режим между Россией и Израилем // Российская газета. 2008. 21 марта. URL: https://rg.ru/2008/03/21/israil-anons.html (дата обращения: 16.05.2019).
24 Израиль вложит $6 млн в привлечение туристов из России // Коммерсантъ. 2015. 14 нояб. URL: https://www.kommersant.ru/amp/2854693 (дата обращения: 08.02.2021).
25 Двусторонние отношения: Россия — Израиль: официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/il/? currentpage=main-country (дата обращения: 21.08.2020).
Ответные действия российской стороны были зеркальными, там стали депортировать израильских граждан. Десять туристов, прилетевших в Москву в феврале 2020 г., были высланы. Проблема существует, однако в целом российско-израильский туристический обмен развивается в позитивном ключе.
Отдельной и значимой частью турпотока в Израиль является религиозное паломничество в Иерусалим и иные Святые места, находящиеся на территории государства. Оно проходит как в рамках организованных туров (часть из которых курирует РПЦ), так и в порядке индивидуальных визитов. Ежегодно тысячи россиян приезжают в Израиль в основном в праздничные и значимые для православия даты. Израильская сторона всячески поддерживает данные инициативы, поскольку они приносят экономические выгоды государству. По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, основными местами посещения для паломников на Святой Земле являются: Храм Рождества Христова и пещера Иосифа в Вифлееме; гора «Нагорной проповеди» в Капернауме; монастырь кармелитов близ Нетании и Хайфы; храм и гробница Георгия Победоносца в Лидде; церковь святого Петра и часовня Тавифы в Яффе; храм Благовещения в Назарете и конечно Иерусалим.
2020 г. внес свои коррективы и приостановил многие инициативы в сфере культурного обмена, в особенности туризма и паломничества. Пандемия СОУГО-19 привела к закрытию границ и авиасообщения. Израиль был одним из первых, кто еще до лок-дауна ввел ограничительные меры для приезжающих — обязательный 14-дневный карантин26.
В исследуемый период, сфера туризма развивалась наименее стабильно относительно остальных. При росте турпотока, позитивных моментов, касающихся постепенной отмены визовых ограничений, периодически возникают проблемы, носящие как внутри-, так и внешнеполитический характер, мешающие стабильному развитию данной сферы. В меньшей степени данные дестабилизирующие факторы влияют на паломнические миссии.
26 лчк'-зп twö.In-w лгтой □'nxv? срош? лтгал: официальный сайт Министерства здравоохранения Израиля. URL: https://www.gov.il/he/ departments/guides/flying-to-israel-guidlines (дата обращения: 01.04.2021).
Взаимодействие в сфере науки
Развитие научного сотрудничества — одно из ключевых стратегических направлений в рамках двусторонних отношений государств по многим причинам, среди которых:
— тесная связь данной области с новациями в военно-технической сфере, что сближает науку с вопросами национальной стабильности и безопасности и повышает ее значимость для государства;
— результаты научного сотрудничества могут проявляться в виде готовых продуктов и технологий, продажа которых позитивно сказывается на экономическом развитии стран, принимающих участие в их разработке;
— объединение усилий, ресурсов и потенциалов позволяет повысить конкурентоспособность отдельно взятого актора на международной арене;
— обмен научным опытом и квалифицированными кадрами способствует развитию уровня развития и культуры общества.
Концептуальные документы, которые заложили основы сотрудничества в различных областях науки27, объединяет прикладной характер предметов исследований, которые в них оговариваются. Т. е. научное сотрудничество России и Израиля можно охарактеризовать как прагматичный и практичный план создания совместных разработок, которые в будущем можно будет вывести на мировой рынок. Основными направлениями российско-израильского партнерства были: сотрудничество в космической области, сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, медицины, агро и нанотехнологий.
27 «Меморандум о взаимопонимании между Российским космическим агентством и Израильским космическим агентством» (1994); «Меморандум о сотрудничестве в области науки, технологии и промышленных инноваций» (2006); «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о сотрудничестве в области промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» (2010), «Программа сотрудничества между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль в области образования, науки и молодежной политики на 2020—2023 гг.» (2020) и др.
Основы российско-израильского научного сотрудничества в космической области были заложены еще в конце ХХ в. В рамках его реализации в 2000 г. российской ракетой был выполнен запуск израильского спутника «ЭРОС-А1», в 2003 — «Амос-2», в 2006 — «ЭРОС-В1».
Помимо космической сферы, проводилась активная работа по созданию механизмов совместного финансирования и продвижения проектов научных исследований и разработок. В частности, в конце 2005 года на базе Российской государственной академии инноваций был учрежден «Центр научно-технического и инновационного сотрудничества России и Израиля», в 2006 между Роснаукой и Научно-исследовательским центром израильской промышленности был подписан «Меморандум о сотрудничестве в области науки, технологии и промышленных иннова-ций»28, в рамках реализации которого Израиль инвестировал в развитие российских инновационных технологий.
В период 2006—2008 гг. хозяйственный уклад Израиля перестраивался в русле поощрения промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР). При этом целью являлось формирование в стране экономики инноваций, способной обеспечить Израилю лидирующие позиции в мире в области высоких технологий [Марьясис, 2016: 88—89]. В то же время выпуск технически сложной и наукоемкой продукции требовал совместных усилий, объединения капиталов стран, международной производственной кооперации, что также способствовало дальнейшему углублению и научных, и экономических связей с РФ29. Сотрудничество между Россией и Израилем в области НИОКР являлось обоюдно выгодным, так как в перспективе позволяло значительно расширить рынки сбыта продукции инновационных технологий обеих стран. Ориентация на экономику инноваций, а также координирование усилий России
28 Россия и Израиль: перспективы экономического сотрудничества // Альянс Медиа. 2008. 19 мая. URL: http://businesspress.ru/newspaper/ article_mId_6231_aId_448898.html (дата обращения: 01.04.2021).
29 Пути расширения сотрудничества обсудили на форуме «Израиль — Россия» в Москве: официальный сайт мэра Москвы. 29.09.2017. URL: https://www.mos.ru/news/item/30137073/ (дата обращения: 06.04.2020).
и Израиля в области высоких технологий имели положительные результаты. Уже в 2011 г. в рамках соглашения между российским инновационным центром «Сколково» и израильской компанией «Ariel R&D» был запущен проект «Israel-Skolkovo Gateway», целью которого было содействие сотрудничеству в области коммерциализации инноваций. Это предполагало подготовку проектов, а также создание международных стартап -компаний на основе российских и израильских инновационных технологий в целях привлечения финансирования и продвижения технологий в обеих странах и на глобальном рынке. В рамках проекта была налажена программа стажировок для научных кадров, в ходе которой, например, ученые физики, математики, экономисты и историки посетили в декабре
2012 г. ряд вузов Израиля, а также Хайфский порт и парк высоких технологий «Матам»30.
При правительственной поддержке обеих стран был создан Российско-израильский центр агротехнологий, действующий с
2013 г. на территории Российского государственного аграрного университета им. К. А. Тимирязева в Москве. Однако он незначительно продвинулся в своей деятельности в силу привлечения недостаточного объема инвестиций31. Планируется создание еще одного демонстрационного центра израильских агротехнологий. Российская компания «Протеин Кормбиотех Исследования» и израильская Aquaмaof разработали и внедрили технологию и установку для производства одного из самых дорогих компонентов в
32
кормах для аквакультур — астаксантина .
30 Israel — Skolkovo Gateway проводит тренинг для ученых из Нижнего Новгорода // IT Business Week. 2012. 2 дек. URL: http://itbusinessweek.com/israel-skolkovo-novgorod/ (дата обращения: 09.02.2021).
31 Приходько Н. Маленький Израиль заменит России Турцию с Голландией // Rambler.ru. 2016 12 февр. URL: https://news.rambler.ru/ middleeast/32759040-malenkiy-izrail-zamenit-rossii-turtsiyu-s-gollandiey/ (дата обращения: 14.03.2021).
32 Россия и Израиль начали новый отбор проектов по промышленным НИОКР // Ведомости. 2020. 20 июл. URL: https://www.vedomosti.ru/ press_releases/2020/07/16/rossiya-i-izrail-nachali-novii-otbor-proektov-po-promishlennim-niokr (дата обращения: 14.03.2021).
Сотрудничество в сфере НИОКР продолжается и по сей день. В июле 2020 г. был дан старт приему заявок по совместной проектной деятельности и научных разработок РФ и Израиля при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО и Агентства по инновациям со стороны Государства Израиль33.
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) так же активно занимается развитием научного взаимодействия с Израилем. В рамках сотрудничества организации с Министерством науки и технологии Израиля в 2018 г. был дан старт приему заявок на конкурс проектов фундаментальных исследований на 2019—2021 гг.34
Научные связи России и Израиля проявляют себя во взаимодействии высших учебных заведений и исследовательских центров. Наиболее активный диалог на регулярной основе с Израилем имеют те вузы, в которых существуют научные центры, занимающиеся ближневосточной проблематикой. Среди них можно выделить: секцию исследований Ближнего Востока Школы востоковедения НИУ ВШЭ; Центр ближневосточных исследований МГИМО; Ближневосточный клуб ФМП МГУ. Многие региональные вузы контактируют с израильскими коллегами в рамках договоров о научном сотрудничестве.
Важной платформой для научного сотрудничества России и Израиля является Фонд поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки. Организация выступает в качестве спонсора научных исследований, организатором международных научных конференций, дискуссий, встреч, круглых столов35. У многих общественных организаций, включенных в развитие межкультурных связей РФ и Израиля, действуют научно-исследовательские отделы. Особенностью их является нахождение на стыке еврейской культуры и культур народов СССР,
33 Там же.
34 Гранты: официальный сайт РФФИ. URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ ru/contest/n_812/o_2080016 (дата обращения: 14.03.2021).
35 О фонде: официальный сайт Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки. URL: http://jewishfund.ru/about/ (дата обращения: 02.03.2021).
поэтому их реализация зависит от сотрудничества ученых из Израиля и России. Активно научно-исследовательской деятельностью занимаются упомянутые выше организации «Гишрей Тарбут» и «Мосты культуры». Основной целью их исследований является формирование архива российского еврейства, в котором собраны документы, свидетельства, книги и прочие материалы о еврейской культуре в бывшей Российской империи. Среди организаций, сотрудничающих по данному проекту, можно выделить: Еврейский университет в Москве, Институт иудаики и еврейской цивилизации в Санкт-Петербурге, Институт стран Азии и Африки МГУ, Российский центр «Холокост» в Москве, Центр изучения еврейской цивилизации в Москве, Центр Чейза по развитию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме и другие научно-исследовательские институты Израиля и России. Данный список иллюстрирует включенность обеих сторон в развитие проекта.
Подводя итог, стоит отметить, что научное сотрудничество России и Израиля во многом носит прикладной характер и плотно завязано на экономических выгодах. Основные сферы сотрудничества, НИОКР и медицина, направлены не только на научные разработки, но и на последующее их применение и распространение. Если на начальном этапе сотрудничества России были необходимы израильские технологии и квалифицированные кадры, а Израилю — инвестиции, то к 2021 г. виден сдвиг к общим разработкам и взаимным выгодам сторон.
Образование
Образование — неотъемлемая часть культуры. В рамках двусторонних отношений государств стоит говорить о трех направлениях исследования: изучении организации образовательного процесса для диаспор и общин, проживающих на территории государств; сотрудничестве между образовательными учреждениями двух государств; об образовательных инициативах, объединяющих россиян и евреев, направленных на изучение истории Холокоста. Связи России и Израиля в области образования — одно из развивающихся направлений в двустороннем диалоге государств. Сотрудничество в данной сфере подразумевает взаимодействие на нескольких уровнях: государственные
и правительственные контакты с целью заключения договоров о сотрудничестве; контакты между университетами и отдельными образовательными программами; обмен культурными послами, приглашение их к чтению лекций на базе университетов и иных образовательных организаций и др.
Отношения России и Израиля в области образования на высшем уровне до недавнего времени регулировались только Соглашением 1994 г.36 Сотрудничество государств виделось необходимым для укрепления взаимного доверия, межкультурного взаимодействия, координации усилий по усовершенствованию образовательных технологий и общих инициатив в научно-образовательной сфере. Для координации выполнения заявленных действий была создана Совместная Комиссия, судить об эффективности которой достаточно сложно.
Первые подвижки в сотрудничестве появились только в начале 2000-х. Получение высшего образования израильтянами в России выглядит следующим образом: каждый год выделяется квота на обучение израильских студентов за счет средств федерального бюджета. Последние годы эта цифра равна 60 местам, увеличившись в два раза с 2010 г.37 Традиционно около 80 % приезжающих на учебу в Россию израильских студентов — граждане Израиля арабского происхождения, остальные — дети выходцев из СССР, в редких случаях — израильтяне-сабры, не имеющие русских корней. Самыми популярными специальностями являются: лечебное дело, юриспруденция и различные направления 1Т-сферы. Поступление проходит на конкурсной основе, отбор в три этапа, обучение студентов проводится на русском языке.
По данным Минобрнауки России, в 2020—2021 учебном году в российских вузах обучается 591 израильский студент. Данных о количестве иностранных граждан, обучающихся в Израиле, нет. Это может быть связано с тем, что российские
36 Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования...
37 Глава РКЦ в Израиле рассказал об отборе кандидатов на учебу в России // РИА-Новости. 2020. 27 мая. URL: https://ria.ru/20200527/ 1572038680.html (дата обращения: 02.12.2020).
структуры указывают статистику, связывая данные с количеством выделяемых государственных квот на обучение иностранцев. Тогда как в Израиле такой необходимости нет, поскольку поступление россиян в высшие учебные заведения Израиля не финансируется государственным бюджетом, так как все высшее образование имеет коммерческую основу.
Российские студенты для поступления сдают психометрический тест, подтверждают уровень знания английского и/или иврита и поступают на общей конкурсной основе. Для репатриантов процедура многим упрощается, для них существует программа финансирования, благодаря которой государство покрывает 30—50 % ежегодных выплат учебному заведению, доступны курсы по ивриту и психологической адаптации, упрощенное обучение и облегченная сдача экзаменов. Данный факт показывает большую заинтересованность в привлечении евреев к переезду в Израиль, нежели обучение иностранных студентов-неевреев.
У российских студентов есть возможность получения международного диплома после прохождения стажировки в Израиле. Многие стажировки курируются программой МАСА, обучение длится от полугода до года и проходит по следующим специальностям: медицина; средства коммуникации; мультимедиа; менеджмент и маркетинг; инженерия. Однако важно заметить, что и в этом случае стажировки относятся к студентам, имеющим еврейское происхождение, что возвращает нас к тезису о заинтересованности Израиля в репатриантах.
Стоит обратить внимание, что, несмотря на заявления сторон о необходимости рассмотрения вопроса взаимного признания дипломов об образовании, проблема не решена, и обеим сторонам все еще приходится проходить длительную процедуру нострификации.
Важной подвижкой в развитии сотрудничества в сфере образования является подписание в декабре 2020 г. «Программы сотрудничества между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль в области образования, науки и молодежной политики на 2020—2023 гг.». Данный документ конкретизирует и дополняет предшествующее Соглашение 1994 г. Оценивая интенсивность и результативность межвузовского сотрудничества России и Израиля, стоит отметить, что за 20 лет было налажено
взаимодействие между 53 университетами и научными организациями России и 40 организациями Израиля. В 2021 г. действуют 72 документа о сотрудничестве [Федорченко, Марьясис, 2006].
Нельзя обойти стороной и аспект религиозного образования. На территории РФ открыты и действуют множество образовательных учреждений для иудеев и евреев. Среди наиболее известных стоит отметить Еврейский университет. На территории РФ также действует пять высших религиозных учебных заведений (иешив), большое количество общеобразовательных и воскресных школ, молодежных клубов и детских садов. Члены еврейской диаспоры могут получать не только светское, но и религиозное образование на территории РФ, не испытывая ущемления.
Необходимо также упомянуть образовательные проекты на территории Израиля. «Таглит» — проект, который представляет собой тур в Израиль на десять дней для молодежи с еврейскими корнями от 18 до 26 лет. Тур бесплатный, поскольку он является
38
подарком «по праву рождения» для всех участников .
Религиозное образование русскоязычного населения в Израиле тоже существует. Образовательные программы реализуются при поддержке РПЦ. На данный момент действует воскресная школа для взрослых при Троицком соборе в Иерусалиме. Церковную школу при Горненском монастыре в форме субботних занятий после богослужения могут посещать дети в возрасте от 4 до 15 лет, сопровождаемые родителями. Сестры монастыря проводят занятия по основам православной культуры, пению, а также занимаются с детьми рукоделием и учат их домоводству. Одной из самых современных является школа на подворье святой Тавифы, которая была создана в 2011 г. В 2018 г. состоялся первый выпуск учеников, окончивших семь классов. Церковная школа на подворье святого пророка Илии в Хайфе была открыта в 2012 г. При ней действует театральный факультатив для прихожан. В целом, образовательная деятельность РДМ в Иерусалиме направлена на детей эмигрантов из стран бывшего Советского Союза, как прибывших в страну, так и родившихся непосредственно в Израиле, Палестине и Иордании.
38 Проекты: сайт Еврейского агентства для Израиля. URL: http://archive.jewishagency.org/ru/ (дата обращения: 20.12.2020).
В рамках функционирования Российского культурного центра в Тель-Авиве реализуются программы по изучению русского языка и русской культуры.
Динамика развития сотрудничества в сфере образования видится в большей степени позитивной и активной. Начиная с 2000 г., Россия и Израиль плавно наращивают количество прямых межвузовских контактов; число выделенных квот на обучение в России израильтян не уменьшается, образование пользуется спросом среди израильтян, имеющих исторические корни в России. К 2021 г. заметны шаги обеих сторон к укреплению и расширению связей, о чем говорит заключение новых программ сотрудничества в сфере образования между государствами.
Заключение
В целом, российско-израильское сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере можно охарактеризовать как эффективное, поскольку действительно видна динамика расширения контактов и укрепления связей на всех уровнях и по всем рассмотренным направлениям. В 2000 г. Россия и Израиль, уже девять лет как восстановившие дипломатические отношения, находились на низком уровне реального взаимодействия. Но, начав с концептуального закрепления отношений, к 2010-м перешли в активную стадию реализации соглашений. В настоящее время траектории развития корректируются исходя из современных вызовов, можно говорить о нахождении отношений на своей высшей точке за весь исследуемый период, несмотря на существование внешне- и внутриполитических проблем и разногласий. Деятельность по реализации различных программ концептуально закрепленных направлений культурно-гуманитарного сотрудничества проходит в рамках взаимодействия государственных институтов, прежде всего, Министерств иностранных дел России и Израиля. Однако особенностью культурно-гуманитарных связей является возможность их продвижения «снизу вверх», что подразумевает инициативное участия в процессе не только государственных структур, но и заинтересованных общественных организаций, диаспор и их отдельных представителей.
Список источников
Марьясис Д. А. Макроэкономическое планирование в Израиле // Восточная аналитика. 2016. № 3. С. 83—95. Федорченко А., Марьясис Д. Научно-технический комплекс России и Израиля: возможности взаимодействия // Аналитические доклады Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. М.: МГИМО — Ун-т, 2006. Вып. 7, октябрь 2006. 71 с.
References
Fedorchenko, A. V. and Maryasis, D. A. (2006), Nauchno-issledovatel'skii kompleks Izrailia i Rossii: vozmozhnosti vzaimodeistviia: analiticheskie doklady [Research complex of Israel and Russia: opportunities for interaction: analytical reports], iss. 7, Moskovskii gosudarstvennyi institut mezhdunarodnykh otnoshenii (universitet), Moscow, Russia.
Maryasis, D. A. (2016), 'Macroeconomic planning in Israel', Vostochnaia analitika [Eastern Analytics], no. 3, pp. 83—95.
Статья поступила в редакцию 15.09.2021; одобрена после рецензирования 09.10.2021; принята к публикации 27.10.2021.
The article was submitted 15.09.2021; approved after reviewing 09.10.2021; accepted for publication 27.10.2021.
Информация об авторах /Information about the authors
А. П. Анисимова — аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия.
С. В. Точенов — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия.
A. P. Anisimova — post-graduate student of the Department of General History and International Relations, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia.
S. V. Tochenov — Candidate of Science (History), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Russian History, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia.