Научная статья на тему 'Российско-индийский диалог по формированию мира и защиты космического пространства'

Российско-индийский диалог по формированию мира и защиты космического пространства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДИАЛОГ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИНДИЕЙ / INTERNATIONAL SPACE COOPERATION / THE DIALOGUE BETWEEN RUSSIA AND INDIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шубкина Н. П.

В статье рассматриваются вопросы российско-индийского внешнеполитического диалога в области освоения космоса, космических технологий и инноваций. Рассматриваются направления сотрудничества в аспекте формирования мира и защиты космического пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE BETWEEN RUSSIA AND INDIA IN ORDER TO BUILD PEACE AND THE PROTECTION OF OUTER SPACE

This article deals with the India-Russia foreign policy dialogue in the field of space exploration, space technology and innovation. Consider ways of cooperation in the aspect of building peace and the protection of outer space

Текст научной работы на тему «Российско-индийский диалог по формированию мира и защиты космического пространства»

РОССИИСКО-ИНДИИСКИИ ДИАЛОГ по ФОРМИРОВАНИЮ МИРА И ЗАЩИТЫ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Н.П. ШУБКИНА, кандидат педагогических наук

Аннотация. в статье рассматриваются вопросы российско-индийского внешнеполитического диалога в области освоения космоса, космических технологий и инноваций. Рассматриваются направления сотрудничества в аспекте формирования мира и защиты космического пространства.

Ключевые слова: международное космическое сотрудничество, диалог между Россией и Индией

DIALOGUE BETWEEN RUSSIA AND INDIA IN ORDER TO BUILD PEACE AND THE PROTECTION OF OUTER SPACE

N.P. SHUBKINA, candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. This article deals with the India-Russia foreign policy dialogue in the field of space exploration, space technology and innovation. Consider ways of cooperation in the aspect of building peace and the protection of outer space.

Key words: international space cooperation, the dialogue between Russia and India

В условиях глобализации и диверсификации разноформатного международного сотрудничества актуализируются вопросы освоения космического пространства. Все новые и новые страны становятся космическими державами. В этих условиях развитие культуры российско-индийского внешнеполитического диалога в области освоения космоса и космических технологий и инноваций уже неотделимо от прогресса современной науки в изучении космического пространства, галактик и Вселенной.

Космические исследования и их достижения способствуют развитию: средств связи, телевидения, изучению земных ресурсов, напрямую затрагивая и транс -формируя экономическую, военно-политическую, экологическую, информационную сферы общества; новых отраслей — наноиндустрии, биотехнологии, генной инженерии. Научный прогресс в новейших областях знания необратим, а глобализация создала условия и дала мощный стимул к интеграции и кооперации ученых разных стран, объединению их усилий по многим перспективным проектам, созданию транснациональных научных школ и направлений.

Российско-индийское сотрудничество в области исследования космического пространства началось с момента признания СССР независимости Индии и установления двусторонних дипломатических отношений. Оно зарождалось в рамках научно-технического взаимодействия между двумя странами, базировалось и развивалось при активной направляющей роли советской космической школы и ее космических достижений. Реализация национальной космической программы осуществляется с 1972 г.1 Индия стала седьмой страной мира (после СССР, США, Франции, Японии, Китая и Великобритании), которая летом 1980 г. вывела на ор-

биту первый спутник собственной ракетой-носителем СЛВ-3.

Характерная черта индийского подхода к космической деятельности — открытость намерений и, как следствие, готовность идти на сотрудничество со всеми, кто готов к диалогу. На практике это привело к тому, что индийцам удалось в равной степени эффективно сотрудничать в космической области с главными «игроками» в космосе — с СССР-Россией и с США. Обе страны активно помогали Дели в том, в чем сами были лидерами. Русские консультировали Индию по средствам выведения на орбиту и поставляли ей современные агрегаты, созданные на основе криогенной техники, предоставляли индийским космонавтам возможность осваивать науку пилотируемых полетов на своих орбитальных комплексах; американцы закладывали основы индийских спутниковых систем. Так, еще в середине 70-х годов прошлого века НАСА предоставила Индийской организации космических исследований (ИСРО) в аренду на один год свой связной спутник АТС-6 для проведения экспериментов по непосредственному телевещанию на сельские районы страны. В США был изготовлен первый эксплуатационный спутник связи, работающий в интересах Индии. Американцы помогли Индии в разработке собственных аппаратов дистанционного зондирования земной поверхности, что было крайне необходимо государству, ведущему активное земледелие и скотоводство в труднодоступных районах. В результате сегодня Индия эксплуатирует созвездие из шести спутников дистанционного зондирования Земли.

Российско-индийское сотрудничество в космической области прошло в своем развитии несколько этапов:

I — «советский» — 1960—1990 гг.;

II — «современный» — 1991 — по настоящее время.

В так называемом современном этапе можно выделить подэтапы. 1991—2000 гг., — связан с формированием правового фундамента, соответствующего реалиям создававшихся новых институтов, новой форме государственного устройства и политической системы, а также актуализацией позиций России как преемницы СССР на мировой политической арене. Важным рубежом здесь является, на наш взгляд, 1998 г., когда Индия испытала ядерное оружие, заявив о себе как региональной державе с претензиями на вхождение в ранг мировых ядерных держав и получив негативную оценку этого факта со стороны США; 1998 — по настоящее время — десятилетие после азиатского финансового кризиса, от которого в равной мере пострадали как Россия, так и Индия. С переходом в 2000 г. в статус стратегических партнеров Россия и Индия вышли на новый уровень взаимоотношений и сотрудничества в области освоения и развития космоса и космических технологий.

Развитие сотрудничества между Россией и Индией в области космоса идет в контексте развития политического диалога и развития партнерских отношений и базируется на таких документах, как:

Ф Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 30 июня 1994 г.;

Ф Соглашение между Российским космическим агентством и Индийской организацией космических исследований о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 23 декабря 1994 г.;

Ф Меморандум о взаимопонимании между Российским авиационно-космическим агентством и Индийской организацией космических исследований о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 12 ноября 2003 г.;

Ф Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 3 декабря 2004 г.;

Ф Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о долгосрочном сотрудничестве в области совместного развития, эксплуатации и использования российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в мирных целях от 3 декабря 2004 г.;

Ф Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о мерах по охране технологий при осуществлении долгосрочного сотрудничества в области совместного развития, эксплуатации и использования системы ГЛОНАСС в мирных целях от 6 декабря 2005 г.;

Ф Соглашение между Федеральным комическим агентством (Российская Федерация) и Индийской организацией космических исследований в области

физики Солнца и солнечно-земных связей по проекту «Коронас-Фотон» от 6 декабря 2005 г.;

Ф Соглашение между Федеральным космическим агентством (Российская Федерация) и Индийской организацией космических исследований о запуске российских навигационных спутников «Глонасс-М» индийскими геосинхронными ракетами-носителями (вариант GSLV) от 17 марта 2006 г.;

Ф Соглашение между Федеральным космическим агентством (Российская Федерация) и Индийской организацией космических исследований о совместной разработке навигационного спутника «Глонасс-К» от 17 марта 2006 г.;

Ф Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о предоставлении Индийской Стороне доступа к навигационным сигналам российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в мирных целях от 25 января 2007 г.;

Ф Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о предоставлении Индийской Стороне доступа к части радиочастотного спектра российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС от 25 января 2007 г.;

Ф Соглашение между Федеральным космическим агентством и Индийской организацией космических исследований о сотрудничестве по совместному спутниковому проекту «ЮтСат» от 25 января 2007 г.;

Ф Соглашение между Федеральным космическим агентством и Индийской организацией космических исследований о сотрудничестве в области совместного исследования Луны от 12 ноября 2007 г.;

Ф Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством и Индийской организацией космических исследований о совместных работах в области пилотируемых программ от 5 декабря 2008 г.

Российско-индийское сотрудничество в космосе осуществляется в таких областях, как исследование космического пространства, включая астрофизическое изучение планет, дистанционное зондирование Земли из космоса, космическое материаловедение, космическая медицина и биология, космическая связь, спутниковое теле- и радиовещание, спутниковая навигация и связанные с ними информационные технологии и услуги, исследовательская, опытно-конструкторская, производственная, эксплуатационная и иная деятельность, связанная с космическими приборами, аппаратами и системами, пилотируемые и непилотируемые полеты, использование результатов совместной деятельности по созданию нового космического оборудования и технологий, защита космической среды.

Одним из наиболее значимых совместных проектов стало выполнение контракта 1993 г. между «Главкос-мосом» и Индийской организацией космических исследований на поставку Индии криогенных разгонных блоков и подготовку запусков ракет GSLV, оснащенных этими блоками. В январе 2001 г. была образована совместная экспертная рабочая группа «Росавиакосмоса» и Индийской организации космических иссле-

дований. В сентябре 2002 г. на втором заседании этой группы подробно рассматривались потенциальные области взаимовыгодной кооперации и определены возможные направления сотрудничества на ближайшую перспективу, включающие 97 проектов2.

В рамках стратегического партнерства политические лидеры двух стран ведут совместную работу по обсуждению актуальных вопросов космического сотрудничества, защиты космического пространства и его использования в мирных целях, участвуя в международных организациях, форумах и других международных площадках, согласованно вырабатывая свои позиции. Еще в 2001 г. главы двух государств в совместном заявлении призвали международное сообщество заключить юридически обязывающие договоры с целью недопущения милитаризации космического пространства, достижения всеобъемлющих договоренностей о неразмещении оружия в космосе, неприменения силы или угрозы ее применения в отношении космических объектов. И заявили о своей готовности работать совместно с другими государствами над созданием Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий на глобальной, равноправной и недискриминационной основе под эгидой ООН3.

Несмотря на то что индийская космическая программа нацелена, главным образом, на решение практических задач социально-экономического развития страны, существенное место в ней занимают научные исследования с использованием российского опыта в области использования возможностей космических программ. Так, Индийская организация космических исследований планирует провести эксперименты в области микронавигации с помощью возвращаемой капсулы MARS (Microgravity Recoverable Satellite), запускаемой носителем PSLV на круговую околоземную орбиту высотой 500 км, и выполнить программу из 4—6 экспериментов на борту Международной космической станции (МКС) после ее развертывания в 2005 г. На развитие передовых технологий в Индии ежегодно затрачивается 300—350 млн. долл., что составляет до 10% средств, выделяемых на выполнение национальной космической программы4. Индийские эксперты полагают, что накопленный Индией научно-технический потенциал позволит ей уже в ближайшей перспективе приступить к выполнению международных заказов на создание спутников различного назначения, начать экспорт отдельных спутниковых и ракетных подсистем, а с завершением работ по созданию ракетоносителя GSrV значительно повысить свои возможности по обеспечению национальных интересов в использовании космического пространства при формировании международных и совместно с Россией проектов и программ.

Проявлением конструктивного взаимодействия стал двусторонний обмен заявлениями о возможностях доверительного партнерства в области освоения космического пространства на уровне политических лидеров России и Индии. Так, на состоявшемся Индийском научном конгрессе в январе 2003 г. президент страны А. Калам выступил с инициативой создания международного органа, который на основе долгосрочного плана координировал бы международное сотрудничество в сфере мирного освоения космического пространства

и предотвращения возможности его использования в качестве арены геополитических конфликтов.

В ходе визита В.В. Путина в Индию в декабре 2004 г. и в январе 2008 г. были подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и о долгосрочном сотрудничестве в области совместного развития, эксплуатации и использования российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в мирных целях.

Система ГЛОНАСС находится под юрисдикцией и управлением России. В рамках совместного развития, эксплуатации и использования российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в мирных целях осуществляется запуск российских навигационных спутников Глонасс-М индийскими ракетами-носителями GSrV, совместное создание навигационных спутников Глонасс-К и спутников будущего поколения, бортового оборудования, формирование наземной инфраструктуры, позволяющей обеспечить совместную эксплуатацию и использование российской дифференциальной подсистемы системы ГЛОНАСС и индийской усовершенствованной космической системы GAGAN.

Полномасштабное присоединение Индии к ГЛО-НАСС станет важной политической победой Москвы. Ранее индийцы рассматривали возможность участия в европейском навигационном комплексе « Галилео», но, по всей видимости, их не устроили условия. Европейская система обещает получиться очень дорогой. При этом она не лучше российской в техническом плане. К тому же ГЛОНАСС в глобальном масштабе начнет эксплуатироваться раньше «Галилео».

Декабрьский визит 2008 г. Президента России Дмитрия Медведева в Индию придал новый импульс и перспективным программам в области космоса. Стороны договорились об отправке на орбиту двух индийских космонавтов в российском космическом корабле «Союз ТМА», а также об участии в разработке индийского космического корабля. Индиец полетит в космос в 2013 г., а собственный пилотируемый корабль может появиться у Индии двумя годами позднее.

При этом индийским коллегам есть чем поделиться в области пользовательского оборудования. Они накопили высокие технологии и многого добились в области маркетинга, что пригодится при создании, тиражировании и реализации приемников навигационных спутниковых сигналов. Для России сегодня это одна из главных проблем: спутники она делает и запускает, а вот эффективно их использовать не всегда удается.

Для индийской стороны выгода от участия в развитии российской системы спутниковой навигации, кроме многих других составляющих, и в том, что она перестанет быть зависимой от аналогичной американской системы, от которой Вашингтон по собственному усмотрению может отключить любое государство.

В области пилотируемой космонавтики Индия активно применяет российский опыт. Пока что в космосе побывал единственный индийский космонавт, в 1984 г. посетивший советскую станцию «Салют-7». В

марте 2008 г., по информации отдела прогрессивных технологий ИСРО, Индия обратилась в Роскосмос с просьбой организовать полет своего космонавта на корабле «Союз» в рамках подготовки Индией запуска собственного пилотируемого корабля. По словам директора отдела профессора Састри, российская сторона «положительно отнеслась к этому предложению», что и подтвердилось в ходе декабрьской встречи на высшем уровне.

Лунная тема также не остается без внимания. Осенью 2008 г. Индия самостоятельно отправила к Луне собственный аппарат «Чандраян-1», который с низкой окололунной орбиты ведет детальное картографирование земного спутника. Этот запуск, согласно планам ИСРО, — первая часть обширной национальной программы по исследованию Луны.

Продолжение индийской лунной программы напрямую связано с Россией. В 2007 г. было подписано межправительственное соглашение об организации в 2011—2012 гг. совместной лунной экспедиции. Согласно планам, к Луне отправится космический аппарат, который будет состоять из двух модулей. Первый останется на лунной орбите, а второй, совершив мягкую посадку, доставит на поверхность спутника Земли луноход для сбора данных о минеральных ресурсах Луны.

Осуществив намеченные комплексные исследования лунной поверхности, Индия накопит бесценный научный материл, что позволит стране претендовать на одну из главных ролей в разработке международной программы по развертыванию обитаемых научно-исследовательских лунных станций.

Серьезную помощь космической области оказывает отлаженное взаимодействие в научно-технической сфере5. В рамках двусторонней Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества ужеосуществленоболее300проектоввобластях математики, механики, химии, физики, материаловедения, лазерной и пучковой техники, электроники, океанологии, сейсмологии и др. В феврале 2004 г. в г. Ченнаи был учрежден российско-индийский Научно-исследовательский центр по изучению газогидратов. На базе московского Института автоматизированного проектирования Российской академии наук создан Российско-индийский центр передовых компьютерных исследований,оснащен-ный индийским суперкомпьютером «ПАРАМ» производительностью свыше 1 террафлопс, который предназначен для моделирования атмосферных процессов, исследований в области микроэлектроники, медицины, сейсмологии, экологии и др. В индийских городах Аллахабаде, Буландшахаре и Хайдарабаде функционируют российско-индийские центры по биотехнологии, производству поливакцины, перспективным исследованиям в области порошковой металлургии и новых материалов. В 2005 г. в ходе визита в Россию государственного министра науки и технологий Индии К. Сибала была достигнута договоренность о создании в Москве Российско-индийского центра по передаче технологий, с инициативой о которой выступил президент Индии А. Калам.

Масштабная реструктуризация азиатских национальных экономик в целом, модернизация уже имеющейся промышленной базы, основанная на меняющейся мировой финансовой архитектуре, в ближайшем будущем кардинально затронет и российские государственные институты; российскому бизнесу придется пересмотреть традиционные формы и методы диалога с азиатскими партнерами, в частности с Индией. Сможет ли современное российское государство соответствовать международным требованиям и вписаться в новую структуру мировой экономики и быть одним из ее лидеров, сможет ли оно перестроить уже сложившиеся и отработанные механизмы?

Концепция долгосрочного социально-экономи-чес-кого развития Российской Федерации на период до2020 г. провозгласила целью российской государственной политики в ракетно-космической промышленности создание экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. По прогнозам разработчиков концепции объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности увеличится в 2010 г. в 1,32 раза по сравнению с 2007 г., а в 2015 г. —в 1,8 раза; доля присутствия ракетно-космической продукции на мировом космическом рынке увеличится с 8 до 15%. Приоритетными направлениями государственной политики в этой области определены:

Ф создание космических комплексов и систем нового поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность на мировом рынке, в том числе — совершенствование существующих средств выведения и создание техники нового поколения (модернизация действующих ракет-носителей и разработка новых ракет-носителей и разгонных блоков, создание ракеты-носителя среднего класса для выведения пилотируемого космического корабля нового поколения), а также космических спутников с увеличенным сроком активного существования; подготовка к реализации прорывных проектов в области космических технологий и исследования космического пространства;

Ф завершение создания и развитие системы ГЛОНАСС, в том числе развертывание и поддержание устойчивости спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, создание навигационных космических аппаратов нового поколения с длительным сроком активного существования (не менее 10 лет) и улучшенными тактико-техническими характеристиками; модернизация наземного комплекса управления и обеспечение разработки и массового производства навигационного оборудования для пользователей, его продвижение на мировой рынок; расширение международного сотрудничества в области спутниковой навигации, обеспечение совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с перспективными глобальными навигационными спутниковыми системами и их функциональными дополнениями;

Ф развитие спутниковой группировки, в том числе — создание группировки спутников связи, обеспечивающих рост использования всех видов связи (фик-

сированной, подвижной, персональной на всей территории Российской Федерации), создание группировки метеорологических и картографических спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени;

Ф расширение присутствия России на мировом космическом рынке, в том числе — удержание лидирующих позиций на традиционных рынках космических услуг (коммерческие пуски — до 30%); расширение присутствия на рынке производства коммерческих космических аппаратов, расширение продвижения на внешние рынки отдельных компонентов ракетно-космической техники и соответствующих технологий; выход на высокотехнологичные секторы мирового рынка (производство наземной аппаратуры спутниковой связи и навигации, дистанционное зондирование Земли); создание системы и модернизация российского сегмента международной космической станции;

# проведение организационных преобразований в ракетно-космической промышленности. До 2015 г. будут образованы 3—4 крупные российские ракетно-космические корпорации, призванные к2020 г. полностью обеспечить выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны;

Ф модернизация наземной космической инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности, в том числе — техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли, внедрение новых технологий, оптимизация технологической структуры отрасли; модернизация наземной инфраструктуры спутниковых систем связи; развитие системы космодромов, оснащение новым оборудованием наземных средств управления, систем связи, экспериментальной и производственной базы ракетно-космической промышленности6.

Ставя, прямо скажем, абициозные цели перед ракетно-космической промышленностью, разработчики концепции, признавая и учитывая трансформацию азиатского геополитического пространства, не относят российское космическое сотрудничество с Индией к ряду лидирующих и наиболее перспективных и отдают предпочтение экспорту машинотех-нической продукции, черных и цветных металлов, спецтехники, нефти, газа, увеличению поставок комплексного оборудования и строительству «под ключ» в области энергетики и транспортной инфраструктуры, налаживанию и развитию транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков, укреплению инфраструктуры расчетно-платежных отношений, расширению присутствия российских инвесторов на индийском рынке в отраслях, производящих товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, а также кооперации в сфере программного обеспечения, развитию биотехнологий, новых материалов, авиастроения.

Глобализация «с азиатским лицом» — давно свершившийся факт. Мощные экономики азиатских стран создают условия для развития инновационных технологий и услуг, а дешевая рабочая сила делает их доступными. В XXI в. инновационно-интеллектуальный азиатский потенциал будет только усиливать эту динамику в глобальном масштабе. Космические программы стали мощным интеграционным звеном в развивающемся международном сотрудничестве и внешнеполитическом диалоге разноформатных объединений стран не только в региональном, но и в глобальном масштабе, в частности в ШОС и БРИК.

Плодотворная договорная внешнеполитическая и внешнеэкономическая работа, основанная на фундаментальных достижениях и прорывах в разных областях знаний, способствует к переходу и формированию основных постулатов новой парадигмы международных отношений и дипломатии. Космонавтика — интернациональна. Для нее нет границ, в том числе и геополитических. Многовекторные международные, двух и многосторонние программы, проекты и другие комплексные составляющие изучения космического пространства заложили платформу для развития долгосрочного многостороннего сотрудничества и, по сути, ведут к формированию безопасного и стабильного пути развития не только стран Азиатского региона, но и всего мира. При этом участники внешнеполитического диалога, основанного на принципах коллективизма, культурно-цивилизационного многообразия мира, толерантности, доверия и партнерства, привержены к расширению мирного использования космического пространства посредством участия в разнообразных форматах.

1 Первый индийский спутник «Ариабата» был изготовлен при помощи советских специалистов и запущен в апреле 1975 г. В 1976—1988 гг. советскими ракетами-носителями осуществлен запуск ряда других индийских искусственных спутников // http://delphimaster.ru/cgi-bin/forum.pl; http:// www.ln.mid.ru

2 См.: Кадакин A.M. Россия—Индия. Аэрокосмическое сотрудничество // Аэрокосмический курьер. 2003. № 6.

3 Совместное заявление Российской Федерации и Республики Индии по стратегическим вопросам. Москва. 6 ноября 2001 г.

4 См. подробнее: Деловая Индия: Экономика и связи с Россией в 2003-2005 гг. М., 2005.

5 См.: Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (1994); Совместная декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества (2002); Соглашение о научном сотрудничестве и обмене учеными между РАН и Индийской национальной академией наук (2003) // http://www.ln.mid.ru

6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n= 90601 ;р=6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.