Научная статья на тему 'Российско-европейское инвестиционное сотрудничество: анализ проблем развития'

Российско-европейское инвестиционное сотрудничество: анализ проблем развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕРНЫ / ГАЗОВЫЕ ХРАНИЛИЩА / INVESTMENT / ENERGY CONCERNS / THE GAS STORAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеев А. В.

В настоящее время российские энергетические концерны часто сталкиваются с проблемами в своей инвестиционной деятельности на территории европейских партнеров. Прежде всего, необходимо отметить, что эти проблемы носят скорее политический характер, нежели исключительно экономический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN-RUSSIAN INVESTMENT COOPERATION: AN ANALYSIS OF DEVELOPMENT PROBLEMS

At present, the Russian energy concerns are often faced with problems in its investment activities in the territory of European partners. First of all, it should be noted that these problems are more political than purely economic.

Текст научной работы на тему «Российско-европейское инвестиционное сотрудничество: анализ проблем развития»

РОССИИСКО-ЕВРОПЕИСКОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

Фадеев А.В., соискатель ФАОУ ДПО ГАСИС

В настоящее время российские энергетические концерны часто сталкиваются с проблемами в своей инвестиционной деятельности на территории европейских партнеров. Прежде всего, необходимо отметить, что эти проблемы носят скорее политический характер, нежели исключительно экономический.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, энергетические концерны, газовые хранилища.

EUROPEAN-RUSSIAN INVESTMENT COOPERATION: AN ANALYSIS OF DEVELOPMENT PROBLEMS

Fadeev A., The applicant, FАOUDPO GASIS

At present, the Russian energy concerns are often faced with problems in its investment activities in the territory of European partners. First of all, it should be noted that these problems are more political than purely economic.

Keywords: investment, energy concerns, the gas storage.

Дело в том, что Европа стремится построить такую систему энергоснабжения, которая позволила бы европейским странам не зависеть от поставок газа из других регионов. Об этом сказал на тот момент еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, представляя новые правила, разработанные Еврокомиссией, которые должны соблюдать страны-члены ЕС для обеспечения собственной энергобезопасности. «Мы должны отходить от ситуации, когда у нас есть только три страны-поставщика: Россия, Норвегия и Алжир», — заявил Андрис Пиебалгс [1].

По его словам, в соответствии с новыми правилами все члены ЕС обязаны каждые два года представлять инвестиционные проекты в сфере производства, транспортировки и хранения энергоносителей и уведомлять об этих проектах Еврокомиссию. Та, в свою очередь, будет проводить детальный анализ информации. Таким образом, мы понимаем, что первой и основной проблемой работы российских энергетических компаний на европейском рынке является политическое противодействие естественному рыночному процессу. Связано это, прежде всего, с опасениями правящих элит попасть в «энергозависимость» от сильного соседа. Следовательно на данный момент переговоры идут сложно, а европейские страны пытаются решить свои проблемы недостатка энергоресурсов другим путем.

Чтобы построить энергобезопасную инфраструктуру, к 2015 году общий объем газовых хранилищ в Европе должен быть удвоен. Так считает уже упоминавшийся еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. Особенную заботу о своих емкостях для хранения газа должны проявить Румыния и Словения, которые сильнее всего пострадали от январского газового кризиса 2008-2009 гг. и практически полностью зависят от импорта.

Кризис зимы 2008-2009 гг., связанный с проблемой транзита российского газа через территорию Украины, наглядно продемонстрировал проблему, что созданные на данный момент механизмы в сфере обеспечения энергобезопасности недостаточно эффективны и нуждаются в совершенствовании, прежде всего, в том, что касается предотвращения и преодоления чрезвычайных и конфликтных ситуаций в транзите энергоносителей. Механизм и алгоритм транзита прописан в Договоре к энергетической хартии Евросоюза. Это и является второй проблемой. Речь идет о несовершенстве законодательства, регулирующего взаимоотношения поставщика, потребителя и транзитера. А при отсутствии работающей нормативно-правовой основы сложно говорить об успехах в разработке и реализации многосторонних инвестиционных проектов.

Российская позиция состоит в том, что указанная проблема может быть решена путем корректировки Договора к Энергетической хартии или создания нового многостороннего соглашения. Хочется верить, что европейские партнеры разделят с Россией этот подход о необходимости формирования более совершенного и сбалансированного инструментария и его скорейший «ввод в строй». При этом необходимо понимать, что так называемая зависимость Европы от поставщиков природного газа (не только от России) не прекратиться никогда в силу недостаточной обеспеченности Европы своими ресурсами. Суть же российской позиции состоит в том, чтобы снизить неприятную зависимость, как потребителей, так и

поставщиков от транзитных проблем.

Исторически так сложилось, что около 80% газа, экспортируемого Россией в страны Европы, поставляется через украинскую территорию, что свидетельствует о недостаточной диверсифици-рованности маршрутов транспортировки. Для России развитие энергетического сотрудничества и участие в совместных инвестиционных проектах с государствами Юго-Восточной и Южной Европы крайне важно. Объем наших поставок в регион в прошлом году составил свыше 70 млрд. куб. м газа [2]. Избежать резких и чрезвычайно болезненных для всех колебаний конъюнктуры возможно только в рамках широкого международного сотрудничества на основе общепринятых принципов равноправия и взаимной выгоды. Наиболее действенным инструментом стабилизации ситуации на мировых рынках углеводородного сырья мог бы стать интенсивный диалог стран - участниц энергетической кооперации.

Третьей проблемой, более комплексной и касающейся не только России, но и других участников международного инвестиционного сотрудничества является стереопит, существующий в умах населения и правящих элит о вредном воздействии любых крупных инфраструктурных проектов на окружающую среду. Эта проблема требует, как представляется, наиболее долгого и дорогостоящего решения. Тем не менее она решается успешно. Примером может послужить строящийся газопровод «Северный поток», для реализации которого компания «Норд Стрим АГ» на этапе подготовки к строительству повела масштабные исследования акватории Балтийского моря и получила разрешения экологических ведомств всех стран по экономическим зонам которых пройдет газопровод.

Положительным моментом является то, что у представителей энергетических концернов Европы есть понимание того, что будущее европейской энергетической безопасности за совместными инвестиционными проектами по диверсификации маршрутов доставки топлива. Россия поддерживает точку зрения ЕС, что так называемый «южный коридор» имеет растущее значение для европейского газового рынка. И успешная реализация проекта «Южный поток» будет являться прямым вкладом в обеспечение энергобезопасности.

Основной целью проектов «Северного и Южного» потоков является удовлетворение дополнительного спроса на природный газ в Европе, а их строительство позволит напрямую соединить поставщика и потребителя, минуя транзитеров.

Реализация столь масштабных проектов невозможна без долгосрочных контрактов на поставку и транспортировку энергоносителей по ценам, изменение которых будет основываться только на согласованных сторонами расчетных формулах. Долгосрочные контракты служат надежной гарантией стабильности поставок и загрузки транспортных мощностей, что отвечает интересам всех участников рынка.

Указанные принципы отражены, по существу, в Декларации и Плане действий «Группы восьми» по обеспечению глобальной энергетической безопасности, одобренных на саммите в Санкт-Петербурге в 2006 году.

Именно этими принципами руководствуется Россия при реа-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 25

лизации проектов на своей территории, а также при реализации проектов за рубежом. В настоящее время за границей с участием России реализуются проекты строительства газо- и нефтепроводов, предназначенных для диверсификации поставок углеводородов с территории России. Это, как уже говорилось, газопроводы «Северный поток», «Южный поток» и некоторые другие в реализации которых принимают участие европейские партнеры, такие как итальянский концерн ЭНИ, прекрасно осознающий необходимость сотрудничества с Россией на долгие годы вперед и имеющий контракты на поставку российского газа в Италию до 2035 года.

На примере итальянских концернов ЭНИ и ЭНЕЛ рассмотрим объем и уровень инвестиций европейских компаний в совместные с Россией проекты.

Прежде всего, следует сказать, что в настоящее время самым крупным российско-итальянским инвестиционным проектом является строительство газопровода «Южный поток» по дну Черного моря. Это уже второй совместный проект итальянского концерна ЭНИ и российского ОАО «Газпром». Первым стал «Голубой поток», также проходящий по дну Черного моря из России в Турцию. Сейчас «Южный поток» - это исключительно российско-итальянский проект, но предполагается, что в дальнейшем к альянсу могут присоединиться и другие участники. Для реализации сухопутной части проекта за рубежом российская сторона подписала межправительственные соглашения с Австрией, Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией и Словенией, сегодня речь идет также о присоединении Румынии. Правильней будет сказать, что к проекту, оператором которого является созданная ЭНИ и «Газпромом» компания «South Atream AG» уже присоединились такие страны как Сербия и Венгрия, создав на своих территориях совместные предприятия, которые и будут отвечать за подготовку к строительству и само строительство наземных участков газопровода «Южный поток». В настоящее время предполагается разделение маршрута «Южного потока» с территории Болгарии: в Южную Италию через Грецию и в Центральную Европу через Сербию и Венгрию.

Общий объем инвестиций в «Южный поток» будет определен по итогам подготовки сквозного ТЭО проекта, но уже сейчас ясно, что он составит более 10 миллиардов долларов.

Сотрудничество концерна ЭНИ с «Газпромом» рассматривается экспертами как пример, на который следует ориентироваться и другим европейским компаниям, поскольку взаимовыгодность такого сотрудничества налицо. За то, что «Газпром» допустил ЭНИ к своим активам, итальянская компания разрешила российской с 2007 года осуществлять прямые поставки газа в Италию. В 2010 году они достигнут 3 млрд. м3 в год.

Итальянские специалисты продолжают работать над повышением безопасности и гибкости национальной системы энергоснабжения. По оценкам, потребность Италии в природном газе вырастет после 2010 г. с нынешних 85 до 100 млрд. м3, следовательно, необходимо обеспечить поставки дополнительно 15 млрд. м3. Эта задача решается путем увеличения мощности существующих и строительства новых газопроводов и регазификаторов сжиженного природного газа. В первой половине 2009 г. введен в строй регазификатор мощностью 8 млн. м3 в год под г.Ровиго, куда будет поступать сжиженный газ из Катара. Помимо прорабатываемого «Г аз-промом» и ЭНИ проекта «Южный поток» в 2011 году предполагается ввести в строй газопровод «Галси» из Алжира, по которому Италия сможет дополнительно получать 8 млрд. м3 метана. Кроме того, в 2012 году намечен ввод в действие интерконнектора Гре-ция-Италия начальной мощностью 8 млрд. м3. В 2008-2009 гг. увеличена пропускная способность газопровода ТАГ, по которому в Италию сегодня поступает газ из России. Благодаря введению в строй двух новых газокомпрессорных станций по нему можно будет прогонять дополнительно 6,5 млрд. м3 метана. С учетом находящихся на рассмотрении ряда проектов реализации регазификаторов и увеличения емкости газохранилищ Италия в недалеком будущем может стать транзитной страной для поставок газа в другие европейские страны и заявить о себе как ведущем узловом центре в Средиземноморском бассейне.

Следует отметить, что интерес западных инвесторов к российскому энергетическому сектору заключается не только в совместных проектах, но и в прямых приобретениях активов российских компаний. На примере концернов ЭНИ и ЭНЕЛ рассмотрим, что же привлекает итальянских инвесторов в российском газовом рынке.

Вообще сейчас трудно назвать такую отрасль российской эко-

номики, где не были бы представлены капиталы государства, в чью столицу «ведут все дороги». Но особую активность за последние 3 года итальянские инвесторы проявляют в сфере энергетики.

Начиная с 2005 года наблюдается интересная тенденция: основная доля итальянских инвестиций направляется в промышленность, а не в торговлю и гостиничный бизнес, которые традиционно привлекали итальянцев. «Мы заинтересованы именно в инвестициях в промышленность», - подчеркивает в этой связи Президент ТПП России Е.М.Примаков [3].

Особый импульс отношениям в сфере энергетики придает то, что они находят поддержку на государственном уровне. Так, во время визита в Италию в марте 2007 года Президент России В.В.Пу-тин заявил: «.. .я могу сказать об отсутствии каких бы то ни было ограничений для итальянских инвестиций в Россию. И если такая компания, как ЭНИ, будет расширять свою деятельность, в том числе и инвестиционную в России, мы будем это только приветствовать»

[4].

Российская заинтересованность в привлечении итальянских инвестиций в числе прочего проявляется в проекте создания особых экономических зон. По словам тогдашнего Премьер-министра Италии Романо Проди, «итальянские регионы очень заинтересованы в использовании возможностей создаваемых в России особых экономических зон, благоприятные налоговые и таможенные режимы которых, без сомнения, будут способствовать притоку итальянских инвестиций».

Поддержка на уровне властных структур дает возможность делать не просто крупные инвестиции, а капиталовложения «государственного масштаба». В 2007 году свершилось важное событие: итальянский энергетический гигант ЭНЕЛ приобрел один из самых крупных активов РАО «ЕЭС России» - 25% акций ОГК-5 (пятой генерирующей компании), предложив за них рекордную сумму в 39,2 миллиарда рублей.

По мнению аналитиков, эта покупка позволит ЭНЕЛ скоординировать свою стратегию в России в сфере энергетических приобретений. В 2009 году «Итальянская компания увеличила свою долю в ОГК-5 до 55% акций. «Это один из лучших активов РАО ЕЭС с точки зрения оборудования и топливного баланса», - заявил Полномочный управляющий ЭНЕЛ Ф.Конти [5].

С.Дубинин, занимавший тогда пост финансового директора РАО ЕЭС, отметил, что российский энергетический холдинг давно и плодотворно сотрудничает с ЭНЕЛ: «В результате взаимодействия с ЭНЕЛ был построен второй энергоблок Северо-Западной ТЭЦ. Итальянская компания будет в ОГК-5 одним из двух важнейших акционеров, наряду с российским государством» [6].

По заявлению Полномочного управляющего ЭНЕЛ Фульвио Конти, его компания готова дополнительно инвестировать в Россию рекордную сумму в 4 млрд. евро. В частности, ЭНЕЛ планирует построить в России парогазовую электростанцию мощностью 800 МВт (Невиномысская ГРЭС). Также компанию интересуют вложения в угольные проекты и атомную энергетику нашей страны.

Как известно, российская энергетика - одна из «главных «болевых точек» страны. Ни для кого не секрет общая изношенность оборудования, хроническая нехватка мощностей и многие другие проблемы, имеющиеся в этой отрасли. От их решения зависит, в конечном итоге, развитие экономики в целом. Недаром, в последнее время звучат заявления о масштабных реформах, которые условно можно назвать ГОЭЛРО-2. Объемы необходимых средств для реализации этих планов таковы, что становится понятно: без инвестиций не обойтись. Однако нужны не только деньги, но и новые технологии, которые также приносят с собой итальянские компании.

Например, одна из самых распространенных в России проблем - это низкий КПД оборудования, которое создавалось в условиях дешевых энергоресурсов. Эксплуатировать подобное неэффективное оборудование сегодня - значит постоянно нести высокие издержки и систематически повышать тарифы для потребителей.

В Италии сосредоточено немало производителей энергетического оборудования, чьи разработки были бы полезны и для России. В частности, это Ансальдо Энерджия - один из пяти крупнейших мировых производителей энергетического оборудования.

Недавно компания заключила контракт на поставку высокоэффективного газотурбинного оборудования для Юго-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге. В рамках строительства первой очереди, которая будет введена в строй в IV квартале 2009 года, Ансальдо Энер-

26 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

джия поставила две газовые турбины. На втором этапе строительства будут поставлены еще три. Электрическая мощность каждой турбины составляет 66 МВт. Согласно оценкам экспертов, газотурбинное оборудование такого класса обеспечит КПД порядка 87 %.

Среди крупнейших итальянских инвесторов в России, как уже говорилось, ведущее место занимают концерны ЭНИ и ЭНЕЛ. Так, например, совместное предприятие концернов, работающее в России «ЭНИНефтегаз» (60% - ЭНИ, 40% - ЭНЕЛ) в 2007 году приобрело активов ликвидированной компании ЮКОС на 5,83 млрд.долл. В пакет приобретенных акций входят 100% ОАО «АрктикГаз», 100% «Уренгойл» и 100% «Нефтегазтехнология». Эта покупка означает выход итальянских компаний на российский рынок производства энергоресурсов, а также важный шаг имплементации соглашений между ЭНИ и «Газпромом», достигнутых в ноябре 2006 года о стратегическом партнерстве компаний в процессе добычи, транспортировки и реализации российских энергоресурсов в Италии. Генеральный управляющий концерна ЭНИ Паоло Скарони так прокомментировал эту сделку: «Сделан важный шаг в реализации стратегии ЭНИ по обеспечению доступа к запасам стран лидеров в производстве углеводородов. Это подчеркивает стратегический характер нашего сотрудничества с Россией» [7].

Активно растущий российский рынок дает итальянским компаниям всё больше оснований для того, чтобы не ограничивать себя только поставками оборудования или инвестициями, а перейти к

созданию производств на российской территории. Весьма активны в этом плане производители оборудования для «малой энергетики», приближенной к конечному потребителю, то есть для автономных систем электроснабжения и отопления.

Сегодня российско-итальянские отношения переживают небывалый подъем, и большую роль в них играют деловые связи и инвестиции. И это сотрудничество приносит в нашу страну не только новые технологии, но и новые подходы, меняя привычные методы работы и бизнес-процессы, повышая эффективность и качество. Вообще же приток инвестиций - это главный показатель того, что российская экономика движется в верном направлении: ведь ни один предприниматель не станет вкладывать собственный капитал в ту страну, в которой не ощущается энергия роста и перспективы экономического развития.

Литература:

1. «Коммерсант», №128 (4183), 17.07.2009 г.

2. www.gazprom.ru

3. http://www.tpprf.ru/ru/main/investing/npb/

4. http://www.vashdom.ru/articles/ariston_4.htm

5. http://www.enel.com

6. «Время новостей», №98, 07 июня 2007

7. Годовой отчет концерна ЭНИ за 2007 год, http://www.eni.com/ en IT/home.html

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК

Савельев Д.А., аспирант кафедры менеджмента, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Авиационное сообщение играет важную роль в обеспечении единства транспортного и экономического пространства России. В настоящее время российский рынок пассажирских авиаперевозок занимает около 2% мирового рынка, однако имеет значительный потенциал для развития. Парк российских авиакомпаний состоит в настоящее время в основном из воздушных судов советского производства, характеризующихся низкой топливной эффективностью. Данный факт негативно сказывается на операционной рентабельности авиакомпаний, в результате чего им приходится повышать цены на авиабилеты.

Ключевые слова: рынок пассажирских авиаперевозок, авиакомпании, рентабельность авиакомпаний, пассажиропоток.

ANALYSIS OF RUSSIAN MARKET OF PASSENGER AIR

Savelev D., Graduate student, Management Chair, Financial Academy under the Government of the Russian Federation

Air traffic plays a significant role in providing the transport and economic unity of Russia. At the present time Russian passenger air market takes 2%o of the global market, but has a big potential for growth. Now the fleet of Russian air companies mostly consists of the Soviet air planes characterized by low fuel efficiency. Such issue has the negative influence on the airlines’ profitability. As a result airlines have to raise ticket prices.

Keywords: air passenger market, airlines, airlines profitability, air traffic.

Роль пассажирских авиаперевозок в сегодняшней экономике трудно переоценить. Глобализация экономики, характеризующаяся выходом бизнеса за рамки национальных государств, диктует свои требования к уровню развития транспортной инфраструктуры, в том числе в сфере авиасообщения. Особую значимость авиатранспорт приобретает в столь большой стране, как Россия, где от авиационного сообщения во многом зависит экономическая целостность страны.

Мировой рынок пассажирских авиаперевозок характеризуется ростом: так, среднегодовые темпы роста на рынке с 1990 года по 2007 год составили 4%, а сам мировой рынок авиаперевозок достиг к 2007 году показателя 4 260 млрд. пассажирокилометров [5, 15]. Значитель-

ный вклад в рост мирового рынка внесли страны Азии и, в первую очередь, Китай. Если в 1990 году доля пассажирооборота, приходящаяся на внутриазиатские авиаперевозки, составляла 10% мирового пассажирооборота, то к 2007 году данный показатель увеличился до 16%

[4, 12].

Российский рынок авиаперевозок в настоящее время занимает лишь 2% от мирового, а его развитие в течение последних двух десятилетий можно условно разделить на два этапа:

1. первый этап, протянувшийся с 1990 до 1999 год, характеризовался падением уровня пассажиропотока, приходящегося на авиатранспорт, что стало следствием кризисных явлений в экономике Рос-

'90 '91 '92 '93 '94 '95 '96 '97 '98 '99 '00 '01 '02 '03 '04 '05 '06 '07 '08 Пассажиропоток, млн. чел.

Рис. 1. Динамика пассажирских авиаперевозок в России, млн. пассажиров

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.