Геополитика
Анарм НИКИТИН
РОССИЙСКО-АЛБАНСКИЙ ДИАЛОГ -ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ НА БАЛКАНАХ
Назначение в октябре 2009 г. нового поспа Республики Албания в России (им стал профессиональный дипломат Сокопь Гиока) - хороший повод для «свежего взгляда» на российско-албанские отношения.
Appointment in October, 2009 of the new ambassador of the Republic of Albania to Russia (it is a career diplomat Sokol Gioka) becomes a good occasion for the «new approach» to the Russian-Albanian relations.
Ключевые слова:
российско-албанские отношения, европейская интеграция, ЕС, НАТО; Russian-Albanian relations, European integration, EU, NATO.
НИКИТИН
Андрей
Константинович — к.и.н., доцент МГИМО(У)
МИД РФ ;
вице-президент
Российского
общества
«Друзья Албании»
Термин «перезагрузка» применим не только к российско-американским отношениям, но и к взаимоотношениям нашей страны с другими большими и малыми государствами, которые отягощены не преодоленным до сих пор наследием «холодной войны», региональных конфликтов и глобальных политических и экономических диспропорций двух последних десятилетий, связанных с концом биполярного мира. К числу таких стран принад-ле-жит и современная Албания. Драматический характер событий на Балканах, распад Югославии, кульминацией которого стало провозглашение и признание независимости Косово от Сербии, наложили негативный отпечаток и на российско-албанские отношения.
Тем не менее в последнее время начали складываться предпосылки для оживления российско-албанского сотрудничества. В том числе произошло возобновление диалога между Албанией и Сербией на уровне министров иностранных дел, хотя отношения двух стран по-прежнему пока находятся в замороженном состоянии.
Хорошим поводом для «свежего взгляда» на состояние и перспективы российско-албанских отношений стало назначение нового посла Республики Албании в России. Им стал профессиональный дипломат Соколь Гиока. Как отметил в своем выступлении на церемонии вручения верительных грамот 12 октября 2009 г. президент России Д.А. Медведев, «мы настроены на наращивание взаимодействия с Албанией, с учетом наших интересов и прагматических подходов. Российско-албанский диалог рассматриваем как один из важных факторов стабильности на Балканах».
2 ноября посол С. Гиока, который представляет свою страну одновременно и в регионе СНГ в целом, выступил в посольстве Албании в Москве перед представителями российских СМИ и научной общественности с развернутым докладом о внутренней и внешней политике Албании, проблемах и резервах российско-албанского сотрудничества, подробно ответил на вопросы аудитории.
В общеполитическом плане современная Албания не видит себя вне НАТО и в перспективе — ЕС. В связи с этим посол Гиока подчеркнул, что идеи «Великой Албании» окончательно ушли в историю. Членом НАТО страна уже стала 1 апреля 2009 г., вступить в ЕС рассчитывает не позднее 2014 г., планируя к этому моменту достичь необходимого уровня социально-экономического развития.
ЕС оказывает Албании действенную поддержку на пути евроинтеграции. Посол Гиока подтвердил, что существенную роль в
201 0 ’ 01
ВЛАСТЬ
этом процессе играет Германия — экономический лидер и одно из наиболее влиятельных государств Евросоюза, которая оказывает Албании конкретную помощь и содействует ей в получении статуса страны — кандидата на прием в ЕС.
В ходе официального визита в Берлин в октябре 2008 г премьер-министр Албании Сали Бериша подчеркнул на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ А. Меркель, что «Албания занимает первое место по объему помощи, которую Германия предоставила другим государствам в расчете на душу населения. Общий объем помощи в самых различных областях составил более 700 млн евро».
В настоящее время в соответствии с градацией Евросоюза Албания является «потенциальным кандидатом» на вступление в ЕС. Посол также отметил, что Албании удалось выстроить хорошие отношения и с большинством балканских государств, за исключением Сербии, где на власти в Тиране возлагают особую ответственность за поддержку косовских албанцев.
Посол Гиока отметил, что Албания воздержалась от направления в Косово контингента в рамках миссии НАТО, чтобы не осложнять ситуацию.
В последние годы рост албанской экономики составлял 6—7% в год. По итогам нынешнего года даже в условиях глобального финансово-экономического кризиса ожидается небольшой прирост на уровне 2—3%. Подобные показатели стали в том числе результатом активной экономической политики властей Албании, направленной на развитие предпринимательства в стране. Налоговая нагрузка на бизнес снижена в среднем с 25 до 10%. Эта мера призвана стимулировать средний и малый бизнес. В то же время государственный бюджет страны удвоился за последние четыре года, что явилось результатом расширения налоговой базы за счет новых предприятий. Ежегодный объем инвестиций составляет 2—3 млрд долл. Российско-албанский товарооборот находится на уровне 200 млн долл. в год, что неплохо с учетом параметров албанской экономики, но явно недостаточно.
Одним из растущих секторов албанской экономики стал туризм. Поток иностранных туристов, посетивших Албанию в 2009 г., может достичь 3 млн чел. Доля россиян среди них — 30 тыс. чел. По мнению посла, это неплохой показатель, но и здесь существует значительный неиспользованный потенциал. На сегодняшний день въездную визу в Албанию можно оформить за 24 часа. В текущем году албанскими властями был введен безвизовый режим въезда для россиян на период с июня по октябрь. Посольство планирует провести встречи с российскими туроператорами, направленные на популяризацию отдыха россиян в Албании.
Одновременно с этим албанская сторона рассчитывает на столь же оперативный подход российской стороны в визовых вопросах. В поле зрения посольства находятся также проблемы албанской общины в России. В то же время посол Гиока отметил стабильный характер взаимодействия специальных служб наших стран в вопросах противодействия терроризму и организованной преступности. Посол подчеркнул, что борьба с преступностью — одна из приоритетных задач нынешнего руководства Албании, которая стремится в ЕС и является кандидатом на председательство в ОБСЕ.
Таким образом, представляется, что, несмотря на несовпадение оценок нашей страны и Албании в отношении признания независимости Косово, нам не стоит отказываться от активизации сотрудничества с этой страной по целому ряду направлений.
Подобный подход, ориентированный на игру с ненулевой суммой, отказ от деления стран на «хорошие» и «плохие», диалог и развитие сотрудничества даже с трудными партнерами, небольшими государствами, расположенными зачастую в ключевых в геополитическом отношении регионах мира, расширение поля внешнеполитического маневра представляются наиболее адекватными задачам по совершенствованию системы международных отношений в XXI в. и линии на усиление многовекторности российской внешней политики.