Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)'

РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ДВЕ ПАРАДИГМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / "ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / "ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОСЬ ИСТОРИИ" / "ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ" / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН МИРОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ / "МЯГКИЙ АВТОРИТАРИЗМ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корнилов Владимир Ильич, Кукина Наталья Владимировна

В статье дается научный анализ взглядов ученых-экономистов политологов, специалистов в области глобализации. Авторы вскрывают политэкономические причины возрастания глобализации, несмотря на периоды временного отката данного процесса в мире в ХХ веке. В статье рассматривается две основные парадигмы глобализации в мире: под эгидой США и стран, входящих в БРИКС. В ней отмечается порочность точка зрения экономистов либерального толка в отношении места и роли России в глобализированном мире. Широкомасштабные экономические санкции со стороны Запада в отношении России заставляют российское руководство активнее участвовать во второй парадигме глобализации. В статье предлагается российский проект глобализации и возможности ее реализации в современной экономической политике России. Главное, чтобы Россия в институциональном отношении была крепкой и стабильной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FEDERATION RUSSIAN GLOBALIZATION PROJECT (POLITICAL AND ECONOMIC ASPECTS)

The article provides a scientific analysis of the views of economists, political scientists, specialists in the field of globalization. The authors reveal the political and economic reasons for the increase in globalization, despite the periods of a temporary rollback of this process in the world in the twentieth century. The article examines two main paradigms of globalization in the world: under the auspices of the United States and the countries of the BRICS. It notes the viciousness of the point of view of liberal economists regarding the place and role of Russia in the globalized world. Largescale economic sanctions from the West against Russia are forcing the Russian leadership to participate more actively in the second paradigm of globalization. The article proposes a Russian project of globalization and the possibilities of its implementation in the modern economic policy of Russia. The main thing is that Russia is institutionally strong and stable.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)»

РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Корнилов Владимир Ильич

кандидат экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВО Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Ярослаский филиал) г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: vikorkornilov@yandex.ru

Кукина Наталья Владимировна

кандидат политических наук, доцент,

ФГБОУ ВО Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова г. Ярослааль, Российская Федерация. E-mail: kukinanata@gmail.com

Аннотация: В статье дается научный анализ взглядов ученых-экономистов политологов, специалистов в области глобализации. Авторы вскрывают политэкономические причины возрастания глобализации, несмотря на периоды временного отката данного процесса в мире в ХХ веке. В статье рассматривается две основные парадигмы глобализации в мире: под эгидой США и стран, входящих в БРИКС. В ней отмечается порочность точка зрения экономистов либерального толка в отношении места и роли России в глобализированном мире. Широкомасштабные экономические санкции со стороны Запада в отношении России заставляют российское руководство активнее участвовать во второй парадигме глобализации. В статье предлагается российский проект глобализации и возможности ее реализации в современной экономической политике России. Главное, чтобы Россия в институциональном отношении была крепкой и стабильной.

Ключевые слова: глобализация, основные этапы и элементы глобализации, две парадигмы глобализации, «цветная революция», «географическая ось истории», «Евразийский союз», союзное государство, закон мировой интеграции, «мягкий авторитаризм».

JEL: R19

RUSSIAN FEDERATION RUSSIAN GLOBALIZATION PROJECT (POLITICAL AND ECONOMIC ASPECTS) Kornilov Vladimir Ilyich

candidate of economic sciences, associate professor,

Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Yaroslavl Branch of the Pushkin Leningrad

State University,

Yaroslavl, Russian Federation

Kukina Natalia Vladimirovna

Candidate of Political Science, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Socio-Political Theories

Yaroslavl State University named after P.G. Demidova

Yaroslaal, Russian Federation

Abstract: The article provides a scientific analysis of the views of economists, political scientists, specialists in the field of globalization. The authors reveal the political and economic reasons for the increase in globalization, despite the periods of a temporary rollback of this process in the world in the twentieth century. The article examines two main paradigms of globalization in the world: under the auspices of the United States and the countries of the BRICS. It notes the viciousness of the point of view of liberal economists regarding the place and role of Russia in the globalized world. Large-scale economic sanctions from the West against Russia are forcing the Russian leadership to participate more actively in the second paradigm of globalization. The article proposes a Russian project of globalization and the possibilities of its implementation in the modern economic policy of Russia. The main thing is that Russia is institutionally strong and stable.

Keywords: globalization, main stages and elements of globalization, two paradigms of globalization, «color revolution», «geographical axis of history», «Eurasian Union», union state, the law of world integration, «soft authoritarianism».

Термин «глобализация» появился в 70-х гг. ХХ столетия, хотя отдельные элементы данного явления (международное разделение труда, мировой рынок, монополии на межнациональной основе и т.д.) имели место в период XVI-XX вв. «Глобализация - это исторический процесс, растянувшийся на многие столетия и не имеющий пока завершения. Начало глобализации относится к эпохе Великих географических открытий» [24, 141]. Эпоху Великих географических открытий связывают в основном с именами Васко да Гамы, Колумба, Магеллана и других прославленных западноевропейских мореплавателей. Не меньший вклад в объединение человечества, считаем, внесли русские землепроходцы: Ермак, Дежнев, братья Лаптевы, Хабайров-Святийтский и др., которые, между прочим, действовали в ту же историческую эпоху. Объединение человечества тогда проходило под эгидой двух ветвей христианства: католицизма и православия. Значительный вклад в единение человечества внесла другая мировая религия - ислам, который на протяжении более 14 веков старается стать духовной связью между странами Востока, Юго-Восточной Азии и Африки.

Особый толчок процессу глобализации дали материально-технические преобразования в конце XIX - в начале ХХ вв. Тогда по дну Атлантики проложили телеграфные кабели, под Альпами прорыли туннели, построили Суэцкий и Панамский каналы, завершили строительство Транссибирской железной дороги (Петербург-Владивосток) и железной дороги, соединившей Запад с Ближним Востоком (Берлин-Белград-Багдад).

В начале ХХ столетия доля мирового продукта, поступавшего в мировую торговлю, была больше, чем в 1970 г. [39, 133]. Однако, шок Первой мировой войны, принесший человечеству неисчислимые жертвы и разрушения, последовавшее за ней противостояние между двумя идеологически разными системами (капиталистическим и социалистическим миром в лице СССР, а после II-ой Мировой войны со странами социалистического содружества) приостановили волну глобализации. Известный специалист в области глобализации, лауреат Нобелевской премии, американский ученый П. Кругман предупреждал в 90-х годах ХХ столетия: «Народы мира терпят глобализацию, пока она доставляет им кое-какие товары и услуги, но не любят ее, когда она унифицирует их жизнь» [38, 7]. Он не исключал, что нынешний этап глобализации может приостановиться и мир распадется на региональные блоки многополюсного мира, что и наблюдается в современном мире. Интеграционные процессы сталкиваются с противоположной глобализации тенденциями: в стремлении отдельных территорий таких стран, как Великобритания, Италия, Испания и др., к экономическому и хозяйственному изоляционизму, опоре на собственные силы и т.д. Во властных структурах этих стран появляются элиты, которые все явственнее выступают за укрепление национальных суверенитетов своих стран. В ходе Референдума 23 июня 2016 года 51,9 % британцев проголосовало за выход из Европейского Союза [5]. Референдум о независимости Каталонии (регион Испании) был организован 1 октября 2017 года. За независимость проголосовало 90,18 % (2 044 038 человек). Против независимости — 7,83 % (177 547 человек) [30]. По мнению А. Ильинского, этот процесс связан с наметившимся разворотом в развитии человечества, который «можно условно назвать возвращением человека в семью по имени «нация» [13]. Это явилось одной из причин распада СССР в 1991 году на 1,5 десятка самостоятельных государств со своей денежно-кредитной и политико-экономической системой. Экономические санкции Запада в отношении России и в качестве ответной реакции на них - российские санкции против европейских товаропроизводителей, а также возникшая пандемия короновируса в 2020 году крайне отрицательно повлияли на процессы глобализации.

Под самой глобализацией в области экономики, исходя из логики становления и развития данного феномена, следует понимать, как процесс углубления в пределах всей планеты многообразных хозяйственных, политических, информационных и культурных связей; достижение в высшей степени уровня интегрированности, целостности и взаимозависимости между странами вплоть до

создания единого экономического, политического, информационного и культурного пространства в мировом масштабе. Глобализация, следовательно, означает не просто интернационализацию многих видов связей, но и формирование глобальной целостности, в которой каждый из ее элементов превращается в один из субъектов мирового организма.

Позитивность глобализации, по мнению ряда российских ученых (Н. Биндюков, П. Лопата), просматривается в следующем:

- открытие возможности концентрации усилий и ресурсов в планетарных масштабах с целью решения задач, неподъемных для отдельных стран и даже группе стран;

- обеспечение бурного технического и экологически безопасного роста производительных сил;

- наличие возможности преодоления неравенства в мире и поляризации стран на богатых и бедных [3, 8].

Вместе с тем невооруженным глазом видно, что все эти и другие положительные моменты глобализации остаются пока пожеланиями или утопического характера мечтаниями. После распада СССР процесс глобализации фактически принял проамериканский характер. Господствующие ныне в мире политические и финансовые силы во главе с США все больше манипулируют техническими, сырьевыми и людскими ресурсами только в своих интересах. В Послании конгрессу министр обороны Америки Д.Рамсфельд в 80-х гг. ХХ века констатировал, что «интересы, ответственность и обязательства Соединенных Штатов охватывают весь мир. Являясь великой державой, открытым демократическим обществом, Соединенные Штаты испытывают на себе действие различных тенденций, событий и факторов, которые берут свое начало за пределами границ страны» [37, 4]. Академик, Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), С. Глазьев отмечает: «США реализуют идею построения новой мировой модели по римскому образцу двухтысячелетней давности, не считаясь ни с международным правом, ни с опытом человеческой истории. ... Все люди станут гражданами одной мировой империи со столицей в Вашингтоне, хотя и будут управляться местными царями, как было в Римской империи» [6]. За 30 лет из России вывели около $1 трлн, заявил С. Глазьев, а из стран постсоветского пространства за 30 лет вывели $2 трлн [6].

Во внешней политике руководство США исходят из концепции британского географа-

академика Х. Маккиндера под названием «Географическая ось истории», разработанной им и опубликованной в 1904 году. Ее постулаты:

Кто владеет Восточной Европой, тот владеет сердцем мира (Евразией).

Кто владеет сердцем мира, тот владеет Мировым островом (Европа - Ближний Восток - Азия).

Кто владеет Мировым островом, тот управляет миром [42].

Осознание первого постулата данной концепции позволяет понять, почему США уделяли так много внимания восточноевропейским странам (ГДР, Чехословакия, Польша, Венгрия Румыния, Болгария) после II Мировой войны, а также восточноевропейским республикам, входившим в состав СССР. Речь идет об Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Украине и Молдавии. После II Мировой войны 17 июля 1959 года Президент США Д. Эйзенхауэр подписал Закон № 86-90, (Captive Nations Week Resolution) [11]. Согласно ему, Президент США обязан провозглашать ежегодно каждую третью неделю июля, как «Неделю порабощённых народов». И до тех пор, пока народы вышеприведенных стран не обретут свободу и независимость от России [11]. Особое внимание в политике США в отношении республик СССР уделялось Украине. Американский политолог З. Бжезинский в книге «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)» отмечал, что без Украины Россия никогда не возродится великой державой [2].

Соглашаясь с этим тезисом, считаем, что, чтобы успешно противостоять стремлению США овладеть «сердцем мира» (Евразией), т.е. Россией, российскому государству необходимо восстановить в полном объеме политико-экономические и дипломатические отношения с Украиной. Решение политического руководства России ограничиться во взаимоотношениях с Украиной только

финансово-экономической сферой оказалось стратегически ошибочным. Если бы Россия большую часть финансовых средств направила на реализацию, например, программы «Союз с Россией на вечные времена» в соответствии с Документом Переяславской Рады от 19 января 1654 года, то вряд ли украинское общество дошло бы до такой степени русофобии. До государственного переворота в 2014 году на Украине много было организаций и просто авторитетных ученых и политиков, которые придерживались пророссийской направленности. По мнению видного украинского историка П. Толочко, в информационной работе России с украинским обществом следовало бы напомнить, что Украина в составе Польши (ХУ1 -ХУП веках) уже была в Европе. Тогда для украинского народа это чуть не закончилось трагедией: половина Малороссии была вырезана только при Иеремии Вишневецком, воеводе польско-литовских войск времен восстания Богдана Хмельницкого. По свидетельству историка, вся политическая верхушка Малороссии присягнула на верность русскому царю во имя спасения украинского народа. На верность Алексею Михайловичу затем присягнули власти 182 городов и казацких местечек, которые посетило посольство Бутурлина [35, 8].

В рамках истории дипломатических отношений США с Россией современная позиция Америки - проявление черной неблагодарности нашей стране за все то, что она сделала нее. В свое время великий американский писатель М. Твен писал Александру II (25 авг. 1867 г.) «Америка многим обязана России, она состоит должником России во многих отношениях и, в особенности за неизменную дружбу в годины испытаний. (Речь идет о Гражданской воне в США в 1861-1865 гг., в ходе которой Россия выступила на стороне Президента США А. Линкольна. - В.К.) С уважением молим Бога, чтобы та дружба продолжалась и на будущие времена. Только безумный может предположить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе предумышленно несправедливым словом или поступком» [34].

К сожалению, руководители США, за исключением президентов Ф. Рузвельта и Д. Кеннеди, на протяжении всего ХХ и начала XXI века смотрят на Россию исключительно как на геополитического противника, которого любой ценной необходимо уничтожить. Трудно согласиться с д.и.н., американоведом, Бажановым Е.П. в том, что, по его мнению, один из идеополитических и индуцированных мифов - США для России остается врагом № 1. Признавая, что распад СССР вполне соответствовал интересам США, тем не менее, по его мнению, если бы руководство СССР не совершило ошибки по реформированию политической и экономической системы, то геополитической катастрофы не произошло. Он доказывает, что ЦРУ проморгало эту ситуацию и было проведено внутреннее расследование причин, почему спецслужбы не смогли спрогнозировать распад государства [1, Т. 1, 174-175].

Для руководства США, действительно, крушение СССР оказалось неожиданным с точки зрения даты, но не конечной цели. Ветеран Службы внешней разведки (СВР) России, Герой России Ю. Шевченко рассказывал в интервью, «уже в начале 1970-х годов сотрудники ЦРУ знали, что будет предпринято для развала Советского Союза. О планах по разрушению страны они уже тогда делились в узких кругах. Лучшие мои друзья были црушники, и они рассказывали, как будет рушиться наша страна, что они для этого делают». Он уточнил: «Они сделали первый этап — разрушили Советский Союз, но это было только начало нашего конца. А конец должен был быть страшен. Спасти страну удалось в самый последний момент» [40].

В 2017 году назад были обнародованы секретные документы ЦРУ - план тайной спецоперации против СССР. Он состоял из 10 пунктов. Американцам понадобилось ровно 10 шагов, чтобы разрушить великую империю - Советский Союз. Согласно расследованию программы «Теория заговора» на телеканале «Звезда», этот план пытаются применить вновь - теперь в отношении России [41].

Директор ЦРУ Роберт Гейтс во время визита в Москву в октябре 1992 года перед отлётом в США прошел «парадным шагом» по Красной площади перед камерами теле-корреспондентов, заявив: «Здесь, на площади, возле Кремля и Мавзолея, совершаю я одиночный парад победы в холодной

войне. Данный сюжет не был показан по российскому телевидению — только на Западе» [20]. Наконец, избранный Президентом США Д. Байден открыто заявил, что Россия, а не Китай - противник № 1.

США продолжают осуществлять программу Маккиндера, связанную с завершением ее первого постулата: «Кто владеет Восточной Европой, тот владеет сердцем мира (Евразией)». Речь идет о том, чтобы окончательно овладеть евразийским пространством, на территории которого располагается Россия. Поэтому в рамках ежегодного в июле проведения «Недели порабощенных народов» уже речь идет о Татарстане, Башкорстане, Чечне и других национальных республик на территории России. В течение недели проводятся официальные церемонии и демонстрации в поддержку «порабощённых народов». Конгресс русских американцев (КРА), зарегистрированный на территории США, в течение многих лет пытается инициировать отмену или, по крайней мере, изменения в тексте закона, провозглашающего русский народ «поработителем» других наций, но безуспешно. Руководство этой организации никак не желает признать, что политика США по отношению к России, несмотря на то, что она перестала быть коммунистической, тем не менее, исходя из геополитических интересов Америки, остается русофобской [16].

Приход во власть США Д. Трампа и его команды в 2016 году, сторонников укрепления национального экономического суверенитета, вызвал надежду у ряда видных российских политологов и законодателей ГосДумы РФ, что на какой-то период (пока Трамп у власти) руководство страны отложит амбициозную задачу: американизировать весь мир, включая Россию. Несколько снизится градус напряженности в мире из-за стремления его команды сосредоточиться на решении внутренних социально-экономических проблем США. В ходе инаугурации Д. Трамп заявил: «Мы не будем никому навязывать свой уклад - скорее ему стать примером для других стран» [36, 2]. Известен факт: под горячие аплодисменты депутатов прозвучало сообщение в ГосДуме РФ о победе Д. Трампа в президентских выборах. «Давление на Россию по внешним границам будет снижено», доказывал политтехнолог О. Матвейчев. «Нужно понимать, что Трамп побеждает вопреки всему истеблишменту США, то есть всему государству, всей государственной бюрократии, всем СМИ и всему на свете и в том числе благодаря сильнейшей оппозиции в своей собственной партии, то есть даже половина республиканцев, грубо говоря, его не поддерживает. Это означает, что даже если у него и есть добрая воля, как он это в ходе предвыборной кампании заявлял, по отношению к России, стремление договариваться, вся эта государственная машина будет сопротивляться. Поэтому каких-то резких шагов мы, очевидно, не увидим. Но про что можно с уверенностью говорить, так это про то, что Трамп, его люди, его команда не сильно большие специалисты и не были никогда замечены в организации «цветных революций» и тому подобных переворотах. И в программе Трамп заявлял, что не собирается этим заниматься, вообще внешней политике уделять какое-то большое внимание, демократической помощи другим странам, тратить на это деньги. Поэтому вполне вероятно, что давление на Россию по внешним границам будет снижено, то есть мы увидим, что снизится поддержка Украины, всевозможных недружественных нам режимов во всевозможных Прибалтиках и Молдовах и т. д. Скорее всего, ситуация по Сирии будет уведена на второй план, списана на Обаму и его администрацию» [12].

Подводя итоги пребывания Д. Трампа во власти, становится очевидным, что его заявление в инаугурационной речи есть нечто иное - политико-экономическая уловка. Четырехлетнее правление Д. Трампа свелось, за словами о сосредоточении его команды на решении только внутри американских проблем, на самом деле, к тотальному пересмотру всех международных договоренностей после Второй Мировой войны с целью окончательного закрепления глобализационных процессов исключительно в интересах США. При Президенте Д. Трампе политико-экономический эгоизм США во внешней политике значительно усилился. Д. Трамп подверг полной ревизии мировой порядок, который сложился в последние 50-70 лет. Одной из первых его инициатив стал Указ о выходе США из торгового соглашения «Транстихоокеанское партнерство», посчитав, что подобное соглашение

наносит немалый ущерб американской экономике, способствуя сокращению рабочих мест в Америке. При нем США перестали финансировать Всемирную организацию здравоохранения, вышли из Парижского соглашения по сохранению климата, приветствовали выход Британии из ЕС, объявили торговую войну Китаю. Экономический эгоизм США в осуществлении политики глобализации стал проявляться и в отношении Западной Европы и настолько, что она оказалась перед дилеммой: продолжать быть вассалом США или отстоять свое право на самостоятельное существование. Если России удастся с помощью европейских кампаний, участвующих в строительстве магистрального газопровода «Северный поток-2», возобновить прокладку труб по дну Балтийского моря, то в Вашингтоне готовят новые санкции. Они могут затронуть европейские компании, являющиеся инвесторами проекта (немецкие Uniper и Wintershall, британско-нидерландская Shell, австрийская OMV и французская Engie). Бывшая директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ), руководитель Европейского центрального банка (ЕЦБ) К. Лагард заявила в эфире программы «60 Minutes» на канале CBS, что президент США Д. Трамп несет ответственность за многие риски для мировой экономики [18].

США больше не состоят в Международном Договоре по открытому небу (ДОН), который является важным инструментом международной стабильности в мире. Это соглашение позволяло его участникам облетать на самолетах с высокочувствительной специальной аппаратурой территорию других стран-членов договора по заранее согласованным маршрутам, проверяя дислокацию воинских частей, техники и объектов оборонной инфраструктуры.

Возросло геополитическое давление на Россию по всему периметру ее государственной границы: усиление военно-финансовой поддержки Украины, вмешательство США не без помощи Польши и прибалтийских государств в Президентские выборы в Белоруссии, резко обострившее внутриполитическую ситуацию в стране. В Молдавии при поддержке посольства США к власти в ходе президентских выборов пришла на высший пост представительница антироссийских сил. Вряд ли без одобрения США Турция, как член НАТО, осмелилась бы усилить свое не только экономическое, но военное присутствие на Кавказе, воспользовавшись военным противостоянием между Азербайджаном и Арменией.

Стремление США утвердить моноцентричную глобализацию в мире ведет к переформатированию деятельности таких важнейших международных организаций, как ООН, ОБСЕ, ВТО, всевозможные рейтинговые компании и др., в инструменты проведения ее глобальной политики. Положительное воздействие на международные дела данных организаций в немалой степени ослаблено. Политолог В.Коровин отмечает, что «ООН превратилась в канцелярию администрации американского Президента. ООН выступает в роли инструмента легитимации вероломных действий США» [15, 4]. Три международные компании - Fitch, Moodys, Stand & Poors - одна за другой, начиная с 2015 года, опустили суверенный рейтинг России до «предмусорного». Это означает, что на мировых денежных рынках России резко ограничивается доступ в получении международных кредитов [28, 7]. По мнению проф. В. Катасонова: «Рейтинги «большой тройки» - оружие экономической войны, которую начал Обама против России в марте 2014 года» [38]. На самом деле, если исходить из размеров государственного долга, то Америке, считаем, прежде всего, стоит присвоить самый низкий рейтинг. В 2020 году у нее государственный долг равнялся 25 трлн. долл. [7], у России он составлял 20 трлн. руб. или 0,3 трлн. долл. [8]. Это в 83 раза меньше, чем в США.

Несмотря на временное торжество в политико-экономическом отношении моноцентричного направления во главе с США, вызванное упразднением СССР и ликвидацией содружества социалистических стран в конце ХХ века, в последнее десятилетие все сильнее пробивает себе дорогу глобализация иного рода. Она возникла на базе стран, входящих в мировое соглашение под названием БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР. «Последовательность букв в слове определяется

не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — «кирпичи» [36]. Организация возникла в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума (ПЭФ) с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Помимо саммитов, встречи проходят на уровне глав МИД, министров финансов и руководителей государств. Первоначально не предполагалось, что страны БРИКС образуют некий экономический блок, как Европейский союз. Однако с течением времени возникло стремление у руководства стран превратить свою растущую экономическую власть в большее геополитическое влияние на социально-экономические процессы в мире. Страны БРИКС по численности населения, емкости рынка и объему ВВП превышают суммарно Европу и США [33]. 17 ноября 2020 г. под председательством Владимира Путина в режиме видеоконференции состоялась встреча глав государств и правительств стран - участниц БРИКС. Руководители государств обменялись мнениями о состоянии и перспективах пятистороннего сотрудничества, подвели итоги российского председательства в БРИКС в текущем году, рассмотрели актуальные проблемы международной повестки дня, сверили позиции в связи с предстоящим 21-22 ноября саммитом «Группы двадцати». В ходе встречи лидеры стран БРИКС заслушали докладчиков, курировавших работу по направлениям деятельности объединения. Секретарь Совета Безопасности РФ Н. Патрушев информировал о взаимодействии по вопросам противодействия пандемии коронавируса, борьбы с терроризмом, киберпреступностью. Президент Нового банка развития М. Троихо представил данные о результатах функционирования финансовой организации и планах на следующий год. Председатель «ВЭБ РФ» И. Шувалов рассказал о механизме межбанковского сотрудничества БРИКС. По итогам консультаций принята Московская декларация, в которой отражены консолидированные подходы государств «пятёрки» к дальнейшему развитию объединения, а также Стратегия экономического партнёрства БРИКС на период до 2025 года и Антитеррористическая стратегия БРИКС.

В отличие от проамериканского взгляда на глобализацию как моноцентричного процесса в этом направлении глобализации поддерживается в странах реальный плюрализм и равноправие не только исторически сложившихся государственных, религиозных, национальных, но и экономических форм. В.В. Путин в статье «Бог создал нас равными», опубликованной в американской газете «The New York Times» (17 октября 2013 года), писал: «Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось. Есть государства большие и малые, богатые и бедные, с давними демократическими традициями и которые только ищут свой путь к демократии. И они, конечно, проводят разную политику. Мы разные, но когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными» [25].

По мнению экономистов Ю. Попова и В. Юртаева, главное содержание XXI века - это битва двух вышеназванных парадигм глобализации [27,120]. В сложившейся геополитической ситуации суверенитет России должен быть активным, а не пассивным, не придерживаться поведения «колобка», т.е. абсолютной самоизоляции от других стран. Ряд видных западных политологов и государственных деятелей утверждает, что Россия якобы упустила свой шанс быть субъектом мировой державы и быть активным игроком в процессе глобализации. Согласно З. Бжезинскому, Россия навсегда потеряла роль глобального игрока [2]. Эту мысль, в связи с кризисом на Украине, подтвердил Президент США Б. Обама, заявив, что Россия - региональная страна и ее руководитель - региональный политик. Правда, перед уходом со своего поста он публично признал, как ошибку, высказанный им ранее тезис о региональном статусе России. Он отмежевался от своего прежнего мнения, заявив, что в военном отношении Россия - суперсверхдержава [23].

В российской либеральной научной и публицистической литературе утверждается, что России следует смириться с ролью второразрядной экономической державы. После распада СССР Россия лишилась возможности претендовать на роль одной из первых экономических сверхдержав. Догнать США по объему ВВП в этом веке для России даже теоретически немыслимо при самых реалистических

темпах. Кроме того, Россия последовательно отстает от Китая, который развивается экономически быстрее не только ее, но и США, и по объему ВВП выходит на первое место в мире [22, 5].

Считаем, что данные политики и ученые в своих политико-экономических суждениях не правы. Они не учитывают тот факт, что Россия является по природным ресурсам «кладовой мира». Наша страна продолжает оставаться конкурентноспособной на мировом рынке по выпуску новейших видов вооружения, атомной энергетики, минеральных удобрений, по ряду продовольственных товаров (зерно, подсолнечное масло, сахар, мясо птицы и т.д.). На встрече с главами государств (Китай, Россия, Индия, Бразилия и ЮАР - члены БРИКС) в декабре 2019 г. В.В. Путин заявил, что Россия готова экспортировать технологии электронного документооборота, программирования. Он отметил: «Работа многофункциональных центров (МФЦ), к которым многие в России давно привыкли, для других стран - невиданная невидаль. И может внедряться не хуже, чем атомная энергетика» [31, 2].

Будущее России однозначно связано со вторым направлением глобализации. Американский политолог, старший редактор журнала ЕхееиНуе Intelligence Review, Д.Стейнберг отмечает: «Москва в состоянии с Индией и Китаем создать новый мировой порядок, в котором проблемы между странами будут решаться мирно без конфликтов и навязчивого «посредничества» в лице Запада» [32].

Россия вполне может сыграть весомую роль в создании нового геополитического центра на базе БРИКС, несмотря на ее уязвимость в экономическом и демографическом отношении. Вне рамок подобного направления Россия не сумеет выстоять в борьбе, которую навязала ей Америка со своими сателлитами после распада СССР, стремясь загнать ее в состояние изоляции и превратить в мирового изгоя. Чтобы Россия заняла достойное место среди стран БРИКС и ведущих держав мира не только в военном, а, прежде всего, в экономическом отношении, ей необходимо, считаем, активнее обратиться к процессу восстановления производственных, финансовых, военных и культурных отношений с бывшими республиками СССР в полном объеме. Прежде всего, с теми, руководство которых уже осознает необходимость более тесных связей с Российской Федерацией. Анализ последствий распада СССР свидетельствует о том, что Российскому государству, как и другим союзным республикам бывшего Советского Союза, был нанесен огромный матерально-экономический ущерб. В результате разрыва хозяйственных связей, сложившихся за многовековую историю существования государства, Россия, как и другие бывшие союзные республики, взаимно лишились в немалой степени рынков сбыта готовой продукции и сырья. Социально-экономическая ситуация в бывших республиках после распада СССР наглядно продемонстрировала, что их экономики были неотъемлемыми звеньями единой цепи под названием «народное хозяйство». По этой причине они, обособившись в отдельно взятые государства, все проиграли. Об этом свидетельствует происшедший спад их экономик в 90-годы ХХ века. Глубина спада варьировалась от 18% в Узбекистане до 77% в Грузии. Откат экономики РФ составил 44% [10, 7].

Главная беда происшедшего демонтажа СССР заключалась в том, что даже современная Россия, не говоря о других бывших союзных республиках, с емкостью внутреннего рынка в 146 млн. потребителей при нынешних расходах на содержание и развитие наукоемких и технологически сложных производств потеряла степень экономической самодостаточности, которой обладал СССР. По расчетам экономистов, рентабельность производства в массовом виде самолетов, электровозов, морских и речных лайнеров, автомобилей, тракторов, комбайнов, компьютеров и других технически сложных промышленных товаров, возможна при наличии внутреннего рынка страны с численностью не менее 300 млн. человек. «Лет сто назад, при тогдашней глубине разделения труда и уровне технологий, тех же 146 миллионов населения вполне хватило бы для развития конкурентоспособной экономики. Сейчас, по оценкам экономистов, для этих целей необходимо уже 250 - 300 миллионов потребителей. При меньшей численности бессмысленны серьезные ассигнования в науку или высокотехнологичное производство, они просто никогда не окупятся» [21]. России, тем более для отдельно взятой бывшей союзной республики, при отсутствии такого внутреннего рынка просто

экономически обременительно развивать полный набор отраслей народного хозяйства.

Курс на восстановление союзного государства - важнейшее условие выживания не только России, но и бывших союзных республик в нынешней геополитической обстановке. Самостоятельно никому из них не выжить: обязательно попадут в орбиту экономических, политических и культурно-идеологических интересов более сильной страны-соседа, например, Турции, Ирана, Германии, Китая и США, хотя последнее государство находится за тысячи километров от бывших республик СССР. Резко возросшая в последние десятилетия запущенность в хозяйственном освоении ряда территорий страны и наличие депопуляции населения - все это способствует возрастанию претензий на пространство России со стороны соседних государств по всему периметру ее границы. Например, только посевные площади в сельском хозяйстве сократились за несколько последних почти на 40 млн. га, что равняется территории Германии. «Ожидания, что при переходе от государственной собственности на землю к частной и от совхозов и колхозов к новым формам хозяйствования (фермеры, агрофирмы, акционерные общества и т.д.) произойдёт повышение эффективности использования сельскохозяйственных угодий, не оправдались. За период с 1991 г. по 2007 г. сельхозугодия в РФ сократились на 22,1 млн. га, пашня - на 15,7 млн. га, а посевные площади - на 40,6 млн. га».[19]

Население России за 2018 и 2019 гг. сократилось почти на 400 тыс. человек. За Уралом на всей территории Сибири и Дальнего Востока проживает 26 млн. человек, тогда как только на китайской приграничной территории -100 млн. человек.

Постсоветское пространство фактически уже уходит из-под влияния России. Война между Арменией и Азербайджаном из-за статуса Нагорного Карабаха наглядно продемонстрировала, насколько, например, Азербайджан в экономическом, военном, политическом и культурном отношении оказался в зависимости от Турции. Руководитель этой страны И. Алиев называет Премьер-Министра Турции Р. Эрдагана родным братом. Нельзя забывать, что И. Алиев большую часть жизни прожил в советское стране и был воспитан в партийно-советской среде: его отец Г. Алиев был членом Политбюро ЦК КПСС. Будучи в 2010 году в Ульяновске, И. Алиев посещал Дом-музей В. И. Ленина, где оставил запись в книге отзывов, в которой написал: «С большим интересом ознакомился с Домом-музеем Владимира Ильича Ленина. Экспозиция музея наглядно демонстрирует быт семьи Ульяновых. Все члены семьи обладали неординарными качествами и проявляли свой талант в разных сферах. Владимир Ильич оставил огромный след в истории человечества. Память о нём живёт в сердцах миллионов людей на планете» [17, 2].

Не думаем, что окончательное включение Азербайджана в геополитическую игру Турции окажется благом для азербайджанского населения. Азербайджан и Россия почти 200 лет находились в одном историко-географическом пространстве. В советский период в Азербайджане была полностью ликвидирована безграмотность, открылись учреждения культуры. Азербайджан внес немалый вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Азербайджанское топливо для военной техники, героизм солдат-азербайджанцев, более 1,2 млн. офицеров и солдат Советской армии были возвращены в строй в азербайджанских госпиталях, - отмечает доктор технических наук, профессор, К. Рустамов [29] Он подчеркивает, что после распада СССР сотни тысяч эмигрировавших азербайджанцев направились не в Турцию, не в Иран, а в Россию. В свое время Г. Алиев, отец нынешнего Президента Азербайджана, говорил, что Россия для Азербайджана являлась мостом в европейскую цивилизацию [29].

Если речь идет об интересах народов, а не об узкоэгоистических интересах правящих элит, то, считаем, Азербайджану, как и другим бывшим республикам СССР, перспективнее восстанавливать тесные дружеские отношения с Россией, как наследницы Российской империи и СССР. Для этого России необходимо снова стать центром притяжения бывших республик СССР на постсоветском пространстве, каким она была после Октябрьской революции для народов национальных окраин.

Чтобы осуществить эту очень важную в геополитическом отношении задачу, России нужны

решительные меры по осуществлению новой модернизации страны, демографического рывка, дальнейшего перевооружения армии и, конечно, перестать сдавать позиции на постсоветском пространстве. Например, состоявшиеся президентские выборы в Молдавии (15 ноября 2020 г.) наглядно продемонстрировали сверхактивность американского посольства вплоть до заявлений, что помогут их кандидату Майе Санду (лидер проевропейской партии «Действие и солидарности») вывести на улицы протестные массы и устроить в Молдавии «цветную революцию» в случае провала во втором туре. Российский посол в Молдавии О. Васнецов заявлял в свою очередь, что «российские дипломаты смотрят за ходом выборов, но не вмешиваются» [4]. В результате такой политики «невмешательства» пророссийский кандидат в Президенты И. Додон, бывший Президент Молдовы, проиграл.

В целом то, что сейчас предпринимает нынешнее российское руководство во главе с В. Путиным в области внутренней и внешней политики, свидетельствует о понимании руководством грядущих вызовов перед Россией. Весь вопрос заключается в том, насколько оно это видение донесет до российского общества, до каждого гражданина в условиях межпартийной борьбы, наличия сильной прозападной прослойки в обществе, особенно в правящей элите, и наличия огромного социального разрыва доходов населения страны. Эти факторы в той или иной степени пока работают не на консолидацию российского общества по преодолению грядущих вызовов, а на его раскол на замкнутые, противостоящие друг другу политические, социальные и национальные группировки. В частности, отвергнутая большинством голосов депутатов из «Единой России» поправка в Конституцию РФ на предмет запрета гослужащим и депутатам всех уровней на владение недвижимостью за рубежом (ноябрь 2020 г.) наглядно продемонстрировала наличие прозападной прослойки в высших эшелонах государственной власти в России. Трудно поверить, что чиновник или депутат, у которого недвижимость за рубежом на десятки и сотни миллионов рублей, будет радеть за интересы страны в геополитической борьбе России с Западом.

В свою очередь Запад не дремлет. Госсекретарь США X. Клинтон в Дублине (2012 г.) открытым текстом заявила, что Америка, используя любые средства, не позволит руководству страны возродить СССР ни в какой форме. Х. Клинтон отметила, что новый СССР может быть создан под новыми названиями - «Таможенный союз или Евразийский союз». Госсекретарь США отметила, что российские власти поддерживают этот план для углубления экономических связей с соседями. «Давайте не делать ошибок. Мы знаем, что является целью, и мы попытаемся найти эффективный способ для замедления или предотвращения этого процесса», - подчеркнула X. Клинтон [16].

Первой ласточкой на пути возрождения экономических связей между бывшими республиками СССР было принятие Госдумой РФ Постановления от 15 марта 1996 г. «Об углублении интеграции народов, объединившихся в Союз ССР и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР». Затем появилась Декларация от 25 декабря 1998 года о создании Союзного государства президентами России и Белоруссии. Довольно серьезным шагом в направлении возрождения Союзного государства явилось создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном (2011 г.), к которому присоединились Армения, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз», -написал президент России [26].

С 1 января 2015 г. начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который в перспективе будет базироваться на единой энергетической основе, единой валюте и единой ценовой политике. В его рамках возникнут евразийский парламент. Около 30 государств сообщили о своем

желании подключиться к переговорам по вопросу создания зоны свободной торговли с ЕАЭС. В рамках Евразийского экономического Союза реализуются следующие крупнейшие проекты: магистральный газопровод «Сила Сибири» для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона; Белорусская АЭС, космодром «Восточный», транспортный коридор через Армению, который соединит Центральной Азию и Индию с Россией и Европой; реконструкция Токтогульской ГЭС в Кыргызстане.

В связи с экономическими санкциями со стороны Запада в отношении России и пандемией короновируса ЕАЭС переживает сейчас определенные трудности. Экономический спад в России на протяжении последних нескольких лет отрицательно влияет на товарооборот внутри Союза, ибо ее экономика является ведущей. Совокупный ВВП стран ЕАЭС упал на 3,1% в 2015 году. Спад совокупного ВВП в 2016 году составил 0,7%[9].

Путь к созданию обновленного союзного государства, думается, займет довольно значительный по времени срок. Но, решив эту задачу, Россия успешнее начнет участвовать в процессе глобализации в своих национальных интересах и в противостоянии моноцентричной политике глобализации США

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бажанов Е.П. Америка: вчера и сегодня. В 2-х томах. Т. 1. М.: Известия. - 2005. - С. 174-175.

2. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) Перевод О. Ю. Уральской М.: Международные отношения, 1998. [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: // 3http://lib.ru/POLITOLOG/AMERICA/bzhezinskij.txt (дата обращения: 13.10.20.)

3. Биндюков Н., Лопата П. Контрасты глобализации./ Н. Биндюков, П. Лопата // Диалог. 2001.- № 3.- С. - 8.

4. Васнецов О. Выборы в Молдавии: Российские дипломаты смотрят, не вмешиваясь. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // https://eadaily.com/ru/news/2020/11/15/ (дата обращения: 25.11.20.)

5. Великобритания покинула Европейский союз 31 января 2020 года. Результаты референдума. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // // BBC (дата обращения: 13.10.20.)

6. Глазьев С. Цивилизация трущоб. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://www.gazeta.ru/ business/news/2019/10/24/n_13614122.shtml (дата обращения: 13.10.20.

7. Госдолг США. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://www.google.com/search?q=а(дата обращения: 13.10.20.)

8. Госдолг России. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://tass.ru/ekonomika/9592555(дата обращения: 13.10.20.)

9. Доклад Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) «Механизмы реагирования на угрозы макроэкономической стабильности в условиях глобального экономического кризиса, вызванного пандемией» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // https://1prime.ru/state_ regulation/20200514/831446830.html (дата обращения: 13.10.20.)

10. Задорин И. Евразия без границ./И. Задорин // Комсомольская правда. 2014. - 19 дек. - С. 7.

11. Закон № 86-90, (Captive Nations Week Resolution). Закон США «О порабощенных народах». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5Z58/ Page_212_ (дата обращения: 13.10.20.)

12. «За кулисой произошел системный сбой»: чего Путину ждать от Трампа? [Электрон. ресурс].

- Режим доступа: // https://www.business-gazeta.ru/article/32802(дата обращения: 24.11.20.)

13. Ильинский А. Ренессанс национализма: причины и последствия. URL://http:// www.apn. ru/ publikations/ artikle32692.htm

14. Клинтон Х. Новый СССР не может быть создан под новыми названиями. [Электрон. ресурс].

- Режим доступа: // https://vz.ru/news/2012/12/7/610688.html (дата обращения: 25.05.20.)

15. Коровин В. Есть ли прок от ООН./ В. Коровин. // АиФ. - 2014. - № 14. - С. 4.

16. Конгресс русских американцев заявил о «русофобской» политике Трампа. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://gordonua.com/news/worldnews/kongress-russkih-amerikancev-zayavil-o-(дата обращения: 13.10.20.)

17. Кругликов А. Символ надежды и веры./ А. Кругликов// Правда.- 15 марта - 2010.- С. 2.

18. Лагард обвинила Трампа в подрыве стабильности мировой экономикиhttps: [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: //news.mail.ru/economics/39172960/?frommail=1(дата обращения: 13.10.20.)

19. За 16 лет посевные площади в России сократились на 40,6 млн. га [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // https://news.finance.ua/ru/news/-/130335/za-16-let-posevnye-ploshhadi-v-rossii-sokratilis-na-40-6-mln-ga (дата обращения: 24.11.20.)

20. Медведев Р. Борис Ельцин. От Ипатьевского дома до храма Христа Спасителя. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // https://www.openforest.org.ua/8780/(дата обращения: 24.11.20.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Медведчук В. Закон мировой интеграции. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http:// vybor.ua/article/economika/zakon-mirovoy-integracii-rynok- (дата обращения: 25.05.20.)

22. Меньшиков С. Россия и мир: год 2027./ 25. С. Меньшиков.// Знание и власть. - 2007. - № 25, -

С. 5.

23. Обама Б. Финальный спич 44-го президента США. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://www.business-gazeta.ru/article/334080 (дата обращения: 24.11.20.)

24. Пефтиев В. Глобализация экономики на рубеже ХХ-ХХ1 вв./ В. Пефтиев. // Система экономических отношений всемирного хозяйства на рубеже XXI в. Ярославль.- 1998. - С. 141.

25. Путин В. Бог создал нас равными. URL: [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: //http: //www. vz. ru /politics/ 2013/ 9 /12 (дата обращения: 24.11.20.)

26. Путин В. ЕЭП - это возможность для людей без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться.// [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // https://www.spb.kp.ru/ daily/25764/2749542/(дата обращения: 25.05.20.)

27. Попов А., Юртаев В. Русский проект глобализации./ А. Попов, В. Юртаев // Актуальная Россия: вопросы экономической теории и практики. Т. 1.М.: Волгоград.- 2000.- С. 120.

28. Робертс П. Америка сама «мусорит»./П. Робертс.//Комсомольская правда. 2015.- 5 февр.- С.

7.

29. Рустамов К.: «Между российским и азербайджанским народом всегда складывались близкие отношения». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://vestikavkaza.ru/interview/kamran-rustamov-za-dva-veka- (дата обращения: 20.07.20.)

30. Салюты и протесты: реакция на резолюцию о независимости Каталонии в Барселоне. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://ria.ru/20171028/1507739780.html]. (дата обращения: 13.10.20.)

31. Смирнов Д. Россия уже не бензоколонка./ Д. Смирнов // Комсомольская правда.- 2019. - 15 нояб. - С. 2.

32. Стейнберг Д. Россия станет центром нового миропорядка: [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http//russian.rtxom/ inotv/ 2014. (дата обращения: 20.07.20.)

33. Страны БРИКС. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://tvbrics.com/states/(дата обращения: 13.10.20.)

34. Твен Т. Америка обязана многим России./ [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // /https:// crimea.ria.ru/history_crimea/20170826/1111699249.htmlhttps:// (дата обращения: 20.07.20.)

35. Толочко П. Незалежная уже была в Европе. И что из этого вышло?/ П. Толочко.// Комсомольская правда. 19 янв. - 2017.- С. 8.

36. Трамп Д. Выступление во время инаугурации. // Комсомольская правда. 2017, 17 янв., С. 2.

37. Цит. по: Анчуков С. Глобализации по-американски - угроза миру и России. // Правда России. 2002. - № 18. - С. 4.

38. Цит. по: Черных Е. Запад объявил нам рейтинговую войну. // Комсомольская правда. 2015. -5 февр.- С. 7.

39. Цит. по: Ключников Б. О глобализации, новом тоталитаризме и России. // Наш современник. 2000.- №5. - С. 233.

40. Шевченко Ю. Ветеран СВР рассказал о планах ЦРУ развалить СССР. МОСКВА, 26 февраля 2020 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа://https://regnum.ru/news/2868612.html (дата обращения: 25.06.20.)

41. 10 шагов США по развалу СССР. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: //https://tvzvezda.ru/ news/vstrane_i_mire/content/201704111544- (дата обращения: 13.10.20.)

42. Mackinder, H.J. «The geographical pivot of history». The Geographical Journal, 1904, 23, pp. 421-37. (англ.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: //https://www.iwp.edu/wp- content/ uploads/2019/05/20131016_ (дата обращения: 25.05.20.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.