ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Национальный психологический журнал № 3 (47) 2022
http://npsyj.ru
Научная статья УДК 159.9, 37.01, 069
doi: 10.11621/npj.2022.0311
Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции
В.С. Собкин1, Е.А. Калашникова2, Т.А. Лыкова*3
1 2 3 Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия
1 [email protected], https://orcid.org//0000-0002-2339-9080
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4429-623X
3 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6494-978X
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Актуальность. Несмотря на наличие ряда масштабных проектов, ориентированных на изучение детства, существует острая потребность в сохранении современных и исторических образцов детской культуры. Основой организации Российского музея детства должны выступить психолого-педагогические представления о возрастных особенностях развития ребенка, разработанные в рамках культурно-исторического подхода.
Цель. Представить абрис возможных направлений деятельности и научных подходов к созданию Российского музея детства.
Методы. Анализ имеющихся данных о деятельности музеев детства в России и за рубежом. Результаты. Изучение опыта создания музеев, посвященных культуре детства, показало, что доминантой создания коллекций выступают детские игрушки. При этом практически отсутствуют музеи, представляющие различные стороны социальной ситуации развития ребенка, особенности его бытовой и культурной жизни. Представлены возможные направления научной и практической работы Российского музея детства, в основе которых лежит идея сохранения и трансляции культурных образцов детской жизни. Предлагается собрать тематические музейные коллекции, отражающие социокультурные составляющие жизни детей разных возрастов в различные исторические периоды. Целевую аудиторию музея составляют дети, родители и педагоги. Помимо выставочной и экскурсионной деятельности предполагается, что музей будет выступать в качестве места детского досуга и творчества, пространства общения и образования для родителей и педагогов. Научная жизнь Российского музея детства будет построена на исследованиях, посвященных истории игрушек и игровых традиций, истории детства в междисциплинарном контексте, историческому аспекту психологических и педагогических исследований этого периода, анализу современной детской культуры.
Выводы. Создание подобного культурного пространства будет способствовать сохранению и поддержанию взаимосвязей и преемственности между поколениями в семье, повышению педагогической культуры родителей и профессиональному развитию педагогов. Проведение научных исследований на базе Российского музея детства позволит разработать наукоемкие и культуроемкие инновационные психолого-педагогические проекты в сфере образования.
Ключевые слова: детство, игрушка, культура детства, культурно-исторический подход, культурные артефакты, музей детства, научная концепция музея, психологические особенности возраста, социальная ситуация развития, этнография детства.
Для цитирования: Собкин В.С., Калашникова Е.А., Лыкова Т.А. Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 89-96. ^к 10.11621/ npj.2022.0311
© Собкин В.С., Калашникова Е.А., Лыкова Т.А.
National Psychological Journal 2022, 3 (47) http://npsyj.ru
PSYCHOLOGY OF EDUCATION
Scientific Article doi: 10.11621/npj.2022.0311
Toward a scientific concept for the Museum of Childhood
Vladimir S. Sobkin1, Ekaterina A. Kalashnikova2, Tatyana A. Lykova*3
i, 2, 3 Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
1 [email protected], https://orcid.org//0000-0002-2339-9080
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4429-623X
3 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6494-978X
* ^r^sponding author: [email protected]
Background. Despite a number of large-scale projects focused on the study of childhood, there is an urgent need to preserve modern and historical examples of children culture. Psychological and pedagogical ideas on the age specifics of child development, elaborated within the framework of cultural-historical approach, serve as a solid foundation for the Russian Museum of Childhood.
Objective. The aim of the article is to present an outline of possible activities and scientific approaches to the development of the Russian Museum of Childhood.
Methods. The available data on the activities of Childhood Museums in Russia and abroad are profoundly analysed. Results. The study of the experience in creating museums devoted to the culture of childhood has shown that children's toys constitute the dominant feature of collections. At the same time, practically no museums represent various aspects of the social situation of a child's development nor reflect they the peculiarities of child's daily and cultural life. The idea of preservation and exhibition of cultural samples of children's life forms the basis for investigating possible directions of scientific and practical work of the Russian Museum of Childhood. It is suggested to assemble thematic museum collections reflecting the socio-cultural components of children at different ages in different historical periods. The museum's target audience includes children, parents, and teachers. In addition to exhibition and excursion activities, the museum is supposed to serve as a place of children's leisure and creativity, a space of communication and education for parents and teachers. Scientific life of the Russian Museum of Childhood will be based on deep research into the history of toys and play traditions as well as the history of childhood in an interdisciplinary context. Both, the contemporary culture of childhood, and the historical aspect of psychological and pedagogical research on childhood will be analysed.
Conclusion. Creation of such a cultural space will contribute to the preservation and maintenance of intergeneration-al relationships and continuity in the family. It will also promote educational culture of parents and professional development of teachers. Conducting scientific research in the Russian Museum of Childhood will make it possible to develop science-intensive and culture-intensive innovative psychological and educational projects.
Keywords: childhood, toy, childhood culture, cultural-historical approach, cultural artifacts, museum of childhood, scientific concept of museum, psychological features of age, social situation of development, ethnography of childhood.
For citation: Sobkin, V.S., Kalashnikova, E.A., Lykova, T.A. Toward a scientific concept for the Museum of Childhood (2022). Natsional'nyy psikhologocheskiy zhurnal (National psychological journal), 3 (47), 89-96. doi: 10.11621/ npj.2022.0311
© Sobkin V.S., Kalashnikova E.A., Lykova T.A.
Введение
На сегодняшний день в России реализуются несколько масштабных проектов, ориентированных на изучение детства: «Демография» (Национальный проект «Демография», 2022), объединяющий практически все сферы жизни населения; Национальный проект «Десятилетие детства», одной из основных целей которого выступает совершенствование государственной политики в области защиты детства (Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240); Всероссийский лонгитюдный проект «Растем вместе», организованный МГУ им. М.В. Ломоносова, Психологическим институтом РАО и направленный на всестороннее исследование разнообразных аспектов социальной ситуации развития ребенка (Всероссийский проект исследования детства, 2022) и др.
Вместе с тем, в настоящее время как в нашей стране, так и в мире существует острая потребность в сохранении современных и исторических образцов детской культуры, которая включает в себя широкий спектр различных видов детской активности и деятельности, образцов систем обучения и воспитания, что, в свою очередь, находит материальное отражение в культурных артефактах, литературе и искусстве для детей, продуктах СМИ и др. (Jenkins, 1998). Добавим, что различным аспектам социализации и развития детей посвящено большое количество научных работ отечественных и зарубежных авторов (Коун, 2020; Смирнова и соавт., 2016; Собкин, 2016; Собкин, Смирнова, Штенгер, 2018; Собкин, Халутина, 2018; Sobkin et al., 2016; Sobkin, Skobeltsina, 2015; Al-Ali et al., 2021; Archakova, Garifulina, 2021; Solovieva et al., 2021; Schad, Arnold, 2019), но вместе с тем, большинство подобных трудов адресовано профессиональной аудитории психологов и педагогов, тогда как для реализации задачи сохранения и трансляции культурных образцов представляется целесообразным использование более открытого музейного формата.
Понятно, что во многом основой организации деятельности музея должны выступить психолого-педагогические представления о возрастных особенностях развития ребенка. В этой связи важную роль имеет историческое наследие теоретических и экспериментальных разработок отечественной психологической школы, реализующей культурно-исторический подход к изучению детства (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.). Важное место среди этих исследований занимает направление работ лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО, проводимых под руководством М.И. Лисиной, которая разработала оригинальную концепцию генезиса общения ребенка со взрослым (Лисина, 2009). В ходе этих исследований была дополнена и уточнена периодизация психического развития ребенка, включающая микрофазы на этапе младенческого возраста (Лисина, 1986, 1997, 2009). Дальнейшей разработкой данной проблематики занимались ее коллеги и по-
следователи: А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Л.Н. Гали-гузова, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Т.В. Ермолова (Мещерякова, Авдеева, 1991; Смирнова, 2008, 2009, 2011).
Е.О. Смирнова, исследуя особенности игровой деятельности на разных этапах дошкольного детства, в 2004 г. инициировала в МГППУ открытие лаборатории игры и игрушки, где продолжила разработку развивающих игр, начатую ею совместно с педагогом-психологом З.М. Богуславской (Богуславская, Смирнова, 1991). В работе лаборатории учитывался также и опыт исследований сотрудников Института дошкольного воспитания АПН СССР Л.А. Венгера, Н.Н. Под-дьякова, С.Л. Новоселовой и др. В дальнейшем лаборатория выросла в Московский центр экспертизы игрушек. В 2008 г. Центру был присвоен официальный статус Московского Городского Центра психолого-педагогической экспертизы игры, игрушек, игрового оборудования и материалов.
В настоящей статье представлены материалы к разработке научной концепции Музея детства. Ориентиром при проектировании содержательной составляющей выступает Концепция государственной семейной политики в РФ до 2025 г., где в качестве одного из приоритетов указано «утверждение традиционных семейных ценностей и образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи» (Концепция государственной семейной политики в РФ до 2025 г., с. 9). Подчеркнем, что решение задач, связанных с повышением ценности семейного образа жизни и содействия в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, предполагает сохранение и поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье; повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.) (Концепция государственной семейной политики в РФ до 2025 г.).
Цель исследования. Представить абрис возможных направлений деятельности и научных подходов к созданию Российского музея детства.
Задачи исследования
- рассмотреть имеющийся опыт создания музеев, посвященных культуре детства как в России, так и за рубежом;
- обозначить возможные направления научной и практической работы Российского музея детства.
Методы и методики. Анализ имеющихся данных о деятельности музеев детства в России и за рубежом.
Выборка. 47 веб-страниц, посвященных деятельности музеев детства в России и за рубежом.
Результаты
из опыта создания музеев, посвященных
культуре детства в россии и за рубежом
В России на сегодняшний день функционирует несколько музеев, посвященных различным аспектам культуры детства. Художественно-педагогический музей игрушки в Сергиевом Посаде является одним из наиболее известных. Он основан в 1918 г., в собрании музея хранятся детские игрушки прошлых столетий из Александровского и Ливадийского дворцов, Строгановского училища и частных коллекций. Работают постоянные выставки: «Новогодняя и рождественская игрушка», «Русская народная игрушка», «Игрушка стран Востока», «Русская и западноевропейская игрушка XIX — начала ХХ века», «Детский портрет».
В Москве в помещении Центрального детского магазина на Лубянке располагается Музей детства. На экспозиции представлено более 1500 экспонатов: игрушек и предметов — подлинников эпохи, которые когда-то продавались в универмаге «Детский мир».
В Санкт-Петербурге находится частный Музей игрушки, в коллекции которого хранятся русские и зарубежные игрушки ХУ1-ХХ веков — народные, заводские и авторские. В музее представлены действующие железные дороги и старинные куклы, миниатюрная мебель и посуда, конструкторы и мягкие игрушки.
Другой частный музей, посвященный советской игрушке, расположен в Ленинградской области (п. Токсово). В собрании находится свыше 5000 единиц хранения. Целью музея является изучение и популяризация отечественной игрушки периода с 1920 по 1990 годы для восполнения пробелов, имеющихся в истории советской игрушки. Схожим по своей концепции является музей «Детский мир», расположенный в селе Вятское Ярославской области. Самые старые экспонаты его коллекции созданы в 1920 году.
Единственный музей игрушки, расположенный за Уралом, находится в Новосибирске. В музее представлены коллекции «Голубые цветы Гжели», «Русская игрушка», «Золотая хохлома», а также матрешки всех регионов страны.
В Минске находится Музей детства, в котором собрано более 450 экспонатов, включающих уникальные коллекционные игрушки разных времен. Музей ведет широкую экскурсионную и образовательную работу. Государственный музей игрушки в Киеве рассказывает об истории промышленной игрушки, представляет коллекцию украинских народных игрушек и авторские работы. Музей открылся в 2005 г., его собрание включает более 15 000 экспонатов.
Уникальный Музей детского творчества, в настоящее время являющийся частью Национального центра эстетики, был основан в Армении. Более 40 лет Музей детского творчества представляет детское искусство как часть мировой культуры и способству-
ет получению школьниками художественного образования.
Наиболее крупным в мире считается Музей детства в Лондоне (англ. V&A Museum of Childhood). Музейная коллекция, которую составляют детские игрушки и игры, кукольная одежда, мебель, другие вещи, связанные с детством, охватывает период от XVI века и до наших времен и насчитывает свыше 100 тыс. объектов.
Самый старый музей игрушек Германии расположен в г. Зоннеберг. Он основан в 1901 г., сегодня в нем представлены более 100 000 экспонатов. К наиболее значительным относят тюрингские фарфоровые куклы XIX века, деревянные игрушки из самых разных концов мира, игрушки из Древнего Египта, а также античные игрушки Греции и Древнего Рима.
Нюрнбергский музей игрушек (также известный как Музей Лидии Байер) является муниципальным музеем, который был основан в 1971 году. Он считается одним из самых известных музеев игрушек в мире, его экспозиции рассказывают о культурной истории игрушек от античности до наших дней. Помимо этого, в Германии находятся Фрайнсхаймский музей истории игрушек (представляет собой частную коллекцию старых игрушек) и Музей кукол и игрушек в Ротенбург-об-дер-Таубер (посвящен истории немецких и французских игрушек).
Экспозиция музея в Зальцбурге (Австрия) воплощает три главные темы: «игра», «переживание» и «удивление». Музей содержит большое число интерактивных экспонатов, книг, игрушек разных эпох, собранная здесь коллекция признана самой крупной в Австрии.
Музеи, посвященные игрушкам, также работают в Тарту (собрание народных эстонских и финно-угорских игрушек), Сингапуре (частная коллекция игрушек, насчитывает около 50 000 экспонатов), Турции (в музее представлено обширное собрание национальных антикварных игрушек), одним из наиболее крупных считается закрытый в настоящее время Музей игрушек в Праге.
Представленный краткий обзор отечественных и мировых музеев, посвященных детской культуре, показывает, что доминантой изучения и создания коллекций в рамках музейной деятельности выступают детские игрушки. При этом, за исключением британского Музея детства, практически отсутствуют музеи, экспозиции которых отражают различные стороны социальной ситуации развития ребенка, особенности его бытовой и культурной жизни.
Возможные направления научной и практической работы Российского музея детства
Научная концепция Российского музея детства опирается на междисциплинарный подход с акцентом на этнографию детства, культурологию и пси-
холого-педагогические принципы социализации детей разного возраста. В основе научной концепции Российского музея детства лежит идея сохранения и трансляции культурных образцов детской жизни. Для реализации этой идеи предлагается собрать тематические музейные коллекции, отражающие социокультурные составляющие жизни детей разных возрастов в разные исторические периоды.
Целевую аудиторию, на которую в первую очередь будут ориентированы экспозиция, выставки и мероприятия, проводимые музеем, составляют дети, родители и педагоги. Предполагается, что посетитель, приходя в музей, имеет возможность окунуться в историю и культуру своей страны и мира через приобщение к истории детства и опыту воспитания детей в разные исторические эпохи.
Организация пространства музея предполагает наличие постоянной экспозиции, отдельного зала для проведения выставок, а также помещений для проведения занятий, мастер-классов, встреч и других мероприятий. Основная экспозиция может быть представлена в нескольких залах, каждый из которых посвящен определенному возрастному этапу развития ребенка в разные исторические периоды. Постоянная экспозиция представляет собой инсталляции, где размещены игрушки, книги, фотографии, предметы быта и ухода за детьми (кроватки, образцы питания, принадлежности для купания, одежда, коляски) и пр. Например, в «Зале младенцев» будут представлены люльки, предметы одежды и ухода за младенцами, игрушки и другие атрибуты в различные исторические периоды: XIX в., начало XX в., 1920-1940 гг., 1940-1960 гг., 1960-1980 гг. и так далее.
Помимо этого экспозиция может быть организована в историческом аспекте в соответствии с основными этапами развития теорий и исследований психического развития детей (Смирнова, 2012; Сальникова, 2007; Комарова, 2014 и др.). При разработке инсталляций предполагается использование современных компьютерных технологий, в том числе для создания интерактивных объектов.
В дополнение к непосредственной выставочной и экскурсионной деятельности предполагаются и другие направления работы музея:
- музей как пространство общения и образования родителей. Например, путем организаций лектория для родителей с приглашением ведущих специалистов в сфере педагогики и детской психологии;
- музей как пространство детского досуга и творчества. Реализации данного направления будут способствовать специально разработанные детские экскурсии, проведение мастер-классов для детей (художественных, игровых, книжных), организация постоянно действующей секции или кружка; проведение детских праздников с включением в исторический контекст и др.;
- музей как место общения родителей и детей. С этой целью в пространстве музея могут проводиться мероприятия, интересные как родителям, так и детям: киноклубы, посвященные мультфильмам и фильмам для семейного просмотра, тренинговые занятия, семейные игры;
- музей как образовательное пространство для педагогов. Данное направление может быть представлено регулярными образовательными семинарами для педагогов систем дошкольного, школьного и дополнительного образования.
Основой научной жизни Музея детства могут выступать исследования, посвященные истории игрушек и игровых традиций, истории детства в междисциплинарном контексте, анализу современной культуры детства, историческому аспекту психологических и педагогических исследований детства.
Предполагается, что музей будет иметь обширные связи с научными, образовательными организациями и учреждениями культуры, что позволит ему стать площадкой для сотрудничества и проведения уникальных культурных и образовательных проектов. Например, возможно сотрудничество с другими музеями и учреждениями культуры: Российская государственная детская библиотека — выставки детской книги, Этнографический музей — цикл выставок об истории детства в различных культурах; персональные исторические музеи — серия выставок о выдающихся просветителях, родителях и педагогах; музеи игрушек, частные коллекционеры — специализированные выставки; Музей анимации — выставка и просмотр мультфильмов и другие проекты. Сотрудничество с образовательными организациями может осуществляться через организацию экскурсий для детей, проведение тематических занятий, мастер-классов, литературных чтений.
Выводы
Создание подобного культурного пространства, в основе которого находится музей, будет способствовать сохранению и поддержанию взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье; повышению педагогической культуры родителей и профессиональному развитию педагогов. Реализация различных научных проектов в рамках работы Российского музея детства позволит создавать и внедрять инновационные разработки в педагогическую деятельность, а также расширит горизонт психолого-педагогических исследований детской культуры.
Авторы надеются, что представленный проект позволит развернуть продуктивную общественную дискуссию по вопросам сохранения и трансляции образцов детской культуры.
Литература
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.
Всероссийский проект исследования детства [Электронный ресурс] // URL: Ы1рт//вместерастем.рф (дата обращения 12.04.2022).
Комарова Г.А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. М.: ИЭА РАН, 2014.
Концепция государственной семейной политики в РФ до 2025 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/all/92699/ (дата обращения 20.04.2022).
Коун Ким. Работа и технологии дошкольных педагогов в эпоху оценивания // Современное дошкольное образование. 2020. № 2 (98). С. 70-79.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Воронеж: МОДЭК, 1997. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009.
Лисина М.И., Рузская А.Г., Авдеева Н.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989.
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и Ваш младенец. М.: Педагогика, 1991.
Национальный проект «Демография»: утв. постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 24.03.2022, с изм. от 09.04.2022) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://национальныепроекты.рф/projects/demografiya (дата обращения 10.04.2022). Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: история, теория и практика исследования. Казань: Казанский государственный университет, 2007.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов (3-е изд.) М.: Питер, 2012.
Смирнова Е.О. Правда и мифы о развивающих игрушках // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 3. C. 72-77.
Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 6. C. 30-35.
Смирнова Е.О., Орлова И.А., Соколова М.В., Смирнова С.Ю. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2016. № 2 (64). С. 34-44.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 1. Собкин В.С. К вопросу о профессиональной позиции воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 7. С. 46-57.
Собкин В.С., Смирнова Е.О., Штенгер У Детский сад, воспитывающий личность (описание опыта работы детского сада «Амарес», Кёльн, Германия) // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2018. Т. 90, № 8 (90). С. 4-15. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. 2018. № 1. С. 6-18.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 №240 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения 15.04.2022).
Al-Ali, T., Akour, M.M., Al-Masri, E., Mizaghobian, A.A.H., Ghaith, S. (2021). Psychological Burnout among Professionals
Working with Children with Motor Disabilities. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (1), 69-85. doi: 10.11621/pir.2021.0106
Archakova, T.O., Garifulina, E. (2021). Review of Contributions to the Russian Child Well-Being Index: Focus on Subjective Well-
Being Indicators. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (3), 200-216. doi: 10.11621/pir.2021.0313
Jenkins, H. (1998). The Children's Culture Reader. New York: New York University Press.
Schad, E., Arnold, C. (2019). Educational Psychology in Europe. Psychology in Russia: State of the Art, 12 (4), 3-7.
Sobkin, V.S., Skobeltsina, K.N. (2015). Shared activities of parents with their preschool children during family pastime. Psychology
in Russia: State of the Art, 8 (2), 52-60.
Sobkin, V.S., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Fedotova, A.V., Khalutinaa, U.A., Yakupova, V.A. (2016). The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children's development. Psychology in Russia: State of the Art, 9 (4), 106-122.
Solovieva, Yu., Baltazar Ramos, A.M., Quintanar Rojas, L. (2021). Experience in Pre-school Education in Mexico: following L.S. Vygotsky. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1 (1), 77-95. doi: 10.11621/nicep.2021.0104
References
Al-Ali, T., Akour, M.M., Al-Masri, E., Mizaghobian, A.A.H., Ghaith, S. (2021). Psychological Burnout among Professionals Working with Children with Motor Disabilities. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (1), 69-85. doi: 10.11621/pir.2021.0106 All-Russian Childhood Research Project. (Retrieved from 1Шрт//вместерастем.рф) (review date 12.04.2022). (In Russ.). Archakova, T.O., Garifulina, E. (2021). Review of Contributions to the Russian Child Well-Being Index: Focus on Subjective Well-Being Indicators. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (3), 200-216. doi: 10.11621/pir.2021.0313
Boguslavskaya, Z.M., Smirnova, E.O. (1991). Developmental games for preschool children. M.: Prosveshchenie. (In Russ.).
Concept of the State Family Policy in the Russian Federation until 2025: Approved by Order of the Government of the Russian Federation of 25.08.2014 No. 1618-r. (Retrieved from http://government.ru/docs/all/92699/) (review date 20.04.2022). (In Russ.). Jenkins, H. (1998). The Children's Culture Reader. New York: New York University Press. Komarova, G.A. (2014). Ethnography of childhood: interdisciplinary studies. M.: IEA RAN. (In Russ.).
Koun, Kim. (2020). The work and technologies ofpreschool teachers in the era of assessment. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie (Preschool Education Today), 2, 70-79. (In Russ.).
Lisina, M.I. (1997). Communication, personality and psyche of the child. Voronezh: MODEK. (In Russ.).
Lisina, M.I. (1986). Problems of ontogenesis of communication. M.: Pedagogika. (In Russ.).
Lisina, M.I. (2009). The formation of the child's personality in communication. SPb.: Piter. (In Russ.).
Lisina, M.I., Ruzskaya, A.G., Avdeeva, N.N. (1989). Development of communication of preschool children with peers. M.: Pedagogika. (In Russ.).
Meshcheryakova, S.Y., Avdeeva, N.N. (1991). You and your infant. M.: Pedagogika. (In Russ.).
National Project "Demography": approved by the Decree of the Government of the Russian Federation from 31.10.2018 N 1288 (Eds. from 24.03.2022, with amendments from 09.04.2022) "On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation". (Retrieved from // https://нацнонапbннепроектн.р^/projects/demografiya) (review date 10.04.2022). (In Russ.).
Presidential Decree of 29.05.2017 № 240 On Declaring a Decade of Childhood in the Russian Federation. (Retrieved from // http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954) (review date 15.04.2022). (In Russ.).
Salnikova, A.A. (2007). Russian childhood in the twentieth century: history, theory and research practice. Kazan': Kazanskii gosudarstvennyi universitet. (In Russ.).
Schad, E., Arnold, C. (2019). Educational Psychology in Europe. Psychology in Russia: State of the Art, 12 (4), 3-7. Smirnova, E.O. (2012). Child psychology: Textbook for universities (3rd ed.). Moscow: Piter. (In Russ.).
Smirnova, E.O. (2009). Truths and myths about educational toys. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika (Preschool Education Today. Theory and Practice), 3, 72-77. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Abdulaeva, E.A., Ryabkova, I.A. (2008). Methodology for the examination of the subject-developing environment of a preschool educational institution. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya ipraktika (Preschool Education Today. Theory and Practice), 6, 30-35. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Orlova, I.A., Sokolova, M.V., Smirnova, S.Y. (2016). What Children See and What They Fail to See in Monster High Dolls // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie (Preschool Education Today), 2, 34-43. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Ryabkova, I.A. (2011). Right to play. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya ipraktika (Preschool Education Today. Theory and Practice), 1. (In Russ.).
Sobkin, V.S. (2016). To the question of the professional position of the educator. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie (Preschool Education Today), 7, 46-57. (In Russ.).
Sobkin, V.S., Halutina, Yu.A. (2018). The attitude of parents of preschool children to the educational process in kindergarten: satisfaction, assessment of the quality and effectiveness of education. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie (Preschool Education Today), 1, 6-18. (In Russ.).
Sobkin V.S., Smirnova E.O., Stenger U. (2018). Kindergarten fostering personality: Amares Naturkindergarten expertise (Cologne, Germany). Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie (Preschool Education Today), 8 (12), 4-15. doi: 10.24411/1997-9657-201810031 (In Russ.).
Sobkin, V.S., Skobeltsina, K.N. (2015). Shared activities of parents with their preschool children during family pastime. Psychology in Russia: State of the Art, 8 (2), 52-60.
Sobkin, V.S., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Fedotova, A.V., Khalutinaa, U.A., Yakupova, V.A. (2016). The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children's development. Psychology in Russia: State of the Art, 9 (4), 106-122.
Solovieva, Yu., Baltazar Ramos, A.M., Quintanar Rojas, L. (2021). Experience in Pre-school Education in Mexico: following L.S. Vygotsky. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1 (1), 77-95. doi: 10.11621/nicep.2021.0104
Статья получена 13.05.2022;
принята 04.06.2022; отредактирована 07.06.2022
Received 13.05.2022; accepted 04.06.2022; revised 07.06.2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT AUTHORS
Собкин Владимир Самуилович — академик РАО, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социокультурных проблем современного образования Психологического института Российской академии образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2339-9080
Vladimir S. Sobkin — Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Centre for Sociocultural Problems of Modern Education, Psychological Institute of Russian Academy of Education, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2339-9080
Калашникова Екатерина Александровна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования Психологического института Российской академии образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4429-623X
Ekaterina A. Kalashnikova — PhD in Psychology, Leading Researcher at Centre for Sociocultural Problems of Modern Education, Psychological Institute of Russian Academy of Education, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4429-623X,
Лыкова Татьяна Анатольевна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования Психологического института Российской академии образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6494-978X
Tatyana A. Lykova — PhD in Psychology, Leading Researcher at the Centre for Sociocultural Problems of Modern Education, Psychological Institute of Russian Academy of Education, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6494-978X