Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'

РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2933
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / ФЕДЕРАЦИЯ / FEDERATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ВЛАСТЬ / GOVERNMENT / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ЗАКОН / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давудов Давуд Ахмедович, Давтян Ваграм Рафикович

Проблема федерализма является одной из сложнейших для современных государств, в том числе, и для Российской Федерации. Это связано как с историческим опытом становления каждого конкретного государства, так и с эволюцией общества в целом. С момента своего возникновения федерализм прошел длинный путь развития и формирования. Позиции отечественных и зарубежных авторов относительно понятия и сущностных черт федерализма изобилуют своим разнообразием. Новый всплеск интереса к проблеме федерализма был вызван исторически значимыми событиями ХХ в.: волной социальнополитических революций и мировыми войнами, в ходе которых территориальные границы многих государств претерпели значительные изменения. Настоящее исследование предполагает анализ понятия и краткую характеристику современного российского федерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian federalism: a brief description

The problem of federalism is one of the most difficult for States, including for the Russian Federation. This is due to the experience of becoming of each individual state, and society in General. Since its inception, federalism has come a long way of development and formation. The position of domestic and foreign authors regarding the concept and the essential features of federalism abound in its diversity. A new surge of interest in federalism was caused by the significant events of the twentieth century: a wave of sociopolitical revolutions and world wars, during which the territorial boundaries of many countries have undergone significant changes. The present study involves the analysis of concepts and a brief description of modern Russian federalism.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Конституционное и муниципальное право

РОССИИСКИИ ФЕДЕРАЛИЗМ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ДАВУДОВ Давуд Ахмедович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета. E-mail: dav0587@mail.ru;

ДАВТЯН Ваграм Рафикович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета. E-mail: angelkolieva@mail.ru

Краткая аннотация: Проблема федерализма является одной из сложнейших для современных государств, в том числе, и для Российской Федерации. Это связано как с историческим опытом становления каждого конкретного государства, так и с эволюцией общества в целом. С момента своего возникновения федерализм прошел длинный путь развития и формирования. Позиции отечественных и зарубежных авторов относительно понятия и сущностных черт федерализма изобилуют своим разнообразием. Новый всплеск интереса к проблеме федерализма был вызван исторически значимыми событиями ХХ в.: волной социально-политических революций и мировыми войнами, в ходе которых территориальные границы многих государств претерпели значительные изменения. Настоящее исследование предполагает анализ понятия и краткую характеристику современного российского федерализма.

Abstract: The problem of federalism is one of the most difficult for States, including for the Russian Federation. This is due to the experience of becoming of each individual state, and society in General. Since its inception, federalism has come a long way of development and formation. The position of domestic and foreign authors regarding the concept and the essential features of federalism abound in its diversity. A new surge of interest in federalism was caused by the significant events of the twentieth century: a wave of sociopolitical revolutions and world wars, during which the territorial boundaries of many countries have undergone significant changes. The present study involves the analysis of concepts and a brief description of modern Russian federalism.

Ключевые слова: Федерализм, федерация, государство, общество, власть, конституция, закон.

Keywords: Federalism, Federation, state, society, government, Constitution, law.

Одной из важных характеристик организации власти в государстве является форма территориального устройства. Она определяет соотношение власти в стране, тенденции к централизации (децентрализации) власти, степень самостоятельности регионов в принятии решений и др. Современная правовая доктрина выделяет две формы территориального устройства государства: унитарное и федеративное. Под унитарным государством понимают такое государство, в состав которого входят территориальные единицы, не наделенные какой-либо степенью самостоятельности, и система государственных органов выражает верховную власть на всех уровнях управления. В федеративном государстве территориальные единицы обладают определенной степенью самостоятельности. Помимо названных форм иногда вы-

деляют конфедеративную. Под конфедерацией обычно понимается союз суверенных государств, и к самостоятельной форме территориального устройства она не относится. Природа унитарной формы территориального устройства обуславливает ее тяготение к небольшим, не многонациональным государствам, а федеративной - к многонациональным государствам, занимающим значительную территорию.

Между тем, понятием федерализма обозначается не только территориальное устройство. Федерализм является более сложным явлением, охватывающим более широкий круг характеристик государства. Федерализм - это идея об организации власти в государстве, основанная на относительном политико-территориальном обособлении его частей [1, с. 4]. Сложность понятия федерализма обуславливает наличие

множества точек зрения о его содержании (Ф.Ф. Конев, М.В. Глигич-Золотарева и др.). Однако представленное определение видится наиболее обоснованным, так как определяет федерализм как форму полицентризма. Полицентризм -структурная основа самоуправляющихся общественных систем, в которых существует много центров принятия решений, формально независимых друг от друга. Полицентризм обладает основными признаками, которые в полной мере присущи и федерализму:

- наличие множества автономных властных единиц;

- их взаимодействие на основе принципов сотрудничества, конкуренции и стремления к самостоятельному урегулированию конфликтов;

- оптимальное разграничение компетенции между указанными единицами;

- максимальное участие индивидуумов в общественной и государственной жизни.

Вместе с тем и сам федерализм обладает рядом специфических черт.

1. Федерализм одновременно относится к структуре и функционированию государственной власти. Федерализм понимается, с одной стороны, как форма государственного устройства, а с другой - как практика реализации определенных идей в сфере государственного устройства; причем совокупность данных идей также называют федерализмом.

2. Федерализм содействует сохранению как единства, так и разнообразия общественных структур. Данная причина связана с разнообразным пониманием роли федерализма как интеграционного и дезинтеграционного элемента в государстве и обществе.

3. Федерализм включает действие, как политических, так и социальных факторов. Федерализм обусловлен действием также ряда иных факторов: экономического, идеологического и др.

4. Федерализм связывает воедино как цели, так и средства их достижения. Федерализм самодостаточен. Целью и средством федерализма не может быть унитаризм либо сепаратизм; они исключаются федерализмом.

5. Федерализм связывает эти цели, как с развитием страны, так и глобальными проблемами мирового развития. В настоящее время можно говорить о глобальном масштабе идей

федерализма, о его большом будущем. Федерализм предназначен для использования в качестве средства объединения в мирное и гармоничное сообщество людей на всех уровнях территориальной организации власти. Федерализм как принцип ушел далеко за рамки его применения только во внутригосударственных отношениях.

6. Федерализм постоянно меняет формы своей политической организации. Он предстает зачастую в столь разнообразных формах, что с трудом может быть идентифицирован среди них [7, с. 248].

Если рассматривать федерализм с более широких позиций, то следует обратиться к мнению М.В. Глигич-Золотаревой, определяющей федерализм как совокупность цивилизаци-онных, политико-правовых, бюджетно-экономи-ческих, историко-социологических, социально-культурных, духовно-нравственных параметров федеративного государства, имеющего основные базовые составляющие: во-первых, собственно государство с отграниченной территорией, своим населением и публичной властью; во-вторых, особый способ построения государства; в-третьих, особого рода отношения, возникающие при осуществлении государственной власти [2, с. 12].

В России юридические основы федерализма, соответствующие современному этапу государственного развития, получили закрепление 12 декабря 1993 г. с принятием на всенародном голосовании Конституции Российской Федерации. Рассматриваемый институт регулируется гл. 3 Основного закона [5, с. 10].

Помимо вышеизложенного, российский федерализм характеризуется еще некоторыми чертами:

1. распространение деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе Президента России, на всю территории страны в соответствии с Конституцией; Конституция России обладает приоритетом и верховенством на территории всех субъектов РФ; в России установлено единство столицы, государственной символики, государственного языка, денежной единицы, гражданства, Вооруженных Сил и др.;

2. Конституция закрепляет запрет установления таможенных границ и свободу пере-

Конституционное и муниципальное право

мещения товаров, услуг, финансовых средств на территории федерации;

3. федеральные органы исполнительной власти обладают правом создания соответствующих территориальных органов во всех субъектах РФ и назначения их должностных лиц;

4. объем государственной власти, принадлежащий федерации и субъектам в России, делится на два уровня (федеральный и уровень субъектов федерации) с помощью механизма «разграничения предметов ведения» (ст. 71-73 Конституции). В соответствии с Конституцией РФ выделено три разновидности компетенции власти: исключительная компетенция федерального центра; совместная компетенция центра и субъектов; исключительная компетенция субъекта;

5. в силу Конституции России и федеральных законов существует возможность передачи части своих полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов;

6. субъекты федерации создают свое законодательство, непротиворечащее федеральным законам, в том числе принимают свои уставы (конституции);

7. субъекты федерации обладают правом установления своего наименования, формирования системы органов государственной власти;

8. статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию федерации и субъекта; границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия; на территорию субъекта не может распространяться власть других субъектов Федерации; субъект не может в одностороннем порядке выйти из состава федерации;

9. в республиках РФ могут быть установлены государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком; символика, столица, почетные звания и награды;

10. субъектам РФ не предоставлено право ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать посольства за рубежом, подписывать международные договоры;

11. федерация может передавать часть своих полномочий по международным договорам межгосударственным объединениям, в случае отсутствия противоречия этого основам кон-

ституционного строя.

Таким образом, принципами российского федеративного устройства являются: государственная целостность России; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами; равноправие народов; равноправие субъектов федерации.

Российский федерализм находится в постоянном развитии, а имеющиеся проблемы являются своеобразным катализатором поступательного движения. Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации уже предлагал политику модернизации и развития федерализма [6, с. 2]. Проблемы развития России объективно требуют более высокого уровня участия субъектов РФ в модернизации государства. Существует мнение о том, что необходимо решить конституционные проблемы применительно к рассмотренным выше признакам федерации. В частности, для этого предлагается исключить из текста Конституции РФ положение о государственном статусе республик; ограничить (уменьшить) количество субъектов РФ; произвести корректировку конституционной модели разграничения в направлении изменения, конкретизации материальных и процессуальных конституционных норм, реализации принципа субсидиарности на всех уровнях публичной власти; закрепить институт федерального вмешательства непосредственно в тексте Конституции РФ; изменить порядок формирования Совета Федерации (непосредственные выборы), расширить полномочия палаты в законодательном процессе, при осуществлении контрольной функции.

Вместе с тем, место и роль субъектов РФ, а также становление российского федерализма связаны не столько с национально-этническими или чисто политическими, сколько с нескрываемыми экономическими интересами. В настоящее время сила субъектов федерации пропорциональна не национальному, социальному или культурно-историческому потенциалу, а только экономике региона, его финансовым, имущественным, природно-ресурсным и экспортным возможностям^, с. 104-110]. Не случайно многие называют российский федерализм «экономическим». Поэтому наделение регионов определен-

ными социально-экономическими и политическими правами и тем более льготами и привилегиями подталкивает их к обособлению [9, с. 18].

Вопрос выбора оптимальной для России модели федеративного устройства пока остается открытым. Можно предполагать, что развитие федеративных отношений в России, с учетом существующих экономических основ, будет направлено в сторону создания более крупных территориальных образований [3, с. 34].

Таким образом, федеративная организация - единственная модель управления, способная обеспечить развитие территориально крупных государственных образований, которым является Россия.

Характеристики современного российского федерализма получили отражение в организации самих субъектов федерации, в том числе - Волгоградской области. В соответствии с принципами российского федерализма и положениями Устава Волгоградской области Волгоградская область имеет свою территорию, систему органов государственной власти, собственность, законодательство. Ряд положений Устава практически полностью соотносится с нормами Основного закона, а в некоторых находят яркое выражение характерные черты, присущие федерализму, конкретизированные по отношению к Волгоградской области (напр. ст.6). Закрепление интересов субъекта РФ осуществлено путем включения в текст Устава специфических норм (например, ст. 8.1. Казачество в Волгоградской области) [8, с. 4]. Волгоградская область также

Библиография:

обладает следующими элементами, присущими субъектам РФ: устав, герб, гимн, флаг и др.

Проявление принципа федерализма нашло отражение и в ст. 11 Устава, устанавливающей, что отношения между Волгоградской областью и Российской Федерацией основываются на государственной и территориальной целостности государства, распространении суверенитета на всю его территорию, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Волгоградской области [8, с. 4]. Это свидетельствует о наличии признаков федерализма в устройстве отношений между Россией и Волгоградской областью.

Таким образом, для достижения целей устойчивого развития Российской Федерации необходимо решение многих задач в экономической, экологической, социальной сферах, в области науки, образования, безопасности, международных отношениях. В сфере развития федерализма и регионального развития в первую очередь стоят следующие задачи: укрепление государственности через совершенствование институтов государственной власти и общественных структур; демократизация и дебюрократизация структур государственной власти; совершенствование законодательства, прежде всего в сфере собственности; совершенствование законодательства и взаимоотношений между федеральными структурами, регионами и муниципалитетами [4, с. 24].

1. Бредихин А.Л. Федеративная система Российской Федерации: Учебник. (Подготовлен для системы Кон-сультантПлюс, 2012). С. 4.

2. Глигич-Золотарева М.В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики: Автореф. дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 12-13.

3. Ивайловский Д.А. К вопросу о новом этапе развития российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6. С. 34-38.

4. Залиханов М.Ч., Матросов В.М., Шелехов А.М. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации. М., 2002. С. 24-25.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ. 1993. 25 декабря.

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2005 г. // Росс. газ. 2005. 26 апреля.

7. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 248-249.

8. Устав Волгоградской области от 24 февраля 2012 г. № 1-ОД (принят Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 г.) (в ред. от 10 июля 2015 г.).

9. Епифанов А.Е., Баев Р.Р., Джумагулов А.С. Федеральное вмешательство как институт федеративного государства (вопросы теории государства и права). Волгоград, 2011. 167 с.

10. Колиева А.Э., Эртель А.Г. Договорная природа фидуциарных сделок // Право и практика. 2016. № 2. С. 104-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.