Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ'

РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
федерализм / российский федерализм / суверенитет / государственный суверенитет / народный суверенитет / национальный суверенитет / federalism / Russian federalism / sovereignty / state sovereignty / people's sovereignty / national sovereignty federalism / Russian federalism / sovereignty / state sovereignty / people's sovereignty / national sovereignty

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашин Игорь Андреевич, Глухарев Максим Сергеевич

Одним из приоритетных направлений социальноэкономического развития России является формирование различных форм территорий с особым правовым статусом. Сегодня в России, продолжается поиск эффективного подхода для успешной реализации такого направления как федерализм, который учитывал бы все реалии и сложности правового регулирования страны исходя из необходимости поддержания ее национального суверенитета. В статье проводится анализ современного видения взаимосвязи развития федерализма с поддержанием и укреплением национального суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the priority directions of socio-economic development of Russia is the formation of various forms of territories with a special legal status. Today in Russia, the search continues for an effective approach for the successful implementation of such a direction as federalism, which would take into account all the realities and complexities of the country's legal regulation based on the need to maintain its national sovereignty. The article analyzes the modern vision of the relationship between the development of federalism and the maintenance and strengthening of national sovereignty.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ»

УДК 340.12 ББК 67.0

Игорь Андреевич Кашин

аспирант Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

kashin@bk.ru

117638, Россия, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1

РОССИИСКИИ ФЕДЕРАЛИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация. Одним из

приоритетных направлений социально-экономического развития России является формирование различных форм территорий с особым правовым статусом.

Сегодня в России, продолжается поиск эффективного подхода для успешной реализации такого направления как федерализм, который учитывал бы все реалии и сложности правового регулирования страны исходя из необходимости поддержания ее национального суверенитета.

В статье проводится анализ современного видения взаимосвязи развития федерализма с поддержанием и укреплением национального суверенитета.

Ключевые слова: федерализм, российский федерализм, суверенитет, государственный суверенитет,

народный суверенитет, национальный суверенитет.

Максим Сергеевич Глухарев

практикующий юрист gluharev@mail.ru

¡.A. KASHIN, postgraduate student of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia),

kashin@bk.ru

2, building 1, Azovskaya str., Moscow, Russia, 117638

M.S. GLUKHAREV, practicing lawyer gluharev@mail.ru

RUSSIAN FEDERALISM AND NATIONAL SOVEREIGNTY

Annotation. One of the priority directions of socio-economic development of Russia is the formation of various forms of territories with a special legal status. Today in Russia, the search continues for an effective approach for the successful implementation of such a direction as federalism, which would take into account all the realities and complexities of the country's legal regulation based on the need to maintain its national sovereignty. The article analyzes the modern vision of the relationship between the development of federalism and the maintenance and strengthening of national sovereignty.

Key words: federalism, Russian federalism, sovereignty, state sovereignty, people's sovereignty, national sovereignty federalism, Russian federalism, sovereignty, state sovereignty, people's sovereignty, national sovereignty.

В современном мире усиливается значение суверенитета как правового признака государств, который является наиболее главным, так как суверенитет — это то, что нужно охранять и то, что позволяет государству вообще существовать, касательно этого возникает следующий вопрос: каким же значением обладает суверенитет для Российской Федерации в современном мире?

В своем сочинении «Шесть книг о Республике» Ж. Боден рассмотрел суверенитет как «вечную и абсолютную власть Республики» [1]. Томас Гоббс, основываясь на сочинении Жана Бодена, выразил своё мнение о том, что: «Сущность государства может быть определена как единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя: путем взаимного договора между собой людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства их так, как сочтет это необходимым для их мира и общей защиты. И тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном» [2, с. 127].

О том, что народ может выступать источником государственной власти, и для этого и создаётся государство, мы сталкиваемся в трактате «Об общественном договоре» Жан Жака Руссо (1712-1788), который основывал общественный договор на народном суверенитете, являющимся неделимом и неотделимом.

Наиболее важный и необходимый признак государства — суверенитет, обозначающий самостоятельность и верховенство власти как внутри страны, так и за пределами её, определяя, в свою очередь, независимость государства на международном уровне и его конституционно-правовой статус. Без суверенитета существование государства ставится под сомнение.

Таким образом, мы видим, что, начиная с XVI века идёт научная дискуссия о смысле, значении суверенитета, которая продолжается до сих пор.

В Российской Федерации суверенитет нашёл своё закрепление в основном законе государства, так, согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации — «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы»1.

Государственный суверенитет вытекает из нормативного закрепления о том, что народный суверенитет — неотъемлемое право народа быть единственным независимым источником верховной власти в государстве, самостоятельно определяющим свою судьбу, однако государственный суверенитет и суверенитет народа — это два взаимосвязанных вида и их существование вне друг друга невозможно, по причине того, что суверенитет вбирает в себя все признаки, присущие и государственному, и народному, и национальному суверенитету, и без них он не может существовать.

Российской Федерации не удалось избежать проблем в прошлом, связанных с суверенитетом, раздором стали такие республики, как: Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Северная Осетия — Алания и Республика Татарстан. Причинами являются положения Конституции РФ, закрепившие на конституционно-правовом уровне принципы построения российской государственности и, конечно, распад СССР. При выборе построения государства с федеративной формой государственного устройства, возникает проблема суверенитета в суверенитете, по причине того, что можно выделить два уровня власти — власть федерации, и власть субъекта федерации.

В то время имелось и имеется сейчас внутреннее противоречие ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Действительно, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации, все субъекты Российской Федерации —

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. — № 237 (первоначальный текст).

республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа — являются равноправными субъектами Российской Федерации. Однако в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации республики названы государствами, которые имеют свои конституции, то есть существуют государства в государстве, и такого быть не должно, нужно избавляться от этих противоречий. Стоит обратить внимание, также на пример Соединенных Штатов Америки (далее — США), так штаты — это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861-1865 гг.). Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США (конституции штатов в отличие от конституции США принимались неоднократно и являются часто гораздо более пространными) [3, с. 136].

Для того, чтобы решить эти противоречия внутри нашей страны потребовалось обратиться к Конституционному Суду Российской Федерации

Конституционный Суд отметил, что «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо другого носителя суверенитета и источника власти, кроме многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо другого государственного суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации... Субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально в целом принадлежит Российской Федерации»1.

Также в определении от 27 июня 2000 г. Конституционный Суд подчеркнул, что использование в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации понятия «республика (государство) не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера»2.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №№ 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»» // «Российская газета» от 21 июня 2000 г.

2 Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан // «Российская газета» от 25 июля 2000 г.

Таким образом, решения Конституционного Суда по данному вопросу внесли ясность в связи с тем, у кого находится полный суверенитет, а кто обладает ограниченным.

Проведя теоретический анализ различных научных работ, необходимо четко понять, что в федеративном государстве, чтобы избежать различных правовых, политических и социальных проблем необходимо установление единого суверенитета, не методом создания унитарного государства, а методом правового просвещения о том, что единый(полный) суверенитет, находящийся у Российской Федерации является наиболее правильным решением в современном мире и республики должны обладать ограниченным суверенитетом, также необходимо создание механизма управления каждым субъектом федерального устройства.

Также следует обратиться к федеральному конституционному закону от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и отметить, что согласно ч. 2 ст. 3 — «При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности»1. В этой части мы видим, что на первый план выходят, в первую очередь, требования о соблюдении государственных интересов Российской Федерации и принципах федеративного устройства Российской Федерации, но, как представляется, законодатель абсолютно верно закрепил, что также должны учитываться исторические, хозяйственные и культурные связи, социально-экономические возможности и тогда не будет закладываться «бомба замедленного действия».

Далее хотелось бы поговорить о еще одной существующей проблеме — национальной безопасности Российской Федерации, она тесно связана с суверенитетом.

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную

1 Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 24 декабря 2001 г. — № 52 (часть I). — ст. 4916.

целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, безопасность государства [4, с. 9].

В данном нормативном правовом акте мы с вами видим о том, что выделена защищенность личности, общества и государства. К защищенности личности можно отнести: конституционные права и свободы; защищенность общества: достойное качество и уровень жизни граждан; защищенность государства: суверенитет, территориальная целостность, устойчивое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства.

Среди важнейших национальных интересов Российской Федерации в различных сферах можно выделить:

во внутриполитической сфере (сфере государственной и общественной безопасности) — сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;

в военной сфере (сфере национальной обороны) — защита независимости страны, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Также и другие сферы, такие как: социальной сфера и сфера качества жизни; сфера экономического роста; сфера науки, технологий и образования; сфера здравоохранения и здоровья нации; духовная сфера и сфера культуры; информационная сфера и т.д. [4, с. 12-13].

Таким образом, значение суверенитета для Российской Федерации в современном мире велико и возникают следующие проблемы и их решения.

Проблема суверенитета в суверенитете и решение её — это единственный суверенитет у Российской Федерации, для этого необходимо использовать метод правового просвещения о том, что должен быть единый суверенитет, находящийся у Российской Федерации, так как суверенитет страны — суверенитет народа и его значение очень велико в существовании государства.

Проблема национальной безопасности возникает в связи с международной политической обстановкой, которая требует: защиты независимости страны, суверенитета, благодаря Указу Президента РФ от 31.12.2015 №2 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» видно об определении шагов по защите государства.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Горбачёва С.В. Проблемы суверенитета в взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2013. — № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/problemy-suveremteta-v-kontekste-vzaimootnosheniy-rossiyskoy-federatsii-i-ee-subektov (Дата обращения: 01.08.2022).

2. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права: Перевод с латинского / Гроций Г.; Под общ. ред.: Крылов С.Б.; Пер.: Сакетти А.Л. — М.: Юрид. лит., 1956. — 867 с.

3. Чиркин В.Е. Конституционное право: учебник. — М.: Юристъ, 1997.

— 568 с.

4. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособ. / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

— 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.