DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.190 Фартукова Л.А.
ORCID: 0000-0001-6970-4098 Российский этнографический музей, Санкт-Петербург РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - МУЗЕЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Аннотация
Перспективный план Русского музея предполагал устройство 3х отделов:
- Художественного, в Михайловском дворце,
-Этнографического, памяти императора Александра 3,
-Художественно-промышленного, для которого планировалось построить новое здание.
В соответствии с императорским указом об учреждении Русского музея уже в Мае 1895 года началась перестройка помещений Михайловского дворца для запланированных музейных экспозиций. Работы велись по проекту и непосредственным руководством талантливого петербургского архитектора Василия Федоровича Свиньина.
Ключевые слова: история, строительство, память.
Fartukova L.N.
ORCID: 0000-0001-6970-4098 Russian Museum of Ethnography, Saint-Petersburg RUSSIAN ETHNOGRAPHIC MUSEUM - MUSEUM OF EURASIAN CIVILIZATION
Abstract
Perspective plan of the Russian Museum assumed the device 3 departments:
Art in the Mikhailovsky Palace,
Ethnography, the memory of Emperor Alexander 3,
-Industrial art for which it was planned to construct a new building.
In accordance with the Imperial decree establishing the Russian Museum in May 1895 began the restructuring of the premises of the Mikhailovsky Palace for the planned Museum exhibitions. The work was carried out under the project and the direct supervision of the talented architect of St. Petersburg Vasily F. Svinyin.
Keywords: history, construction, memory.
Зарождение Российского этнографического музея неразрывно связано с созданием Русского музея, который предполагалось создать, как главное хранилище русской культуры.
13 апреля 1895 г. Николай II подписал указ об учреждении Русского Музея Императора Александра III, где должна была разместиться собранная Александром III обширная коллекция изобразительного и декоративно -прикладного искусства, которая легла в основу будущего собрания. Музей должен был разместиться в Михайловском дворце, построенном в 1819 - 1824 гг. по проекту архитектора К. И. Росси для Великого князя Михаила Павловича. Указ о приобретении дворца с садом в казну, т.е. о выкупе его у наследников Великого князя, был подписан ещё 20 января 1895г.
Незамедлительно, после указа императорского указа об учреждении Русского музея, уже в мае 1895 г. началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций по проекту и под руководством архитектора Василия Фёдоровича Свиньина5. Следует немного остановиться на биографии этого гениального архитектора.
В. Ф. Свиньин (1865-1939) - архитектор, инженер. Жил и работал в Санкт-Петербурге с 1883, работал помощником архитектора. Учился в Академии художеств, 28 февраля 1891г. получил золотую медаль за проект главной станции железной дороги. В 1892 окончил Академию, после чего был прикомандирован в качестве помощника архитектора ремонтных работ по зданиям академии, а затем был назначен на должность ремонтного архитектора. Его заслуги по созданию облика Русского музея были отмечены должным образом. В 1896 г., во время работы В. Ф. Свиньина над проектом приспособления бывшего Михайловского дворца для Русского музея, архитектору были пожалованы медаль, учрежденная в память царствования императора Александра III и орден св. Станислава III-й степени6.
7 марта 1898 г., спустя всего три года после императорского указа состоялось торжественное открытие Русского музея. В том же году В. Ф. Свиньину было пожаловано звание архитектора Высочайшего двора.7
Теперь несколько слов о структуре Русского музея, в недрах которого зародился Российский этнографический
музей
Перспективный план развития Русского музея предполагал устройство трех отделов: художественного, который разместился в Михайловском дворце, а также этнографического, памяти императора Александра III и художественно-промышленного, для которых предполагалось построить новые здания. В развитие ранее утверждённой концепции 14 января 1900 г. Николай II разрешил отпуск средств на устройство зданий для этнографического и памятного отделов, проекты которых, должен был разработать зарекомендовавший себя в высшей степени превосходно придворный архитектор В. Ф. Свиньин.
Под строительство Памятного и Этнографического отделов Русского музея был отведен прямоугольный участок, размером 130 х 150 м, который включал в себя часть территории Михайловского сада.8 На этом участке располагались
5В.А. Коренцвит. Историческая справка по зданию Российского Этнографического музея. 2000. На правах рукописи. - С. 3.
6Полухина А. Н. Василий Свиньин // Зодчие Санкт-Петербурга, XIX - начало XX века. СПб., 1998. С. 666-681. ЯкимоваН. В. Краткая историческая справка по зданию Этнографического музея. 1986. На правах рукописи. С. 12.
7Якимова Н. В. Краткая историческая справка по зданию Этнографического музея. 1986. На правах рукописи. С. 16.
служебные флигели Михайловского дворца. По техническим причинам, в частности из-за их разборки имеющихся на этой территории построек и иных подготовительных работ строительство нового здания было перенесено на 1903 г.
Следует упоминуть, что эскизный проект Этнографического отдела был создан В. Ф. Свиньиным уже в 1897 г. При этом, как отмечал Д. И. Толстой9, «Постройка этого здания ведется с таким расчетом, чтобы по окончании ее, для восстановления симметрии, можно было приступить к возведению такого же здания и на противоположной стороне главного корпуса"10. Вопрос был настолько серьёзный, что для рассмотрения проекта была образована специальная комиссия при Академии художеств. С учётом её замечаний в 1903 г. Свиньиным В.Ф. был создан новый проект, и сразу началась забивка свай для уплотнения грунта под центральным залом музея11. Зерно будущего Российского этнографического музея было положено.
Возведение корпуса этнографического отдела.
В ходе нескольких заседаний Строительной комиссии были рассмотрены различные варианты проектов и смет. Наконец, после ряда переработок, в 1904 г. был выбран проект, наиболее близкий к осуществлённому (ил.1-2). 3 июня 1904 г. В.Ф. Свиньин доложил о высочайшем утверждении проекта, при этом Памятный отдел должен был возводиться в полном объёме, а Этнографический - в сокращенном, «ограничивая лишь лицевым корпусом по Инженерной улице, корпусом со стороны главного двора, примыкающим к существующему художественному отделу, и частью корпуса до проездных ворот со стороны двора, параллельного Садовой улице»12. Сокращение проекта отражено на чертеже, синька которого сохранилась в архиве РЭМ (ил.3-4)13.
Уместно будет упомянуть, что строительство велось с высокой, даже для того времени, скоростью, большим энтузиазмом строителей. 28 октября 1904 г. на заседании строительной комиссии Хассиненом, представителем Акционерного общества восточно-финляндского гранита, был представлен счёт за установленный цоколь постройки14. На заседании 16 июня 1905г. В.Ф. Свиньин сообщил, что по его запросу августейший управляющий музеем великий князь Георгий Михайлович дал разрешение «на устройство закладки здания», также архитектор «получил распоряжение Его Высочества отслужить молебен, освятить и поднять крест над постройкой и угостить рабочих обедом»15.
Уже 28 июня 1905г. В «Ведомостях С.Петербургского градоначальства» сообщалось: «Сооружаемый при Русском музее императора Александра III, новый Этнографический музей, в настоящее время уже доведен до второго этажа»16.
Здание Этнографического музея было возведено вчерне в один строительный сезон 1905г.: в журнале заседания строительной комиссии №87 за указанный год сообщалось, что «теперь кирпичная кладка закончена для установки
« 17
металлических конструкций».
С заказом на железные конструкции для строящихся флигелей Свиньин лично обратился к компании Санкт-Петербургского Металлического завода, предоставив эскизы для расчета примерной стоимости. 28 июня 1905г. завод представил эскизный проект перекрытия боковых пристроек, который потребовал переработки с целью удешевления работ. А через месяц, с 25 августа 1905г. началась поставка частей стропил для боковых павильонов. 24 ноября 1905г. завод-изготовитель представил уже исполнительные чертежи, что говорит о готовности большей части металлоконструкций Этнографического музея до окончания 1905г. 18 Таким образом строителям предоставилась возможность приступить к отделочным работам.
В 1909 каменные, штукатурные и молярные работы проводил подрядчик А. С. Щербаков. В этом же году были осуществлены: настилка полов шпунтованным дубовым паркетом «в елочку» по асфальтовой подготовке (фабрика «Леров и Арендт»), остекление окон и световых фонарей (поставщик - Торговый дом «М. Франк»). В 1910 были изготовлены мраморные подоконники для окон отдела (подрядчик Баринов)19.
В целом работы, осуществлявшиеся после установки металлических перекрытий в 1905-1906гг., и продолжавшиеся до 1916 г., можно охарактеризовать как отделочные. Результаты проведения работ превзошли все ожидания.
Посетителя приводит в восторг парадный - Мраморный зал, и удивительная гармоничность интерьеров. Конечно, с учётом музейной функции большинство залов (за исключением парадно оформленных Аванзала и Мраморного зала, предназначенного для отдела памяти императора Александра III) имели скромное оформление, стены были выкрашены в нейтральные тона20. Специалисты любовались специально изготовленной музейной мебелью. Металлическая была заказана в Дрездене (фирма Августа Кюншерфа), а деревянная была создана в России. Даже сегодня гости из музеев России с восхищением и некоторой завистью осматривают музейное оборудование вековой давности. Впрочем, подготовительные работы по оборудованию этнографического отдела велись, как в дореволюционный, так и послереволюционный период, вплоть до 1923г., когда состоялось его официальное
8В.А. Коренцвит. Историческая справка по зданию Российского Этнографического музея. 2000. На правах рукописи. - С.19.
9 Толстой Д.И , немного сведений о нём для идентификации личности
10РГИА, Ф.530.0п.1. Д.21. Л.43-44.
пЯкимоваН. В. Краткая историческая справка по зданию Этнографического музея. 1986. На правах рукописи. С. 22-23.
12ГРМ, архив, фонд музея. Оп..1 Д. .252. Л 12-12об. Из журнала заседания строительной комиссии №68, н4.
13На указанном чертеже линия А-Е отделяет дворовый корпус, возведение которого было отложено.
14ГРМ, архив, фонд музея. Оп.1 Л..20. Из журнала №72, п.3.
15ГРМ, архив, фонд музея.Оп.1.Д.253 Л..8 об. Из журнала заседания строительной комиссии №82, п.5.
16Ведомости С.Петербургского градоначальства, 1905, 28 июня №137, с.2. Городская жизнь.
17
ГРМ, архив, фонд музея.Оп.1 Д..253 Л.15. Из журнала заседания строительной комиссии №87, п.3.
18ЦГИА СПб, ф.1357, оп.1, д.374, л. 207-208.
19В.А. Коренцвит. Историческая справка по зданию Российского Этнографического музея. 2000. На правах рукописи. - С. 22-23.
20 Приложение к паспорту. 1943. Архив КГИОП. П. 166. Н-2403. Л. Зоб.
открытие21. Началась будничная для сотрудников музея, но имеющая непреходящее значение для человечества, музейная работа по выявлению, учету и научной обработке этнографических коллекций народов России.
Автономная незавершённость.
Переломным годом в жизни музея стал 1934год. В апреле Этнографический отдел Государственного Русского музея был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии с новой программой деятельности22. Это решение было принято Народным комиссариатом просвещения РСФСР в связи с общей реорганизации музеев Советского Союза, начатой на рубеже 1920-1930-х годов.
Война не обошла стороной ни коллектив, ни здание Музея этнографии, которое пострадало во время Великой Отечественной войны. Разрушения описаны в приложении к паспорту памятника23. В западном крыле пострадали залы исторического отдела, чернозёмных областей, евреев царской России, народов Сибири. Согласно указанному приложению, в западное крыло попала бомба, пробившая перекрытие второго и первого этажа, и разорвавшаяся на полу в 3 м от дворовой стены. В восточном крыле значительные разрушения стен, перекрытий и потолков получили помещения второго этажа (акт повреждения № 77 от 15.12.1941). В приложении к паспорту подчёркивается, что художественного убранства эти помещения не имели. Самый большой урон главному корпусу музея нанесла 500-коллограмовая бомба, разрушившая Аванзал и часть Мраморного зала. Главный фасад здания был сильно повреждён артиллерийскими снарядами т.к. эта сторона улицы была наиболее опасна при обстрелах Ленинграда. Кроме того снаряды повредили территорию дворов, административный корпус и хозяйственные постройки. К восстановлению повреждений приступили практически сразу весной 1943г, в целом восстановительные работы были окончены к 1954 г.24.
Резюмируя изложенное, можно утверждать, что по состоянию на 1981г. интерьеры здания всё ещё сохраняли первоначальную отделку и расстановку мебели. В паспорте здание описывается как «Е-образное, музейно-выставочного назначения, двухэтажное на подвалах и гранитном цоколе на сплошном бетонном фундаменте со свайным основанием. Перекрытия - плоские по деревянным и железобетонным металлическим балкам, кирпичные своды, световые фонари. Стены кирпичные оштукатуренные, внутри оштукатуренные или облицованные натуральным мрамором. Оконные проёмы прямоугольные, кровля металлическая по деревянной обрешетке. Пол каменный, мраморный, паркет наборного дерева и щитовой».25
Подтверждая изложенное в паспорте почти сорокалетней давности можно констатировать, что на момент его оформления, здание в основном сохранило архитектурно-планировочную и объемно-пространственную композиции, восходящие к периоду первоначального строительства В.Ф.Свиньиным. Планировку изучаемых помещений можно проанализировать на основе чертежей, сохранившихся в архиве Этнографического музея.
Обмерные чертежи Ленжилпроекта 1987 фиксируют, что и назначение рассматриваемых помещений (под-музей), также соответствует современному. И всё-таки, первоначальный проект автора, архитектора В. Ф. Свиньина, остался не завершенным. Хотя попытки завершить первоначальную мысль архитектора, исходящую из указа Императора Николая II создать этнографический отдел, как ансамбль зданий символизирующих русскую цивилизацию, русский мир, не прекращались никогда. В архиве КГИОП г. Санкт-Петербурга хранятся не реализованный проект архитектурного завершения застройки (1959 г.)26, предполагающий возведение спроектированного Свиньиным дворового корпуса (ил. 12), и план капремонта, согласованный 25 мая 198827 (ил. 16). Полезных для справки сведений эти планы не содержат, т.к. они не детализированы, но безусловно интересны для генезиза Российского этнографического музея, как основного хранилища памяти народов Российской Федерации и Российской ойкумены.
Литература
1. Архив ГРМ. Фонд музея. Оп. 1 Д. 252.
2. Архив КГИОП. П. 166. Н-2403.
3. В.А. Коренцвит. Историческая справка по зданию Российского Этнографического музея. 2000. На правах рукописи.
4. Ведомости С. Петербургского градоначальства, 1905, 28 июня №137, с.2. Городская жизнь.
5. ГРМ, архив, фонд музея. Оп. 1 Д .252. Л. 12-12об. Из журнала заседания строительной комиссии №68, п.4.
6. ГРМ, архив, фонд музея. Оп.1 Л..20. Из журнала №72, п.3.
7. ГРМ, архив, фонд музея.Оп.1 Д..253 Л.15. Из журнала заседания строительной комиссии №87, п.3.
8. Коренцвит В.А. Историческая справка по зданию Российского Этнографического музея. 2000. На правах рукописи. 140 с.
9. Паспорт памятника. 1981. Архив КГИОП. П. 166-5. 186 п.
10. Полухина А. Н. Василий Свиньин // Зодчие Санкт-Петербурга, XIX - начало XX века. СПб., 1998. 1070 с.
11. Приложение к паспорту. 1943. Архив КГИОП. П. 166 Н-2403.
12. Проект архитектурного завершения застройки. 1959. Архив КГИОП. П166-5 пр.-16
13. Проект комплексного капитального ремонта. Ситуационный план. 1988
14. РГИА, Ф.530.Оп.1. Д.21.
21 Приложение к паспорту. 1943. Архив КГИОП. П. 166. Н-2403. Л. 4.
22 Российский этнографический музей. Официальный сайт. Летопись. http://www.ethnomuseum.ru/section33/827/833/1319.htm
23 Приложение к паспорту. 1943. Архив КГИОП. П. 166 Н-2403. Л. 5об-7
24 Российский этнографический музей. Официальный сайт. Летопись. http://www.ethnomuseum.ru/section33/827/833/1319.htm
25 Паспорт памятника. 1981. Архив КГИОП. П. 166-5. 186 п.
26 Проект архитектурного завершения застройки. 1959. Архив КГИОП. П166-5 пр.-16
27 Проект комплексного капитального ремонта. Ситуационный план. 1988 Архив КГИОП. П166-5 пр.-4
15. Российский этнографический музей. Официальный сайт. Летопись. [URL: http://www.ethnomuseum.ru/section33/827/833/1319.htm]
16. ЦГИА СПб, ф.1357, оп.1, д.374
17. Якимова Н. В. Краткая историческая справка по зданию Этнографического музея. 1986. На правах рукописи.
References
1. Arhiv GRM. Fond muzeja. Op.1 D. 252.
2. Arhiv KGIOP. P. 166. N-2403.
3. V.A. Korencvit. Istoricheskaja spravka po zdaniju Rossijskogo Jetnograficheskogo muzeja. 2000. Na pravah rukopisi.
4. Vedomosti S. Peterburgskogo gradonachal'stva, 1905, 28 ijunja №137, s.2. Gorodskaja zhizn'.
5. GRM, arhiv, fond muzeja. Op. 1 D. .252. L. 12-12ob. Iz zhurnala zasedanija stroitel'noj komissii №68, p.4.
6. GRM, arhiv, fond muzeja. Op.1 L..20. Iz zhurnala №72, p.3.
7. GRM, arhiv, fond muzeja.Op.1 D..253 L.15. Iz zhurnala zasedanija stroitel'noj komissii №87, p.3.
8. Korencvit V.A. Istoricheskaja spravka po zdaniju Rossijskogo Jetnograficheskogo muzeja. 2000. Na pravah rukopisi. 140 s.
9. Pasport pamjatnika. 1981. Arhiv KGIOP. P. 166-5. 186 p.
10. Poluhina A. N. Vasilij Svin'in // Zodchie Sankt-Peterburga, XIX - nachalo XX veka. SPb., 1998. 1070 s.
11. Prilozhenie k pasportu. 1943. Arhiv KGIOP. P. 166 N-2403.
12. Proekt arhitekturnogo zavershenija zastrojki. 1959. Arhiv KGIOP. P166-5 pr.-16
13. Proekt kompleksnogo kapital'nogo remonta. Situacionnyj plan. 1988
14. RGIA, F.530.Op.1. D.21.
15. Rossijskij jetnograficheskij muzej. Oficial'nyj sajt. Letopis'. [URL: http ://www. ethnomuseum. ru/section33/827/833/1319.htm]
16. CGIA SPb, f.1357, op.1, d.374
17. Jakimova N. V. Kratkaja istoricheskaja spravka po zdaniju Jetnograficheskogo muzeja. 1986. Na pravah rukopisi.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.089 Чупахина Т.И.
Кандидат философских наук, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского ПАНМОРАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.К. ГЛАЗУНОВА
Аннотация
Статья представляет собой социально-философское исследование, посвященное анализу природы музыки А.К. Глазунова, направленной на выявление специфики художественного отражения философско-эстетических идей: Истины, Добра, Красоты, Гармонии, Веры как непреходящих вечных ценностей, вовлеченных в художественно -эстетическую концепцию художника, как значимых категорий в осмыслении произведений отечественного композитора второй половины XIX века. В статье выявлено аксиологическое содержание музыкальной философии композитора, его музыка трактуется как выражение эпохи и рассматривается как предмет рефлексии русской философии, как общественное мнение. Установлено, что А.К. Глазунову как представителю эпохи золотого века удалось сформировать совершенно иную музыкальную традицию, создать новый формат музыкального мышления, базирующийся на религиозной системе ценностей, трактующий православие как «религию любви, добра, света».
Ключевые слова: музыкальная философия, художественно-эстетическая концепция художника, панморалистические идеи, мелосное и логосное начало в музыке, шкала ценностей.
Chupakhina T.I.
PhD in Philosophy, Omsk State University F.M. Dostoevsky PANORAMATICKE IDEAS OF THE PHILOSOPHICAL CONCEPT OF A. K. GLAZUNOV
Abstract
The article presents a socio-philosophical study on the analysis of the nature of the music of Alexander Glazunov, to identify the specific artistic reflection of the philosophical and aesthetic ideas: Truth, Goodness, Beauty, Harmony, and Faith as eternal eternal values involved in artistic and aesthetic concept of the artist as important categories in the understanding of works of Russian composer of the second half of the XIX century. The article reveals axiological content of the musical philosophy of the composer, his music is interpreted as an expression of the era and is considered as the object of reflection of Russian philosophy as public opinion. It is established that A. K. Glazunov as a representative of the Golden age era has managed to create a completely different musical tradition, to create a new format of musical thinking based on religious values which treats Christianity as "the religion of love, of goodness, of light."
Keywords: musical philosophy, aesthetic concept of the artist, panoramaticke ideas, melonie and logone beginning in music, a scale of values.
Исторический период, о котором пойдет речь, представляется нам важнейшим этапом в развитии русской музыкальной мысли и художественной культуры, где основанием послужили национальная, а также общечеловеческая духовная ценности. Именно в XIX веке формируется русская музыкальная культура как целое, вбирающее в себя единство важнейших жизненнополагающих принципов развития, но это не означало присутствие