РОССИЙСКИЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ТУРИНДУСТРИИ СТРАНЫ В СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
RUSSIAN TOURST INDUSTRY RECREATION AND HEALTH COMPLEXES AS FACTOR OF ITS INTEGRATION INTO INTERNATIONAL SYSTEM
OF TOURISM
В. Ю. Воскресенский,
кандидат экономических наук
Отсутствие современных элементов туристической инфраструктуры делает отдых в России несовременным и неудобным, в особенности для туристов из-за рубежа. Практической мерой по перестройке отечественной туриндустрии и выводу ее на международный уровень является создание в регионах и на межрегиональном уровне различных туристических рекреационно-оздоровительных комплексов. Предложена методика оценки целесообразности создания таких центров в конкретных условиях. Lack of up-to-date tourist infrastructure elements in Russia makes recreation in this country inadequate and uncomfortable, particularly for foreign tourists. Domestic tourist industry practical reorganization measure that will raise the quality of tourist services in Russia up to international standards could be creation of various tourist recreation/health complexes of both regional and interregional status. Methodic materials helping to assess feasibility of creation of such complexes under particular local conditions are presented.
Eléments moderns d'infrastructure touristique manquent en Russie, c'est pourquoi la récréation y n'est pas adequate et comfortable notamment pour tourists etrangèrs. C'est la création des complexes de récréation et assainissement différents du statut régional ou interrégional qui peut devenir une mésure pratique de la réorganisation d'industrie touristique russe et d'en relever la qualité des services au niveau international. Recommendations méthodiques sont données sur détermination de la rationnalité de création des tels complexes dans conditions particulières locales. Es gibt keine modernen Elemente der touristischen Industrie in Russland, deswegen Erholung bzw. Gesundung in diesem Land inadäquat und unbequem insbesondere für Fremdtouristen ist. Schaffen der verschiedenen Rekreation- und Gesundungskomplexen von regionalen oder interregionalen Status kann als praktischer Reorganisationsmaß der Tourismusindustrie Russlands dienen, um Qualität der an Touristen erwiesene Service bis zum internationalen Niveau zu erhöhen. Methodische Empfehlungen für Determinieren der Zweckmäßigkeit des Schaffens solcher Komplexe unter konkrete lokale Bedingungen.
Ключевые слова: отечественная туриндустрия, рекреационно-оздоровительный комплекс, международный туризм, интеграция, целесообразность.
Key words: domestic tourist industry, recreation/health complexes, world tourism, integration, feasibility.
Mots clefs: industrie touristique russe, complexe de récréation et assainissement, tourisme mondial, integration, rationnalité. Schlüsselwörter: Tourismusindustrie Russlands, Rekreation- und Gesundungskomplex, Welttourismus, Integration.
Я
■
Одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие туриндустрии в России, является недостаточная развитость объектов туристической инфраструктуры. Отсутствие современных элементов туристической инфраструктуры препятствует расширению туристических потоков из-за рубежа, делает отдых в России несовременным и неудобным.
В настоящее время необходимо принятие быстрых практических решений по совершенствованию отрасли, так как въездной туризм, практически, не развивается, а все возрастающий вывоз за рубеж финансовых ресурсов отечественными туристами приобретает масштабы угрозы безопасности страны. К числу практических мер, которые позволили бы приступить к перестройке отечественной турин-дустрии и вывели бы ее на международный уровень, целесообразно отнести создание в регионах и на межрегиональном уровне туристических рекреационно-оздоровительных комплексов (ТРОК), а также формирование туристических рекреационно-оздо-
ровительных районов (ТРОВ). Предложения по этим структурам должны разрабатываться, в первую очередь, для установленных на уровне администрации туристско-рекреационных зон.
Каждый из указанных комплексов должен функционировать как единое целое под руководством управляющей компании. Эти комплексы должны создаваться сначала там, где находятся освоенные или находящиеся в стадии освоения привлекательные туристические ресурсы или их территориальные сочетания (ТСТР). При этом важную роль играет наличие в месте создания этих комплексов развитой туристической инфраструктуры, включающей дороги, гостиницы и иные объекты.
В состав ТРОК целесообразно включить:
• управляющую компанию (УК) с информационным центром;
• фирмы, обеспечивающие эксплуатацию гостиниц и иных средств размещения;
ИННОВАЦИИ
• агротуристические фермы;
• дирекции музеев, галерей, эко-парков, охотничьих хозяйств, горнолыжных трасс, спортивных сооружений, концертных залов, кинозалов и других средств развлечения;
• дирекции бальнео- и грязелечебниц, а также медицинских центров;
• дирекции ресторанов, кафе, магазинов, парикмахерских и других предприятий сферы обслуживания;
• туристические компании, а также фирмы, обеспечивающие экскурсионное обслуживание;
• руководство автотранспортных предприятий и предприятий связи;
• группы проводников (где необходимо), инструкторов и переводчиков;
• охранные агентства.
Перечисленные организации в дальнейшем будем называть участниками ТРОК. Включение всех перечисленных организаций в состав комплекса не означает потерю ими хозяйственной самостоятельности. Взаимодействие их будет осуществляться согласно договорам, заключаемым с управляющей компанией. Управляющая компания обеспечит правильное взаимодействие всех участников ТРОК и контроль за выполнением ими своих обязательств. На управляющую компанию также могут возлагаться следующие функции:
• взаимодействие с местными органами власти по вопросам функционирования ТРОК и ведения строительства новых объектов для комплекса;
• взаимодействие с другими УК;
• оперативный контроль (по поручению местных органов власти) хода выполнения работ на новых объектах строительными организациями;
• контроль выполнения экскурсий и других мероприятий, оплаченных туристами;
• контроль обеспечения безопасности туристов на пляжах и в других опасных местах;
• оповещение туристов о возникших катаклизмах и других опасностях;
• содействие своевременному оказанию помощи туристам, оказавшимся в сложной ситуации (вызов медицинской помощи, страхового агента, пожарных или ремонтной бригады, организация поиска людей, заблудившихся в лесу или в горах, и т.п.);
• аренда апартаментов и других средств размещения для туристов;
• обеспечение встречи прибывающих туристов в аэропорту или на железнодорожной станции и отправление убывающих;
• сбор статистической информации и передача ее местным органам власти, а также агентству по туризму;
• подготовка рекламных материалов, передача их в агентство по туризму и заказ рекламы ТРОК местным рекламным агентствам.
Эти функции управляющая компания может выполнять совместно с организованным туристско-информационным центром (ТИЦ).
В небольших центрах задачи управляющей компании могут возлагаться на местную администрацию. УК должны сыграть большую роль в повышении уровня обслуживания туристов и привлекательности конкретного комплекса.
При подготовке предложений по созданию ТРОК желательно рассматривать такие варианты, при которых туристические ресурсы и средства размещения располагались бы достаточно компактно, а продолжительность экскурсий укладывалась бы в один день. В случае создания нескольких ТРОК в одной местности, желательно, чтобы они имели свою специализацию, например, медицинские услуги, культурно-образовательный туризм, археологические и исторические памятники и т.п.
С инициативой по созданию ТРОК должны выступать местные органы власти при участии туроператоров и других представителей бизнеса. Право на строительство гостиниц, ресторанов и других объектов туристической инфраструктуры, а также на другие виды работ желательно предоставлять на основе конкурсного отбора (тендера). При этом основными критериями принятия решений должны быть не только качество работ и поставляемых продуктов, но и конечная стоимость услуг, предоставляемых туристам, то есть стоимость проживания и питания человека в сутки, так как именно по этим показателям услуги отечественного гостиничного и ресторанного бизнеса существенно уступают зарубежным предложениям, что негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма в нашей стране.
Использование при разработке предложений по созданию ТРОК «дорожной карты» Всемирного Туристического Общества не добавляет оптимизма, так как в ней содержатся очень общие рекомендации, которые затруднительно использовать на практике. Нередко местные органы власти ссылаются на отсутствие у них высококвалифицированных специалистов, необходимых для оценки целесообразности создания объектов туриндустрии, что сдерживает их инициативы.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, предлагается комплексный подход к разработке на начальном этапе предложений по размещению и формированию территориальной структуры туристических рекреационно-оздоровительных комплексов и районов, а также к оценке целесоо-
МИР
В. Ю. Воскресенский
Российские туристические рекреационно-оздоровительные комплексы как фактор интеграции туриндустрии..
бразности их создания. Отметим, что под районами (ТРОВ) здесь понимаются два или более близко расположенных комплекса, которые могут взаимно дополнить друг друга, например, экскурсиями, средствами размещения и отдыха, оказанием медицинских услуг и т.п.
Предлагаемый комплексный подход основан на учете большого числа факторов, которые определяют возможность создания ТРОК на конкретной территории. Эти факторы выявлены в результате изучения опыта международной туристической деятельности. Рассматриваемый подход пригоден для выработки соответствующих предложений на начальном этапе формирования замысла по созданию ТРОК. Он не требует высокой квалификации разработчиков.
При использовании предлагаемого подхода сначала необходимо провести анализ наличия на рассматриваемой территории различных видов туристических ресурсов, в том числе недостаточно обследованных, то есть потенциальных.
К содержанию понятия «туристические ресурсы», согласно закону «Об основах туристской деятельности», следует отнести:
• памятники древних цивилизаций (археологические раскопки, культовые и другие сооружения, пещеры, наскальные надписи и т.п.);
• храмы, монастыри, чудотворные иконы, мощи, места захоронения святых и другие места, привлекательные для паломников;
• охраняемые экологические парки, озера, реки, водопады, дендрарии, уникальные природные ландшафты;
• целебные источники и грязи, медицинские учреждения традиционной и нетрадиционной медицины, пользующиеся популярностью у населения;
• развлекательные заведения (детские городки, аттракционы, смотровые площадки, зверинцы и зоопарки, океанарии и дельфинарии);
• учреждения культуры, такие как известные театры, консерватории, филармонии, цирки, выставочные комплексы, места проведения фестивалей и т.п.;
• места проведения популярных авто- и авиасалонов, а также выставок других технических средств;
• спортивные сооружения, оборудованные или пригодные для оборудования горные спуски;
• места, пригодные для скалолазания и восхождения на горные вершины, а также для занятия водными видами спорта;
• морские и озёрные побережья, горные и иные ландшафты, представляющие интерес для туризма;
• конные, пешие и велосипедные маршруты;
• народные промыслы и обряды местного населения, которые могут быть продемонстрированы туристам;
• места для охоты и рыбной ловли, для сбора даров леса (ягод, грибов и т.п.).
Как уже отмечалось, туристические ресурсы могут располагаться в сочетаниях, то есть быть компактно размещены друг относительно друга, образуя территориальные сочетания туристических ресурсов (ТСТР). Установив наличие на рассматриваемой территории ряда видов туристических ресурсов, необходимо определить категории туристов, для которых могут быть привлекательны отдельные виды ТСТР. Мы предлагаем вариант деления туристов на категории, где отдельные категории предъявляют определенный спрос на соответствующие виды ТСТР.
Категории туристов могут быть определены следующим образом:
• массовые туристы из России со средним уровнем зарплаты (примерно в диапазоне 30-70 тыс. рублей) в возрасте 25-60 лет, с детьми или без них;
• зарубежные туристы из развитых стран со средней зарплатой более 1000 евро или высокой пенсией, с повышенными требованиями к уровню сервиса и к оригинальности туристических ресурсов в возрасте 25-70 лет;
• туристы из России и из зарубежных стран с высоким уровнем доходов и высокими требованиями к уровню сервиса, не всегда хорошо представляющие себе оригинальность предлагаемых в России туристических ресурсов (последнее относится к зарубежным туристам);
• российская и зарубежная молодежь, в том числе спортсмены, а также лица с невысокими доходами и невысокими требованиями к сервисному обслуживанию;
• российские пенсионеры, в своем большинстве склонные с сбору даров леса и недорогому лечению, не очень требовательные к высоким стандартам сервисного обслуживания;
• любители охоты и рыбной ловли;
• отечественные и зарубежные паломники;
• больные люди.
Следующим этапом разработки предложения по созданию конкретного ТРОК является составление таблицы привлекательности выявленных туристических ресурсов для различных категорий туристов. Это позволяет сделать первый вывод о том, какие категории туристов могут проявить интерес к данному рекреационно-оздоровительному комплексу. На основании сделанного вывода разра-
Научно-практический журнал
октябрь-декабрь 2011
ботчики предложения по созданию нового ТРОК могут изменить его территориальную структуру, включив в нее дополнительные ресурсы, могут отказаться от дальнейшей проработки или ограничиться туристическим центром с узкой специализацией. Это может быть, например, горнолыжный курорт или место летнего отдыха граждан.
Дальнейший этап разработки предложения по созданию ТРОК заключается в учете, помимо ресурсов, других основных факторов, также определяющих возможность посещения туристами рассматриваемого комплекса, таких как:
• наличие средств размещения различных классов (гостиницы 4-5 звезд, другие гостиницы, кемпинги, хостели, мотели, аппарт-отели, вторичные резиденции и т.д.);
• экономические факторы, включающие стоимость полного пакета услуг (проживание, питание, экскурсии, пользование бассейном и т.п.), стоимость проезда в оба конца авиационным или железнодорожным транспортом;
• наличие телефонной связи, Интернета и телевидения;
• безопасность (защищенность от террористов, криминальных структур и природных катаклизмов);
• наличие соответствующей инфраструктуры (ресторанов, кафе, предприятий сферы развлечения и т.д.);
• транспортная досягаемость ТРОК с помощью авиа- или железнодорожного транспорта;
• благоприятные условия для совершения паломничества (удобное расположение ТРОК относительно мест паломничества, возможность ночлега в монастырях, транспортная доступность мест паломничества и т.п.);
• наличие дополнительных элементов сервиса (переводчиков, инструкторов по различным видам спорта, проводников, возможность шопинга);
• возможность осуществления физиотерапевтического лечения при гостиницах ТРОК.
При анализе желательно оценить целесообразность создания ТРОК. Для этого необходимо определить количество мест, имеющихся на рассматриваемой территории во всех средствах размещения, в том числе летних, которые могут использоваться несколько месяцев в году. Емкости этих средств, как правило, бывает мало, поэтому следует оценить, сколько дополнительных помещений нужно построить, чтобы наиболее полно охватить данное ТСТР.
Важно также определиться с числом клиентов, которые могут приезжать в летнее время на рыбалку
или для сбора грибов и ягод на 2-3 дня. Особенно это характерно для районов, расположенных поблизости от крупных городов. Опыт руководителей Саткинского района Челябинской области свидетельствует о том, что таких туристов может быть достаточное количество.
На основании полученных оценок можно рассчитать требуемое дополнительное количество мест размещения различных классов (люкс, одно-двухместные номера в гостиницах и кемпингах, летние домики и т.д.). Полученное общее количество (вместе с имеющимися) мест размещения каждого класса позволит рассчитать суммарные затраты туристов на проживание и питание при посещении рассматриваемого комплекса. При учете затрат иностранных туристов следует исходить из средних европейских цен суточного проживания в номере соответствующего класса. Стоимость проживания отечественных туристов можно брать как среднюю величину для региона с учетом класса номера. Указанные сведения имеются у туроператоров.
При расчетах необходимо учитывать возможное число дней пребывания данной категории туристов в течение года в рассматриваемом комплексе, исходя из местных климатических условий. Так, сбор даров леса ограничен тремя месяцами, пляжный отдых тоже.
Общую сумму средств, которую за пользование услугами ТРОК могут израсходовать туристы, можно рассчитать по формуле:
где: I. - количество мест размещения для туристов ¡-ой категории;
с. - стоимость одного дня пребывания в комплексе туриста ¡-ой категории;
п. - ожидаемое число дней пребывания в ТРОК туристов ¡-ой категории;
т - число категорий туристов;
С9 - ожидаемая общая стоимость дополнительных услуг, оказываемая туристам на территории ТРОК.
Одна и та же категория туристов может пользоваться различными средствами размещения (номерами), что можно учесть с помощью использования различных значений I. для соответствующего числа мест размещения каждого класса.
К дополнительным услугам можно отнести медицинские услуги, показ кинофильмов, обучение
В. Ю. Воскресенский
Российские туристические рекреационно-оздоровительные комплексы как фактор интеграции туриндустрии..
народным промыслам, услуги проводников и инструкторов и т.п.
Таким образом, получаем итоговую сумму в рублях или валюте. На этапе разработки предложения по формированию туристического комплекса в качестве критерия целесообразности предлагается использовать не прибыль, а сумму финансовых средств, которую удается «удержать» в нашей стране. Это не означает, что на последующих этапах разработки не следует доказывать финансовую состоятельность проекта и проводить более детальные расчеты.
Другим показателем целесообразности создания ТРОК может служить дополнительная численность местного населения, привлекаемого для обслу-
живания комплекса. Предлагаемый комплексный подход был апробирован на примере одного из регионов. В заключение отметим, что на базе ТРОК может быть создана новая организационная структура туристической индустрии в России.
Библиографический список
1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. М.: ЮНИТИ, 2008.
2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. М.: ЮНИТИ, 2007.
3. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство. М.: ЮНИТИ, 1999.
Воскресенский В. Ю. - кандидат экономических наук, Московский Гуманитарный Университет. Voskresensky V. Ju. - Candidate of Economic Sciences, Moscow Humanitarian University e-mail: [email protected]