Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ СЕРИАЛЫ КАК МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ'

РОССИЙСКИЕ СЕРИАЛЫ КАК МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
22
5
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовая культура / индустрия сериалов / дискурсы / традиционные ценности / политическая социализация / российская молодежь / mass culture / TV series industry / discourses / traditional values / political socialization / Russian youth

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Расторгуев Сергей Викторович, Давыдова Мария Александровна

Современные сериалы представляют собой мультимодальный продукт массовой культуры и исследуются в рамках различных научных дисциплин. Посредством трансляции дискурсов у зрительской аудитории формируются и подкрепляются разнообразные ценности. В работе с помощью метода дискурс-анализа изучены 15 наиболее рейтинговых российских сериалов 2023 г. на предмет выявления дискурсов, которые транслируют ценности. В статье выявлялись традиционные духовные ценности из Указа Президента России и более широкий список ценностей, предложенный нейросетью «ChatGPT4-о». В результате было установлено, что топовые российские сериалы 2023 г. в своем содержании преимущественно не отражают ценности, упоминаемые в Указе Президента России. В большей степени сериалы транслируют ценности «удовольствия и развлечений», «социального статуса», «лидерства», «самореализации и саморазвития». Авторы объясняют полученный вывод коммерческой ориентацией индустрии сериалов. Таким образом, механизм формирования и подкрепления ценностей индустрии сериалов ориентирован в большей степени на частную жизнь индивида, не стремящегося к участию в социально-политических процессах мезои макроуровня. Ориентация на зрелищность и открытый финал в определенной степени уменьшает эффект трансляции нормативно одобряемых социумом ценностей и моделей поведения. В перспективе государство может за счет средств культурной политики задействовать канал индустрии сериалов для формирования целевых фреймов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Расторгуев Сергей Викторович, Давыдова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.31249/poln/2024.04.04
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian TV series as mechanisms for the formation and reinforcement of youth values

Modern TV series are a multimodal product of popular culture and are studied by various scientific disciplines. Through the broadcasting of discourses, a variety of values are formed and reinforced among the audience. Using the method of discourse analysis, 15 of the highest-rated Russian TV series of 2023 were studied in order to identify discourses that convey values. The article revealed traditional spiritual values from the Decree of the President of Russia and a broader list of values proposed by the ChatGPT4-o neural network. The authors conclude that the top Russian TV series of 2023 mostly do not reflect the values mentioned in the Decree of the President of Russia on traditional values. To a greater extent, the series broadcast the values of “pleasure and entertainment”, “social status”, “leadership”, “self-realization and self-development”. The authors explain the conclusion obtained by the commercial orientation of the TV series industry. Thus, the mechanism of formation and reinforcement of the values of the TV series industry is focused more on the private life of an individual who does not seek to participate in the socio-political processes of the meso- and macro-levels. The focus on entertainment and an open ending to a certain extent reduces the effect of broadcasting values and behaviors that are normatively approved by society. In the future, the state can use the means of cultural policy to use the channel of the TV series industry to form target frames.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ СЕРИАЛЫ КАК МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ»

С.В. РАСТОРГУЕВ, М.А. ДАВЫДОВА*

РОССИЙСКИЕ СЕРИАЛЫ КАК МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ1

Аннотация. Современные сериалы представляют собой мультимодальный продукт массовой культуры и исследуются в рамках различных научных дисциплин. Посредством трансляции дискурсов у зрительской аудитории формируются и подкрепляются разнообразные ценности. В работе с помощью метода дискурс-анализа изучены 15 наиболее рейтинговых российских сериалов 2023 r. на предмет выявления дискурсов, которые транслируют ценности. В статье выявлялись традиционные духовные ценности из Указа Президента России и более широкий список ценностей, предложенный нейросетью «СЬаЮРТ4-о». В результате было установлено, что топовые российские сериалы 2023 г. в своем содержании преимущественно не отражают ценности, упоминаемые в Указе Президента России. В большей степени сериалы транслируют ценности «удовольствия и развлечений», «социального статуса», «лидерства», «самореализации и саморазвития». Авторы объясняют полученный вывод коммерческой ориентацией индустрии сериалов. Таким образом, механизм формирования и подкрепления ценностей индустрии сериалов ориентирован в большей степени на частную жизнь индивида, не стремящегося к участию в социально-политических процессах мезо- и макроуровня. Ориентация на зрелищность и откры-

* Расторгуев Сергей Викторович, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга, профессор кафедры политологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия), e-mail: SRastorguev@fa.ru; Давыдова Мария Александровна, младший научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга; ассистент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия), e-mail: madavydova@fa.ru

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

© Расторгуев С.В., Давыдова М.А., 2024 DOI: 10.31249/poln/2024.04.04

тый финал в определенной степени уменьшает эффект трансляции нормативно одобряемых социумом ценностей и моделей поведения. В перспективе государство может за счет средств культурной политики задействовать канал индустрии сериалов для формирования целевых фреймов.

Ключевые слова: массовая культура; индустрия сериалов; дискурсы; традиционные ценности; политическая социализация; российская молодежь.

Для цитирования: Расторгуев С.В., Давыдова М.А. Российские сериалы как механизмы формирования и подкрепления ценностей молодежи // Политическая наука. - 2024. - № 4. - С. 98-120. - БО!: http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.04

Теоретический обзор

Телевизионные сериалы являются одной из самых распространенных форм современной массовой культуры, они конкуриру -ют с популярной музыкой, видеоконтентом и текстами социальных сетей, полнометражными фильмами, видеоиграми, разнообразными телевизионными и стриминговыми шоу за самый ценный ограниченный ресурс массового потребителя - внимание и время, «потребление» которых приносит прибыль производителям медиаинду-стрии. Фильмы, сериалы, шоу, выходящие на различных площадках, публикации в социальных сетях становятся в постиндустриальном обществе ключевыми механизмами в трансляции ценностей. Авторы статьи разделяют понимание ценностей, представленное в работе Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова как «совокупности установок на высшие жизненные принципы, идеалы, отраженные в целях жизнедеятельности и средствах их достижения, содержащиеся в коллективных представлениях о должном, важном, значимом» [Зубок, Чу-пров, 2018].

Среднестатистический россиянин около пяти часов проводит в интернет-пространстве, 20% времени тратит на видеоконтент, по 16% времени на мессенджеры и социальные сети, 8% на игры, 4% на e-commerce1. Современный российский пользователь тратит почти 19 часов на просмотр фильмов и сериалов в месяц, без учета

1 Медиапотребление и E-commerce в России // Mediascope. - 2024. - Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/4fe/y85jka00l645h8f5qaw2zd52fhxiz4x3/ Ecom0/a202024_Mediascope.pdf (дата посещения: 17.06.2024).

времени на просмотр сериалов на пиратских сайтах1. Существует ярко выраженная корреляция между возрастом и количеством времени, проводимым в Интернете: чем младше возраст - тем больше времени тратится на активности в Интернете. Указанная корреляция ставит вопрос о ценностях, распространяемых в цифровой среде, так как именно эта среда становится основной площадкой для агентов социализации поколения 2.

В контексте внешних и внутренних вызовов последних лет институты власти и политологическое сообщество акцентировали внимание на причинно-следственных связях формирующихся ценностей молодежи как результатах политической социализации. Указанный интерес нашел отражение в документах стратегического планирования - перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей представлен в Указах Президента России «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» №400 от 2 июля 2021 г. и «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 9 ноября 2022 г. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей была провозглашена одним из стратегических национальных приоритетов. Для школ была создана новая линейка учебников по истории, отражающая базовые традиционные ценности, за авторством историка, помощника Президента России В.Р. Мединского, историка и политолога, ректора МГИМО А.В. Торкунова, историка, директора Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьяна . Во всех вузах России в 2023 г. была введена обязательная учебная дисциплина «Основы российской государственности», транслирующая студенческой молодежи традиционные духовно-нравственные ценности.

1 Исследование: российский пользователь ежемесячно тратит почти 19 часов на просмотр фильмов и сериалов // Хабр. - 2024. - Режим доступа: https://habr.com/ru/news/798441/ (дата посещения: 17.06.2024).

2 Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 1945 год - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. - М.: Просвещение, 2024. - 448 с.; Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 1914-1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. - М.: Просвещение, 2023. - 496 с.; Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история. 1945 год - начало XXI века. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2024. - 272 с.; Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история. 1914-1945 годы 10 класс. Учебник. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2024. - 240 с.

Российские политологи, как в рамках обеспечения государственной политики по трансляции традиционных ценностей, так и независимо от этого, проводили теоретические и эмпирические исследования ценностей молодежи и их влияния на поведенческие установки. Среди данных работ можно выделить разработку концепции пентабазиса [Восприятие базовых ценностей..., 2022], исследование влияния ценностей школьников на формирование гражданственности [Селезнева, Азарнова, 2020], анализ влияния ценностей на формирование национально-государственной и политической идентичности молодежи [Титов, 2020; Попова, Гришин, 2023], необходимость учета ценности индивидуализма при реализации государственной молодежной политики [Коряковцева, 2022], исследование влияния ценностей референтной группы на политическую социализацию молодежи [Таланов, 2020], влияние ценностных установок на участие в акциях протеста [Казанцев, 2022], использование символической политики для трансляции традиционных ценностей [Ефремова, 2023], анализ механизмов формирования созидательных ценностей студенческой молодежи [Мухортов, Стрелец, 2023] и др.

Исследование российских сериалов как механизмов формирования ценностей молодежи находится в русле вышеперечисленных научных публикаций. Потребление контента популярных у молодежи сериалов как продуктов массовой культуры оказывает непосредственное влияние на формирование и корректировку ценностей посредством мультимодальной коммуникации. Потребители формируют иерархию предпочтений жанров, сюжетов, актерского состава, становясь тем самым частью сообщества, ориентированного на свои референтные группы и ценности. Принятие молодежью политических ролей, как и сознательный отказ от участия в политике, обусловлены многими факторами, в том числе целевыми установками и моделями поведения виртуальных персонажей и реальных инфлюэнсеров из сферы индустрии массмедиа.

В зарубежной научной литературе широко представлены работы, посвященные методологии анализа фильмов и сериалов, а также работы, анализирующие возможности выявления в текстах киноиндустрии ценностей и смыслов. К первой группе относятся классические киноведческие работы Д. Бордуэлла и К. Томпсон, Б. Солта, Г. Беншоффа и К. Мерфи, Р. Стэма [Bordwell, Thompson, 2008; Salt, 2009, Benshoff, 2015, Stam,2000]. Й. Бейтмен и К.-Х. Шмидт

в работе «Мультимодальный анализ фильма» представили инновационный, технологичный алгоритм исследования фильмов на основе изучения парадигматической и синтагматической организации фильма, семантического анализа текста, кинематографических практик дизайна и структурирования кадров. Авторы констатиру -ют, что фильмы открыты для новых интерпретаций, поскольку даже технические приемы не могут иметь одни раз и навсегда фиксированные значения [Bateman, Schmidt, 2012].

Ко второй группе работ относятся следующие. У. Эко в книге «Границы интерпретации» на примере сериала «Коломбо» показал, что телесериалы открыты для разнообразной интерпретации смыслов -авторского (намеренного или ненамеренного); «наивного, семантического зрителя» первого уровня; «умного семиотического зрителя» второго уровня. Контекст произведения только в определенной мере ограничивает вариативный размах возможных интерпретаций [Eco,1994]. В работе Р. Барта «Третий смысл» постулируется особенность кинематографического текста - он содержит не готовые знаки, а процесс означивания, придание смысла в результате просмотра всегда порождает новый смысл, отличный от формального текста как коммуникации и авторского нарратива [Барт, 2015]. Мультимодальный формат кинематографа, когда смыслы порождаются не столько вербальными нарративами, сколько видео- и аудиорядами, расположенными на шкале времени фильма, ставит вопрос о необходимости ограничений в выборе методов исследования, что отражается в преобладании узкопрофессиональных работ искусствоведов, психологов, культурологов, социологов и политологов [Корте, 2018]. В концепциях Ж. Бодрийяра современный кинематограф представляет собой мифологизированный соблазн, в котором невозможно определить смысл, поскольку реальность приобрела черты кинематографа / гиперреальности [Бодрийяр, 2000]. На основе лакановского психоанализа выстраиваются интерпретационные стратегии в работах С. Жижека и К. Метц [Жижек, 2011, 2021; Метц, 2013]. Через психологическую концепцию атрибуции объясняются смыслы кинопродукции в работе П. Перссон [Persson, 2003].

В российском научном дискурсе XXI в. сериалы стали объектом изучения искусствоведов, культурологов, филологов, философов, психологов, социологов, политологов, в соответствии с предметным ракурсом и исследовательской оптикой каждой научной дисциплины.

Предметный интерес ученых разных отраслей науки распределился следующим образом:

• искусствоведение - репрезентация советского прошлого в сериалах [Бугаева, 2022], жанры отечественных сериалов [Беленький, 2012], сериалы в традиции отечественной кинодраматургии [Акопов, 2011];

• культурология - формирование имиджа через медиаобразы [Лю, 2022], социокультурные потребности аудитории и их удовле -творение сериальной культурой [Пархоменко, 2018], ценностные аспекты массовой культуры на примере сериалов [Норманская, 2017], сериалы как инструмент социализации [Рапопорт, 2013];

• филология - геопоэтика сериалов разных стран [Кислова, Рацен, Драчева, 2023], сериалы как медиатексты [Кудрина, 2022]; языковые портреты героев [Мищенко, Нахимова, Сегал, 2022], телесериалы как социальные проекты [Кислова, Ветошкина, 2021];

• философия - медицинские темы в сериалах и их влияние на популяризацию отраслевых знаний [Артамонов, Гришечкина, 2023], влияние сериалов на изменение социальной реальности [Тихонова, 2022], отражение дискурса свободы в сериалах [Пен-нер, 2015], восприятие социальных норм прошлого современным зрителем [Хитров, 2013], сериал как культурный текст [Зайцева, 2001];

• психология - драматические конфликты зарубежных сериалов [Пархоменко, Кононов, 2019], выбор супергероев сериалов как отражение потребностей молодежи [Орестова, Ткаченко, 2018];

• социология - значение сериальной культуры в молодежной среде [Кичерова, 2023], отображение традиционных ценностей в сериалах [Дубровин, 2022];

• политология - стриминговые сервисы как элемент «мягкой силы» в странах Азии [Паксютов, 2023], модели героев сериалов как образцы для подражания современной российской молодежи [Кузнецов, Куликова, Петрова, 2023], дискурс патриотизма в американских сериалах [Самарин, 2021].

На основе изучения вышеуказанных работ можно сделать несколько заключений, по которым в научном сообществе в целом достигнут консенсус.

Во-первых, жанр телевизионного сериала для отечественного зрителя не является исключительно заимствованной и адаптированной под национальную специфику инновацией 1990-х годов,

так как популярные многосерийные художественные фильмы СССР вполне укладываются в концептуальные рамки сериала. Заимствованные форматы, технологии, сюжеты оказали влияние на российскую индустрию сериалов, которая тем не менее имеет национальную специфику. На мировую индустрию сериалов существенное влияние оказало развитие интернет-технологий. До 2013 г. сериалы выходили отдельными эпизодами, что создавало особое ощущение зрительского ожидания и сопровождалось различными стратегиями удержания интереса для продажи рекламы в ходе показа, после 2013 г. появилась возможность одномоментного просмотра всего сезона, что создало принципиально иную бизнес-модель, в которой главными бенефициарами стали стриминговые сервисы. Из продукта массового потребления («мыльной оперы») сериал превратился в товар, персонально нацеленный на определенную целевую группу.

Во-вторых, большая часть времени российская аудитория (особенно молодежь) посвящает просмотру иностранных, прежде всего американских и британских, сериалов. В связи с этим анализ сериалов как механизмов социализации, формирования и подкрепления ценностей неизбежно предполагает обращение к исследованию зарубежной кинопродукции. Тематика публикаций российских ученых учитывает данный факт - наибольшее число статей посвящено разбору зарубежных сериалов. Одновременно авторы указывают, что доминирование в списках предпочтений иностранных сериалов потенциально угрожает конфликтом отечественных и зарубежных ценностей - даже ряд универсальных ценностей по объему содержания, историческим интерпретациям, традиционным формам репрезентации не одинаковы в разных культурах.

В-третьих, сериалы выполняют функцию социализации следующими способами: формирование ценностей в процессе периодического «подглядывания / просмотра» за жизнью персонажей; формирование образа героя как образца для подражания; формирование определенных моделей поведения, понимание альтернативных сценариев судьбы при изменении выбора поступков; формирование различных типов идентичности (политической, этнической, расовой, гендерной и др.); формирование определенной картины прошлого (истории страны) как элемент политики памяти, внутренний и внешний инструмент «мягкой силы»; изменение социальных практик под влиянием сериалов (Social Impact

Entertainment); популяризация научных знаний, демонстрация навыков и умений отраслевых специалистов и влияние на выбор профессии; формирование желаемого образа будущего на микро-, мезо- и макроуровне; психотерапевтическая компенсация, уменьшающая стресс и фрустрацию; трансляция языковых конструкций, позволяющая поддерживать различные типы коммуникации в сложносо ставном обществе.

Методология исследования сериалов является составной частью методологии анализа фильмов, которая в свою очередь опирается на разнообразные подходы Cinema studies: семиотический, феноменологический, структуралистский, постструктуралистский, психоаналитический (в версии Ж. Лакана), культурологический (франкфуртская школа) [Штейн, 2019]. Независимо от выбранных подходов анализ сериалов предполагает изучение сюжета (в некоторых случаев сценариев), образов персонажей и игры актеров, визуального и аудиального ряда, особенностей режиссуры, исторического фрейма с политическими, социальными, психологическими контекстами. Сериалы представляют собой разновидность мультимодальной коммуникации, доносящей заложенные создателями смыслы по аудитории посредством изображения, звука, текста, исследовательская процедура анализа сериалов предполагает внимательный сплошной просмотр всех серий и фиксацию законченных смысловых фрагментов. Далее выявленные фрагменты можно исследовать классическими методами анализа текстов: дискурс-анализом, контент-анализом. Понимание сериалов как текстов позволяет ссылаться на идеи и аналитический инструментарий таких авторов, как М. Бахтин, Ю. Лотман. Искусствоведческий ракурс исследования отсылает к работам Я. Иоскевича, В. Куренного, К. Разлогова, С. Штейна, Г. Аристарко, Д. Эндрю и др. [Кожокару, 2021]. На основе анализа концептуальных подходов и выводов, полученных вышеперечисленными зарубежными и отечественными исследователями, авторы статьи определили методологические рамки изучения российских сериалов (мультимо-дальных продуктов массовой культуры), формирующих и подкрепляющих разнообразные ценностные ориентации современной молодежи.

Источники и методика исследования

Эмпирическим объектом анализа выступили наиболее популярные сериалы российского производства 2023 г. Выбор произведений 2023 г. обусловлен тем, что это был первый год после издания Указа Президента России № 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который выбран в качестве бенчмарка для оценки ценностного содержания продуктов массовой культуры. При этом следует сделать оговорку о том, что производственный цикл сериалов, вышедших в 2023 г., начался до издания Указа Президента России № 809 от 9 ноября 2022 г. и, следовательно, не мог быть заранее ориентирован на государственный запрос традиционных ценностей. С другой стороны, полный перечень традиционных духовно-нравственных ценностей впервые был обнародован в Указе Президента России № 400 от 2 июля 2021 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», что позволяет поставить исследовательский вопрос о наличии или отсутствии одобряемых государством ценностей в продуктах массовой культуры.

Было проанализировано 15 сериалов общей продолжительностью 102 часа. Пул сериалов для анализа был сформирован на основании анализа рейтинга зрительских оценок «Кинопоиска», рейтинга авторов-экспертов «Кинопоска»1, рейтинга издания РБК2. На основании места сериала в этих рейтингах был составлен сводный рейтинг топ-15 сериалов. В случае отсутствия одной из трех рейтинговых оценок расчет сводного рейтинга сериала производился на основании двух имеющихся рейтинговых оценок. Если сериалы имели равные зрительские оценки на «Кинопоиске» или получили одинаковый балл в сводном рейтинге, то они делят одно и то же место друг с другом.

1 Лучшие российские сериалы 2023 - выбор Кинопоиск // Кинопоиск. -2023. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4008815/ (дата посещения: 17.06.2024).

2 20 лучших российских сериалов 2023 года. Самые громкие премьеры. «Фишер», «Цикады» и, конечно, «Слово пацана» // РБК. - 2023. - Режим доступа: https: //www.rbc.ru/life/news/65858b999a79476f3d5b96d7 (дата посещение: 17.06.2024).

Таблица 1

Список сериалов 2023 г., отобранных для анализа на основании рейтингов

Название сериала, продолжительность Место в рейтинге «Кинопоиска» по оценкам авторов- Место в рейтинге РБК Место в рейтинге «Кинопоиска» по зрительским оценкам Место в сводном рейтинге

экспертов

Сериал «Слово пацана. Кровь 1 1 1 1

на асфальте» (6 ч. 40 мин.)

Сериал «Король и шут» 2 3 2 2

(10 ч. 08 мин.)

Сериал «Кибердеревня» (5 ч. 20 мин.) 3 2 3 3

Сериал «Фишер» (7 ч. 13 мин.) 6 4 4 4

Сериал «Мир, дружба, жвачка», 3 сезон (8 ч.) 9 6 4 5

Сериал «Плейлист волонтера» 8 5 6 5

(6 ч.)

Сериал «Лада Голд» (6 ч.) 7 - 8 6

Сериал «Цикады» (7 ч. 15 мин.) 4 13 6 7

Сериал «Убить Риту» (6 ч. 26 мин.) - 10 7 8

Сериал «Почка», 2 сезон (8 ч.) - 11 9 9

Сериал «Балет» (7 ч.) 11 15 5 10

Сериал «Ласт квест» (7 ч. 40 мин.) 14 - 7 11

Сериал «Секс. До и после» 13 8 11

(3 ч. 30 мин.)

Сериал «Разрешите обратиться» 12 10 12

(7 ч. 15 мин.)

Сериал «Актрисы» (6 ч. 13 мин.) 10 20 11 13

Источник: составлено авторами.

Представленные произведения относятся к разным жанрам и характеризуются разными особенностями сюжета. Так, для анализа ценностного ядра российских сериалов 2023 г. были отобраны произведения в следующих жанрах: драма, криминал, фантастика, комедия, фэнтези, детектив, триллер.

Сюжеты отобранных материалов могут быть сгруппированы по основным направлениям: сериалы, сюжет, которых основан на фантастической или околофантастической реальности («Киберде-ревня», «Разрешите обратиться»), с демонстрацией классических проблем межличностных отношений; биографические произведения, где в основе сюжета лежат истории реальных людей («Слово

пацана. Кровь на асфальте», «Король и Шут», «Фишер»), при этом повествование включает фрагменты художественного вымысла; сериалы с превалирующей криминальной линией сюжета - махинации, разборки, конкуренция («Убить Риту», «Лада Голд» «Ласт Квест»); произведения, поднимающие социальную проблематику прямо или завуалированно, говорящие про существующие проблемы в российском обществе («Плейлист волонтера», «Почка»); сериалы, раскрывающие внутренние проблемы отдельных профессиональных сфер («Балет», «Актрисы»); произведения, концентрирующиеся на особенностях и сложностях межличностных коммуникаций («Мир, дружба, жвачка», «Цикады», «Секс. До и после»). Таким образом, были отобраны сериалы разной сюжетной и смысловой направленности.

Для анализа ценностного ядра сериалов как продуктов массовой культуры был использован метод дискурс-анализа, рассматривающий дискурс как коммуникацию, основанную на общественных нормах, правилах и ценностях [Сарна, 2014, с. 89]. Авторы статьи придерживаются понимания дискурса в трактовке М.В. Ильина: «...фрагменты действительности, обладающие временной протяженностью, логикой развертывания (сюжетом) и «представляющие собой законченное сочинение, сформированное на основе организации смыслов, с использованием смыслового кода» (цит. по: [Ирхин, 2014]). Авторы используют в качестве единиц анализа дискурсивные стратегии предикации, которые наиболее близки по смыслу указанной трактовке дискурса [Reisigl, Wodak, 2016]. В сериалах дискурсивные стратегии предикации транслируются явным текстом и латентным контекстом, первый указывает на внеязыковой референт, второй апеллирует к способности зрителей в процессе интерпретации подключить ассоциации и эмоционально нагруженные коннотации.

Дискурс-анализ осуществлялся в четыре этапа. На первом этапе была изучена информация о сюжетах сериалов, размещенная на площадках онлайн-кинотеатров, а также на сайтах www.vokrug.tv, www.kino-teatr.ru. На втором этапе сериалы были полностью отсмотрены с целью выявления сюжетных линий и дискурсивных стратегий. На третьем этапе происходила фиксация дискурсивных стратегий предикации, которые были выявлены в ходе просмотра произведения, фиксация осуществлялась в матрицы. Дискурсивные стратегии фиксировались как в формате цитат, которые произносились персонажами сериала, так и обобщенными исследова-

тельскими фразами в случаях, когда дискурсивная стратегия передавалась смешанным путем (вербальным и невербальным одновременно). В таблице 2 представлен фрагмент матрицы сериала «Фишер».

Таблица 2

Фрагмент матрицы сериала «Фишер»

Название произведения Краткий обзор сюжета Примеры дискурсивной стратегии предикации

Сериал «Фишер» 1986 год. В районе правительственных дач на Рублевском шоссе одного за другим убивают подростков. Интеллигентный следователь Валерий Козырев, его дерзкий напарник из Ростова Евгений Боков и совсем молодая следователь Наталья Добровольская начинают расследование, даже не подозревая, как сильно оно изменит судьбу каждого из них. Единственный свидетель, способный опознать маньяка, -школьник Игорь, родители которого совсем не в восторге от контактов сына с милицией «У Бокова жена умирает от рака», «У Козырева напряженные отношения с сыном-подростком», «Добровольская -мать-одиночка, которая воспитывает темнокожую дочь, сталкивающуюся с абьюзом в школе». «Попытки поймать маньяка с угрозой для собственной жизни», «Атмосфера большого упадка накануне развала СССР: Афганские ветераны с ПТСР, спиритические сеансы надеющихся самостоятельно найти маньяка гражданских лиц, двоемыслие, обогащение спекулянтов», «Недоверие правоохранительным органам - неготовность сотрудничать и помогать, предубеждение», «У нас тут все сидели. Это ж мясокомбинат - доступ к сокровищам. Все воруют и все сидят», «Я следователь по этому делу. - Какой же вы следователь? Вы же даже не мужчина»

Источник: составлено авторами.

На четвертом этапе определялось наличие или отсутствие в дискурсивных стратегиях предикации ценностей из перечня ценностей двух множеств. В первое множество вошли ценности (17 ценностей) из Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность

поколений, единство народов и России1. Данный перечень представляет собой основной бенчмарк для анализа, поскольку отражает актуальный курс государственной политики.

Второе множество включает список ценностей (13 обобщенных ценностей), сформированный на основании информации, собранной нейросетью ^я10РТ4-о на базе следующих поисковых запросов: «базовые ценности человека», «ключевые ценности человека», «какие ценности у людей существуют», «какие группы ценностей можно выделить», «перечисли все ценности человека». В данный перечень вошли следующие ценности: социальный статус; авторитет; власть, лидерство; свобода и независимость; семья, брак, дети; самореализация саморазвитие; веселье, удовольствие, развлечение; карьера, работа; сила закона, общественный порядок; нравственные качества, мораль; деньги, материальное благополучие; культура, искусство, творчество; толерантность, разнообразие; справедливость, равенство; здоровье. Использование нейросети обусловлено двумя факторами. Во-первых, второе множество может рассматриваться как оппозиционный бенчмарк, ориентированный в большей степени на постматериалистические ценности, противостоящие традиционным духовно-нравственным ценностям документов стратегического планирования. Во-вторых, интересом политологического сообщества к тестированию возможностей использования данного инновационного инструмента исследования [Виноградов, Казаринова, 2022; Авдонин, Силаева, 2023]. Некоторые ценности двух множеств формально пересекаются, но имеют разное содержание (например, «крепкая семья» и «семья, брак»; «справедливость» как социально-политическая ценность и «справедливость и равенство» как социальная-экономическая). Списки выявленных в дискурсивных стратегиях предикации ценностей каждого из двух множеств приняты за 100%, для простоты репрезентации производилось округление процентных показателей до целых чисел.

Следует указать на методологические ограничения, присущие проведенному исследованию. При расширении хронологии и

1 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Гарант. - Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата посещения: 17.06.2024).

количества анализируемых сериалов, включения дополнительных множеств ценностей (например, списков М. Рокича, Р. Инглхарта), методологической триангуляции (например, дополнительным применением нарративного анализа) можно повысить точность и обоснованность результатов работы. Вместе с тем в заданных авторами рамках исследования полученные результаты позволяют решить поставленные задачи.

Результаты исследования

В 15 сериалах было выявлено 464 случая трансляции ценно -стей из первого множества, включающего традиционные ценности. Иерархия выглядит следующим образом: взаимопомощь и взаимоуважение - 143 (31%), гражданственность - 69 (15%), жизнь -44 (9%), милосердие - 43 (9%), гуманизм; крепкая семья - 42 (9%), справедливость - 41 (9%), служение Отчеству и ответственность за его судьбу - 40 (9%).

В проанализированных сериалах практически не выявлены следующие ценности из Указа Президента России: достоинство, права и свободы человека, патриотизм, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, коллективизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Подобные результаты, с одной стороны, показывают, что в сериалах частично находят отражение традиционные ценности, которые лежат в основе государственной политики и определяют самобытный путь развития России. С другой стороны, перечень ценностей, которые демонстрируются в сериалах, не включают такие актуализированные в современной политической обстановке ценности, как патриотизм, историческая память, единство народов России, приоритет духовного над материальным.

В 15 сериалах было выявлено 638 случаев трансляции ценностей из второго множества, включающего ценности, предложенные нейросетью СЬа10РТ4-о. Иерархия выглядит следующим образом: веселье, удовольствие, развлечение - 121 (19%), социальный статус; авторитет власть, лидерство - 108 (17%), свобода и независимость - 89 (14%), самореализация саморазвитие -83 (13%), карьера, работа - 57 (9%), семья, брак, дети; сила закона,

общественный порядок - 38 (6%), деньги, материальное благополучие; здоровье - 26 (4%), толерантность, разнообразие - 15 (2%), культура, искусство, творчество; нравственные качества, мораль -13 (2%), справедливость, равенство - 11 (2%).

Как показывает анализ, индустрия сериалов акцентирует ценности отдыха и развлечений, социального статуса и авторитета в межличностных коммуникациях. Также акцентированы ценности, связанные с самореализацией, профессиональным и личностным развитием. Макросоциальные ценности, основанные на важности общественного, государственного, социального, представлены в меньшей степени. Можно предположить, что полученные результаты объясняются ориентацией продюсеров и сценаристов на коммерчески успешный конечный продукт.

Выводы

Проанализированная научная литература и полученные результаты эмпирического исследования 15 популярных российских сериалов 2023 г. позволяют сделать следующие выводы.

1. Сериалы в настоящее время стали одним из самых популярных и прибыльных видов массовой культуры, опирающимся на технологии стриминговых сервисов и кастомизации продукта. Сериалы представляют собой мультимодальный продукт, который изучается представителями разных научных дисциплин со своими собственными предметными ракурсами и исследовательской оптикой. Базируясь на понимании материала сериалов как кинотекста, целесообразно применять для исследования ценностного содержания сериалов метод дискурс-анализа.

2. Сериалы для современной российской молодежи играют роль механизма формирования и подкрепления ценностей. Исследователи отмечают, что сериалы оказывают влияние на выбор героев времени, формирование моделей поведения и коммуникации, самоопределение идентичности, популяризируют знания по общественным, гуманитарным, естественным наукам, способствуют профессиональной ориентации. Отличительной чертой сериалов как механизма социализации и ценностной ориентации является развлекательная форма подачи материала, что позволяет оказывать

косвенное, подсознательной влияние через трансляцию определенных дискурсов.

3. Наиболее популярные российские сериалы 2023 г. в своем содержании преимущественно не отражают ценности, упоминаемые в Указе Президента России о традиционных ценностях. Проанализированные популярные российские сериалы, являющиеся механизмами социализации молодежи, не могут быть квалифицированы как пропагандистские / агитационные продукты для распространения традиционных ценностей. Это объясняется тем, что основной целью производства сериалов является получение прибыли, продюсеры ориентируются на максимальную монетизацию сюжета, актерского состава, актуальных трендов и только во вторую очередь учитывают ценностные ориентиры государства.

Анализ сериалов с точки зрения более широкого пула ценностей выявил доминирование постматериалистических ценностей «удовольствия и развлечений», «социального статуса», «лидерства», «самореализации и саморазвития». Данные ценности ориентированы в большей степени на частную жизнь и индивида, который заинтересован в собственном развитии и удовлетворении личных интересов в рамках локального статусно и нормативно конгруэнтного ему сообщества, не готового вовлекаться в социально-политические процессы мезо- и макроуровня.

4. Проанализированные сериалы концентрируются на существующих проблемах российского общества, художественно интерпретируют настоящее и недавнее прошлое. Авторы полагают, что большинство сериалов следуют тенденции демонстрации крайностей, девиаций, конфликтов, трагедий, что в совокупности с техникой открытого финала (без счастливого конца, победы добра над злом и т.п.) не закрепляет нормативно одобряемые социумом ценности и модели поведения. Большинство проанализированных российских сериалов ставят социальные проблемы, но не предлагают путей их решения.

В целом можно утверждать, что российская индустрия сериалов является в настоящее время в большей степени потенциальным и перспективным каналом распространения ценностных конструктов для решения тактических и стратегических задач политики.

S.V. Rastorguev, M.A. Davydova* Russian TV series as mechanisms for the formation and reinforcement of youth values1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Modern TV series are a multimodal product of popular culture and are studied by various scientific disciplines. Through the broadcasting of discourses, a variety of values are formed and reinforced among the audience. Using the method of discourse analysis, 15 of the highest-rated Russian TV series of 2023 were studied in order to identify discourses that convey values. The article revealed traditional spiritual values from the Decree of the President of Russia and a broader list of values proposed by the ChatGPT4-o neural network. The authors conclude that the top Russian TV series of 2023 mostly do not reflect the values mentioned in the Decree of the President of Russia on traditional values. To a greater extent, the series broadcast the values of "pleasure and entertainment", "social status", "leadership", "self-realization and self-development". The authors explain the conclusion obtained by the commercial orientation of the TV series industry. Thus, the mechanism of formation and reinforcement of the values of the TV series industry is focused more on the private life of an individual who does not seek to participate in the socio-political processes of the meso- and macro-levels. The focus on entertainment and an open ending to a certain extent reduces the effect of broadcasting values and behaviors that are normatively approved by society. In the future, the state can use the means of cultural policy to use the channel of the TV series industry to form target frames.

Keywords: mass culture; TV series industry; discourses; traditional values; political socialization; Russian youth.

For citations: Rastorguev S.V., Davydova M.A. Russian TV series as mechanisms for the formation and reinforcement of youth values. Political science (RU). 2024, N 4, P. 98-120. DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.04

References

Avdonin V. S., Silaeva V.L. New generation neural networks in the context of artificial intelligence technologies, philosophy and socio-political sciences. Political science (RU). 2023, N 4, P. 127-154. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2023.04.05 (In Russ.) Akopov A.Z. Television series of the beginning of the 21st century in twenty traditions of Russian film dramaturgy: author's abstract. diss. ...cand. art history: 17.00.03. Moscow, 2011, 29 p. (In Russ.)

* Rastorguev Sergey, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), e-mail: SRastorguev@fa.ru; Davydova Maria, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), e-mail: madavydova@fa.ru

1 The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds under the state assignment of the Financial University

Artamonov D.S., Grishechkina N.V. Medical discourse in social movies as a means of broadcasting the normativity. Logos et Praxis. 2023, Vol. 22, N 1, P. 26-34. DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.L4 (In Russ.)

Bateman J., Schmidt K.H. Multimodal film analysis: how films mean. New York: Routledge, 2012, 338 p.

Belenky Yu.M. The formation of genres of domestic TV series: the initial stage of the formation of the modern structure of television broadcasting: abstract of thesis. diss. ...cand. art history: 17.00.03. Moscow, 2012, 30 p. (In Russ.)

Bart R. The third sense. Moscow: Ad Marginem Press, 2015, 104 p. (In Russ.)

Benshoff H. Film and television analysis: An introduction to methods, theories, and approaches. London: Routledge, 2015, 332 p.

Baudrillard J. Temptation. Moscow: Ad Marginem, 2000, 318 p. (In Russ.)

Bordwell D., Thompson K. Film Art: An Introduction. New York: McGraw Hill, 2008, 505 p.

Bugaeva L.D. The soviet past on the post-soviet screen. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2022, Vol. 12, N 2, P. 243-258. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.202 (In Russ.)

Dubrovin V.L. Russian core spiritual and moral values - peculiarities of representation in audiovisual content. Social and humanitarian knowledge. 2022, N 1, P. 204-215. (In Russ.)

Eco U. The Limits of Interpretation. Bloomington: Indiana university press, 1994. 295 p.

Efremova V.N. All-Russian holidays as symbolic markers of political changes: their role and significance in the promotion of traditional values in modern Russia. Political science (RU). 2023, N 2, P. 114-139. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.05 (In Russ.)

Irkhin Yu.V. Discourse analysis: essence, approaches, methodology, design. Social and humanitarian knowledge. 2014, N 4, P. 128-143. (In Russ.)

Kazantsev D.A. Escape from politics: is there a future for youth political protests in Siberia and the Far East? RUDN journal of political science. 2022, Vol. 24, N 4, P. 904-917. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-4-904-917 (In Russ.)

Kharichev A.D., Shutov A. Yu., Polosin A.V., Sokolova E. N. Perception of basic values, factors and structures of socio-historical development of Russia (based on research and approbation). Journal of political research. 2022, Vol. 6, N 3, P. 16-17. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19 (In Russ.)

Khitrov A. "Mad Men" and the conventions of social norms. LOGOS. 2013, N 3, P. 118-138. (In Russ.)

Kicherova M.N., Borodkina A.A. The role of TV series in the life of young people. Tyumen State University Herald. Social, economic, and law research. 2023, N 9 (3), P. 68-88. DOI: https://doi.org/10.21684/2411-7897-2023-9-3-68-88 (In Russ.)

Kislova L.S., Ratsen T.N., Dracheva S.O. TV series in a big city: geo-poetics of telenovelas 1980s-2020s. Nauchnyi dialog. 2023, N 12 (10), P. 166-191. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-10-166-191 (In Russ.)

Kislova L.S., Vetoshkina M.A. TV series as a social project in modern mass discourse: national specifications. Tyumen State University Herald. Humanities research.

Humanitates. 2021, Vol. 7, N 1 (25), P. 80-105. DOI: https://doi.org/10.21684/2411-197x-2021-7-1-80-105 (In Russ.)

Korte H. An introduction to systematic film analysis. Moscow: HSE, 2018, 360 p. (In Russ.)

Koryakovtseva O.A. State and youth: problems of civil interaction. Social and political researches. 2022, N 3 (16), P. 20-32. DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428x-2022-3-16-20-32 (In Russ.)

Kozhokaru T.I. On the methodology of film analysis. Art&Cult. 2021, N 4(44), P. 118148. (In Russ.)

Kudrina L.V. TV series as a media text: problematic aspects. Mediascope. 2022, N 3-4. Mode of access: http://www.mediascope.ru/2777 (accessed: 28.08.2024) (In Russ.)

Kuznetsov I.I., Kulikova E.V., Petrova I.V. The space of heroes in the minds of Russian youth: variety of offers and unclear preferences. Political science (RU). 2023, N 2, P. 179-202. DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2023.02.08 (In Russ.)

Liu S. TV series as a value barometer of image media. Litera. 2022, N 11, P. 83-94. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8698.2022.11.39077 (In Russ.)

Metz K. An imaginary signifier. Psychoanalysis and cinema. Saint Petersburg: Publishing House of Europe University in St. Petersburg, 2013, 334 p. (In Russ.)

Mishchenko A.N., Nakhimova E.A., Segal N.A. Linguistic representation of a policeman (based on the materials of the 20th-21st centuries). Political linguistics. 2022, N 3 (93), P. 39-48. (In Russ.)

Mukhortov D.S., Strelets I.E. Problems of forming social values in student youth (survey results). Political science (RU). 2023, N 4, P. 186-203. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2023.04.07 (In Russ.)

Normanskaya A.V. Value aspects of texts of modern mass culture: on the material of mass literature and television series: diss... cand. cultural studies: 24.00.01. Simferopol, 2017, 180 p. (In Russ.)

Orestova V., Tkachenko D. Cinema preferences and ideas about superheroes as a reflection of the needs of a modern young man in conditions of transitivity. Psychological research. 2018, N 11 (61). DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.263 (In Russ.)

Paksiutov G.D. The impact of streaming on the film industry and soft power strategies in China, South Korea and Japan. Polis. Political studies. 2023, N 2, P. 41-53. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2023.02.04 (In Russ.)

Parkhomenko A.Ya., Kononov I.V. What Walter White afraid? Structural features of the main conflict of the series "Breaking Bad". Art&cult. 2019, N 35 (3), P. 114-129. (In Russ.)

Parkhomenko A.Ya. Serial culture in the context of aesthetic and functional guidelines of our time. Telekinet. 2018, N 3(4), P. 6-12. (In Russ.)

Penner R.V. The phenomenon of modern TV series in the context of discourses about human freedom: diss... cand. Phil. Sciences: 09.00.13. Chelyabinsk, 2015, 175 p. (In Russ.)

Persson P. Understanding cinema: a psychological theory of moving imagery. Cambridge: Cambridge university press, 2003, 296 p.

Popova O.V., Grishin N.V. Political identity of Russian youth in self-assessments and experts' assessments. Political science (RU). 2023, N 2, P. 140-162. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.06 (In Russ.)

Rapoport E. The logic of TV series. LOGOS. 2013, N 3, P. 21-36. (In Russ.)

Reisigl M., Wodak R. The discourse-historical approach (DHA). In Methods of Critical Discourse Studies. 3rd ed. Los Angeles, London, New Delhi, Singapore, Washington DC: Sage, 2016, 121 p.

Salt B. Film style and technology: history and analysis. London: Starword, 2009, 453 p.

Samarin Ya.V. The discourse of patriotism in a modern American mass culture: The case of "Watchmen" TV series. Political expertise: POLITEX. 2021, Vol. 17, N 1, P. 28-38. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.103 (In Russ.)

Sarna A.Ya. Content analysis in new media research. Bulletin of Volgograd State University. Series 7. Philosophy. 2014, N 3, P. 88-98. (In Russ.)

Selezneva A.V., Azarnova A.A. "Birth of a citizen": political and psychological analysis of Russian high school students' civic consciousness. Polis. Political studies. 2020, N 5, P. 101-113. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.08 (In Russ.)

Stam R. Film and theory: an anthology. Oxford: John Wiley and Sons Ltd, 2000, 880 p.

Stein S.Yu. Theoretical foundations of art forms based on the phenomenon of automatic fixation. Textbook. Moscow: Institute of cinema and television, 2019, 116 p. (In Russ.)

Talanov S.L. The influence of the reference person (group) on the protest mood of students. Social and political researches. 2020, N 2 (7), P. 32-47. DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428x-2020-2-7-32-47 (In Russ.)

Tikhonova S.V. How cinema changes social reality: the social impact entertainment. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2022, Vol. 22, N 2, P. 170-175. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-170-175 (In Russ.)

Titov V.V. On the creation of the national identity of Russian youth in the digital age. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, sotsiologiya, poli-tologiya. 2020, N 57, P. 257-264. DOI https://doi.org/10.17223/1998863x/57/24 (In Russ.)

Vinogradov M.Yu., Kazarinova D.B. The tool of "philosophical questioning": CHAT GPT and other models of artificial intelligence in political theory, methodology and applied research. Comparative politics. 2022, Vol. 13, N 3, P. 130-139. DOI: https://doi.org/10.24833/2221-3279-2022-3-13-130-139. (In Russ.)

Zaitseva S.A. The genre of a television series as a cultural text: diss... candidate of philosophical sciences: 24.00.01. Moscow, 2001, 151 p. (In Russ.)

Zizek S. The art of the ridiculous sublime. About David Lynch's film "Highway to nowhere". Moscow: Publishing house "Europe", 2011, 168 p. (In Russ.)

Zizek S. The pervert's movie guide. Cinema, philosophy, ideology. Moscow: Gonzo, 2021, 480 p. (In Russ.)

Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Life values in the cultural space of the Russian youth. Research result. Sociology and management. 2018, Vol. 4, N 3, P. 3-13. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1 (In Russ.)

Литература на русском языке

Авдонин В.С., Силаева В.Л. Нейросети нового поколения в контексте технологий искусственного интеллекта, философии и социально-политических наук // Политическая наука. - 2023. - № 4. - С. 127-154. - DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2023.04.05

Акопов А.З. Телесериал начала XXI века в контексте традиций отечественной кинодраматургии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03. - М., 2011. - 29 с.

Артамонов Д.С., Гришечкина Н.В. Медицинская тема в социальном кино как средство транслирования нормативности // Logos et Praxis. - 2023. - Т. 22, № 1. -С. 26-34. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/lp.jvolsu.2023.1.4

Беленький ЮМ. Становление жанров отечественных сериалов: начальный этап формирования современной структуры телевещания: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03. - М., 2012. - 30 с.

Барт Р. Третий смысл. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 104 с.

БодрийярЖ. Соблазн. - М.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.

Бугаева Л.Д. Советское прошлое на постсоветском телеэкране // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 243258. - DOI: https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.202

Виноградов М.Ю., Казаринова Д.Б. Инструмент «философского вопрошания»: CHAT GPT и другие модели искусственного интеллекта в политической теории, методологии и прикладных исследованиях // Сравнительная политика. - 2022. -Т. 13, № 3. - С. 130-139. - DOI: https://doi.org/10.24833/2221-3279-2022-3-13-130-139

Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) / А.Д. Харичев, А.Ю. Шутов, А.В. Полосин, Е.Н. Соколова // Журнал политических исследований. - 2022. - Т. 6, № 3. - С. 16-17. - DOI: https://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19

Дубровин В.Л. Традиционные российские духовно-нравственные ценности и некоторые особенности их отображения в аудиовизуальном контенте // Социально-гуманитарные знания. - 2022. - № 1. - С. 204-215.

Ефремова В.Н. Общероссийские праздники как символические маркеры политических изменений: их роль и значение в пропаганде традиционных ценностей в современной России // Политическая наука. - 2023. - № 2. - С. 114-139. - DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.05

Жижек С. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». - М.: Издательство «Европа», 2011. - 168 с.

Жижек С. Киногид извращенца. Кино, философия, идеология. - М.: Гонзо, 2021. -480 с.

Зайцева С.А. Жанр телевизионного сериала как культурный текст: дис. ... канд. философских наук: 24.00.01. - М., 2001. - 151 с.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. - 2018. -Т. 4, № 3. - С. 3-13. - DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1

Ирхин Ю.В. Дискурс-анализ: сущность, подходы, методология, проектирование //

Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 4. - С. 128-143. Казанцев Д.А. Бегство от политики: есть ли будущее у молодежного политического протеста в Сибири и на Дальнем Востоке? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2022. - Т. 24, № 4. - С. 904-917. -DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-4-904-917 Кислова Л.С., Ветошкина М.А. Телесериал как социальный проект в современном массовом дискурсе: национальная специфика // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2021. - Т. 7, № 1 (25). - С. 80-105. - DOI: https://doi.org/10.21684/2411-197x-2021-7-1-80-105 Кислова Л.С., Рацен Т.Н., Драчева С.О. Сериал в большом городе: геопоэтика теленовеллы 1980-2020-х годов // Научный диалог. - 2023. - Т. 12, № 10. -С. 166-191. - DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-10-166-191 Кичерова М.Н., Бородкина А.А. Роль сериалов в жизни молодежи // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2023. - Т. 9, № 3. - С. 68-88. - DOI: https://doi.org/10.21684/2411-7897-2023-9-3-68-8 Кожокару Т.И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. - 2021. -

№ 4 (44). - С. 118-148. Корте Г. Введение в системный киноанализ. - М.: Издательский дом Высшей

школы экономики, 2018. - 360 с. Коряковцева О.А. Государство и молодежь: проблемы гражданского взаимодействия // Социально-политические исследования. - 2022. - № 3 (16). - С. 20-32. -DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428x-2022-3-16-20-32 Кудрина Л.В. Сериал как медиатекст: проблемные аспекты // Медиаскоп. - 2022. -Вып. 3-4. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2777 (дата посещения: 29.08.2024).

Кузнецов И.И., Куликова Е.В., Петрова Ю.В. Пространство героев в сознании российской молодежи: разнообразие предложений при неясных предпочтениях // Политическая наука. - 2023. - № 2. - С. 179-202. - DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2023.02.08 Лю С. Телесериал как ценностный барометр имиджевой медиаобразности // Litera. - 2022. - № 11. - С. 83-94. - DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8698.2022.11.39077

Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. - СПб.: Изд-во Европ.

ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. - 334 с. Мищенко А.Н., Нахимова Е.А., Сегал Н.А. Языковой портрет полицейского (по материалам кинофильмов XX-XXI вв.) // Политическая лингвистика. - 2022. -№ 3 (93). - С. 39-48.

Мухортов Д.С., Стрелец И.Э. Проблемы формирования созидательных ценностей студенческой молодежи (итоги опроса) // Политическая наука. - 2023. - № 4. -С. 186-203. - DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2023.04.07 Норманская А.В. Ценностные аспекты текстов современной массовой культуры: на материале массовой литературы и телевизионных сериалов: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. - Симферополь, 2017. - 180 с.

Орестова В., Ткаченко Д. Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности // Психологические исследования. - 2018. - № 11 (61). - DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.263 Паксютов Г.Д. Влияние стриминговых сервисов на киноиндустрию и стратегии мягкой силы Китая, Южной Кореи и Японии // Полис. Политические исследования. - 2023. - № 2. - С. 41-53. - DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2023.02.04 Пархоменко А.Я., Кононов И.В. Чего боится Уолтер Уайт? Драматические конфликты и мотивации в сериале «Во все тяжкие» // Артикулы. - 2019. - № 35 (3). -С. 114-129.

Пархоменко Я.А. Сериальная культура в контексте эстетических и функциональных ориентиров современности // Телекинет. - 2018. - № 3 (4). - С. 6-12. Пеннер Р.В. Феномен современного сериала в контексте дискурсов о свободе человека: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.13. - Челябинск, 2015. - 175 с. Попова О.В., Гришин Н.В. Политическая идентичность российской молодежи в самооценках и оценках экспертов // Политическая наука. - 2023. - № 2. -С. 140-162. - DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2023.02.06 Рапопорт Е. Логика сериала // ЛОГОС. - 2013. - № 3. - С. 21-36. Самарин Я.В. Дискурс патриотизма в современной американской массовой культуре на примере сериала «Хранители» // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. -2021. - Т. 17, № 1. - С. 28-38. - DOI: https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.103 Сарна А.Я. Анализ контента в исследовании новых медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. - 2014. - № 3. -С. 88-98.

Селезнева А.В., Азарнова А.А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. - 2020. - № 5. - С. 101-113. -DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.08 Таланов С.Л. Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи // Социально-политические исследования. - 2020. -№ 2 (7). - С. 32-47. - DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428x-2020-2-7-32-47 Титов В.В. К вопросу о конструировании национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2020. - № 57. -С. 257-264. - DOI: https://doi.org/10.17223/1998863x/57/24 Тихонова С.В. Как кино меняет социальную реальность: the social impact entertainment // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2022. - Т. 22, Вып. 2. - С. 170-175. - DOI: https://doi.org/10.18500/1819- 7671-2022-22-2-170-175 Хитров А. «Безумцы» и условность социальных норм // ЛОГОС. - 2013. - № 3. -С. 118-138.

Штейн С.Ю. Теоретические основы форм искусства, базирующихся на феномене автоматической фиксации: учебное пособие. - М.: Институт кино и телевидения, 2019. - 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.