Серия «Экономика и управление» ные вопросы управления устойчивым развитием современных компаний // Российское предпринимательство. 2010. № 8-1. С. 89 - 93.
3. Василенко Н.С., Степнова О.В. Концептуальные подходы обеспечения лидирующих позиций авиастроительной отрасли России посредством развития инновационного потенциала предприятий авиастроения, ФГУП «ВИМИ» «Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России», №3, 2014, С. 70 - 76.
4. Веселовский М.Я. Организационно-экономический механизм промышленной политики региона [Текст] / М.Я Веселовский, В.И. Лутченков //Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - № 2. - С. 57 - 60.
5. Веселовский М.Я. Теоретические подходы к определению эффективности деятельности промышленных предприятий [Текст] / М.Я. Веселовский, М.С. Абрашкин //Вопросы региональной экономики. - 2013. - №3. - С. 107 - 115.
6. Секерин В.Д., Горохова А.Е., Лаптева Д.Я., Калинкина Т.М. Научно-техническая информация как фактор развития общества // Известия МГТУ МАМИ. 2013. №1(15), т. 5. С. 142 - 147.
7. Степнова О.В., Никулина А.Н. Роль информации и знаний в общественном развитии // Научная перспектива, 2014. № 3. С. 27 - 29.
8. Lyasnikov N.V., Dudin M.N., Sekerin V.D., Veselovsky M.Y., Aleksakhina V.G. The national innovation system: the conditions of its making and factors in its development // Life Science Journal. - 2014. - Vol. 11, № 6. - P. 535 - 538.
9. Sekerin V.D, Avramenko S.A.,Veselovsky M.Y., Aleksakhina V.G. B2G Market: The Essence and Statistical Analysis // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Vol. 31 № 6. - P. 1104 -1108. ISSN 1818-4952 http://www.idosi.org/mejsr/mejsr17%2810%2913/8.pdf
Российские реалии «зеленой» экономики
к.э.н. Щербаченко П.С.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация. Статья посвящена проблемам «зеленой» экономики, новому направлению в экономической науке, сформировавшемуся в последние годы. В статье рассматриваются направления и принципы «зеленой» экономики в России, а также ее современное состояние.
Ключевые слова: «зеленая» экономика, возобновляемые источники энергии, устойчивое развитие
Мир постепенно сталкивается с финансово-экономическими кризисами. Необходимо отметить, что на данный момент население мира составляет 7 млрд. человек, а к 2050 году оно составит 9 млрд. человек. Каждый пятый человек в мире (примерно 1,4 млрд. человек) живет на 1,25 доллара США в день. 1,5 млрд. человек не имеют доступа к электричеству. Ежедневно почти миллиард человек голодает, растут выбросы парниковых газов в атмосферу, более 1/3 известных биологических видов могут вымереть, если климатические изменения по-прежнему не будут приниматься во внимание. Решать эти проблемы необходимо сегодня, в противном случае в будущем будем терять не только в финансовом плане, но и в росте нищеты и нестабильности, а также ухудшения состояния окружающей среды.
Долгое время основной целью деятельности любого бизнеса выступал рост прибыли. Данная цель долго преобладала над другими. У современных компаний, достигших уровня устойчивости, появляется ещё одна важная цель в деятельности: компания должна не только приносить доход, но и быть полезной для общества и безопасной для окружающей среды. Все это обусловлено глобальными экологическими проблемами, которые могут привести к невозможности дальнейшего товарооборота, так как основной задачей населения стало бы
поддержание жизни на Земле при нехватке энергии, воды и прочих ресурсов. Для избежания проблем в будущем необходимо принимать меры уже сейчас. С одной стороны, многие компании действительно сменили курс с ориентации на прибыль на стремление получать приемлемо меньшую прибыль при вложении оставшейся части на улучшение жизнедеятельности планеты. Но если посмотреть на это с другой стороны, компании готовы инвестировать в окружающую среду и социум опять же исходя из погони за выгодой только в сильно долгосрочном периоде. Без этих инвестиций сейчас они перестанут получать доходы в будущем, вследствие роста стоимости ресурсов и снижения платежеспособности населения. В краткосрочном периоде это большие затраты, далеко не полностью себя оправдывающие, а отдача от этих инвестиций мало предсказуема. Столь кардинальная смена курса - очень важная, ответственная и, бесспорно, сложная задача для многих компаний. Несмотря на осознание многими крупными компаниями этой проблемы, а также предпринимаемые ими попытки её решения, основным действующим лицом здесь является государство. Оно стимулирует и координирует инициативы участия организаций в решении экологических и социальных проблем. Это происходит в странах как с административной, так и с рыночной экономикой. Посредством введения запретов на деятельность, вредящую окружающей среде, а также поощрения социально ответственной деятельности государство предпринимает активные действия, направленные на создание «зеленой» экономики.
Зеленая экономика - это сравнительно новое понятие, характеризующее такое направление, при котором сама экономика является неотделимой частью природной среды, существующей в ней и зависимой от неё.
Таким образом, «зеленая» экономика во взаимосвязи с устойчивым развитием и ликвидацией нищеты рассматривается в качестве одного из инструментов для обеспечения устойчивого развития. «Зеленая» экономика не должна быть жестким набором правил, а должна способствовать ликвидации нищеты, постепенному экономическому росту, а также улучшению благосостояния человека, созданию возможностей для занятости и достойной работы различных групп населения страны. «Зеленая» экономика в контексте устойчивого развития и ликвидации нищеты должна основываться на принципах конференции Рио-де-Жанейро.
В 2012 году в Рио-де-Жанейро прошла очередная конференция по устойчивому развитию (спустя 20 лет после предыдущей конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г.), и одна из глав ее итогового документа посвящена «зеленой» экономике.
Модернизация экономики, рост процесса глобализации, переход мировой экономики к новому технологическому укладу, качественное обновление технологической базы, повышение конкурентоспособности и эффективности производств призваны обеспечить повышение качества жизни и улучшение среды проживания.
Развитие «зеленой» экономики пересекается с развитием в энергетике, особенно в развитии альтернативной энергетики. К альтернативной энергетике относят любые не используемые в качестве топлива ресурсы, такие как нефть, газ и прочие исчерпаемые ресурсы.
Важно оценивать и учитывать ряд социальных, экологических и экономических факторов, а также, на наш взгляд, необходимо включать учет и оценку этих факторов в процесс принятия управленческих решений как на национальном уровне, так и в мировом масштабе.
Федеральная политика по экологическому развития страны должна содержать стратегию «зеленого» роста, включая интеграцию экологического и социально-экономического развития в виде «зеленой» экономики.
В контексте устойчивого развития и устранения нищеты важно принимать во внимание возможности и проблемы, связанные со стратегией развития «зеленой» экономики.
Важным элементом процесса глобализации выступает модернизация, а также переход мировой экономики к новому технологическому укладу, который совместно с качественным обновлением технологической базы, повышением эффективности производства и повышением конкурентоспособности экономики позволяет обеспечить улучшение качества жизни и
среды проживания.
В Российской Федерации параллельно с определением «зеленая» экономика существует определение «зеленый» рост. В Российской Федерации важность «зеленого» роста отмечается в докладе «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика» [1]. Доклад был разработан и опубликован группой экспертов по поручению руководства страны в марте 2012 г. В докладе содержатся основные элементы федеральной политики в области экологического развития страны, которые должны составить стратегию «зеленого» роста, предполагающую интеграцию социально-экономического и экологического развития в виде «зеленой» экономики. Эта проблема была поднята на глобальный уровень, на уровень «большой двадцатки» (020) на саммите в Лос-Кабосе (Мексика) в 2012 г.
Единого общепризнанного определения «зеленой» экономики не существует.
Различные эксперты определяют термин «зеленой» экономики по-своему. Эксперты Организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) предлагают наиболее широкое понимание этого понятия, рассматривая «зеленую» экономику как хозяйственную деятельность, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды. Двигателем процесса глобализации являются модернизация и переход мировой экономики, прежде всего промыш-ленно развитых стран, к новому технологическому укладу, который наряду с качественным обновлением технологической базы, повышением эффективности производства и конкурентоспособности экономики призван обеспечить улучшение качества жизни и среды проживания.
Вклад «зеленого» сектора в развитие хозяйственного комплекса государств, сформировавших основные мощности и направивших инвестиции в данную сферу, значительно выше (таблица 1 ).
Таблица 1
Вложения «зеленого» сектора в развитие хозяйственного комплекса различных
государств
Страны
США ЕС в целом Япония
(600 млрд. долл.) 4,2% ВВП 2,5% совокупного ВВП 3,4% ВВП Стоимость созданной продукции и услуг
3 млн. человек 3,4 млн. человек 1,5 млн. человек Занятость в отросли
На рисунке 1 представлены основные проблемы в развитие «зеленой» экономики на примере РФ.
Рисунок 1. Основные проблемы развития «зеленой» экономике в РФ
Несмотря на существующие проблемы в Российской Федерации появляются неплохие предпосылки в ряде сфер хозяйствования: сельском и лесном хозяйстве, туризме. Перспективы «зеленого» развития этих отраслей и экономики в целом в значительной мере связаны с прогрессом в энергетике, прежде всего с развитием альтернативной энергетики.
Главным для России в области «зеленой» экономики с точки зрения обеспеченности энергией является решение проблем надежности и полноты удовлетворения потребностей в удаленных регионах и сельской местности.
Сегодня перспективным направлением является использование альтернативных источников энергии, которые отличаются наиболее широкой распространенностью и экологической чистотой. Необходимо отметить, что потенциал развития альтернативных источников энергии в Российской Федерации значителен с учетом социально-экономической специфики.
Экономически доступный потенциал ВИЭ достигает около 1/3 всех добываемых ископаемых видов топлива, технический потенциал — в 25 раз больше. Использование только экономического потенциала ВИЭ позволило бы увеличить их долю в энергобалансе не менее чем до 25%, высвободив значительные дополнительные объемы нефти и газа для внутренней переработки (прежде всего в химической индустрии) и экспорта.
Последнее время Правительство Российской Федерации уделяет значительное внимание «зеленой» экономике, в частности, возобновляемым источникам энергии. Проблема устойчивого развития зелёного производства и экологически ответственного потребления стала не только популярной, но и экономически оправданной. "Если 5 - 7 лет назад эта тема у мировых политиков вызывала скепсис, ухмылки и непонимание, считалось, что это всё нужно просто для того, чтобы успокоить экологов или отдать дань уважения каким-то современным научным исследованиям, то сейчас это уже бизнес. Отрасль не будет развиваться до тех пор, пока коммерческие структуры, пока предприниматели не почувствуют, что на этом можно зарабатывать деньги, а этим важно и нужно заниматься для Российской Федерации" - отметил Д.А. Медведев на заседание президиума Совета по модернизации экономики и инновациям, прошедшем 4 февраля 2014 в городе Белгороде.
Необходимо отметить принятие Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности", которое зафиксировало правило определения цен на мощность объектов на основе ВИЭ, обеспечивает возврат инвестированных средств. Постановление позволит развивать конкурентные преимущества тем предприятиям, которые генерируют ВИЭ, а также в отношении тех, кто участвует в конкурсных отборах инвестиционных проектов, проводимых отдельно для каждой технологии ВИЭ.
Россия должна сосредоточиться на развитии высокотехнологичных зелёных производств по переработке биологического сырья и использовать существующий научный и образовательный потенциал.
Прогнозируемый рост доли возобновляемых источников энергии к 2015 составит 2,5% и 4,5% в 2020 г. Вместе с тем при необходимой поддержке развития ВИЭ (гарантиях доходности инвестиций, налоговых льготах, благоприятной тарифной политике) этот показатель реально увеличить не менее чем в полтора раза, а с учетом масштабного внедрения энергосберегающих технологий и до 13%, соответственно.
К основным ограничителям развития «зеленой» экономики в целом можно отнести следующие факторы:
• инерционность институциональной и технологической базы экономического развития (неспособность мировой экономики адаптироваться к условиям снижения спроса);
• экономический рост содействует снижению удельных выбросов углерода;
• различия в уровнях созревания «зеленой» экономики, масштабах влияния «зеленых» инвестиций на экономический рост стран и производственные комплексы отраслей;
• различные масштабы и политическая эффективность, поддержка со стороны политических и экологических институтов;
• различные масштабы и эффективность политической и институциональной поддержки «зеленой» экономики.
Данные обстоятельства предусматривают не отказ от «зеленой» экономики, а продуманный, дифференцированный и поэтапный подход к ее развитию с учетом производственно-технологической, социально-экономической и природно-географической специфики регионов и государств.
В принятом 23 ноября 2009 г. Федеральном законе № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены меры снижения потребления энергетических ресурсов в бюджетном секторе на 15% в течение 2010 - 2015 гг.
Также ст. 4 этого федерального закона № 261-ФЗ посвящена выделению принципов правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представленные на рисунке 2 (составлено на основе ФЗ Российской Федерации от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
поддержка и стимулирование энергосбережения и -
повышения энергетической эффективности;
планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
Рисунок 2. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
В России госсектор должен возглавить гонку за энергосбережением и энергоэффективностью. Наиболее эффективным институциональным механизмом решения указанной проблемы является совершенствование правил и процедур государственных закупок с использованием передового зарубежного опыта. Многие европейские страны внесли в законодательство о государственных закупках требования по энергоэффективности, включающие, например, установление набора обязательных показателей эффективности при размещении заказов на поставку товаров, также индикаторов снижения выбросов парниковых газов.
При этом ближайшие перспективы развития связаны в России с малыми ГЭС (на которые делает упор и Китай) и установками, использующими биомассу (которые наряду с ветроэнергетикой являются одним из приоритетов развития ВИЭ в ЕС и США; биомасса также является приоритетным ВИЭ в Бразилии). Для сооружения таких установок, использующих отходы древесины, значительные возможности существуют во многих регионах России, и биогазовых установок, утилизирующих отходы животноводства, - в Белгородской области и т. д. По данным экспертного совета Комитета Государственной думы Российской Федерации Федерадерального Собрания по энергетике, перспективы использования биомассы на 2020 г. оцениваются в 20 ГВт.
Для развития использования биотоплива на транспорте целесообразно привлекать институт нормативов, регулирующих добавки такого топлива к традиционному (бензиновому и дизельному - для автодорожного транспорта, керосиновому - для воздушного транспорта), как это делается за рубежом.
Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Серия «Экономика и управление»
Также Россия имеет достаточно хорошие перспективы развития петротермальной энергетики (использование подземного тепла больших глубин, 5 - 10 км). Во-первых, это связано с приоритетными эффективными технологиями бурения (стоимость - определяющий фактор цен получаемой тепловой энергии). Во-вторых, с распространением во всех регионах страны этого источника энергии, способного обеспечить 400 млн Гкал тепла. В-третьих, со значительно меньшей ценой получаемого тепла: она составляет 80 руб/Гкал против 400 руб/Гкал, которые платят потребители.
Выводы
Подводя итог, следует выделить и ветроэнергетические установки, применяемые преимущественно в прибрежных зонах. По совокупному ветроэнергетическому потенциалу Российская Федерация является мировым лидером. Также необходимо отметить перспективность солнечной энергетики, например в Краснодарском крае. Для прогресса альтернативной энергетики, помимо перечисленных, необходимым и целесообразным представляется еще ряд нововведений, стимулирующих повышение энергоэффективности и развитие ВИЭ. Активное включение Правительства Российской Федерации в направление «зеленой» экономики и возобновляемых источников энергии, выход различных законов, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии на рынке электрической энергии, а также направленные на повышение эффективности энергетической отрасли Российской Федерации. Все это в должной мере нацелено на развитие «зеленой» экономики России.
Литература
1. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально- экономической стратегии России на период до 2020 г., 13 марта 2012 г. // Стратегия-2020: стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года (http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf).
Современные механизмы стратегического управления корпоративными
структурами
д.э.н. проф. Секерин В.Д., д.э.н. доц. Дудин М.Н., д.э.н. проф. Лясников Н.В.
Университет машиностроения, Институт международных социально-гуманитарных связей, Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича 8 (499) 267-19-92,[email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. С началом рыночных реформ и переходом от административно-командной экономики к экономике, основанной на конкуренции, в России стал формироваться новый вид хозяйствующих субъектов - корпоративных структур. Появление таких структур в российской экономике, их становление и устойчивое развитие, безусловно, важнейший тренд. Возникающие ошибки в деятельности корпоративных структур являются закономерным и вполне объяснимым следствием несовершенства и неэффективности используемых механизмов управления ими. Умение корпоративных структур быть открытыми для изменений, т.е. способность оптимизировать и трансформировать свою деятельность в соответствии с требованиями времени - важнейшее условие, которое можно рассматривать как стратегическую гибкость, которая должна составлять основу современных механизмов управления функционированием и развитием этих хозяйствующих субъектов. В статье изложены основные теоретико-методологические аспекты современных взглядов на стратегическое управление в корпоративных струк-