Российские прямые инвестиции в ЕврАзЭС и их роль в развитии энергетики и транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве
Хейфец Б.А.
Д.э.н., гл. научный сотрудник Института экономики РАН (Россия)
Электронная почта: bah@transecon.ru
Информация об авторе: Борис Аронович Хейфец с 1971 г. работает в Институте международных экономических и политических исследований РАН. В настоящее время является ведущим научным сотрудником центра макроэкономических исследований. Им опубликовано более 130 научных работ.
Б. А. Хейфец ведет исследования по широкому кругу актуальных научных проблем, связанных с развитием финансовой глобализации, особенностями участия в этом процессе отдельных стран, а также с взаимодействием международного и внутреннего рынка капиталов.
Вице-премьер Правительства РФ А. Л. Кудрин на пятом заседании совета по финансово-экономическим вопросам государств-членов ЕврАзЭС 20 февраля 2008 г. отметил, что совершенствование инвестиционного составляющей является одной из основных задач ЕврАзЭС. В полной мере это относится к инвестиционной политике России. Действительно, если в 1990-е гг. и начале 2000-х гг. основными «принимающими» российские инвестиции странами были европейские государства, то в последние 2-3 года значительно увеличился удельный вес государств стран ЕврАзЭС.
Усиление вектора ЕврАзЭС в зарубежных российских инвестициях обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, ЕврАзЭС стал явным приоритетом в экономической политике России на постсоветском пространстве в целом. Политическое сближение России и государств ЕврАзЭС также способствует углублению инвестиционного взаимодействия. Россия поддерживает понятные ей политические режимы в этих странах, в то время как Запад, обвиняя их в недемократич-ности и несоблюдении прав человека, несет реальную угрозу национальной безопасности некоторых стран ЕврАзЭС.
Во-вторых, окрепли и нарастили «финансовые мускулы» первые российские ТНК, которые в поисках новых возможностей для приложения капитала обращают внимание на привлекательные активы в менее освоенных
ими по сравнению с европейскими странами СНГ Центральноазиатских государствах. Во все большей мере начал реализовывать свои внешнеэкономические амбиции средний и малый бизнес, который из-за возросшей конкуренции в России ищет новые рынки. Экспансия некрупного бизнеса всегда тяготеет к близлежащим государствам, а на огромной территории страны есть много регионов, граничащих со странами ЕврАзЭС. Между ними еще со времен СССР сохранились тесные экономические, культурные и семейные связи.
В-третьих, страны ЕврАзЭС располагают обширными запасами нефти и газа, а также других полезных ископаемых. Трезвая оценка перспектив мировых рынков углеводородов, а также собственных потребностей и уже взятых экспортных обязательств ставит российские компании перед необходимостью активизировать усилия по развитию добычи нефти и газа в этих странах.
В-четвертых, во многих странах ЕврАзЭС процесс приватизации еще далек от завершения, что обуславливает наличие привлекательных для российского бизнеса объектов, которые стоят значительно дешевле, чем в других странах. Российскому бизнесу понятен менталитет населения и особенности реальной хозяйственной деятельности на этой территории.
В-пятых, страны ЕврАзЭС представляют собой перспективный внутренний рынок с быстрорастущим населением и постепенно увеличивающимися доходами, что делает его привлекательным для российских компаний, производящих потребительские товары и оказывающих услуги. Именно в этих странах могут быть в большей степени, чем на других рынках, востребованы многие виды российской машиностроительной продукции. Это благоприятствует улучшению структуры российского экспорта в целом, а также открывает возможности для создания сборочных производств, развития или восстановления производственной кооперации. Огромный потенциал трудовых ресурсов создает предпосылки для локализации в регионе трудоемких производств, ориентированных на экспорт в Россию.
В-шестых, усиление связей с ЕврАзЭС соответствует общей тенденции на географическую диверсификацию внешних связей России, прежде всего за счет усиления азиатского вектора. Страны ЕврАзЭС при этом могут стать своеобразным «мостом» в налаживании новых связей со странами дальнего азиатского зарубежья.
В-седьмых, усиление экономической экспансии в этот важнейший, с точки зрения геополитических интересов России, регион со стороны западных стран и Китая, а также некоторых других государств СНГ требует адекватной экономической реакции России.
Объемы инвестиций
Оценить размеры прямых инвестиций российского бизнеса в отдельные страны ЕврАзЭС довольно трудно из-за различий в методиках их оценки различных ведомств. Так, Росстат, учитывающий валовые инвестиции только нефинансовых структур, не принимает во внимание выход
из капитала зарубежных предприятий, тогда как ЦБ ведет учет реальных финансовых потоков, отражаемых в платежном балансе. Существенные расхождения возникают из-за того, что ЦБ оценивает реинвестированные доходы, которые составляют преобладающую величину прироста инвестиций.
Но главное даже не это. Очень часто российские инвестиции скрываются под маской национальных и иностранных компаний, в основном оффшорных. При этом статистика иногда относит к месту приложения инвестиций иностранную компанию вне ЕврАзЭС, хотя ее основные активы находятся в данном регионе. Примером такого рода была одна из крупнейших сделок российского бизнеса в ЕврАзЭС. В 2005 г. «ЛУКОЙЛ» через Lukoil Overseas Holding Ltd. приобрел зарегистрированную на Британских Виргинских островах Nelson Resources Ltd. Ей стала владеть Caspian Investments Resources (CIR) - стопроцентная «дочка» Lukoil Overseas Holding Ltd. Стоимость сделки составила более чем за $2.1 млрд, а это в 2.5 раза больше, чем кумулятивные прямые и портфельные инвестиции по Росстату и почти 30% от соответствующих инвестиций по ЦБ1. К такого же рода сделкам относится покупка «Северсталью» золотодобывающей компании Celtic Resources (Ирландия) за примерно $330 млн, которая была завершена в январе 2008 г. Основные активы ирландской компании расположены в Казахстане (100% золоторудного рудника «Суздаль», 75% рудника «Жерек», 50% молибденового рудника «Шорский») и России (компании принадлежат 74.5% в проекте разработки Томинского меднозолотого месторождения и 100% медно-золотого месторождения Михеев-ское в Челябинской области). Подобные примеры можно продолжить.
Если обратиться к данным Росстата, то распределение российских инвестиций в страны ЕврАзЭС и из стран ЕврАзЭС в Россию складывается следующим образом (см. табл. 1).
Инвестиции РФ в страны ЕврАзЭС Инвестиции стран ЕврАзЭС в РФ
2000 г. 2008 г. 2000 г. 2008 г.
Все Все Прямые и портфельные Все Все Прямые и портфельные
Беларусь 490.2 771.2 661.9 2.5 103.5 32.7
Казахстан 2.2 99.7 30.2 5.7 894.8 228.0
Кыргызстан 0.0 20.6 0.1 0.1 70.5 5.2
Таджикистан 0.0 61.7 1.2 0.0 25.9 0.0
Узбекистан 0.4 333.9 250.7 3.5 7.0 5.2
Всего по странам ЕврАзЭС 492.8 1287.1 944.1 11.6 1101.7 271.1
Всего по СНГ 555.6 2 521.4 1 921.3 19.3 1 502.6 562.8
* Примечание: без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков.
1 В 2007 г. 50% CIR было продано индийской Mittal Investments, принадлежащей Лакшми Митталу.
Таблица 1
Накопленные взаимные инвестиции РФ и стран ЕврАзЭС, начало 2008 г., $млн *
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Как видно из таблицы, на страны ЕврАзЭС на начало 2008 г. приходилась примерно половина всех российских инвестиций в СНГ - 51.1 % (по прямым инвестициям - около 49.1%). Среди стран ЕврАзЭС выделяется Беларусь благодаря долгосрочной сделке (по покупке «Газпромом» 50% акций «Белтрансгаза» за $2.5 млрд, которые будут передаваться в 2007-2010 гг. равными долями по 12.5%, т. е. ежегодные инвестиции «Газпрома» составят $625 млн). На втором месте долгое время был динамично развивающийся Казахстан. Однако в 2007 г. благодаря новым проектам российских компаний его обошел Узбекистан.
В свою очередь, на Россию приходилось 73.3 % всех и 48.2% прямых инвестиций в СНГ из стран ЕврАзЭС.
Важно также отметить, что во всех странах ЕврАзЭС Россия существенно уступает по объему прямых инвестиций другим иностранным инвесторам. Например, в Казахстане на начало 2007 г. российские инвестиции составляли лишь 3% от всех накопленных республикой прямых иностранных инвестиций, в то время как США - 29%, Нидерланды - 15%, Великобритания - 11%. По прямым инвестициям в Казахстане Россию также опережали Швейцария, Франция, Китай, Канада2. В Киргизии на долю России в 2007 г. пришлось только 3.3% объема иностранных инвестиций, в то время как на Казахстан - 46.6%.
Любопытен и тот факт, что, баланс инвестиций с некоторыми странами ЕврАзЭС складывается не в пользу России. Прежде всего, это происходит за счет инвестиций из того же Казахстана, который является самым активным инвестором на постсоветском пространстве после России.
Инвестиции и сотрудничество в добыче углеводородов
Основной сферой приложения инвестиций российского бизнеса в странах ЕврАзЭС является топливно-сырьевой комплекс и энергетика. Это и понятно, так как регион богат природными ресурсами, а страны ЕврАзЭС остро нуждаются в инвестициях для их освоения. При этом некоторые проекты в сфере добычи нефти и газа тесно связаны с развитием сотрудничества в реконструкции существующих и строительстве новых трубопроводов для транспортировки на экспорт добываемого топлива и сырья.
Одной из самых активных российских компаний в ЕврАзЭС является «ЛУКОЙЛ». Он участвует в 11 нефтяных проектах в Казахстане. Проекты «ЛУКОЙЛа» в Казахстане начались в 1995 г. с заключения контракта на разработку северной части месторождения Кумколь. С тех пор российская компания в общей сложности инвестировала в экономику Казахстана более $4.5 млрд «ЛУКОЙЛ» участвует в разработке месторождений Кара-чаганак (15%), а также расположенных на прикаспийском шельфе блоков
- Тюб-Караган (50%) и Аташский (50%) - оба являются частью проекта «Достык». Lukoil Overseas Holding Ltd. владеет 54% акций совместного предприятия LukArco, которое имеет 12.5% участия в Каспийском Тру-
2 Exlusive. 2007. Октябрь.
бопроводном Консорциуме (КТК)3 и 5% в проекте по разработке крупнейшего нефтегазового месторождения Тенгиз. «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» будут совместно с казахстанскими компаниями вести разведку и добычу еще на трех крупных месторождениях шельфа Каспийского моря.
«ЛУКОЙЛ» в 2004 г. через Lukoil Overseas Holding Ltd. создал операционную компанию «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани». В июне 2004 г. было подписано СРП с госкомпанией «Узбекнефтегаз», согласно которому «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани» будет осуществлять промышленную разработку месторождения Кандым, Хаузак и Шады на юго-западе страны в течение 35 лет, а также разведку перспективных площадей Кунградского участка на плато Устюрт на западе с общими запасами около 300 млрд м3 газа и 7 млн тонн газового конденсата. Объем инвестиций «ЛУКОЙЛа» оценивается в $1 млрд.
Разработка месторождений началась в 2007 г. с объемом добычи на первом этапе 2.5 млрд м3 в год, что потребует привлечения инвестиций в размере $200 млн. В период 2007-2010 гг. «ЛУКОЙЛ» вложит дополнительные $500 млн с доведением добычи с 2010 г. до 8 млрд м3 ежегодно. На начальном этапе добываемый газ будет делиться поровну между участниками, а в дальнейшем доли могут меняться в зависимости от рентабельности проекта. Проект также предусматривает строительство к 2010 г. газохимического комплекса мощностью 6 млрд м3 газа в год и стоимостью около $250 млн, двух компрессорных станций и магистрального газопровода протяженностью 200 км.
Российская «Роснефть» на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) сроком на 55 лет примет участие совместно с казахстанским «Каз-МунайГазом» в разработке месторождения Курмангазы на шельфе Каспия. Стоимость проекта оценивается в $23 млрд. Бурение первой разведывательной скважины начато в 2006 г.
Стремится расширить свое присутствие в странах ЕврАзЭС «Газпром». В Казахстане российская газовая монополия имеет долю в совместном предприятии (СП) «КазРосГаз». В 2006 г. «Газпром» договорился с правительством Кыргызстана о создании СП, в которое будут внесены активы АО «Кыргызгаз» и АО «Кыргызнефтегаз». В Беларуси «Газпром» стремится создать более устойчивую базу для транзита газа в Европу.
Хорошую основу для развития инвестиционного сотрудничества в области добычи, транспортировки и переработки углеводородов создает долгосрочный стратегический подход к развитию связей со странами ЕврАзЭС. Большое значение в этом смысле имеют подписанные «Газпромом» в 2000е годы несколько договоров стратегического характера с Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.
Так, в декабре 2002 г. «Газпром» заключил соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли с «Узбекнефтегазом». Оно предусматривает долгосрочные закупки узбекского газа на 2003-2012 гг., участие
3 В КТК также участвуют правительства России (акционерное общество КТК-Р, которому принадлежит 24% акций КТК) и Казахстана (КТК-К - 19%).
«Газпрома» в проектах добычи природного газа на территории Узбекистана на условиях СРП, а также сотрудничество в области развития газотранспортной инфраструктуры Узбекистана и транспортировки газа через территорию республики.
В развитие этого соглашения в сентябре 2005 г. «Газпром» и «Узтрансгаз» подписали среднесрочное соглашение по транспортировке природного газа на 2006-2010 гг., а в январе 2006 г. «Соглашение об основных принципах проведения геологического изучения недр инвестиционных блоков Устюртского региона республики Узбекистан». В рамках стратегического сотрудничества «Газпром» восстановил на условиях СРП добычу газа на месторождении Шахпахты, где планируется добывать 500 млн м3 природного газа. Инвестиции «Газпрома» в этот проект составили $21 млн.
В декабре 2006 г. «Узбекнефтегаз» выдал «Газпрому» лицензии на право пользования участками недр для геологического изучения семи инвестиционных блоков Устюртского региона: Актумсукского, Куанышского, Агыинского, Насамбекского, Западно-Ургинского, Акчалакского и Шах-пахтинского. Общая площадь блоков составляет 38.1 тыс. км2, прогнозные ресурсы природного газа - около 1 трлн м3.
Согласно имеющимся договоренностям, «Газпром» разработает поэтапную программу геолого-разведочных работ на этих блоках и, в случае открытия месторождений, будет иметь исключительное право на участие в переговорах с Узбекистаном по их освоению на условиях СРП. Для успешной реализации соглашения будет создан Управляющий комитет. Общий объем инвестиций «Газпрома» по данному проекту составит около $1.5 млрд, из которых $260 млн запланированы на 2006-2008 гг. В январе 2007 г. «Газпром» приступил к активной фазе геолого-разведочных работ в Устюртском регионе и вскоре может подписать с «Узбекнефтегазом» второе СРП сроком на 25 лет.
«Газпром» и казахстанский «КазМунайГаз» создали СП на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), которое будет перерабатывать казахстанский газ с месторождения «Карачаганак», а также месторождений Северного Каспия. Это позволит полнее загрузить Оренбургский ГПЗ, который в связи с истощением Оренбургского газоконденсатного месторождения испытывает сырьевой дефицит. С 1993 г. по 2005 г. добыча на нем снизилась с 34.6 млрд м3 до 18.3 млрд м3, в то время как мощности Оренбургского ГПЗ составляют 28 млрд м3 в год. Переговоры о создании такого СП велись с середины 1990-х гг., но только личная договоренность президентов России и Казахстана В. Путина и Н. Назарбаева, в т. ч. в отношении цен и объемов поставок на газ в 2006 г., помогла добиться положительного решения вопроса.
В 2006 г. между «Газпромом» и правительством Республики Таджикистан был подписан меморандум о развитии сотрудничества в энергетической сфере, создающий правовые основы не только для функционирования газового СП для разведки, добычи и реализации природного газа, но и для реализации других проектов в этой сфере, прежде всего реконструкции, модернизации и создания новых газотранспортных мощностей.
Транспортная инфраструктура
Инвестиционное взаимодействие стран ЕврАзЭС в рамках инфраструктурных проектов пока не получило развития. Вместе с тем, существуют огромные потребности в восстановлении и развитии инфраструктуры в странах ЕврАзЭС, состояние объектов которой во многих случаях выступает серьезным препятствием развитию экономик этих стран.
Учитывая длительные сроки окупаемости и большую капиталоемкость инфраструктурных объектов, в странах ЕврАзЭС имеется большая заинтересованность в сотрудничестве. Особенно, если речь идет об инфраструктуре, связанной с транзитными перевозками, или об объектах, расположенных в приграничных районах. Многие страны ЕврАзЭС планируют крупные инвестиции в инфраструктурные проекты. Например, в России ожидается, что инвестиции в транспортную инфраструктуру к 2015 г. могут составить до $600 млрд, причем доля государственных инвестиций в них достигнет 50%4.
Для развития транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса в ЕврАзЭС огромное значение имело бы строительство Прикаспийского газопровода и развитие других газотранспортных мощностей в регионе. Об этом договорились в мае 2007 г. президенты России, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Декларация, подписанная главами государств, позволит в будущем транспортировать через территорию России до 90 млрд м3 газа. Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркменистана (360 км) и Казахстана (150 км) и выйдет на российскую территорию. На территории Казахстана газопровод будет строить казахстанская сторона, на территории Туркменистана - туркменская, и далее он вольется в старую систему Средняя Азия-Центр в пункте Александров Гай на казахстано-российской границе. Одновременно Россия, Казахстан и Туркменистан договорились реконструировать существующую газотранспортную систему и расширить до 12 млрд м3 в год две старые ветки газопровода Средняя Азия-Центр.
Однако впоследствии Туркменистан взял на себя ряд обязательств по долгосрочным экспортным поставкам газа в Китай и некоторые другие страны, что заставило некоторых экспертов усомнится в реализуемости в первоначально согласованном объеме проекта строительства Прикаспийского газопровода.
Постепенно развивается сотрудничество в строительстве шоссейных трансграничных путей. Планируется новая дорога к Иссык-Кулю - Алматы
- Чолпон-Ата. Она будет на 200 км короче действующей и платной. Ее протяженность составит 88 км, из которых 62 км будут проходить по территории Казахстана. Цена строительства 1 км новой автодороги составит около $3.5 млн, прогнозируемая интенсивность движения - до 10 тыс. автомобилей в сутки. Новая дорога обеспечит комфортный доступ к переданным казахстанской стороне киргизским пансионатам на берегу Иссык-Куля.
4 Ведомости, 2008, 19 февраля.
Инвестиции и сотрудничество в электроэнергетике
Одним из крупнейших на территории СНГ инвестиционных проектов с участием российского государства и российских компаний стало сотрудничество в достройке Сангтудинской ГЭС-1 (проектная мощность 670 МВт). Строительство станции началось в конце 1980-х годов, но вскоре было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Переговоры о достройке Сангтудинской ГЭС-1 между Россией и Таджикистаном начались в 2003 г., а в сентябре 2004 г. к переговорам о достройке ГЭС присоединился Иран. В январе 2005 г. российская, таджикская и иранская стороны подписали протокол о достройке Сангтудинских ГЭС-1 и ГЭС-2. В соответствии с протоколом, Сангтудинская ГЭС-1 в полном объеме будет достроена российской и таджикской сторонами. В свою очередь, иранская сторона в полном объеме достроит Сангтудинскую ГЭС-2 совместно с таджикской стороной.
Ожидается, что Россия до 2008 г. вложит в достройку Сангтудинской ГЭС-1 $250 млн, из которых $50 млн профинансирует правительство Таджикистана в счет долга перед Россией, а $200 млн составят прямые инвестиции. Для строительства станции было создано ОАО Сангтудинская ГЭС-1, в котором российскую сторону представляет ЗАО «Интер РАО ЕЭС», а таджикскую - министерство энергетики Таджикистана. 75% акций ОАО Сангтудинская ГЭС-1 принадлежат ЗАО «Интер РАО ЕЭС», 25% находятся в собственности Таджикистана.
Строительство Сангтудинских ГЭС-1 и ГЭС-2 позволит удовлетворить как внутренние потребности Таджикистана, так и обеспечить экспорт электроэнергии в Иран, Пакистан, Афганистан и энергодефицитные области России. Кроме того, гидроэлектростанция будет играть важнейшую роль в регулировании водного баланса всего региона.
Можно отметить также давнее сотрудничество РАО «ЕЭС» с Казахстаном по совместному использованию для выработки электроэнергии углей в Экибастузском угольном бассейне в Казахстане (разрезы «Северный» и «Богатырь»). В 2005 г. на базе ОАО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» было создано СП, где РАО «ЕЭС» получило 50% акций. Тем самым были урегулированы долги Республиканского государственного предприятия «Национальные электрические сети «Казахстанэнерго» перед РАО «ЕЭС России» за поставку электроэнергии, накопившиеся еще в 1993-1996 гг. на сумму $239 млн. «Станция Экибастузская ГРЭС-2» является одним из самых крупных и современных энергообъектов северных областей Казахстана. Ее доля в общем объеме вырабатываемой электроэнергии в Казахстане составляет 10-12%.
Новым шагом здесь может стать создание в конце 2007 г. Объединенной компанией (ОК) «Русал» и казахстанским холдингом по управлению государственными активами «Самрук» СП для участия в развитии угольной и энергетической отраслей Казахстана. СП будет заниматься добычей угля на Экибастузском каменноугольном месторождении в пределах разрезов «Богатырь» и «Северный». Согласно подписанным документам, «Русал» передаст холдингу «Самрук» 50% доли своего участия в добыче угля на
разрезах «Богатырь» и «Северный», которые были получены ОК «Русал» в рамках соглашения об объединении активов «Русала», СУАЛа и С1епсоге. В рамках созданного СП стороны намерены осуществлять добычу и поставку угля для удовлетворения потребностей Казахстана и России, а также рассмотреть возможность его использования для создания энергогенерирующих мощностей как основы для развития металлургического производства5.
В феврале 2008 г. ЗАО «Интер РАО ЕЭС» предложило купить у Узбекистана 48% акций Сырдарьинской ТЭС (около 32% от общего объема производимой в республике электроэнергии) и вложить в ее модернизацию до $170 млн. Контрольный пакет в 51% акций Сырдарьинской ТЭС должен будет остаться за Правительством Узбекистана. Это предложение означает пересмотр ранее проводившейся российской компанией стратегии, когда она считала коммерчески нецелесообразным участвовать в приватизации электростанций Узбекистана при сохранении за государством контроля над предприятиями6.
Получает развитие многостороннее сотрудничество. В январе 2008 г. Казахстан принял решение подключиться к строительству Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2, о котором ранее договорились Россия и Киргизия. Для строительства ГЭС будет создано СП, где доля Киргизии составит 34%, а Казахстана и России - по 33%.
Стратегическое значение приобретает сотрудничество стран ЕврАзЭС в атомной отрасли. Добыча природного урана в России уже в настоящее время покрывает не более 20% потребностей российских реакторов, а к 2020 г. по прогнозу специалистов Федерального агентства по недропользованию эти потребности возрастут в 1.6-1.7 раза. В то же время крупные урановые месторождения находятся в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Так, если Россия располагает всего 5% мировых запасов урана, то Казахстан - 17%, занимая второе место в мире после Австралии (24%).
В 2006 г. была выработана программа стратегического партнерства России и Казахстана в области производства ядерного топлива. Соответствующие меморандумы подписаны ОАО «Техснабэкспортом», ЗАО «Атомстройэкспортом» и АО «НАК «Казатомпромом». В рамках этой программы состоялось подписание учредительных документов трех совместных российско-казахстанских предприятий в области мирного использования атомной энергии:
• СП «Акбастау» (освоение на территории Казахстана месторождения «Южное Заречное» и участков уранового месторождения «Буденновс-кое» с целью обеспечения топливом реакторов российского производства);
• СП «Центр по обогащению урана» (осуществление изотопного обогащения урана);
5 http://www.relcom.ru/Right?id=20071129155429
6 http://www.quote.ru/fterm_comment/mdex.shtmlf2005/10/11/1205451
• СП «Атомные станции» (разработка и продвижение на рынках России, Казахстана и третьих стран атомного реактора с энергоблоками нового типа ВБЭР-300).
Подписанные документы трех СП устанавливают участие российских и казахстанских организаций в СП на паритетной основе, с равными долями в уставном капитале.
Например, СП «Центр по обогащению урана» будет создано на базе ФГУП «Ангарский электролизный химический комбинат». Его уставной фонд в размере 43 млн руб. образовали в равных долях АО «НАК «Казатомпром» и ОАО «Техснабэкспорт». «Центр по обогащению урана» будет выпускать продукцию не только для российского и казахстанского, но и для внешних рынков. Участвовать в СП «Центр по обогащению урана» была приглашена Украина. Интерес к работе этого центра проявляют некоторые другие государства СНГ. В апреле 2007 г. подписан протокол о намерениях в области геологоразведки добычи и переработки урановых руд между «Росатомом» и Министерством экологии Армении.
Еще раньше для разработки совместного проекта по добыче урана на месторождении «Заречное» на одноименном месторождении Отрарского района Южно-Казахстанской области было создано казахстанско-российско-киргизское СП «Заречное». Общие запасы месторождения оцениваются в 19 тыс. тонн урана. Первую продукцию СП «Заречное» дало в декабре 2006 г., а выход на производственную мощность в 1 тыс. тонн урана в год планируется в 2009 г.
Основные проблемы
В то же время в инвестиционном сотрудничестве России и стран ЕврАзЭС проявился ряд проблем. Среди них можно отметить:
1. Политическое противодействие инвестиционной экспансии
Возрастает значение политических факторов для развития взаимных связей стран ЕврАзЭС, что связано с тем, что практически все сколько-нибудь крупные проекты должны получить официальное или неформальное одобрение на высшем уровне.
Российским компаниям иногда приходится сталкиваться с проявлением так называемого экономического национализма, выражающегося в стремлении усилить контроль над национальными ресурсами. Эта тенденция носит объективный характер, она наблюдается как в самой России, так и во многих государств мира. Появляются некоторые недружественные публикации в СМИ и даже высказывания официальных лиц в отношении российских компаний7. Иногда дело доходит до открытых конфликтов, таких, например, как в случае сотрудничества в достройке Рогунской ГЭС,
7 Так, Президент Белоруссии А. Лукашенко в августе 2007 г. во время посещения редакции газеты «Советская Белоруссия» обвинил Россию в попытке «приватизировать» его страну: « Россия хочет приватизировать не только отдельные предприятия, даже бесплатно их прихватить. Они хотели бы приватизировать всю страну» (http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_6928000/6928135.
бШ )
когда в августе 2007 г. Таджикистаном было аннулировано соответствующее соглашение с российским «Русалом».
Достаточно часто наблюдается картина, когда страны-участники ЕврАзЭС противопоставляют национальные интересы целям региональной интеграции. Они хотят проводить самостоятельную политику и стремятся к диверсификации своих внешнеэкономических связей. Не последнюю роль здесь играет и политика Запада, готового идти на политические инвестиции ради того, чтобы не допустить чрезмерного усиления влияния России в ЕврАзЭС.
2. Недостаточно гибкая политика российских компаний
Приобретая активы в странах ЕврАзЭС, российские компании полагают, что контроль над собственностью может способствовать стабильности и достижению желаемых целей, таких как удешевление транзита или обеспечение надежности поставок. Но, как показывает практика, условия хозяйствования для зарубежного актива могут измениться в худшую сторону (например, в результате повышения цен за аренду земли под нефте- и газопроводами или введения новых отчислений, сборов, налогов или пошлин, а так же отмены существовавших ранее льгот, в т. ч. ценовых, экологических претензий и т.п.)8. Поэтому все выгоды от владения зарубежной собственностью могут быть сведены к нулю и даже обернутся убытками. Сохраняется риск и прямой национализации активов при смене власти.
3. Обострение конкуренции
Оно происходит на разных уровнях: с национальными компаниями, с компаниями из третьих стран и между самими российскими компаниями. В отличие от многих европейских стран СНГ, в странах ЕврАзЭС национальные элиты и аффилиированные с ними корпоративные структуры пока в целом не оказывают существенного противодействия экспансии российского бизнеса. Наиболее серьезна конкуренция со стороны США, Канады, Китая, Индии и других стран, так как они часто обладают большими ресурсами и мощной политической поддержкой, а также проводят более гибкую политику и могут предложить лучшие условия сотрудничества.
Что касается конкуренции между российскими компаниями, то она в большей мере характерна не для топливно-сырьевых отраслей и энергетики, требующих значительных инвестиций, а для отраслей, где можно ожидать более быструю экономическую отдачу (телекоммуникации, пищевая промышленность). В добыче природных ресурсов и энергетике же скорее происходит консолидация активов. Например, приобретение
8 Здесь тоже можно привести пример Беларуси, которая в 2007 г. лишила «Белтрансгаз» части прибыли, отменив для него 18-процентную надбавку при перепродаже газа потребителям. В 2008 г. «Белтрансгазу», равно как и другим активам, которыми владеют в Беларуси российские компании (в частности, Мозырьскому НПЗ), были предъявлены новые требования: платить 19% от оборота в инновационный фонд Министерства энергетики Беларуси. Цена вопроса - около $70 млн ежегодно. (Независимая газета. 2008. 24 марта).
«ЛУКОЙЛом» компании с российским капиталом «Союзнефтегаз Восток Лимитед», которая является участницей СРП по месторождениям ЮгоЗападного Гиссара и Устюртского региона в Республике Узбекистан.
В то же время новым моментом для российских бизнес-структур становится конкуренция с Украиной и некоторыми другими государствами постсоветского пространства9.
4. Не получило развитие многостороннее сотрудничество, которое позволяет вовлечь в него дополнительные ресурсы, а также найти новые точки соприкосновения заинтересованных в таком сотрудничестве сторон. Такое сотрудничество может осуществляться и с участием третьих стран, не входящих в ЕврАзЭС.
5. Недостаточная поддержка инвестиционной экспансии российских бизнес-структур и развитию инвестиционного сотрудничества в ЕврАзЭС оказывается на государственном уровне. Эту проблему неоднократно отмечали официальные лица России. Сейчас намечаются определенные сдвиги в данной области. В частности, планируется организовать специальное агентство по поддержке российских инвестиций, направляемых за рубеж. Первоначальный бюджет этого агентства может составить до $1 млрд.
Выводы и предложения
1. Инвестиционное взаимодействие бизнес-структур из России и стран ЕврАзЭС становится все более многообразным, затрагивая новые области хозяйствования. Это является проявлением так называемой «интеграции снизу», которая пока более успешна, чем формальные интеграционные проекты на постсоветском пространстве.
2. Вместе с тем в этой сфере накопилось немало проблем, связанных с обострением конкуренции на рынках ЕврАзЭС, их особой ролью на современной геополитической карте мира и целым рядом других факторов.
3. Все это говорит о том, что властям в России и странах ЕврАзЭС надо внимательнее присмотреться к усилиям бизнеса по развитию взаимных связей и выработать адекватную политику по поддержке этих начинаний. У крупного бизнеса имеется немало рычагов влияния на представителей правительства для обеспечения политической и административной поддержки своих инвестиционных проектов. Однако необходимо более тесно согласовывать государственную политику стран ЕврАзЭС и инвестиционную политику крупного бизнеса, который должен активнее вовлекаться
9 Президент Украины В. Ющенко по итогам переговоров с Президентом Таджикистана Э. Рахмоном в марте 2008 г. заявил, что Украина заинтересована принять участие в международном консорциуме по достройке Рогунской ГЭС в Таджикистане: «На этой станции стоят уже две турбины украинского производства. Очевидно, логично предусмотреть, что и другие шесть турбин, при завершении строительства этой станции, будут украинского производства, если украинская сторона поведет себя динамично и активно». Также Ющенко подчеркнул, что 82% оборудования гидроэлектростанций, которые функционируют в Таджикистане, работает на оборудовании, поставленном из Украины (http://ru.proua.com/news/2008/03/07/123017.html).
в реализацию стратегических проектов в регионе. Наряду с этим важной задачей является вовлечение среднего и малого бизнеса и регионов в процесс инвестиционного взаимодействия. Для реализации долгосрочных, затратных проектов, к которым относятся проекты в области энергетики, электроэнергетики и инфраструктуры, крайне необходима государственная поддержка.
4. Особая задача при этом ложится на Россию, которая должна строить свою политику в отношении государств ЕврАзЭС не на прежних имперских амбициях, а на равноправных партнерских отношениях с учетом интересов стран этого региона. Необходимо осознать те глубокие изменения, подчас еще скрытые, которые происходят в ЕврАзЭС, и решительно бороться с трудно изживаемой психологией «старшего брата», которая является катастрофичной для российских интересов.
5. Предложения по сотрудничеству, выдвигаемые российскими компаниями, должны быть взаимовыгодны и конкурентоспособны по сравнению с проектами других экономических игроков. При этом на первый план может выступать не только финансовая целесообразность таких проектов, но и их стратегическая значимость. Россия должна использовать и укреплять свой положительный имидж в ЕврАзЭС - имидж страны стабильной и не несущей политических угроз: не вмешивающейся, в отличие от ряда западных стран, во внутреннюю политику своих партнеров.
6. Инвестиционное сотрудничество может оказать серьезную поддержку российской политике через создание более прочной основы для интеграционных проектов на постсоветском пространстве - как экономических, так и политических. Необходимо приложить новые усилия по выработке и реализации многосторонних интеграционных договоренностей, касающихся инвестиционного сотрудничества в ЕврАзЭС. Первостепенной задачей здесь является практическая реализация соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества. Это соглашение должно стать серьезным практическим шагом, который обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды в инвестиционной сфере. Оно будет способствовать улучшению взаимного инвестиционного климата и формированию общего рынка капитала в рамках ЕврАзЭС, который является важнейшим элементом единого экономического пространства.
7. Разработка согласованной линии государств ЕврАзЭС относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг и сотрудничество в этой сфере является в настоящее время одним из приоритетов среди экономических целей ЕврАзЭС. Важное значение для реализации этой цели имело бы более активное участие бизнес-структур из стран ЕврАзЭС в выработке национальных стратегий.
Таблица 2
Прямые российские инвестиции в энергетику и инфраструктуру стран ЕврАзЭС
Название компании-инвестора или аффилированной с ней структуры Актив Год первойсделки1 Цена «входного билета»2, млн долл
«Газпром» «Шахпахты» (Узбекистан) 50% акций ЗАО 2004
«КазРосГаз» (Казахстан) 50% акций 2002
«Белтрансгаза» (Беларусь)3 2007 2500
«ЛУКОЙЛ» 15% акций Karachaganak Integrated Organization (Казахстан) 1997
50% акций «Тюб-Караган» (Казахстан) 2004
50% акций «Тургай Петролеум» (Казахстан) 1995 129.1
76% акций «Каракудук Мунай» (Казахстан) 2005
50% акций Nelson Resources (Казахстан) 2005 2130
5% акций «Тенгизшевройл» (Казахстан) 12.5% акций КТК (Казахстан-Россия) 1993
SNG Holdings Ltd. (Узбекистан) 2007 580
Роснефть 50% участия в проекте разработки Адайского участка (Узбекистан) 2001
ООО «РН-Казахстан» (Казахстан) 2003- 2005
РАО «ЕЭС» 50% акций Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан) 2003
75% акций ЗАО «Сангтудинская ГЭС-1» (Таджикистан) 2003
ОК «Русал» 50% акций СП с компанией «Самрук» (Казахстан) 2007
1 Имеется в виду год первого приобретения части или всего данного зарубежного актива российской компанией.
2 Объем инвестиций, обеспечивших первичное приобретение активов в странах СНГ, без учета обязательств по погашению их задолженности, которые, если имеются такие сведения, приведеныI в скобках; впоследствии размер активов российских собственников (отражен во втором столбце таблицы) мог как увеличиться за счет приобретения новых акций, так и уменьшиться за счет их продажи.
3 В 2007-2010 гг. будет осуществляться передача «Газпрому» по 12.5% акций ежегодно.