Научная статья на тему 'Российские педагогические традиции и возможности их использования в современном образовании'

Российские педагогические традиции и возможности их использования в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGY / TRADITION / SOCIETY / COUNTRY'S SOCIETY AND PEDAGOGICAL LIFE / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варфоломеева С.В.

The article is devoted to the aspect of pedagogical traditions succession in modern pedagogy. Nowadays modern pedagogical tradition in Russia is the complex of two differently directed process: the support to classical pedagogical model and constant loaning of new forms, types, methods. All main focuses of pedagogy are aimed to new for post-soviet pedagogical system event: tolerance, freedom of choose, dialog of culture and so on. In article the main directions of common education are analyzed, they did not only lost their actual meaning, but can be used in the new way in connection with up-to-date human approach. Effectiveness of modern society development directly connected with productiveness of the usage of available pedagogical traditions, that are based on anthropological knowledge and culture, that are aimed to passing the best to new generations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PEDAGOGICAL TRADITIONS AND OPPORTUNITIES OF ITS USAGE IN MODERN EDUCATION

The article is devoted to the aspect of pedagogical traditions succession in modern pedagogy. Nowadays modern pedagogical tradition in Russia is the complex of two differently directed process: the support to classical pedagogical model and constant loaning of new forms, types, methods. All main focuses of pedagogy are aimed to new for post-soviet pedagogical system event: tolerance, freedom of choose, dialog of culture and so on. In article the main directions of common education are analyzed, they did not only lost their actual meaning, but can be used in the new way in connection with up-to-date human approach. Effectiveness of modern society development directly connected with productiveness of the usage of available pedagogical traditions, that are based on anthropological knowledge and culture, that are aimed to passing the best to new generations.

Текст научной работы на тему «Российские педагогические традиции и возможности их использования в современном образовании»

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-76-5-228-236

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

УДК 37

С.В. Варфоломеева

Краснодарское высшее

военное авиационное училище летчиков

имени Героя Советского Союза А.К. Серова

г. Краснодар, Россия

varph2000@mail.ru

РОССИЙСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

[Svetlana V. Varfolomeeva Russian pedagogical traditions and opportunities of its usage in modern education]

The article is devoted to the aspect of pedagogical traditions succession in modern pedagogy. Nowadays modern pedagogical tradition in Russia is the complex of two differently directed process: the support to classical pedagogical model and constant loaning of new forms, types, methods. All main focuses of pedagogy are aimed to new for post-soviet pedagogical system event: tolerance, freedom of choose, dialog of culture and so on. In article the main directions of common education are analyzed, they did not only lost their actual meaning, but can be used in the new way in connection with up-to-date human approach. Effectiveness of modern society development directly connected with productiveness of the usage of available pedagogical traditions, that are based on anthropological knowledge and culture, that are aimed to passing the best to new generations.

Key words: pedagogy, tradition, society, country's society and pedagogical life, knowledge.

Развитие современного общества в большой степени зависит от того, насколько эффективно само общество использует те знания, данные, которые были разработаны и апробированы ранее, важность которых была подтверждена, а продуктивность не вызывала сомнений. Основная функция образования - передача культурной традиции через время, сквозь череду поколений. Осознание и понимание истоков тех или иных педагогических традиций, степени их влияния позволяет постоянно совершенствовать систему образования при сохранении основополагающих ценностей, культуры, при учете особенностей общества, в которой та или иная традиция сформирована.

Под педагогическими традициями вслед за М.В. Савиным понимаем целостное исторически сложившееся педагогическое явление, представляющее неотъемлемую часть национальной культурной среды, обеспечивающее непрерывность развития педагогической теории и практики [9, с. 15].

Не секрет, что кардинальные общественные изменения сопряжены с переоценкой уже сложившихся культурных ценностей. В современной России развивается процесс поиска новых идеалов. Педагогика не может быть статичной, ее развитие и постоянная модернизация обусловлены как внешними, так и внутренними причинами. Но изменения в этой области, по нашему мнению, должны основываться на обращении «к тем исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть необходимо сохранены, а с другой, - по возможности адаптированы к условиям существующей реальности» [10, с. 85].

К сожалению, современное понимание педагогического процесса, самой сущности педагогики связано с отказом от известных, «избитых» форм, старые, проверенные годами методики и базисы кажутся современным специалистам устаревшими и не отвечающими требованиям, духу времени. Так ли это на самом деле? Конечно, нет. Нельзя говорить, что все существующие традиционные формы не подходят нам здесь и сейчас, что они замедляют образовательный и воспитательный процессы, не учитывают особенности современной личности. Такие тенденции наблюдаются не только в педагогике, они затрагивают многие научные сферы, прикладные отрасли, теоретические исследования.

Современная педагогика разделилась на два лагеря: сторонников внедрения новых, инновационных педагогических концепций и сторонников традиционных взглядов на педагогику. Зачастую под педагогической традицией понимают отжившие, старые знания, которые только мешают развитию. С другой стороны, традиции являются тем фундаментом, который позволил построить национальные образовательные системы, именно традиции играют важную роль в воспитании и образовании последующих поколений. Безусловно, традиции не должны стать камнем преткновения в развитии педагогики, так по мнению Г.Б. Корнетова, «педагогическое прошлое всегда подгоняется под ожидания сегодняшнего дня» [6].

Педагогика как наука в современном мире должна ориентироваться и учитывать ряд процессов, которые обладают и несут в себе инновационные черты:

1. смещение центра образования с общих аспектов на частные (региональные), которые зачастую позволяют некую вольность в понимании развития конкретных навыков у субъекта педагогического процесса;

2. возможность учебных заведений выбирать определенные способы и условия организации педагогического процесса;

3. особый антропоцентризм педагогического процесса, включающий возможность выстраивания индивидуальной образовательной программы;

4. формирование таких навыков и умений педагога, которые позволяют ему самостоятельно выстраивать педагогический процесс, выбирать собственный педагогический путь;

5. удовлетворение личностных запросов участников педагогического процесса;

6. гуманизация образовательного процесса, включающая в себя этнокультурный аспект, который направлен на понимание исторически сформированной культуры народа;

7. сокращение сроков обучения и количества часов;

8. изменение функции педагога от «транслятора» знаний до позиции «консультантов»;

9. диалоговое взаимодействие, направленное на стимулирование альтернативной мысли, развитие гибкости мышления и стремление к самостоятельному анализу явлений, создании оптимальных условий для развития личности [5].

Вопрос, чему отдать предпочтение: традиции или новым формам стоит остро уже давно. По нашему мнению, видение этих двух процессов как несовместимых является очень грубой ошибкой, поскольку еще Ю.К. Ба-банский говорил, что «передовой опыт несёт и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики» [3, с. 151], то есть педагогика не может замкнуться только на традиционных формах и выкладках, как и не может отбросить весь нарабо -танный опыт и знания как ненужный материал. Традиции должны задавать направление движения педагогики, являться важным критерием отбора идей, ценностей, принципов, подходов, методик, методов и средств в образовательной деятельности [1].

Понимание традиции в педагогике должно быть сопряжено с несколькими аспектами:

1. ценностным отношением к жизненным феноменам;

2. организацией жизнедеятельности в жизненном пространстве; требованием определенных структур (государственных, общественных, национальных) к организации жизнедеятельности человека;

3. особенностями его существования в обществе [11].

С точки зрения выявления причин постоянной динамики педагогического процесса можно выделить целый ряд влияющих на это факторов: культурный, социальный, религиозный, которые в свою очередь обусловлены рядом процессов: этногенеза, культурогенеза, социогенеза и так далее. Это многогранный, сложный, разнонаправленный процесс.

Научные исследования педагогических традиций в России представлены многочисленными научными изысканиями, всесторонним анализом этой проблемы и могут быть сведены к нескольким основным моментам.

Традиции, сложившиеся в реалиях России, часто не имеют четкости, что затрудняет процесс их идентификации, эта особенность связана не только с особыми историческими процессами, но и ментальностью русскоговорящего человека. Если произвести сравнительный анализ педагогических традиций, например, в странах Востока, то мы увидим более обозначенные, выпуклые особенности процесса педагогики в этих странах. К сожалению, специфика исторических событий нашей страны часто приводит к различным, а нередко и противоположным трактовкам педагогических традиций.

Проблему традиции и народности в образовании впервые поднял в своих работах К.Д. Ушинский, в последствии выделенные им два основных истока педагогических традиций: религиозный (общехристианский) и культурный были дополнены государственным и общественным [12].

Выделяют один основной тип традиционности в педагогике России, который может быть разделен на два подтипа: прототрадиций (этап дохристианского и раннехристианского периодов) и предтрадиций, характеристики которых менялись со временем: от авторитарного характера до гуманистической направленности, от языческой идеологии до психологизма, от мифологизма до историзма.

Разработанный Г.Б. Корнетовым цивилизационный подход дал возможность выявлять культурную специфику и особенности российского педагогического процесса в рамках всемирного историко-педагогического, позволил увидеть целостное понимание этого процесса, вывести его за рамки культурных и страноведческих границ [5].

Современная педагогическая традиция России представляет собой устойчивый феномен, сформированный, с одной стороны, так называемой «классической» моделью, яркими представителями которой можно назвать М.В. Ломоносова, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других, а с другой стороны, открытостью всему новому, заимствованным педагогическим формам, которые сложились под влиянием философских и педагогических идей Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Д. Дьюи и других. Кроме того, можно выделить ее направленность на формирование новых ценностных ориентиров:

• толерантность рассматривается как двунаправленный процесс: во-первых, как единство процессов принятия другого при сохранения собственной индивидуальности, во-вторых, как фактор успешной социализации личности, не проявляющей агрессии и ненависти;

• свобода выбора не только с точки зрения возможности использования собственных ресурсов, но и с позиции применение всего арсенала возможностей;

• диалог культур как понимание аппликации своего и чужого, понимание ценности других культур;

• гражданское самоопределение, рассматриваемое как интегративное личностное образование, которое характеризуется знанием об идеале гражданина и проявляется в реализации умения прогнозировать и корректировать свою социальную деятельность на основе принятия этого идеала;

• активное международное сотрудничество, включающее в себя частично или полностью заимствованные педагогические формы, методы и так далее;

• духовно-нравственные качества, включающие четыре основных подхода: а) качественный, в котором духовно-нравственные качества связаны с личностной саморегуляцией поведения; б) ценностно-гуманисти-

ческий, включающий ценностное отношение к реальности; в) нравственно-этический, содержащий совокупность моральных идеалов; г) религиозный, направленный на определение духовно-нравственного восхождения человека;

• потребность в постоянном самосовершенствовании, саморазвитии, непрекращающееся осознанное улучшение личных качеств и развитие навыков;

• упор на раскрытие личностных качеств, личностно-ориентированный подход, включающий в себя принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип выбора, принцип доверия и поддержки [2, с. 202; 4; 7; 8, с. 312].

С учетом всех описанных выше особенностей можно определить основные традиционные направления, которые могут быть основой для современного педагогического процесса:

1. социальный аспект, или направленность на социализацию индивида;

2. ориентация на межкультурную коммуникацию;

3. приобщение к культурным и нравственным ценностям;

4. приоритетная роль образования и профессиональных навыков;

5. формирование широкого круга знаний: от гуманитарных до естественнонаучных;

6. гуманистический подход в отношении всего окружающего.

Современная педагогика не должна развиваться в одном направлении: нельзя отдавать предпочтение только новым веяниям или замыкаться в традиционной форме. Как показывает практика, корреляция этих двух тенденций позволяет обеспечить более эффективный педагогический процесс, поскольку сочетание традиционного и современного в педагогике представляет собой «социокультурный феномен, благодаря которому обеспечивается устойчивый и динамичный путь развития, сохраняющий баланс ... в образовании» [13], а генезис педагогических традиций обусловлен взаимодействием традиционных и инновационных тенденций.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алексеева М.И. Традиции и инновации в современном вузовском образовании // Гуманитарные научные исследования / [Электронный ресурс] http:// http://human.snauka.ru/2017/04/23493 (дата обращения 25.07.2019).

2. Аулов О.А. Нравственные качества курсанта вуза современной российской армии: специфика, состояние, оптимизация развития // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5.

3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.

4. Клименко Т.К. Традиции и инновации в современном образовании / [Электронный ресурс] https://www.altspu.ru (дата обращения 04.08.2019).

5. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994.

6. Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое знание // Историко-педагоги-ческое знание вначале третьего тысячелетия: перспективные направления исследований феноменов педагогического прошлого в контексте современных проблем теории и образования: Материалы Третьей национальной научной конференции (26 октября 2007 г.). М.: АСОУ, 2007. (Серия «Историко-педагогическое знание». Выпуск 6).

7. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной российской армии // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. филос. наук. М., 2011 // [Электронный ресурс] https://ens.mil.ru/science/publications/more.htm?id=10372717@cmsArticle (дата обращения 04.08.2019).

8. Никонорова Ю.В., Чабанова Н.И., Лисичкина О.М. Применение информационных технологий в процессе преподавания высшей математики // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1.

9. Савин М.В. Развитие педагогических традиций в российском образовании конца XVII - начала XIX в. // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. Волгоград, 2005.

10.Стаценко А.С., Чукаева М.В. Педагогические традиции российской школы и современное образование // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. Вып. 1.

11. Сюбарева И.С. Педагогические традиции: сущность, особенности функционирования и развития / Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012 // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskie-traditsii-suschnost-osobennoya (дата обращения 25.07.2019).

12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. I. М., 1974 / [Электронный ресурс] http://dugward.ru/library/pedagog/ ushinskiy_chelovek1.html (дата обращения 25.07.2019).

13.Ховина Т.В. Традиции и инновации в образовательном процессе // Педагогика: традиции и инновации: Материалы V Международной научной конференции (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2014 [Электронный ресурс] https://moluch.ru/conf/ped/ archive/104/5709/ (дата обращения 04.08.2019).

R E F E R E N C E S

1. Alekseeva M.I. Traditions and innovations in modern university education // Humanitarian research / [Electronic resource] http: // http://human.snau-ka.ru/2017/04/23493 (accessed July 25, 2019).

2. Aulov O.A. Moral qualities of a cadet of a university in the modern Russian army: specifics, state, development optimization // The Humanities and social sciences. 2018. No. 5.

3. Babansky Yu.K. Problems of increasing the effectiveness of pedagogical research. M.: Pedagogy, 1982.

4. Klimenko T.K. Traditions and innovations in modern education / [Electronic resource] https://www.altspu.ru (accessed 04.08.2019).

5. Kornetov G.B. World History of Pedagogy. M.: Publishing House of the Russian Open University, 1994.

6. Kornetov G.B. Historical and pedagogical knowledge // Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the third millennium: promising di-

rections for studying the phenomena of the pedagogical past in the context of modern problems of theory and education: Materials of the Third National Scientific Conference (October 26, 2007). M.: ASOU, 2007. (Series "Historical and pedagogical knowledge." Issue 6).

7. Manerko I. V. Spiritual and moral qualities of the personality of a serviceman of the modern Russian army. Abstract thesis. M., 2011 // [Electronic resource] https://ens.mil.ru/science/publications/more.htm?id=10372717@cm-sArticle (accessed 08.08.2019).

8. Nikonorova Yu.V., Chabanova N.I., Lisichkina O.M. The use of information technology in the process of teaching higher mathematics // Humanitarian and Social Sciences. 2019.No 1.

9. Savin M. V. The development of pedagogical traditions in Russian education of the late XVII - early XIX century. Abstract thesis. Volgograd, 2005.

10.Statsenko A.S., ChukaevaM. V. Pedagogical traditions of the Russian school and modern education // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2012. No 1.

11.Syubareva I.S. Pedagogical traditions: essence, features of functioning and development / Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishchev. 2012 // [Electronic resource] https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tra-ditsii-suschnost-osobennoya (accessed July 25, 2019).

12. Ushinsky K.D. Man as a subject of education. The experience of pedagogical anthropology // Selected pedagogical essays: In 2 volumes. Vol. I. M., 1974 / [Electronic resource] http://dugward.ru/library/pedagog/ ushinskiy_chelovek1.html (accessed July 25, 2019).

13.Khovina T.V. Traditions and innovations in the educational process // Pedagogy: Traditions and Innovations: Materials of the V International Scientific Conference (Chelyabinsk, June 2014). Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2014 [Electronic resource] https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5709/ (accessed 08.08.2019).

_04 августа 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.