DOI: 10.23683/2070-1403-2019-75-4-244-252
ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 13.00.08)
УДК 37
А.Н. Легконогих, О.А. Голоснов, Ю.А. Рыбалка
Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ
[Alexander N. Legkonogikh, Oleg A. Golosnov, Yulia A. Rybalka Information and computer technologies: principles of work of the teacher with deviant children]
The inviolability of many family traditions, as well as their complete absence, largely affects the formation of personality, including the appearance of deviance in the child during his moral, cultural and social formation, i.e. the manifestation of the tendency to negative and non-standard behavior in society. It is proved that information and computer technologies are the main tool of the teacher's work with deviant children in order to professionally interact with them and extract from this process positive lessons for both sides, to give the child knowledge, skills and abilities to work with information and computer technologies and to present the modern process of informatization and computerization in such a way that it does not harm psychological, moral and social outlook of the child. The article is based on the author's empirical research conducted in the format of monitoring of primary and secondary information.
Key words: information and computer technologies, deviant children, pedagogical competences, educational process, additional education.
Множество публикаций российских и зарубежных авторов посвящено рассматриваемой теме и, тем не менее, вопрос использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) остается приоритетным, когда речь заходит о работе педагога с девиантными детьми. Само понятие «девиант-ность» сегодня воспринимается неоднозначно и может применяться к детям с разными отклонениями от правил и норм поведения, но также к излишнему увлечению самими информационно-компьютерными технологиями. В дан-
ной статье упор делается на научные публикации современных авторов в области педагогики, психологии и социологии, а также информационно-компьютерных технологий при работе с, в том числе девиантными детьми, а именно на статьи Г.И. Кириловой, С.С. Акимова, Н.С. Андреевой, М.А. Мухиной, М.И. Царевой, С. Москалевой и др. Особый интерес представляет Ежегодный исследовательский дайджест 2016-2017 гг.: Данные об использовании технологий в образовании зарубежных авторов Blake John, Christodoulou Daisy, James Croft, Hassey Nick, Hendrick Carl, Heller Sahlgren Gabriel. Однако все авторы рассматривают использование ИКТ через призму образовательной работы педагога с детьми разных возрастов без учета возможной (существующей) девиантности.
Информационно-компьютерные технологии «занимают все более существенное место в образовании. Компьютер как средство в системе образования по многим параметрам и направлениям перекрывает возможности других средств. Появление ИКТ значительно расширило установленные границы и повлекло качественный скачок, повлиявший на все параметры процесса обучения и системы образования» [5, с. 127]. Отсюда следует, что наращивание коммуникационного потенциала ИКТ в образовательном процессе может привести к увеличению эффективности взаимодействия педагога и девиантного ребенка. При этом нельзя отстранять родителей и другие службы от данного процесса, поскольку все субъекты должны быть заинтересованы в нормальном поведении детей, даже при утрированном использовании гаджетов и компьютера.
Наряду с психологическим и социальным аспектом негативности де-виантного поведения детей, можно выделить и социально-воспитательный, напрямую исходящий от внутренних и внешних факторов социализации ребенка и его культурного воспитания в семье. Прежде всего, важен аспект внутренней культуры семьи, традиции, закладываемые родителями, особенности поведения нескольких поколений внутри одного семейного конгломерата, что, в конечном итоге, становится наглядным и формирующим примером для ребенка.
Информационно-компьютерные технологии при целенаправленном использовании могут дать огромный потенциал в развитии культурных традиций семейного конгломерата и привести к формированию нового нравствен-
ного и культурного уровня подрастающего поколения. Так, разрабатывая образовательные программы, методические пособия, тренинги и прочее, педагоги должны выявлять, что провоцирует девиантное поведение детей и на каком жизненном этапе это поведение становится девиантным.
Можно ли сегодня в век информационных технологий, компьютеризации и информатизации общества называть девиантностью приверженность к га-джетам, отвлечение от реального мира и полное погружение детей в мир информационно-игровой иллюзии, жизнедеятельности, осознания себя через призму виртуальности и недействительного поведения в социуме. Категорично утверждать или опровергать такое мнение невозможно, поскольку именно ИКТ позволяют посредством новых компьютерных программ, игр, тренингов выводить взаимодействие с девиантными ребенком на новый интегрированный уровень цепочки: педагог ^ ребенок ^ родители ^ педагог ^ образовательное заведение ^ референтные группы ^ родители ^ ребенок.
Информационно-компьютерные технологии - это эффективная дистанционная связь с девиантными детьми, при этом она не должна быть навязчивой или кажущейся детям таковой, так как они подсознательно противятся всему, что не соответствует их восприятию мира и/или нарушает личностное пространство. В то же время сложно установить грань, за которой ребенок видит для себя нарушение своего пространства, воздействие на его жизнедеятельность. Как педагоги, так и дети, в том числе девиантные дети, во всем категоричны и найти компромисс достаточно сложно. Педагог должен обладать особой квалификацией, знанием психологии девиантных детей, чтобы использовать «их болезнь» во благо ребенку и перевести виртуальную зависимость в реальную обучаемость, работу, жизнь. Зарубежные ученые и исследователи утверждают, что «технологии не являются панацеей в образовании, исследования указывают на то, что они могут играть важную роль, если будут реализованы в правильных целях ...» [1].
Информационно-компьютерные технологии - это провайдер работы с родителями девиантных детей, которые также должны быть включены в процесс взаимодействия ребенка, педагога и общества в целом. Последнее является неотъемлемым и обязательным условием работы педагога с девиант-ными детьми. Абстрагирование таких детей от общества может еще более усиливать девиантность и приводить к тяжелым неисправимым последстви-
ям. В контексте работы педагога с девиантными детьми информационно-компьютерные технологии являются своего рода экранным - противовесом того, что ребенок самостоятельно для себя выбрал и внес в свое жизненное пространство. Приверженность к гаджетам и отстройка от реального мира в наше время является не меньшей психологической проблемой, чем детская агрессивность, склонность к вредным привычкам и прочее.
Увлечение гаджетами, технологиями, компьютерами не рассматривается в данной статье - как категоричный «вредитель» детскому сознанию, психике, образованию и пр. Первичность негативного использования ИКТ нами определяется, исходя из того, что рассматривается это как проблема - как де-виантное поведение детей, ограниченных в социализации и умении выступать единицей социума. Авторами делается упор на переход девиантности поведения ребенка в виртуальном пространстве на социально-направленную деятельность с использованием информационно-компьютерных технологий. Здесь подразумевается развитие знаний, умений и навыков ребенка при использовании им современных коммуникаций с целью обеспечения собственной образовательной, познавательной, исследовательской базы, применимой на разных стадиях «детской» жизнедеятельности.
Помимо всего, компьютерная грамотность - это не только игры, социальные сети, селфи - это, прежде всего, «овладение приемами работы на компьютере в качестве пользователя, являющимися основой непрерывного образования и способствующими профессиональной мобильности и социальной защищенности индивида» [7, с. 212].
А.Г. Безпалова указывает на то, что «необходимо и важно использовать в образовательном процессе информационно-компьютерные технологии, но при этом, не нарушая личного пространства каждого человека, не навязывая такого рода работу, которая неинтересна детям» [3]. Важно привлекать и стимулировать заинтересованность детей дополнительной информацией по каждому направлению интересов девиантного ребенка, создавать определенные предпочтения в выборе источников информации, форм социального общения и образования. В рамках профессиональной компетенции и грамотности педагог может создать собственный сайт и разработать индивидуальную программу занятий с девиантными детьми. По мнению специалистов, «современное развитие дополнительного образования детей тесно связано с актив-
ным внедрением информационных технологий в процесс обучения, что активизирует мотивационный, познавательный, деятельностный компоненты учебной деятельности» [2, с. 154].
Информационно-компьютерные технологии можно и необходимо эффективно применять при дополнительном образовании, которое достаточно актуально при работе педагога с девиантным ребенком. Здесь важен индивидуальный подход, полное погружение в проблему девиантности ребенка, ее истоки и факторы развития. Педагог посредством профессиональных компетенций способен «доказать» ребенку наличие его проблемы, перевести избыточное увлечение гаджетами, играми и виртуальностью в правильное и обучающее русло.
Информационно-компьютерные технологии включают множество конструктивов, которые сегодня педагогами, разных по профессиональным компетенциям, по-разному используются в образовательном процессе при работе с девиантными детьми. Однако авторские исследования, проводимые в 2019 году отдельным аспектам использования ИКТ в работе с девиантными детьми, показали, что не все педагоги одинаково эффективно воспринимают этот инструментарий как доминанту современного образовательного процесса с детьми, которые страдают манией к компьютерным играм, к восприятию только виртуальной «реальности» и прочее. Здесь важен интегрированный подход к обоснованию важности и целесообразности использования инструментария ИКТ как противодействия самим ИКТ.
Считаем, что, если ребенок подвержен жизни в виртуальной реальности, то необходимо повернуть эту реальность таким образом, чтобы он не только ощутил себя частицей, единицей общества, но и стал использовать свои навыки, знания и умения в образовании, в общении с родителями и педагогами, без нарушения своих личностных прав и установок. Дети в разном возрасте воспринимают проникновение в их внутренний мир неадекватно [4], таким образом, необходимо выработать принципы интеграции усилий по корректному взаимодействию с девиантным ребенком.
Разработана методическая программа, которая при использовании информационно-компьютерных технологий педагогом, может быть корректно применима к девиантным детям и способствовать выведению их на более высокий и, возможно, профессиональный уровень овладения инстру-
ментарием ИКТ. Цель данной программы - обосновать значимость информационно-компьютерных технологий в жизнедеятельности девиантного ребенка, начиная с дошкольного образования. Наиболее популярные темы, используемые в данной программе - путешествие, изучение иностранных языков, образование за рубежом, зарабатывание денег и открытие собственного виртуального бизнеса, реализация творческих возможностей. Опрос девиантных детей показал, что в возрасте с 7 до 9 лет, предпочтение отдается темам: игра, творчество, путешествие. В возрасте 10-12 лет - путешествие, иностранные языки, онлайн-игра, дизайн-творчество. В возрасте 13-15 лет - онлайн-работа, онлайн-бизнес, игра, иностранные языки, путешествие, образование, экология. Именно в такой последовательности дети, глубоко вовлеченные в виртуальный мир, расставляли свои приоритеты в использовании информационно-коммуникационных технологий при работе с квалифицированным педагогом.
Таким пособием может стать авторская методическая программа, кото -рая будет демонстрироваться при работе педагога с девиантным ребенком, по договоренности и согласию с родителями в формате игры и/или он-лайн-квеста, где ребенок будет играть ключевую роль независимо от степени участия педагога. Инструментарием методической программы в данном случае станет онлайн-презентация квеста с постановкой задачи, условиями игры и достижения цели. При этом педагог будет выполнять роль оппонента игрока и в формате соревнования достигать поставленных условий собственной методической программы. В программе будут представлены несколько вариантов образовательных онлайн-квестов, апробированные и протестированные психологами, педагогами и социологами. Так С. Москалева указывает, что «одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности, является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий» [6].
Авторские онлайн-квесты отличаются от стандартных игр в гаджетах и направлены на то, чтобы девиантные дети не ощущали себя подчиненными правилам педагога и свободно вовлекались в образовательный процесс, создавае-
мый во время игры в квест. Более того, после исследования нами были выявлены очевидные и интересные темы для разных возрастных групп девиантных детей, что позволило разработать квесты, соответствующие предпочтениям детей.
Таким образом, девиантность детей в возрасте от 7 до 15 лет - это неоднозначное социальное явление, которое исходит, прежде всего, от понимания той или иной проблемы педагогами и другими субъектами, имеющими прямое или косвенное отношение к работе с девиантными детьми. Глубокое погружение в виртуальную среду среди детей данного возраста сегодня приравнивается к девиантности, однако, педагоги могут находить адекватные решения и использовать этот вид нестандартного поведения ребенка в пользу улучшения его образования и применения современных информационно-компьютерных технологий для последующего развития личности ребенка и перехода его девиантности в профессиональное русло.
Методическая программа в формате образовательных онлайн-квестов, направленных на разрешение конфликтных ситуаций между педагогом и де-виантным ребенком в период образовательного процесса, - это особый инструмент установления взаимоотношений между педагогом и ребенком в соответствии с потребностями, знаниями и умениями как ребенка, так и самого педагога. При этом последний должен быть наделен не только полномочиями, но и профессиональными компетенциями работы с девиантными детьми. В этом отношении важно то, что разработка таких методических программ не требует затраты дополнительных финансовых ресурсов и каждый педагог может разработать собственный методический материал, что при определенных условиях его внедрения в деятельность образовательного заведения принесет только положительные результаты.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Блейк Джон, Кристодулу Дейзи, Джеймс Крофт, Хасси Ник, Хендрик Карл, Хеллер Салгрен Габриэль Ежегодный исследовательский дайджест 2016-2017: Доказательства использования технологий в образовании. [Электронный ресурс] https://learningportal.iiep.unesco.org/en/li-brary/annual-research-digest-2016-2017-evidence-on-uses-of-technology-in-education (access date: 10.07.2019).
2. Акимов С.С., Андреева Н.С., Мухина М.А. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.
3. Безпалова А.Г. Использование digital-технологий и коммуникаций в образовательном процессе вуза // A-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки), 201V. №1. http://www.a-factor.ru/ar-chive/item/16-ispolzovanie-digital-tekhnologij-i-kommunikatsij-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 18.0V.2019).
4. Безпалова А.Г. Легконогих А.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: компетентност-ный подход // Человеческий капитал. М.: Объединенная редакция. 2019. №5 (125).
5. Кирилова Г.И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // ОТО. 2001. №1. [Электронный ресурс] https://cyber-leninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-i-kompyuternye-sredstva-v-obrazovanii (дата обращения: 26.0V.2019).
6. Москалева С. Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ-технологий [Электронный ресурс]. https://www.maam.ru/detskij sad/ispolzovanie-sovremenyh-obrazovatelnyh-tehnologii-v-dou-yefektivnost-primenenija-ikt-tehnologii-v-obrazovateln.html (дата обращения: 25.0V.2019).
V. Царева М.И. Информационная компетентность: стратегия развития в современной образовательной системе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Таганрог: Таганрогский институт им. А.П. Чехова. 2014. №2.
R E F E R E N C E S
1. Blake John, Christodoulou Daisy, James Croft, Hassey Nick, Hendrick Carl, Heller Sahlgren Gabriel Annual research digest 2016-201V: evidence on uses of technology in education. [Electronic resource] https://learningpor-tal.iiep.unesco.org/en/library/annual-research-digest-2016-201V-evi-dence-on-uses-of-technology-in-education (access date: 10/0V/2019).
2. Akimov S.S., Andreeva N.S., Muchina M.A. Possibilities of application of information technologies in additional education of children // Pedagogical skills: materials II international. science. Conf. (Moscow, December 2012). M.: Buki-Vedi, 2012.
3. Bezpalova A.G. The Use of digital technologies and communications in the educational process of the University // A-factor: research and development (humanities), 2017. No 1. http://www.-factor.ru/archive/item/16-ispolzo-vanie-digital-tekhnologij-i-kommunikatsij-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (date accessed: 18/07/2019).
4. Bezpalova A.G., Legkonogikh A.N. The use of information and communication technologies in the educational process: competence approach // Human capital. M.: Joint edition. 2019. No 5. (125).
5. Kirilova G.I. Information technologies and computer facilities in education. 2001. No 1. [Electronic resource] https://cyberleninka.ru/article/n/informat-sionnye-tehnologii-i-kompyuternye-sredstva-v-obrazovanii (date accessed: 26/07/2019).
6. Moskaleva S. The Use of modern educational technologies in children's educational institution. Efficiency of application of information computer technologies [Electronic resource]. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzo-vanie-sovremenyh-obrazovatelnyh-tehnologii-v-dou-yefektivnost-prime-nenija-ikt-tehnologii-v-obrazovateln.html (date accessed: 25/07/2019).
7. Zareva M.I. Information competence: development strategy in the modern educational system. Bulletin of the Taganrog Chekhov Institute. Taganrog: Taganrog Institute. A.P. Chekhov. 2014. No. 2.
_02 августа 2019 г.