Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ МУЗЕИ ПАМЯТИ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ'

РОССИЙСКИЕ МУЗЕИ ПАМЯТИ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
538
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ ПАМЯТИ / ЖЕРТВЫ РЕПРЕССИЙ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ ИСТОРИИ ГУЛАГА / УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Ольга Валерьевна, Юренева Тамара Юрьевна

В статье анализируются процессы становления и развития музеев памяти в России с конца 1980-х до начала 2020-х гг., описывается опыт создания музейно-мемориальных комплексов в национальных республиках РФ и в аутентичных местах памяти (на территории бывших лагерей и тюрем). Отмечается, что появлению музеев памяти в России предшествовало формирование общественного запроса на сохранение памяти о жертвах политических репрессий в СССР. Развитие музеев памяти рассматривается в контексте реализации государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MUSEUMS OF MEMORY: WAYS OF FORMATION AND MAIN STAGES OF DEVELOPMENT

The article analyzes the processes of formation and development of museums of memory in Russia from the late 1980s to the early 2020s, describes the experience of creating museum and memorial complexes in the national republics of the Russian Federation and in authentic places of memory (on the territory of former labor camps and prisons). It is noted that the emergence of museums of memory in Russia was preceded by the formation of a public request to preserve the memory of the victims of political repression in the USSR. The development of museums of memory is considered in the context of the implementation of state policy to perpetuate the memory of victims of political repression.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ МУЗЕИ ПАМЯТИ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

RAR

УДК 069.01 ББК 79.1

DOI 10.34685/HI.2021.35.4.009

РОССИЙСКИЕ МУЗЕИ ПАМЯТИ:

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Иванова Ольга Валерьевна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра музейной политики Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, Берсеневская наб., 18-20-22, стр. 3, 119072 Москва, Россия,

e-mail: olivan@mail.ru

Юренева Тамара Юрьевна,

доктор исторических наук, главный научный сотрудник -руководитель центра музейной политики Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, Берсеневская наб., 18-20-22, стр. 3, 119072 Москва, Россия,

e-mail: iureneva@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются процессы становления и развития музеев памяти в России с конца 1980-х до начала 2020-х гг., описывается опыт создания музейно-мемориальных комплексов в национальных республиках РФ и в аутентичных местах памяти (на территории бывших лагерей и тюрем). Отмечается, что появлению музеев памяти в России предшествовало формирование общественного запроса на сохранение памяти о жертвах политических репрессий в СССР. Развитие музеев памяти рассматривается в контексте

реализации государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Ключевые слова

Музеи памяти, жертвы репрессий, политические репрессии, музеефикация истории ГУЛАГа, увековечение памяти.

В июле 2001 г. на Генеральной конференции Международного совета музеев (ИКОМ) в Барселоне произошло знаменательное событие: был учрежден Международный комитет мемориальных музеев памяти жертв государственных преступлений. Его создание стало закономерным итогом появившихся в предшествующие десятилетия новых музейных практик и музеев, ориентированных на увековечение памяти о трагических событиях прошлого, таких как, например, геноцид, депортации, массовые репрессии. В отечественном музееведении за этими мемориальными музеями нового типа закрепилось название музеев памяти. «Цель музеев памяти, - считает ИКОМ, -чтить память жертв государственных, социально-направленных и идеологически мотивированных преступлений. Институты расположены на реальных исторических местах прошедших событий или же на местах, выбранных оставшимися в живых пострадавшими от подобных преступлений с целью чтить память ушедших»1.

Музеи памяти, созданные в Российской Федерации и на территориях бывших республик СССР, акцентируют внимание в основном на советском периоде и посвящены, как правило, истории ГУЛАГа, политических репрессий и депортаций. Для всех музеев памяти, как российских, так и зарубежных, был и остается актуальным вопрос о способах репрезентации трудного, трагического прошлого в музейном пространстве. Эта проблема активно обсуждается в научной и публицистической литературе культурологами, историками, музейными работниками2.

1 ICMEMO [Электронный ресурс] // Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России). URL: https:// icom-russia.com/data/mezhdunarodnye-komitety/icmemo/ (дата обращения: 02.09.2021)

2 Sodaro A. Exhibiting Atrocity: Presentation of the Past in Memorial Museums. New Brunswick: New School University, 2011; Флиге И.А. Визуальные образы ГУЛАГа и террора в музейных экспозициях // История сталинизма: Жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий: материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18-20 октября

На основе анализа исследований о создании и деятельности музеев памяти социолог Дарья Хлевнюк выделила три ключевых принципа их организации:

1. Музеи памяти не только показывают посетителю артефакты и сообщают исторические факты. Их экспозиции обращены к эмоциям посетителей. За счет дизайна, архитектуры, искусства, видео и фото, театральных элементов достигается эмоциональная реакция.

2. Повествование в музейной экспозиции ведется в основном от лица жертв: посетителю предлагается перестать быть сторонним наблюдателем и представить себя на их месте.

3. Идея экспозиции не только в том, чтобы рассказать о прошлом; ее этический посыл для настоящего и будущего в том, что важно отстаивать права человека, а темные страницы истории не должны повториться «никогда снова»3.

В России названные принципы организации музеев памяти еще не получили широкого распространения, хотя, как отмечает Д. Хлевнюк, музеи, посвященные репрессиям, нередко используют «приемы, призванные вызвать у посетителя эмоции, заставив его почувствовать себя на месте жертв»4.

Российское общество в целом сходится в негативной оценке политических репрессий в любых их проявлениях. Однако конкретные

2012 г. М., 2013. С. 94-101; Гнедовский М.Б. Страдание как экспонат, или Музей строгого режима // История сталинизма: Принудительный труд в СССР. Экономика, политика, память: материалы международной научной конференции. Москва, 28-29 октября 2011 г. М., 2013. С. 362-369; Чепайтене

Р. Музей Homo sovieticus в Вильнюсе: способы и проблемы репрезентации советского периода // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII Международной научной конференции. Екатеринбург, 26-28 сентября 2019 г. М., 2020. С. 629-642. и др.

3 Хлевнюк Д. Почувствовать права человека: аффект в музеях памяти // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории. М., 2019. С. 109-110.

4 Там же. С. 119.

события из истории ГУЛАГа нередко оцениваются людьми с разных позиций, продолжаются попытки оправдать репрессии особенностями времени. Кто-то считает, что без принудительного труда невозможно было провести индустриализацию страны; кто-то видит в труде заключенных «пафос созидания»; некоторые придерживаются советской музейной трактовки «великих строек социализма» и героизируют гулаговский труд. Разные точки зрения неизбежно находят отражение в тех или иных экспозициях музеев памяти. Специалисты Ирина Флиге и Александр Даниэль проанализировали основные музейные подходы и концепции подачи принудительного труда в экспозициях и фондах около 130 музеев, преимущественно российских, в которых тема ГУЛАГа и политических репрессий была представлена достаточно широко. Исследователи пришли к выводу, что «ни один из рассмотренных подходов не раскрывает метафизику труда в неволе», по их мнению, «основные аспекты ГУЛАГа могут быть раскрыты лишь в сопоставлении их с соответствующими аспектами жизни на свободе»5.

Проблема изучения российских музеев памяти актуализирована реализацией Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Эта Концепция была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2015 г. № 1561 -р на период до 2019 г. включительно. Однако в 2018 г. Президент России поручил продлить срок реализации Концепции до 2024 г. Распоряжением Правительства от 26 марта 2019 г. № 522-р срок реализации Концепции продлили еще на пять лет. Предполагается, что в этот период будут завершены наиболее значимые проекты по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. Концепция определяет основные направления, формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий, в их числе значительное место отводится работе в музейно-мемори-

5 Даниэль А., Флиге И. Тачка, кирка, лопата: концепции музейной подачи принудительного труда // История сталинизма: Принудительный труд в СССР. Экономика, политика, память: материалы международной научной конференции. Москва, 28-29 октября 2011 г. М., 2013. С. 395.

альной сфере. Среди планируемых направлений деятельности, в частности, значатся:

- укрепление базы музейных, архивных, образовательных и иных организаций для ведения научно-исследовательской, научно-архивной, библиотечной, музейно-мемориальной, образовательной и просветительской работы в области увековечения памяти жертв политических репрессий...

- обеспечение размещения в соответствующих музейных учреждениях экспозиций, отражающих историю советского периода.

- создание общероссийской информационной системы для музейно-мемориальной сети, единой мультимедийной книги памяти, а также баз данных в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий.

В Российской Федерации создание мемориальных комплексов и тематических экспозиций по увековечению памяти жертв политических репрессий началось в последние годы существования СССР, то есть задолго до принятия ныне действующей Концепции. Однако ни в исторической, ни в музееведческой литературе до настоящего времени практически нет работ, освещающих сложный и противоречивый процесс создания российских музеев памяти. Задача данного исследования - проследить пути становления и основные этапы развития музеев памяти в России с конца 1980-х до начала 2020-х гг.

Появлению первых музеев памяти предшествовали бурные события перестроечных лет. В 1987 г. возобновился процесс реабилитации жертв политических репрессий. 4 июля 1988 г. было принято решение «О сооружении памятника жертвам беззаконий и репрессий». В 1989-1991 гг. впервые в советской истории были изданы нормативные акты, направленные на восстановление справедливости в отношении жертв массовых репрессий, в том числе Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В Российской Федерации был установлен День памяти жертв политических репрессий - 30 октября. Вот как описывает общественные настроения этого периода специалист по истории ГУЛАГа Галина Иванова: «Появившиеся в печати сотни публикаций о сталинских репрессиях, в том числе подборки писем от людей, переживших ужасы ГУЛАГа, вызвали в обществе шок и резкое неприятие всей советской истории. Общество, тогда еще не мыслившее себя вне рамок

советской системы, демонстрировало готовность принять на себя ответственность за трагические события прошлых лет. Остро ощущалась потребность увековечить память сограждан, погибших в годы террора, умерших в лагерях и ссылках. В течение трех лет, с 1989 по 1991 г., по инициативе общественных организаций по всей стране было установлено более 130 памятников и памятных знаков жертвам политических репрессий»6. В постсоветском обществе начался процесс, названный историком Марией Ферретти «переживанием траура», то есть процесс, «посредством которого коллектив примиряется с собственным прошлым, принимает прошлое, вписывая травматический опыт своей истории в память, не замалчивая и не забывая его»7.

В числе первых, кто начал работать над лагерной проблематикой, был Соловецкий музей-заповедник. В 1988 г. его сотрудники, чувствуя себя в буквальном смысле первооткрывателями, приступили к созданию выставки «Соловецкие лагеря особого назначения». Оказалось, что для раскрытия темы музейными средствами катастрофически не хватает материалов. «Первое чувство было - страх. Страшная тема. Страшная ответственность. Спросил: а что у вас есть? - Почти ничего: есть документы, немного вещей, фотофон», - вспоминал о начальном этапе работы ленинградский художник Александр Баженов8. В 1989 г. выставка, посвященная истории Соловецких лагерей, открылась и имела ошеломляющий успех, который сами музейные работники объясняли в первую очередь тем, что, несмотря на многочисленные публикации о ГУЛАГе, большое эмоциональное воздействие на людей оказывал наглядный, живой и образный материал.

Реакция посетителей выставки показала, что в обществе начал формироваться запрос на музеи памяти, которые включали бы «в зону своей ответственности человеческие трагедии и гуманитарные катастрофы»9. Об этом свидетельство-

6 Иванова Г.М. История ГУЛАГа: 1918-1958. М., 2015. С. 7.

7 Ферретти М. Расстройство памяти: Россия и сталинизм // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 5. С. 43.

8 Соловецкие лагеря и тюрьма, 1920 - 1939 гг.: каталог выставки. - Соловки, 2020. С. 4.

9 Гнедовский М.Б. Трудное наследие в постсоветских

музеях // XX век: культура памяти: Материалы к меж-

вали многочисленные отзывы посетителей, в том числе и такие: «Выставка небольшая, но большей не в силах бы выдержать нервы... Скорей нужно создавать постоянный Музей репрессий - к нему, а не к Мавзолею должна идти непрекращающаяся очередь.»; «Выставка не может нравиться или нет, она оставляет глубокий след в душе, наполняет сердце болью. Надо, чтобы все люди в нашей стране и во всем мире увидели эту выставку, может быть, тогда в истории человечества не повторится этот кошмар. Спасибо за правду!»10.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. аналогичные выставки прошли в разных городах страны, неизменно вызывая большой общественный резонанс. Некоторые из этих выставок стали предтечами будущих музеев памяти. Например, открытая в 1989 г. в Окружном краеведческом музее в Салехарде первая стационарная выставка, посвящённая ГУЛАГу, положила начало созданию ценных музейных фондов по истории строительства так называемой «мертвой дороги» («Чум - Салехард - Игарка»). Это строительство велось за Полярным кругом исключительно силами заключенных в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Здесь формирование тематической музейной коллекции началось с того, что в 1989 г. региональное подразделение КГБ передало в музей часть картотеки заключенных. Сейчас Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского хранит более 1000 подлинных документов и предметов, связанных с лагерным железнодорожным строительством, в том числе географические карты, схемы, технические и финансовые документы, фотографии, личные дела заключенных, воспоминания очевидцев, предметы быта, одежду и др11.

Одновременно с организацией выставок, освещавших «трудное наследие», в России началось создание первых музейных экспозиций, посвя-

региональной научной конференции «XX век: культура памяти (рефлексии и образы)». Пермь, 17 июня 2016 г. Пермь, 2016. С. 15.

10 Соловецкие лагеря и тюрьма, 1920 - 1939 гг.: каталог выставки. - Соловки, 2020. С. 6.

11 Ямало-ненецкий окружной музейно-выставоч-ный комплекс им. И.С. Шемановского [Электронный ресурс] // Ассоциация музеев памяти. URL: http://memorymuseums.ru/museum/yamalo-nenetskij-okruzhnoj-muzejno-vystavochnyj-kompleks-im-i-s-shemanovskogo (дата обращения: 02.09.2021)

щенных жертвам ГУЛАГа и политических репрессий. Так, в июне 1989 г. в Воркутинском краеведческом музее открылся зал «Воркута Заполярная», посвященный истории Воркуты 1930-1950-х гг.12

С 1989 г. активизировалась работа по изучению и экспозиционному представлению темы репрессий в Музее Норильска. Посетителям впервые была показана подлинная история Норильского комбината и Норильлага13.

В 1991 г. в Чаунском краеведческом музее приступили к формированию коллекции предметов, связанных с историей ГУЛАГа на Чукотке. Комплектование фондов шло по двум направлениям - выезды к местам (руинам) лагерей и переписка с бывшими узниками, их родственниками и архивами14.

По инициативе частных лиц, общественных организаций, государственных учреждений по всей стране велась работа, направленная на сохранение памяти о трагических событиях недавнего прошлого. Этот этап в истории становления музеев памяти можно назвать периодом формирования общественного запроса и предпосылок для появления музеев памяти.

Идея создания на просторах бывшего СССР музеев памяти, посвященных жертвам ГУЛАГа, политических репрессий и депортаций, нашла поддержку и понимание в музейном сообществе. И хотя всплеск общественного энтузиазма, порожденный перестройкой, довольно быстро угас, работа по созданию музеев памяти продолжалась, несмотря на явно обозначившееся «раздробление нашей памяти»15. Новый этап в организации музеев этого типа начался с формирования коллекций, комплектования фондов и создания

12 Воркутинский музейно-выставочный центр [Электронный ресурс] // Ассоциация музеев памяти. URL: http:// memorymuseums.ru/museum/vorkutinskij-muzejno-vystavochnyj-tsentr (дата обращения: 02.09.2021)

13 Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска» [Электронный ресурс] // Ассоциация музеев памяти. URL: http://memorymuseums.ru/museum/muzej-istorii-osvoeniya-i-razvitiya-norilskogo-promyshlennogo-rajona (дата обращения: 02.09.2021)

14 Чаунский краеведческий музей [Электронный ресурс] // Ассоциация музеев памяти. URL: http:// memorymuseums.ru/museum/chaunskij-kraevedcheskij-muzej (дата обращения: 02.09.2021)

15 Гнедовский М.Б. Страдание как экспонат, или Музей

строгого режима... С. 366.

постоянных экспозиций. Год от года в России появлялись новые места памяти, открывались специализированные музеи-мемориалы.

В числе первых, кто начал музейными средствами реализовывать свое право на материализованную память, были народы, подвергшиеся в СССР принудительным переселениям (депортациям). Помимо многочисленных памятников жертвам депортаций, установленных как в районах ссылки и спецпоселений, так и в местах традиционного расселения, представители репрессированных народов стали создавать свои национальные музейно-мемориаль-ные комплексы16.

Первый в России музей-мемориал «Мемориальный комплекс жертвам репрессий» был создан в Ингушетии и открыт в Назрани 23 февраля 1997 г., в день 53-й годовщины депортации ингушей. Это учреждение культуры строилось на народные средства, собранные в ходе специальной гражданской инициативы и кампании. Впечатляет архитектура мемориального комплекса: здание построено в форме девяти характерных горских оборонительных башен, совмещенных друг с другом и опутанных колючей проволокой. В 2002 г. автор проекта - Народный художник Российской Федерации Мурад Полонкоев - был награжден за эту работу Золотой медалью Российской академии художеств. Открытая в 1999 г. в музее постоянная экспозиция «Так это было» не ограничивается показом страданий ингушского народа, она охватывает и последствия депортаций, а также судьбы других жертв принудительных миграций. В экспозиции представлено 148 экспонатов, в среднем в год ее посещают 12,5 тысяч человек17.

В 70-ю годовщину депортации ингушского народа, 23 февраля 2014 г., на территории комплекса открылась новая мемориальная композиция «Дорога длиною в 13 лет». В нее вошли подлинные исторические транспортные средства, в которых ингушей депортировали в 1944 г. в Казахстан и Среднюю Азию. Музейная композиция состоит из вагона, паровоза и военного грузови-

16 Полян П.М. Историомор, или Трепанация памяти. М., 2016. С. 65-95.

17 Мемориальный комплекс жертвам репрессий [Электронный ресурс] // Ассоциация музеев памяти. URL: http:// memorymuseums.ru/museum/memorialnyj-kompleks-zhertvam-repressij (дата обращения: 03.09.2021)

ка первой половины ХХ в. Внутри вагона представлена экспозиция, воссоздающая обстановку и рассказывающая, в каких условиях везли людей в ссылку18.

Наряду с Ингушетией дальше всего в музе-ефикации темы принудительных миграций продвинулась Кабардино-Балкария, где национальная политика исторической памяти направлена на увековечение памяти жертв депортаций. Решение о сооружении в Нальчике соответствующего мемориала было принято на республиканском уровне еще в 1989 г., в 45-ю годовщину депортации балкарцев. Однако открыть «Мемориал жертвам репрессий балкарского народа» удалось только в 2002 г. Здание Мемориала в архитектурном плане представляет собой мавзолей, построенный с использованием сугубо балкарских приемов зодчества. В период строительства шло активное формирование будущей музейной коллекции: были собраны и обработаны около 1000 единиц документов, личных вещей и предметов быта, многие из которых вошли в постоянную экспозицию. В музейной коллекции есть подлинники справок спецпереселенцев, разрешения комендатур на передвижение депортированных и др. Экспозиция размещается на двух этажах, первый экспозиционный зал музея, посвященный периоду репрессий, расположен в цокольном этаже, спуск в который насчитывает 13 датированных ступеней, символизирующих 13 лет жизни народа в депортации19.

Как правило, мемориальный дискурс в национальных республиках РФ поддерживается не только общественностью, но и официальными республиканскими властями, поскольку он способствует развитию массового регионального самосознания и этнокультурной идентичности. Нередко создание музеев памяти в регионах инициируется местными органами власти. Так, например, в феврале 1994 г. в Туве (г. Кызыл) был открыт Музей истории политических репрессий. У его истоков наряду с общественной правоза-

18 Мемориальный комплекс жертвам репрессий [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Мемориальный комплекс жертвам репрессий». URL: http://memorialing. ru/ (дата обращения: 03.09.2021)

19 Мемориал жертвам репрессий балкарского народа [Электронный ресурс] // Мемориал жертв политических репрессий (1944-1957 гг.). URL: http://www.museum.ru/ M3220 (дата обращения: 05.09.2021)

щитной организацией «Буянныглар» (Мемориал) и сотрудниками тувинского Национального музея стояли Госкомитет Республики Тыва по управлению госимуществом и республиканское министерство культуры. Местными музееведами он позиционируется как «первый государственный музей по теме репрессий в России»20. Музей занимает здание бывшей спецкомендатуры органов внутренних дел Тувинской Народной Республики. В подвале этого здания в 1930-1940-е гг. содержались политические заключенные, в том числе арестованные руководители республики. Историческое здание было специально отреставрировано для музея политических репрессий. Постоянная экспозиция этого музея памяти состоит из трех небольших залов, в каждом из которых представлен определенный период истории политических репрессий в Туве. Посетитель может ознакомиться с двумя инсталляциями: кабинетом следователя и тюремной камерой. В музейных фондах насчитывается более 1000 единиц документов и фотографий, а также около 20 различных музейных предметов, в том числе имущество премьер-министра, личные вещи шаманки, рабочие инструменты арата (крестьянина-скотовода) и другие предметы, принадлежавшие репрессированным тувинцам. В 2010 г. музей стал филиалом Национального музея Республики Тыва21.

В настоящее время филиал активно развивается, его приоритетной задачей является реализация Концепции государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. Участвуя в федеральных проектах по развитию музейного дела, сотрудники филиала стремятся получить больше возможностей для продвижения своей экспозиции и обмена опытом с коллегами, чтобы выйти на межрегиональный, а затем и на международный уровень сотрудничества. Благодаря соседству Тувы

20 Бичелдей К.А., Чыргалан С.Ю., Иргит О.О., Кадыг-оол Х.К. Развитие музейного дела в Республике Тыва: история и современность [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019. № 2. С. 10. URL: https://nit.tuva. asia/nit/article/view/841 (дата обращения: 05.09.2021). DOI: 10.25178/nit.2019.2.1

21 Музей истории политических репрессий в Туве [Электронный ресурс] // Ассоциация музеев памяти. URL: http://memorymuseums.ru/museum/muzej-istorii-politicheskih-repressij-v-tuve (дата обращения: 06.09.2021)

с Монголией музейные специалисты видят одно из перспективных направлений развития в налаживании связей между музеями памяти России и Монголии.

При всей важности и сложности музеефи-кации темы репрессий в национальных республиках Российской Федерации все же следует признать, что влияние локальных музейных проектов, носивших по большей части камерный характер и созданных в основном гражданскими и региональными инициативами, не было решающим при выработке государственной политики исторической памяти. Гораздо больший общественный резонанс не только в России, но и за рубежом имели такие музеи памяти, как «Пермь-36» и «Следственная тюрьма НКВД» в Томске. Их ключевая особенность состоит в местоположении, точнее, в тесной привязке к конкретному аутентичному месту репрессий - исправительно-трудовой колонии (ИТК), где с 1972 по 1988 г. содержались политические заключенные22, и следственной тюрьме, через которую с 1923 по 1944 г. прошли тысячи репрессированных жителей Томска и Томской области23.

Некоторые исследователи считают отсылку к аутентичности места принципиально важной для музеев памяти, полагая, что в противном случае возникает опасность «потерять эмоциональную связь, которая поддерживается именно привязкой к определенному месту, а также связь с собственной историей»24. На наш взгляд, такой подход в значительной степени устарел и не учитывает широких возможностей современных музейных институций. Так, например, московский Музей истории ГУЛАГа, расположенный в здании дореволюционной постройки, формально не связан ни с одним памятным

22 Обухов Л.А. История одной колонии (Лесная ИТК-6. Первый кучинский период, 1946-1953) // Вестник Пермского университета. История. 2010. Вып. 1 (13). С. 40-41.

23 Стаф В.С. Томский музей «Следственная тюрьма НКВД»: проблемы мемориализации ГУЛАГа // Quaestio Яо88ка. Т. 7. 2019. № 3. С. 791-800. Э01: 10.15826/ qr.20193.408.

24 Дубина В. Виртуальное место памяти и реальное про-

странство ГУЛАГа в современной России // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории.

М., 2019. С. 328.

местом ГУЛАГа, но в его музейное пространство входит Сад памяти, благодаря которому у посетителя рождается устойчивая эмоциональная связь с «реальным пространством ГУЛАГа». Дело в том, что история каждого дерева, куста или камня-валуна в Саду памяти тесно связана с судьбами заключенных, с местами, где совершались казни или где осужденные отбывали наказание. Так, Клен остролистный напомнит о расстрельном полигоне «Коммунарка» (Москва), Лиственница сибирская и Кедровый стланик - о лагере Бутугычаг (Магаданская область), окатанные валуны вызовут в памяти ландшафт Соловецкого архипелага. Как и полагается в музее, каждый природный экспонат сопровождается табличкой с историей места и человека, с которыми он связан.

«Пермь-36» - это мемориальный музей истории политических репрессий, расположенный в деревне Кучино Чусовского района Пермского края. Существовавшая здесь в брежневский период ИТК-36 была одной из трех по-литзон, входивших в знаменитый «Пермский треугольник». Об этих политзонах мало кто знал в СССР, но благодаря самиздату они были широко известны на Западе25. Так, специальный выпуск «Хроники текущих событий» от 10 декабря 1974 г., посвященный положению политзаключенных в СССР, подробно рассказывал о «пермских лагерях», официально именуемых «Учреждение ВС-389». В выпуске публиковались сведения о заключенных и об их борьбе за свои права, об администрации, о характере производственной деятельности, бытовых условиях и т.д.26 Так что не было ничего удивительного, что иностранцы проявляли к пермским местам заключения особый интерес, - они знали о существовании «Перми-36» задолго до падения Советского Союза.

Наиболее подходящим местом для консервации инфраструктуры и ее последующей му-зеефикации оказалась колония «Пермь-36». В процессе консервации и реставрации были отремонтированы и восстановлены 23 постройки. В 1995 г. музей принял первых посетителей. Создатели музея, историки В.А. Шмыров

25 Обухов Л.А. История одной колонии... С. 40.

26 Хроника текущих событий. 10 декабря 1974 г. Вып. 33. Нью-Йорк, 1975. С. 20 - 54.

и Т.Г. Курсина, сумели привлечь значительные средства на развитие музея и организацию просветительских, образовательных и других программ. Спонсорами музея «Пермь-36» выступали как зарубежные благотворительные фонды, так и администрация Пермской области (с 2005 г. края). Несмотря на удаленность музея от крупных населенных пунктов, его популярность быстро росла среди российских и особенно иностранных туристов, многие из которых охотно работали волонтерами в музее.

По мере угасания критического импульса, заданного политикой перестройки, выяснилось, что в российском обществе существует непреодолимая «раздробленность памяти», то есть, попросту говоря, «памятей оказалось много»27. Разные подходы к оценке деятельности музея «Пермь-36» со стороны некоторых государственных структур и части общественности стали порождать конфликты между музейным комплексом и краевой администрацией28. В начале марта 2015 г. Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36» объявил о своем закрытии29, а 30 апреля того же года СМИ опубликовали информацию о том, что Министерство юстиции РФ включило музей в реестр иностранных агентов30. Такой поворот событий, конечно, не способствует увековечению памяти жертв политических репрессий. Однако работу в этом направлении активно продолжают муниципальные музеи Пермского края, директора и сотрудники которых неоднократно обучались в летней школе музеологии в музее «Пермь-36».

27 Гнедовский М.Б. Страдание как экспонат, или Музей строгого режима... С. 366.

28 О конфликтах вокруг музея «Пермь-36» см.: Стаф В.С. Мемориализация «негативного наследия» в современной России на материале лагерных музеев в Пермском крае. С. 185-186; Дубина В. Виртуальное место памяти и реальное пространство ГУЛАГа в современной России. С. 322 - 324.

29 Музей ГУЛАГа «Пермь-36» объявил о закрытии [Электронный ресурс] // РБК. 2015. 3 марта. URL: https://www. rbc.ru/rbcfreenews/54f57fff9a794705788c934f (дата обращения: 09.09.2021)

30 Музей ГУЛАГа «Пермь-36» внесен в список иностран-

ных агентов [Электронный ресурс] // DW. 2015. 30 апре-

ля. URL: https://www.dw.com/ru/музей-гулага-пермь-

36-внесен-в-список-иностранных-агентов/a-18422400

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(дата обращения: 09.09.2021)

Работники местных краеведческих музеев продолжают пользоваться методическими матери-

31

алами опального музея31.

К началу 1990-х гг. одна из колоний оставалась действующей, две другие находились в полузаброшенном состоянии. Замысел создания музея на месте пермских политзон возник весной 1992 г. По сведениям историка Владислава Стафа, впервые эту идею озвучил начальник Пермского областного Управления внутренних дел В.И. Федоров, который рассчитывал, что появление музея даст ему возможность пускать в колонию иностранных журналистов, стремившихся увидеть своими глазами «последний

32

действующий советский лагерь»32.

Вопрос о создании в Томске музея памяти «Следственная тюрьма НКВД», по словам стоявшего у его истоков историка Б.П. Тренина, «был решен в один день и одним постановлением», соответствующий приказ был подписан 13 июня 1989 г. Решающую роль в возникновении музея, по мнению В. Стафа, «сыграла благоприятная конъюнктура эпохи перестройки, соединившая общественный запрос и активное участие властей и даже сотрудников ФСИН и КГБ»33. Однако столь успешное начало не избавило музей, который его сотрудники называют первым музеем памяти в России, от последующих серьезных проблем - имущественных, финансовых и прочих. Реконструкция и ремонт подвальных помещений площадью 215 кв. метров, выделенных музею, восстановление утраченного тюремного интерьера, комплектование музейной коллекции потребовали значительных усилий и времени. Открытие музея для посетителей состоялось только в 1996 г., с момента создания музей функционировал как

31 О роли муниципальных музеев в реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Пермь, 2017. С. 14.

32 Стаф В.С. Мемориализация «негативного наследия» в современной России на материале лагерных музеев в Пермском крае // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 428. С. 184. Э01: 10.17223/15617793/428/24

33 Стаф В.С. Томский музей «Следственная тюрьма НКВД»: проблемы мемориализации ГУЛАГа. С. 792, 795.

филиал Томского областного краеведческого музея (ТОКМ) им. М.Б. Шатилова.

Экспозиция музея «Следственная тюрьма НКВД» располагается в четырех залах, где прежде находились камеры для подследственных. В оформлении музейного пространства превалирует тюремная тематика. В восстановленном интерьере использованы аутентичные предметы из других тюрем. Здесь свой вклад в формирование коллекции музея внесли сотрудники УФСИН России по Томской области, которые передали в дар музею двери 1930-х гг., аналогичные тем, какие были в тюрьме до ее закрытия34. Постоянная экспозиция музея включает реконструированный тюремный коридор, камеру для подследственных заключенных, интерьер кабинета следователя35.

В экспозиции представлены документы и материалы о репрессиях не только на Томской земле, но на всей территории Советского Союза. В числе экспонатов - личные вещи репрессированных, предметы быта 1930-1950-х гг., архивные справки о реабилитации, письма из ГУЛАГа, подлинники следственных дел и многое другое. В экспозицию входят также персональные стенды с биографическими материалами и документами поэта Н.А. Клюева, философа Г.Г. Шпета и других. Музей ведет активную работу по увековечению памяти жертв политических репрессий, но его успешному развитию мешают нерешенные вопросы о праве собственности на занимаемые помещения и острая нехватка финансирования.

К концу первого десятилетия XXI в. в России насчитывалось около 400 музеев (государственных, общественных, ведомственных), в которых тема политических репрессий и ГУЛАГа была представлена с большей или меньшей полнотой. Экспозиции и фонды этих музеев создавались на протяжении более 20-ти предшествующих лет, в течение которых менялись не только ви-

94

34 Там же. С. 796.

35 Томский мемориальный музей истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД» [Электронный ресурс] // Ассоциация музеев памяти. URL: http:// memorymuseums.ru/museum/tomskij-memorialnyj-muzej-istorii-politicheskih-repressij-sledstvennaya-tyurma-nkvd (дата обращения: 10.09.2021)

зуальные образы памяти о репрессиях, но и сама

память36.

Главным итогом пройденного этапа в деле музеефикации репрессий и сохранения памяти об их жертвах стало накопление опыта музейной работы с темой, а значит, появилась потребность в изучении, обобщении и передаче этого опыта. Мировая практика подсказывала, что для налаживания межмузейной коммуникации лучшим средством является объединение. Работа в этом направлении стала одним из важнейших этапов в развитии музеев памяти.

30 октября 2015 г., в День памяти жертв политических репрессий, в Музее истории ГУЛАГа в Москве открылась широкомасштабная выставка «Национальная память о ГУЛАГе». Она была организована в виде цепочки экспозиционных пространств, объединенных темой памяти об эпохе политических репрессий. Центральная часть экспозиции включала в себя более 100 предметов из 25-ти музеев памяти со всех концов страны37.

В рамках открытия новой экспозиции Музей истории ГУЛАГа организовал научно-практический семинар «От Соловков до Колымы: память о ГУЛАГе в музейных собраниях современной России». В семинаре приняли участие исследователи и сотрудники музеев из 19 российских городов и поселений. Семинар был посвящен современным практикам создания музеев памяти в России и за рубежом, обмену опытом и перспективам разработки совместных проектов. Он стал первым шагом на пути к организации Ассоциации музеев памяти38.

В 2015 г. произошло несколько весьма значимых событий, необходимых, по мнению директора Музея истории ГУЛАГа Романа Романова, «для полноценного осмысления и понимания противоречивых периодов российской истории». Это: издание указа Президента РФ о возведении в Москве мемориала жертвам политических репрессий, утверждение Правительством РФ Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических ре-

36 Флиге И.А. Визуальные образы ГУЛАГа и террора в музейных экспозициях. С. 94.

37 От Соловков до Колымы. Каталог выставки «Национальная память о ГУЛАГе». М., 2016.

38 Музей истории ГУЛАГа. Годовой отчет. 2015 год. С. 79.

прессий и, наконец, открытие Государственного музея истории ГУЛАГа в новом, отдельно стоящем здании с прилегающей территорией, что позволило превратить его в самостоятельную мощную институцию. «Все это, - убежден Р.В. Романов, - важнейшие шаги для восстановления исторической справедливости и продвижения ценностей гуманизма. Это начало отсчета, новый виток на пути осмысления нашей истории. Впереди еще длинный путь и пройти его мы сможем лишь вместе»39.

18 апреля 2016 г. по инициативе Музея истории ГУЛАГа в рамках реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий был учрежден Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий» (Фонд Памяти), который аккумулирует частные и корпоративные пожертвования. В числе приоритетных направлений работы Фонда Памяти значатся, в частности, музеефикация и мемориализация объектов, связанных с историей репрессий, и поддержка музеев памяти и мемориальных центров. В настоящее время благодаря поддержке Фонда памяти разработана концепция обновления музея «Следственная тюрьма НКВД» в Томске. Этот музей в ближайшее время ждут большие перемены. Здесь не только расширятся экспозиционные площади, где будет представлена интерактивная экспозиция, но и появится общественное пространство, которое станет местом проведения мероприятий. Первая публичная презентация проекта состоялась 17 мая 2021 г. в рамках проходившей в Томске встречи директоров сибирских музеев40.

Поддержку музеев Фонд Памяти осуществляет через Ассоциацию российских музеев памяти. Эта общественная музейная институция была создана на втором научно-практическом семинаре «От Соловков до Колымы», проходившем 28-30 сентября 2016 г. в Москве. Сейчас в Ассоциацию входят 36 российских музеев из 29 городов и поселений страны. Ассоциация открыта как для государственных, так и для общественных организаций, а также для частных лиц.

39 Там же. С. 6.

40 Обновление экспозиции музея «Следственная тюрьма НКВД» [Электронный ресурс] // Фонд памяти. URL:

https://memoryfund.ru/ (дата обращения: 11.09.2021).

Девизом Ассоциации стали слова: «Объединяемся, чтобы сохранить память о жертвах политических репрессий»41.

Проведение ежегодных научно-практических семинаров стало традицией, причем представители музеев памяти встречаются не только в столице, но и в других городах, посещают музеи, где представлена тема политических репрессий, обмениваются опытом. В 2020 г. шестой семинар Ассоциации российских музеев памяти прошел в режиме онлайн с записью трансляции. Несмотря на непривычный формат общения, участники семинара рассказали об открытии новых экспозиций, обсудили перспективы работы музеев памяти в условиях пандемии, познакомились с новыми членами Ассоциации, обменялись информацией о своих коллекциях, обсудили новые методики музейного хранения предметов и репрезентации памяти о репрессиях.

Анализ источников и литературы, характеризующих процесс становления российских музеев памяти, показал, что появлению музеев этого типа предшествовало формирование общественного запроса на сохранение памяти о жертвах политических репрессий. Условия для перевода разговора о трудном прошлом в музейную плоскость были созданы в годы перестройки государственной политикой гласности, гражданскими инициативами и неравнодушием музейного сообщества. Работа культурных механизмов памяти и скорби привела к открытию по всей стране памятников и памятных знаков, музейно-мемориальных комплексов, новых музейных экспозиций, посвященных жертвам ГУЛАГа, депортаций и террора. Музеи, работающие с «негативным наследием», вписались в музейный ландшафт современной России, а государственная политика по увековечению памяти жертв политических репрессий, изложенная в известной Концепции, повысила социальную значимость и историческую ответственность музеев памяти.

Список литературы

1. Бичелдей К.А., Чыргалан С.Ю., Иргит О.О., Кадыгоол Х.К. Развитие музейного дела в Республике Тыва: история и современность [Электрон-

41 Объединяемся, чтобы сохранить память о жертвах политических репрессий [Электронный ресурс] // Ассоциация музеев памяти. URL: http://memorymuseums.ru/ (дата обращения: 06.09.2021)

ный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019. № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/841 (дата обращения: 05.09.2021).

2. Гнедовский М.Б. Страдание как экспонат, или Музей строгого режима // История сталинизма: Принудительный труд в СССР. Экономика, политика, память: материалы международной научной конференции. Москва, 28-29 октября 2011 г. М., 2013. С. 362-369.

3. Гнедовский М.Б. Трудное наследие в постсоветских музеях // XX век: культура памяти: Материалы к межрегиональной научной конференции «XX век: культура памяти (рефлексии и образы)». Пермь, 17 июня 2016 г. Пермь, 2016. С. 12-24.

4. Даниэль А., Флиге И. Тачка, кирка, лопата: концепции музейной подачи принудительного труда // История сталинизма: Принудительный труд в СССР. Экономика, политика, память: материалы международной научной конференции. Москва, 28-29 октября 2011 г. М., 2013. С. 384-396.

5. Иванова Г.М. История ГУЛАГа: 1918-1958. М., 2015.

6. Обухов Л.А. История одной колонии (Лесная ИТК-6. Первый кучинский период, 1946-

1953) // Вестник Пермского университета. История. 2010. Вып. 1 (13). С. 40-47.

7. Политика аффекта: музей как пространство публичной истории. М., 2019.

8. Полян П.М. Историомор, или Трепанация памяти. М., 2016.

9. Стаф В.С. Мемориализация «негативного наследия» в современной России на материале лагерных музеев в Пермском крае // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 428. С. 183-187. Б01: 10.17223/15617793/428/24

10. Стаф В.С. Томский музей «Следственная тюрьма НКВД»: проблемы мемориализации ГУЛАГа // Quaestio Rossica. Т. 7. 2019. № 3. С. 791800. Б01: 10.15826^г.2019.3.408.

11. Ферретти М. Расстройство памяти: Россия и сталинизм // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 5. С. 40-54.

12. Флиге И. А. Визуальные образы ГУЛАГа и террора в музейных экспозициях // История сталинизма: Жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий: материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18-20 октября 2012 г. М., 2013. С. 94-101.

RUSSIAN MUSEUMS OF MEMORY: WAYS OF FORMATION AND MAIN STAGES OF DEVELOPMENT

Ivanova Olga Valeryevna,

PhD in History,

Senior Researcher of the Museum Policy Center, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage Bersenevskaya emb., 18-20-22, bld. 3, 119072 Moscow, Russian Federation

e-mail: olivan@mail.ru

Yureneva Tamara Yuryevna,

DSc in History,

Chief Researcher - Head of the Museum Policy Center, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage Bersenevskaya emb., 18-20-22, bld. 3, 119072 Moscow, Russian Federation

e-mail: iureneva@mail.ru

Abstract

The article analyzes the processes of formation and development of museums of memory in Russia from the late 1980s to the early 2020s, describes the experience of creating museum and memorial complexes in the national republics of the Russian Federation and in authentic places of memory (on the territory of former labor camps and prisons). It is noted that the emergence of museums of memory in Russia was preceded by the formation of a public request to preserve the memory of the victims of political repression in the USSR. The development of museums of memory is considered in the context of the implementation of state policy to perpetuate the memory of victims of political repression.

Keywords

Museums of memory, victims of repressions, political repressions, museumification of the history of the GULAG, perpetuation of memory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.