Научная статья на тему 'Российские медиапедагоги XX века: краткие творческие биографии'

Российские медиапедагоги XX века: краткие творческие биографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
426
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федоров А. В.

В статье приводятся краткие творческие биографии российских медиапедагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские медиапедагоги XX века: краткие творческие биографии»

Медиаобразование в лицах

Российские медиапедагоги XX века: краткие творческие биографии

АБРАМЯН ДЕРЕНИК МШАНОВИЧ

8 мая 1946 - 2 июля 2001 Доктор психологических наук, профессор. Культуролог, киновед, медиапедагог, политический деятель (в конце 80-х - начале 90-х был депутатом Верховного Совета СССР). Свою преподавательскую и научную деятельность начинал в Ереване. С 1988 жил и работал в Москве. Активно участвовал в движении кинообразования (был членом Правления Ассоциации деятелей кинообразования России). В 1988 году был избран президентом Общества друзей кино СССР (ОДК), затем - Союза друзей кино Российской Федерации.

Был автором более 50 научных публикаций по психологии восприятия и художественного творчества, кинообразования.

АЙЗЕНБЕРГ ЯКОВ ЛАЗАРЕВИЧ

15 мая 1924 - 24 декабря 1995 Окончил Государственный институт театрального искусства (1951). В 50-х-60-х годах работал редактором на Ашхабадской киностудии. В 70-х - 90-х писал сценарии документальных фильмов для Ростовской студии кинохроники, преподавал историю киноискусства в Ростовском государственном университете. Был членом Союза кинематографистов и Ассоциации деятелей кинообразования.

Публиковался по вопросам киноискусства с 1954 года. Печатался в научных

киноведческих сборниках. Был одним из авторов четырехтомной «Истории

советского кино». Написал сценарии нескольких игровых фильмов и свыше

двух десятков документальных.

Библиография (книги Я.Л.Айзенберга):

Киноискусство Туркменистана. Ашхабад, 1961.

Молодость искусства. Ашхабад,1965.

ВАЙСФЕЛЬД ИЛЬЯ ВЕНИАМИНОВИЧ

15 августа 1909 - 24 февраля 2003 Окончил Московский государственный университет (1930). Доктор искусствоведения (1966), профессор (1967). Заслуженный деятель искусств России (1969), член Союза кинематографистов России, Национальной Академии кинематографических искусств и наук. Лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике (1981). В течение нескольких десятилетий преподавал на сценарно-киноведческом факультете ВГИКа. С 70-х годов руководил Советом по кинообразованию при Союзе кинематографистов. С 1988 по 2002 годы возглавлял Ассоциацию деятелей кинообразования (с 2000 она переименована в Российскую Ассоциацию кинообразования и медиапедагогики).

По вопросам медиакультуры публиковался с 30-х годов. Печатался в научных сборниках «Вопросы киноискусства», «Вопросы кинодраматургии» и др.; в журналах «Искусство кино», «Сов. Экран» и др.; в газетах «Сов.культура», «Сов.кино», «Экран и сцена», «Учительская газета», «СК-Новости» и др. И.В.Вайсфельд - автор многих книг по проблемам теории и истории отечественного и зарубежного киноискусства, сценарной драматургии и кинообразования. На протяжении всей своей творческой деятельности он оказывал широкую поддержку отечественным кино/медиапедагогам высшей и средней школы в различных регионах страны, участвовал в издании учебных программ и пособий по киноискусству для школьников и студентов, был докладчиком на многочисленных конференциях по кино/медиаобразованию. Библиография (книги И.В.Вайсфельда): Г.Козинцев и Л.Трауберг: Творческий путь. М.,1940. Мастерство кинодраматургии. М.,1961. Теория кинодраматургии. М.,1961. М.,1979. Крушение и созидание. М.,1964. Завтра и сегодня. М.,1968. Так начиналось искусство кино. М.,1972. О современном кино. М.,1973.

Наше многонациональное кино и мировой экран. М.,1975. Искусство в движении. М.,1981.

Встреча с Х музой (в соавторстве с В.Деминым, Р.Соболевым, В.Михалковичем). М.,1981. О сущности кинодраматургии. М.,1981. Кино в педагогическом процессе. М.,1982. Кино как вид искусства. М.,1983.

Развитие кинообразования в условиях перестройки. М.,1988. Одиннадцать встреч. М.,1995.

ВЛАСОВ МАРАТ ПАВЛОВИЧ

21 апреля 1932 - 21 мая 2004 Окончил ВГИК (1955). Кандидат искусствоведения (1963), профессор (1992). Член Союза кинематографистов России. Преподавал на киноведческом факультете ВГИКа с 1960 года по 2004 год. С 1991 по 2001 год заведовал кафедрой киноведения.

Публиковался по вопросам киноискусства с 1953 года. Автор нескольких книг о теории и истории отечественного киноискусства. Печатался в научных сборниках ВГИКа, в журналах «Искусство кино», «Сов.экран» и др. Библиография (книги М.П.Власова):

Герой А.П.Довженко и традиции фольклора. М.,1962. Мастерство кинорежиссера. М., 1964. О сюжете фильмов А.П.Довженко. М., 1965. Советская кинокомедия сегодня. М.,1970. Виды и жанры киноискусства. М., 1976. Киноискусство и современность. М., 1976. Советское кино 50-х-60-х годов. М.,1993.

ГИНЗБУРГ СЕМЕН СЕРГЕЕВИЧ

24 сентября 1907 - 21 декабря 1974 Окончил ВГИК (1939). Доктор искусствоведения (1964). С середины 30-х годов по конец 40-х работал в редакциях журналов "Сов.кино" и "Искусство кино". В первой половине 50-х был старшим редактором на киностудии "Союзмультфильм". В 40-х-60-х годах преподавал во ВГИКе историю отечественного кино.

Публиковался по вопросам киноискусства с 30-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах «Сов.кино», «Искусство кино», «Сов.экран» и др. Был одним из авторов «Краткой истории советского кино» (М.,1969), четырехтомной «Истории советского киноискусства». Написал несколько книг по проблемам теории и истории российского кинематографа. Библиография (книги С.С.Гинзбурга): Рисованный и кукольный фильм. М.,1957. Кинематография дореволюционной России. М.,1963. Очерки теории кино. М.,1974.

ГРОМОВ ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ

20 декабря 1931 - 22 июня 2005 Окончил Московский государственный университет (1954). Доктор философских наук (1971), профессор (1978). Член Союза кинематографистов России, Союза художников России и Союза театральных деятелей РФ. С 1974 по 1986 год был заместителем директора НИИ киноискусства/Москва/. Написал сценарии нескольких научно-популярных и документальных фильмов. Преподает во ВГИКе с 1986 года, ведет киноведческую мастерскую.

По вопросам киноискусства и медиаобразования публикуется с 1961 года. Печатался в научных сборниках, в журналах "Искусство кино", "Сов.экран" и др., однако публикациям в периодике всегда предпочитал работу над книгами. Автор нескольких монографий по теории и истории отечественного кинематографа. Написал книги о выдающихся российских кинематографистах Анатолии Головне и Льве Кулешове. Автор многочисленных работ об эстетическом, художественном воспитании и творчестве.

Библиография (книги Е.С.Громова):

Эстетический идеал. М., 1961.

Мировоззрение, мастерство, поиск в творчестве художника. М.,1965.

Время, герой, зритель. М.,1965.

Киноискусство и художник. М., 1966.

Художественное творчество. М.,1970.

Всегда в поиске. М.,1971.

Начала эстетических знаний. М.,1971.

Художник кино Владимир Егоров. М.,1973.

Духовность экрана. М.,1976.

Экран единства. М., 1977.

Кинооператор Анатолий Головня. М.,1980.

Основные эстетические категории. М.,1981.

Молодежь и кино. М.,1981.

Восхождение к герою. М.,1982.

Л.В.Кулешов. М.,1984.

Комедии и только комедии: о драматурге Э.Брагинском. М.,1985.

Природа художественного творчества. М., 1986.

Комедии и не только комедии: кинорежиссер Э.Рязанов. М., 1989.

Сергей Алимов. М., 1990.

Сталин: Власть и искусство. М., 1998.

Критическая мысль в русской художественной культуре. М., 2001.

ГРОШЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

16 июня 1905 - 23 июля 1973 Профессор (1949). Заслуженный деятель искусств России (1969). С конца 40-х до начала 70-х преподавал во ВГИКе, который возглавлял с 1956 года. Публиковался по вопросам киноискусства с 40-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах «Искусство кино», «Сов. Экран» и др., в газетах «Сов. Культура», «Сов.кино» и др. Автор многих работ по истории отечественного кинематографа. Один из авторов «Краткой истории советского кино» (М.,1969). Наряду с Н.Лебедевым, В.Жданом и В.Баскаковым был одним из главных идеологов официального отечественного киноведения 50-х-70-х годов.

Библиография (книги А.Н.Грошева):

Образ советского человека на экране. М.,1952. Черты современности в советском киноискусстве. М.,1961. Некоторые проблемы современного советского киноискусства. М.,1963. Образ Ленина на экране. М.,1970.

ДЕМИН ВИКТОР ПЕТРОВИЧ

8 мая 1937 - 19 июня 1993 Окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (1960). Кандидат искусствоведения (1973). Работал редактором киноотдела издательства «Искусство» (Москва), научным сотрудником Госфильмофонда и НИИ искусствознания (Москва). В последние годы жизни был одним из секретарей Союза кинематографистов и главным редактором журнала «Экран» (Москва). Неоднократно выступал с циклами лекций по киноискусству в различных городах страны.

Публиковался по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1963 года. Печатался в научных сборниках НИИ искусствознания и др., в журналах «Сов.экран» («Экран»), «Искусство кино», «Спутник кинозрителя», «Огонек», «Сов.фильм», «Кино» (Латвия), «Кино» (Литва), «Фильмови новини» (Болгария) и др., в газетах «Сов.культура», «Сов.кино», «Учительская газета» и др.

В 80-х-90-х годах он все чаще обращался к сценарному ремеслу и, чтобы, по-видимому, ощутить съемочный процесс изнутри, сыграл несколько эпизодических ролей в фильмах Г.Полоки, А.Итыгилова и Л.Марягина, которым пришлась по душе его колоритная, импозантная внешность. Один из самых блестящих кинокритиков и киноведов 60-х-80-х годов, Виктор Демин обладал неповторимым творческим стилем и уникальной

работоспособностью. Относясь к числу наиболее оппозиционных

кинематографистов своей эпохи, он виртуозно облекал свои самые

«крамольные» пассажи в иронично-иносказательную форму. Уже первая его

книга «Фильм без интриги» (1966) была по праву признана событием в

отечественном киноведении. При всем том литературный язык В.П.Демина -

яркий и образный - был далек от заумного наукообразия. Он с одинаковым

успехом писал о российском и зарубежном, игровом и документальном кино.

В.П.Демин - автор нескольких книг для школьников и молодежи

медиаобразовательной тематики («Стареют ли фильмы?», «Встречи с Х

музой», «Поговорим о кино»).

Библиография (книги В.П.Демина):

Фильм без интриги. М.,1966.

Жан Марэ (совм. с И.Янушевской). М.,1968.

Первое лицо. М.,1976.

Стареют ли фильмы? М.,1978.

Воспитание чувств. М., 1980.

Встречи с Х музой (совм. с И.Вайсфельдом, Р.Соболевым, В.Михалковичем).М.,1981. Человек на земле. М.,1982.

B.Желакявичус: Портрет режиссера. М.,1982. Виталий Мельников: Три беседы с режиссером. М.,1984. Поговорим о кино. М.,1984.

Эльдар Рязанов: Творческий портрет. М.,1984.

Встречи на опаленной земле (совм. с В.Ишимовым). М., 1985.

Массовые виды искусства и современная художественная культура. М., 1986 (редактор).

Георгий Данелия. М., 1986.

Глеб Панфилов. М., 1986.

Сергей Соловьев. М., 1987.

Виктор Проскурин. М., 1988.

Леонид Марягин: Творческий портрет. М.,1988.

Алоиз Бренч: Творческий портрет. М.,1990.

Леонид Ярмольник.М.,1991.

Не для печати /О Демине вспоминают... Демин писал.../. М.,1996.

ДОЛИНСКИЙ ИОСИФ ЛЬВОВИЧ

2 июня 1900 - 31 мая 1983 Окончил Северо-Кавказский университет в Ростове (1925). Кандидат искусствоведения (1940), профессор (1960).

После окончания университета С.И.Долинский был одним из инициаторов создания Ростовского кинотехникума, в котором он работал заместителем директором и зав.учебной частью. Далее последовала учеба в аспирантуре ВГИКа и успешная защита кандидатской диссертации. С 1937 года он преподавал во ВГИКе. В годы второй мировой войны воевал, был ранен. После госпиталя снова вернулся на работу во ВГИК (где в течение 10 лет был деканом режиссерского факультета). В конце 40-х он вместе с

C.С.Гинзбургом и Н.А.Лебедевым открыл киноведческий факультет ВГИКа, где потом еще долгие годы читал лекции по истории киноискусства. Публиковался по вопросам киноискусства с 30-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах «Искусство кино», «Сов.экран» и др. Один из авторов

«Краткой истории советского кино» [М.,1969]. Автор нескольких книг по проблемам отечественного кинематографа, участвовал в создании четырехтомной «Истории советского киноискусства». Библиография (книги И.Л.Долинского):

Николай Охлопков. М.,1939. «Чапаев». Драматургия. М.,1945. Связь времен. М., 1976.

Память. Небольшие рассказы о прошлом. М., 2002.

ЖДАН ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

5 ноября 1913 - 1993 Окончил Ленинградский институт истории, философии и лингвистики (1933). Доктор искусствоведения (1971), профессор (1972). Заслуженный деятель искусств России. Лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике. В первой половине 50-х был главным редактором журнала «Искусство кино». С 1948 года преподавал, а в 70-х-80-х годах был ректором ВГИКа.

Публиковался по вопросам киноискусства с 40-х годов. Печатался в научных сборниках, в журнале «Искусство кино». Автор многочисленных работ по теории, истории, эстетике киноискусства. В 50-х-70-х годах В.Ждан был одним из главных идеологов официального отечественного киноведения. Библиография (книги В.Н.Ждана):

Военный фильм в годы Великой Отечественной войны. М.,1947. Драматургия научно-популярного фильма. М.,1950. Народный артист СССР В.Р.Гардин. М.,1951.

Вопросы мастерства в научно-популярной кинематографии. М.,1952.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О природе киноискусства. М.,1963.

Экран и образ. М.,1963.

Специфика кинообраза.М.,1965.

Когда фильм - искусство. М.,1967.

Кино и условность. М.,1971.

Введение в эстетику фильма. М.,1972.

Киноискусство социалистического реализма. М.,1980.

Эстетика фильма. М.,1980.

Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.,1986.

ЗАЗНОБИНА ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВНА

23 сентября 1939 - 26 июня 2000 Доктор педагогических наук, профессор. Заведовала лабораторией технических средств обучения и медиаобразования Института общего среднего образования Российской Академии образования (Москва). Публиковалась в журналах «Народное образование», «Химия в школе», «Педагогика», «Педагогическая информатика», «Магистр» и др. Автор многих работ по медиаобразованию, интегрированному в процесс обязательных занятий в средней школе. В течение ряда лет руководила научно-педагогическим экспериментом в области медиаобразования в ряде российских школ. Была одним из ведущих авторов и редактором

коллективной монографии «Медиаобразование, интегрированное с базовым».

Библиография (книги Л.С.Зазнобиной):

Экранные пособия на уроках химии. М., 1981. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной. М., 1996.

Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной. М., 1999. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях/Под ред. Л.С.Зазнобиной. М., 2000.

КОЛОДЯЖНАЯ ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА

10 июня 1911 - 3 марта 2003 Окончила Московский институт иностранных языков (1932) и Государственный институт театрального искусства (1943). Кандидат искусствоведения (1963), профессор. Член Союза кинематографистов России. В 1948-1987 годах преподавала во ВГИКе историю зарубежного кино. Публиковалась по вопросам киноискусства с 1945 года. Печаталась в научных сборниках, в журналах «Искусство кино», «Сов.экран» и др. Автор многих книг, учебников и учебных пособий по зарубежному кинематографу. Библиография (книги В.С.Колодяжной): Б.Ф.Андреев. М.,1951. Кино Индии. М.,1959.

Развитие киноискусства Франции/1929-1939/. М.,1960. Кино Италии/1940-1960/.М.,1961. Кино США в годы войны. М.,1961.

Кино Соединенных штатов Америки/1945-1960/. М.,1963. Советский приключенческий фильм. М.,1965. Кино США /1929-1941/. М.,1967.

История зарубежного кино. Т.2. (совм. с И.Трутко).М.,1970. Кино Польской народной республики. М.,1974. Уильям Уайлер. М.,1975.

История зарубежного кино (совм. с С.Комаровым, В.Утиловым). М.,1981. Кино Италии (1945-1980). М.,1998.

КОМАРОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

20 мая 1905 - 25 июня 2002 Учился на режиссерском факультете ВГИКА (1926-1927). Окончил Московский государственный университет (1931). Доктор искусствоведения (1961), профессор (1963). Лауреат премии Парижской выставке за организацию фильмотеки (1937) и почетной премии «Ника» за вклад в кинематографическую науку и образование (2002). Награжден орденами «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством», медалями. Член Союза кинематографистов России. С 1932 по 2002 год преподавал во ВГИКе, читал курсы по истории и теории зарубежного киноискусства (среди его бывших студентов известные киноведы Л.Аркус, В.Дмитриев, А.Плахов и др.). Был заместителем директора ВГИКа (1943-1946), начальником отдела кинофикации учебного процесса Министерства высшего образования (19461952).

Публиковался по вопросам киноискусства с 30-х годов. Печатался в

многочисленных научных сборниках. Написал ряд книг по истории и

идеологии зарубежного кинематографа, разработал программы нескольких

учебных курсов для ВГИКа. Неоднократно выступал с лекциями в

университетах и киношколах США, Франции, Дании, Германии,

Чехословакии, Польши.

Библиография (книги С.В.Комарова):

Кино на службе научного исследования. М., 1948.

Киноискусство Польши. М., 1959.

Чехословацкое кино. М.,1961.

Кинематография США (1896-1929). М., 1961.

Киноискусство мира и дружбы. М., 1962.

Кинематография Франции (1914-1929). М., 1962.

Кинематография Германии (1895-1929). М., 1962.

Как создаются фильмы. М., 1963.

История зарубежного кино /совм. с В.Колодяжной, И.Трутко, В.Утиловым/. М.,1965-1981.

Киноискусство Чехословацкой социалистической республики. М.,1974.

История кино социалистических стран Европы. М., 1980.

Великий Немой. М.,1994.

Жизнь длиною в век. М., 2000.

ЛЕБЕДЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

24 октября 1897 - 24 июня 1978 Окончил Институт красной профессуры (1933). Доктор искусствоведения (1963), профессор (1940). Заслуженный деятель искусств России /1969/. Работал редактором журнала «Пролеткино» и газеты «Кино» (1923-1924). С 1931 по 1978 преподавал и заведовал кафедрой во ВГИКе. Короткие сроки (в середине 30-х и в середине 50-х годов) возглавлял ВГИК, а в 1937-1939 -ГИТИС. Был активным членом Союза кинематографистов, с 1967 по 1978 годы возглавлял Совет по кинообразованию в школе и вузе. Публиковался по вопросам киноискусства с 1921 года. Печатался в научных сборниках, в журналах: «Пролеткино», «Искусство кино», «Сов.экран» и др., в газетах «Кино», «Сов. Кино», «Сов.культура» и др. Автор нескольких книг по проблемам истории, теории и социологии кинематографа. Один из авторов «Очерка истории кино СССР» (1947), «Очерков истории советского кино» (1956-1959), «Краткой истории советского кино» (1969). На протяжении практически всей своей творческой биографии Н.Лебедев был одним из ведущих идеологов официального отечественного киноведения. Библиография (книги Н.А.Лебедева):

Кино. Его краткая история, его возможности, его строительство в сов. государстве. М., 1924.

По германской кинематографии. М.,1924. К вопросу о специфике кино. М.,1935. Партия о кино. М., 1937. М., 1939. Щукин - актер кино. М.,1944.

Очерк истории кино СССР. Т.1. Немое кино. М., 1947. Внимание - кинематограф! М.,1974. КПД кинематографа. М.,1978.

ПРЕССМАН ЛЕВ ПАВЛОВИЧ

Доктор педагогических наук (1981), профессор. В течение многих лет занимал руководящие должности в НИИ средств обучения Российской Академии образования. Возглавлял многочисленные проекты по медиаобразованию. Опубликовал ряд работ по проблемам создания и использования экранно-звуковых средств в школе. Разработал несколько учебных пособий по проблемам использования медиа в процессе обучения. Печатался в журналах «Педагогика», «Искусство кино», «Сов. экран», «Литература в школе», «Русский язык в школе», «Народное образование», «Вестник высшей школы», «Семья и школа» и др., в научных сборниках. Неоднократно участвовал в научных конференциях. Скончался в Москве во второй половине 90-х годов ХХ века. Библиография (книги Л.П.Прессмана):

Использование кино и телевидения для развития речи учащихся. М., 1965.

Аппаратура ТСО в школе. М., 1972 (совм. с В.Ф.Кисенковым).

Голубой экран воспитывает. ТСО в школе. М., 1972 (совм. с Д.И.Полторак).

Школьный любительский кружок. М., 1972 (совм. с Е.Е.Соловьевой).

Школьный радиоузел. М., 1972.

Кабинет литературы в школе. М.: Просвещение, 1975.

Технические средства на уроках русского языка. М., 1976.

Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. М., 1979.

Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. М.,

1988

РАБИНОВИЧ ЮЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

1918 - 1990

Окончил Смоленский педагогический институт (1941). Кандидат педагогических наук (1966). Работал школьным учителем, директором школы, преподавал в педагогических вузах (Яранск, Курган), заведовал кафедрой. С конца 50-х годов активно занимался кинообразованием школьников и студентов, учителей, организацией киноклубов. Долгие годы был одним из лидеров кинообразовательного движения в России. Начиная с 1964 года, опубликовал ряд работ по проблемам кинообразования школьников и студентов.

Печатался в научно-методических сборниках, в журналах «Искусство кино», «Сов.экран» и др. Неоднократно участвовал в научных конференциях. Библиография (книги Ю.М.Рабиновича):

Старшеклассникам о киноискусстве. Курган, 1965. Принципы изучения кино в школе. Курган, 1969. Роль кино в воспитании школьников. Курган, 1969.

Кинорежиссер Сергей Юткевич в педагогическом контексте. Курган, 1974.

Основы киноискусства. Программы факультативных курсов//Программы факультативных

курсов средней школы. М., 1974 (совм. с Ю.Н.Усовым и М.С.Шатерниковой).

Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)//Кино: прокат,

реклама, методика, практика. М., 1986.

Кино, литература и вся моя жизнь. Курган, 1991.

РЫБАК ЛЕВ АРОНОВИЧ

6 мая 1923 - осень 1988 Окончил Московский государственный университет (1950) и Московский педагогический институт (1956). Был одним из активных деятелей Союза кинематографистов и Совета по кинообразованию. Лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике. В течение многих лет работал учителем, затем - редактором в журнале «Искусство кино». Последние 15 лет жизни занимал пост главного редактора издательского отдела Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства (ВБПК). Автор нескольких монографий о творчестве известных российских кинематографистах: С.Герасимове, М.Швейцере, М.Бернесе, Л.Куравлеве. Будучи по своей первой профессии учителем литературы, до конца своих дней редактировал книжную серию «Кино и школа», в рамках которой и сам опубликовал четыре книги о проблемах экранизаций и медиаобразования. Публиковался по проблемам киноискусства и кино/медиаобразования с 1964 года. Печатался в журналах: «Искусство кино», «Сов.экран» и др. Библиография (книги Л.А.Рыбака): В кадре - режиссер. М.,1974. Марк Бернес. М.,1976. Прочитано экраном. М., 1975. Русская классика на экране. М.,1976. Советская литература на экране. М.,1978. Наедине с фильмом. М.,1980.

Как рождались фильмы Михаила Швейцера. М.,1984. Леонид Куравлев. М.,1989.

СПИЧКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

16 августа 1948 - 21 апреля 2002 Окончил Курганский государственный педагогический институт (1970), кандидат педагогических наук (1986). В течение ряда лет был профессором Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (Курган), активным членом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, IRFCAM (международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия) и CIFEJ (Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада).

А.В.Спичкин был одним из признанных лидеров движения медиаобразования в России, автором многих статей по проблемам медиапедагогики. Публиковался в российских журналах и научных сборниках, в норвежском журнале Media i Skolen, в австралийском журнале International Research Forum on Children and Media, шотландском журнале Media Education Journal и др. Неоднократно участвовал в российских и международных конференциях по проблемам медиа и медиаобразования. Библиография (книги А.В.Спичкина): Изучение основ театра и кино в 3-7 классах. Курган, 1994. Что такое медиаобразование. Книга для учителя. Курган, 1999.

СУРКОВ ЕВГЕНИЙ ДАНИЛОВИЧ

31 октября 1915 - 1988

Окончил Горьковский педагогический институт (1939). Заслуженный деятель искусств России (1970). Работал главным редактором сценарно-редакционной коллегии госкино. Был главным редактором журнала «Искусство кино» (1969-1982). С 1964 по 1988 год преподавал во ВГИКе, вел киноведческую мастерскую (среди его учеников наибольшую известность получили кинокритик и редактор В.Шмыров, режиссер и киновед О.Ковалов).

Публиковался по вопросам киноискусства с 30-х годов. Печатался в научных

сборниках, в журналах «Искусство кино», «Сов.экран» и др. Автор

нескольких книг по проблемам отечественного киноискусства и театра.

Е.Д.Сурков - одна из самых противоречивых фигур отечественного

киноведения и кинопедагогики. Обладая несомненным талантом, он нередко

становился выразителем требований официальной идеологии своего

времени. В конце 80-х годов, находясь в состоянии глубокого морального

кризиса, покончил с собой...

Библиография (книги Е.Д.Суркова):

На драматургические темы. М.,1962.

Амплитуда спора. М.,1968.

Проблемы века - проблемы художника. М.,1973.

В кино и театре. М.,1977.

УСОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

28 июля 1936 - 27 апреля 2000 Бесспорный лидер российского медиаобразования в течение нескольких десятилетий, он окончил киноведческий факультет ВГИКа в 1972 году. Кандидат искусствоведения (1974), профессор, доктор педагогических наук (1989): защитил диссертацию по проблемам кинообразования школьников. В течение ряда лет был членом Правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В 70-х - 90-х заведовал лабораторией экранных искусств в НИИ художественного образования Российской Академии образования (Москва), руководил аспирантами и докторантами. Преподавал в Московском кинолицее, возглавлял ряд масштабных экспериментов по кинообразованию в десятках столичных школ.

Автор нескольких книг по проблемам теории и методики кинообразования школьников и студентов. В последние годы работал над концепцией медиаобразования на аудиовизуальном материале.

Публиковался по вопросам медиаобразования с начала 70-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах «Сов.экран», «Педагогика», «Киномеханик», «Народное образование», «Телевидение и радиовещание», «Искусство кино», «Специалист», «Искусство и образование», «Искусство в школе» и др.

Участвовал в ряде международных конференций по кинообразованию и художественному воспитанию. Был одним из организаторов российско-британских семинаров по медиаобразованию в середине 90-х годов. Библиография (книги Ю.Н.Усова):

Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 810 классов. Таллин, 1980.

Методика использования искусства кино в учебно-воспитательном процессе (совместно с В.Г.Рудалевым). М., 1983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа факультативного курса «Основы киноискусства». М.,1986. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников 7-10 классов. Таллин, 1987. Основы аудиовизуальной культуры (совм.с Л.Баженовой, Е.Бондаренко). М.,1991. Основы экранной культуры. М., 1993. В мире экранных искусств. М.,1994.

ЧЕРНЕНКО МИРОН МАРКОВИЧ

17 февраля 1931 - 24 февраля 2004 Окончил Харьковский юридический институт (1952) и ВГИК (1964). Кандидат искусствоведения (1978). Работал в журнале «Сов.экран», с 1974 -в НИИ киноискусства (зав.сектором). В течение многих лет был Президентом Гильдии киноведов и кинокритиков РФ. Лауреат Премии гильдии киноведов и критиков России (2002), почетных наград Польши за вклад в изучение и популяризацию польского киноискусства. Преподавал во ВГИКе.

Публиковался по вопросам киноискусства с 1956 года. Печатался в научных

сборниках, в журналах «Экран», «Искусство кино», «Киноведческие

записки», в газетах «Культура», «Сов.кино», «Экран и сцена», «СК-Новости»

и др. Основная сфера киноведческих интересов М.М.Черненко -

кинематограф Восточной Европы, признанным знатоком которого он

оставался всю свою жизнь...

Библиография (книги М.М.Черненко):

Анджей Вайда. М., 1966.

Фернандель. М, 1968.

Кино Монголии. М., 1976.

Кино Югославии. М., 1986.

Красная звезда, желтая звезда. Винница, 2001.

ЮРЕНЕВ РОСТИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ

13 апреля 1912 - 28 мая 2002 Окончил ВГИК (1936) и аспирантуру ВГИКа (1940). Доктор искусствоведения (1961), профессор (1963). Заслуженный деятель искусств России (1969), лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике. В годы второй мировой войны был штурманом боевой авиации. Награжден орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны второй степени», «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов». С 1939 по 2002 год преподавал во ВГИКе, руководил киноведческой мастерской (среди его бывших студентов - киноведы В.Босенко, А.Дементьев, А.Липков, В.Трояновский, В.Утилов и др.). Работал в журнале «Искусство кино» (19461948), был старшим научным сотрудником Института Истории искусств Академии наук (1948-1974), заведующим отделом истории кино НИИ киноискусства (1974-2002).

Автор монографий о Сергее Эйзенштейне, Александре Довженко и других видных деятелях отечественного кинематографа, многих работ по истории, жанровым и идеологическим проблемам киноискусства. Написал сценарии нескольких документальных фильмов, рассказывающих в основном о российских кинорежиссерах.

В 60-х - 80-х годах был одним из самых влиятельных представителей официальной кинокритики, получавших аккредитацию на крупнейших международных кинофестивалях. В 90-х годах занимался в основном педагогической деятельностью.

По вопросам киноискусства и медиа публиковался с 1937 года. Печатался в многочисленных научных сборниках по теории и истории отечественного и зарубежного киноискусства, в журналах «Искусство кино», «Сов.экран», «Новый мир», «Киносценарии», «Родина» и др., в газетах «Сов.культура», «Кино», «Сов.искусство», «Литературная газета», «Труд», «Вечерняя Москва», «Сов.кино», «Правда», «Родина», «Литературная Россия», «Известия» и др. (более 600 публикаций).

Неоднократно участвовал в работе международных кинофестивалей (Канн, Берлин, Венеция, Москва и др.). Библиография (книги Р.Н.Юренева):

О фильме «Амангельды». М., 1938.

Григорий Александров: творческий путь кинорежиссера. М.,1939.

Алексей Каплер: творческий портрет кинодраматурга. М.,1940.

«Академик Иван Павлов». М., 1949.

Советский биографический фильм. М.,1949.

«Кубанские казаки». О фильме и его создателях. М., 1950.

«Сельский врач». О фильме и его создателях. М., 1952.

Современное сов. Кино. М., 1958.

Александр Довженко. М.,1959.

Кино - важнейшее из искусств. М., 1959.

На международных кинофестивалях. М., 1959.

Кино за рубежом. М.,1961.

Современное киноискусство капиталистических стран. М., 1961.

«Чистое небо». Очерк о фильме. М., 1961.

Эйзенштейн. М.,1962.

Канн-Москва-Венеция. М., 1963.

Советская кинокомедия. М.,1964.

Смешное на экране. М.,1964.

Советская кинокомедия. М., 1964.

«Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. М.,1965.

Новаторство и традиции сов.кино. М.,1965.

Тамара Носова. М, 1965.

Краткая история сов. кино. Вып. 1. (1917-1941). М., 1967.

Искусство, рожденное Октябрем. М.,1968.

Любовь Орлова. М., 1968.

Михаил Жаров. М., 1971.

Кинорежиссер Евгений Червяков. М.,1972.

Серей Эйзенштейн и современность. М., 1973.

Советское киноведение. М.,1977.

Краткая история советского кино. М.,1979.

Смех сильных. М., 1979.

Александр Медведкин, сатирик. М.,1981.

Книга фильмов. М.,1981.

Чудесное окно: Краткая история зарубежного кино. М.,1983.

Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. В 2-х т. М.,1985.М.,1988.

Новаторство советского киноискусства. М.,1986.

Л.В.Кулешов: теория кино, режиссура, педагогика. М., 1987.

В.К.Туркин: критика, кинодраматургия, педагогика. М., 1989.

Кино Японии послевоенных лет. М.,1993.

Мой милый ВГИК. М.,1994.

Фильмы Глеба Панфилова. М., 1995.

Стихи из заветного ящика. М., 1997.

Сов.кино 30-х годов. М., 1997.

Краткая история киноискусства. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.