Научная статья на тему 'Российские корпорации: истоки, принципы функционирования, совершенствование корпоративного управления'

Российские корпорации: истоки, принципы функционирования, совершенствование корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские корпорации: истоки, принципы функционирования, совершенствование корпоративного управления»

РОССИИСКИЕ КОРПОРАЦИИ

РОССИЙСКИЕ КОРПОРАЦИИ: ИСТОКИ, ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

И. В. Шевченко, доктор экономических наук, профессор Е. М. Малкова, Кубанский государственный университет

Сегодня можно с уверенностью говорить о ключевой роли в экономике России развивающегося крупнокорпоративного сектора. Он представлен интегрированными структурами - объединениями хозяйствующих субъектов производственного, финансово-кредитного, торгового, инновационного и других профилей, консолидирующими свои активы на акционерной основе или на базе договорных отношений. Через крупные корпоративные образования (включая естественные монополии, функционирующие в топливно-энергетическом, металлургическом, транспортном и коммуникационном, авиакосмическом комплексах) проходят основные инвестиционно-финансовые потоки. Свыше 85% ВВП России производится крупными и средними предприятиями, в той или иной мере интегрированными в структуры корпоративного сектора; на их долю приходится большая часть налоговых отчислений в бюджет. Становление российских ТНК регламентируется рядом законодательных и нормативных актов, причем ведущие корпоративные объединения в статусе акционерных компаний были учреждены государством и приватизированы по индивидуальным планам. В качестве примеров можно указать на РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", АвтоВАЗ, ЛУКойл, Роснефть и ряд других вертикально интегрированных нефтяных компаний, Связьинвест и др.

В российском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, коммерческие компании почти одновременно с созданием основного бизнеса начали организовывать финансово-коммерческие группы, идет активный процесс образования финансово-промышленных групп. Назва-

ния таких фирм и групп у всех на слуху, это ФПГ "Интеррос", "ЛогоВаз", "Донинвест", промышленные группы банков "Менатеп", "Российский кредит" и т.д. Процесс интеграции промышленного и банковского капитала в рамках официальных ФПГ охватил разные отрасли, лидирующими здесь являются химическая промышленность и черная металлургия. Однако функционирование большинства финансово-промышленных групп нельзя пока признать устойчивым, многие из них, сохраняя устаревшие технологические режимы и основные методы управления, работают неэффективно. Видимо, центральная задача теперь будет состоять в том, чтобы от нынешнего состояния интеграции перейти к устойчивому и эффективному развитию интеграционных процессов, что невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.

В условиях активного становления новых корпоративных структур в России практическое значение имеют анализ и исследование того, насколько интеграция позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки, рационализировать структуру совокупного капитала. В то же время важно разобраться: почему так минимальны позитивные результаты проводившихся институциональных реформ в корпоративном секторе; почему российские корпорации остаются закрытыми, кто их реально контролирует, в каких целях; каковы базовые неформальные принципы функционирования этих псевдокорпораций. Очевидно, список подобных вопросов может быть продолжен.

Попытаемся проследить истоки формирования и систематизировать черты современного специфического механизма функционирования кор-

поративного сектора (собственность, контроль, финансовые потоки).

В логике становления современного корпоративного сектора России спонтанное разграбление активов государства стало первым шагом. В конце 1980-х - начале 1990-х годов происходило первоначальное "накопление" российского капитала. В этот период огромные денежные средства были получены путем проведения арбитража между секторами - государственным с фиксированными ценами и кооперативно-арендным со свободными ценами. В конце 80-х годов была отменена государственная монополия внешней торговли. Именно этот период реформы оказал далеко идущее воздействие на формирование экономической системы страны и использование экономического потенциала важнейших экспортных отраслей (на которые сегодня приходится основная доля российского экспорта за пределы СНГ). Предоставленная российским нефтяникам и металлургам возможность заключать экспортные контракты открыла первый канал широкого вывоза капитала за рубеж посредством использования всевозможных незаконных схем "выкачивания" средств из государственного сектора.

На рубеже 80-90-х годов началась спонтанная приватизация государственной собственности - получение руководителями предприятий контроля над "руководимыми" активами (через аренду, выделение структурных подразделений, создание различных ассоциаций и т.п.). В сложившейся ситуации пришло время второго логического шага - законодательного оформления приватизации как формализации прав собственности держателей неформального контроля. Иными словами, приватизация была стратегически необходима для рыночных реформ, но для ее максимального эффекта требовались политическая воля, цельная правовая система, изначально жесткий инфорсмент (этот термин используется для обозначения системы принуждения к исполнению законодательства и контрактных обязательств). В указанный период возникли и новые интегрированные структуры, в большинстве своем холдинги, созданные на базе бывших министерств и ведомств в виде различных концернов, союзов, ассоциаций и т.д. Во время перестройки, в стране, избавляясь от избыточной иерархизации, было создано несколько десятков всесоюзных производственных объединений, межотраслевых науч-но-технических комплексов (МНТК), ряд межотраслевых государственных объединений (МГО), например, таких как "Квантэмп", "Технохим", "Энергомаш". Для них были характерны неясная система отношений собственности, высокая сте-

пень централизации управления и низкая эффективность управления как наследие прежних бюрократических структур.

Постприватизационные годы не внесли ничего принципиально нового, лишь новые этапы перераспределения собственности, очередные механизмы захвата (удержания) контроля над корпорациями (финансовыми потоками). Хорошо известны десятки методов концентрации распыленных акций приватизированных предприятий, залоговые псевдоаукционы 1995 года и войны "олигархов" 1997 года. Использовались и такие инструменты, как дополнительные эмиссии акций и производных бумаг, долговые схемы (се-кьюритизация долгов), процедуры банкротства, реорганизация компаний, манипулирование с реестрами и др. Более заметными и успешными стали попытки региональных властей взять под контроль основные предприятия своего региона. Финансово-промышленные группы были одним из базовых элементов концепции рыночно ориентированной промышленной политики, разработанной Госкомпромом России в 1993 году. К августу 1998 года в экономике России в сред почти 3 млн предприятий, 130 тыс. акционернь: обществ, 27 тыс. совместных предприятий появи лось несколько устойчивых типов крупных фи-нансово-промышленных образований, из которых постепенно формируются интегрированные структуры. По стратегии среди них можно выделить "национальных чемпионов", российские ТНК (например, ВИНК "ЛУКойл", МФПГ "Точность", "АвтоВАЗ", ОАО ГАЗ, включая ее ФПГ "Нижегородские автомобили", РАО "ЕЭС России", ФПГ "Интерхимпром") и одну глобальную корпорацию, базирующуюся в России, - ОАО "Газпром". В каждой из этих структур был сконцентрирован большой экономический потенциал и действовал реальный центр стратегического управления. На их предприятия приходилась большая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности перед бюджетом. Их состояние весьма полно передавало главные противоречия и тенденции развития экономики России. Они весьма неравноценны по размерам, составу предприятий, структуре собственности, по состоянию управления и "corporate governance"- корпоративному правлению (управлению высшего уровня). Август 1998 года стал еще одним водоразделом потоков развития российской корпоративной системы.

Финансовый кризис 1998 года не сломал систему, а лишь сместил акценты и активизировал новый передел собственности в 1999 - 2000 годах. Методы борьбы носят в основном процедурный характер: ведение двойного реестра, двоевластие

в АО (два собрания, два совета директоров, два генеральных директора), переход на единую акцию и др. Тем не менее в ряде случаев вооруженный захват предприятия вновь, как и в 1993 -1995 годах, становится одним из широко используемых способов установления корпоративного контроля. Развитие российской корпоративной системы шло через 10-летнюю трансформацию институтов советской экономики, базис которой составляли крупные предприятия и их объединения, однако после экономического дефолта 1998 года к новым реалиям с большим или меньшим успехом сумели адаптироваться только те, которые создали положительный баланс:

• основ, заложенных в советский период;

• результатов государственных решений после

1991 года;

• использования возможностей рынка и платежеспособного спроса;

• более или менее эффективного управления.

Это прежде всего относится к ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", РАО "Норильский никель", к ряду вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как ЛУКойл и Сургутнефтегаз, к нескольким компаниям и финансово-промышленным группам высокотехнологичной промышленности, таким как ФПГ "Оборонительные системы", "Точность", "Росэнергоатом" и др.

В 1998 - 1999 годах идет процесс не только перераспределения, но и консолидации акционерной собственности. Безусловно, перераспределение собственности (рынок корпоративного контроля) является нормальным и эффективным механизмом корпоративного управления и в рамках цивилизованных процедур; если повышается эффективность компании на микроуровне, происходит экономический рост в рамках национальной экономики. В России же фактически за последние 15 лет сложилась частно-государственная система, направленная на обогащение узкой группы частных предпринимателей (некоторые из них занимают государственные должности) и приближенных к ним лиц. Создание такой системы путем взятия частными собственниками фактического и юридического контроля над экономическим потенциалом, с одной стороны, и формирование политико-государственной номенклатуры, с другой, в значительной мере завершены. Ни одна из нынешних российских компаний, входящих в мировые рейтинги, не создана чистыми методами рыночной самоорганизации. Это и неудивительно: самоорганизация многих иностранных корпоративных структур занимала десятилетия, самые же именитые ведут свою историю из

глубины веков. Тем не менее большинство российских предприятий демонстрирует редкостную живучесть и адаптационные способности в условиях крайне агрессивной среды.

В сложившейся в 90-е годы модели функционирования российского корпоративного сектора (основу которого составляют крупные корпорации, созданные в процессе приватизации на базе государственных предприятий) можно выделить следующие системообразующие принципы.

Принцип первый: безответственные партнеры. К настоящему времени фактический контроль над экспортными отраслями и большинством крупных неэкспортных предприятий принадлежит не акционерам, а группам частных лиц, контролирующим компании на основе сочетания законных и незаконных методов. Контроль со стороны этой группы обычно распылен среди аффилированных компаний (фондов, оффшорных фирм, номинальных держателей, отдельных лиц и т.д.) - миноритарных акционеров. Более того, система ("цепочка") оффшорных компаний часто устроена таким образом, что реальные владельцы вообще отсутствуют в каких-либо реестрах собственников. Само управление финансами и заключение различных сделок с собственностью (акциями) осуществляют формальные наемные директора по указаниям реальных владельцев на "доверительной" основе.

Принцип второй: монополизация финансовых потоков. Главная задача установления корпоративного контроля - реальный контроль над финансовыми потоками. Однако получение формальных прав собственности - необходимое, но не единственное условие для этого (фактический "контролер" финансовых потоков корпорации может вовсе не быть ее юридическим собственником). Наиболее "деликатной" сферой современной корпорации является незаконный (по меркам российского законодательства и, соответственно, по методам исполнения) увод финансовых ресурсов от налогов, от кредитов, от "чужих" акционеров. Главная борьба за корпоративный контроль разворачивается обычно здесь - в узкой и закрытой для непосвященных сфере корпоративных финансов. Собственно корпоративное право, несмотря ни на какие дополнения и изменения, не способно противостоять массовому воровству (через трастовые схемы, трансфертные цены, договоры о сбыте с занижением цены и т.д.), по крайней мере, в условиях современных российских реалий. Это означает, что следует акцентировать внимание на расширении сферы мониторинга действий инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров) со стороны мелких ак-

ционеров - аутсайдеров. Обсуждаемые меры должны быть направлены на поиск действующего в современной российской действительности механизма контроля, который мог бы затруднять инсайдерам манипуляции активами в ущерб как самому АО, так и не вовлеченным в этот процесс акционерам, кредиторам и государству.

Принцип третий: зарубежные "центры прибыли ". Значительная часть прибыли и прочих инвестиционных ресурсов крупных российских компаний вывозятся за границу. Затем по мере необходимости реинвестируются в компании в форме кредитов иностранных банков или прямого вложения "иностранного" капитала. Причина вывоза прибыли за рубеж известна - укрытие прибыли от налогов и стремление лишить акционеров, не входящих в контролирующую группу, возможности получать доходы от совладения компанией. Убыточность и наличие долгов перед контрагентами и бюджетами различных уровней (наряду с другими факторами) свидетельствуют и об эффективной организации вывода ресурсов не только за рубеж, но и за пределы корпорации как объекта права.

Принцип четвертый: "приватизация " институтов власти. Крупнокорпоративный сектор оказывает влияние на государственный аппарат как на федеральном, так и на местном уровнях. Цели такой "приватизации" власти на федеральном уровне - обеспечение свободного вывоза финансовых ресурсов за рубеж, получение юридического контроля над государственной собственностью по минимальной цене, возможность безболезненно накапливать кредиторскую задолженность. На местном уровне это облегчает укрывание прибыли от налогов и получение необходимых лицензий, а также обеспечивает защиту местных рынков от проникновения конкурентов. Отсюда напрашивается вывод о несостоятельности любых попыток "повышения управляемости" государственной собственностью в рамках описываемого механизма.

Учитывая приведенные выше неформальные принципы функционирования российских корпораций можно судить об отсутствии цивилизованных подходов, а следовательно, и низком качестве корпоративного управления. Потенциально же наиболее эффективными являются корпоративные объединения со значительной степенью взаимоучастия в капитале, с взаимным представительством в органах корпоративного управления, выверенным соотношением промышленных и банковских активов, с детально просчитанным бизнес-планом (организационном проектом) совместной деятельности и т.д.

Для формирования и становления национальной модели корпоративного управления в России не существует ни "особых препятствий", ни "особых рецептов". С большинством известных проблем сталкиваются все страны с переходной экономикой, приватизация в которых не дала каких-либо заметных инвестиций в развитие предприятий. В частности, отсутствие развитой системы, соответствующей культуры и четкого стандартного механизма исполнения контрактов как каналов передачи прав собственности, вызывает ряд неправомочных действий (массовые нарушения прав акционеров, коррупцию, развитие нерыночных отношений экономических агентов и т.п.). Конфликты между менеджерами и акцио-нерами-аутсайдерами (крупными и мелкими) в рамках отношений "принципал-агент " приобретают острейший характер. Одна из ключевых проблем здесь - проблема "прозрачности" эмитента не только для потенциальных инвесторов, но и для fife facto внешних акционеров корпорации. Не менее важен подход к проблеме корпоративного управления с позиции финансовой системы, понимаемой как определенные институциональные соглашения, обеспечивающие трансформацию сбережений в инвестиции и распределяющие ресурсы среди альтернативных пользователей в индустриальном секторе. В рамках финансовой системы важен аспект развития эффективных институтов, прежде всего коммерческих банков. Прикладной анализ корпоративного контроля применительно к переходной экономике приобретает сложный двойственный характер. В этой связи необходимо установление полюсов реального контроля в корпорации при наличии формально размытой структуры собственности.

Прогресс в решении многих из отмеченных проблем в большой степени зависит от объемов, эффективности и интенсивности институционального регулирования. Резкая активизация деятельности по обеспечению прав инвесторов необходима для восстановления инвестиционной привлекательности страны в условиях финансового кризиса и новой фазы перераспределения прав собственности. Это означает усиление нагрузки на формируемую модель корпоративного управления, однако в законодательстве России слабо проработаны необходимые механизмы дополнительной эмиссий, "прозрачности", защиты разных категорий акционеров; не работают внешние механизмы корпоративного управления (контроль финансового рынка, поглощения, банкротства). Активный контроль акционеров (голосование) должен стать доминирующей формой (по отношению к пассивному контролю через продажу

акций). Это также создает особую нагрузку для внешних законодательных и внутренних (советы директоров) механизмов корпоративного контроля. Особую актуальность приобретают вопросы принудительного соблюдения законности.

Ключевая задача корпоративного управления вне зависимости от применяемого теоретического инструментария является общепризнанной: защита определенного круга участников корпоративных отношений от потенциального произвола (неэффективной деятельности ) наемных менеджеров. Различие состоит в типах и степени вовлечения в сферу корпоративных отношений тех или иных категорий таких потенциальных участников. В более широкой трактовке корпоративное управление - это учет и защита интересов как финансовых, так и нефинансовых инвесторов, вносящих свой вклад в деятельность корпорации (концепция "соучастников"). Очевидно, степень охвата потенциальных "объектов защиты" посредством корпоративного управления во многом определяется экономическими, правовыми, историческими и этическими традициями в конкретном обществе.

Тенденции формирования и функционирования корпораций отражают закономерности развития мирового производства и носят универсальный характер. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияния и поглощения, создание стратегических альянсов); интеграция промышленного и финансового капитала; диверсификация форм и направлений деятельности. В этом же ряду находятся глобализация деятельности (распространение товаров и услуг, создание дочерних структур на наиболее привлекательных зарубежных рынках), интернационализация капитала (рост транснациональных компаний, привлечение наиболее дешевых инвестиций независимо от страны их происхождения).

Необходимость совершенствования корпоративного управления в российской практике, прежде всего, обусловливается происходящими интеграционными процессами: возникают различные промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансово-промышленных групп и другие формы объединений. В результате реструктуризации нефтяного комплекса России были образованы вертикально интегрированные нефтяные компании, охватывающие все стадии добычи и переработки нефти, сбыта нефтепродуктов. Горизонтальные объединения в форме слияний и поглощений особенно активно происходят в банковской сфере, причем эти объединения направлены как на расширение спектра

банковских услуг, так и на географическое расширение.

В последние годы появились новые типы хозяйственных объединений, в частности стратегические альянсы. Стратегические альянсы - это создаваемые на временной основе группы независимых предприятий, связанных современными технологиями, объединивших свои ресурсы и усилия в целях эффективного использования благоприятной рыночной ситуации. Россия уже начинает участвовать в подобного рода объединениях, как, например, альянсы компаний родственных отраслей Shell и РАО "Газпром ", а также British Petroleum и Сиданко. Новая тенденция - формирование стратегических альянсов на базе соглашений о сотрудничестве. К таковым, например, можно отнести соглашение между ОАО "ЛУКойл" и АО "ЗИЛ", согласно которому разрабатываются новые виды горюче-смазочных материалов для использования в производстве и эксплуатации автомобиля ЗИЛ, а также специальные автомобили для нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.

Следующей важной предпосылкой развития стратегического управления на российских предприятиях является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция таких фирм - Sony, Siemens, Procter& Gamble, L 'Oreal, Mars и множества других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно только, действуя аналогичными методами, то есть разрабатывая стратегию работы в конкурентной среде. К очевидным недостаткам управленческих систем российских корпораций следует отнести крайне слабое использование стратегических подходов в регулировании производственно-хозяйственной деятельности, отсутствие у корпораций ясного и надежного инструментария корпоративного планирования.

Таким образом, быстрые изменения внешней среды отечественных, предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализации бизнеса, а также происходящие интеграционные процессы стимулируют появление новых подходов к управлению, обусловливают необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике.

Отметим, что большая часть отечественных производителей только подходит к пониманию

того, что называют стратегическим менеджментом, в то время как у наших коллег на Западе такое понимание пришло уже более 20 лет назад. Причиной тому был и в большинстве случаев остается недостаток опыта, а соответственно, и навыков управления в условиях реально действующих рыночных отношений. Следствием этого является, с одной стороны, непонимание важности философии бизнеса для успеха деятельности компании, а с другой - представление о том, что условия, в которые поставлены российские фирмы, являются чем-то исключительным, не имеющим аналогов в мире. И это совершенно естественно. Во-первых, слишком мало времени прошло с тех пор, как в России начались рыночные преобразования. Во-вторых, среда, в которой сейчас работают российские компании, значительно отличается от той, в которой работают их западные коллеги. Подробное и убедительное доказательство этому приведено в докладе компании МсКтеу "Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей". Ситуация, когда понятие "конкурент" тождественно понятию "враг", когда наиболее эффективные в экономическом смысле компании работают себе в убыток, а менее производительные процветают, только с очень большими допущениями может быть названа рыночной. Однако опыт многих и многих компаний в России показывает, что и в этих условиях можно и нужно правильно выстраивать свою стратегию, анализировать рынок и прогнозировать шаги конкурентов.

В целом, становление финансово-промышленных структур в России пока не сопровождается должной отдачей, как на уровне корпоративного звена, так и на макроуровне. Это определяется следующими недостатками: слабым освоением современных технологий корпоративного менеджмента, непроработанностью систем финансирования текущей деятельности центральных компаний, отсутствием реальных рычагов влияния последних на принятие решений органами управления предприятий-участников и многими другими аспектами. Неотложного решения требуют вопросы правового обеспечения деятельности подобного рода структур, совершенствования законодательной и нормативной базы их создания и функционирования. Охарактеризуем пути вхождения крупных отечественных предприятий в систему нормального корпоративного управления. Это большая и многоплановая работа должна основываться на творческом применении современных знаний менеджмента и маркетинга и охватывать следующее:

• строгое определение целей и мотивации деятельности корпорации и ее собственников;

• реструктурирование корпорации, нацеливаемое на ее превращение в самоуправляемую структуру под контролем собственников;

• выбор организационной структуры, адекватной поставленным целям, маркетинговым, производственным и инновационным задачам корпорации;

• разработку единых принципов ее работы в виде "миссии", "философии".или иного основополагающего документа;

• изменение основ оплаты труда персонала, прежде всего высших менеджеров;

• организацию единой финансовой и инвестиционной деятельности (последняя должна быть ориентирована прежде всего на самоинвестирование, привлечение капиталов путем выпуска ценных бумаг и работа с ними, активное взаимодействие с зарубежными фондами и организациями, использование оффшорных зон и налоговых гаваней, аккумулирование средств работников корпораций в пенсионных и страховых компаниях).

Эти управленческие императивы пока недостаточно четко и последовательно реализуются в работе отечественных корпораций, однако некоторые тенденции эволюции новых компаний, возникших в ходе реформирования экономики, обнадеживают. Просматриваются контуры типично российского предпринимательства, сочетающего расчет и некую веру в неизбежный успех. Активность многих наших предпринимателей весьма высока, и если подкрепить ее современными знаниями, крупный отечественный бизнес выйдет на передовые позиции в мире. Очевидно, что реальный эффект может быть достигнут только в комплексе с другими антикризисными мерами макроэкономического и институционального характера.

На пороге реформ наша страна, ее научно-технический потенциал и экономика были выше других развивающихся стран. Однако в результате недостаточно эффективной реструктуризации экономики она по большинству показателей была отброшена в середину списка развивающихся стран; пошли на слом вполне жизнеспособные мощные отраслевые промышленно-финансовые группы. Между тем именно на их базе естественно было бы сформировать новые рыночные институты, подобные транснациональным корпорациям, обеспечивающим процветание и богатство современных передовых стран. Только имея собственные эффективные и конкурентоспособные ТНК можно на равных войти в мир, который уже стал "миром ТНК".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.