Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАЧАЛА 1960-Х ГГ.: АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИЛИ ПОИСКИ КОНСЕНСУСА?'

РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАЧАЛА 1960-Х ГГ.: АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИЛИ ПОИСКИ КОНСЕНСУСА? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинникова Татьяна Анатольевна, Симорот Светлана Юрьевна

Научное исследование истории государственно-церковных отношений в той или иной стране - задача, решение которой представляет огромный научный и практический интерес. История древнейших институтов - государства и религии, их взаимоотношений издавна является объектом исследования ученых, ищущих ответы на непростые вопросы современности. Именно в прошлое уходят своими истоками многие нынешние этнические и межконфессиональные конфликты. В опыте прошлого имеется немало полезного и выстраданного человечеством для создания оптимальной модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями, верующими и неверующими, между приверженцами различных конфессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN STATE-CHURCH RELATIONS OF THE EARLY 1960S: ADMINISTRATION OR SEARCH FOR CONSENSUS?

The scientific study of the history of state-church relations in a particular country is a task whose solution is of great scientific and practical interest. The history of the most ancient institutions - the state and religion, their relationship has long been the object of research by scientists looking for answers to difficult questions of our time. It is in the past that many of the current ethnic and interfaith conflicts have their origins. In the experience of the past, there is a lot of useful and suffered by humanity to create an optimal model of relations between the state and religious organizations, believers and non-believers, between adherents of various faiths.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАЧАЛА 1960-Х ГГ.: АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИЛИ ПОИСКИ КОНСЕНСУСА?»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_12

РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАЧАЛА 1960-Х ГГ.: АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИЛИ ПОИСКИ КОНСЕНСУСА? RUSSIAN STATE-CHURCH RELATIONS OF THE EARLY 1960S: ADMINISTRATION OR SEARCH FOR CONSENSUS?

ОВЧИННИКОВА Татьяна Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры общих и специальных юридических дисциплин, Тихоокеанский государственный университет.

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: tatyana.ovchinnikova@mail.ru;

СИМОРОТ Светлана Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент,

старший преподаватель кафедры филологии и общенаучных дисциплин Религиозная организация высшего образования

Хабаровской епархии Русской Православной Церкви, Хабаровская духовная семинария. 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 26. E-mail: ssimorot@mail.ru;

OVCHINNIKOVA Tatiana Anatolyevna,

candidate of legal sciences,

associate professor of the department of general and special legal disciplines Pacific State University, Khabarovsk.

136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia. E-mail: tatyana.ovchinnikova@mail.ru;

SIMOROT Svetlana Yurievna,

Candidate of law, associate professor,

Senior lecturer of the department of philology and general scientific disciplines

Religious organization of higher education Khabarovsk Diocese of the Russian Orthodox Church

Khabarovsk Theological Seminary, Khabarovsk.

26, Turgenev str., Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680000, Russia.

E-mail: ssimorot@mail.ru

Краткая аннотация: научное исследование истории государственно-церковных отношений в той или иной стране - задача, решение которой представляет огромный научный и практический интерес. История древнейших институтов - государства и религии, их взаимоотношений издавна является объектом исследования ученых, ищущих ответы на непростые вопросы современности. Именно в прошлое уходят своими истоками многие нынешние этнические и межконфессиональные конфликты. В опыте прошлого имеется немало полезного и выстраданного человечеством для создания оптимальной модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями, верующими и неверующими, между приверженцами различных конфессий.

Abstract: the scientific study of the history of state-church relations in a particular country is a task whose solution is of great scientific and practical interest. The history of the most ancient institutions - the state and religion, their relationship has long been the object of research by scientists looking for answers to difficult questions of our time. It is in the past that many of the current ethnic and interfaith conflicts have their origins. In the experience of the past, there is a lot of useful and suffered by humanity to create an optimal model of relations between the state and religious organizations, believers and non-believers, between adherents of various faiths.

Ключевые слова: государственно-церковные отношения, государство, религия, этнические конфликты, межконфессиональные конфликты.

Keywords: state-church relations, state, religion, ethnic conflicts, interfaith conflicts.

Для цитирования: Овчинникова Т.А., Симорот С.Ю. Российские государственно-церковные отношения начала 1960-х гг.: администрирование или поиски консенсуса? //Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 12-15. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_12.

For citation: Ovchinnikova T.A., Simorot S.Yu. Russian state-Church relations of the early 1960s: administration or search for consensus? //Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 12-15. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_12.

Статья поступила в редакцию: 12.03.2022

Государственно-церковные отношения советского периода российской истории развивались отнюдь не прямолинейно. Первоначальный этап их становления, окрашенный драматизмом первых послереволюционных лет, характеризуется активной и последовательной деятельностью властных структур по отделению церкви от государства и школы от церкви, по обеспечению свободы совести. В конце 1920-х гг. в деятельности правящей партии и государства обозначился отход от марксистских принципов в отношении религии, церкви и верующих. В силу целой совокупности объективных и субъективных причин произошла деформация государственно-церковных отношений в СССР, что повлекло незаконное закрытие культовых зданий, нарушения прав верующих, необоснованные репрессии в отношении части духовенства. К началу 1940-х гг. политика в отношении религии, церкви и верующих переместилась на самую периферию государственной деятельности. Последующий полу-

вековой период - 1941-конец 1980-х гг. - начался с нормализации государственно-церковных отношений и закончился их демократизацией и либерализацией. Несмотря на то, что внутри этого периода выделяются 4-5 лет (рубеж 1950-1960-х гг.), отмеченных администрированием в отношении ряда религиозных организаций, общую тенденцию развития отношений власти и конфессий можно охарактеризовать как движение к общецивилизационным принципам в отношении к религии и свободомыслию.

В период с 1960 по 1980-е гг. активно шел процесс совершенствования государственно-церковных отношений в СССР. Присущий началу 60-х годов «административный зуд» по отношению к религиозным организациям на четверть века сменился должной нормотворческой деятельностью, главным вектором которой становилось реальное обеспечение прав верующих на свободу вероисповедания.

Последние годы пребывания «волюнтариста-романтика» Н. С. Хрущева на высших постах - государственном и партийном - отмечены возрастанием регламентации и администрирования со стороны государства по отношению к религиозным организациям. В марте 1961 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». Принятие этого документа вызвано не только (и не столько) стремлением административными рычагами справиться с религией, хотя некоторые высшие чиновники и имели такое стремление. Необходимость усиления контроля вызывалась инерцией послевоенных лет, когда многие служители культов действительно действовали бесконтрольно. В одном из докладов председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР А. А. Пузина перечислены типичные нарушения со стороны религиозного актива: противодействие мероприятиям по усилению научно-атеистической пропаганды, насаждение националистических настроений, побуждение верующих к отказу от выполнения своих гражданских обязанностей, самовольное строительство и открытие церквей, мечетей и т. п.

Вскоре был принят важный документ нормативного характера, реализующий основные установки совместного постановления. 16 марта 1961 года Совет по делам религиозных культов при Совмине СССР и Совет по делам Русской православной церкви при Совмине СССР утвердили «Инструкцию по применению законодательства о культах» (далее «Инструкция»). Этот документ предварительно рассматривался и был одобрен высшей партийной инстанцией - Президиумом ЦК КПСС, что делало его обязательным для исполнения всеми центральными и местными советскими органами, партийными, комсомольскими, профсоюзными организациями, всеми должностными лицами и гражданами СССР. В инструкции определялись четкие правовые рамки в деятельности религиозных организаций и духовенства, порядок их регистрации, открытия и закрытия молитвенных зданий, порядок пользования культовым имуществом, средства и формы контроля за соблюдением законодательства о культах [2, С. 3-16].

Документ подтверждал конституционные принципы свободы совести и свободы отправления религиозных культов. При этом предписывалось «строго следить за тем, чтобы всем гражданам на деле была обеспечена свобода совести, провозглашенная Конституцией СССР, не допускать применения административных мер борьбы с религией, административного вмешательства в деятельность религиозных объединений, грубого отношения к духовенству и оскорблений чувств верующих». При этом оговаривалось, что религиозные объединения и служители культов не должны использовать молитвенные собрания верующих для политических выступлений, противоречащих интересам советского общества; побуждать верующих отказываться от выполнения своих гражданских обязанностей; вести пропаганду, направленную на отрыв верующих от активного участия в государственной, культурной и общественно-политической жизни страны.

В «Инструкции» подчеркивалось, что религиозные объединения и служители культов не вправе создавать кассы взаимопомощи и заниматься благотворительной деятельностью, организовывать санатории и лечебную помощь, устраивать экскурсии, детские и спортивные площадки. Таким образом, деятельность религиозных объединений и служителей культов ограничивалась удовлетворением сугубо религиозных потребностей верующих. Ряд запретов, содержащихся в документе, был обусловлен стремлением обеспечить безопасность и интересы государства и его граждан. В любом государстве существуют подобные запреты, что вполне естественно. Так, религиозным центрам, религиозным объединениям и служителям культов воспрещалось проводить принудительные взыскания денежных или имущественных сборов и обложений верующих, применять к верующим меры принуждения или наказания, организовывать паломничество верующих к святым для них местам. Вместе с тем «Инструкция» запрещала организовывать специальные детские, юношеские и женские молитвенные собрания, а также кружки, группы и собрания по обучению религии; использовать церковные средства и имущество для благотворительных целей; без соответствующих разрешений созывать религиозные съезды, открывать духовные учебные заведения, издавать религиозную литературу. В данных запретах уже просматриваются административно-командные методы регулирования «религиозной сферы». Однако эти запреты вряд ли ущем-

ляли религиозные чувства массового верующего, так как при отсутствии организованного изучения религии (в кружках, школах и т. д.) была возможность изучить ее в семейном кругу или индивидуально. Во многом условным оказывался запрет на благотворительность - в случае затруднений или беды единоверцы оказывали друг другу помощь, в том числе и денежную, которую невозможно было проконтролировать. Такого рода благотворительность, как перечисление религиозными организациями средств в Фонд охраны памятников истории и культуры или Фонд мира не только не только не запрещалась, но и всячески поощрялась властями.

Религиозное объединение могло приступить к своей деятельности только после регистрации в органах государственной власти. Такой порядок во многих странах утвердился еще в XIX в., в СССР уже в 1920-е гг. все религиозные организации подлежали регистрации. Факт регистрации означает, что религиозное объединение, действуя в рамках закона, одновременно ставится под его защиту. При этом гарантируется осуществление свободы совести и удовлетворение верующими своих религиозных потребностей. К началу 1960-х гг. на Дальнем Востоке действовали десятки незарегистрированных объединений. В Хабаровском крае, например, их насчитывалось 16, из них 4 общины РПЦ и 12 групп РПЦ. В Амурской области в 1960 г. насчитывалось 33 религиозные общины, из которых только 2 были зарегистрированы, остальные - 31 община - действовали без регистрации [1, С. 22-23]. Религиозные объединения, не прошедшие регистрацию, находились вне правового поля, фактически на полулегальном положении, что отмечалось во многих справках и отчетах. Например, в документах уполномоченного Совета по Хабаровскому краю употреблялись такие словосочетания, как «нелегальное объединение», «нелегальная деятельность» и т. п.

Процедура регистрации была несложной. Основанием для нее являлось ходатайство верующих, подписанное не менее чем 20 совершеннолетними гражданами. Решение о регистрации религиозного объединения и открытии молитвенного здания принимал исполком краевого (областного) Совета депутатов трудящихся. Не подлежали регистрации общины и группы верующих, «принадлежащих к сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православная церковь, адвентисты-реформисты, мурашковцы и т. п.» [2, С. 11-12]. В случае нарушений законодательства религиозные объединения могли быть сняты с регистрации. В таком случае допускалось закрытие молитвенных домов. Однако закрывать их запрещалось без решений исполкомов краевых (областных) Советов депутатов трудящихся. Последние могли также принимать решения об ограничении колокольного звона, если это вызывалось необходимостью и поддерживалось населением.

«Инструкция» определила порядок пользования культовым имуществом. Верующие, составляющие религиозное сообщество, могли получить по договору в бесплатное пользование от рай(гор)исполкомов специальные молитвенные здания и культовый инвентарь. Для молитвенных собраний верующие могли арендовать и другие помещения. Однако власти не спешили строить молитвенные здания, чтобы потом передать их в бесплатное пользование религиозным объединениям. Бытовало другое: верующие на свои средства строили или приобретали, скажем, молитвенный дом, а рай(гор)исполком брал этот дом на свой баланс и передавал его по договору в бесплатное пользование верующим. В договоре предусматривалось, что лица, принявшие здание и другое имущество, обязаны его хранить и беречь, нести расходы, связанные с владением и пользованием этим имуществом, при его порче или недостаче возместить причиненный государству ущерб.

Имеющие историческое и художественное значение молитвенные здания, находившиеся на особом учете, передавались верующим в том же порядке и на тех же основаниях, но с обязательным установлением правил об учете и охране памятников искусства и старины. В этот период в бесплатном пользовании религиозных обществ находились сотни ценных исторических памятников, среди которых творения русского народного гения: Успенский кафедральный собор в г. Владимире, Троицкий и Успенский соборы и Духовная церковь в Троице-Сергиевой лавре, Московский католический собор святого Людовика, медресе Мир-Араб в Бухаре и др. [4, С. 111-113]. Для сохранения подобных шедевров, на их ремонт и реставрацию государство ассигновало значительные средства. Договор на пользование зданием культа мог быть расторгнут рай(гор)исполкомом, если верующие сами отказывались от пользования зданием или если религиозным обществом не соблюдались условия договора. При снятии с регистрации религиозного общества и закрытии молитвенного здания культовое имущество распределялось следующим образом: а) все предметы из золота, серебра, платины, драгоценные камни, а также люстры, ковры, мебель и т. п. передавались местным финансовым органам; б) предметы, имевшие историческую и художественную ценность, передавались в музеи; в) предназначенные для отправления культа предметы (иконы, облачения и т. п.) могли быть переданы другому действующему религиозному объединению того же культа. Такой порядок строго соблюдался.

В целом «Инструкция», являясь циркулярным воплощением совместного ЦК КПСС и Совета министров СССР постановления «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», не знаменовала сколь-либо радикальную ре-

форму государственного контроля за реализацией свободы вероисповедания. Скорее это было восстановление и конкретизация принципов и положений известного постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», ряд статей которого в послевоенные годы не исполнялся местной властью. Однако при восстановлении системы контроля за выполнением законодательства о культах не были предусмотрены меры, исключающие администрирование по отношению к религиозным объединениям. Авторам неизвестны случаи привлечения к какой-либо ответственности виновных в незаконном закрытии культовых зданий, оскорблений чувств верующих и т. п.

Ряд правительственных постановлений начала 1960-х гг. стал для местной власти своеобразной санкцией для усиления администрирования в отношении религиозных объединений. Было увеличено налогообложение доходов предприятий епархиальных управлений; повышены налоги на служителей религиозных культов, певчих церковных хоров, регентов, органистов и преподавателей духовных учебных заведений; ограничен круг лиц, работавших в религиозных организациях, на которых распространялось законодательство о труде. Государственные органы провели работу по сокращению подготовки кадров духовенства [5].

Председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР В. А. Куроедов, выступая на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета с участием заместителя председателей и секретарей обл(край)исполкомов (июнь 1963 г.) докладывал: «В центре и на местах фактически перекрыты все каналы, при помощи которых православная церковь, в особенности после окончания войны, обогащалась, обрастала имуществом, тем самым укрепляла свою материальную базу...На основе наших рекомендаций все духовенство отстранено от хозяйственно-финансовых дел в религиозных обществах...» [6, С. 46]. Обслуживающий персонал церквей за исключением четырех категорий (сторожей, истопников, уборщиц, дворников) снят с профсоюзного учета. [3, С. 7-8]. «Хрущевская оттепель» обернулась «похолоданием» в области государственно-церковных отношений. Во многих епархиях закрывались приходы. Председатель Совета по делам религиозных культов А. А. Пузин в оном из своих выступлений (август 1965 г.) перечислил часто встречавшиеся тогда нарушения: неправомерный отказ в регистрации религиозных объединений; разгон молитвенных собраний верующих силами милиции и дружинников; самоуправные обыски в квартирах и в молитвенных домах; конфискация религиозной литературы; незаконные аресты верующих; лишение верующих родительских прав. Главная причина этих нарушений, по мнению А. А. Пузина, в том, что «у многих должностных лиц сложились неправильные представления о сектантах и способах борьбы с сектантскими вероучениями. Все сектанты часто изображаются как враги Советского государства, как моральные уроды и тунеядцы». [6, С. 30].

К середине 1960-х гг. волна администрирования угасла, так как повышалась правовая грамотность советских работников, местные органы власти стали более ответственно подходить к контролю за выполнением законодательства о культах, за организацию этого контроля стали персонально отвечать заместители председателей, секретари, а кое-где и сами председатели соответствующих исполкомов. Ежегодно проводились многочисленные всесоюзные и региональные совещания уполномоченных Советов, на которых давалась информация о религиозной ситуации в стране и регионах, звучали доклады религиоведческой и государственно-правовой тематики. К тому времени проблемы свободы совести стали активно обсуждаться в комитетах ООН. СССР также включился в обсуждение данной проблематики и стремился к соответствию собственных законов международным актам.

Библиография:

1. Асташова Н.М. К вопросу о религиозном движении в Амурской области (1918-1999) / Н.М. Асташова // Духовная жизнь Дальнего Востока России : материалы региональной научно-практической конференции. -Хабаровск. - 2000. - С. 22 - 23.

2. Инструкция по применению законодательства о культах. М., - 1961. - 23 с.

3. Куроедов В.А. О задачах по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах в свете решений июньского Пленума ЦК КПСС / В.А. Куроедов. - М., 1963. - С. 7-8.

4. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе / А.А. Куроедов. - М., 1984 г. - С. 111-113.

5. Сведения из доклада председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР А. А. Пузина на совещании идеологических работников республик Средней Азии 5 февраля 1964 г. Репринтные копии доклада рассылались в обкомы и крайкомы КПСС.

6. Одинцов М.И. Русская православная церковь в ХХ в.: история взаимоотношения с государством и обществом / М.И. Одинцов. - М., 2002 г. С. 46 - 52.

References:

1. Astashova N.M. On the question of the religious movement in the Amur region (1918-1999) / N.M. Astashova // Spiritual life of the Russian Far East : materials of a regional scientific and practical conference. -Khabarovsk. - 2000. - pp. 22-23.

2. Instructions for the application of legislation on cults. M., - 1961. - pp. 3-16.

3. Instructions for the application of legislation on cults. pp. 11-12.

4. Kuroedov V.A. Targets for increasing control over observance of the legislation on cults in light of the decisions of the June Plenum of the Central Committee of the CPSU V. A. Kuroedov. - M., 1963. - P. 7-8.

5. Kuroedov V. A. Religion and the Church in Soviet society / A. A. Kuroedov. - M., 1984. - Pp. 111-113.

6. Data from the report of the Chairman of the Council for religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR AA Puzina at the conference of ideological workers of the Central Asian republics February 5, 1964 Reprint copies of the report were circulated to the regional Committee and the regional Committee of the CPSU.

7. Odintsov M. I. The Russian Orthodox Church in the twentieth century: the history of mutual relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.