Научная статья на тему 'Российская журналистика между должным и реальным: взгляд руководителей и владельцев центральных российских изданий (публичные заявления)'

Российская журналистика между должным и реальным: взгляд руководителей и владельцев центральных российских изданий (публичные заявления) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
282
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / МИССИЯ / МЕДИАБИЗНЕС / СВОБОДА СЛОВА / СМИ И ГОСУДАРСТВО / АУДИТОРИЯ СМИ / JOURNALISM / MISSION / MEDIA BUSINESS / PRESS FREEDOM / MEDIA AND STATE / MEDIA AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесниченко А. В.

Статья знакомит с результатами исследования представлений руководителей и владельцев центральных российских печатных и онлайновых изданий о назначении журналистики и ее реальной роли, о должных и реальных отношениях СМИ и власти, о должных и реальных отношениях СМИ и аудитории. Результаты получены путем анализа публичных выступлений руководителей и владельцев медиа, а также редакционных руководств. Оказалось, что в представлениях о назначении журналистики, а также об отношениях СМИ и власти должное и реальное расходятся радикально: видятся СМИ как бизнес и независимый критик, но в реальности занимаются пропагандой, а о независимости от чиновников и возможности прожить без государственных дотаций приходится только мечтать. В представлениях об отношениях СМИ и аудитории должное и реальное совпадают: это удовлетворение информационных потребностей, интересов и ожиданий аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Колесниченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Journalism between Normative and Actual: Russian National Print and Online Media Managers’ and Owners’ Views (Public Statements)

The article presents the results of research of Russian national print and online media managers’ and owners’ views on journalism goals and actual role, normative and real media-state and media-audience relations. The results are based on the analysis of media managers’ and owners’ public statements and editorial stylebooks. The results show that normative and positivist views on journalism goals and media and state relations differ drastically. Media must be business and independent critic, but they are state financed and controlled propaganda tools. The normative and positivist views on media and audience relations coincide. Media should match audience information needs, interests and expectations, and it’s actually so.

Текст научной работы на тему «Российская журналистика между должным и реальным: взгляд руководителей и владельцев центральных российских изданий (публичные заявления)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2016. № 3

А. В. Колесниченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова;

e-mail: [email protected]

РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА МЕЖДУ ДОЛЖНЫМ И РЕАЛЬНЫМ: ВЗГЛЯД РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ИЗДАНИЙ (ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ)

Статья знакомит с результатами исследования представлений руководителей и владельцев центральных российских печатных и онлайновых изданий о назначении журналистики и ее реальной роли, о должных и реальных отношениях СМИ и власти, о должных и реальных отношениях СМИ и аудитории. Результаты получены путем анализа публичных выступлений руководителей и владельцев медиа, а также редакционных руководств. Оказалось, что в представлениях о назначении журналистики, а также об отношениях СМИ и власти должное и реальное расходятся радикально: видятся СМИ как бизнес и независимый критик, но в реальности занимаются пропагандой, а о независимости от чиновников и возможности прожить без государственных дотаций приходится только мечтать. В представлениях об отношениях СМИ и аудитории должное и реальное совпадают: это удовлетворение информационных потребностей, интересов и ожиданий аудитории.

Ключевые слова: журналистика, миссия, медиабизнес, свобода слова, СМИ и государство, аудитория СМИ

The article presents the results of research of Russian national print and online media managers' and owners' views on journalism goals and actual role, normative and real media-state and media-audience relations. The results are based on the analysis of media managers' and owners' public statements and editorial stylebooks. The results show that normative and positivist views on journalism goals and media and state relations differ drastically. Media must be business and independent critic, but they are state financed and controlled propaganda tools. The normative and positivist views on media and audience relations coincide. Media should match audience information needs, interests and expectations, and it's actually so.

Key words: journalism, mission, media business, press freedom, media and state, media audience.

Введение

Исследование проводилось в рамках научно-исследовательского проекта «Журналистика в информационном поле России: дол-

жное и реальное»1. Цель проекта — выявить природу противоречия между предназначением журналистики, как оно трактуется профессиональным сообществом, и реальным функционированием СМИ, а также определить пути разрешения этого противоречия. Существование этого противоречия сомнений не вызывает ввиду кризиса, в котором оказалась современная российская журналистика: СМИ широко используются как инструменты манипулирования общественным мнением, большинство редакций в экономическом плане глубоко нездоровы, престиж журналистской профессии низкий, а значительная часть граждан выступает за введение цензуры в СМИ, понимая ее как способ обеспечить публикацию проверенной информации и избавить контент от пош-лости2.

Природа противоречия между предназначением журналистики и реальным функционированием СМИ исследовалась в целом ряде работ российских и зарубежных ученых [Прохоров, 2004; Вартанова, 2015; Siegert, 1993 и др.]. В данных работах рассматривается предназначение журналистики с точки зрения максимальной общественной пользы, а также выявляются факторы, которые вынуждают СМИ отклоняться от этого предназначения. Однако в теоретических работах представлен прежде всего взгляд ученых на данную проблематику. Позиция же практиков оставлена без внимания.

Научно-исследовательский проект «Журналистика в информационном поле России: должное и реальное» предполагает проведение целого спектра исследований с использованием различных подходов и разных методов. Результаты исследования, предлагаемые в данной статье, получены на основе экспертного анализа продуктов деятельности представителей одного из акторов информационного поля: руководителей и владельцев центральных российских печатных и онлайновых изданий. Нас интересовали их представления о причинах назначения журналистики и ее реальной роли, о должных и реальных отношениях СМИ и власти, а также о должных и реальных отношениях СМИ и аудитории, проявившиеся в их публичных выступлениях или редакционных документах. Редакционные документы были

1 Подробнее о проекте см.: Лазутина Г. В. Ведущее противоречие журналистики в условиях современной России как научная проблема: к разработке проекта исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2015. № 5 С. 108—116.

2 Об отношении россиян к цензуре см. результаты опросов Левада-центра. URL: http://www.levada.ru/old/13-10-2015/gotovnost-k-ogranicheniyam, http://www. levada.ru/old/29-01-2015/my-ne-sharli и др.

включены в выборку, так как они отражают представление медиаме-неджеров об идеальном формате своего издания. Результаты данного исследования позволят как выявить публично декларируемые представления владельцев СМИ и медиаменеджеров о должном и реальном предназначении журналистики, так и стать базой для последующего опроса — второй части научно-исследовательского проекта. Гипотеза исследования — противоречия между должным и реальным функционированием журналистики существуют, и вызваны они как давлением со стороны властей, так и необходимостью медиаменед-жеров и владельцев изданий зарабатывать деньги.

Методология исследования

Выборка изданий была сформирована по результатам трех рейтингов: охвату аудитории по данным компании TNS3, индексу цитирования по данным компании «Медиалогия»4 и статистике посещаемости сайтов изданий по данным счетчика Liveinternet5. При этом учитывались только издания, ориентированные на массовую аудиторию (по этой причине в выборку не попали информагентства как поставщики информации для других СМИ), а также производящие собственный контент, а не агрегирующие или даджести-рующие только чужой. Кроме того, в расчет не принимались развлекательные и нишевые издания, в этом сегменте было решено ограничиться двумя ведущими спортивными газетами «Спорт-Экспресс» и «Советский спорт». Всего было отобрано 25 изданий:

♦ 13 газет: «Аргументы и факты», «Ведомости», «Известия», «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Метро», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета», «Новые известия», «Российская газета», «Советский спорт», «Спорт-Экспресс».

♦ Восемь журналов: «Власть», «Деньги», «Огонек», «Профиль», «Русский репортер», «Эксперт», Forbes, The New Times.

♦ Четыре онлайновых издания: Gazeta.ru, Lenta.ru, Rbc.ru, Snob.ru

Так как для выявления интересующих нас представлений руководителей и владельцев изданий должны были использоваться их выступления в СМИ и публикации в блогах, потребовалось соста-

3 URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/press/information/

4 URL: http://www.mlg.ru/ratings/federal_media/

5 URL: http://www.liveinternet.ru/rating/ru/media/

вить список руководителей и владельцев, замеченных в публичной активности. В него вошли 44 человека. Следующий шаг — выявление выступлений этих лиц в СМИ (проводилось по сайту Гильдии издателей периодической печати, где собраны публикации, касающиеся СМИ6) и записей в блогах (исследовались блоги в наиболее популярной у российских интеллектуалов соцсети Facebook).

Изначально была поставлена задача отобрать по 50 выступлений в СМИ и публикаций в блогах. Выступления в СМИ отбирались начиная с ноября 2015 года и далее к более ранним, отбор прекратился, когда количество выступлений достигло 50 к апрелю 2012 года. Записи в блогах отбирались с ноября 2015 года до момента заведения страниц в Facebook, общее количество записей составило 48. Так как часть руководителей и владельцев изданий за указанный период ни разу не выступали в СМИ по заданной тематике, а также не делали по поводу журналистики публикаций в блогах (либо не имеют страничек в Facebook), то выборка сократилась до 23 человек, список которых с указанием должностей и количества выступлений в СМИ и записей в блогах представлен в табл. 1.

Таблица 1

Список владельцев изданий и медиаменеджеров с указанием количества выступлений в СМИ и блоге

№№ пп Фамилия, имя Должность или владение Количество выступлений в СМИ Количество записей в блоге

1 Альбац Евгения Главный редактор журнала The New Times 3 3

2 Бабаева Светлана Главный редактор интернет-издания Gazeta. ru 1 0

3 Габрелянов Арам Председатель совета директоров ОАО «Редакция газеты «Известия»» 8 6

4 Гореславский Алексей Главный редактор интернет-издания Lenta.ru 1 1

5 Гусев Павел Главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» 7 4

6 URL: http://www.gipp.ru/

Продолжение таблицы 1

6 Кудрявцев Демьян Владелец газеты «Ведомости» 3 2

7 Лебедев Александр Владелец «Новой газеты» 1

8 Лейбин Виталий Главный редактор журнала «Русский репортер» 7 6

9 Лысова Татьяна Главный редактор газеты «Ведомости» 1 9

10 Молибог Николай Генеральный директор холдинга РБК 2

11 Муратов Дмитрий Главный редактор «Новой газеты» 5

12 Муртазаев Эльмар Главный редактор журнала Forbes 2

13 Николаевич Сергей Главный редактор журнала «Сноб» (портал Snob.ru) 1

14 Осетинская Елизавета Шеф-редактор портала Rbc.ru 1 2

15 Потапов Александр Главный редактор газеты «Известия» 3

16 Ремчуков Константин Главный редактор и владелец «Независимой газеты» 1

17 Сирота Анна Главный редактор газеты «Метро» 1

18 Солюс Максим Главный редактор газеты «РБК» 2

19 Сунгоркин Владимир Главный редактор и генеральный директор газеты «Комсомольская правда» 3

20 Фадеев Валерий Главный редактор журнала «Эксперт» 2

21 Федотов Александр Владелец журнала Forbes 2 2

22 Фронин Владислав Главный редактор «Российской газеты» 2

23 Яков Валерий Главный редактор газеты «Новые известия» 1 3

Что касается редакционных руководств перечисленных выше изданий, то, в силу ограниченности доступа, удалось получить пять документов:

♦ Догма газеты «Ведомости»,

♦ Конституция РБК,

♦ Книга редакции журнала «Эксперт»,

♦ Инструкция для авторов газеты «Коммерсант»,

♦ Stylebook отдела «Общество» интернет-издания Gazeta.ru.

Таким образом, количество подлежащих рассмотрению документов составило 103. В качестве метода исследования была использована разработанная исследовательской группой модель экспертного анализа, основанная на глубоком проникновении в текст.

Процедура экспертизы текста предписывает его тройную проработку: ориентировочное чтение для общего знакомства с текстом и первое его структурирование, углубленное чтение и дробное структурирование выделенных для изучения фрагментов текста с целью выявления тех признаков, которые зафиксированы в кодификаторе, и проверочное чтение с последующим определением формы предъявления взглядов, подводящее к заключению по данному тексту.

Эта работа отражалась в карте экспертного анализа, которая заполнялась для каждого текста, превращаясь в инструмент формирования заключения и одновременно — в его обоснование. Чтобы продемонстрировать данные свойства карты, приведём документацию экспертного анализа одного из изученных документов (табл. 2 и 3).

Таблица 2

Пример карты экспертного анализа (1 часть)

Название документа Валерий Яков, главред «Новых Известий»: «Умная власть понимает, что жесткая пресса ей на пользу»

Дата опубликования 24 декабря 2012 года

Автор(ы) Ахмадиева Анна

Издание газета «Известия»

Информационный повод Отставка Валерия Якова с поста главы Управления по информационной политике Московской области

Краткое содержание Валерий Яков рассуждает о ситуации с районной прессой в Подмосковье

ФИО эксперта Колесниченко А.В.

Пример карты экспертного анализа (2 часть)

Фрагмент текста Тим высказывания Экспертное заключение

...пресса должна быть еще более жесткой по отношению к власти. Потому что умная власть понимает, что жесткая и честная пресса ей на пользу, а глупая заслуживает того, чтобы с ней журналисты были более жесткими. Развернутое высказывание о должных отношениях СМИ и власти Власть должна быть подконтрольна СМИ

Приезжая в редакции районных газет, я призывал редакторов быть смелее, хотя понимал, как им непросто работать под давлением местных глав. Развернутое высказывание о реальных отношениях СМИ и власти Власть ограничивает свободу СМИ

.временами замечал, что некоторые главные редакторы приходят в тихий ужас от моего призыва быть свободными. Она, эта свобода, им не нужна, потому что значительно комфортнее жить на содержании властей — как областных, так и местных. Развернутое высказывание о реальных отношениях СМИ и власти Власть экономически патронирует СМИ

Большинство распрямили плечи, вернулись в профессию и стали писать о проблемах, которые волнуют людей. Развернутое высказывание о назначении журналистики и СМИ Журналистика — средство решения проблем

.главы один за другим стали звонить мне. Приезжать и просить снять главных редакторов их местных газет, потому что те отбились от рук. Показ реальных отношений СМИ и власти через контекст Власть управляет функционированием СМИ

Андрей Воробьев сразу после назначения очень точно уловил ситуацию и сразу откликнулся на мою просьбу встречаться во время поездок по области с главными редакторами местных газет, заезжать по возможности в редакции. Теперь он уже и сам во всех своих поездках по области обязательно общается с журналистами, главными редакторами, заезжает в редакции посмотреть, в каких условиях работают наши коллеги, попить с ними чайку. Показ реальных отношений СМИ и власти через контекст Власть и СМИ взаимодействуют

В районах области СМИ находятся под колоссальным давлением и поддержка губернатора для них жизненно важна. История с «Химкинскими новостями» это очень наглядно показывает. Показ реальных отношений СМИ и власти через контекст Власть ограничивает свободу СМИ

Результаты исследования

Выводы экспертизы были детализированны и обобщены на основе кодификатора экспертных заключений. Значения для него подбирались, исходя из нормативных задач журналистики, допущения, что СМИ можно рассматривать как бизнес, а также с учетом различных вариантов взаимоотношений СМИ и власти. В табл. 4 представлен данный кодификатор и отраженные в нем положения экспертных заключений, касающиеся должного и реального в категориях «назначение и общественная роль журналистики», «взаимодействие СМИ и власти», «взаимодействие СМИ и аудитории».

Таблица 4

Кодификатор экспертных заключений

К © Назначение Отношения Отношения

журналистики и СМИ СМИ и власти СМИ и аудитории

Уровень Должное Реальное Должное Реальное Должное Реальное

•площадка •помогает •согла- •СМИ под- •СМИ •СМИ

общения, решать сованное контрольны должны удовлет-

средство проблемы взаимодей- власти удовлет- воряют

диалога, •информи- ствие власть под- ворять информа-

коммуника- рует о про- •власть контрольна информа- ционные

ции исходящем подкон- СМИ ционные потребно-

к •сфера в стране и трольна •власть потребнос- сти аудито-

к к бизнеса, мире СМИ и СМИ ти аудито- рии

о V 2 средство •инфор- •СМИ под- взаимодей- рии •СМИ

контроля за мирует о контрольны ствуют •СМИ удовлет-

ее т состоянием решениях власти •СМИ ав- должны воряют

о общества институтов •СМИ ав- тономны и удовлет- интересы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н р •средство власти тономны и независимы ворять ожидания

с о решения •занима- независимы от власти интересы и аудитории

-с Я актуальных ется поли- от власти •власть ожидания •СМИ

обществен- тической •власть управляет аудитории независимы

ных задач пропаган- управляет функцио- •СМИ от аудито-

•средство дой функцио- нированием должны рии

решения нированием СМИ быть неза- •СМИ

проблем СМИ висимы от аудитории изучают запросы аудитории

Продолжение таблицы 4

•бес- •крити- •власть •власть •СМИ •СМИ

страстный ковать регулирует регулирует должны привлекают

информатор критикует, деятель- деятель- изучать аудиторию

о происхо- а решения ность СМИ ность СМИ запросы к сотрудни-

дящем проблем не посредст- посредст- аудитории честву

•средство добивается вом законо- вом законо- •СМИ •голос

релаксации, •помогает дательства дательства должны аудитории

развлечения обмени- •власть •власть привлекать слышен в

•независи- ваться экономи- экономи- аудиторию СМИ

мый критик жизненным чески пат- чески пат- к сотрудни- •СМИ

деятельнос- опытом ронирует ронирует честву заботятся о

ти организа- •помогает СМИ СМИ •голос повышении

ций и лиц релаксиро- •власть •власть аудитории медиагра-

•распро- ваться идеоло- идеоло- должен мотности

странитель •обогащает гически гически быть аудитории

к к ценных знания патрониру- патрониру- слышен в •СМИ

к о инициатив •дает воз- ет СМИ ет СМИ СМИ являются

2 •средство можность •власть ог- •власть ог- •СМИ посред-

просве- высказать раничивает раничивает должны ником в

м о» щения, своё мне- свободу и свободу и заботиться отношени-

■а к н распро- ние независи- независи- о повы- ях власти и

а о странитель •дает толь- мость СМИ мость СМИ шении аудитории

о м культуры ко ту ин- •СМИ оп- •СМИ оп- медиагра-

Я •средство формацию, понируют понируют мотности

политиче- в которой власти власти аудитории

ской пропа- заинтересо- •СМИ

ганды вана власть должны

•борец за •вовлекает быть по-

справедли- в обще- средником

вость ственные в отно-

•средство акции шениях

формирова- •ориен- власти и

ния общест- тирует в аудитории

венного ценностях

мнения разных

•организа- социальных

тор прак- групп

тических

действий

Далее в табл. 5-7 представлены результаты исследования:

Результаты исследования: назначение журналистики и СМИ

Назначение журналистики и СМИ

Должное Количество утверждений Реальное Количество утверждений

сфера бизнеса 18 дает только ту информацию, в которой заинтересована власть 20

независимый критик деятельности организаций и лиц 16 информирует о происходящем в стране и мире 19

средство просвещения, распространитель культуры 15 обогащает знаниями 16

бесстрастный информатор о происходящем 13 занимается политической пропагандой 10

средство релаксации, развлечения 10 помогает обмениваться жизненным опытом 9

средство контроля за состоянием общества 9 критиковать критикует, а решения проблем не добивается 7

площадка общения, средство диалога, коммуникации 6 информирует о решениях институтов власти 5

борец за справедливость 4 дает возможность высказать свое мнение 5

средство решения актуальных общественных задач 3 ориентирует в ценностях разных социальных групп 5

средство решения проблем 3 помогает релаксироваться 4

средство формирования общественного мнения 3 помогает решать проблемы 2

распространитель ценных инициатив 2 вовлекает в общественные акции 2

средство политической пропаганды 2

организатор практических действий 0

Результаты исследования: отношения СМИ и власти

Отношения СМИ и власти

Должное Количество утверждений Реальное Количество утверждений

СМИ автономны и независимы от власти 21 власть ограничивает свободу и независимость СМИ 33

согласованное взаимодействие 7 власть экономически патронирует СМИ 22

власть подконтрольна СМИ 4 власть управляет функционированием СМИ 15

власть идеологически патронирует СМИ 2 власть и СМИ взаимодействуют 13

власть управляет функционированием СМИ 1 СМИ автономны и независимы от власти 13

СМИ оппонируют власти 1 власть идеологически патронирует СМИ 13

СМИ подконтрольны власти 0 власть регулирует деятельность СМИ посредством законодательства 6

власть регулирует деятельность СМИ посредством законодательства 0 СМИ оппонируют власти 6

власть экономически патронирует СМИ 0 СМИ подконтрольны власти 4

власть ограничивает свободу и независимость СМИ 0 власть подконтрольна СМИ 1

Результаты исследования: отношения СМИ и аудитории

Отношения СМИ и аудитории

Должное Количество утверждений Реальное Количество утверждений

СМИ должны удовлетворять интересы и ожидания аудитории 14 СМИ удовлетворяют интересы и ожидания аудитории 27

СМИ должны удовлетворять информационные потребности аудитории 7 СМИ удовлетворяют информационные потребности аудитории 9

СМИ должны быть независимы от аудитории 1 СМИ изучают запросы аудитории 8

СМИ должны изучать запросы аудитории 1 голос аудитории слышен в СМИ 4

СМИ должны привлекать аудиторию к сотрудничеству 1 СМИ заботятся о повышении медиаграмотности аудитории 1

СМИ должны быть посредником в отношениях власти и аудитории 1 СМИ независимы от аудитории 0

голос аудитории должен быть слышен в СМИ 0 СМИ привлекают аудиторию к сотрудничеству 0

СМИ должны заботиться о повышении медиагра-мотности аудитории 0 СМИ являются посредником в отношениях власти и аудитории 0

Заключение

Как видно из табл. 5-7, существуют серьезные расхождения между представлениями о должном и реальном в том, что касается назначения журналистики и отношений журналистики и власти. По поводу отношений журналистики и аудитории представления о должном и реальном оказались близки. В частности, совпали два заключения, чаще всего упомянутые руководителями и владельцами СМИ: об удовлетворении СМИ интересов, ожиданий и информационных потребностей аудитории.

Расхождения же в представлениях о должном и о реальном касательно назначения журналистики и отношений с властью могут

быть связаны как с реальным давлением властей на СМИ и невозможностью заниматься СМИ как бизнесом в текущей политической и экономической ситуации, так и с распространенными в журналистской среде идеалами, трудноосуществимыми как в современной России, так и во многих странах мира.

На результаты исследования, надо думать, повлияли и различия в публичной активности руководителей и владельцев СМИ (количество выступлений различается от одного до 14), когда точка зрения более активного вследствие большей упоминаемости претендует на то, чтобы считаться точкой зрения профессионального сообщества.

Кроме того, не исключена ситуация, когда проблемы в функционировании издания в реальности вызваны недостаточной квалификацией медиаменеджеров, и ссылки на политическое или экономическое давление со стороны властей — не более чем попытка переложить на других вину за свои неудачи. Тем более, что рассуждения о несвободе СМИ в России в последние годы стали общим местом в дискурсе о современной российской журналистике.

Поэтому полученные результаты целесообразно рассматривать как отправную точку для следующего этапа исследования с привлечением опросных методик, а также для специального изучения практической деятельности медиаменеджеров. Следующий этап исследования рассчитан на то, чтобы уточнить выявленные показатели. Полагаем, это позволит отделить реальность от мифов, распространенных в медиасреде и касающихся как задач журналистики, так и поиска виновных в том, что эти задачи не решаются.

Список литературы

Лазутина Г. В. Ведущее противоречие журналистики в условиях современной России как научная проблема: к разработке проекта исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2015. № 5. С. 108—116.

Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под. ред. Е. Л. Вартановой. М., 2015.

Siegert G. Marktmacht und Medienforschung. München, 1993.

Поступила в редакцию 10.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.