Политические процессы н практики
Валентин МИХЕЕВ
РОССИЙСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ИНСТИТУТ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ
В статье анализируется деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: наиболее приемлемые методы и формы, а также трудности на пути согласования интересов работников, работодателей и органов власти. Особое внимание уделяется процессу развития договорных отношений.
The activity of the Russian Trilateral Commission for the Regulation of Social and Labour Relations such as: most acceptable methods and forms, difficulties on the way of coordination of interests of workers, employees and government bodies are analyzed in the article. Special attention is paid to the process of agreed relations development.
Ключевые слова:
институты, конфликты, коллективные переговоры, социальное партнерство, компромиссы, соглашения; institutes, conflicts, collective negotiations, social partnership, compromises, agreements.
МИХЕЕВ Валентин Александрович — д.и.н., профессор РАНХиГС
при Президенте РФ, эксперт РТК
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально -трудовых отношений (РТК) — постоянно дей -ствующий институт по согласованию интересов в сфере социально -трудовых отношений, функционирует с 1992 г. сначала в соответствии с указом президента РФ, а затем — с федеральным законом об РТК1, Трудовым кодексом РФ (2001 г.) и международными договорами.
Регулирование социально трудовых отношений в РТК реали зуется на основе коллективных переговоров, консультаций, свя занных с подготовкой и принятием Генерального соглашения, с обсуждением проектов законов, постановлений правительства, фе деральных целевых программ в сферах труда, занятости, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также основных направ -лений социальной, тарифной, налоговой политики.
Компетенцией РТК является также рассмотрение вопросов о ходе реализации Генерального соглашения, обобщение опыта трехсто роннего сотрудничества; информирование о деятельности отрас -левых, региональных и иных комиссий; изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области труда и социального пар -тнерства; проведение консультаций по вопросам, связанным с ра тификацией и применением международных трудовых норм, и др.
В состав РТК входят по 30 представителей от правительства РФ, профсоюзов России и от общероссийских общественных объеди -нений предпринимателей, работодателей. Кроме того, от каждой из сторон в РТК представлены эксперты. Согласно регламенту в РТК созданы 7 постоянно действующих рабочих групп по основным на -правлениям в области экономической политики, рынка труда, за -нятости, уровня жизни населения, заработной платы, социальной защиты, защиты трудовых прав, по проблемам северных регионов страны и развитию социального партнерства.
Общее руководство деятельностью РТК осуществляется коор -динатором комиссии, назначаемым президентом РФ, и координа торами сторон, избираемыми соответствующими общественными
1 Федеральный закон № 92 - ФЗ от 01.05.1999 «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений».
объединениями. Функции координатора РТК в соответствии с указом президента РФ выполняет вице премьер правитель ства РФ О.Ю. Голодец. Координатором со стороны профсоюзов избран председатель ФНПР М.В. Шмаков. Координатором от объединений бизнеса — председатель РСПП А.Н. Шохин. Координатором от представителей органов госуправления утвержден министр труда и социального развития РФ М.А. Топилин.
Комиссия рассматривает около 60 во -просов в год и принимает свои решения путем открытого голосования. Члены комиссии, не согласные с принятым ре шением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания ко миссии. Каждая сторона принимает реше ние самостоятельно большинством голо сов членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение комиссии считается принятым, если за его принятие проголо -совала каждая из трех сторон.
РТК являет собой пример институ ционального взаимодействия системы не только гражданских, но и политических институтов, эффективного использова ния заложенных в них ресурсов и возмож ностей по осуществлению «выхода нашей страны на новый технологический уклад... устремленность только вперед, только в будущее»1.
Социально -трудовые отношения про -низаны сложными структурными связями управленческих воздействий вертикаль ного и горизонтального характера, спо собствующих освобождению социума от традиционалистских и тоталитарных на слоений, очищению от деформаций «ди кого капитализма», содействующих реин дустриализации и модернизации страны.
РТК, трехсторонние комиссии субъек тов РФ как институты координации, гене рирующие и поддерживающие равновесие в сфере социально трудовых отношений, играют значительную роль в согласовании интересов различных социальных групп, слоев, бизнеса, органов государственной власти, местного самоуправления. РТК и комиссии субъектов РФ, кроме того, пред ставляют собой структуры, выражающие интересы общественного мнения, прессы, групп давления.
При этом отметим, что система соци
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета, 2012, 13 дек.
ального партнерства не является пре пятствием для разрешения сложных и постоянно назревающих социально экономических проблем. Стабильность договорных трехсторонних отношений покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющимися процессами.
В современной России в системе со -циального партнерства в самом широком плане происходят два параллельных про цесса. С одной стороны, это все более массовое распространение принимаемых соглашений, контрактов, коллективных договоров, а с другой — возрастание про -тестной активности работников, осо -бенно в течение 2011—2012 гг. По под -счетам Центра социально - трудовых прав, которые ведутся на основе мониторинга в трудовых коллективах, публикаций в СМИ, данных Интернета, в 2011 г. за -фиксировано 123 забастовки, а в первом полугодии 2012 г. — 1462. При этом в офи -циальной статистике Росстата за первое полугодие 2012 г. зарегистрировано лишь 7 забастовок. Отметим, что Росстат фик сирует только так называемые законные забастовки. Естественно, что данный подход к учету протестных акций в тру довых коллективах вызывает обоснован ное недоумение и, более того, дезориен тирует органы власти, работодателей и общественность, не давая реальной кар тины процессов, происходящих в сфере социально трудовых отношений.
Обсуждение актуальных проблем социально экономического развития отраслей, регионов и страны в целом в трехсторонних комиссиях, принятие со ответствующих решений представляют собой конструктивный социальный диа лог и управляемый конфликт, в резуль тате которых достигается консолидация сторонников модернизационных идей, институционализация социального диа лога и конфликтных отношений, причем в форме, позволяющей минимизировать риски, связанные с ними, и осуществлять реализацию позитивных функций.
Социальный диалог — это совсем не социальный мир, согласие или вза имодействие. Социальный диалог — это способ постепенного выбора приорите
2 Стребков Л.И., Бондарев В.Г. Социально -трудовой конфликт как критерий зрелости самосознания российских наемных работников // Конфликтология, 2012, № 3, с. 137.
тов, поиска перспективных направлений общественных изменений, своеобразное искусство налаживания и поддержания цивилизованных отношений, основан ных на согласовании и защите интересов различных социальных групп и слоев. Подтверждением этого являются острые дискуссии, порой взаимоисключающие позиции и столкновения, характерные для многих обсуждений, проходящих в рабо чих группах, а нередко — и на заседаниях РТК. Одним из примеров может служить рассмотрение Концепции обновления Трудового кодекса РФ, предложенной РСПП и обсуждавшейся на совместном за -седании 4 рабочих групп в ноябре 2012 г. В Концепции РСПП предполагалось: упро -стить увольнение работников, уменьшить влияние государства и профсоюзов на трудовые отношения, расширить приме нение срочных трудовых договоров, «гиб ких форм занятости и труда». Профсоюзы России выразили категорическое несогла сие с многими положениями Концепции, в частности с сокращением гарантий на емным работникам, с введением легитим ности «заемного труда», с передачей орга нам исполнительной власти субъектов РФ полномочий федерального надзора за со блюдением трудового законодательства, и внесли предложение усилить надзорные полномочия Роструда, подчинив его не -посредственно правительству РФ. В итоге в ходе обсуждения профсоюзы заблокиро -вали рассмотрение данной Концепции. В свою очередь, работодатели сформулиро вали свое особое мнение о необходимости внесения изменений в Трудовой кодекс и занесения данного предложения в прото кол заседания комиссии.
В действующем Трудовом кодексе РФ действительно есть положения, не соот ветствующие современному производ ственному процессу. К примеру, отсутствие понятий дистанционной занятости, кото -рая в современных условиях достаточно широко практикуется и должна обеспечи вать работнику соответствующие трудовые права. Кроме того, вносятся предложения о переходе на систему электронных трудо -вых книжек, о необходимости обсуждения проекта Концепции развития социального партнерства.
Трудовой кодекс РФ, вся система со циального партнерства — это динамично развивающийся законодательный про -цесс, требующий своевременных кон
структивных изменений и дополнений, о чем свидетельствует современная практика. В частности, за один только 2012 г. в Трудовой кодекс было внесено около 40 поправок, а около 60 поправок было от -клонено1. И это — нормальная система, продуктивно работающая на протяжении истекших 2 десятилетий.
Необходимо признать, что полностью формализовать отношения между вла -стью, бизнесом и профсоюзами вряд ли удастся, т.к. всегда будут существовать договоренности, не подлежащие огласке. Тем не менее очень важно и необходимо совершенствовать регламентирование та кого рода отношений, создавая правовую основу взаимодействия власти, бизнеса и профсоюзов, т.к. от отсутствия четких официальных правил игры между ними страдает общество в целом.
Сложившийся вариант социального партнерства в современной России от -личается пока слабой отзывчивостью к динамично меняющимся запросам наем ного труда и, соответственно, не в полной мере отвечает растущим задачам воспро изводства и поддержания человеческого капитала — главного условия реализации инновационной модернизации.
Для либеральной демократии в совре -менных условиях характерны 4 направ ления взаимодействия органов власти (государства), бизнеса и гражданского общества: институциональное, процес -суальное, социально - экономическое и ценностное. Тем не менее в российских условиях пока не существует концепция подобной модели взаимодействия органов власти с бизнес структурами и обществен ными объединениями. На практике по -прежнему чаще всего проявляется доми нирование административно нажимных методов. К примеру, в системе социаль -ного партнерства на федеральном уровне на протяжении 2 десятков лет не удается создать общественные объединения рабо тодателей. В этой связи больше половины общероссийских отраслевых соглашений подписаны только министерствами и ве домствами без участия работодателей и бизнес - структур.
РТК является институтом артикуляции и агрегирования взаимодействий, разли -чий и противоположности сторон. И если
1 Рыженкова Ю. Гибкий, но жесткий // Солидарность, 2012, № 45.
в процессе артикуляции подчеркиваются только общие интересы сторон или идет настаивание на так называемом балансе интересов при умалении различий, то это гораздо чаще ведет к конфликтам, росту, а не ослаблению структурного при нуждения. Практика в этом случае свиде тельствует о серьезных «сбоях» в сложной диалектике согласия и противостояния, соревнования и конфронтации, индиви дуализма и коллективизма, заложенных в самой природе договорных отношений как одного из важнейших способов вза имодействия в системе трехсторонних от ношений и социального бытия в целом.
РТК как общественно государственный институт согласования интересов, достижения компромиссов и кон сенсуса работает параллельно с си стемой партийно политического пред ставительства во власти и активно взаимодействует с Государственной думой, Советом Федерации.
Взаимоотношения РТК, региональ ных и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально трудовых отношений с традиционной партийно парламентской системой при дают новое качество существующей пред ставительной и развивающейся прямой демократии. Такое партнерское взаимо действие государственной власти, бизнеса и трехсторонних институтов осуществля ется сегодня на всем пространстве нашей страны. В этой связи подчеркнем, что РТК как формальный институт закрепляет при сутствие бизнеса и профсоюзов в системе органов государственного управления, создает правовую систему делегирования их интересов во власть. Благодаря этому они получают возможность и право воз действовать на механизмы принятия го сударственных решений. В этой сфере, несомненно, велика роль не только формального, но и косвенного влияния, опирающегося на личностные ресурсы, финансово экономические возможности, определяющие многообразные формы не формальных институтов.
Следует признать, что благодаря новым институтам в сфере социально трудовых отношений мы имеем возможность уде лять внимание представлениям о так называемом двойном рынке (т.е. пересе -чении экономического и политического
рынков). РТК, трехсторонние комиссии восприимчивы не только к социально экономическому анализу социальной, финансовой, налоговой политики: они занимаются законотворческой деятель ностью, активно анализируют сдвиги в новых общественных и политических процессах и т.д.
Подтверждением этому является вклю -ченность РТК в реализацию указов прези -дента РФ от 7 мая 2012 г. на основе разра -ботанного единого плана первоочередных мероприятий, определения ответственных за их исполнение федеральных органов исполнительной власти, объединений бизнес структур и профсоюзов России.
Такое взаимодействие, естественно, нуждается в более глубоких исследова ниях, в изучении и прояснении как сугубо конкретного, так и концептуального ха рактера. Данные исследования тем более важны, что в современной отечественной и зарубежной политологии широкое хожде -ние получает тезис об «устарелости», «из -ношенности» партийно - парламентских систем и якобы неизбежном их отмира -нии1.
Трехсторонние комиссии по регулиро ванию социально -трудовых отношений в современной России демонстрируют на -личие возможностей глубоких качествен ных сдвигов в конкретных сферах и всей совокупности отношений власти, бизнеса и общества.
Все более очевидным становится не -обходимость переформатирования си -стемы взаимоотношений гражданских и политических институтов с целью наи более полного использования заложен ных в них возможностей, способствую щих созреванию и продвижению новых форм, методов и видов общественной активности, стимулирующих процесс современных социально экономических и политических преобразований. В про тивном случае новые устремления в пре образованиях России 2 го десятилетия XXI в. могут пополнить опыт неудачных модернизаций.
1 Перегудов С.П. Концепция мониторинговой демократии: к новым отношениям власти и обще -ства // Полис, 2012, № 6, с. 62.
Ахмед КАХРИМАНОВ
К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ТРАНЗИТЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье предпринята попытка проанализировать некоторые наиболее важные, на взгляд автора, факторы, определяющие условия и характер демократического транзита новых независимых стран, появившихся на политической карте мира после распада СССР.
The paper attempts to examine some of the most important, in the authors view, factors determining conditions and character of democratic transition of new independent countries that emerged on the world political map after the collapse of the Soviet Union.
Ключевые слова:
форма государственного устройства, демократия, демократизация, постсоветские государства, новые демократии; form of government, democracy, democratization, post-Soviet states, new democracies.
КАХРИМАНОВ
Ахмед
Мугуддинович — к.полит.н., заместитель генерального директора Финансовобанковского совета СНГ
Как показывает опыт формирования и утверждения политиче -ской демократии в современном мире, не существует какой -либо единой ее модели, одинаково пригодной для всех без исключения народов. Чтобы правильно понять этот тезис, необхо -димо иметь в виду следующий весьма важный, но не всегда учиты -ваемый момент. Как известно, термин «демократия» в дословном переводе с древнегреческого языка означает «народовластие» или «власть народа». В этом смысле важнейшим признаком демократии является признание народа каждой конкретной страны носителем верховной власти. Причем разные народы могут по -разному трактовать содержание и формы этого народовластия. Имеются более или менее существенные разночтения в понимании демократии на Западе и на Востоке.
Достаточно взглянуть на политическую карту Западной Европы и Северной Америки, чтобы убедиться в том, что базовые демократи -ческие ценности и принципы получили практическое воплощение в разных странах в соответствии с их национально - историческими, этнонациональными, социокультурными, политико - культурными, конфессиональными и иными характеристиками. Здесь можно со -гласиться с С. Хантингтоном, который считал, что в современном мире «сама демократия становится все более дифференцирован -ной»1. Не случайно для обозначения демократических и полуде -мократических режимов, возникших в последние полтора -два де -сятилетия на постсоветском пространстве и в ряде развивающихся стран, появилось понятие «новые демократии».
В демократическом обществе хотя бы формально должен дей -ствовать принцип, согласно которому группа, победившая на выборах или добившаяся большего политического влияния, не станет использовать полученное превосходство для отстранения проигравших от выборных постов и блокировать их участие в по -литическом процессе. Этот принцип предполагает соперничество в рамках демократического выбора. Победившая сторона находится у власти до тех пор, пока предложенная альтернатива оппозиции не окажется привлекательнее для народа. Проигравшие же, сохраняя возможность конкуренции, будут уважать право победителей вы -носить обязательные для всех граждан решения. Победа на выборах
1 Huntington S. Democracy for the Long Haul // Journal of Democracy, 1996, vol. 7, № 2, p. 10.