Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ГРАЖДАН'

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДФЛ / НАЛОГИ / СБОРЫ / БЮДЖЕТ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ И ПРОГРЕССИВНАЯ СХЕМЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнейдерова А.А.

В статье рассматривается состав налоговых платежей, включаемых в расчет индивидуальной налоговой нагрузки граждан Российской Федерации, предлагается методика ее расчета. Дается оценка основной составляющей налоговой нагрузки граждан - налогу на доходы физических лиц: доля его в ВВП, налоговых доходах консолидированного бюджета. На основе исторического экскурса в причины образования подоходного налога, способы его исчисления в различных странах мира делается и обосновывается вывод о целесообразности возврата к прогрессивной схеме подоходного налогообложения в России, которая более справедлива по отношению к гражданам, чем пропорциональная схема подоходного налогообложения, и позволяет снизить налоговую нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ГРАЖДАН»

УДК 349

А.А. Шнейдерова

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ГРАЖДАН

В статье рассматривается состав налоговых платежей, включаемых в расчет индивидуальной налоговой нагрузки граждан Российской Федерации, предлагается методика ее расчета. Дается оценка основной составляющей налоговой нагрузки граждан - налогу на доходы физических лиц: доля его в ВВП, налоговых доходах консолидированного бюджета. На основе исторического экскурса в причины образования подоходного налога, способы его исчисления в различных странах мира делается и обосновывается вывод о целесообразности возврата к прогрессивной схеме подоходного налогообложения в России, которая более справедлива по отношению к гражданам, чем пропорциональная схема подоходного налогообложения, и позволяет снизить налоговую нагрузку.

Ключевые слова: НДФЛ, налоги, сборы, бюджет, пропорциональная и прогрессивная схемы подоходного налогообложения, индивидуальная налоговая нагрузка, физические лица.

В Российской Федерации в текущее время, граждане - физические лица уплачивают в бюджеты различных уровней следующие налоги: федеральный налог на доходы физических лиц; региональный транспортный налог, местный земельный налог, местный налог на имущество физических лиц, а также отраслевые сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Рассмотрим поочередно налоговые платежи, составляющие потенциальную налоговую нагрузку граждан Российской Федерации.

Самым значительным и массовым является налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством [9].

Действующие ставки НДФЛ составляют 9%, 13%, 15%, 30% и 35% в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом или нерезидентом Российской Федерации, или высококвалифицированным работником-нерезидентом. То есть для резидентов ставка ниже (13%), а для нерезидентов с аналогичными доходами выше (30%), но для нерезидентов - специалистов высокой квалификации, людей, трудящихся по патенту, граждан ЕАЭС также применяется ставка 13%. С 1 января 2015 года, даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, ставка НДФЛ для граждан Белоруссии, Казахстана и Армении приравнена к гражданам - резидентам Российской Федерации вне зависимости от времени пребывания на территории Российской Федерации. 12 августа к Договору также присоединилась Киргизия. Это значит, что для государства является приоритетным не только благосостояние своих граждан -резидентов Российской Федерации, но оно также лиц - нерезидентов, в трудовой деятельности которых на своей территории государство заинтересовано.

Доля налога с доходов физических лиц в ВВП Российской Федерации в 2009-2015 гг. представлена в таблице 1.

Из данных таблицы 1 следует, что доля налога на доходы физических лиц в ВВП Российской Федерации с 2009 год по 2015 год снижалась, в частности, с 4,29 процента в 2009 году до 3,47 процента в 2015 году. В 2015 году доля налога на доходы физических лиц в ВВП по сравнению с 2014 годом не изменилась и составила 3,47 процента. Отметим, что доля остальных налоговых платежей в процентах в ВВП к 2015 году также снизилась. Это означает, что в доходах Российской Федерации снизилась доля налоговых доходов за счет роста нефтегазовых и других неналоговых доходов.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на 1.01.2016 г. по данным Федеральной налоговой службы, представлена на рисунке 1.

© Шнейдерова А.А., 2017.

Научный руководитель: Лимонцева Валентина Алексеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Одинцовский филиал МГИМО (У) МИД России, Россия.

Таблица 1

Доходы бюджета Российской Федерации в 2009-2015 гг. (в % в ВВП)__

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1. Доходы, всего 35,04 34,62 37,26 35,02 34,42 34,34 33,32

2. Налоговые доходы и платежи 30,88 31,12 34,50 32,49 31,80 31,90 30,17

В том числе:

2.1 налог на прибыль организаций 3,26 3,83 4,06 3,52 2,92 3,05 3,22

2.2 налог на доходы физических лиц 4,29 3,87 3,57 3,38 3,52 3,47 3,47

2.3 Акцизы 0,89 1,02 1,16 1,25 1,43 1,38 1,32

2.4 Таможенные пошлины 6,52 6,74 8,25 7,62 7,00 7,09 4,16

2.5 Налог на добычу полезных ископаемых 2,72 3,04 3,65 3,67 3,63 3,73 3,99

2.6 Единый социальный налог и страховые взносы 5,93 5,35 6,30 6,13 6,61 6,46 6,98

2.7 прочие налоги и сборы 1,99 1,88 1,71 1,62 1,71 1,67 1,78

Источник: [10].

7,7

I Налог на доходы физических лиц I Налог на добавленную стоимость I Налог на прибыль организаций I Налоги на имущество I Акцизы по подакцизным товарам I Прочие налоги и сборы

13,9

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на 1.01.2016 г.

Источник: данные Федеральной налоговой службы

На рисунке видно, что основная доля при формировании налоговых доходов бюджета Российской Федерации приходится на налог на доходы физических лиц 49,4% (НДФЛ пришел на смену подоходному налогу, введенному с 1 января 1992 года, который носил прогрессивный характер).

Подоходное налогообложение в мире начало развиваться давно, и сейчас подоходный налог существует не только в России, но и во всех зарубежных странах. Подоходный налог первой ввела Великобритания в 1799 году. Законом 1799 года все плательщики делились на три класса. Введенный подоходный налог был прогрессивным, то есть ставки в зависимости от дохода плательщика варьировались от 10% до 50%. В 1973 году в Великобритании вместо шедулярной системы налогообложения внедрена глобальная система налогообложения. Таким образом, установилась смешанная шедулярно-глобальная система подоходного налогообложения, существующая в текущий период времени [5].

В 1916 году был введен подоходный налог и в Российской империи. Однако введено было подоходное налогообложение не по английской, а по прусской модели. Согласно прусской модели, плательщик был обязан задекларировать все свои доходы по всем видам деятельности. По английской модели подоходному обложению подлежали все виды доходов, а не конкретный плательщик. Ставки подоходного налога были дифференцированными и прогрессивными, до 12,5%, а затем максимальной ставкой подоходного налога в России при Временном правительстве стала ставка 30,5%. Далее эволюция подоходного налога проходила в рамках политики проводимой Российской империей, а затем СССР. Подоходный налог составлял в бюджете СССР не более 5% [2].

Сравним схемы налогообложения, суммы годового дохода и ставки подоходного налога по странам мира (таблица 2).

Таблица 2

Параметры подоходного

налогообложения в различных странах мира на 03.07.2015 г.

Страна

Схема налогообложения

Годовой доход, долл. США

Ставка, %

1. Австралия

Прогрессивная, необлагаемый минимум

меньше 4 600

4 600-28 800

до 9

больше 140 000

33,3-44,9

2. Австрия

Прогрессивная, необлагаемый минимум

меньше 12 500

12 500-28 500

больше 50 000

0

36,5

50

3. Республика Беларусь

Пропорциональная

на любой доход

13

4. Болгария

Пропорциональная

на любой доход

10

5. Бразилия

Прогрессивная, необлагаемый минимум

меньше 5 300

5 300-10 500

больше 10500

15

27,5

6. Великобритания

Прогрессивная, необлагаемый минимум

меньше 15 500

15 500-49 000

больше 231 000

20

45

7. Германия

Прогрессивная, необлагаемый минимум

меньше 9 000

9 000-11 500

больше 285 000

2,56

45

8. Испания

Прогрессивная

меньше 20 200

больше 200 000

24

51

9. Италия

Прогрессивная

меньше 17 100

больше 80 000

23

45

10. Канада

Прогрессивная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

меньше 42 707

больше 132 406

15

29

11. Китай

Прогрессивная

меньше 2 400

больше 16 000

35

12. Латвия

Пропорциональная

на любой доход

25

13. Литва

Пропорциональная

на любой доход

15

14.Эстония

Пропорциональная

на любой доход

20

15. Мексика

Прогрессивная

меньше 3 300

больше 7 000

10

28

14. Россия

Пропорциональная

на любой доход

13

15. США

Прогрессивная, необлагаемый минимум

меньше 8 950

больше 9 000

больше 357 700

10

35

16. Таиланд

Прогрессивная, необлагаемый минимум

меньше 4 600

больше 4 600

больше 122 600

10

37

17. Франция

Прогрессивная, необлагаемый минимум

6 800-13 600

9 000-11 500

больше 171 000

5,5

45

18. Япония

Прогрессивная

меньше 21 0400

больше 200 000

40

19. Швеция

меньше 2 160

Прогрессивная, необлагаемый минимум

2 160-49 000

больше 49 000

больше 70 200

0

29-35

0

0

0

0

5

0

0

0

5

Источники данных: [13].

Из данных таблицы 2 видно, что у Российской Федерации и у еще некоторых стран (Республика Беларусь, Болгария, Латвия, Литва, Эстония) принята схема пропорционального подоходного налогообложения. Большинство же стран мира используют прогрессивную схему подоходного налогообложения, с применением необлагаемого минимума или без такового. Действующие ставки подоходного налога и сумма необлагаемого минимума зависят от уровня доходов населения. Отметим, что у стран богатых нефтью, таких как Бахрейн, Кувейт, ОАЭ подоходного налога нет, то есть нет необходимости в налогообложении доходов граждан.

Вместе с тем, депутаты «Справедливой России» и многие ученые и специалисты неоднократно предлагали перейти с пропорциональной схемы подоходного налогообложения обратно к прогрессивной

схеме подоходного налогообложения. Согласно предложению депутатов «Справедливой России» прогрессивная шкала выглядит следующим образом: доход граждан ниже прожиточного минимума в месяц облагается по нулевой ставке. При получении годового дохода от 120 тысяч до 12 млн рублей налогообложение происходит по ставке 13%; доход в диапазоне от 12 до 100 млн рублей облагается по ставке 18%, а при наличии дохода от 100 до 500 млн рублей — по ставке 23%, а от 500 млн рублей —по ставке 28% [12].

Мотивируется данное предложение тем, что доходы российских граждан в текущий период времени сильно дифференцированы. В частности, средняя заработная плата в группе работающих граждан с самым высоким доходом (это около 10%) превышает среднюю заработную плату самой малообеспеченной работающей группы граждан (тоже около 10%) в 16 раз. По мнению авторов предложения, данная мера позволила бы снизить социальную напряженность в обществе. Вместе с тем, практика взимания подоходного налога по прогрессивной шкале показала, что она побуждает граждан к сокрытию своих доходов и уклонению от уплаты налога, что отрицательно влияет на поступление средств в бюджет. Однако, как считают эксперты Международного валютного фонда (МВФ), преимущество пропорционального подоходного налогообложения сильно преувеличено и взимание подоходного налога по плоской шкале не эффективно в условиях международного движения капитала [6, с. 36]. Это подтверждают и данные таблицы 2, где большинством стран мира используется прогрессивная схема подоходного налогообложения, и чаще всего, с необлагаемым минимумом.

Исходя из приведенного мнения, переход с пропорциональной схемы подоходного налогообложения обратно на прогрессивную схему подоходного налогообложения более справедлив по отношению к гражданам. В частности, предлагаемая максимальная ставка в 28% ниже, чем у большинства стран, представленных в таблице 2, например, в США - 35%, в Великобритании - 45%. В случае введения предлагаемой прогрессивной шкалы подоходного налога снижение налоговой нагрузки почувствуют практически все жители России. Однако переход обратно с пропорциональной на прогрессивную схему подоходного налогообложения нецелесообразен с точки зрения государства, что особо отметил Владимир Путин на пресс-конференции 23 декабря 2016 года. По его словам, после введения «плоской» шкалы собираемость НДФЛ выросла в семь раз. А в случае обратного перехода может возникнуть проблема уклонения от уплаты налога, снижение поступлений в бюджет, увеличение расходов по налоговому администрированию и налоговому контролю. Вместе с тем, эксперты МВФ считают, что имеются определенные сложности при обложении налогом доходов, которые возникают при международном движении капитала, и некоторым странам придется с пропорциональной схемы подоходного налогообложения перейти на прогрессивную с дифференциацией ставок в зависимости от доходов граждан [6, с. 36].

Из вышеизложенного следует, что дискуссии по поводу применения прогрессивной или пропорциональной схемы подоходного налогообложения в Российской Федерации не прекращаются и, возможно, законопроект, предлагаемый депутатами о применении прогрессивной шкалы подоходного налога с учетом мнения международных экспертов будет принят, но, вероятно, что это может произойти только после восстановления экономики страны от последствий мирового кризиса.

Следующие налоговые платежи, уплачиваемые физическими лицами, касаются только отдельных граждан, имеющих в собственности или владении имущество, транспортные средства, землю и пользующиеся объектами животного мира и водных ресурсов.

Индивидуальную налоговую нагрузку граждан Российской Федерации можно представить в виде формулы:

ндфл + зн+нифл + сб

Д

инн„=—---х 100

где ИННгр - индивидуальная налоговая нагрузка граждан, %

НДФЛ - сумма налога на доходы физических лиц;

ЗН - сумма земельного налога;

НИФЛ - сумма налога на имущество физических лиц;

Сб - сумма сбора за пользование объектами животного мира и (или) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Д - сумма всех доходов отдельного гражданина.

Таким образом, налоговая нагрузка граждан Российской Федерации индивидуальна по каждому гражданину в зависимости от наличия у него объектов налогообложения. Если рассмотреть налоговые платежи, уплачиваемые гражданами Российской Федерации, можно сделать следующий вывод. Налоговую нагрузку граждан в основном будет составлять, уплачиваемый с заработной платы (дохода) налог на доходы физических лиц. Остальную часть налоговой нагрузки граждан, будут составлять платежи на

землю, на имущество, а подобные объекты обложения есть не у всех и при чрезмерной налоговой нагрузке их можно продать или сдать в аренду. Сборы уплачиваются только при пользовании объектами животного мира и водными ресурсами. Если не пользоваться объектами животного мира и водными ресурсами не будет необходимости в уплате сбора.

То есть, налоговая нагрузка, рассчитанная по формуле 1, показывает долю изъятий в бюджет от всех доходов конкретного гражданина в виде налогов и сборов, выраженная в процентах. У большинства граждан Российской Федерации налоговая нагрузка составляет 13%.

В основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов основополагающими целями являются обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России [10]. Следовательно, изменение налогового законодательства, влекущее рост налоговой нагрузки российских граждан не планируется.

Библиографический список

1.Баяндурян Г.Л., Полиди А.А., Осадчук М.Л. Федеральные налоги и сборы: учебное пособие / под общ. ред. Г.Л. Баяндуряна. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 240 с.

2.Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб. пособие . М.: МФПА, 2010. 432 с.

3.Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учеб. для вузов. М.: Юрайт, 2011. 639 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Гуселетова, Е.С. Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.scienceforum.ru/2016/pdf/22452.pdf.

5.История возникновения и развития подоходного налога в Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://librisum.com/phiz/osons51 .htm.

6.Моченёва К.В. Особенности налога на доходы физических лиц в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 18 (216). С. 33-42.

7.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 30.11.2016) [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консуль-тантПлюс.

8.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30.11.2016) [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа: информационно-правовая справочная система КонсультантПлюс.

9.Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nalog.ru/rn77/taxa-tion/taxes/ndfl/.

10. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: 0NNP_2017-2019_razmeshchenie.pdf.

11. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: уч. пособие. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М., 2015. 205 с.

12. Подоходный налог в России могут увеличить до 16 процентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/money/ mymoney/ 1467175.

13. Подоходный налог в разных странах мира. Инфографика: Аргументы и факты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/ dontknows/ infographics/podohodnyy_nalog_v_raznyh_stranah_mira_infografika.

14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Углубленный курс: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 747 с.

15. Смирнов Е. Е. Налоговые аспекты бюджета России 2014-2016 // Аудитор. 2014. № 1. С. 3-13.

16. Смирнов Е. Е. Коррективы в НК РФ в интересах ослабления налогового бремени юридических и физических лиц // Аудитор. 2015. № 10. С. 3-10.

ШНЕЙДЕРОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Одинцовский филиал МГИМО (У) МИД России, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.