УДК 343.16(019)
КУЛИК Н.В., ЛАВРОВ В.В. РОССИЙСКАЯ ПРОКУРАТУРА: ИСТОРИКО-ПРАВОВАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, история, историография, обвинение.
В статье, на основе юридического материала, показана история Российской прокуратуры с момента ее основания до современного периода. Рассматривается историография истории прокуратуры. Авторы исследуют основные этапы развития российской прокуратуры. Обоснован вывод о том, что современная российская прокуратура сохраняет преемственность традиций и продолжает выполнять поставленные перед ней задачи.
KULIK, N.V. LAVROV, V.V.
RUSSIAN PROSECUTOR'S OFFICE: HISTORICAL AND LEGAL RETROSPECTIVE
Keywords: prosecutor's office, public prosecutor's supervision, history, historiography, charge.
In the article, on the basis of juridical material, shows the history of the Russian Prosecutor's office since its Foundation to the modern period. It viewed the historiography of history of prosecutor's office. Authors investigate the main stages of development of the Russian prosecutor's office. It substantiated the conclusion that the modern Russian prosecutor's office keeps continuity of traditions is drawn and continues to carry out the tasks set for it. It is shown that in the USSR a powerful system of prosecutors' bodies, capable of fulfilling the tasks assigned to them, both in the criminal-legal sphere and outside it, was used by the indisputable authority. To date, the appeal to the positive experience of the Soviet prosecutor's office can help both in the work to improve legislation.
В канун трехвекового юбилея российской прокуратуры было бы правильным проанализировать накопленный опыт, обратившись к истории российской прокуратуры. По мнению Генерального прокурора СССР в 1988-1990 гг. А.Я. Сухарева, обращение к исследованиям по истории прокуратуры обусловлено необходимостью «трезво поразмыслить над уникальностью феномена и долгожительства российской прокуратуры, объективно оценить ее достоинства и слабости и по возможности коллективно спрогнозировать ближайшее будущее прокуратуры» [1].
Вопросы истории российской прокуратуры привлекали внимание многих исследователей, и на сегодняшний день сформировалась достаточна богатая отечественная историография. К этой теме обращались еще дореволюционные исследователи - как историки, так и чиновники, служившие в ведомстве генерал-прокурора. В частности, одно из первых исследований по истории прокуратуры осуществил П.В. Полежаев [2]. История прокуратуры XVIII столетия была предметом специального рассмотрения в работе А.Д. Градовского, впервые опубликованной в 1866 году [3]. Еще одним серьезным монографическим исследованием по истории прокуратуры XVIII столетия стала работа В.И. Веретенникова, в которой автор уделил достаточное внимание вопросам образования российской прокуратуры и особенностям ее деятельности в период до 1762 года (времени восшествия на престол императрицы Екатерины II) [4].
К числу фундаментальных исследований по истории прокурорского надзора в России следует отнести монографию Н.В. Муравьева [5]. Автором подробно рассмотрена история российской прокуратуры XVIII - первой половины XIX века. Однако история пореформенной прокуратуры (после 1864 года) по объективным причинам занимает в ней незначительное место. Обзору истории пореформенной прокуратуры посвящена небольшая по объему, но емкая по содержанию работа Ф.И. Гредингера [6], которая дополняет монографию Н.В. Муравьева.
Многие частные вопросы прокурорской деятельности, особенно пореформенного периода, затрагивались в публикациях юридической периодики второй половины XIX -начала XX столетия, но они по большей части могут играть для современного исследователя скорее роль источников.
Говоря о дореволюционной литературе по истории прокуратуры, следует отметить такие фундаментальные издания, как вышедшие в начале XX столетия «Историю Правительствующего сената за двести лет, 1711-1911» [7] и «Министерство юстиции за сто лет, 1802-1902» [8] [9] (поскольку в XVIII и XIX столетиях прокуратура входила в состав указанных учреждений, то ее история отражается в приведенных изданиях).
Наконец, много материалов по истории прокуратуры можно найти в курсах по истории, истории права, выходивших до революции 1917 года.
В советский период вопросы истории дореволюционной прокуратуры редко являлись предметом специальных исследований. Причиной этому может служить имевшаяся в СССР официальная точка зрения, состоявшая в том, что советская прокуратура была создана на совершенно иной основе и не имела ничего общего с царской прокуратурой [10, с.3]. К тому же дореволюционная прокуратура рассматривалась как один из репрессивных органов царизма по борьбе с революционным движением. Поэтому в основном история дореволюционной прокуратуры рассматривалась в исторических и историко-правовых исследованиях советского времени в контексте истории государственных учреждений дореволюционной России [11-14].
История советской прокуратуры в СССР, напротив, была предметом внимания как научного сообщества, так и руководства надзорного ведомства. В СССР издавались сборники документов по истории советской прокуратуры [15-17], к историческому опыту обращались в исследованиях по проблемам прокурорской деятельности [18]. История советской прокуратуры рассматривалась в учебной литературе как по истории советского государства и права, так и по истории прокурорского надзора. Многочисленные исследования по отдельным вопросам текущей прокурорской деятельности в СССР на сегодняшний день являются важнейшими источниками по истории прокуратуры советского государства.
Новый период в историографии российской прокуратуры начался в 1990-е годы и продолжается до сегодняшнего дня.
Реформирование органов прокуратуры в соответствии с реалиями нового Российского государства потребовало обращения к историческому опыту. Вопрос о преемственности российской прокуратуры был решен изданием Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 1329 «Об установлении Дня работников прокуратуры Российской Федерации», в соответствии с которым этим днем стало 12 января - в память об учреждении Петром I должности генерал-прокурора при Сенате.
Одной из первых современных работ, посвященных истории царской прокуратуры, является монография С.М. Казанцева [10]. Отдельные аспекты истории прокуратуры находят отражение в защищаемых диссертациях, как по истории [19], так и по юриспруденции [20], [21]. При этом следует отметить, что обращение к историческому опыту прокурорской деятельности по отдельным ее направлениям стало неотъемлемой частью многих диссертационных исследований [22], [23].
К числу работ, внесших значительный вклад в изучение истории прокуратуры, следует отнести работы сотрудника Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Г. Бессарабова [24]. К 290-летию со дня образования прокуратуры России Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации выпустила специальный номер журнала «Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (№ 6 (26) за 2011 год). В последнее время интерес вызывает история прокуратур
субъектов Российской Федерации [25-27]. В результате, в научный оборот вводятся новые, в том числе архивные материалы. Особое место в современной историографии прокуратуры принадлежит работам А.Г. Звягинцева - заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в 2002-2015 гг., применившего новый биографический подход в исследовании [28-33].
Таким образом, на сегодняшний день идет процесс активного накопления материала по истории прокуратуры. Вероятно, наступает время создания новых фундаментальных работ по истории российской прокуратуры с привлечением архивных материалов, которые позволят найти ранее неизвестные факты и по-новому осмыслить отдельные сюжеты развития российской прокуратуры.
В силу ограниченности объема статьи невозможно осветить все аспекты истории российской прокуратуры, поэтому остановимся на характеристике отдельных этапов ее развития.
Первый этап развития прокуратуры (1722-1802 гг.) включает ее образование и развитие как надведомственного надзорного органа.
Образование российской прокуратуры относится к периоду Петровских реформ, в результате которых Россия встала на путь европейского развития. Для проведения государственных преобразований Петру I требовалось полностью перестроить систему законодательства и государственного управления. При проведении реформ российский император столкнулся с необходимостью создания такого органа, который бы компенсировал недостатки формирующейся системы государственного управления. В одном из своих указов Петр I отмечал: «Всуе законы писать, когда их не хранят» [6, с.4]. В результате Петровских реформ в России вводится центральное управление, основанное на принципе коллегиальности, что на тот период имело позитивное значение. Однако, несмотря на приверженность Петра I к коллегиальной системе организации высших органов государственной власти, император испытывал большое недоверие к членам коллегий [3, с.141].
Указ, в котором говорилось об учреждении прокуратуры в Российском государстве, был подписан Петром I 12 января 1722 года. Суть должности возглавляющего ее генерал-прокурора была выражена следующими словами: «Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных» [7, с.216]. В том же году Петром I были подписаны указы: от 18 января «Об установлении должности прокурора в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальских и прочих людей» и от 27 апреля «О должности генерал-прокурора». Идея Петра I состояла в том, чтобы превратить генерал-прокурора в высшее должностное лицо в государственном аппарате, основной задачей которого становился надзор за законностью в государственном управлении [4, с.199]. Учреждение должности генерал -прокурора преследовало своей целью оптимизацию системы коллегиального управления [3, с.155]. В указе «О должности генерал-прокурора» были определены основные полномочия, к числу которых относились: защита интересов государства и церкви; защита прав малолетних и вдов, «себя не могущих оборонять»; защита прав иных лиц, не способных отстаивать свои интересы. Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа П.И. Ягужинского [28, с. 13-15]. В своем представлении прокурора Сенату Петр I указывал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».
В целом, в России был создан институт надзора, который, несмотря на французское название, представлял собой оригинальный российский государственно-правовой институт с элементами французской прокуратуры, с чертами шведских омбудсменов, с усвоением известного опыта немецких и шведских фискалов, а также с собственно русскими традиционными практиками. Практически каждый пункт указа «О должности генерал-прокурора» несет в себе черты европейских аналогов. Но
рассматривая в комплексе эту причудливую мозаику заимствований, мы получаем истинно русскую, самобытную картину [10, с.37-38].
Наряду с исполнением обязанностей надзора за соблюдением законов органами государственного управления (как центральных, так и местных), прокуроры на местах служили информаторами о реальном положении дел в государстве [4, с.87]. По мнению русского историка В.О. Ключевского: «Генерал-прокурор, а не Сенат становится маховым колесом всего управления Российским государством» [34].
В период дворцовых переворотов (1726-1762 гг.) значение прокуратуры обусловливается личностью находившегося на троне императора.
При Екатерине II прокуратура становится важнейшим органом государственного управления. С 1763 по 1793 год должность генерал-прокурора занимал князь А.А. Вяземский [28, с.113-152]. Императрица не меняла положений указа Петром I «О должности генерал-прокурора», однако «Секретные наставления», содержащиеся в более чем трехстах ее письмах к генерал-прокурору, позволяют выявить взгляды Екатерины Великой на должность генерал-прокурора и на то, как необходимо строить систему прокурорского надзора. Так, императрица и генерал-прокурор должны всецело доверять друг другу [10, с.77]. Органы прокуратуры должны строиться на принципах единоначалия, в отличие от существовавшего на тот момент принципа коллегиального управления [4, с.3-4]; подчеркивалась независимость генерал-прокурора и подчинение его только императору. В своих наставлениях императрица определяла отдельные направления надзорной деятельности прокуратуры (бюджет, кодификация законодательства, торговля солью и вином и т.д.) [10, с.78]. Генерал-прокурор активно участвовал в законотворческой деятельности, руководил управлением в сфере экономики, финансов, внутренними делами, докладывал императрице по всем вопросам, которые возникали в процессе осуществления государственных преобразований [6, с.10].
В результате Губернской реформы Екатерины II 1775 года сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры, во главе которой стоял генерал-прокурор, подчиненный лично императору. Согласно ст. 404 «Учреждения для управления губерний»: «губернские прокуроры смотрят и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка законами определенного, и в производстве и в отправлении самих дел» [35]. В задачи губернских и нижестоящих прокуроров входили надзор за порядком делопроизводства в губернских учреждениях, защита целостности власти, охрана подданных империи, борьба с коррупцией [10, с.95].
Таким образом, в XVIII столетии было положено начало реализации идеи Петра I о введении в государстве системы надзора за соблюдением законов при осуществлении управления страной. Во главе надзорной системы встал генерал-прокурор, состоящий при Правительствующем сенате, но подчиняющийся лично императору.
Действительное положение прокурорского надзора на местах после введения в действие «Учреждения для управления губерний» 1775 года не соответствовало тому положению, которое ему отводилось в законе. Отсутствие надзора непосредственно за генерал-губернаторами сыграло свою негативную для губернских прокуроров роль. Надзорная деятельность за губернской администрацией стала принимать формальный характер и сводилась к просмотру журналов присутственных мест и заявления на них протестов в случаях нарушения закона [5, с.186].
То, что петровская идея так и не смогла до конца реализоваться на практике, было обусловлено российскими реалиями XVIII столетия. К числу важнейших отнесем: отсутствие в России развитой системы законодательства, непоследовательность государственной политики как в отношении управления, вообще, так и в отношении органов прокуратуры - в частности, столкновение интересов отдельных представителей государственной элиты и т. д.
Новый период в развитии российской прокуратуры начинается в связи с проведением министерской реформы 1801 года. С 1802 года прокуратура входит в состав вновь учрежденного Министерства юстиции (министр одновременно являлся генерал-прокурором).
В исторической литературе первая половина XIX века характеризуется как период стагнации в истории прокуратуры [10, с.108].
Из канцелярии генерал-прокурора сформировался центральный аппарат Министерства юстиции, на который была возложена задача управления судебной системой России (заведование личным составом, учреждением и упразднением судебных учреждений, надзор за их деятельностью). Аппарат Министерства юстиции был невелик и состоял из министра, его товарища, консультации, канцелярии министра и единственного департамента Министерства [36].
Перевод генерал-прокурора в ранг обычного министра значительно понизил его статус. Многие контрольно-надзорные функции на местах были переданы в иные министерства. В период правления Николая I личным органом императорского управления стала Собственная Его Императорского Величества канцелярия. При этом в докладах на имя императора, составленных Третьим отделением, часто отмечалась пассивность и бездеятельность прокуроров на местах [10, с.114-115].
Новый этап в истории российской прокуратуры начался с Судебной реформы 1864 года. Были подготовлены и утверждены Императором основные документы судебной реформы: «Учреждение судебных установлений», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», в которых содержались, в том числе, отдельные вопросы, касающиеся полномочий прокуратуры.
В своем Указе о введении в действие Судебных уставов 20 ноября 1864 г. Александр II обозначил цель, которую преследовала судебная реформа: «Утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого от высшего до низшего».
Судебная реформа 1864 года, в первую очередь, была связана с принятием «Основных начал судебных преобразований». При этом новый порядок судоустройства, четко устанавливал, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
Деятельность прокуратуры в пореформенный период была главным образом сосредоточена на поддержании государственного обвинения.
Переход к состязательному процессу, начавшийся после принятия документов Судебной реформы 1864 года, заставил сформировать новую систему поддержания государственного обвинения, отделенную от суда. Деятельность прокуроров по поддержанию обвинения в судах, а также развитие юридического образования в России обусловили формирование плеяды российских прокуроров-обвинителей (Д.Н. Замянтин, А.Ф. Кони, Н.В. Муравьев и другие), оставивших потомкам непревзойденные образцы судебного красноречия [37-40].
Надзорная деятельность прокуратуры пореформенной России до 1917 года была ограничена в основном сферой судебных установлений и уголовным преследованием, а также некоторыми категориями дел, к числу которых относились: участие в губернских присутствиях по крестьянским делам, участие в заседаниях губернских правлений по освидетельствованию сумасшедших, земским, городским и фабричным делам. Прокурорам было предоставлено право возбуждать дисциплинарные дела, связанные с профессиональной деятельность адвокатов.
Практика прокурорской деятельности пореформенного периода дает многочисленные примеры, когда прокуроры и их товарищи на местах занимали принципиальную позицию в отношении незаконных действий органов губернского управления, вызывая в свой адрес недовольство со стороны генерал-губернаторов [6, с.39-40].
Несмотря на важную роль прокурора в судопроизводстве в пореформенный период, надзорная деятельность прокуратуры в то время вне уголовной сферы была незначительной. О реальном статусе Министерства юстиции (ведомстве генерал -прокурора) в начале XX столетия красноречиво свидетельствовал последний государственный секретарь Российской империи С.Е. Крыжановский, который свою службу характеризовал следующими словами: «Мне казалось, что я сижу в глубоком погребе, а за стенами тем временем гремит и сверкает жизнь. Я заскучал и через пять лет вернулся обратно в Министерство внутренних дел» [41].
История дореволюционной прокуратуры показывает, что для обеспечения режима законности в стране и эффективной работы органов прокуратуры в этом направлении требовалось наличие нескольких условий: государственная воля, развитая и доступная для населения система законодательства, корпус квалифицированных правоприменителей (особенно кадров прокуратуры и судов), высокая правовая культура населения, основанная на уважении к закону. Именно при соблюдении этих условий деятельность органов прокуратуры могла быть эффективной и рождала глубокое уважение в обществе, а «идея прокуратуры», заложенная Петром Великим, воплощалась в реальность. Отсутствие многих из перечисленных условий в дореволюционной России так и не привело к полному воплощению замысла Петра I о роли прокурора, как высшего лица в государственном аппарате, в руках которого сосредоточивался бы надзор за законностью в государственном управлении.
События Октябрьской революции 1917 года привели к коренной перестройке системы государственного управления в стране.
24 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров Декретом «О суде» №1, упразднил имперскую судебную систему, в том числе институты судебных следователей и прокуратуры [42]. Теперь этого рода функции возлагались на учрежденные новой властью народные суды, а также на революционные трибуналы. Причем предварительное следствие сосредотачивалось в особых следственных комиссиях.
Однако по мере формирования советского государства возникла настоятельная потребность в создании прокуратуры, деятельность которой была бы направлена на обеспечение законности в стране посредством надзора. Перед молодой советской властью стояли сложные задачи: необходимо было не только восстановить разрушенную восьмилетним периодом войн экономику, но и преобразовать аграрную страну, находящуюся во вражеском окружении, в передовую индустриальную державу, способную противостоять любому агрессору. За относительно короткий срок в 15-20 лет Советскому государству необходимо было пройти путь, который европейские страны проходили на протяжении 100-150 лет. Для решения этих задач был необходим четко работающий государственный аппарат, функционирование которого обеспечивалось, в том числе, средствами надзора.
При образовании прокуратуры во Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) развернулась дискуссия о необходимости двойного подчинения органов прокуратуры ВЦИК и местным советам. Однако позиция, занятая В.И. Лениным (поначалу оказавшимся в меньшинстве), привела к тому, что органы прокуратуры стали подчиняться исключительно ВЦИК. В.И. Ленин отмечал: «Прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом, и только с этой точки зрения прокурор обязан опротестовывать всякое незаконное решение <...> я
предлагаю ЦК отвергнуть в данном случае «двойное» подчинение, установить подчинение местной прокурорской власти только центру и сохранить за прокурорской властью право и обязанность опротестовывать все и всякие решения местных властей»
[43].
Первое «Положение о прокурорском надзоре» было введено в действие Постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года [15, с.212-215]. В соответствие с ним, в структуре Народного комиссариата юстиции учреждалась Государственная Прокуратура. На прокуратуру было возложено осуществление от имени государства надзора за законностью предписаний и действий органов государственной власти, за учреждениями, организациями, предприятиями различных форм собственности, частными лицами, с обязанностью опротестования нарушающих закон постановлений, а также возбуждения уголовного преследования в отношении виновных должностных и частных лиц. Кроме того, прокуратура осуществляла надзор за работой правоохранительных (прежде всего, следственных) органов, в том числе за деятельностью Государственного Политического Управления. К числу важнейших функций прокуратуры относилось поддержание обвинения в суде, а также надзор за содержанием заключенных. Наряду с территориальными прокуратурами, в советском государстве создаются системы специализированных прокуратур [44]. Первым прокурором РСФСР был назначен Д. И. Курский.
Важнейшей вехой в истории прокуратуры стало создание в ноябре 1923 года Прокуратуры Верховного суда Союза ССР. В дальнейшем, 15 марта 1928 г. Постановлением коллегии Народного комиссариата юстиции в ведение прокуратуры был полностью передан следственный аппарат [45].
Говоря о феномене вновь образованной советской прокуратуры, можно привести слова ярого противника советской власти, одного из блестящих юристов дореволюционной России С.Е. Крыжановского: «Постановка прокурорского надзора, усвоенного советской властью, является теоретически более совершенной, чем та, которая была предложена Судебными уставами 1864 года. Согласно последним, прокурорский надзор был ограничен общими правилами в отношении суда, ведения дознания и следствия и совершенно не был применим к другой обстановке. Советская власть, учредив органы прокурорского надзора, значительно расширила круг его деятельности, сочетав постановку прокуратуры в Судебных уставах с новыми обязанностями. Эта широкая постановка прокурорского надзора согласна с мыслями о прокуратуре Петра Великого и Екатерины Великой» [46].
Выделение союзной прокуратуры в систему самостоятельных органов относится к 1933 году.
20 июня 1933 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. Утвержденное 17 декабря 1933 г. «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. До 1936 года органы прокуратуры союзных республик оставались в составе органов юстиции. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного комиссариата юстиции СССР» республиканские органы прокуратуры были выведены из состава народных комиссариатов юстиции и переподчинены непосредственно Прокурору СССР [15, с.423-424]. 5 ноября 1936 г. Постановлением СНК СССР была утверждена структура союзной прокуратуры, по аналогии с которой формировались республиканские прокуратуры.
5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, где впервые в истории конституционного законодательства вводилось понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Согласно ст. 113 Конституции СССР 1936 г., на Генерального прокурора возлагался высший надзор за всеми министерствами и подведомственными им
учреждениями, равно как за отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР. Союзная Конституция 1936 г. установила независимость органов прокуратуры.
Таким образом, в 1936 году произошло окончательное выделение органов прокуратуры в самостоятельную единую централизованную систему.
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была направлена на обеспечение победы советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. В их задачу входил не только надзор за исполнением законов, но и за претворением в жизнь исполнения постановлений созданного 30 июня 1941 г. Государственного комитета обороны [47, с.55-56]. По окончании Великой Отечественной войны советские прокуроры активно выступили в качестве обвинителей на Нюрнбергском, Токийском и Хабаровском процессах, по результатам которых были привлечены к ответственности лица, виновные в преступлениях немецкого фашизма и японского милитаризма.
После победы в Великой Отечественной войне деятельность прокуратуры была направлена на обеспечение законности при восстановлении народного хозяйства и борьбе с преступностью. К середине 1950-х годов Советское государство в целом преодолело последствия ущерба, нанесенного Великой Отечественной войной, и вступило в новый этап развития советского общества. Начали приниматься меры по дальнейшему исправлению имевших место в период сталинских репрессий нарушений законности.
Происходящие в государстве процессы затронули и органов прокуратуры. В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден такой важный законодательный акт, как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возложила на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами. Указанное Положение более детально, в сравнении с ранее действовавшим законодательством, регламентировало статус органов прокуратуры и прокурорских работников [47, с.69].
В 1977 году была принята новая Конституция СССР, в которой содержалась специальная глава о прокуратуре, что подчеркивало ее особый конституционный статус [48]. Согласно Основному закону СССР (статья 164), Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляли высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами. Генеральный прокурор СССР был ответственен перед Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР и им подотчетен. Были установлены независимость органов прокуратуры от каких бы то ни было местных органов и подчинение их только Генеральному прокурору СССР. В 1979 году вышел Закон СССР о прокуратуре Советского Союза [49], где были установлены основные направления деятельности Прокуратуры СССР, включающие надзор за исполнением законов, расследование преступлений, поддержание обвинения в судах и иные.
Таким образом, к концу 1970-х годов окончательно сформировалась мощная, пользующаяся непререкаемым авторитетом система органов прокуратуры, способных выполнять поставленные перед ними задачи, как в уголовно-правовой сфере, так и вне нее. На сегодняшний день обращение к положительному опыту советской прокуратуры может помочь как в работе по совершенствованию законодательства, регулирующего
правовой статус и деятельность современной российской прокуратуры, так и в практике осуществления прокурорам своей деятельности.
В период коренных преобразований российского общества изменения коснулись и органов прокуратуры. Концепция судебной реформы Российской Федерации, одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., теоретически обосновывала необходимость перестройки сложившейся многофункциональной прокуратуры, до органа уголовного преследования. Однако принятый в 1992 году Закон «О прокуратуре Российской Федерации» оставил за прокуратурой надзорно-обвинительные функции и право называться полифункциональным органом. Сохранялись и традиционно сложившиеся отрасли надзора за точным и единообразным исполнением законов. При этом в уголовном судопроизводстве прокурору была отведена роль стороны обвинения, а в гражданском судопроизводстве - предоставлено право направлять заявления и исковые заявления, а также вступать в дело в случаях, когда этого требует закон. Наряду с этим, за прокурором осталось право реагировать на неправосудные судебные акты.
В Конституции 1993 г. в главе, посвященной судебной власти, одна из статей была отведена прокуратуре, на которую возлагались значимые государственно-правовые задачи.
Новая редакция Закона о прокуратуре, принятая в 1995 г., усилив функцию уголовного преследования и сохранив общенадзорные функции, существенно не повлияла на сформировавшуюся по смешанному типу модель отечественной прокуратуры. Изменения, расширившие полномочия прокуроров за счет возложения на них задач надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации (1999 г.), а также выделение из органов прокуратуры следственного аппарата в отдельное ведомство -Следственный комитет Российской Федерации (2010 г.) кардинально не нарушили баланс в надзорно-обвинительных функциях органов прокуратуры России. Она осталась организованной по модели смешанного типа [50].
В последнее время отмечаются тенденции к сужению роли прокуратуры в уголовном судопроизводстве, и расширению ее функций вне уголовно-правовой сферы. При этом исторический опыт Российской прокуратуры подтверждает закономерность -чем сильнее у той или иной нации традиция «сильного» государства, сфера его «социальной ответственности», тем шире функции прокуратуры и выше ее роль в системе государственных институтов [51].
Сохраняя преемственность традиций, прокуратура России продолжает свое развитие в современных условиях. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка в своем обращении, посвященном 295-летию со дня образования органов прокуратуры, подчеркивая значение ключевого надзорного органа страны, отметил следующее. «Во все года руководство страны ставило перед прокуратурой задачи, от решения которых зависело то, насколько успешно Россия сможет ответить на вызовы времени».
Предложенное авторское видение истории прокуратуры, основанное на научных исследованиях и отдельных источниках по истории прокуратуры, в силу ограниченности объема, не может претендовать на полное освящение всех аспектов прокурорской деятельности за почти трехвековую ее историю. В преддверии грядущего трехсотлетнего юбилея полагаем возможным предложить научному сообществу продолжить изучение истории российской прокуратуры с широким привлечением архивных и иных источников. Для работы целесообразно привлечь специалистов в области истории государства и права, теории прокурорской деятельности, ветеранов прокуратуры.
Литература и источники 1. Сухарев А.Я. Историческая судьба российской прокуратуры: научно-публицистический очерк. - М., 2000. - С.8.
2. Полежаев П.В. О губернском надзоре // Журнал министерства юстиции. - 1859. - №11. - С.37-106.
3. Градовский А.Д. Высшая администрация в России XVIII века и генерал-прокуроры // Сочинения / отв. ред. А.Ф. Замалеев. - СПб., 2001. - Т.1. - С. 37-297.
4. Веретенников В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. -Харьков, 1915. - 415 с.
5. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. - М., 1889. - 562 с.
6. Гредингер Ф.И. Прокурорский надзор за 50 лет, истекших ко времени его преобразования по Судебным Уставам Александра II. - Пг., 1915. - 55 с.
7. История Правительствующего сената за двести лет, 1711-1911. - СПб., 1911. - Т.1. - С.203-225, 407416, 600-610.
8. История Правительствующего сената за двести лет, 1711-1911. - СПб., 1911. - Т.2. - С.366-382.
9. Министерство юстиции за сто лет, 1802-1902 : исторический очерк. - СПб., 1902. - 341 с.
10. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. - СПб., 1993. - 216 с.
11. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - М., 1989. - 496 с.
12. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1968. - 400 с.
13. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 1968. - 368 с.
14. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи, 1802—1917 гг.: историко-правовое исследование. - М., 1983. - 149 с.
15. Советская прокуратура в важнейших документах / сост. В. Г. Лебединский, Д. И. Орлов. - М., 1956. - 508 с.
16. Советская прокуратура: сборник важнейших документов / сост. Г.А. Александров [и др.]; под общ. ред. М П. Малярова. - М., 1972. - 408 с.
17. Советская прокуратура: сборник документов / сост. Г. А. Метелкина, И.Н. Ширяев; отв. ред. К.С. Павлищев, С. А. Шишков. - М., 1981. - 288 с.
18. Лебединский В.Г., Каленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР : очерки по курсу. - М., 1957. -381 с.
19. СеровД.О. Фискальская служба и прокуратура России первой четверти XVIII века. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2010. - 48 с.
20. Коротков А.Г. Организационно-правовой опыт деятельности прокуратуры окружного суда в чрезвычайных условиях, 1904-1917 гг. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2007. - 28 с.
21. Дэр Н.И. Прокурорский надзор за законностью в системе государственного управления СССР (1922-1940): историко-правовое исследование. Дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2005. - 189 с.
22. Семенов А.С. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере обеспечения законности. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - С. 18-43.
23. Паштов Д.Р. Участие прокуратуры в законотворческой деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. С. 19-31.
24. Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722-2003). - М., 2003. -416 с.
25. 70 лет прокуратуре Новгородской области / редкол.: В. М. Тепляков [и др.] ; под общ. ред. А. В. Кикотя. - В.Новгород, 2014. - 240 с.
26. Прокуратура Ленинградской области, 1922-2012 / Г.П. Райков. - СПб., 2012. - 320 с.
27. Прокуратура из века в век : От Санкт-Петербургской губернии до наших дней / Г.П. Райков. -СПб., 2012. - 288 с.
28. Звягинцев А.Г., ОрловЮ.Г. Око государево: Российские прокуроры, XVIII век. - М., 1994. - 318 с.
29. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Под сенью русского орла: Российские прокуроры. Вторая половина XIX - начало XX в. - М., 1996. - 427 с.
30. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. В эпоху потрясений и реформ: Российские прокуроры, 1906-1917. -М., 1996. - 432 с.
31. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Распятые революцией : Российские и советские прокуроры, XX век, 1922-1936 гг. - М., 1998. - 511 с.
32. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Приговоренные временем: Российские и советские прокуроры, XX век. 1937-1953 гг. - М., 2001. - 536 с.
33. И помним, и гордимся! Прокуроры - ветераны Великой Отечественной войны. - М., 2015. 480 с.
34. Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения. - М., 1989. - Т.4. С.165.
35. Полный свод законов Российской империи. Т. XXI. № 15568.
36. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. Вып.3: Государственные учреждения России в дореформенный период (1801-1S61 гг.). - М., 1957. - С. 25.
37. Кони А.Ф. Из воспоминаний и заметок судьи. - СПб., 1905. - S7 с.
38. Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы: (К пятидесятилетию Судебных Уставов), 1S64-20 ноября 1914. - М., 1914. - 354 с.
39. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. - М., 1960. - 372 с.
40. Чебышев Н.Н. Обвинительные речи, 1903-1913. - Пг., 1916. - 177 с.
41. Крыжановский С.Е. Воспоминания: из бумаг С.Е. Крыжановского, последнего государственного секретаря Российской империи. - СПб., 2009. - С.31.
42. КожевниковМ.В. История советского суда. - М., 194S. - С. 13-40.
43. Ленин В.И. О двойном подчинении и законности // Советская прокуратура в важнейших документах. - М., 1956. - С. 202-205.
44. Диканова Т.А. Об истории транспортных прокуратур // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2011. - № 6(26). - С. 112-116.
45. Финн Э.А. Петр Ананьевич Красиков // Советская прокуратура. История и современность / редкол. : Р. А. Руденко (гл. ред) [и др.]. - М., 1977. - С. 117.
46. Крыжановский С.Е. О характере государственного строя в России // Вопросы истории. - 200S. -№6. - С. 21-22.
47. Шобухин В.Ю. Прокуратура России: проблемы, тенденции и закономерности развития (историко-правовое исследование). - Екатеринбург, 2013.
48. Сидюк В.Н. История становления и развития конституционных основ организации и деятельности прокуратуры СССР и Беларуси // История государства и права. - 2012. - №6. -С.42-45.
49. О прокуратуре СССР: Закон СССР от 30 нояб. 1979 г. // Ведомости ВС СССР. - 1979. - №49. - Ст. 843.
50. Российская и зарубежная прокуратура: модели и стандарты: хрестоматия (сборник документов и актов о прокуратуре и прокурорской деятельности) / [авт.-сост. Н.В. Кулик, Е.Л. Никитин]. - СПб. : СПбЮИ (ф) АГП РФ, 2013. - С.7-8.
51. Додонов В.Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом. Сравнительное исследование/ Под ред. к.ю.н. С И. Герасимова. - М.: НОРМА, - 2001. - С.25.
References and Sources
1. Suharev A.YA. Istoricheskaya sud'ba rossijskoj prokuratury: nauchno-publicisticheskij ocherk. - M., 2000. - S.S.
2. Polezhaev P.V. O gubernskom nadzore II ZHurnal ministerstva yusticii. - 1S59. - №11. - S.37-106.
3. Gradovskij A.D. Vysshaya administraciya v Rossii XVIII veka i general-prokurory II Sochineniya I otv. red. A.F. Zamaleev. - SPb., 2001. - T.1. - S. 37-297.
4. Veretennikov V.I. Ocherki istorii general-prokuratury v Rossii doekaterininskogo vremeni. - Har'kov, 1915. - 415 s.
5. Murav'ev N.V. Prokurorskij nadzor v ego ustrojstve i deyatel'nosti. - M., 1SS9. - 562 s.
6. Gredinger F.I. Prokurorskij nadzor za 50 let, istekshih ko vremeni ego preobrazovaniya po Sudebnym Ustavam Aleksandra II. - Pg., 1915. - 55 s.
7. Istoriya Pravitel'stvuyushchego senata za dvesti let, 1711-1911. - SPb., 1911. - T.1. - S.203-225, 407-416, 600-610. S. Istoriya Pravitel'stvuyushchego senata za dvesti let, 1711-1911. - SPb., 1911. - T.2. - S.366-3S2.
9. Ministerstvo yusticii za sto let, 1S02-1902 : istoricheskij ocherk. - SPb., 1902. - 341 s.
10. Kazancev S.M. Istoriya carskoj prokuratury. - SPb., 1993. - 216 s.
11. Anisimov E.V. Vremya petrovskih reform. - M., 19S9. - 496 s.
12. Vilenskij B.V. Sudebnaya reforma i kontrreforma v Rossii. Saratov, 196S. - 400 s.
13. Eroshkin N.P. Istoriya gosudarstvennyh uchrezhdenij dorevolyucionnoj Rossii. - M., 196S. - 36S s.
14. Efremova N.N. Ministerstvo yusticii Rossijskoj imperii, 1S02—1917 gg.: istoriko-pravovoe issledovanie. - M., 19S3. - 149 s.
15. Sovetskaya prokuratura v vazhnejshih dokumentah I sost. V. G. Lebedinskij, D. I. Orlov. - M., 1956. - 50S s.
16. Sovetskaya prokuratura: sbornik vazhnejshih dokumentov I sost. G.A. Aleksandrov [i dr.]; pod obshch. red. M.P. Malyarova. - M., 1972. - 40S s.
17. Sovetskaya prokuratura: sbornik dokumentov I sost. G. A. Metelkina, I.N. SHiryaev; otv. red. K.S. Pavlishchev, S. A. SHishkov. - M., 19S1. - 2SS s.
1S. Lebedinskij V.G., Kalenov YU.A. Prokurorskij nadzor v SSSR : ocherki po kursu. - M., 1957. -3S1 s.
19. Serov D.O. Fiskal'skaya sluzhba i prokuratura Rossii pervoj chetverti XVIII veka. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. -Ekaterinburg, 2010. - 4S s.
20. Korotkov A.G. Organizacionno-pravovoj opyt deyatel'nosti prokuratury okruzhnogo suda v chrezvychajnyh usloviyah, 1904-1917 gg. Avtoref. dis. . kand. yurid. nauk. - Kazan', 2007. - 2S s.
21. Dehr N.I. Prokurorskij nadzor za zakonnost'yu v sisteme gosudarstvennogo upravleniya SSSR (1922-1940): istoriko-pravovoe issledovanie. Dis. ... kand. yurid. nauk. - Rostov n/D., 2005. - 189 s.
22. Semenov A.S. Vzaimodejstvie prokuratury s organami gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya v sfere obespecheniya zakonnosti. Dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2015. - S. 18-43.
23. Pashtov D.R. Uchastie prokuratury v zakonotvorcheskoj deyatel'nosti zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov sub"ektov Rossijskoj Federacii. Dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2014. S. 19-31.
24. Bessarabov V.G. Pravozashchitnaya deyatel'nost' rossijskoj prokuratury (1722-2003). - M., 2003. - 416 s.
25. 70 let prokurature Novgorodskoj oblasti / redkol.: V. M. Teplyakov [i dr.] ; pod obshch. red. A. V. Kikotya. -V.Novgorod, 2014. - 240 s.
26. Prokuratura Leningradskoj oblasti, 1922-2012 / G.P. Rajkov. - SPb., 2012. - 320 s.
27. Prokuratura iz veka v vek : Ot Sankt-Peterburgskoj gubernii do nashih dnej / G.P. Rajkov. - SPb., 2012. - 288 s.
28. Zvyagincev A.G., Orlov YU.G. Oko gosudarevo: Rossijskie prokurory, XVIII vek. - M., 1994. - 318 s.
29. Zvyagincev A.G., Orlov YU.G. Pod sen'yu russkogo orla: Rossijskie prokurory. Vtoraya polovina XIX - nachalo XX v. - M., 1996. - 427 s.
30. Zvyagincev A.G., Orlov YU.G. V ehpohu potryasenij i reform: Rossijskie prokurory, 1906-1917. - M., 1996. - 432 s.
31. Zvyagincev A.G., Orlov YU.G. Raspyatye revolyuciej : Rossijskie i sovetskie prokurory, XX vek, 1922-1936 gg. -M., 1998. - 511 s.
32. Zvyagincev A.G., Orlov YU.G. Prigovorennye vremenem: Rossijskie i sovetskie prokurory, XX vek. 1937-1953 gg.
- M., 2001. - 536 s.
33. I pomnim, i gordimsya! Prokurory - veterany Velikoj Otechestvennoj vojny. - M., 2015. 480 s.
34. Klyuchevskij V.O. Kurs russkoj istorii // Sochineniya. - M., 1989. - T.4. S.165.
35. Polnyj svod zakonov Rossijskoj imperii. T. XXI. № 15568.
36. Eroshkin N.P. Istoriya gosudarstvennyh uchrezhdenij Rossii do Velikoj Oktyabr'skoj socialisticheskoj revolyucii. Vyp.3: Gosudarstvennye uchrezhdeniya Rossii v doreformennyj period (1801-1861 gg.). - M., 1957. - S. 25.
37. Koni A.F. Iz vospominanij i zametok sud'i. - SPb., 1905. - 87 s.
38. Koni A.F. Otcy i deti sudebnoj reformy: (K pyatidesyatiletiyu Sudebnyh Ustavov), 1864-20 noyabrya 1914. - M., 1914. - 354 s.
39. Sergeich P. (Porohovshchikov P.S.) Iskusstvo rechi na sude. - M., 1960. - 372 s.
40. CHebyshev N.N. Obvinitel'nye rechi, 1903-1913. - Pg., 1916. - 177 s.
41. Kryzhanovskij S.E. Vospominaniya: iz bumag S.E. Kryzhanovskogo, poslednego gosudarstvennogo sekretarya Rossijskoj imperii. - SPb., 2009. - S.31.
42. Kozhevnikov M.V. Istoriya sovetskogo suda. - M., 1948. - S. 13-40.
43. Lenin V.I. O dvojnom podchinenii i zakonnosti // Sovetskaya prokuratura v vazhnejshih dokumentah. - M., 1956. -S. 202-205.
44. Dikanova T.A. Ob istorii transportnyh prokuratur // Vestnik Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii.
- 2011. - № 6(26). - S. 112-116.
45. Finn EH.A. Petr Anan'evich Krasikov // Sovetskaya prokuratura. Istoriya i sovremennost' / redkol. : R. A. Rudenko (gl. red) [i dr.]. - M., 1977. - S. 117.
46. Kryzhanovskij S.E. O haraktere gosudarstvennogo stroya v Rossii // Voprosy istorii. - 2008. - №6. - S. 21-22.
47. SHobuhin V.YU. Prokuratura Rossii: problemy, tendencii i zakonomernosti razvitiya (istoriko-pravovoe issledovanie). - Ekaterinburg, 2013.
48. Sidyuk V.N. Istoriya stanovleniya i razvitiya konstitucionnyh osnov organizacii i deyatel'nosti prokuratury SSSR i Belarusi // Istoriya gosudarstva i prava. - 2012. - №6. -S.42-45.
49. O prokurature SSSR: Zakon SSSR ot 30 noyab. 1979 g. // Vedomosti VS SSSR. - 1979. - №49. - St. 843.
50. Rossijskaya i zarubezhnaya prokuratura: modeli i standarty: hrestomatiya (sbornik dokumentov i aktov o prokurature i prokurorskoj deyatel'nosti) / [avt.-sost. N.V. Kulik, E.L. Nikitin]. - SPb. : SPbYUI (f) AGP RF, 2013. -S.7-8.
51. Dodonov V.N., Krutskih V.E. Prokuratura v Rossii i za rubezhom. Sravnitel'noe issledovanie/ Pod red. k.yu.n. S.I. Gerasimova. - M.: NORMA, - 2001. - S.25.
КУЛИК НИКОЛАЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советник юстиции.
ЛАВРОВ ВЕНИАМИН ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, младший советник юстиции. KULIK, NIKOLAY V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of public procuracy supervision and procurator's participation in criminal, civil and arbitral proceedings, St. Petersburg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation ([email protected])
LAVROV, VENIAMIN V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of state and law disciplines, St. Petersburg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation ([email protected])
УДК 343.231:343.3
УПОРОВ И.В.
СООТНОШЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА И ПРОТИВ ЖИЗНИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Ключевые слова: государство, жизнь человека, социальная ценность, приоритеты, преступление, наказание, закон, лишение свободы, кодекс, история.
Рассматривается проблема приоритетов уголовно-правовой охраны, с одной стороны, государства (как совокупного понятия в виде властных структур, государственных интересов и т.д.) и, с другой стороны, - отдельной человеческой жизни. Отмечается, что правовая ценность указанных объектов наглядно видна в санкциях за соответствующие преступления. Анализируя уголовные законы разных стран и эпох, автор отмечает, что в древних государствах имело место определенное равновесие в степени социальной ценности между государством и жизнью человека. Со временем, наказания за преступления против государства становились все строже, и эта тенденция была остановлена лишь в Новом времени. Однако события начала XXI века, связанные с ростом террористических преступлений, создают основания для новой смены приоритетов.
UPOROV, I.V.
THE CO-RELATION OF PRIORITIES IN THE SOCIAL VALUE OF OBJECTS OF CRIMINAL ENCOURAGES AGAINST STATE AND AGAINST LIFE IN HISTORICAL DEVELOPMENT
Keywords: state, human life, social value, priorities, crime, punishment, law, deprivation of freedom, code, history.
It viewed the problem of priorities in criminal-law protection, on the one hand, of the state (as a cumulative concept in the form of power structures, state interests, etc.), and, on the other hand, a separate human life. It is noted that the legal value of these objects is clearly visible in the sanctions for the relevant crimes. Analyzing the criminal laws of different countries and eras, the author notes that in ancient states there was a certain balance in the degree of social value between the state and human life. In the future, since the early Middle Ages, punishments against the state became increasingly severe, and this trend was stopped only in the New Times. However, the events of the beginning of the XXI century, connected with the growth of terrorist crimes, give grounds for a new change of priorities.
Уголовный кодекс России 1996 г. [1] знаменует собой весьма характерное смещение приоритетов в ценностной шкале объектов преступных посягательств. На первое место выдвинулись права и свободы человека и гражданина. Об этом свидетельствует перечень задач уголовного закона (ст. 2 УК РФ), размещение соответствующего раздела (Раздел VII) в начало Особенной части уголовного закона, а также ужесточение наказаний за преступления против жизни человека (ст. 105 УК РФ) и их смягчение за деяния против государства (ст. 275, 276, 281 и др.). В предыдущем УК РСФСР 1960 г. [2], как известно, положение было совершенно иным. Так, по действующему уголовному закону за совершение убийства без отягчающих обстоятельств (в уголовно-правовой литературе именуемый как «простой», или «основной», состав преступления) может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет, в то время как ранее максимальный срок за такое преступление составлял 10 лет лишения свободы. С другой стороны, совершение