Вестник Томского государственного университета. 2024. № 500. С. 96-106 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 500. рр. 96-106
Научная статья УДК 792.072
doi: 10.17223/15617793/500/11
Российская профессиональная и «любительская» театральная критика
в зеркале дискуссий
Марина Александровна Мясникова1, Артем Андреевич Новоселов2
12 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
1 [email protected] 2 [email protected]
Аннотация. Статья, посвященная дискуссиям о российской театральной критике, раскрывает механизмы и последствия ее разделения на профессионалов и «любителей», пишущих об одних и тех же спектаклях, но с разной степенью ответственности и на разных площадках - в специальных изданиях не для массовой аудитории и в любительских блогах, легкодоступных для всех. Согласно предложенной гипотезе, преодоление разрыва возможно в ходе профессионализации любителей и освоения блог-пространства профессионалами. Ключевые слова: театр, театральная критика, бумажная пресса, электронная версия, блог, профессионал, «любитель»
Для цитирования: Мясникова М.А., Новоселов А.А. Российская профессиональная и «любительская» театральная критика в зеркале дискуссий // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 500. С. 96106. doi: 10.17223/15617793/500/11
Original article
doi: 10.17223/15617793/500/11
Russian professional and "amateur" theater criticism in the mirror of discussions
Marina A. Myasnikova1, Artyom A. Novoselov2
12 Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]
Abstract. The article is dedicated to discussions in old and new media about the state of modern Russian theater criticism and reveals the mechanism and consequences of dividing its authors into professionals and "amateurs" who write about the same performances, but with different degrees of responsibility and on different platforms - in special publications not for a mass audience and in amateur blogs that are easily accessible to everyone. A whole layer of scientific literature on theater criticism and theater journalism existing today in the conditions of digitalization of the media space and reflecting the phenomena of digitalization of the theater itself was studied. The theater critic has always not only assessed the phenomena of art, but also described them, trying to preserve living emotional impressions, recreating the appearance of disappeared performances, recording unique moments of acting, measuring the "temperature" of the auditorium; analyzed the changing styles and artistic trends, preferences, tastes and moods of the public. It would seem that the tasks of a professional theater critic remain the same. In fact, much has changed not only in its status, goals, functions, tools, and the content it creates, but also in the situation around it. Today we are witnessing the emergence of a new generation of young theater critics, who do not always have a special theater education, have never worked in professional media, call themselves bloggers, but are just as active as professionals in judging the theater. The topic of this study seems relevant since the discrepancies between the points of view expressed by the designated parties on modern theater are becoming more and more obvious. Therefore, the aim of our research is to study Russian theater criticism through the prism of the discussions going on around and within it. The study used the method of observing the practice of modern theater criticism, analyzed joint discussions published over the past ten years in the Russian media and the Internet, individual interviews and articles by professional representatives of the theater critical workshop and "amateur" bloggers about the purpose of criticism and the meanings it defends and the tools used. As a result, differences in the work of professional theater critics and representatives of amateur theater blogging, on the one hand, and, paradoxically, a tendency towards their convergence, on the other, were revealed. The described situation differs from the relationship in the environment of professional and blogger journalism, which is not related to such a specific field as theater. The most advanced "amateur" theater critics understand that they still cannot exist without knowledge of its fundamentals and deep mastery of the profession, and specialists feel a natural urge to move to the blogosphere, which they consider as an attractive platform for reaching the audience in conditions of a shortage of traditional print media.
Keywords: theater, theater criticism, print media, electronic version, blog, professional, "amateur"
© Мясникова М.А., Новоселов А.А., 2024
For citation: Myasnikova, M.A. & Novoselov, A.A. (2024) Russian professional and "amateur" theater criticism in the mirror of discussions. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 500. pp. 96-106. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/500/11
Введение
Сначала уточним понятия. Профессиональными критиками мы именуем тех, кто, во-первых, имеет профессиональное театроведческое образование, во-вторых, давно приобщился к профессии театрального критика и, в-третьих, работает в специализированном театральном СМИ, хотя одновременно мог завести и собственный блог. Термин «любительская» критика носит условный характер, так как к ней мы относим людей, также в отдельных случаях получивших театральное образование, но все-таки, как правило, не работающих в профессиональных изданиях. Часто они занимаются также кино, литературой, изобразительным искусством, выступают как создатели локальных театральных проектов. От профессионалов их отличают: отсутствие пиетета перед авторитетами; простой, доступный для неспециалистов язык; оперативность, свобода, субъективизм и эмоциональность высказываний по поводу любых явлений современного театра в социальных сетях и на различных интернет-платформах. Именно блогерство является для них первостепенным занятием, что не характерно для критиков-профессионалов.
Тема нашего исследования является актуальной, так как сегодня в статусе традиционных театральных критиков происходят заметные перемены, связанные с тем, что они лишаются своего прежнего лидирующего положения в профессии по отношению к театру и зрителю. Место дорогостоящих печатных СМИ (которые не доставляются прежним путем, на которые не подписываются читатели и тиражи которых неуклонно падают) все больше занимают новые электронные издания, а сами критики меняют привычные функции аналитиков и «оценщиков», на управленческие или про-дюсерские. Со стороны стихийной любительской критики чувствуется теперь серьезная конкуренция. Это ведет к тому, что профессионалы тоже частично перемещаются в блогосферу, рассматривая ее в условиях дефицита традиционных печатных СМИ как аттрактивную площадку для выхода к аудитории.
В то же время появляется генерация молодых театральных критиков, не всегда имеющих специальное театроведческое образование, никогда не работавших в профессиональных СМИ, но именующих себя блоге-рами, сильно «насмотренных», т.е. весьма продвинутых в плане знания театральных постановок, и столь же активно, как профессионалы, берущихся судить о такой традиционной, требующей специальных знаний и вечно обновляющейся сфере, как театр. Более того, судить по-другому, чем прежде. Образцом подобной театральной критики является манифест блогера Виктора Вилисова (изданный несколько лет назад в традиционном книжном формате под знаковым названием «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы
этого не заметили»), многих шокировавший, но и заставивший задуматься о пришествии нового поколения критиков театра [1]. В 2016 г. Вилисов завел первый театральный телеграм-канал. «А до этого почти четыре года писал тексты и два года делал с командой волонтеров свой журнал „Сламп", такое small media, -как рассказывал он о себе сам. - К каналу я не относился серьезно, пока не стало понятно, что он переворачивает ситуацию в российской театральной критике и вообще коммуникационный ландшафт российского театра» [2].
Не замечать этого стало уже невозможно. И тогда профессиональные критики сами в ходе дискуссий и опросов начали искать точки соприкосновения разных поколений, улавливать черты сходства и различий в представлениях о театре, принадлежащих профи и «любителям», вырабатывать новые правила взаимоотношения сторон. Так, Павел Руднев, например, глубоко убежден, что функция критика - «понимание другой личности как себя, вхождение в чужой мир и разбор его творчества по его законам. Понимание возможно только тогда, когда есть уважение. Без уважения понимания никогда не будет» [3]. Дискуссии о новых явлениях в театре и театральной критике идут сегодня во всем мире [4-7], в том числе и в России.
А потому объектом исследования в данной статье и стали дискуссии в старых и новых медиа, посвященные российской театральной критике и ее разделению на профессиональную и любительскую, а предметом -механизмы и последствия этого разделения, что создает, по существу, конфликтную ситуацию, разрешение которой, согласно поддерживаемой в статье гипотезе, может быть достигнуто в результате движения сторон навстречу друг другу.
Целью нашего исследования является изучение российской театральной критики сквозь призму упомянутых дискуссий о разделении ее на два отдельных русла, что, безусловно, оказывает влияние и на сам театр, и на публику вследствие несовпадения подходов к анализу театральной ситуации и конкретных театральных продуктов со стороны профессионалов и так называемых любителей, пишущих о театре,
Для достижения намеченной цели решались следующие задачи:
1. Собирались высказывания профессиональных театральных критиков за последние десять лет о состоянии дел в профессии (в том числе и в регионах).
2. Рассматривались предпринимаемые Ассоциацией театральных критиков России меры для связывания разрозненного театрального мира, культурной консолидации страны, организации диалога между двумя руслами критики, зрителем и театром.
3. Осуществлялась практическая медиаобразова-тельная работа со студентами вуза (УрФУ, г. Екатеринбург).
4. Изучалась деятельность профессиональных кри-тиков-блогеров.
5. Анализировались проекты «Театрология» (2018) и «Театралий» (2018), посвященные обсуждению дел в театральном блогинге.
6. Осмыслялись традиции русской театральной критики.
7. Определялись особенности современной российской театральной критики и пути преодоления противоречий, существующих между ее профессиональным и любительским вариантами.
В ходе исследования применялся метод включенного наблюдения за практикой современной театральной критики, существующей в новой медиареальности на разных носителях1, а также анализировались опубликованные за последние 10 лет в СМИ и Интернете совместные обсуждения, интервью, статьи профессиональных представителей театрально-критического цеха и блогеров-«любителей» о предназначении критики, об отстаиваемых ею смыслах и используемом инструментарии, в основе которого лежат четкие ориентиры для восприятия театрального спектакля и написания профессиональной театральной рецензии.
При подготовке статьи был изучен целый пласт научной литературы, посвященной театральной критике и театральной журналистике, которые существуют сегодня в условиях цифровизации медиапро-странства и отражают явления цифровизации самого театрального действия, когда театральная коммуникация связывается с эстетикой перформативности, в результате чего достигается высокая степень зрительской интерактивности [8-11]. Подобные исследования ведутся и за рубежом [12-14]. Так, эстетика перформа-тивности подробно описана в известной работе немецкой исследовательницы театра Эрики Фишер-Лихте [12]. Отмечая появление новых форматов в театральном цифровом дискурсе, среди которых наибольшее распространение получили театральный блогинг и театральный стриминг, о чем пишет исследовательница Е.С. Дорощук [15], российские ученые, как оказалось, в академическом плане пока еще мало касаются взаимоотношений профессиональных критиков и крити-ков-«любителей» [16]. Серьезная научная полемика об идеологии и инструментарии современной театральной критики с критиками-любителями ведется редко. Продолжается изучение в историческом [17, 18] и теоретическом аспектах преимущественно профессиональной (а не «любительской») театральной критики и журналистики: уделяется внимание особенностям функционирования профессиональной театральной критики в СМИ [19-22], деятельности театральных журналов, их генезису и типологии [23], жанрам театральной критики, в особенности рецензии с точки зрения ее природы, структуры и стилистики [24-33]. В последние десятилетия выходят в свет новые учебные пособия по театральной критике [34-36], служащие уточнению многих вопросов теории и функционирования театральной критики. В подготовке упомянутых изданий участвуют также практикующие театральные критики. На этом фоне новизна данного исследования состоит в том, что здесь обобщены различные мнения по
поводу сложившейся ситуации в театральной критике; затрагиваются дискуссионные аспекты параллельного существования профессиональной и любительской театральной критики; вскрываются особенности обеих и поддерживается гипотеза, связанная с путями преодоления противоречий между ними благодаря движению отдельных любителей в сторону глубокого овладения профессией, а профессионалов - к сокращению дистанции с читателем благодаря обращению к инструментарию блогинга. В этой связи заслуживает также особого внимания статья профессора Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, доктора искусствоведения В.И. Максимова [37], подробно и основательно, в контексте традиций русской театральной критики разбирающего позицию вышеупомянутого театрального критика-блогера Виктора Вилисова.
Профессиональная критика
Итак, как мы обнаружили, о критике профессионального и любительского статусов чаще всего пишут сами критики, размышляя об изменениях, происходящих в профессии. Ибо критика есть отражение не только жизни театра и отдельных его мгновений, но и диалог со временем. «Театральной критике в России больше 250 лет, я очень уважительно отношусь к этой профессии, - говорила в одном из интервью главный редактор "Петербургского театрального журнала" (ПТЖ) Марина Дмитревская. - Не хочется потерять опыт наших предшественников. Поэтому журнал существует для сохранения профессии, ее культуры, статуса. <...> Я все больше думаю, что мы сохраняем "ПТЖ" как территорию свободы и независимости» [38]. У журнала есть свои сайт и блог. Однако традиционные периодические издания переживают не лучшие времена. Более того, сегодняшнее положение отечественной критики определяется как кризисное. Сама профессия, по мнению Дмитревской, стала не очень популярной. И тем не менее журнал, ориентированный на профессионалов и гуманитарно развитых зрителей, продолжает держать планку. Театральная критика многоадресна. «Театры ставят не для критиков, как и критики, работают не только для театров. Мы пишем для истории театра, для зрителей, которые видели спектакль, и для тех, кто не успел посмотреть. И для самих себя тоже, чтобы через свою профессию разобраться с миром.» [38], - убеждена М. Дмитревская. Эту мысль подтверждают и другие авторы. Театру необходим откровенный разговор о его работе [39]. И «если этого не происходит, то сам театр остается в неведении, что он делает» [40], - поясняет автор ПТЖ Надежда Стоева. «Даже если предположить, что все театры сегодня исчезнут, обществу понадобятся критики. Хотя бы для того, чтобы объяснить, почему театры исчезли и какой гуманитарной катастрофой это может обернуться» [41], - справедливо замечает Алла Шендерова.
Основная масса театральных изданий продолжает свою жизнь в Интернете. Чуть больше 10 лет назад критик, а затем редактор журнала «Театрал» Виктор
Борзенко провел типологическое исследование специальных театральных интернет-изданий, выделив следующие группы [42]: издания театров; сайты, посвященные отдельным театральным деятелям, театральным премиям и фестивалям; порталы интернет-трансляций; сайты обзорного характера, содержащие рецензии, статьи и обзоры театральных постановок; блоги, интернет-дневники театроведов и критиков; наконец, интернет-издания рекламной направленности. «Сегодня критиком - к счастью или к сожалению - может стать любой, кто заведет себе аккаунт и начнет писать о спектаклях, которые он посмотрел» [40]. «Сегодня театральный блог в России - это, прежде всего, площадка для общения с аудиторией. Для продвижения блога используют социальные сети, помогающие быстро распространить информацию, позволяющие ориентироваться на личные контакты и знакомства, что значительно усиливает доверие к информации, которую распространяет блогер... Это наличие поля для комментариев читателей, открытые или анонимные голосования, чаты для общения и т.п.» [16]. Как видим, возможности для театральных публикаций в Интернете имеются. Соответствуют ли этим возможностям сами пишущие?
Одну из дискуссий на эту тему театроведы и театральные журналисты Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов России провели в 2012 г. в рамках круглого стола на страницах газеты «Культура» [40]. Интересно сравнить, что говорили критики тогда и что обсуждают сейчас. В 2012 г. отмечалось, что театральные критики не только открывают свои сайты, блоги, странички в соцсетях, но все чаще внедряются в театральное производство, становятся театральными менеджерами, экспертами театральных фестивалей и премий, входят в состав конкурсных жюри, т.е. постоянно расширяют поле своей деятельности. Похожая ситуация наблюдалась и в 2020 г. как за рубежом [7], так и в России. «Критики, кто мог и хотел, жадно осваивали язык нового театра и учились о нем писать. Но пишущих становилось все меньше - раз-другой опубликовавшись в газете, получив копеечный гонорар и тумаки от старших (тех, кому новый театр не нравился категорически), они уходили в за-влиты, продюсеры, архивисты - становились историками театра. <.> Они преподают, организуют фестивали, лаборатории и читки, работают экспертами, ездят по стране и обсуждают спектакли (такое обсуждение с труппой кажется пыльной архаикой, но эти разборы очень востребованы - театру необходим взгляд извне и фидбэк) [41].
При этом печатная пресса активно закрывалась в регионах. В сложившихся обстоятельствах театральный критик из Перми Татьяна Тихоновец также подчеркивала значение интернет-ресурсов, в частности местных театральных порталов, доступных везде. «Есть разрыв между новыми инструментами и прежним поколением журналистов, которые этих инструментов не знают и не понимают, которые привыкли писать только в газету» [40]. Им очень трудно поменять свои профессиональные стереотипы, поскольку в Ин-
тернете надо писать по-другому. Там другая аудитория, другой формат. Поэтому журналист из Новосибирска Нина Пашкова и предлагала пойти дальше, объединив усилия местных и столичных критиков в использовании возможностей Интернета: «Это общее пространство, способное объединить театры России. Объединив силы, консолидировав ресурсы, сконцентрировав информацию на одном сайте, мы получим мощный межтеатральный, межрегиональный коммуникатор - которого, судя по всему, нам всем сегодня так не хватает» [40].
В 2015 г. в России, как ранее в других странах мира [43], была создана ассоциация театральных критиков, которые намеревались связать разрозненный театральный мир, консолидировать страну, организуя диалог между зрителем и театром. Ассоциация стала проводить творческие лаборатории для пишущих о театре, организовала по всей стране школы театрального бло-гера. Они возникли в Воронеже, Пскове, Омске, Новосибирске, Улан-Удэ и других городах России.
Кстати, медиаобразовательной деятельностью в сфере театральной критики на традиционном екатеринбургском фестивале «Коляда-РЬЛУ8» уже несколько лет подряд занимаются и авторы этих строк при участии самого Николая Коляды в ходе работы над бумажным вариантом фестивальной «Театральной газеты» со студентами Уральского федерального университета (г. Екатеринбург). Коляда, вывешивающий электронную версию этой газеты на сайте театра, тем не менее с удовольствием каждое утро раздает свежие печатные номера газеты участникам, гостям и членам коллегии критиков. В 2021, 2022, 2023 гг., как и прежде, было выпущено 10 номеров в течение 10 дней. Газета важна тем, что в работе над ней происходит встреча начинающих театральных критиков и блогеров с настоящим, взрослым театром и профессиональными театральными критиками, каждый вечер обсуждающими спектакли прошедшего дня. Студенты смотрят спектакли, влюбляются в живой театр, знакомятся с актерами, режиссерами, критиками и театроведами, учатся постигать азы профессии, наслаждаются праздничной атмосферой фестиваля и преодолевают любительские представления о театре, основанные на чисто эмоциональном восприятии, незнании театральной терминологии, неумении описывать и разбирать спектакль как результат приложения сил многих профессионалов.
На протяжении последних лет в спорах, трудах и преодолениях всевозможных препятствий профессиональная критика все же почувствовала необходимость задуматься об изменении привычных методов своей работы на фоне растущей активности молодежи. Как и следовало ожидать, последняя оказалась в дальнейшем куда более склонной к сетевой работе, благодаря чему ей удалось привлечь к себе внимание широких читательских и зрительских масс в отличие от традиционной критики, у которой отношения с этими массами складывались не всегда.
Но как только у традиционной критики объявились реальные сильные конкуренты - блогеры-«любители», не всегда со специальным театроведческим образова-
нием, но очень активные, насмотренные, всегда готовые к коротким высказываниям в своих сетевых дневниках [44], привычная для масс-медиа «схема взаимодействия производителя и потребителя информации "один - многим" сменилась на новую - "многие - многим"» [45]. Тогда, оценив возможности Интернета («где нет ни спонсоров, ни покровителей, ни редакторов и можно писать все что угодно» [45]), наиболее продвинутые профессионалы также начали заводить собственные блоги на портале LiveJournal.com. Первыми среди профессионалов появились в Интернете Сусанна Альперина (писатель, продюсер, журналист «Российской газеты»), Эмилия Деменцова (кино- и театральный критик, журналист, редактор, публицист, преподаватель-исследователь, автор публикаций в «Комсомольской правде»), Григорий Заславский (театральный критик, ректор Российской академии театрального искусства - ГИТИС/РАТИ); Дина Годер (журналист, киновед, театральный и анимационный критик); Валерий Кичин (журналист, кино- и театральный критик, радиоведущий, обозреватель «Российской газеты»), Павел Руднев (театровед, театральный критик, арт-менеджер, преподаватель); Вячеслав Шадронов (арт-критик). По аналогии с драматическим театром, который сегодня движется навстречу зрителю, и критики-профессионалы переместились в социальные сети. Помимо личных постов и фотографий там появляются отзывы о спектаклях, ссылки на публикации и краткие комментарии, призывающие подписчиков к обсуждениям. Основной целью театральных критиков, перенимающих функции блогеров, является общение с целевой аудиторией, имеющей представление о современном искусстве. То же происходит во всем мире [46].
Правда, пока профи еще недооценивают своих молодых коллег с их новыми медиа. Но стиль дневников становится иным, нежели в прежних традиционных публикациях: критики пишут что-то типа «конспектов» своих будущих статей, используя разговорный язык и ни к чему не обязывающий тон. Для публикаций в блогосфере характерны оперативность и свобода слова, а преимуществами традиционной критики всегда были ее профессионализм и качество текстов. Но постепенно интернет-блоги становятся все интереснее, привлекая все новых читателей. При этом традиционные театральные критики способны не только анализировать спектакли, но и улавливать общие тенденции развития театра. Они более ответственны, сообщаемая ими информация достоверна, а позиции строго аргументированы. Добавим к этому языковую, этическую культуру, специфическую стилистику, ориентацию на конкретную целевую аудиторию с повышенным интеллектуальным уровнем, основательность анализа, наличие в текстах научности, системности, идейно-смысловых начал. «Эти материалы выполняют роль инструмента в популяризации не только театра как художественного явления, но и тех идей и мыслей, которые он транслирует» [47]. Остаются, однако, у традиционной критики и недостатки: зависимость контента, тиража, периодичности изданий, с которыми они по-прежнему связаны, от их владельцев; проблемы дис-
трибуции, мешающие удовлетворить информационные потребности населения; неготовность большой части аудитории отказаться от бумажных изданий. «Недостаток острой театральной критики, избирательность в освещении художественных явлений (в погоне за прибылью "коммерчески непривлекательные" аспекты театра, как правило, остаются без внимания редакции изданий), маргинализация творческих личностей, которые пренебрегают интересами целевой аудитории, - те явления, которые характерны для современной российской театральной периодики» [47].
Диалог сторон
Однако в конечном итоге профессионалы все-таки двинулись в сторону молодой театрально-критической «поросли» и вступили с ними в прямой диалог в декабре 2018 г. в проекте «Театрология» [48]. В дискуссии о критике участвовали и традиционные театральные критики, люди с учеными степенями, и театральные блогеры. Образовался довольно интересный набор разнообразных мнений. Были сформулированы задачи театральной критики. Доктор искусствоведения Вадим Максимов определил критику как рефлексию «по поводу спектакля. Зритель воспринимает чувственно, а критик дает осмысление <...> Надо сказать больше, чем то, что увидел зритель. вскрыть больше, чем думает сам режиссер» [48]. Виктор Вилисов обозначил направления развития театрально-критической мысли - не только в сторону анализа спектаклей, но и изучения жизни театрального сообщества, проблем и конфликтов внутри него. Это, по его мнению, «сейчас как-то аккуратно замалчивается, хотя поговорить есть о чем: и о строгой иерархичности, и о непрозрачности, и о "чудовищном" театральном образовании. То, о чем пишут театральные блогеры - и что предпочитают не замечать критики, не понимающие современность <.> Русская театральная критика базируется на передаче знания сверху вниз, тогда как Интернет позволяет людям делиться информацией со всеми, кому это важно, на равных. театральные критики существуют в иллюзии власти и иллюзии единого культурного поля, на котором произведение может быть понято всеми. <.> Нет никакого профессионализма, есть только интеллектуальная смелость, живое течение жизни и регулярно меняющиеся правила», - утверждал Вилисов [48], отвергая исторически сложившиеся технологии критического анализа. На это молодому автору решительно возражала Татьяна Шеремет (театровед, эксперт театральных премий, в том числе «Золотой софит», член жюри международного фестиваля «Рождественский парад», автор книги «Театр. Нескучная история»): «Театральный критик - одна из ипостасей театроведа. Театральный критик имеет некую базу, эту базу можно получить, как Вы, самостоятельно. К сожалению, не все театральные блогеры эту базу хотят получать». Тут же был задан и другой вопрос: а есть ли у блогеров табу на что-то, о чем они не могут писать? [48].
Театральный куратор Иван Демидкин, который ездит по стране и читает лекции об искусстве, ведет под-каст о современном театре и занимается другими творческими проектами, убежден, что «границы устанавливаются аудиторией.» [48].
Близкую точку зрения высказал в другом месте и театровед, театральный критик Антон Хитров, который никогда не стремился искать грань между критиком и бло-гером-«любителем». Он просто относил их к разным «кружкам» и при этом полагал: «чтобы добиться чего-то в этой профессии, нужно найти читателя, для которого не пишут» [3]. То есть и тем и другим важно иметь свою аудиторию. К примеру, Виктор Вилисов занял свою нишу и воспитал своего читателя. Хотя это, безусловно, лишь частные мнения, ибо границы между профессионалами и «любителями» все же остаются, пока «любители» не становятся профессионалами.
В свою очередь, Настя Николаева в проекте «Теат-ралий» в 2018 г. [2] задала вопросы молодым театральным блогерам, среди которых были и профессионалы, чтобы услышать из первых уст, как они добиваются цели сломать традицию деления участников театрального процесса на своих и чужих и при этом стремятся донести до аудитории собственные убеждения.
В их числе был и Виктор Вилисов, который обозначил результаты деятельности так называемых критиков-«лю-бителей», подчеркнув, 1) что главным их достижением можно считать продвижение театра среди неподготовленной аудитории, той категории людей, которые вообще ничего не понимают в театре и никого другого про театр не читают; 2) критики-«любители» - это красивые молодые люди, которые так же, как и он, заинтересованы в сломе иерархий и распределении дискурсивной власти в театральном сообществе; 3) здесь разнообразие гораздо очевиднее, чем в конвенциональной тусовке театральных критиков; 4) в среде молодых театральных телеграмеров формируется новый язык и новый способ обращения с театром; 5) PR-департаменты прогрессивных театров, в свою очередь, теперь приглашают на премьеры не только профессионалов, но и чистых театральных блогеров.
Выступивший в упомянутом выше проекте «Театро-логия» доктор искусствоведения В. Максимов попытался осмыслить в сравнительном ключе конкретный инструментарий, которым пользуются современные критики [48]. Выход книги Виктора Вилисова «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили», которую Максимов подробно разобрал в своей статье «К проблеме теоретических основ современной театральной критики», он считает важным событием в российской театральной жизни. «До настоящего времени блогосфера существовала как некая виртуальная реальность, которая нападала на все без разбору "институции" (в том числе театр) и с которой "театральная общественность" бесконечно переругивалась. И вот, наконец, один из самых популярных блогеров "спустился на землю" и выдал основательную бумажную продукцию, имея цель объяснить, что такое театр или, по крайней мере, что под театром понимают блогеры» [37. С. 200].
По мнению В. Максимова, «значение книги Вили-сова - не только в актуализации первостепенных во-
просов театра, но и в выполнении важных практических задач» [37. С. 204]. В частности, блогер довольно качественно, со ссылкой на конкретные источники, пересказывает множество спектаклей мирового репертуара [49, 50], правда, без попытки анализа их эстетики, но всегда с описанием визуального образа и выявлением основного приема постановки. По существу, он создает новый тип «практической критики». Добавим, что ценность книги Вилисова состоит еще и в том, что он обращается к необученному зрителю, а не к интеллектуалам или людям театра, о которых М. Дмитревская отзывалась как об основной аудитории своего журнала.
Любительский театральный блогинг идет по пути констатации фактов и простой фиксации зрительских впечатлений, а не глубокого анализа. Однако, по мнению В. Максимова, ценность В. Вилисова состоит в том, что он, в отличие от других блогеров, все-таки ищет критерии, по которым определяется художественное значение спектакля. Хотя при этом отрицает и объективное понимание спектакля, а заодно и интерпретацию. Ведь интерпретация не дает понимания. Об этом рассуждала в свое время знаменитая писательница, философ, сценарист, режиссер и критик Сьюзен Зонтаг [51]. Вилисов полагает, что театр воздействует, прежде всего, формой, техническим приемом, а спектакль надо не анализировать, понимать и оценивать, а смотреть. Отсюда его внимание к визуальному в театре и к художественному визионерству. Его основные тезисы сводятся к тому, что театр не нужно понимать, не нужно интерпретировать; абсолютный приоритет отдается театру визуального восприятия; главной тенденцией становится технологичность. Подлинная же задача критического анализа, по словам В. Максимова, «не объяснять спектакль или предупреждать зрителя об опасностях, не упрощать, а усложнять, доискиваться до сути. Подлинный критик должен соединить эмоциональное и интеллектуальное осмысление спектакля и этим связать замысел режиссера и восприятие зрительного зала» [37. С. 201].
Между прочим, подобные нынешним позиции присутствовали и в традициях русской критики, обозначая определенный дуализм профессии. «Критика есть суждение, основанное на правилах образованного вкуса, беспристрастное и свободное. Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату, чувствуете удовольствие или неудовольствие - вот вкус; разбираете причину того и другого - вот критика» [52. С. 69], - писал В.А. Жуковский. «В этом высказывании, - как отмечает М. Дмитревская, - утверждается необходимость анализа не только произведения искусства, но и своего восприятия его, "удовольствия или неудовольствия"» [53]. Ведь критик, по мнению Дмитревской, должен фиксировать не только спектакль, но и себя, его очевидца и летописца. Она пишет, цитируя М.М. Бахтина: «Текст спектакля запечатлевается в сознании критика так и таким, какова личность воспринимающего, каков его внутренний аппарат.» [53]. Ссылки на какую бы то ни было реальность произошедшего на сцене нынче вечером бессмысленны. Той реальности уже нет, она
остается только в памяти, причем у двух сидящих рядом в театре людей по-разному. К тому же критика отличается и от театральной журналистики, занимающейся информированием читателей о тех или иных театральных событиях, и от театроведения, задача которого - «анализ художественного текста, а не пластическое словесное воссоздание образа спектакля, способного в идеале вызвать у читателя эмоциональную реакцию» [53]. В этом смысле критик, по мысли В. Асмуса, -тот же творец, что и создатели спектакля [54]. Причем театральный критик не только дополняет театральный текст своим пониманием, но и оформляет это понимание словесно. Речь идет о важнейшей функции критики -описывать спектакль, сохраняя его для потомков.
В заключение в противовес идее «практической критики» В. Вилисова В. Максимов напоминает классические правила традиционной критики: 1. Анализ должен опираться на четкую эстетическую позицию. 2. Критик выявляет факты, приемы, но не интерпретирует их. 3. Необходимо обнаружить соответствие всех художественных средств спектакля. 4. И речь идет не о том, чтобы выбрать тот или иной метод анализа, а о том, чтобы использовать их все [37. С. 205].
Заключение
Подводя итог, скажем, что в ходе изучения публикуемых в старых и новых медиа дискуссий о состоянии профессиональной и любительской российской театральной критики нами были выявлены особенности той и другой, хорошо высвечиваемые на фоне традиций.
Выявленные нами современные особенности традиционной российской театральной критики таковы: 1) профессиональное образование, знание основ театрального искусства; 2) способность не только анализировать пьесу и спектакль, но и улавливать общие тенденции развития театра; 3) ответственность позиции и достойное качество текстов, достоверность и аргументированность сообщаемой информации; 4) ориентация на конкретную целевую аудиторию с повышенным интеллектуальным уровнем; 5) зависимость от владельцев СМИ; 6) потеря прежнего статуса и влияния как на театральный процесс, так и на зрителей; 7) индивидуальная смена функций критиков-аналитиков и «оценщиков» на продюсерские; 8) перемещение в социальные сети в условиях острой конкурентной борьбы с блогерами-любителями для установления контакта с более широкой аудиторией. Хотя театральная аудитория никогда не бывает массовой.
Для театральных критиков-«любителей» характерны следующие черты: 1) нередко (но не всегда) отсутствие специального театроведческого образования, отсюда - неспособность «оценивать произведение в полноте, будучи изъятым из большого контекста развития искусства» [55]; 2) присутствие в социальных сетях и на различных интернет-платформах, оперативность и свобода публикаций; 3) отношение к театру не как к элитарному объекту, а как к предмету нового интереса, открытому и доступному, что провоцирует явно субъективный подход к анализу спектаклей и даже тяготение к излишней самоидентификации; 4)
индивидуализация оценок, эмоциональность высказываний: «это критика выводов» [55], без описания спектакля, без доказательной базы, без контекста; 5) приверженность новым форматам; как и постдраматический театр, который успешно вышел за границы коробки сцены, блогерская театральная критика существует и за пределами текстового формата рецензий; оригинальные театральные технологии стимулируют интерес к иным формам в искусстве и критике, наталкивая на размышления о «новой оптике»; 6) свежесть интонаций, новый язык, отмеченный стремлением к простоте речи и доступной подаче информации; иные способы общения с читателем сокращают дистанцию между ним и критиком, а отсюда - умение привлечь внимание людей, которые дотоле мало интересовались драматическим искусством или не интересовались им вовсе; 7) смелость в суждениях, отсутствие компли-ментарности, отказ от деления участников театрального процесса на своих и чужих; однако независимость высказывания становится подчас важнее его содержания и формы; 8) отступление от этических норм, агрессия по отношению к оппонентам, пафос отрицания.
Как видим, существуют явные несовпадения подходов к анализу театральной ситуации и конкретных театральных продуктов со стороны профессиональных театральных критиков и представителей любительского театрального блоггинга. Профессионалы пишут усложненным языком в специальных журналах, которыми массовая аудитория не интересуется. Тем более молодежная, которой ближе именно молодые блогеры-«любители», но они однако, куда менее компетентны в вопросах театра, чем профессионалы, и в силу этого строят свои доказательства на чистых эмоциях.
В этом «конфликте» заметна та же тенденция, что и в наметившейся сегодня оппозиции так называемого классического и постдраматического театра. Одни стремятся к традиционным подходам в том или ином их варианте, другие пытаются искать новые, «революционные», формы, отсекая то, что они считают «устаревшим». Но, несмотря на кажущиеся различия, обе стороны все же преследуют схожие цели, а значит, рано или поздно встретятся. Гипотеза о сближении профессионалов и «любителей» подтверждается появлением в России специальных школ театрального бло-гинга, курируемых профессиональными критиками, в то время как наиболее продвинутые театральные бло-геры все чаще получают аккредитацию на культурные мероприятия наравне с профессиональными коллегами. В данном случае ситуация взаимоотношений театральных критиков-профессионалов и критиков-«лю-бителей» отличается от взаимоотношений в среде профессиональной и блогерской журналистики, не связанной с театром. Театрально-критический блогинг становится площадкой для сближения профессионалов и «любителей» в силу того, что, с одной стороны, наиболее продвинутые «любители» (охваченные духом отрицания традиций) рано или поздно понимают, что не смогут существовать и развиваться дальше без знания теории театра и театральной критики, таких узкопрофессиональных сфер деятельности, которые требуют серьезного изучения их традиций и основ. Причем
встретятся с профессиональными критиками лишь те, кто захочет учиться и познавать законы театра, а не останется на уровне простых зрителей; кто пойдет на курсы, организуемые профессионалами. С другой стороны, профессионалы уже создают собственные блоги, так как объективно теряют прежний доступ к зрителю и читателю через посредство традиционных бумажных изданий теат-
ральной направленности в силу тенденции к их закрытию. Таким образом, тягу к сближению и обмену опытом профессионалов и «любителей» в области театральной критики мы можем обнаружить уже сейчас, наблюдая дальнейшую профессионализацию авторов новых медиа, с одной стороны, и стремление печатных изданий к сокращению дистанции с читателем - с другой.
Примечание
1 Один из авторов данной статьи является членом Союза театральных деятелей РФ и действующим театральным критиком, ученая степень кандидата искусствоведения в области театроведения получена М.А. Мясниковой в ГИТИСЕ / РАТИ в Москве, а второй автор А.А. Новоселов приобщился к театру через студенческую театральную студию, активно участвовал как критик-«любитель» в студенческом проекте факультета журналистики УрФУ «Театральная газета» по освещению фестиваля «Коляда-PLAYS» в Екатеринбурге и хорошо знаком с практикой любительского театрального блогинга.
Список источников
1. Вилисов В. Нас всех тошнит: Как театр стал современным, а мы этого не заметили. М. : АСТ, 2020. 320 с.
2. Николаева Н. «Мне это зачем-то нужно». Кто ведет театральные блоги? Телеграм-канал о театре будет популярен, не так ли? // Театралиум,
июль, 2018. URL: http://www.teatralium.com/articles/telegram_kanaly/ (дата обращения: 17.01.2023).
3. Николаева Н. «Описать спектакль глядя с Марса». Театральные критики - о текстах для умных и идиотов, собак и невоспитанных коллег
// Театралиум. 2018. ноябрь. URL: https://www.teatralium.com/articles/kritiki/ (дата обращения: 17.01.2023).
4. Radosavljevic D., Fisher M., Fricker K.. A Dialogue on Theatre Criticism in the Digital Age // Exeunt. January 09. 2017. URL: http://www. exe-
untnyc.com (дата обращения: 17.01.2023).
5. Rosenfield W. The role of the theater critic // Broad Street Review. February 19. 2014. URL: http://www.Broadstreetreview.com (дата обращения:
17.01.2023).
6. Lahr J. The Business of Lighting: Why Theater Critics Should Look to and Care About Theatre // Nieman Reports. October 3. 2013. URL: http:
//www.nieman.harvard.edu/reports/article/102827/The-Illumination-Business.aspx (дата обращения: 17.01.2023).
7. Heart A. The Death of a Theater Critic // Essay. July 22. 2020. URL: http://www.theatretimes.com (дата обращения: 12.01.2023).
8. Левшин К.Н. Тенденции постдраматического театра и перформативности в практике российской традиционной театральной школы в пе-
риод 2000-2015 гг. : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2017. 25 с.
9. Иевлев А.В последние несколько лет в мире появился новый вид искусства - цифровой театр // Infuture.ru. URL:
https://infuture.ru/article/13927 (дата обращения: 12.10.2020).
10. Онлайн фестиваль «Цифровой театр» // YouTube. URL: https://clck.ru/RuF9f (дата обращения: 12.10.2020).
11. Власова Т. Digital-переворот. Итоги первого онлайн-фестиваля «Цифровой театр» // Театрал. 2020. 17 августа. URL: https://teatral-сonline.ru/news/27757/ (дата обращения: 12.10.2020).
12. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М. : Междунар. театра. агентство «Play&Play»; Канон +, 2015. 376 с.
13. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / [предисл. А. Васильева] ; пер. с нем., вступ. ст. и ком. Н. Исаевой. М. : ADCdesign, 2013. 311 с.
14. Уордл И. Театральная критика. М. : Рос. ун-т театрального искусства - ГИТИС, 2013. 200 с.
15. Дорощук Е.С. Новые форматы цифрового театрального дискурса: журналистика о театре в пространстве инновационных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 11 (101), ч. 3. C. 32-36.
16. Болгова А., Карпова Т. Театральные блогеры и их влияние на современную театральную журналистику // Гуманитарные науки. Студ. науч. форум : электрон. сб. ст. по матер. XXI студ. междунар. науч.-практ. конф. М. : МЦНО, 2020. № 2 (25). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2%2825%29.pdf (дата обращения: 15.06.2023).
17. Годер Д.Н. Театральный журнал на фоне времени // Театр и русская культура на рубеже XIX-XX веков : сб. науч. трудов. М., 1998. С. 7-29.
18. Борзенко В.В. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование : автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Воронеж, 2008. 23 с.
19. Орлова Т.Д. Театральная журналистика: становление, развитие и особенности функционирования в современных СМИ : автореф. дис. . д-ра филол. наук. Минск, 2002. 42 с.
20. Бураченко А.И. Этапы развития института театральной критики в провинции // Мир науки, культуры, образования, 2013. № 6 (43). С. 503-505.
21. Сагдуллаев К.К. Театральная журналистика сегодня: вопросы идентичности // Theoretical & applied science. 2015. № 7 (27). С. 147-150.
22. Литвина Д.В. Театр и театральная критика в культуре современного российского общества : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2016. 23 с.
23. Шур Ю.Е. Театральный журнал в России: генезис и типология : автореф. дис. ... канд филол. наук. М., 2014. 25 с.
24. Нерсесова Т.Е. Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ : дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. 24 с.
25. Шевченко А.С. Театральный дискурс: структура, жанры, особенности лингвистической репрезентации (на примере русского, английского, бурятского языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб, 2012. 20 с.
26. Орлова Н.В., Толкушкина Е.Е. Театральная рецензия как жанр публицистического и медийного дискурса // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 204-212.
27. Груздева М.М. Роль языковых средств в создании полифункциональности театральной рецензии // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. № 4. С. 54-69.
28. Набиева Е.А. Рецензия как публицистический жанр. М. : Флинта, 2016. 160 с.
29. Груздева М.М. Стилистика театральных рецензий и арт-сознание современности // Медиалингвистика. 2018. Т. 5, № 1. С. 48-59.
30. Груздева М.М. Современная арт-рецензия как отражение арт-сознания постмодернистской культуры (к постановке вопроса) // Вопросы психолингвистики. 2019. № 2 (40). С. 176-185.
31. Груздева М.М. Театральный дискурс в современных российских СМИ: лингвостилистические особенности : автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2019. 28 с.
32. Орлова Т.Д. Композиция и структура мини-рецензии. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/161178/1/405-407.pdf (дата обращения: 06.04.2019).
33. Шантыр М.П. Структура современной театральной рецензии // 76-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета : материалы секции «Белорусская журналистика-2019» / редкол. : О.М. Самусевич (отв. ред.) [и др.]. Минск : БГУ, 2019. С. 83-86.
34. Введение в театроведение: учеб. пособие / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. СПб. : Изд-во СПб. гос. акад. театр. иск-ва, 2011. 67 с.
35. Семинар по театральной критике : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГАТИ, 2013. 256 с.
36. Куличкина Г.В. Театральная журналистика : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2022. 116 с.
37. Максимов В.И. К проблеме теоретических основ современной театральной критики // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019. № 2 (61). С. 197-206.
38. Коновалова Е. Марина Дмитревская: «Мы храним журнал как территорию свободы» // Krskdaily. 2012. Декабрь. URL: https://www.krskdaily.ru/2012/12/events/dmitrevskya-ptj-20years (дата обращения: 12.01.2023).
39. Moore J. Critics' Love for Sale. Why Journalism's Demise Is Bad for Theater. Essay // HowlRound Theatre Commons. April 03. 2013. URL: http://www. howlround.com (дата обращения: 17.01.2023).
40. Отклонить или перезагрузить? Современная театральная критика в поисках нового формата // Сибкрай - Культура. 2012. URL: http://www. sibkray.ru/news/4/390911/ (дата обращения: 17.01.2023).
41. Шендерова А. Лишняя профессия: что будет с театральными критиками после карантина? // Город. 2020. URL: https://www.the-city.m24.ru/articles/2162 (дата обращения: 17.01.2023).
42. Борзенко В. Театральная журналистика в Интернете // Релга.ру. 2008. № 15 [178] (ноябрь 2008 г.). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2261&level1=main&level2=articles (дата обращения: 12.01.2023).
43. Zinoman J. Perspectives in Criticism // American Theater Critics Association. July 22, 2013. URL: http://www.americantheatrecritics.org/homepub-lic/2013/7/22/jason-zinoman-perspectives-in-criticism.html (дата обращения: 17.01.2023).
44. Ludmon М. Blogging: The Emergence of a Critical Culture // Bloomsbury (Methuen Drama). 06.08.2020. URL: http://www.blooms-bury.com/uk/theatre-blogging-9781350068810/ (дата обращения: 17.01.2023).
45. Рожкова К. Театр начинается с Интернета // Горький Медиа. 2012. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/october/2012/3/teatr-nachinae-tsya-s-interneta.html (дата обращения: 17.01.2023).
46. Warne R.T. Criticism 2.0: Benefits and Challenges of Theater Criticism Websites // Critical stages / Scènes critiques IATC Web Journal. 2014. Is. 9. URL: https://www.critical-stages.org/9/criticism-2-0-benefits-and-challenges-of-theatre-criticism-web-sites/
47. Болгова А., Карпова Т. Тенденции развития театральной журналистики в России // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум : электрон. сб. ст. по материалам XXI студ. междунар. науч.-практ. конф. М. : МЦНО, 2020. № 2 (25). URL: https://nauchforum.ru/ar-chive/SNF_humanities/2%2825%29.pdf (дата обращения: 15.06.2023).
48. Кузовчикова Т. 20 ноября, день первый, проект «Театрология» // Поколение Online. 2018. Декабрь. URL: https://www.pokolenie-online.ru/20-noyabrya-den-pervy-j-proekt-teatrologiya/ (дата обращения: 12.01.2023).
49. Contemporary Theatres in Europe: A Critical Companion / ed. by Kelleher Joe and Ridout Nicholas. Abingdon and New York : Routledge, 2006. 214 p.
50. Independent Theatre in Contemporary Europe: Structures - Aesthetics - Cultural Policy / ed. by Manfred Brauneck and ITI Germany. Bielefeld : Transcript, 2017. 602 p.
51. Зонтаг С. Против интерпретации и другие эссе / пер. Б. Дубин. М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. 351 с.
52. Жуковский В.А. - критик / сост., вступ. ст. и ком. Ю.М. Прозорова. М. : Сов. Россия, 1985. 320 с.
53. Дмитревская М. О природе театральной критики // Петербургский театральный журнал. 2012. № 1. С. 67. URL: http://www.ptj.spb.ru/ar-chive/67/memory-of-profession-67/o-prirode-teatralnoj-kritiki/ (дата обращения: 12.01.2023).
54. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М. : Искусство, 1968. 654 с.
55. Кешишева Л. О новых и старых формах театральной критики // Театр. 2020. № 41. URL: http://www.oteatre.info/o-novyh-i-staryh-formah-teatralnoj-kritiki/ (дата обращения: 12.01.2023).
References
1. Vilisov, V. (2020) Nas vsekh toshnit: Kak teatr stal sovremennym, a my etogo ne zametili [We Are All Sick: How the theatre became modern, but
we didn't notice it]. Moscow: AST.
2. Nikolaeva, N. (2018) "Mne eto zachem-to nuzhno". Kto vedet teatral'nye blogi? Telegram-kanal o teatre budet populyaren, ne tak li? ["For some
reason I need this." Who runs theatre blogs? A Telegram channel about the theatre will be popular, right?]. Teatralium. July. [Online] Available from: http://www.teatralium.com/articles/telegram_kanaly/ (Accessed: 17.01.2023).
3. Nikolaeva, N. (2018) "Opisat' spektakl' glyadya s Marsa". Teatral'nye kritiki - o tekstakh dlya umnykh i idiotov, sobak i nevospitannykh kolleg
["Describe the performance looking from Mars." theatre critics - about texts for smart and idiots, dogs and ill-mannered colleagues]. Teatralium. November. [Online] Available from: https://www.teatralium.com/articles/kritiki/ (Accessed: 17.01.2023).
4. Radosavljevic, D., Fisher, M. & Fricker, K. (2017) A Dialogue on Theatre Criticism in the Digital Age. Exeunt. 09 January. [Online] Available from:
http://www.exeuntnyc.com (Accessed: 17.01.2023).
5. Rosenfield, W. (2014) The role of the theatre critic. Broad Street Review. 19 February. [Online] Available from: http://www.Broadstreetreview.com
(Accessed: 17.01.2023).
6. Lahr, J. (2013) The Business of Lighting: Why theatre Critics Should Look to and Care About Theatre. Nieman Reports. 3 October. [Online] Available
from: http: //www.nieman.harvard.edu/reports/article/102827/The-Illumination-Business.aspx (Accessed: 17.01.2023).
7. Heart, A. (2020) The Death of a theatre Critic. Essay. The Theatre Times. 22 July. [Online] Available from: http://www.thetheatretimes.com
(Accessed: 12.01.2023).
8. Levshin, K.N. (2017) Tendentsiipostdramaticheskogo teatra iperformativnosti vpraktike rossiyskoy traditsionnoy teatral'noy shkoly vperiod2000—
2015 gg. [Trends in postdramatic theatre and performativity in the practice of the Russian traditional theatre school in the period 2000-2015]. Abstract of Art Cand. Diss. Moscow.
9. Ievlev, A. (2015) V poslednie neskol'ko let v mire poyavilsya novyy vid iskusstva - tsifrovoy teatr [In the last few years, a new type of art has
appeared in the world - digital theatre]. Infuture.ru. 31 August. [Online] Available from: https://infuture.ru/article/13927 (Accessed: 12.10.2020).
10. Teatral Online [Theatre-Goer Online]. (2020) On-layn festival' "Tsifrovoy teatr" [Online festival Digital theatre]. YouTube. [Online] Available from: https://clck.ru/RuF9f (Accessed: 12.10.2020).
11. Vlasova, T. (2020) Digital-perevorot. Itogi pervogo onlayn-festivalya "Tsifrovoy teatr" [Digital revolution. Results of the first online festival "Digital theatre"]. Teatral. 17 August. [Online] Available from: https://teatral-sonline.ru/news/27757/ (Accessed: 12.10.2020).
12. Fischer-Lichte, E. (2015) Estetikaperformativnosti [Aesthetics of Performativity]. Moscow: Mezhdunarodnoe teatral'noe agentstvo "Play&Play", Kanon +.
13. Lehmann, H.-Th. (2013) Postdramaticheskiy teatr [Postdramatic Theatre]. Translated from German by N. Isaeva. Moscow: ADCdesign.
14. Wardle, I. (2013) Teatral'naya kritika [theatre Criticism]. Translated from English. Moscow: Russian Institute of Theatre Arts - GITIS.
15. Doroshchuk, E.S. (2020) Novye formaty tsifrovogo teatral'nogo diskursa: zhurnalistika o teatre v prostranstve innovatsionnykh tekhnologiy [New formats of digital theatrical discourse: journalism about theatre in the space of innovative technologies]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. 11 (101). Part 3. pp. 32-36.
16. Bolgova, A. & Karpova, T. (2020) Teatral'nye blogery i ikh vliyanie na sovremennuyu teatral'nuyu zhurnalistiku [Theatre bloggers and their influence on modern theatre journalism]. Gumanitarnye nauki. 2 (25). [Online] Available from: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2%2825%29.pdf (Accessed: 15.06.2023).
17. Goder, D.N. (1998) Teatral'nyy zhurnal na fone vremeni [Theatre magazine against the backdrop of time]. In: Teatr i russkaya kul'tura na rubezhe XIX-XXvekov [Theatre and Russian Culture at the Turn of the 20th Century]. Moscow: Voenizdat. pp. 7-29.
18. Borzenko, V.V. (2008) Rossiyskaya teatral'naya zhurnalistika 1808-1991 gg. Istoriko-tipologicheskoe issledovanie [Russian theatre journalism 1808-1991. Historical and typological research]. Abstract of Philology Cand. Diss. Voronezh.
19. Orlova, T.D. (2002) Teatral'naya zhurnalistika: stanovlenie, razvitie i osobennosti funktsionirovaniya v sovremennykh SMI [Theatrical journalism: formation, development and features of functioning in modern media]. Abstract of Philology Dr. Diss. Minsk.
20. Burachenko, A.I. (2013) Etapy razvitiya instituta teatral'noy kritiki v provintsii [Stages of development of the institution of theatre criticism in the provinces]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 6 (43). pp. 503-505.
21. Sagdullaev, K.K. (2015) Teatral'naya zhurnalistika segodnya: voprosy identichnosti [Theatre journalism today: issues of identity]. Theoretical & applied science. 7 (27). pp. 147-150.
22. Litvina, D.V. (2016) Teatr i teatral'naya kritika v kul'ture sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Theatre and theatre criticism in the culture of modern Russian society]. Abstract of Philosophy Cand. Diss. Omsk.
23. Shur, Yu.E. (2014) Teatral'nyy zhurnal v Rossii: genezis i tipologiya [Theatre magazine in Russia: genesis and typology]. Abstract of Philology Cand. Diss. Moscow.
24. Nersesova, T.E. (2012) Tipy i zhanry retsenzirovaniya v sovremennykh pechatnykh SMI [Types and genres of reviewing in modern print media]. Abstract of Philology Cand. Diss. Moscow.
25. Shevchenko, A.S. (2012) Teatral'nyy diskurs: struktura, zhanry, osobennosti lingvisticheskoy reprezentatsii (na primere russkogo, angliyskogo, buryatskogoyazykov) [Theatrical discourse: structure, genres, features of linguistic representation (on the example of Russian, English and Buryat languages)]. Abstract of Philology Cand. Diss. Saint Petersburg.
26. Orlova, N.V. & Tolkushkina, E.E. (2014) Teatral'naya retsenziya kak zhanr publitsisticheskogo i mediynogo diskursa [Theatre review as a genre of journalistic and media discourse]. Kommunikativnye issledovaniya. 2. pp. 204-212.
27. Gruzdeva, M.M. (2015) Rol' yazykovykh sredstv v sozdanii polifunktsional'nosti teatral'noy retsenzii [The role of linguistic means in creating the multifunctionality of theatrical review]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 4. pp. 54-69.
28. Nabieva, E.A. (2016) Retsenziya kakpublitsisticheskiy zhanr [Review As a Journalistic Genre]. Moscow: Flinta.
29. Gruzdeva, M.M. (2018) Stilistika teatral'nykh retsenziy i art-soznanie sovremennosti [Stylistics of theatre reviews and art consciousness of our time]. Medialingvistika. 1 (5). pp. 48-59.
30. Gruzdeva, M.M. (2019) Sovremennaya art-retsenziya kak otrazhenie art-soznaniya postmodernistskoy kul'tury (k postanovke voprosa) [Modern art review as a reflection of the art consciousness of postmodern culture (towards the formulation of the question)]. Voprosypsikholingvistiki. 2 (40). pp. 176-185.
31. Gruzdeva, M.M. (2019) Teatral'nyy diskurs v sovremennykh rossiyskikh SMI: lingvostilisticheskie osobennosti [Theatrical discourse in modern Russian media: linguistic and stylistic features]. Abstract of Philology Cand. Diss. Moscow.
32. Orlova, T.D. (n.d.) Kompozitsiya i struktura mini-retsenzii [Composition and structure of the mini-review]. [Online] Available from: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/161178/1/405-407.pdf (Accessed: 06.04.2019).
33. Shantyr, M.P. (2019) [The structure of modern theatre review]. Proceedings of the 76th Conference, Section Belorus. Zhurn-ka-2019 [Belarusian Journalism 2019]. Minsk. 1 March 2019. Minsk: Belarusian State University. pp. 83-86. (In Russian).
34. Barboy, Yu.M. (ed.) (2011) Vvedenie v teatrovedenie [Introduction to theatre Studies]. Saint Petersburg: Saint Petersburg Theatre Arts Academy.
35. Pesochinskaya, N.V. (ed.) (2013) Seminarpo teatral'noy kritike [Seminar on theatre Criticism]. Saint Petersburg: Saint Petersburg Theatre Arts Academy.
36. Kulichkina, G.V. (2022) Teatral'naya zhurnalistika [Theatre Journalism]. Moscow: Yurayt.
37. Maksimov, V.I. (2019) K probleme teoreticheskikh osnov sovremennoy teatral'noy kritiki [On the problem of the theoretical foundations of modern theatre criticism]. VestnikAkademiiRusskogoBaleta im. A.Ya. Vaganovoy. 2 (61). pp. 197-206.
38. Konovalova, E. (2012) Marina Dmitrevskaya: "My khranim zhurnal kak territoriyu svobody" [Marina Dmitrevskaya: "We keep th e magazine as a territory of freedom"]. Krskdaily. December. [Online] Available from: https://www.krskdaily.ru/2012/12/events/dmitrevskya-ptj-20years (Accessed: 12.01.2023).
39. Moore, J. (2013) Critics' Love for Sale. Why Journalism's Demise Is Bad for theatre. Essay. HowlRound Theatre Commons. 03 April. [Online] Available from: http://www. howlround.com (Accessed: 17.01.2023).
40. Sibkray - Kul'tura. (2012) Otklonit' ili perezagruzit'? Sovremennaya teatral'naya kritika v poiskakh novogo formata [Reject or reload? Modern theatre criticism in search of a new format]. Sibkray — Kul'tura. 26 May. [Online] Available from: http://www. sibkray.ru/news/4/390911/ (Accessed: 17.01.2023).
41. Shenderova, A. (2020) Lishnyaya professiya: chto budet s teatral'nymi kritikami posle karantina? [Extra profession: what will happen to theatre critics after quarantine?]. Gorod. [Online] Available from: https://www.thecity.m24.ru/articles/2162 (Accessed: 17.01.2023).
42. Borzenko, V. (2008) Teatral'naya zhurnalistika v Internete [Theatrical journalism on the Internet]. Relga.ru. 15 (178). November. [Online] Available from: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2261&level1=main&level2=articles (Accessed: 12.01.2023).
43. Zinoman, J. (2013) Perspectives in Criticism. American Theatre Critics Association. 22 July. [Online] Available from: http://www.americantheatrecritics.org/homepublic/2013/7/22/jason-zinoman-perspectives-in-criticism.html (Accessed: 17.01.2023).
44. Ludmon, M. (2020) Blogging: The Emergence of a Critical Culture. Bloomsbury (Methuen Drama). 06 August. [Online] Available from: http://www.bloomsbury.com/uk/theatre-blogging-9781350068810/ (Accessed: 17.01.2023).
45. Rozhkova, K. (2012) Teatr nachinaetsya s Interneta [Theatre begins with the Internet]. Gor'kiy Media. 3. [Online] Available from: https://magazines.gorky.media/october/2012/3/teatr-nachinaetsya-s-interneta.html (Accessed: 17.01.2023).
46. Warne, R.T. (2014) Criticism 2.0: Benefits and Challenges of Theatre Criticism Websites. Critical stages /Scènes critiques IATC Web Journal. 9.
[Online] Available from: https://www.critical-stages.org/9/criticism-2-0-benefits-and-challenges-of-theatre-criticism-web-sites/.
47. Bolgova, A. & Karpova, T. (2020) Tendentsii razvitiya teatral'noy zhurnalistiki v Rossii [Trends in the development of theatre journalism in Russia].
Gumanitarnye nauki. Stud. nauch. forum. 2 (25). [Online] Available from: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2%2825%29.pdf (Accessed: 15.06.2023).
48. Kuzovchikova, T. (2018) 20 noyabrya, den' pervyy, proekt "Teatrologiya" [November 20, day one, project "Theatrology"]. Pokolenie Online. 03 December. [Online] Available from: https://www.pokolenie-online.ru/20-noyabrya-den-pervy-j-proekt-teatrologiya/ (Accessed: 12.01.2023).
49. Kelleher, J. & Ridout, N. (eds) (2006) Contemporary Theatres in Europe: A Critical Companion. Abingdon and New York: Routledge.
50. Brauneck, M. (ed.) (2017) Independent Theatre in Contemporary Europe: Structures — Aesthetics — Cultural Policy. Bielefeld: Transcript.
51. Sontag, S. (2014) Protiv interpretatsii i drugie esse [Against Interpretation and Other Essays]. Translated from English. Moscow: Ad Marginem Press.
52. Prozorov, Yu.M. (ed.) (1985) Zhukovskiy V.A. — kritik [Zhukovsky V.A. - Critic]. Moscow: Sovetskaya Rossiya.
53. Dmitrevskaya, M. (2012) O prirode teatral'noy kritiki [On the nature of theatre criticism]. Peterburgskiy teatral'nyy zhurnal. 1. P. 67. [Online] Available from: http://www.ptj.spb.ru/archive/67/memory-of-profession-67/o-prirode-teatralnoj-kritiki/ (Accessed: 12.01.2023).
54. Asmus, V.F. (1968) Voprosy teorii i istorii estetiki [Questions of Theory and History of Aesthetics]. Moscow: Iskusstvo.
55. Keshisheva, L. (2020) O novykh i starykh formakh teatral'noy kritiki [On new and old forms of theatre criticism]. Teatr. 41. [Online] Available from: http://www.oteatre.info/o-novyh-i-staryh-formah-teatralnoj-kritiki/ (Accessed: 12.01.2023).
Информация об авторах:
Мясникова М.А. - д-р филол. наук, канд. искусствоведения, профессор кафедры периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]
Новоселов А.А. - магистрант Департамента "Факультет журналистики" Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
M.A. Myasnikova, Dr. Sci. (Philology), Cand. Sci. (Art History), professor, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
A.A. Novoselov, master's student, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 04.08.2023; одобрена после рецензирования 17.12.2023; принята к публикации 29.03.2024.
The article was submitted 04.08.2023; approved after reviewing 17.12.2023; accepted for publication 29.03.2024.