Научная статья на тему 'Российская политика и иерархиезация внутренней организации суда: к вопросу о проблеме назначения председателей судов'

Российская политика и иерархиезация внутренней организации суда: к вопросу о проблеме назначения председателей судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВОСУДИЕ / МОНОЦЕНТРИЗМ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДА / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / АВТОРИТАРИЗМ / ЗАКОННОСТЬ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимов Евгений Александрович

В статье рассматривается механизм назначения председателей судов и их заместителей. Отмечается, что назначение Президентом России председателей и заместителей судов нарушает принцип разделения властей, встраивает председателей судов в пирамидальную моноцентрическую систему организации управления социумом, формирует интолерантную среду в судейском сообществе. Назначение председателей и их заместителей не отвечает демократическому тренду и может способствовать функциональной реинституционализации суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская политика и иерархиезация внутренней организации суда: к вопросу о проблеме назначения председателей судов»

УДК 32:342.56

Трофимов Евгений Александрович

кандидат политических наук, доцент кафедры философии

Дальневосточного государственного аграрного университета

trewal 15@yandex.ru

Evgeny A. Trofimov

candidate of political sciences, associate

professor of philosophy of Far East

state agrarian university

trewal 15@yandex.ru

Российская политика и иерархиезация внутренней организации суда: к вопросу о проблеме назначения председателей судов

The Russian Political System and Hierarchization of the Internal

Organization of the Court: On the Issue of the Appointment of the Presidents of the Courts

Аннотация. В статье рассматривается механизм назначения председателей судов и их заместителей. Отмечается, что назначение Президентом России председателей и заместителей судов нарушает принцип разделения властей, встраивает председателей судов в пирамидальную моноцентрическую систему организации управления социумом, формирует интолерантную среду в судейском сообществе. Назначение председателей и их заместителей не отвечает демократическому тренду и может способствовать функциональной реинституционализации суда.

Ключевые слова: судебная власть, правосудие, моноцентризм, централизация, независимость суда, судебная реформа, авторитаризм, законность, разделение властей.

Abstract. This article deals with the mechanism of appointment of the presidents of the courts and their deputies. It is noted that the appointment of the presidents of the courts and their deputies by the President of Russia violates the principle of separation ofpowers, embeds the presidents of the courts in pyramidal monocentric system of management organization of the society, forms intolerant environment in the community of judges. The appointment of the presidents of the courts and their deputies does not meet requirements of the democratic trend and could not contribute to the functional reinstitutionalization of the court.

Key words: the judicial power, justice, monocentrism, centralization, independence of judges, judicial reform, authoritarianism, legality, separation of powers.

Краткое введение. Органы судебной власти занимают важное место в функционировании политической системы и определении характера функционирования политических институтов. Исходя из этого, важным является исследование характера воспроизводства их внутренней структуры, внутрикорпоративных взаимоотношений.

Целью исследования является определение характера внутренней среды, установленной в процессе изменения механизма воспроизводства института председателей и заместителей судов; соответствие механизма данного воспроизводства демократическим практикам.

Методы исследования. Анализ литературных источников, вторичный анализ данных социологических исследований, диалектический.

Результат исследования. Установленный механизм воспроизводства института председателей и заместителей председателей судов ведет к нарушению принципа разделения властей и авторитаризации политической системы России. Результаты обсуждены на заседании кафедры «Философия» ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный аграрный университет».

Иерархиезация внутренней организации органов судебной власти является одним из элементов формирования судебной «вертикали» и подчинения судов главе российского государства. Механизм подчинения сочетает два направления: первое - встраивание нижестоящих субъектов в систему вертикальных отношений; второе - разрушение целостности соответствующей конструкции (vivere est militare). Только в таком сочетании процесс подчинения может дать необходимый эффект, последствия которого в демократическом социуме мало прогнозируемые.

Конституция 12 декабря 1993 года фиксировала принцип разделения властей в качестве базового при организации государства, но «вертикализация» политических отношений и укрепление моноцентризма фактически нуллифицировали данную идею. Судебные органы, никогда не игравшие важную роль в определении основных параметров политической системы российского социума, оказались еще более зависимыми от субъективных представлений политических лидеров и элит.

Внесение поправок в закон «О судебной системе в Российской Федерации» («О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ, далее «О судебной системе...»), привело к назначению председателей судов (за исключением высших) и их заместителей — Президентом РФ на шесть лет с правом переизбрания, то есть встраиванию в вертикально организованную систему политических отношений, что вступило в противоречие с принципом разделения властей. Как отмечает экс-судья О.В. Макарова, «Существующий порядок назначения, срок пребывания в должности председателей судов и их заместителей и возможность их повторного назначения потенциально создают определенную почву для воздействия на них со стороны представителей органов законодательной и исполнительной власти, а также возможных злоупотреблений со стороны самих председателей судов и их заместителей» [5, с. 97]. О значительном

влиянии председателей судов и их заместителей на рядовых судей свидетельствуют результаты социологических исследований Института проблем правоприменения: «почти 70 % судей считают, что при оценке их деятельности мнение председателя суда является важным или очень важным» [2, С. 10-11]. Следует предполагать, что данные представления судей связаны с царящей в судебных органах атмосферой страха, беззащитности судьи, широкими полномочиями председателей судебных органов. Судьи, которые не ориентированы на председателей судов, а, следовательно, стоящих за ними по властной «вертикали» лиц, могут подвергнуться воздействию вплоть до лишения статуса [4; 9; 10].

В мае 2009 года вступили в силу поправки в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [13], заменяющие механизм избрания Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей назначением Советом Федерации РФ по представлению Президента страны сроком на шесть лет.

Политическая окраска этой законодательной «инновации» просматривается в полярности мнений, озвученных депутатами, видными общественными деятелями, судьями и учеными-юристами [11].

Говорить о демократичности новой процедуры избрания Председателя КС РФ, мягко говоря, сложно. Замена выборов назначением является угрозой независимости данного судебного органа и полностью находится в сфере интересов главы государства и представителей олигархических групп, составляющих «верхнюю палату» парламента. Например, координатор фракции КПРФ в Государственной Думе РФ С.Н. Решульский, прокомментировал механизм назначения Председателя КС РФ следующим образом: «Такое государство неизбежно развалится» [3]; судья КС РФ Г.А. Гаджиев увидел в них противоречие принципу самостоятельности судебной власти и косвенную попытку давления на суд [3]; заведующий кафедрой конституционного права ВШЭ М.А. Краснов выразил мнение, что механизм назначения приведет к институциональной зависимости Председателя КС РФ от Президента РФ, а судей из вершителей правосудия превратит в чиновников [12]. Судья КС РФ в отставке Т.Г. Морщакова также заявила, что «Должно было случиться ровно обратное», нужно было с Конституционного Суда вводить процедуру избрания «и для председателей Верховного суда и Высшего арбитражного суда... Это означает шаг назад в деле реформирования всей судебной системы, такое решение ставит крест на перспективе введения выборов председателей двух других высших судов!» [6]. Политически не ангажированной представляется точка зрения Н.В. Витрука, который еще в 1998 году заметил недопустимость в условиях построения демократии, избирать (назначать) председателей конституционного суда и других должностные лица несудейскими органами, тем более, если предусматривается возможность их переизбрания [1, с. 117].

Назначения председателей судов и из заместителей главой государства ведет к выстраиванию иерархической пирамиды в судейском сообществе и, как следствие этого, репродукции интолерантной среды между судьями.

Кроме того, назначая председателей судов, Президент России берет на себя ответственность за их решения, становится объектом интерполяции отношения к судебным органам власти в целом, который, по данным ВЦИОМ [7; 8], имеют самый низкий рейтинг одобрения и самый высокий рейтинг неодобрения деятельности в представлениях россиян.

Встраивание председателей судов и их заместителей в общую государственную «вертикаль» лишает их статуса primus inter pares и подчиняет Президенту России, представителям органов законодательной и исполнительной власти, ведет к снижению гарантий независимости судебной системы в целом. Иерархиезация внутренней организации суда не отвечает тенденции демократизации политической системы и может привести к функциональной реинституционализации судебных органов.

Литература

1. Витрук Н.В Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. - М.: «Закон и право», 1998.

2. Как обеспечить независимость судей в России. (Серия «Аналитические записки по проблемам правоприменения», Июль 2012) Авторский коллектив: Волков В.В., Панеях Э.Л., Поздняков М.Л., Титаев К.Д. СПб: ИПП ЕУ СПб, 2012.

3. Кремль получил контроль над судебной вертикалью. Электронный ресурс: http://afn.by/news/i/119012.

4. Кудешкина против России (Kudeshkina v. Russia): Постановление Европейского Суда по правам человека от 26 февраля 2009 года (жалоба N 29492/05). URL: http://europeancourt. ru/resheniya-evropejskogo-suda-na-russkom-yazyke/kudeshkina-protiv-rossii-postanovlenie-evropejskogo-suda/ (дата обращения: 01.06.2014).

5. Макарова О.В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации //Журнал российского права, 2010, - № 1.

6. Медведев начал реформу Конституционного суда. Судьи считают, что теперь вся судебная ветвь власти окажется под колпаком у власти политической. URL: http://ura.ru/content/svrd/12-05-2009/news/1052096713.html (дата обращения: 01.06.2014).

7. Официальный сайт ВЦИОМ. Динамика ежемесячных оценок одобрения и неодобрения деятельности общественных институтов, в процентах. URL: http://wciom.ru/ratings-social-institutions/ (дата обращения: 01.06.2014).

8. Официальный сайт ВЦИОМ Динамика ежемесячных оценок одобрения и неодобрения деятельности государственных институтов, в процентах. URL: http://wciom.ru/ratings-state-institutions/ (дата обращения: 01.06.2014).

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1 и 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах

судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 10 (2 ч.). - Ст. 976.

10. Послужной список Ольги Егоровой. URL: http://newsland.com/news/detail/id/962289/ (дата обращения: 01.06.2014).

11. Председатель Госдумы Грызлов Б.В. Мониторинг СМИ 14.05.2009. URL: http://www.gryzlov.ru/files/620.doc (дата обращения: 01.06.2014).

12. Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект поправок в закон «О Конституционном суде», согласно которому председатель Конституционного суда (КС) будет назначаться Советом Федерации по представлению главы государства. URL: http://www.pravo.ru/review/view/11341/ (дата обращения: 01.06.2014).

13. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства, 2009. - № 23. - Ст. 2754.

Literature

1 . Vitruk N. in the Constitutional justice. Judicial constitutional law and process: Manual. - M.: "Law and right", 1998.

2 . How to provide independence of judges in Russia. ("Analytical Notes on Right Application Problems" series, July 2012) Group of authors: Wolves V.V., Paneyakh E.L. Pozdnyakov M. L. Titayev K.D. SPb: IPP EU SPb, 2012.

3 . The Kremlin received control over a judicial vertical. Electronic resource: http://afn. by/news/i/119012.

4 . Kudeshkina against Russia (Kudeshkina v. Russia): The resolution of the European Court of Human Rights of February 26, 2009 (the complaint N 29492/05). URL: http://europeancourt.ru/resheniya-evropejskogo-suda-na-russkom-yazyke/kudeshkina-protiv-rossii-postanovlenie-evropejskogo-suda/(address date: 01.06.2014).

5 . Makarova O. V. Ensuring independence of judges in the Russian Federation//the Magazine of Russian law, 2010, - No. 1.

6. Medvedev began reform of the Constitutional court. Judges consider that now all judicial branch of the power will be under a cap in power political. URL: http://ura.ru/content/svrd/12-05-2009/news/1052096713.html (address date: 01.06.2014).

7 . Official site All-Russian Public Opinion Research Center. Dynamics of monthly estimates of approval and disapproval of activity of public institutes, as a percentage. URL: http://wciom.ru/ratings-social-institutions/(address date: 01.06.2014).

8 . Official site All-Russian Public Opinion Research Center of Loudspeaker of monthly estimates of approval and disapproval of activity of the state institutes, as a percentage. URL: http://wciom.ru/ratings-state-institutions/(address date: 01.06.2014).

9 . The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of February 28, 2008 No. 3-P "On the case of check of constitutionality of a number of provisions of articles 6.1 and 12.1 of the Law of the Russian Federation "About

the status of judges in the Russian Federation" and articles 21, 22 and 26 of the Federal law "About bodies of judicial community in the Russian Federation" in connection with complaints of citizens G. N. Belyusova, G. I. Zimina, H.B. Sarkitov, S. V. Semak and A.A. Filatova"//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2008 . No. 10 (2 h.) - Art. 976.

10 . Track record of Olga Egorova. URL: http://newsland.com/news/detail/id/962289/(address date: 01.06.2014).

11 . Chairman of the State Duma Gryzlov B. V. Monitoring of mass media 14.05.2009. URL: http://www.gryzlov.ru/files/620.doc (address date: 01.06.2014).

12 . The Russian President Dmitry Medvedev brought the draft of amendments to the law "About the Constitutional Court" according to which the chairman of the Constitutional Court (CC) will be appointed by the Federation Council on representation of the head of state in the State Duma. URL: http://www.pravo.ru/review/view/11341/(address date: 01.06.2014).

13 . The federal constitutional law "About the Constitutional Court of the Russian Federation" (in FKZ edition of June 2, 2009 No. 2-FKZ)//Collection of the legislation, 2009. - No. 23. - Art. 2754.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.