УДК-342
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ГЕРМАНИИ И В РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
ТВ. Мазур
В статье рассматриваются некоторые аспекты процедуры формирования органов конституционного контроля в Германии и в России в связи с принятыми существенными поправками в Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном суде Российской Федерации» в сравнительно-правовом аспекте. Автор приводит различные взгляды на данные поправки и приводит собственную точку зрения с аргументированной опорой на зарубежный опыт. Сравнение проведено по следующим аспектам: правовое положение Конституционного суда в государстве, процедура назначения на должность судей конституционного суда, требования к кандидатам на должность судьи Федерального конституционного суда, а так же срок полномочий судей, как одна из гарантий их независимости. Ключевые слова: Конституционный суд, судебная власть, Бундестаг (Bundestag)
В июне 2009 года Государственная Дума приняла поправки в Федеральный конституционный закон «О конституционном суде Российской Федерации», согласно которым председатель Конституционного суда будет назначаться Советом Федерации по представлению президента, а не избираться самими судьями. При такой процедуре, как считают оппозиционные партии и экспертное сообщество, вся судебная власть окажется «под колпаком у власти политической». Таким образом, власти фактически приступили к судебной реформе и приняли ряд поправок, которые существенно влияют на работу судебной власти в целом, поскольку затрагивают те процедуры, гарантирующие суду и судьям независимость.
Главная поправка касается, как уже указывалось выше, процедуры избрания председателя Конституционного суда РФ. До этого момента все 19 судей Конституционного суда РФ назначались Советом Федерации по представлению президента. После назначения сами судьи из своего состава выбирали тайным голосованием сроком на три года председателя, его заместителя и судью-секретаря. Теперь председателя на три года будут назначать члены Совета Федерации по представлению президента. Кроме того, упраздняется должность судьи-секретаря и вводится вместо нее должность еще одного заместителя председателя. Обоих заместителей точно также утверждают члены Совета Федерации по представлению президента. Судьям оставили возможность снять двумя третями состава Конституционного суда председателя и его заместителей, если хотя бы пятеро судей предъявят претензии им в неисполнении обязанностей и злоупотреблении правами.
На сегодняшний день реакция на данные поправки является неоднозначной. Например, глава комитета Государственной Думы по конституционному законодательству Владимир Плигин видит преимущества новой процедуры в том, что она «делает единообразной практику, сложившуюся в российской судебной системе». По его логике, конституционное правосудие улучшится от того, что председателя Конституционного суда теперь будут по представлению президента назначать сенаторы точно так же, как они сейчас назначают председателей и заместителей Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ.
Однако, по мнению самих судей Конституционного суда РФ «президентская поправка противоречит принципу самостоятельности судебной власти, свидетельствует о непонимании конституционного судопроизводства и является косвенной попыткой давления на суд».
Мы категорически не согласны с данной точкой зрения, особенно, учитывая то, что в Германии, например, такая система назначения председателя Конституционного суда существует с момента учреждения этого органа конституционного контроля. Поэтому представляется необходимым обратиться к немецкому опыту формирования и функционирования
Конституционного суда.
Объектом исследования данной статьи будет процедура формирования и функционирования Конституционного суда в Германии и сравнительно- правовой анализ аналогичной процедуры в России с целью заимствования положительного зарубежного опыта.
Основы судебной системы Германии установлены в 9 разделе Конституции. Основной закон провозглашает, что судебная власть вверяется судьям, она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, предусмотренными конституцией, и судами земель. Таким образом, мы видим, что создатели Основного закона отвели судебной власти достаточно сильные позиции, поскольку учредили отдельно конституционную юрисдикцию, которая должна обеспечивать соблюдение конституции. Для выполнения этих задач в Германии был создан особый и самостоятельный в организационном отношении конституционный суд -Федеральный конституционный суд, учрежденный в 1951 году, который располагается в городе Карлсруэ.
Федеральный конституционный суд - это орган конституционной юстиции. Он является самостоятельным и независимым от всех других конституционных органов судом Федерации. Особенностью является то, что Федеральный конституционный суд занимает двойственное положение: он является органом отправления правосудия и одновременно конституционным органом Федерации. Он как бы стоит над остальной судебной системой, не являясь подведомственным какому-либо федеральному министерству. Это выражается в том обстоятельстве, что в бюджете Федерации он располагает отдельным бюджетным планом.
Федеральный конституционный суд Германии по предмету и действию своей юрисдикции является высшим органом правосудия Федерации. Однако он не является высшим судом, стоящим над другими судами и связанным с ними порядком прохождения инстанций. Он всегда выступает в качестве первой и последней инстанций. Объем компетенции, предоставленный Федеральному конституционному суду по различным видам производства, значительно превышает компетенции всех других конституционных судов в мире.
В Конституции Российской Федерации конституционному правосудию так же определена отдельная юрисдикция: «Судебную власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и других органов. Таким образом, мы видим, что правовое положение Конституционного суда в России и в Германии одинаково.
Однако немецкий Конституционный суд состоит из 16 федеральных судей, половину из которых избирает Бундестаг, а половину - Бундесрат. Часть судей Федерального конституционного суда избираются из числа судей других высших судебных органов, а часть - из состава граждан, достигших 40 лет и имеющих диплом, дающий право занимать должность судьи. Судьи Федерального конституционного суда - мужчины и женщины -являются выдающимися личностями, особенно сведущими в публичном праве и имеющими опыт в области общественной жизни. В отношении избранных судей действует правило о несовместимости должности судьи Федерального конституционного суда, с какой либо иной профессиональной деятельностью, кроме преподавания права в немецком высшем учебном заведении: он не может входить ни в состав Бундестага, ни в состав Бундесрата, ни в состав Федерального правительства, ни в соответствующие органы земель. При назначении судьями они выводятся из состава указанных органов. Срок полномочий судей составляет 12 лет, а
предельный возраст их пребывания в должности - 68 лет. Повторное избрание на должность судьи Федерального конституционного суда не допускается. По окончании срока судьи продолжают исполнять свои служебные обязанности до назначения преемника (это законодательное регулирование необходимо, так как в обратном случае сенаты Федерального конституционного суда имели бы не полный состав, если избирательные органы не проведут своевременных выборов новых судей).
В России же, как указывалось выше, все девятнадцать судей назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Таким образом, нижняя палата Российского Парламента не принимает участие в выборах судей Конституционного суда, хотя по закону наряду с законодательными (представительными) органами субъектов Федерации может вносить предложения о кандидатах на должности. Помимо этого правом внести кандидатуру на рассмотрение Совета Федерации обладают высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения. Кроме того, в российском законодательстве в качестве одной из гарантий независимости суда предусмотрен неограниченный срок полномочий судей Конституционного суда. Как видим, в немецкой практике это положение отсутствует.
Требования к кандидатам на должность судьи в принципе одинаковые, однако, немецкий законодатель обуславливает возможность быть избранным судьей Федерального конституционного суда правом быть избранным в Бундестаг. Ограничения, касающиеся занятием другой деятельностью идентичные: как в России, так и в Германии с осуществлением судейской деятельности несовместима какая-либо другая деятельность, кроме преподавательской.
Поэтому, предложенные президентом России Д.А. Медведевым поправки в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации», во-первых, соответствуют международным стандартам и традициям, сложившимся в демократических странах; во-вторых, придадут открытость и публичность процедуре избрания председателя Конституционного суда и его заместителей; в-третьих, придадут процедуре избрания наибольшую легитимность, поскольку в ней будет участвовать не 19 человек, а - 166, что на порядок больше.
The article deals with some aspects of the procedure of establishing the bodies of constitutional control in Germany and in Russia in connection with the adopted significant amendments to the Federal Constitutional Law of RF "On the Constitutional Court of Russia" in comparative legal aspect. The author presents various views on these amendments and gives his own point of view with reasoned reliance on foreign experience. Comparison have been carried out on the following aspects: the legal position of the Constitutional Court in the State, the procedure for appointment of judges of the Constitutional Court, the requirements for candidates for judge of the Federal Constitutional Court, as well as the term of judges, as a point of a guarantee of their independence. The key words: Constitutional Court, Judicial authority, The Bundestag.
Список литературы
1. Анна Пушкарская. Конституционный суд встраивают в вертикаль власти.//Коммерсант. Вторник 12 мая 2009 №82
2. Staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Bundeszentrale fÜK politische Bildung, Bonn, November 1995
3. Bundesgesetzblatt, 1951, S. 243; 1985
4. Creifelds. Op. cit. S.1479, 1480.
5. Маклаков B.B. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах. М.: ВЮЗИ. 1988
6. КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. // Российская газета
7. ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» // Российская газета
8. Нуделъ М.А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. М.: Юридическаялитература. 1968
9. ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации»// Российская газета
Об авторе
Мазур Т.В. - аспир. Брянского государственного университета им. акад. И. Г. Петровского, Ьгуашк§и@ mail.ru.