Научная статья на тему 'Российская пенсионная реформа 1990 года: проблемы концептуального обеспечения'

Российская пенсионная реформа 1990 года: проблемы концептуального обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2141
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИИ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / PENSIONS / PENSION REFORM / SOCIAL AND ECONOMIC REFORMS / SOCIAL PROTECTION OF THE CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вязовская Татьяна Николаевна

Проведен анализ возникновения и реализации пенсионной реформы 1990 г., обозначены проблемы данной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF PENSION REFORM 1990 IN RUSSIAN FEDERATION

The article contains the analysis of occurrence and realization of pension reform 1990, problems of this reform are mentioned.

Текст научной работы на тему «Российская пенсионная реформа 1990 года: проблемы концептуального обеспечения»

УДК 369.5

Т.Н. ВЯЗОВСКАЯ

РОССИЙСКАЯ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 1990 ГОДА: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ключевые слова: пенсии, пенсионная реформа, социально-экономические реформы, социальная защита населения.

Проведен анализ возникновения и реализации пенсионной реформы 1990 г., обозначены проблемы данной реформы.

T.N. VYAZOVSKAYA CONCEPTION OF PENSION REFORM 1990 IN RUSSIAN FEDERATION

Key words: pensions, pension reform, social and economic reforms, social protection of the citizens.

The article contains the analysis of occurrence and realization of pension reform 1990, problems of this reform are mentioned.

Для лучшего понимания проблем, существующих в системе пенсионного обеспечения в России, целесообразно сравнить ее основные параметры с теми, которые имелись в системе социального обеспечения в СССР. До начала 90-х годов в СССР существовал единый фонд социального страхования, из которого выплачивались пенсии, а также пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, на санаторное лечение. Не существовало страхование от безработицы, а также больничного страхования, поскольку государство обеспечивало лечение заболевших по бесплатной основе [2, 6, с. 22]. Для финансирования фонда социального обеспечения устанавливался тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы [1, 5]. Размер тарифа устанавливался государством и был дифференцирован по различным отраслям. В последние доперестроечные годы он составлял от 7 до 14 копеек на каждый рубль заработной платы. Этих денег было недостаточно, поэтому примерно такое же количество поступало из государственного бюджета. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатство общества. В начале 90-х годов в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике социальное страхование в Российской Федерации в финансовом отношении претерпело три существенных изменения. Во-первых, Фонд социального страхования сузился до пределов России, во-вторых, он распался на ряд самостоятельных фондов: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и собственно Фонд социального страхования. В-третьих, были резко повышены отчисления работодателей в указанные фонды с тем, что бы они перестали зависеть от дотаций со стороны государственного бюджета и могли обеспечить падающие на их выплаты за счет собственных доходов. Впервые после 1917 г. к взносам в Пенсионный фонд стали привлекать взносы самих застрахованных, хотя в самых скромных размерах (1% от заработанной платы).

В основу системы государственного пенсионного обеспечения России был положен так называемый «договор поколений» [6, с. 67]. На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами.

Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая - возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования.

Вторая - существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третья - не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, т.е. прекратить пенсионное донорство России [3].

Основополагающая идея Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из орбиты общественного производства в силу естественных причин, и, прежде всего, наступление старости. Суть такой системы проста и заключается в следующем:

1) каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от воли и желания его лично и работодателя, будь последний частным, акционерным или государственным предприятием.

Другими словами, это система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в некоторых странах, в том числе и России, подобная система называется государственной;

2) все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства.

Переход к рыночным отношениям в экономике поставил проблему рефинансирования советской системы социального обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой и полное реформирование законодательной базы.

В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 устанавливались два вида государственных пенсий: трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначались следующие пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию устанавливалась социальная пенсия. Такая пенсия могла назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Негосударственная пенсия - пенсия, выплачиваемая гражданину из негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов, Как правило, носила дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий. В России институт негосударственной пенсии получил распространение сравнительно недавно, с 1993 г.

Оценивая исходные нормы начавшейся реформы, следует отметить, что она была построена на последовательно проводимых принципах социальной справедливости и создавала весьма благоприятные условия для достойного обеспечения пенсионеров, выгодно отличаясь по многим позициям даже от развитых стран мира [4]. Следует согласиться с точкой зрения, что «все идеи, заложенные разработчиками этого закона, являются реализацией, с учетом традиций России, общепризнанных во всем мире страховых идей» [6].

Литература

1. Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения / Г.М. Бродский, М.Н. Бродский. СПб., 1998. С. 18.

2. Вязовская Т.Н. Проблемы радикализации пенсионной реформы в Российской Федерации в 1999-2004 годах / Т.Н. Вязовская // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 24-28.

3. Захаров М.Л. Комментарий к закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. М.: БЕК, 1997.

4. Захаров М.Л. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и печальные результаты / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова // Государство и право. 1998. № 3. С. 20.

5. Рейно Э. Финансирование пенсий по старости: распределительные и накопительные системы в Европейском Союзе / Э. Рейно // Пенсия. 1996. № 1.

6. Социальные права: Россия и Европа / под ред. А.С. Леонова. М., 1998. Вып. 3.

ВЯЗОВСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - кандидат юридических наук, декан юридического факультета, Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института, Россия, Чебоксары (cfmgei@yandex.ru).

VYAZOVSKAYA TATYANA NIKOLAYEVNA - candidate of juridical sciences, the dean of the law faculty, Humanitarian and Economic Institute in the city of Cheboksary, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.