Научная статья на тему 'Российская и китайская общественная дипломатия как инструмент реализации государственных интересов'

Российская и китайская общественная дипломатия как инструмент реализации государственных интересов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
541
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / RUSSIA / CHINA / PUBLIC DIPLOMACY / FOREIGN POLICY / NATIONAL SECURITY STRATEGY / STATE PROGRAMS / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Виолетта Михайловна

В современном мире механизм общественной дипломатии приобретает все большее значение в связи с эффективностью его функционирования и широтой спектра решаемых задач. Общественная дипломатия представляет собой комплекс действий, имеющий целью выстраивание и налаживание долгосрочных партнерских отношений с зарубежными государствами, а также защиту интересов национальной внешней политики на мировой арене. Сегодня все ключевые акторы международных отношений используют ресурсы общественной дипломатии для продвижения своих интересов и ценностей в мире, достижения внешнеполитических целей, формирования позитивного имиджа, а также усиления влиятельности на мировой арене. Россия и Китай развивают институты общественной дипломатии, поскольку считают общественную дипломатию важным инструментом проведения внешней политики государства. Приоритет развития данного механизма законодательно закреплен в основных программных документах в области внешней политики и государственных интересов. Общественная дипломатия России сегодня переживает фазу активного становления. Общественная дипломатия способствует расширению межкультурной коммуникации, привлечению зарубежной аудитории к культуре и ценностям нашей страны, укреплению положительного образа России и возрастанию ее влиятельности на мировой арене. Китайская общественная дипломатия также представляет собой значимый инструмент проведения внешней политики страны. В Китае данный механизм используется преимущественно в области информационного воздействия по вопросу реализации проекта «Один пояс один путь». Руководство страны осуществляет контроль над деятельностью институтов китайской общественной дипломатии. Основными задачами данного механизма в Китае являются популяризация проекта «Один пояс один путь» и поиск зарубежных инвесторов для его реализации, продвижение китайской культуры и языка за рубежом, трансляция китайских ценностей, создание позитивного имиджа китайских производителей и продукции, укрепление позиций страны в регионе и мире, представление Китая в качестве успешной державы, способной играть роль мирового лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN AND CHINESE PUBLIC DIPLOMACY AS AN INSTRUMENT OF REALIZATION OF NATIONAL INTERESTS

In the modern world, the mechanism of public diplomacy is becoming increasingly important in connection with the efficiency of its functioning and the breadth of the range of tasks to be solved. Public diplomacy is a set of actions aimed at building and establishing long-term partnerships with foreign countries, as well as protecting the interests of national foreign policy on the world stage. Today, all key actors in international relations are using the resources of public diplomacy to promote their interests and values in the world, to achieve foreign policy goals, to form a positive image, and to strengthen their influence on the world stage. Russia and China are developing public diplomacy institutions, as they consider public diplomacy to be an important instrument of the state's foreign policy. The priority of development of this mechanism is legislated in the main program documents in the field of foreign policy and state interests. Public diplomacy in Russia today is going through a phase of active development. Public diplomacy contributes to the expansion of intercultural communication, attracting foreign audiences to the culture and values of our country, strengthening the positive image of Russia and increasing its influence on the world stage. Chinese public diplomacy is also an important instrument of the country's foreign policy. In China, this mechanism is mainly used in the field of information impact on the implementation of the project "one belt one road". The country's leadership exercises control over the activities of the institutions of Chinese public diplomacy. The main objectives of this mechanism in China are the promotion of the project "one belt one road" and the search for foreign investors for its implementation, the promotion of Chinese culture and language abroad, the translation of Chinese values, the creation of a positive image of Chinese manufacturers and products, strengthening the country's position in the region and the world, the representation of China as a successful power that can play the role of a world leader.

Текст научной работы на тему «Российская и китайская общественная дипломатия как инструмент реализации государственных интересов»

УДК 327

КУЗЬМИНА Виолетта Михайловна Юго-Западный государственный университет г. Курск, Россия [email protected]

РОССИЙСКАЯ И КИТАЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

В современном мире механизм общественной дипломатии приобретает все большее значение в связи с эффективностью его функционирования и широтой спектра решаемых задач. Общественная дипломатия представляет собой комплекс действий, имеющий целью выстраивание и налаживание долгосрочный партнерских отношений с зарубежными государствами, а также защиту интересов национальной внешней политики на мировой арене. Сегодня все ключевые акторы международный отношений используют ресурсы общественной дипломатии для продвижения своих интересов и ценностей в мире, достижения внешнеполитических целей, формирования позитивного имиджа, а также усиления влиятельности на мировой арене. Россия и Китай развивают институты общественной дипломатии, поскольку считают общественную дипломатию важным инструментом проведения внешней политики государства. Приоритет развития данного механизма законодательно закреплен в основнык программных документах в области внешней политики и государственный интересов. Общественная дипломатия России сегодня переживает фазу активного становления. Общественная дипломатия способствует расширению межкультурной коммуникации, привлечению зарубежной аудитории к культуре и ценностям нашей страны, укреплению положительного образа России и возрастанию ее влиятельности на мировой арене. Китайская общественная дипломатия также представляет собой значимый инструмент проведения внешней политики страны. В Китае данный механизм используется преимущественно в области информационного воздействия по вопросу реализации проекта «Один пояс - один путь». Руководство страны осуществляет контроль над деятельностью институтов китайской общественной дипломатии. Основными задачами данного механизма в Китае являются популяризация проекта «Один пояс - один путь» и поиск зарубежных инвесторов для его реализации, продвижение китайской культуры и языка за рубежом, трансляция китайских ценностей, создание позитивного имиджа китайских производителей и продукции, укрепление позиций страны в регионе и мире, представление Китая в качестве успешной державы, способной играть роль мирового лидера.

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/1-97-110

Violetta M. KUZMINA South-West State University Kursk, Russia [email protected]

THE RUSSIAN AND CHINESE PUBLIC DIPLOMACY AS AN INSTRUMENT OF REALIZATION OF NATIONAL INTERESTS

In the modern world, the mechanism of public diplomacy is becoming increasingly important in connection with the efficiency of its functioning and the breadth of the range of tasks to be solved. Public diplomacy is a set of actions aimed at building and establishing long-term partnerships with foreign countries, as well as protecting the interests of national foreign policy on the world stage. Today, all key actors in international relations are using the resources of public diplomacy to promote their interests and values in the world, to achieve foreign policy goals, to form a positive image, and to strengthen their influence on the world stage. Russia and China are developing public diplomacy institutions, as they consider public diplomacy to be an important instrument of the state's foreign policy. The priority of development of this mechanism is legislated in the main program documents in the field of foreign policy and state interests. Public diplomacy in Russia today is going through a phase of active development. Public diplomacy contributes to the expansion of intercultural communication, attracting foreign audiences to the culture and values of our country, strengthening the positive image of Russia and increasing its influence on the world stage. Chinese public diplomacy is also an important instrument of the country's foreign policy. In China, this mechanism is mainly used in the field of information impact on the implementation of the project "one belt - one road". The country's leadership exercises control over the activities of the institutions of Chinese public diplomacy. The main objectives of this mechanism in China are the promotion of the project "one belt - one road" and the search for foreign investors for its implementation, the promotion of Chinese culture and language abroad, the translation of Chinese values, the creation of a positive image of Chinese manufacturers and products, strengthening the country's position in the region and the world, the representation of China as a successful power that can play the role of a world leader.

Ключевые слова: Россия, Китай, общественная дипломатия, публичная дипломатия, внешнеполитический курс, стратегия национальной безопасности, государственные программы, межкультурная коммуникация

Для цитирования: Кузьмина В.М. Российская и китайская общественная дипломатия как инструмент реализации государственных интересов. Историческая и социально-образовательная мысль.

2018. Том. 10. № 5 -1 . с .97-110. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/1-97-110.

Введение

В настоящее время в условиях динамично изменяющейся системы международных отношений, развития процесса глобализации и интеграции все чаще приходится говорить об использовании современного инструмента проведения внешней политики - общественной дипломатии. Сегодня в российских научных кругах существует развернутая дискуссия о степени тождественности общественной и публичной дипломатии. Существуют разнообразные точки зрения, которые поддерживают различные исследователи и приводят ряд аргументов в защиту выбранной ими позиции.

Теоретические основы изучения общественной дипломатии

Начало дискуссиям о содержании, формах и методах публичной дипломатии было положено Gullion, впервые употребившим термин «публичная дипломатия» [1]. Такие исследователи, как Ю.М. Смирнова, Е.Н. Гудилина, И.Л. Шершнев, Т.Я. Румянцева, С.Ф. Маце-вич, А.Д. Рогозин, Н.А. Цветкова, А.В. Лукин, придерживаются мнения о том, что публичная дипломатия и общественная дипломатия по сути являют собой один и тот же механизм, а появление расхождения в терминологии объясняется вариативностью перевода английского термина на русский язык. Данные исследователи аргументируют свою позицию тем, что термин «public diplomacy» на языке оригинала представляет собой целостное понятие, которое включает в себя обширную систему методов и инструментов воздействия на мнение общественности в выгодном для воздействующего направлении.

Другая группа исследователей, в которую входит А.В. Протасов, А.Г. Костырев, А.И. Сухарев, О.Н. Затепилина, считает общественную дипломатию одним из направлений публичной. По их мнению, общественная дипломатия охватывает более узкий круг направлений в данной области и являет собой лишь международное взаимодействие неправительственных организаций и экспертных сообществ, их межкультурную коммуникацию и совместные действия на мировой арене. Публичная же дипломатия, как считают данные исследователи, является более широким и общим понятием, в рамках которого действуют как государственные, так и негосударственные акторы [2].

Исследователь А.Н. Бобров приводит следующее определение общественной дипломатии: «Общественная дипломатия представляет собой комплекс действий, имеющий целью выстраивание и налаживание долгосрочных партнерских отношений с зарубежными государствами, а также защиту интересов национальной внешней политики на мировой арене» [3]. Общественная дипломатия, по мнению Т.В. Зоновой, являет собой инструменты воздействия на представления, установки и мнения иностранных правительств и населения зарубежных государств по поводу происходящего в мире с целью оказания влияния на их внешнеполитические решения в выгодном для воздействующего направлении [4]. Различные элементы общественной дипломатии, подчеркивает В.Г. Сеидов, на сегодняшний день находятся на различных уровнях развития. Каждый элемент обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при использовании инструментов публичной дипломатии [5].

Keywords: Russia, China, public diplomacy, public diplomacy, foreign policy, national security strategy, state programs, intercultural communication

For citation: Kuzmina V.M. Russian and Chinese public diplomacy as an instrument of realization of national interests. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no. 5-1. Pp. 97-110.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/1-97-110. (in Russ)

В целом, определившись с пониманием термина «общественная дипломатия», рассмотрим практику реализации государственных целей и интересов России и Китая через призму общественной дипломатии.

Источники и методы анализа

В качестве источников изучаемой проблемы рассмотрены основополагающие документы обеих стран в области внешнеполитической стратегии и стратегии национальной безопасности.

Методы исследования подразумевают анализ данных программных документов с точки зрения практики реализации государственных интересов стран через призму общественной дипломатии. Проанализирована деятельности СМИ и основных информационных агентств России и Китая, которые играют значимую роль в популяризации деятельности стран за рубежом, а также в сфере создания благоприятного имиджа страны в глазах зарубежной общественности.

Результаты исследования

Основные национальные интересы, государственные цели и направления внешней политики России отражены в системе взаимосвязанных программных документов, среди которых:

- Концепция внешней политики Российской Федерации [6];

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [7];

- Указ Президента РФ «О мерах реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [8];

- Государственная программа Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность» [9].

Табл. 1. Сводные результаты анализа программных документов РФ о роли общественной дипломатии в реализации государственных интересов

Table 1. Summary Results of the Analysis of Program Documents of the Russian Federation on the Role of Public Diplomacy in the Implementation of National Interests

Название документа Тезис документа об общественной дипломатии как инструмента реализации государственных интересов Вывод

Концепция внешней политики Российской Федерации Российская общественная дипломатия является важным ресурсом для развития международного сотрудничества в различных сферах международной жизни, что является важным государственным интересом РФ Российская общественная дипломатия сегодня выступает важным инструментом реализации государственных интересов России. С помощью данного инструмента РФ способна укрепить и расширить международные партнерские связи, усилить свое влияние и значимость на мировой арене, укрепить позитивный образ страны в глазах мировой общественности. Российская общественная дипломатия на сегодняшний день является важным направлением развития

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Одним из государственных интересов РФ является ее превращение в мировую державу, что подразумевает соответствие современным реалиям развития системы международных отношений. Важной тенденцией ее становления выступает переход к многовекторной дипломатии, в том числе и к общественной дипломатии. Это подчеркивает значимость российской общественной дипломатии

Указ Президента РФ «О мерах реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» В числе государственных интересов РФ - разрешение международных конфликтов мирными средствами и налаживание позитивного диалога с иностранными государствами. Общественная дипломатия способствует реализации данных интересов, а также повышению эффективности проведения российской внешней политики и формированию положительного образа нашей страны нашего государства в современной системе международных отношений

Государственная программа Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность» Важными государственными интересами РФ являются выстраивание многовекторных отношений дружбы, укрепление имиджа России как демократического государства, расширение влияния РФ в мире. Российская общественная дипломатия служит инструментом повышения лояльности к нашей стране в мире, а также способом достижения государственных целей

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of a scientific article.

Механизм общественной дипломатии в России способствует реализации государственных интересов и достижению внешнеполитических целей. По мнению российского исследователя И.Л. Шершнева, российская общественная дипломатия служит государству для решения следующих задач:

- укрепление позитивного имиджа страны на мировой арене, распространение российских интересов, установок и ценностей;

- углубление международного сотрудничества в различных сферах и формирование системы устойчивых партнерских взаимоотношений с зарубежными странами;

- проведение работы с соотечественниками за рубежом, нацеленной на поддержание позитивного диалога;

- консолидация и поддержка представителей русского мира [10].

Новый виток развития российской общественной дипломатии произошел в начале XXI в. Так, например, в нашей стране в целях улучшения межкультурной коммуникации и реализации государственных интересов были предприняты следующие меры в области общественной дипломатии:

- мероприятия 2013 г. по реформированию «РИА Новости»: ликвидация работавшего с 1941 г. агентства и создание на его основе международного информационного агентства «Россия сегодня». В настоящее время данное МИА является одним из самых посещаемых новостных ресурсов России и стран СНГ. Имеет пресс-центры в Москве, Нью-Дели, Лондоне, Париже, Пекине и ряде городов ближнего зарубежья (Астана, Баку, Минск). Основным направлением деятельности и главной задачей агентства является всестороннее освещение государственной политики России и ее общественной, экономической, культурной, спортивной и научной жизни для зарубежной общественности. «Россия сегодня» является важным инструментом общественной дипломатии нашей страны;

- проведение в 2014 г. реформирования старейшего радио «Голос России»: замена данного СМИ новым радио «Sputnik», которое входит в медиагруппу «Россия Сегодня». Радио «Голос России» считалось одним из крупнейших мультимедийных мировых СМИ, однако было ликвидировано Указом Президента РФ. Сегодня «Sputnik» является крупным новостным агентством, целью которого выступает ознакомление зарубежной ауди-

тории с происходящими в России событиями в различных областях жизни, с российским взглядом на происходящее в мире, ведение диалога с соотечественниками за рубежом. Радиовещание данного СМИ неоднократно было блокировано в различных странах мира (Латвия, Турция) по политическим причинам;

- ликвидация в 2008 г. Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при правительстве России («Росзарубежцентр»), создание нового федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству («Россотрудничество»). К основным направлениям деятельности агентства относятся: содействие международному развитию (ведение продуктивного международного диалога, поддержание глобальной стабильности и обеспечение мировой безопасности, взаимодействие государств во всех сферах), продвижение русской культуры в мире, поддержка соотечественников за рубежом, укрепление позиций русского языка (реализация Федеральной целевой программы «Русский язык» до 2020 года, организация курсов русского языка за рубежом, проведение тестирований по языку и выдача сертификатов о владении русским языком), образование и наука (продвижение российских образовательных услуг, расширение сотрудничества между образовательными учреждениями), работа с зарубежной молодежью (краткосрочные ознакомительные поездки в Россию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств), развитие международных связей регионов России, международное взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств. «Россотрудничество» сегодня имеет широкую сеть представительств в 81 стране мира.

- создание в 2005 г. российского международного многоязычного информационного телеканала RT (в начале своей деятельности носил название Russia Today). RT отражает российскую позицию по главным вопросам международной политики, транслирует события из различных сфер российской жизни, а также предлагает альтернативный взгляд на текущие событии и освещает сюжеты, не попавшие в другие мировые СМИ. Данный проект российской общественной дипломатии можно назвать успешным, поскольку он имеет высокую репутацию объективного средства массовой информации, был четырежды номинирован на премию Emmy International в секции «Новости». Несмотря на это, западная общественность регулярно обвиняет канал в предвзятости и искаженной подаче информации, которая руководствуется российскими внешнеполитическими интересами;

- создание в 2007 г. российской общественной организации - фонда «Русский мир», который осуществляет деятельность по популяризации русского языка и русской культуры в мире, а также поддерживает программы изучения русского языка в зарубежных странах. В рамках деятельности Фонда ежегодно проводится Ассамблея Русского мира, в которой принимают участие политические и общественные деятели, представители государственной власти, руководители различных государственных ведомств, представители российских университетов и школ, культурологи, журналисты, писатели.

Итак, в России сегодня функционирует множество организаций, способствующих более эффективному осуществлению общественной дипломатии. Наша страна прикладывает большие усилия для создания системы инструментов межкультурной коммуникации и формирования позитивного образа страны в глазах зарубежной общественности [11].

В настоящее время в нашей стране в рамках общественной дипломатии реализуется большое количество программ и проектов в культурной области. Среди них выделяют следующие:

- «Балканский диалог», «Потсдамские встречи», «Балтийский диалог», «Диалог во имя будущего», «Дипломатический семинар молодых специалистов», «Кавказский диалог», «Каспийская молодежная школа», «Российский взгляд», организованные Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, которые позволяют налажи-

вать продуктивный диалог между представителями российской и зарубежной культурной, общественной, политической сферы [12];

- «Год кино», «Почитаем Пушкина», «Посольство мастерства», «Наши в космосе», «Новое поколение», «Россия - любовь без границ», «День русского языка», «День славянской письменности и культуры», организуемые Россотрудничеством, которые способствуют распространению русской культуры и российских ценностей в мире [13];

- Год российской культуры в странах мира (был проведен в Великобритании, Японии): способствует получению обширного представления о культурном наследии нашей страны, предусматривает зарубежные гастроли лучших творческих коллективов России из различных сфер искусства, что позволяет сформировать положительное впечатление о России за рубежом, а также наладить крепкие партнерские взаимоотношения с принимающей проект страной;

- Перекрестные годы России и зарубежных стран (уже проведены с Японией, Грецией, Италией, Великобританией, Китаем, Казахстаном и многими другими государствами): способствуют ознакомлению участников с культурой страны-партнера, активизации контактов в культурной, образовательной, деловой и других сферах, укреплению дружественных связей [14].

Сегодня также активно развивается нормативно-правовая база российской общественной дипломатии. Для данного направления ключевыми документами являются:

- Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который выделяет приоритетные направления международных культурных обменов РФ, среди которых - обмены образовательными программами. Закон подчеркивает активность России в сфере развития российской культуры за рубежом, поддержания связей с зарубежными соотечественниками и их потомками, организации культурных центров за пределами нашего государства [15];

- Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 года, которая закрепляет следующее положение: «В рамках общественной дипломатии Россия будет добиваться своего объективного восприятия в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную поддержку, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности» [16];

- Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», которое продолжило курс нашей страны по вектору развития общественной дипломатии. Среди целей и задач Программы особо было выделено создание позитивного культурного имиджа России в мировом сообществе, что предполагает активное использование ресурсов общественной дипломатии [17];

- Распоряжение Правительства РФ «О плане мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», которое к главным задачам относит «использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами». Среди основных мероприятий в данном документе выделена поддержка проектов общественной дипломатии, в том числе проектов Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова [18].

В систему материалов нормативно-правовой базы России, относящихся к общественной дипломатии, входят и другие документы, некоторые из них датированы 2018 годом, что подтверждает тезис об актуальности законодательного развития российской общественной дипломатии.

Рис. Принятие документов, регулирующих деятельность в области российской общественной дипломатии

Fig. The Adoption of Documents Regulating the Activities in the Field of Russian Public Diplomacy

Принятие документов, регулирующих

деятельность в области российской

10 8 с общественной дипломатии

-----~

и л

1

0

111111111 1992 юд 2008 год март 2012 май 2012 декабрь 2014 год 2015 год 2016 год 2018 год года года 2012 года

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of a scientific article.

Таким образом, основные программные документы по проблемам внешней политики России четко определяют позицию нашей страны на мировой арене, подчеркивают главные направления внешнеполитической деятельности, выделяют новые вызовы и угрозы, уточняют отношение России к современным процессам международных отношений. Положения всех рассмотренных документов отметили важность развития российской общественной дипломатии как инструмента осуществления внешней политики нашей страны, средства разрешения международных конфликтов и укрепления международных связей в контексте всестороннего сотрудничества и стабилизации международной безопасности.

Все более влиятельным игроком на мировой арене в настоящее время становится Китай. Его экономические успехи напрямую влияют на уровень его влиятельности в мире. За последние годы Китай стал важным актором международных отношений, политику и интересы которого учитывают все современные ведущие державы.

Государственные интересы Китая отражены в нескольких основных концепциях и документах, принятых за последние годы:

- Стратегия национальной безопасности Китая [19];

- Концепция «Один пояс - один путь» [20];

- Концепция «Новая норма» [21].

Стратегия национальной безопасности Китая подчеркивает важность сохранения территориальной целостности и суверенитета страны, поддержания военной безопасности и укрепления национальной армии, преодоления противоречий коммунистических и капиталистических взглядов внутри государства. В данном документе определена цель

Китая к 2049 г.: создание могущественного современного демократического государства. Как отмечает документ, Китай сегодня стремится осуществить качественные улучшения в инфраструктуре страны, продолжить производство конкурентоспособных товаров, которые будут иметь большой вес на мировом рынке. Одной из главных целей страны сегодня является превращение юаня в резервную мировую валюту.

Стратегия национальной безопасности Китая отмечает важность развития инструмента «мягкой силы» - общественной дипломатии, поскольку руководство страны осознает возможности информационного воздействия в современном мире. Общественная дипломатия также является важным инструментов формирования положительного образа Китая в глазах мировой общественности, что делает его привлекательным торговым, экономическим, инвестиционным партнером. Это напрямую связано с достижением задач, связанных с развитием экономики страны. Кроме этого, общественная дипломатия активно используется для продвижения национальных ценностей и установок, политических идеалов. Это способствует достижению государственных интересов также и в политической сфере. Сегодня Китай стремится к активному использованию общественной дипломатии для достижения внешнеполитических целей и реализации государственных интересов [22].

Концепция «Один пояс - один путь» была выдвинута в 2010 г. как синтез двух ранее предложенных проектов: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Целью реализации концепции является строительство развитой инфраструктуры, в том числе современной железной дороги, посредством которой будет налажено оперативное сообщение страны с государствами Европы. Реализация данной концепции станет важным этапом на пути к развитию глобальной торговой сети Китая на мировом рынке, будет способствовать снижению издержек и стоимости перевозки товаров, что закрепит за Китаем главную роль в мировой торговле. Эта концепция отражает один из важнейших государственных интересов Китая - становление страны в качестве ведущей торговой державы, с которой не смогут конкурировать другие развитые страны. Концепция рассматривает общественную дипломатию как средство информационного воздействия. Общественная дипломатия призвана популяризовать данную инициативу, представить реализацию концепции в позитивном ключе для остальных стран, задействованных в строительстве инфраструктуры, а также осуществить «брендинг» проекта для получения иностранных инвестиций. Китай, представляя в рамках данного проекта собственные интересы и амбиции, привлекает средства общественной дипломатии для воздействия на иностранную аудиторию, чтобы привлечь к реализации концепции как можно больше заинтересованных официальных лиц, иностранных инвесторов, представителей международных организаций [23].

Концепция «Новая норма», принятая в 2014 г., отмечает стремление Китая к развитию высокого качества экономической культуры в обмен на отказ от высоких темпов развития национальной экономики, к преодолению экономического разрыва между регионами страны, сокращению выбросов вредных веществ в процессе производства. Общественная дипломатия Китая, согласно концепции, ориентирована на популяризацию китайских товаров и преодоление стереотипа об их низком качестве, осуществление «брендинга» китайских производителей и их продукции в мире. Концепция подчеркивает важность развития китайской общественной дипломатии, поскольку рассматривает ее как важный инструмент информационного воздействия на зарубежную аудиторию в сфере торгового развития Китая. С помощью общественной дипломатии Китай рассчитывает на реализацию государственных целей, которые находят свое отражение в концепции «Новая норма».

Табл. 2. Сводные результаты анализа программных документов Китая о роли общественной дипломатии в реализации государственных интересов

Table 2. Summary Results of the Analysis of the Program Documents of China on the Role of Public Diplomacy in the Implementation of National Interests

Название документа Тезис документа об общественной дипломатии как инструменте реализации государственных интересов Вывод

Стратегия национальной безопасности Китая Китайская общественная дипломатия является инструментом информационного воздействия, с помощью которого страна осуществляет формирование позитивного имиджа на мировой арене, продвижение интересов страны, распространение национальных ценностей и установок. Это способствует реализации нескольких государственных интересов: развитию масштабов торговли Китая и росту китайской экономики, постепенному становлению страны в качестве главной торговой державы в мире, а также повышению лояльности мировой общественности по отношению к политике Китая Механизм общественной дипломатии играет важную роль в реализации государственных интересов Китая. Общественная дипломатия призвана способствовать достижению целей Китая в политической, экономической и торговой сферах, что отражает вектор современного развития данной страны. В современных условиях Китай осознает важность развития инструмента общественной дипломатии

«Один пояс - один путь» Общественная дипломатия Китая выступает в качестве средства популяризации проекта в мире, способствует эффективному поиску инвесторов и других заинтересованных в его реализации лиц, осуществляет «брендинг» проекта. Это способствует реализации государственных интересов Китая в области развития национальной экономики, его выхода на новые мировые рынки, лидерства страны в регионе и на мировой арене

«Новая норма» Общественная дипломатия рассматривается как инструмент популяризации китайских товаров в мире, их продвижения в роли высококачественной и надежной продукции. Общественная дипломатия способствует реализации государственных интересов Китая в сфере защиты глобальных торговых интересов страны и развития высокой экономической культуры

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of a scientific article.

Общественная дипломатия Китая имеет свои особенности. Это связано с некоторыми уникальными чертами государства. Так, Китай всегда отличало стремление к полной независимости и самостоятельности. Кроме этого, данное государство является аутентичным и в определенной степени уникальным, в том числе и в области подходов к осуществлению внешней политики. Общественная дипломатия Китая руководствуется следующими основными принципами:

- главнейшее место в иерархии национальных интересов занимает суверенитет и безопасность страны, никакому государству не позволяется вмешиваться во внутренние дела КНР;

- страна самостоятельно определяет сферы и темпы проведения открытости;

- Китай твердо придерживается курса неприсоединения, защищает мир на земле, самостоятельно определяет свою политическую позицию, выступает за равенство всех стран.

Общественную дипломатию Китая в XX в. называли «панда-дипломатией» в связи с использованием китайскими политическими лидерами больших панд в качестве дипломатических подарков с целью решения всевозможных международных задач. В начале 1970-х годов Китай стал использовать «панда-дипломатию» для нормализации отношений с западными странами.

Уже в начале XXI в. общественная дипломатия стала рассматриваться представителями государственной власти Китая как серьезный инструмент проведения внешней политики страны. В настоящее время Китай предпочитает современные методы осуществления общественной дипломатии: формирование позитивного имиджа страны за рубежом и увеличение степени лояльности мировой общественности к Китаю посредством СМИ, международных организаций, научно-образовательных обменов, культурных проектов, деловых и личностных контактов. Среди ключевых целей общественной дипломатии Китая выделяют следующие:

- взаимовыгодное экономическое и политическое сотрудничество;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие эффективной системы коллективной безопасности;

- налаживание диалога различных культур.

Основными задачами современной китайской общественной дипломатии являются:

- распространение информации о Китае в мире;

- создание благоприятных условий для продвижения китайской культуры и искусства: литературы, кино, единоборств, музыки, живописи, кухни;

- популяризация китайского традиционного и современного искусства в мире;

- мониторинг публикаций о Китае, выходящих в иностранных СМИ;

- проведение пресс-конференций с международным участием;

- создание и распространение электронной и печатной продукции по вопросам позиции Китая в сфере различных международных вопросов, внутреннего развития, интересов, установок и ценностей.

Важную роль в развитии китайской общественной дипломатии играют Министерство иностранных дел КНР, Министерство культуры КНР, Министерство образования КНР, Департамент по общественным делам, Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом, Центральное китайское телевидение (ССТУ), новостное агентство «Синьхуа».

С 2005 г. среди руководства Китая началось активное обсуждение эффективного продвижения китайской культуры «вовне» с использованием механизма общественной дипломатии для реализации государственных интересов. Распространение китайского языка и культуры за рубежом стало одним из приоритетных направлений политики Министерства образования КНР, поскольку китайское руководство поставило задачу обеспечить возможность изучения китайского языка иностранцами по всему свету.

На современном этапе китайская общественная дипломатия переживает фазу активного становления. В сфере общественной дипломатии сегодня по всему миру реализуется большое количество проектов и программ.

Так, в соответствии с одной из ключевых задач китайской общественной дипломатии, повсеместно работают центры по изучению китайского языка и культуры - Институты Конфуция, которые направлены также на расширение и укрепление международного сотрудничества.

Китай сегодня эффективно осуществляет «брендинг» национального высшего образования. Происходит становление китайской системы образования как одной из лучших в мире. Ежегодно сотни тысяч иностранных граждан из стран Азии, Америки и Европы становятся студентами китайских университетов. Во многом привлечению иностранных абитуриентов способствуют грантовые программы на обучение в Китае, предоставляемые Правительством КНР, Советом по грантам, Институтом Конфуция.

Происходит всестороннее развитие инструментов межкультурной коммуникации Китая, в том числе и СМИ. Сегодня большинство китайских средств массовой информации публикуют материалы также и на английском языке, сотрудничают с представителями зарубежной прессы и телевидения. Центральное китайское телевидение (ССТУ) се-

годня имеет семь каналов, осуществляющих телевещание за рубежом. Новостное агентство «Синьхуа» зарекомендовало себя как авторитетный источник информации, чьи публикации цитируются по всему миру. Его популярность возрастает с каждым годом. Ежедневно агентство издает во всех странах около 15 тыс. новостных публикаций, из которых 80% связаны с действиями Китая.

Общественная дипломатия Китая активно реализует проекты в культурной сфере. Так, большой популярностью пользуются «годы культуры» и культурные фестивали Китая, проводимые в различных странах мира. Такие проекты способствуют продвижению китайской культуры, ценностей и идеалов. Результатом их проведения стало значительное расширение международного сотрудничества в сфере инвестиций, торговли, образования, культурных обменов.

Китайская общественная дипломатия использует весь спектр возможностей для позиционирования страны в мире и продвижения национальных интересов. Так, КНР ведет активную работу в области организации масштабных мероприятий с международным участием. За последние десятилетия состоялся ряд важных событий, в которых ключевым организатором выступил Китай.

Кроме указанных мероприятий, Китай также организует Всемирные выставки в Шанхае по различным отраслям: туризм, торговля, технологии, медицина, энергетика, строительство, кулинария (ежегодно), Фестиваль снега и льда в Харбине (ежегодно), Международный фестиваль воздушных змеев (ежегодно). В 2019 г. будет проведен год Китая на Украине.

На сегодняшнем этапе общественная дипломатия Китая также активно использует сеть Интернет для решения поставленных перед ней задач. Так, были разработаны и введены в использование сайты об истории, политике, культуре, образовании, науке, спорте Китая на многих языках мира. Список интернет-ресурсов, которые позволяют зарубежной аудитории ознакомиться с внутренней и внешней политикой страны, возрастает год от года. Это способствует открытому позитивному взаимодействию Китая с иностранными государствами, расширению системы партнерских международных связей, а также повышению лояльности мировой общественности по отношению к действиям Китая.

Выводы

Общественная дипломатия сегодня является эффективным инструментом проведения внешней политики и достижения государственных целей, а также средством формирования позитивного образа государства на мировой арене. Россия понимает преимущества всесторонне налаженного механизма публичной дипломатии в контексте реализации государственных интересов. Сегодня в нашей стране активно развиваются различные организации в сфере радио- и телевещания, СМИ, образования и культуры, русского языка и истории, целью которых является организация продуктивного и позитивного диалога с зарубежной общественностью и продвижение интересов России в мире. Происходит активное становление нормативно-правовой базы российской общественной дипломатии, которая законодательно закрепляет важность развития данного инструмента проведения внешней политики и реализации государственных интересов нашей страны.

Все рассмотренные основные документы по вопросам внешней политики и государственных интересов Китая отмечают значимость использования общественной дипломатии для реализации современного курса развития страны. Общественная дипломатия Китая направлена на информационное воздействие на зарубежную аудиторию в целях продвижения ценностей и идеалов страны, популяризации китайских проектов, «брендинга» китайских производителей и их продукции, формирования имиджа передовой современной державы. Китайская общественная дипломатия в ее современном понимании начала свое становление с начала XXI в., когда руководство страны выделило ее в качестве важного инструмента проведения внешней политики и ведения продуктивного диалога с зарубежными государствами. С того момента общественная дипломатия переживает фазу активного становления. В Китае сегодня реализуется большое количество

проектов и программ, которые используют механизм общественной дипломатии: распространение китайской культуры и языка в мире, сотрудничество в политической сфере, организация крупных мероприятий с международным участием. Все они направлены на улучшение процесса межкультурной коммуникации, привлечение интеллектуальных ресурсов и иностранных инвестиций в страну, становление Китая как передовой державы не только в экономическом, но и в политическом, и культурном отношении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Public Diplomacy Before Gullion: The Evolution of a Phrase / / Center on Public Diplomacy. URL: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/public-diplomacy-gullion-evolution-phrase (дата обращения: 15.09.2018).

2. Дискурс о публичной дипломатии // Дипломатика. URL: http://diplomatica.ru/?pl=page&id=123&lng=ru (дата обращения: 14.09.2018).

3. Бобров А. Дипломатия публичная или общественная - вот в чем вопрос / / Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1865 (дата обращения: 15.09.2018).

4. Зонова Т.Н. Публичная дипломатия и ее акторы / / Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/publichnaya-diplomatiya-i-ee-aktory/(дата обращения: 15.09.2018).

5. Сеидов В.Г. Значение публичной дипломатии в процессе реализации публичной политики // Мировая политика. URL: http://e-notabene.ru/view_article.php?id_article=21549&nb=1 (дата обращения: 15.09.2018).

6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640) // URL:

http://ivo.garant.ru/#/document/71552062/paragraph/1:0 (дата обращения: 13.09.2018).

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / / URL: http://kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 14.09.2018).

8. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 605 «О мерах реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // URL:

http://ivo.garant.ru/#/document/70170934/paragraph/1:2\ (дата обращения: 13.09.2018).

9. Государственная программа Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность» // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/asset/content/id/62 (дата обращения: 15.09.2018).

10. Шершнев И.Л. Особенности становления и развития современной общественной дипломатии в современной России // КиберЛенинка. URL:

https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-stanovleniya-i-razvitiya-obschestvennoy-diplomatii-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 15.09.2018).

11. Особенности института общественной дипломатии в России // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1315 (дата обращения: 15.09.2018).

12. Программы Фонда // Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. URL: https://gorchakovfund.ru/projects/ (дата обращения 13.09.2018).

13. Деятельность // Россотрудничество. URL: http://rs.gov.ru/%20%20/activities (дата обращения: 15.09.2018).

14. Публичная дипломатия России: становление и развитие // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-diplomatiya-rossii-stanovlenie-i-razvitie (дата обращения: 15.09.2018).

15. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/104540/doclist/selflink:0 (дата обращения: 15.09.2018).

16. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 года N Пр-1440 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85021/ (дата обращения: 14.09.2018).

17. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 «О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)"» // Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70149760/paragraph/1:0

18. Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. N 2648-р «О плане мероприятий по реализации в 2016-2018 гг. Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» // Гарант. URL:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71195422/ (дата обращения: 15.09.2018).

19. КНР - сверхдержава XXI века: российско-китайские перспективы // Центр стратегических оценок и прогнозов. URL: http://csef.ru/media/articles/8015/9404.pdf (дата обращения: 15.09.2018).

20. Публичная дипломатия «Шелкового пути» как новый тренд внешней политики Китая / / Высшая школа экономики. URL:

https://www.hse.ru/data/2016/10/19/1107953742/%20silk_road_diplomacy.pdf (дата обращения: 15.09.2018).

21. Китайская мечта и ее составляющие / / Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/ideas/2015-12-04/5_ideas.html (дата обращения: 15.09.2018).

22. Особенности и специфика дипломатии Китая // Посольство Китайской Народной Республики в Республике Казахстан. URL: http://kz.china-embassy.org/rus/dszc/emba/t210333.htm (дата обращения: 15.09.2018).

23. Публичная дипломатия Китайской Народной Республики: становление и развитие // Диссертационные советы СПбГУ. URL:

https://disser.spbu.ru/disser2/disser/krivohij_public_diplomacy_disser.pdf (дата обращения: 15.09.2018).

REFERENCES

1. Public Diplomacy Before Gullion: The Evolution of a Phrase. Center on Public Diplomacy. Available at: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/public-diplomacy-gullion-evolution-phrase (accessed 15 September 2018).

2. Diskurs o publichnoj diplomatii [Discourse on public diplomacy]. Diplomatika. Available at: http://diplomatica.ru/?pl=page&id=123&lng=ru (accessed 14 September 2018).

3. Bobrov A. Diplomatiya publichnaya ili obshchestvennaya - vot v chem vopros [Public or public diplomacy is the question]. Mezhdunarodnaya zhizn'. Available at: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1865 (accessed 15 September 2018).

4. Zonova T.N. Publichnaya diplomatiya i ee aktory [Public diplomacy and its actors]. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. Available at: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/publichnaya-diplomatiya-i-ee-aktory/ (accessed 15 September 2018).

5. Seidov V.G. Znachenie publichnoj diplomatii v processe realizacii publichnoj politiki[The importance of public diplomacy in the implementation of public policy]. Mirovaya politika. Available at: http://e-notabene.ru/view_article.php?id_article=21549&nb=1 (accessed 15 September 2018).

6. Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 2016 y. N 640) [foreign policy Concept of the Russian Federation]. Garant. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/71552062/paragraph/1:0 (accessed 13 September 2018).

7. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda [national security Strategy of the Russian Federation until 2020y]. Prezident Rossii. Available at: http://kremlin.ru/supplement/424 (accessed 14 September 2018).

8. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. N 605 «0 merah realizacii vneshnepoliticheskogo kursa Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation of may 7, 2012y N 605 " on measures to implement the foreign policy of the Russian Federation»]. Garant. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70170934/paragraph/1:2\ (accessed 13 September 2018).

9. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Vneshnepoliticheskaya deyatel'nost'» [State program of the Russian Federation "foreign Policy activities»]. Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/asset/content/id/62 (accessed 15 September 2018).

10. SHershnev I.L. Osobennosti stanovleniya i razvitiya sovremennoj obshchestvennoj diplomatii v sovremennoj Rossii[Features of formation and development of modern public diplomacy in modern Russia]. KiberLeninka. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-stanovleniya-i-razvitiya-obschestvennoy-diplomatii-v-sovremennoy-rossii (accessed 15 September 2018).

11. Osobennosti instituta obshchestvennoj diplomatii v Rossii [Features of the Institute of public diplomacy in Russia]. Mezhdunarodnaya zhizn'. Available at: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1315 (accessed 15 September 2018).

12. Programmy Fonda [Fund Programs]. Fond podderzhki publichnoj diplomatii imeni A.M. Gorchakova. Available at: https://gorchakovfund.ru/projects/ (accessed 13 September 2018).

13. Deyatel'nost' [Деятельность]. Rossotrudnichestvo. Available at: http://rs.gov.ru/%20%20/activities (accessed 15 September 2018).

14. Publichnaya diplomatiya Rossii: stanovlenie i razvitie [public diplomacy in Russia: formation and development]. KiberLeninka. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-diplomatiya-rossii-stanovlenie-i-razvitie (accessed 15 September 2018).

15. Zakon RF ot 9 oktyabrya 1992 g. N 3612-I «Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture» [The law of the Russian Federation of October 9, 1992 N 3612-I " Bases of the legislation of the Russian Federation about culture»]. Garant. Available at:

http://ivo.garant.ru/#/document/104540/doclist/selflink:0 (accessed 15 September 2018).

16. Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii ot 12 iyulya 2008 goda N Pr-1440 [Concept of foreign policy of the Russian Federation of July 12, 2008 N PR-1440]. Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85021/ (accessed 14 September 2018).

17. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 3 marta 2012g. N 186 «0 federal'noj celevoj programme «Kul'tura Rossii (2012-2018 gody)»[ Order of the Government of the Russian Federation of March 3, 2012 N 186 "about the Federal target program" Culture of Russia (2012-2018)»]. Garant. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70149760/paragraph/1:0(accessed 15 September 2018).

18. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23 dekabrya 2015 g. N 2648-r «0 plane meropriyatij po real-izacii v 2016-2018 gg. Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki RF na period do 2025 g.» [the Order of the Government of the Russian Federation of December 23, 2015 N 2648-p "about the action plan for implementation in 2016-2018 of Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period till 2025»]. Garant. Available at:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71195422/ (accessed 15 September 2018).

19. KNR - sverhderzhava XXI veka: rossijsko-kitajskie perspektivy [China-superpower of the XXI century: Russian-Chinese prospects]. Centr strategicheskih ocenok i prognozov. Available at: http://csef.ru/media/articles/8015/9404.pdf (accessed 15 September 2018).

20. Publichnaya diplomatiya «SHelkovogo puti» kak novyj trend vneshnej politiki Kitaya [Public diplomacy of the silk road as a new trend in China's foreign policy]. Vysshaya shkola ehkonomiki. Available at: https://www.hse.ru/data/2016/10/19/1107953742/%20silk_road_diplomacy.pdf (accessed 15 September 2018).

21. Kitajskaya mechta i ee sostavlyayushchie [the Chinese dream and its components]. Nezavisimaya gazeta. Available at: http://www.ng.ru/ideas/2015-12-04/5_ideas.html (accessed 15 September 2018).

22. Osobennosti i specifika diplomatii Kitaya [Features and specifics of the diplomacy of China]. Posol'stvo Kitajskoj Narodnoj Respubliki v Respublike Kazahstan. Available at: http://kz.china-embassy.org/rus/dszc/emba/t210333.htm (accessed 15 September 2018).

23. Publichnaya diplomatiya Kitajskoj Narodnoj Respubliki: stanovlenie i razvitie [Public diplomacy of the people's Republic of China: formation and development]. Dissertacionnye sovety SPbGU. Available at: https://disser.spbu.ru/disser2/disser/krivohij_public_diplomacy_disser.pdf (accessed 15 September 2018).

Информация об авторе:

Кузьмина Виолетта Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия [email protected]

Получена: 15.09.2018

Information about the author:

Violetta M. Kuzmina, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, South-West State University, Kursk, Russia

[email protected] Received: 15.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.