Идеи и смыслы
Валентин МИХЕЕВ
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ
В статье рассматриваются проблемы зарождения и развития российской государственности в плоскости анализа основных российских политических доктрин и перспективы преобразований.
The problems of origin and development of Russian statehood are being considered, and analysis of basic political doctrines and prospects of transformations is given.
Ключевые слова:
государственность, политическая доктрина, институциональная модернизация, консолидация общества; statehood, political doctrine, institutional modernization, consolidation of society.
2012!
МИХЕЕВ Валентин Александрович — д.и.н., академик РАЕН; профессор РАНХиГС при Президенте РФ [email protected]
I год — год празднования 1150 -летия российской государственности. Смысл празднования юби -✓лея, подчеркнул президент РФ Д.А. Медведев, очевиден: «консолидация нашей страны, нашего народа в целях дальнейшего развития нашего большого и очень сложного государ -ства». Руководство страны считает необходимостью отпраздновать данный юбилей вместе с Украиной и Белоруссией и будущий год объявить годом российской истории.
Это объясняется еще и тем, что дают о себе знать попытки поро -чить и компрометировать российскую государственность, чернить отдельные исторические этапы развития российского государства, бросать тень на развитие его демократических, правовых, морально -нравственных устоев. Исторические заблуждения нередко отлича -ются большей стойкостью, чем исторические факты.
Идеи государственности появились на Руси одновременно с воз никновением Древнерусского государства, и они чаще всего опе -режали процесс его формирования и развития, создавали предпо -сылки и обосновывали кардинальные преобразования в государ -стве и обществе.
Появление Руси в истории цивилизации связывают с 860 г., когда под стенами Константинополя — Царьграда появились суда «Русской земли». Создание же Древнерусского государства как ран -нефеодальной монархии с наследственными великими князьями относится к 862 г., когда наследник Рюрика Олег захватил Киев и стал в нем княжить.
Раскрывая содержание понятия «государственность», отметим, что это тип политической организованности общества, воспроиз водящий системное единство тенденций, форм, сфер жизнедея тельности людей, их социальных групп, слоев и общностей; система представлений о государстве, его институтах, о власти, праве, эко номике и других сферах, существующих в различных формах; это выстраданные пространственно территориальные цивилизован ные взаимоотношения, обеспечивающие жизнеспособность мно гонациональных народов; это идеи, воплощающие понимание и осознание места страны в мире; это государственная символика (герб, флаг, гимн) на каждом этапе развития страны и многие другие характерные особенности, свойственные государственности и общественной жизни страны.
Раскрывая сущность государственности, отметим, что социально -политическая мысль выдвинула многообразие теоретических под-
46
ВЛАСТЬ
2012’02
ходов к ее исследованию и обоснованию. В их числе религиозно -теократические представления, а также патриархальная, договорная, органическая, синтетическая теории, теория классового подхода и др.
Современные достижения отечествен ной и мировой политической мысли в области изучения государственности оформились на основе теории о госу дарственной власти, разделении властей, дискурса с широким спектром концепций консерватизма, либерализма, неолиберализма, корпоративизма, элитизма, новых правых, новых левых, а также политиче ских и социальных сетей и др.
В развитии отечественной политиче ской теории о государстве и государствен ности условно можно выделить четыре наиболее значимых этапа: религиозно фундаменталистский (IX—XVII вв.), философско- религиозный (XVII — XVIII вв.), философско - этический (XIX — начало XX в.), научно -реалистический (XX
— начало XXI в.). Каждому из названных этапов соответствовали созвучные, сооб разные политические доктрины россий ской государственности. К числу основных политических доктрин российской госу дарственности относятся: доктрина при нятия христианства на Руси, оборонно согласительная и оборонительномобилизационная доктрины (период монголо татарского ига), доктрина само державной соборности (XV—XVII вв.), само -державного абсолютизма, самодержавно -реформаторская доктрина и доктрина думской монархии (XVIII — начало XX вв.). Четвертому этапу соответствуют коммуни -стические, либерально -демократические и консервативно -демократические док -трины.
Политическая доктрина характеризуется как учение, религиозная или философская теория, как руководящий теоретический или политический принцип, одна из форм политического сознания, воздействую щего на содержание властных отношений и государства в целом.
В анализе и оценке исторического про цесса развития российской государствен ности происходят острые дискуссии. В 1990 -е гг. некоторые ученые -историки утверждали, что «мы пришли, чтобы пере писать историю». Но историю с переписы -ванием истории примирить невозможно.
Психологи говорят, что человек удерживает современность в течение семи секунд, все остальное — история. И вот здесь -то воз -никает проблема понимания и осознания современности. Это относится к России царской, советской и постсоветской.
Современная российская государствен ность характеризуется:
— сменой институтов, элит, изменени -ями ценностных ориентаций;
— ростом восприимчивости к внешним воздействиям;
— вероятным дроблением системы на ряд относительно независимых подсистем, между которыми возможен антагонизм.
В соответствии с Конституцией Рос -сийской Федерации, принятой в 1993 г., в нашей стране формируется и развивается новая демократическая государственность, основу которой составляют правовое и социальное государство.
Что касается перспектив российской государственности, то это зависит не только от руководства страны, но и в решающей степени — от народа. Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые бы вели нас по строго заданному пути и не давали отклониться, в истории нет. Развитие российской госу -дарственности во многом будет опреде -ляться децентрализацией полномочий государственного управления, посте-пенностью институциональной модер низации, переходом государства к новой модели — «государство служит обществу», подключением основной массы людей к деятельности, за которой они до сир пор преимущественно только наблюдали. Сегодня очень важно достигнуть нового качества договоренностей государства, бизнес структур и институтов граждан ского общества. Государству и обществу необходимо учиться конкурентоспособ ности, игнорировать эту потребность — нецелесообразно и небезопасно.
Перспективы развития государствен -ности в современных условиях в решаю щей мере зависят от уровня консолида -ции общества на основе модернизации, инновационного развития, конструктив ного взаимодействия управления и обще ственного самоуправления, утверждения новой институциональной основы, соот ветствующей демократическим ценностям.