РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО Д.И. Шигапова, студент
Научный руководитель: И.А. Кузнецов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10783
Аннотация. В статье анализируются понятие «светское государство», признаки, конституционные принципы и особенности формирования современного светского российского государства. Отмечаются различные подходы российских ученых о типах свесткого государства. Характеризуется история становления светского государства в России, а также модель светского государства, выбранная Россией.Особое внимание уделяется юридической природе Конституции РФ. Анализируется положение религиозных объединений, движений в российском обществе.
Ключевые слова: светское государство, Конституция РФ, конфессии, закон.
Современная российская история показывает, что отход от конституционных принципов светскости государства, нарушения властью прав человека в сфере свободы совести стимулирует рост этнической напряженности вплоть до сепаратизма и вооруженных конфликтов. Политика религиозной нейтральности является единственным уникальным инструментом для обеспечения равенства верующих и неверующих, защиты достоинства каждого человека и гражданина. Провозглашение свободы совести и светского государства многие отечественные и зарубежные правоведы относят к важнейшим завоеваниям человечества [1].
Некоторые российские ученые Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин,
Ю.И. Стецовский рассматривают светское государство как государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Такого же мнения придерживается А.Е. Постников. Он пишет, что «Российская Федерация является светским государством, т.е. никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной» [2, с. 74].
Также большинство ученых сегодня говорят о том, что миру известны три основные модели взаимодействия религиозных объединений и государства: первая определяется наличием в стране религии
со статусом государственной, вторая -статусом отдаленности церкви от государства - светское государство и третья - модель теократического государства, в котором власть принадлежит представителям определенной конфессии [3, с. 57].
Светскость - качественная характеристика государства, выражающая наличие установленного в правовой системе и осуществляемого в реальной общественной жизни разделения полномочий и функций органов государственной власти и местного самоуправления с управленческими структурами религиозных организаций. Светское государство не зависит от какой-либо религии или церкви, это государство, власть которого распространяется только на область мирского. И церковь также независима от политического или государственного управления.
В связи с преобразования в стране начале 90-х гг. ХХ в. коммунистические идеалы и партийная идеология, казалось бы, непоколебимые, рушились, в духовном сознании людей образовался вакуум, количество конфессий, действующих на территории Российской Федерации и в некоторых районах в них, резко возросло. Кроме того, расширились сферы деятельности религиозных организаций, которые начали заниматься благотворительной, просветительской, издательской и другой деятельностью. Все эти изменения должны были, конечно, быть адекватно отражены в
законодательстве и, прежде всего, в основном законодательстве страны, значение которого было очевидным. В ходе разработки Конституции РФ Россия виделась ее создателям как подлинно светское государство, независимость властных институтов от церкви рассматривалась как составная часть государственного суверенитета [4, с. 320].
Принцип светского государства для разработчиков, членов конституционной комиссии и государства-члена был необходим для того, чтобы конституция обеспечила права всех верующих, а также неверующих. Однако в ходе работы над ней эту характеристику государства исключили, и статья стала в основном характеризовать форму государства. По этому поводу очень четко высказался член рабочей комиссии по доработке проекта Конституции на заседании 18.06.1993 А.Я. Слива: «Мы руководствовались тем, что если сюда добавить «светское», то возникает вопрос о социальном, и количество характеристик государства, переходящее в качество, сделает вообще неудобночитаемой эту часть. Поэтому мы ограничились только «суверенным демократическим федеративным правовым» - четырьмя элементами» [5, с. 13].
В целом при разработке текста Конституции Российской Федерации формы и методы укрепления свободы вероисповедания постепенно углублялись и развивались. Были учтены различные мнения и пожелания, что в конечном итоге привело к принятию относительно прогрессивных стандартов, соответствующих внутренним интересам и международным стандартам в этой области. Окончательная версия ст. 14 и 28 Конституции Российской Федерации призваны избежать возможных будущих неточностей в законодательстве и охватывают большое количество возможных жизненных ситуаций. В Конституции 1993 г., таким образом, были заложены основания для формирования светского государства.
Российская Федерация - светское государство. И.В. Понкин различает две существенные группы светского государства признаков: отделение религиозных объе-
динений от государства и недопустимость установления общеобязательной религии. В рамках первой группы он рассматривал следующие признаки:
- независимость государства от религиозных объединений и независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства, государства;
- недопустимость смешения и подмены компетенции государства и религиозных объединений;
- недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве.
В качестве признаков второй группы И.В. Понкин называл:
- запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной; свободу мировоззренческого самоопределения;
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;
- равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом [6, с. 29].
Россия пытается внедрять светскую политику, однако на практике эта концепция реализуется по-разному, в силу национальных, исторических, политических и других причин.
Как утверждает ряд исследователей, светская модель, выбранная Российской Федерацией, не идеальна и имеет как позитивные, так и негативные проявления. Но она является предпочтительной в многоконфессиональном государстве, так как позволяет наиболее эффективно защитить основные права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, можно сказать, что история развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны. Помимо материально-финансового благополучия им еще и необходима так называемая соответствующая духовная аура. Религия в
Российской Федерации выполняет объе- скую борьбу может превратить его в рели-динительную миссию. гиозно окрашенное противостояние,
Именно такую роль играет религия в имеющее весьма серьезные негативные мире. В противном случае привнесение последствия для общества в целом. вероисповедного компонента в политиче-
Библиографический список
1. Durham С. Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections» // Pontifical Academy of Social Sciences. 2011. April 30.
2. Конституционное право России: учебник / Под ред. А.Е. Постникова. - M., 2007. -74 с.
3. Тагиева Т.Ю. Проблемы совершенствования отечественного законодательства о свободе совести // Вестник Гуманитарного университета. - Екатеринбург, 1996. - № 1. - С. 57-58.
4. Из истории создания Конституции Российской. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы, документы (1990-1993): в 6 т. - М.: Волтерс Клувер, 2007. Т. 3/2: Июль-декабрь 1992 года. - 320 с.
5. Конституционное совещание: стенограммы. Материалы. Документы: в 21 т. - М., 1995. Т. 12. С. 13.
6. Понкин И.В. Современное светское государство: конституционно-правовое исследование. - М.: Юристъ, 2006. - С. 29.
RUSSIAN FEDERATION - SECULAR STATE D.I. Shigapova, Student
Supervisor: I.A. Kuznetsov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. The article analyzes the concept of "secular state ", signs, constitutional principles andfeatures of the formation of a modern secular Russian state. Various approaches of Russian scientists on the types of a holy state are noted. It describes the history of the formation of a secular state in Russia, as well as the model of a secular state chosen by Russia. Particular attention is paid to the legal nature of the Constitution of the Russian Federation. The situation of religious associations and movements in Russian society.
Keywords: secular state, Constitution of the Russian Federation, denominations, law.