Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА: ВЫБОР РАЗВИТИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ'

РОССИЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА: ВЫБОР РАЗВИТИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОФИЦИТ / РЕСУРСНО-ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ТЭК / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мастепанов Алексей Михайлович, Шафраник Юрий Константинович

Рассматриваются вопросы развития экономики и ТЭК России в условиях наступающего глобального профицита энергоресурсов и усложнившегося внешнего окружения. Обосновывается необходимость переосмысления проблем и перспектив мирового энергетического баланса и готовности России к качественным изменениям мировой энергетической системы. Делается вывод о том, что экономика России, при всей ее открытости и интеграции в окружающий мир, должна быть самодостаточной, опираться на собственные ресурсы и технологии. Предлагаются меры государственной политики, обеспечивающие переход к ресурсно-инновационному развитию российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мастепанов Алексей Михайлович, Шафраник Юрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ENERGY SECTOR: DEVELOPMENTAL CHOICE IN THE NEW CONDITIONS

The paper analyses the issues of the Russian energy sector and economy development in the context of forthcoming global surplus of energy resources and complication of external environment. The paper proves the necessity of rethinking of problems and perspectives of world energy balance and the readiness of Russia to the quality changes in world energy system. The paper concludes that the economy of Russia with all its exposure and integration in the surrounding world, should be self-sufficient, based on own resources and technologies. The paper proposes the measures of state support for the shift to resource-innovative development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА: ВЫБОР РАЗВИТИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 620.9.001.12/.18 (470+571) А.М. Мастепанов, Ю.К. Шафраник1

РОССИЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА:

ВЫБОР РАЗВИТИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Рассматриваются вопросы развития экономики и ТЭК России в условиях наступающего глобального профицита энергоресурсов и усложнившегося внешнего окружения. Обосновывается необходимость переосмысления проблем и перспектив мирового энергетического баланса и готовности России к качественным изменениям мировой энергетической системы. Делается вывод о том, что экономика России, при всей ее открытости и интеграции в окружающий мир, должна быть самодостаточной, опираться на собственные ресурсы и технологии. Предлагаются меры государственной политики, обеспечивающие переход к ресурсно-инновационному развитию российской экономики.

Ключевые слова: геополитика, энергетический профицит, ресурсно-инновационная стратегия, ТЭК, нефтегазовый комплекс, инновационные технологии, санкции.

Два последних десятилетия Россия все больше и больше интегрировалась в окружающий мир, в результате чего достигнута высокая степень открытости отечественной экономики, а внешние факторы, и прежде всего мировые цены на нефть, стали оказывать огромное влияние на все воспроизводственные процессы в энергетике страны. Со вступлением России в ВТО и по мере развертывания процессов глобализации эта тенденция, при сохранении уже ставшей традиционной для страны экспортно-сырьевой модели экономики, будет только усиливаться, а развитие энергетики все больше и больше будет определяться именно внешними (экзогенными) факторами.

В то же время события последних месяцев еще раз убедительно продемонстрировали, что экономика России, при всей ее открытости и интеграции в окружающий мир, должна быть самодостаточной и опираться, прежде всего, на собственные ресурсы, собственные и адаптированные технологии.

Это тем более важно, что анализ развития экономики и энергетики за последние десятилетия убедительно свидетельствует, что мир стоит на пороге системного кризиса, охватывающего как саму экономику и энергетику, так и политику, включая международные отношения,

на пороге смены базовых парадигм своего развития, глобальных энергетических изменений, вызванных, в том числе, наблюдающейся и грядущей сменой технологических укладов как в производстве топлива и энергии, так и в их потреблении2. Соответственно, будущее глобальной энергетики, как и будущее всей мировой экономики, в значительной мере будет определяться такими тенденциями, как балансирование между глобализацией и регионализацией, угрозой энергетического дефицита и наступлением глобального профицита энергоресурсов, завершением эпохи углеводородов и развитием инновационной безуглеродной энергетики и др.

Одновременно нарастает глобализация и сохраняются глобальные факторы, генерирующие нестабильность. Прежде всего, это меняющееся соотношение между ведущими центрами силы в мире, сохраняющееся экономическое неравенство, дефицит природных ресурсов при продолжении их расточительного расходования, прогрессирующее загрязнение природной среды, особенно отходами производства, и кризис традиционных моделей экстенсивного развития.

Значительное влияние на будущее мировое развитие будут оказывать и такие внешнеэкономические риски, тенденции и факторы, как:

1 Алексей Михайлович Мастепанов - заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, член Совета директоров Института энергетической стратегии, д.э.н., академик РАЕН, e-mail: amastepanov@mail.ru;

Юрий Константинович Шафраник - председатель правления Международной группы компаний «СоюзНефтеГаз», председатель Совета директоров ЗАО «Глобализация и Устойчивое развитие. Институт энергетической стратегии», председатель Совета Союза нефтегазопро-мышленников России, д.э.н.

2 Исследования этих процессов уже много лет ведется, в частности, в Институте энергетической стратегии под руководством генерального директора, д.т.н., проф. В.В. Бушуева [1-6].

• обострение целого ряда проблем, с которыми действующие международные институты справляются неудовлетворительно (таких, как угроза обострения мирового финансово-экономического кризиса, сохранение и даже усиление дисбалансов и накопление диспропорций в мировой торговле, движении капиталов, структурной перестройке мировой экономики и финансовой системы);

• рост неопределенности мирового развития, вызванный, в том числе, и возросшим количеством стран, которые определяют формирование мировой экономической динамики. Новые центры силы оказывают растущее воздействие на все мирохозяйственные тренды, меняют конфигурацию мировой торговли, валютной сферы, потоков капитала и трудовых ресурсов;

• нарастание скорости изменения ряда ключевых мирохозяйственных тенденций, обусловленной активизацией инновационной деятельности.

Если к этому добавить быстрое развитие коммуникационных технологий, широкую доступность новых механизмов социальной и политической мобилизации, резкое увеличение миграционных процессов и ряд других современных вызовов, то нетрудно заключить, что впереди человечество ожидают не самые легкие времена.

В этих достаточно сложных внешних условиях происходит, и будет происходить, функционирование и развитие экономики и ТЭК России. А все названные и неназванные вызовы самым непосредственным образом будут влиять на будущее социально-экономическое развитие страны, на перспективы ее топливно-энергетического, особенно нефтегазового, комплекса3.

Соответственно, Россия, обладая огромным энергетическим, в том числе углеводородным, потенциалом и занимая важное место в обеспечении глобальной энергетической безопасности, должна быть готова к тем качественным изменениям энергетической системы, на пороге которых стоит мир.

Основным из таких изменений, которые имеют долговременное влияние и принципиально меняют наши представления об энергетике предстоящих десятилетий, относится проблема нехватки энергии. Как известно, она была сформулирована (и обоснована исходя из того уровня знаний) еще в середине прошлого века так называемым Римским клубом, и с тех пор человечество развивалось под «дамокловым мечом» энергетического дефицита, возможной нехватки энергии для своего развития. Угроза этого дефицита определяла не только общую экономическую и энергетическую политику ведущих стран, но и практические меры правительств и бизнеса.

В начале текущего столетия ситуация начала меняться. Развитие науки, техники и технологий открыли человечеству не только возможность коммерчески эффективного использования в широких масштабах возобновляемых источников энергии (таких как солнечная, геотермальная, энергия ветра, приливов и др.), но и практически неограниченных объемов нетрадиционных ресурсов углеводородного сырья (метана угольных пластов, тяжелой нефти, нефтяных песков и природных битумов, нефти и газа в плотных формациях и низкопроницаемых коллекторах, включая сланцевую нефть и сланцевый газ).

Эти же факторы - развитие науки, техники и технологий - дают возможность приступить, если не сейчас, то в ближайшем будущем, и к экономически рентабельной разработке тех традиционных ресурсов нефти и газа, которые практически пока не используются4.

Все это вместе взятое привело не только к снижению угроз энергетического дефицита, но и к необходимости переосмысления проблем и перспектив мирового энергетического баланса в целом. Определяющим фактором грядущих изменений мирового энергетического баланса и его структуры выступает, на наш взгляд, прежде всего технологический фактор, а именно: степень доступности и эффективности технологий, обеспечивающих разработку нетрадиционных ресурсов нефти и газа, использование ВИЭ,

3 О новых вызовах мировой энергетике и возможных ответах на них см., например, [7-9].

4 Сосредоточенных, прежде всего, в глубоких горизонтах нефтегазоносных провинций на суше и на глубоководном морском шельфе, Арктике и других районах, которые характеризуются либо экстремальными природно-климатическими условиями, либо сложными геологическими условиями залегания углеводородных ресурсов.

рост эффективности использования энергии, формирование инновационной экономики, основанной на малоэнергоемких нано-, био-, информационных, когнитивных и других подобных технологиях.

Соответственно, тезис об угрозе энергетического дефицита звучит все реже. В последние годы о нем говорят либо по инерции, либо в чисто конъюнктурных, спекулятивных целях, для проталкивания тех или иных решений, проектов или технологий [10].

Более того, эти же научные и технологические достижения дают основание с высокой вероятностью утверждать, что энергетический дефицит человечеству не грозит, что на него надвигается глобальный профицит энергоресурсов. Тем самым можно прогнозировать перелом в энергетической философии - философии угрозы нехватки энергии, которая довлела над человечеством более полувека со времен Римского клуба. Время, когда наличие природных ресурсов позволяло их владельцу диктовать свои условия потребителям, ушло если и не безвозвратно, то надолго. И лица, наделенные правом принимать решения, затрагивающие интересы и судьбы миллионов людей, должны не просто это понимать, но и действовать, исходя из этого понимания.

Кроме того, возможность эффективного использования ВИЭ и нетрадиционных углеводородов не только увеличивает общие ресурсы энергоносителей, но и кардинально меняет геополитическую ситуацию в мире. В частности, она окажет существенное влияние на дальнейшее развитие мировых энергетических рынков, изменит расстановку сил и деление государств на страны-экспортеры и страны-импортеры, приведет к ожесточенной конкурентной борьбе как между различными источниками нефти и газа, так и районами их производства.

Так, сланцевая революция и другие подобные технологические и технико-экономические новинки будут все больше обострять конкуренцию на международных рынках нефти и газа, угрожая сжатием или даже закрытием некоторых из них для импортных, в том числе и российских, энергоресурсов. И руководство стра-

ны, российские нефтегазовые компании должны быть к такой ситуации готовы. И надо четко осознавать, что России и ее нефтегазовой отрасли угрожает не сама сланцевая революция, а технологическое отставание, невосприимчивость к продуцированию новых технологий последнего поколения. Отставание, которое может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. Поэтому сланцевая революция должна стать для нефтегазовой отрасли России, прежде всего стимулом для снижения издержек в производстве и транспорте нефти, газа и других энергоносителей, а в целом - для ускоренного перехода экономики России на ресурсно-инновационный путь развития5.

Причем российскому энергетическому комплексу необходимо не просто перевооружение и модернизация, а коренная технологическая реконструкция, направленная на повышение гибкости и рост экономической эффективности в долгосрочной перспективе. Энергетический комплекс имеет значительный потенциал формирования спроса на отечественную наукоемкую и инновационно-технологичную продукцию. Однако взаимодействие энергетического комплекса России и инновационно-ориентированного пути развития разработано пока еще весьма слабо.

Опыт Канады и Норвегии показывает, что отрасли новой экономики возникают в первую очередь в сфере решения научно-технических проблем самой энергетики. И нанотехнологии, и высокотехнологичная химия, не говоря уже об 1Т и композитных материалах, остро нужны для решении проблем российской энергетики. К тому же у государства есть мощный рычаг формирования спроса на новые технологии в энергетике - лицензии на право пользования недрами и ведения различных видов деятельности. Мы задержались на этапе распределительного подхода к предоставлению прав пользования недрами. Необходимо сделать это право одним из рычагов привлечения крупного частного капитала к развитию новой, инновационно-ориентированной модели в энергетическом комплексе [14].

5 Подробнее о необходимости и возможности перехода экономики России на ресурсно-инновационный путь развития см., например, в [11-13].

Более того, в ближайшие годы и десятилетия в мире будет происходить своеобразное соревнование технологий. И от того, какие из них быстрее выйдут на рынок - новые технологии производства новых энергоресурсов (использование газогидратов, матричной нефти, энергии приливов и отливов, температурного градиента океана, термоядерного синтеза и др.), или технологии, обеспечивающие эффективный транспорт традиционных энергоресурсов на большие расстояния (природного газа в гидратном состоянии, использование эффекта сверхпроводимости при передаче электроэнергии по криогенному кабелю, хемотермическая передача энергии, в частности - атомное хемотермическое дальнее теплоснабжение, и др.), или технологии, обеспечивающие значительный рост эффективности использования энергии, будет зависеть мировой энергетический ландшафт середины XXI века. И, конечно же, судьба основных экспортеров энергоресурсов, в том числе и России6 [15].

Но сказанное относится к проблемам долгосрочной перспективы. В ближайшее же десятилетие глобальный профицит энергоресурсов будет лишь проявляться как определяющая тенденция, что отнюдь не отрицает и кратковременных всплесков дефицита энергоресурсов, и временного спада энергопотребления. И то и другое вызывается, прежде всего, различными социально-экономическими и политическими причинами, борьбой крупнейших государств мира за право владения не принадлежащих им энергоресурсов, или за контроль над их транспортировкой. Свою лепту в эти процессы внесут неравномерное социально-экономическое развитие тех или иных регионов мира и экономические кризисы, в особенности глобальный экономический кризис, угроза которого, то нарастая, то расплываясь, висит в последние годы над человечеством.

Кроме того, в современном глобализирующемся мире Россия неизбежно сталкивается с

целым рядом вызовов и угроз как внешнеполитического, так и внутрироссийского происхождения. Как уже было отмечено в начале статьи, события весны-лета 2014 г. еще раз убедительно продемонстрировали, что экономика России, при всей ее открытости и интеграции в окружающий мир, должна быть самодостаточной и опираться, прежде всего, на собственные ресурсы и собственные технологии.

Экономические санкции все чаще становятся инструментом в мировой политике. Их вводят и для прекращения военных действий, и как средство давления с целью заставить уважать права человека, либо изменить внутреннюю политику того или иного государства. По имеющимся оценкам, с 1945 по 2000 гг. санкции применялись 160 раз. Причем более половины из этих случаев пришлось на период с 1980 по 2000 гг. [16].

В этой связи хотелось бы отметить, что человечество, и в первую очередь мы, жители Европы, не для того прошли через войны - и две мировые, и холодную, чтобы вновь оказаться на грани раскола и своими руками создавать себе новые экономические и гуманитарные проблемы. Великие политики второй половины ХХ в. - такие, как Шарль де Голь, Франсуа Миттеран и Жорж Помпиду, Вилли Брандт и Улоф Пальме, Бруно Крайский и многие другие, своей деятельностью смогли добиться того, что военное противостояние между Востоком и Западом сменилось мирным соревнованием и взаимовыгодным сотрудничеством. Этого удалось добиться потому, что они понимали, что продвижение вперед наиболее вероятно тогда, когда существующие проблемы не игнорируются только потому, что они кому-то не нравятся, а принимаются к сведению, и необходимо стараться их решить, изменяя мир к лучшему.

Различия между странами, культурами, мировоззренческими позициями были и остаются. Но задача не в том, чтобы их «педалировать»,

6 Как, впрочем, и от того, в чьих руках будут находиться эти технологии. Поэтому их разработка - это будущее России, будущее ее энергетической независимости и процветания. И этот вывод лишний раз подтверждает необходимость безотлагательного перехода страны на путь ресурсно-инновационного развития.

Кроме того, надо понимать, что позициям России, как одному из основных поставщиков традиционных энергоресурсов на мировой рынок, угрожают любые факторы, обеспечивающие снижение импортной потребности в энергоресурсах: рост энергоэффективности, освоение новых, в том числе возобновляемых, источников энергии, экономический кризис. Кроме того, угрожают и любые действия, направленные на снижение импортной потребности именно в российских энергоресурсах: другие поставщики, различные дискриминационные меры, ценовая неконкурентоспособность российских энергоносителей.

доводя ситуацию до абсурда. Задача, образно говоря, в том, чтобы, принимая как объективную реальность различия во вкусах и способностях владельцев обставить по своему усмотрению собственные помещения в мировом и общеевропейском доме, добиваться развития и благополучия всего дома и прилегающей к ней территории.

Сейчас же лидерами США и их союзников запущены прямо противоположные процессы. Соответственно, в предстоящие десятилетия основной угрозой России, как уже было отмечено выше, является, на наш взгляд, ее технологическое отставание7, невосприимчивость к продуцированию новых технологий последних поколений. Отставание, которое грозит снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. Это же отставание угрожает будущему и нефтегазового комплекса.

Как отметил 3 июля 2014 г. в Санкт-Петербурге министр энергетики России А.В. Новак, анализ, который был проведен Минэнерго и Минпромом, показал, что около 60% оборудования, приобретаемого и используемого сегодня в угледобыче, - это импортное оборудование, в нефтегазовой отрасли это 24-25% [17].

И это притом, что целевая установка действующей Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030) однозначна: потребность отраслей ТЭК к 2030 г. в основном должна удовлетворяться за счет российского оборудования. Доля импортных машин в объеме закупаемого оборудования должна составить на конец первого этапа реализации Стратегии не более 12%, второго этапа - не более 8%, а к 2030 г. она должна снизиться до 3-5%.

И санкции, введенные против России, должны дать дополнительный стимул реализации этой целевой установки ЭС-2030, развитию им-портозамещения, позитивным сдвигам в вопросе локализации производимого для нужд ТЭКа оборудования, восстановлению инновационного процесса в целом и отказу от экспортно-сырьевой модели развития экономики России в пользу перехода к ресурсно-инновационному

социально-ориентированному типу экономического развития.

Это тем более актуально и важно в условиях, когда учеными РАН и других организаций разработаны и предлагаются различные инновационные технологии, в том числе и готовые к реализации. Но практически во всех отраслях экономики подобные технологии остаются невостребованными промышленностью, их место занимают импортные аналоги, продвигаемые «в пакете» с соответствующим финансированием и сервисом.

Кроме того, проведенный нами анализ показал, что различные подотрасли нефтегазового комплекса испытывают сегодня, хотя и в разной степени, нехватку не только современных технологий, но и по-настоящему прорывных, инновационных стратегий долгосрочного развития. Поэтому будущее российского нефтегазового комплекса, конкурентоспособность его продукции на мировом рынке во многом будут зависеть от того, насколько отечественной науке и российским компаниям удастся продвинуться в создании новых, особенно прорывных, революционных технологий по всей цепочке от разведки до потребления углеводородов. И в первую очередь это касается технологий эффективного освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа и ресурсов нетрадиционных источников нефти и газа, принципиально новых технологий дальнего транспорта природного газа, глубокой переработки углеводородного сырья.

Об Арктике хотелось бы сказать несколько подробнее. При всем богатстве углеводородными ресурсами арктического шельфа, в настоящее время его освоение сопряжено с целым рядом природно-климатических, технологических, экологических, экономических и других проблем, общая совокупность которых вообще ставит под сомнение такую целесообразность в ближайшие годы. Работа в суровых условиях Арктики крайне сложна, требует и серьезных финансовых затрат, и поистине уникальных технологических решений. По оценкам специалистов ООО «РН-СахалинНИПИморнефть», на сегодня отсутствуют технологии для разработки 90% нефтегазовых площадей арктическо-

7 Причем уже не только от признанных мировых лидеров в этой области, но и от быстро набирающих силу новых экономических гигантов, таких как Китай, Индия, Бразилия.

го шельфа, равно как и технологии ликвидации экологического ущерба, связанного с возможными утечками нефти и газа [18]. Крайне велики экологические риски, связанные с освоением подводных месторождений углеводородов. Необходимо также учитывать и более отдаленные, но не менее значимые, риски освоения Арктики, связанные с глобальным потеплением климата и широким распространением на арктическом шельфе скоплений газогидратов. В какой-то мере разделяет эти опасения и Президент России В.В. Путин. Вот что он сказал, выступая на III Международном форуме «Арктика - территория диалога», который состоялся в Салехарде, в административном центре Ямало-Ненецкого округа - основного газодобывающего района России, в сентябре 2013 г.: «Арктика - очень уязвимый регион с точки зрения сохранения экологического баланса, необходимости его сохранения, и поэтому хозяйство здесь нужно вести в высшей степени аккуратно» [19].

В части экономических проблем, связанных с разработкой месторождений на Арктическом шельфе, главная - их стоимость. Не говоря даже о стоимости новейшего оборудования, которого пока нет, исключительно высоких капиталовложений требует формирование необходимой инфраструктуры, включая искусственные острова, подводные трубопроводы, а также мощности по разделению многокомпонентных углеводородных смесей. Требуется обслуживание прибрежных территорий судами ледового класса и ледокольное сопровождение грузов для обустройства и нужд жизнеобеспечения вахтовых работников. Основные надежды на реализацию этих планов в руководстве страны и ее нефтегазовых компаний связывают с международным сотрудничеством, в ходе которого российские компании освоят современные технологии и технические средства морской геологоразведки и нефтегазодобычи, получившие широкое развитие и применение за рубежом. Для этого подписан ряд соглашений с компаниями ExxonMobil, Total, ENI, Statoil, CNPC и др. Однако, как отмечают специалисты, наша страна уже сейчас представляет собой огромный рынок потребления зарубежных технологий, технических средств, новых материалов. Хватит ли у нас природных богатств, чтобы за

все это платить? И на какой срок их хватит, если мы потеряем возможность активно участвовать в современном техническом прогрессе, и будем лишь грамотным потребителем зарубежных разработок? Вот где угроза нашей национальной безопасности, а, возможно, и всей нашей независимости [20].

И при этом в России еще масса неосвоенных запасов на суше, как традиционных, так и нетрадиционных. Вместе с тем не вызывает никаких сомнений необходимость проведения активных геологоразведочных работ на всем арктическом шельфе, так как мы должны знать, чем реально обладает Россия [21]. Причем уже давно настал момент фундаментально заняться геологией Арктики, географией шельфа. Делать это необходимо основательно, на академическом уровне с применением инновационных методов и разработок и не только ради разведки месторождений. Важно вспомнить подход, который всегда отличал Россию: фундаментальное, последовательное, въедливое академическое исследование арктических просторов, недр и происходящих там процессов. Важно сформулировать запрос государства на системное накопление знаний, которые обязательно перейдут в качество научных открытий и создадут благоприятную почву для успешной деятельности россиян в Арктике по всем направлениям, включая оборонное [22].

В этой связи необходимо признать высшим приоритетом энергетической политики России в части развития нефтегазовой отрасли создание отечественных и адаптирование зарубежных технологий, обеспечивающих значительное снижение издержек производства по всей цепочке -добыча, подготовка, транспорт и распределение нефти и газа. На внешних рынках без дешевых углеводородов Россия потеряет свои конкурентные преимущества как экспортер нефти и газа. На внутреннем рынке, в тех природно-климатических и географических условиях, в которых находится экономика страны, без дешевых углеводородов (в частности, без дешевого газа - источника энергии и сырья для газохимии) о конкурентоспособности ее не приходится даже мечтать. А потеря экономической конкурентоспособности, в свою очередь, грозит возможностью вызвать в России длительную экономическую рецессию и масштабный политический кризис.

Эту зависимость (дешевые нефть и газ - рост конкурентоспособности экономики) отлично понимают, например, в США, создавая все условия для развития добычи нетрадиционных нефти и газа. Как отмечает зав. сектором «Энергетические ресурсы» Фонда «Институт энергетики и финансов» Н.А. Иванов, американское правительство смотрит на сланцевый газ как на панацею, способную избавить страну от внешней энергетической зависимости, содействовать оживлению промышленности, вернуть в страну выведенные за рубеж производства, создать рабочие места, улучшить платежный баланс, уменьшить эмиссию парниковых газов и сделать еще много доброго и полезного [23]8.

А долго ли продержится такая ситуация, или через несколько лет «схлопнется», с геополитической точки зрения не так уж и важно. Главное -добиться успехов здесь и сейчас. Да и много ли Вы, уважаемый читатель, назовете политиков, которые реально думают (и делают!) о том, что будет с их страной через несколько десятков лет?!

Успешно противостоять отмеченным выше вызовам долгосрочного характера Россия сможет только совместными усилиями бизнеса и государства. И то, при условии, что соответствующая деятельность и государства, и бизнеса должна кардинально измениться [13, 14].

В частности, для обеспечения перехода к ресурсно-инновационному развитию российской экономики необходимо создать эффективные условия привлечения финансовых ресурсов к реализации инновационных проектов. Это можно сделать через налоговые освобождения и льготные кредиты за счет включения в себестоимость затрат на инновации с повышающим коэффициентом, вводя льготные условия как для концентрации ресурсов по целевым научно-техническим направлениям и проектам, так и для разработки и освоения комплексных технологий. Это тем более необходимо в условиях, когда серьезнейшей проблемой современного научно-технического комплекса страны остается его систематическое недофинансирование. Поэтому

следует незамедлительно отказаться от остаточного принципа государственного финансирования науки, придав ей статус защищенной строки бюджета. Необходимо разработать и реализовать механизмы поддержки организаций, аккумулирующих и направляющих финансовые ресурсы в высокорисковые инновационные проекты, начиная с ранних стадий разработки. Возможно также создание приоритетных условий формирования инвестиционных ресурсов для приобретения предприятиями отечественных технологий по сравнению с импортными.

Государство должно принять меры, обеспечивающие ликвидацию недобросовестной конкуренции и возможностей изменения неправовыми способами параметров экономического пространства. Потребуется создание высококачественной инновационной инфраструктуры, возможно выделяемой в особые территориально-организационные образования (бизнес-парки, технопарки, центры развития и др.), а также систем страхования инновационных проектов. Первый шаг в этом направлении - создание инновационного центра Сколково - сделан. Но вслед за первым шагом должны последовать и другие, иначе движения как такового просто не будет. В частности, государству необходимо создать условия для формирования конкурентоспособных инжиниринговых структур по наиболее перспективным направлениям технологического развития ТЭК.

Накопившийся груз современных социальных, экономических, технических и экологических проблем требует выработки принципиально новых подходов к развитию экономики и общества. Для этого недостаточно только политическое и государственное переустройство, необходима иная, чем прежде, ориентация всего потенциала - природного, производственного и научно-технологического - на создание духовных и материальных ценностей для общества [13]. Поэтому требуется незамедлительное проведение тех институциональных реформ, создающих стимулы к развитию, о которых в послед-

8 Понимает это и руководство Великобритании: для сохранения конкурентоспособности национальной экономики Великобритания должна наращивать добычу сланцевого газа. С таким заявлением выступил глава правительства королевства Дэвид Кэмерон. «Разработка этих месторождений позволит снизить стоимость энергоносителей для населения, создаст новые рабочие места, а также высвободит средства для выплаты компенсаций жителям тех районов, где осуществляется добыча», - подчеркнул премьер-министр. (Бизнес-ТАСС, 12.08.2013).

ние годы говорят и специалисты, и политики, и широкие слои общества9.

Необходимо перейти от перераспределения собственности к реальному созданию новых производств как основному и наиболее прибыльному виду активности в экономике. Это предполагает реальную, а не декларативную борьбу с коррупцией и «силовым предпринимательством», снижение административного давления на бизнес. Вместе с тем неоправданными представляются требования ускоренной приватизации крупных государственных активов и резкой либерализации ряда важных сфер экономики. Эти задачи требуют высокого качества институтов и государственного управления, а в настоящее время такие условия не имеются. В реалиях современной России быстрая приватизация и либерализация приведут не к становлению эффективного частного собственника, а к новому витку перераспределительной активности, что породит спрос на активное участие государства в переделе собственности [14].

Нужна активная поддержка малого и среднего бизнеса, который в периоды кризисов начала 1990-х, 1998 и 2008 гг. играл самую активную роль в поддержании занятости, доходов и экономической активности, но постоянно сталкивался с высокими барьерами на пути своего роста.

Необходимо резкое усиление государственной инфраструктурной и промышленной политики. Государство должно стать организатором промышленного роста. Это требует создания эффективной системы взаимодействия государства и бизнеса (частно-государственного партнерства) для координации экономического роста [14].

Интеграция промышленно-технологическо-го потенциала России с промышленно развитыми странами перспективна для обеих сторон, но возможные шаги по сближению, особенно в

ближайшее время, должны быть взвешенными и осторожными. Прежде всего, России необходимо преодолеть сложившийся на этапе реформирования экономики стереотип ресурсной колонии, неспособной перерабатывать и эффективно использовать собственные ресурсы. Это возможно путем реорганизации эволюционно сложившейся технологической структуры экономики с учетом следующих направлений [13]:

• отказ от эксплуатации ряда устаревших технологий 3-го и 4-го уклада с последующей их заменой современными технологиями 5-го уклада;

• поддержка отечественных технологий, являющихся национальными лидерами и входящих (приближающихся) в группу мировых лидеров. Таких технологий в настоящее время в России сравнительно немного, значительная их часть относится к сфере военной техники и вооружений. Крайне важно сохранить инновационный потенциал для технологий-лидеров;

• сокращение ускоренными темпами разрыва между достигнутым в России уровнем технологического развития по стратегически важным направлениям, отвечающим национальным интересам России и мировому уровню, как за счет поддержки национальных научных школ и направлений, так и за счет импорта передовых технологий10.

В этих целях потребуется, в частности, гармонизация российского законодательства в сфере правового регулирования внешнеэкономической деятельности российских энергетических компаний и привлечения иностранных инвестиций в российские энергетические проекты [25].

9 Основные направления таких преобразований даны, например, в докладе НИУ ВШЭ к XIV Апрельской международной научной конференции ВШЭ по проблемам развития экономики и общества (Москва, 2-5 апреля 2013 г.). Это [24]: реализация принципов верховенства права, последовательное культивирование независимости суда; перестройка взаимоотношений между бизнесом и всем блоком правоохранительных и судебных органов, необходимая для повышения доверия бизнеса к государству; расширение полномочий местного самоуправления, активизация гражданского общества; социальный блок (пенсионная реформа, здравоохранение, образование, рынок жилья); демократизация, создание условий для эффективной политической конкуренции и периодической смены власти.

10 В настоящее время продуцентами новых нефтегазовых технологий все больше и больше становятся национальные нефтяные компании (ННК). Так, Petrobras нет равных в области технологий глубоководной морской добычи. Saudi Aramco добилась ощутимых успехов в разработке технологий выделения и улавливания серы при переработке сырой нефти, а также технологий улавливания и хранения углерода для минимизации его выбросов в атмосферу. Весьма успешно современные ННК конкурируют и на мировых рынках капитала. Это, в свою очередь, открывает дополнительные возможности для российских нефтегазовых компаний как в сфере приобретения технологий, так и привлечения финансовых ресурсов, что становится особенно актуальным в условиях всевозможных экономических и политических санкций против России со стороны США и Евросоюза.

Необходимо и понимание на государственном уровне, что нужна модернизация, в ряде случаев - глубокая, коренная - всего существующего производственного потенциала, которая и обеспечит со временем совершенствование структуры экономики. Что касается структурных реформ, то, безусловно, они также необходимы, но не как реформа структуры экономики, а как преобразование ее институтов.

В частности, требуется выделение и специализация нефтегазового сервиса. Этот механизм обеспечивает кратное повышение эффективности добывающих компаний. А профессиональные сервисные предприятия будут успешно развиваться сами, содействуя развитию отечественного машиностроения, поскольку сервис должен быть главным заказчиком оборудования и технологий. Но для этого необходима также программа льготного кредитования наших сервисных предприятий на обновление производственных мощностей отечественным оборудованием. В этих условиях нефтесервисные компании совместно с компаниями-недропользователями смогут разработать и согласовать программу обновления парка буровых установок, в рамках которой надо предусмотреть включение в текущую стоимость бурения инвестиционную составляющую, достаточную для приобретения нового оборудования. При этом именно характер взаимоотношений между заказчиком (добывающими компаниями) и подрядчиком (сервис-никами) составляет сегодня главную проблему. Причем ключевую роль в координации работы добывающих, сервисных и машиностроительных предприятий должно играть Министерство промышленности и торговли РФ.

Необходимо и государственное стимулирование развития сервисных и машиностроительных предприятий через корректирование нормативно-правовых актов, введение для всех добывающих компаний обязательных норм размещения заказов на территории страны [22].

Причем разработкой необходимых для модернизации прототипов технологий, опытных образцов и требуемых для их создания инженерно-технических и технологических решений и для неуглеводородной энергетики будущего, и для нетрадиционных источников углеводородов нужно заниматься уже сейчас. Разработка принципиально новых технологий, в разы повышающих экономическую эффективность использования сырья и энергии, требует значительного времени - от пяти до двадцати пяти лет. Преобразования в структуре и методах работы исполнительной власти должны быть нацелены на поддержку действительно долгосрочных, наукоемких проектов в энергетике; следует сосредоточиться на разработке новых энергетических, в том числе и ресурсосберегающих технологий, от научного задела до получения международного патента.

Но подобные перспективные технологии для энергетики носят во многом эксклюзивный, закрытый характер и невозможны без собственных научно-технических разработок, а также прикладных и фундаментальных исследований. Поэтому государству следует заблаговременно, не дожидаясь промышленного освоения энергетических технологий нового поколения в других странах, обеспечить разработку с обязательным участием РАН, особенно в части создания новых технологических принципов работы оборудования, решения задач ресурсосбережения и фундаментальных исследований в сфере энергобезопасности, подобных технологий в России. В этой работе новую нишу получат и сохранившиеся отраслевые институты, и экспертные коллективы в отраслях ТЭК. Они, при надлежащей государственной и корпоративной политике, могут превратиться в «точки кристаллизации» процессов восстановления полноценного инженерно-инновационного бизнеса, включающего проектные работы, создание, внедрение и доводку новых образцов оборудования и технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобальная энергетика и устойчивое развитие (Белая книга) / под ред. В.В. Бушуева,

A.М. Мастепанова. М.: МЦУЭР, 2009. 374 с.

2. Тренды и сценарии развития мировой энергетики в первой половине XXI века / под ред.

B.В. Бушуева. М.: Энергия, 2011. 68 с.

3. Мировая энергетика - 2050 (Белая книга) /под ред. В.В. Бушуева (ГУ ИЭС), В.А. Калама-нова (МЦУЭР) М.: Энергия, 2011. 360 с.

4. Энергетические истоки и последствия глобального кризиса 2010-х годов / под. ред. В.В. Бушуева и А.И. Громова. М.: Энергия, 2012. 88 с.

5. Бушуев В.В., Конопляник А.А., Миркин Я.М. и др. Цены на нефть: анализ, тенденции, прогноз. М.: Энергия, 2013. 344 с.

6. Кризис 2010-х гг. и новая энергетическая цивилизация / под ред. В.В. Бушуева, М.Н. Му-ханова. М.: Энергия, 2013. 272 с.

7. Мастепанов А.М. Мировая энергетика -новые вызовы. Доклад на ежегодном форуме Клуба Ниццы, декабрь 2010. - URL: http://www.iehei. 0rg/Club_de_Nice/2010/MASTEPAN0V_2010.pdf

8. Энергетика и геополитика / под ред. В.В. Костюка, А.А. Макарова; РАН. М.: Наука, 2011.

9. ТЭК и экономика России: вчера, сегодня, завтра (1990-2010-2030) / под ред. Ю.К. Шафраника. М.: Энергия, 2011.

10. Мастепанов А.М. Энергетический профицит - новая реальность / Колонка главного редактора //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. № 1, 2014. С. 5-6.

11. Дмитриевский А.Н., Мастепанов А.М. К вопросу о разработке новой энергетической стратегии России // Энергетическая политика, вып. 2, 2013. С. 25-33.

12. Дмитриевский А.Н., Мастепанов А.М., Кротова М.В. Энергетические приоритеты и безопасность России (нефтегазовый комплекс) /под общ. ред. А.М. Мастепанова. М.: Газпром экспо, 2013. 336 с.

13. Дмитриевский А.Н., Комков Н.И., Мастепанов А.М., Кротова М.В. Ресурсно-инновационное развитие экономики России / под ред. А.М. Мастепанова и Н.И. Комкова. Изд. 2-е, доп. М.: Институт компьютерных исследований, 2014, 744 с.

14. Шафраник Ю.К. Российская энергетика: вчера, сегодня, завтра. Федеральный справочник «Топливно-энергетический комплекс России», вып. 13, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ананенков А.Г., Мастепанов А.М. Газовая промышленность России на рубеже ХХ и XXI веков: некоторые итоги и перспективы. М.: Газойл пресс, 2010.

16. Захаров А. Причины и следствия: дорогое удовольствие //Ведомости, 14.08.2014, № 148 (3652).

17. Чем заменить импорт в ТЭКе. URL: http://www. eprussia. ru/epr/248/16179.htm

18. Кондаков В. Для 90% нефтегазоносных площадей Арктики отсутствуют технологии Добычи //Коммерсантъ Наука. № 1. 01.04.2011. С. 63. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1634166

19. Путин В.В. Выступление на пленарном заседании III Международного арктического форума «Арктика - территория диалога». URL: http://kremlin.ru/transcripts/19281

20. Чистяков В. Бурить всегда, бурить везде... URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=141#top

21. Богоявленский В.И., Богоявленский И.В., Будагова Т.А. Экологическая безопасность и рациональное природопользование в Арктике и Мировом океане // Бурение & нефть, № 12, декабрь 2013.

22. Шафраник Ю.К. Необходимо идти на опережение//КоммерсантЪ, 24.04.2014. URL:http:// www.kommersant.ru/doc/2444822?isSearch=True

23. Иванов Н.А. Сланцевая Америка: энергетическая политика США и освоение нетрадиционных нефтегазовых ресурсов. М.: Магистр, 2014. 304 с.

24. Состоится ли новая модель экономического роста в России? Доклад к XIV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 25.04. 2013 / Е.Г. Ясин, Н.В. Акиндинова, Л.И. Якобсон, А.А. Яковлев. М.: изд. дом НИУ ВШЭ, 2013, 67 с.

25. Российские интересы в мировой энергетике: участие российских компаний в международных энергетических проектах (от экспорта сырья к экспорту инноваций, идей и технологий) //ИнфоТЭК, № 11, 2012.

Поступила в редакцию 28.09.2014 г.

A. Mastepanov, Y. Shafranik11

RUSSIAN ENERGY SECTOR: DEVELOPMENTAL CHOICE IN THE NEW CONDITIONS

The paper analyses the issues of the Russian energy sector and economy development in the context of forthcoming global surplus of energy resources and complication of external environment. The paper proves the necessity of rethinking of problems and perspectives of world energy balance and the readiness of Russia to the quality changes in world energy system. The paper concludes that the economy of Russia with all its exposure and integration in the surrounding world, should be self-sufficient, based on own resources and technologies. The paper proposes the measures of state support for the shift to resource-innovative development of the Russian economy.

Key words: geopolitics, energysurplus, resource-innovative strategy, energy sector, oil and gas sector, innovative technologies, sanctions.

11 Alexey M. Mastepanov - Deputy Director with Institute for Oil and Gas Problems RAS, member of the board of directors of Institute for Energy Strategy, Doctor of Economics, member of RAEN, e-mail: amastepanov@mail.ru;

Yuri K. Shafranik - the Chairman with Intranational group «SoyuzNefteGas», Chairman of board of directors with ZAO «Globalisation and Sustainable Development. Institute for Energy Strategy», Chairman of Russian Oil-and-Gas Union Council, Doctor of Economics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.