Научная статья на тему 'Россия в современных глобализационных потоках: международные и национальные факторы безопасности'

Россия в современных глобализационных потоках: международные и национальные факторы безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
518
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ И РИСКИ / СВЕРХДЕРЖАВА / ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / МОДЕЛЬ / FOREIGN POLICY / GLOBALIZATION / CIVIL SOCIETY / SECURITY / THREATS AND RISKS / SUPERPOWER / GLOBAL NETWORK / GLOBAL PROBLEMS / GLOBAL GOVERNANCE / CONCEPT / MODEL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галкина Елена Вячеславовна

В статье изложены основные подходы к осмыслению взаимодействия структур внутри глобального гражданского общества, как в зарубежной, так и отечественной политической науке. Целью статьи является определение международных и национальных факторов безопасности РФ с учётом сложностей взаимодействия страны мире в условиях глобализации. Осмыслены международные и национальные факторы безопасности России с учётом глобализационных процессов в мире. В сфере обеспечения безопасности проанализировано взаимодействие России с рядом государств в рамках таких международных организаций как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), ЕС, НАТО. В статье также приводятся плюсы и минусы политической глобализации, роль России в этих процессах. Отмечается, что России необходимо минимизировать риски глобальной дестабилизации. Для этого нужно уяснить, как сохранить и упрочить суверенитет и целостность страны, одновременно гарантировав ее гражданам индивидуальные права и свободы, делающие их полноценными гражданами мирового гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA IN MODERN FLOW GLOBALIZATION: INTERNATIONAL AND NATIONAL SAFETY FACTORS

The article presents the main approaches to understanding the interaction of structures within global civil society, both in foreign and domestic political science. The purpose of this paper is the definition of international and national safety factors of the Russian Federation, taking into account the complexities of interaction of the country in a globalized world. Interpreted international and national factors to Russia's security in the light of globalization processes in the world. In the field of safety analyzes Russia's interaction with a number of states within international organizations such as the SCO (Shanghai Cooperation Organization), APEC (Asia-Pacific Economic Cooperation), EU, NATO. The article also gives the pros and cons of political globalization, Russia's role in these processes. It is noted that Russia needs to minimize the risk of global destabilization. You need to understand how to preserve and strengthen the sovereignty and integrity of the country, while guaranteeing its citizens individual rights and freedoms that make them full citizens of a global civil society.

Текст научной работы на тему «Россия в современных глобализационных потоках: международные и национальные факторы безопасности»

УДК 327; 930.22

РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПОТОКАХ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Галкина Е.В.

В статье изложены основные подходы к осмыслению взаимодействия структур внутри глобального гражданского общества, как в зарубежной, так и отечественной политической науке. Целью статьи является определение международных и национальных факторов безопасности РФ с учётом сложностей взаимодействия страны мире в условиях глобализации. Осмыслены международные и национальные факторы безопасности России с учётом глобализационных процессов в мире. В сфере обеспечения безопасности проанализировано взаимодействие России с рядом государств в рамках таких международных организаций как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), ЕС, НАТО. В статье также приводятся плюсы и минусы политической глобализации, роль России в этих процессах. Отмечается, что России необходимо минимизировать риски глобальной дестабилизации. Для этого нужно уяснить, как сохранить и упрочить суверенитет и целостность страны, одновременно гарантировав ее гражданам индивидуальные права и свободы, делающие их полноценными гражданами мирового гражданского общества.

Ключевые слова: внешняя политика, глобализация, гражданское общество, безопасность, угрозы и риски, сверхдержава, глобальные сети, глобальные проблемы, глобальное управление, концепция, модель.

RUSSIA IN MODERN FLOW GLOBALIZATION: INTERNATIONAL AND NATIONAL SAFETY FACTORS

Galkina E.V.

The article presents the main approaches to understanding the interaction of structures within global civil society, both in foreign and domestic political science. The purpose of this paper is the definition of international and national safety factors of the Russian Federation, taking into account the complexities of interaction of the country in a globalized world. Interpreted international and national factors to Russia's security in the light of globalization processes in the world. In the field of safety analyzes Russia's interaction with a number of states within international organizations such as the SCO (Shanghai Cooperation Organization), APEC (Asia-Pacific Economic Cooperation), EU, NATO. The article also gives the pros and cons of political globalization, Russia's role in these processes. It is noted that Russia needs to minimize the risk of global destabilization. You need to understand how to preserve and strengthen the sovereignty and integrity of the country, while guaranteeing its citizens individual rights and freedoms that make them full citizens of a global civil society.

Keywords: foreign policy, globalization, civil society, security, threats and

risks, superpower, global network, global problems, global governance, concept, model.

Во введении отметим, что Россия трудно ищет свой путь в современном мире. Евразийское положение страны сближает её, с одной стороны, с Евросоюзом, с другой - приходится обращать пристальное внимание на Восток. В этой ситуации сложности возникают не на пустом месте. Тесное сотрудничество страны со многими международными и региональными организациями по-

могает совместно справляться с глобальными проблемами, но и накладывает на государство ряд финансовых обязательств по выплате огромных членских взносов и т.д. Отсюда возникает ряд проблем, связанных с пересмотром новых приоритетов России в мировой политике.

Целью автора статьи является определение международных и национальных факторов безопасности РФ с учётом сложностей взаимодействия страны мире в условиях глобализации.

Методологическая парадигма исследования построена в рамках концепции неореализма, что отвечает позиции России в мире о построении многополярного мира.

Потеря страной значительных территорий и статуса сверхдержавы после распада СССР, необходимость противостояния транснациональному терроризму, наряду с давлением со стороны Запада и США, которое воспринимается как стремление оттеснить ее на малозначительные международные позиции в мировой системе. Все это требует осмысления не только посредством ссылок на общедемократические ценности (девальвированные политикой администрации США), но и через призму собственных российских представлений об эволюции современного мира [1].

На статус и международное положение РФ, безусловно, влияют такие мощные тренды развития, как глобализационные потоки. Несмотря на то, что глобализация уменьшает силу и автономию государств в самых разных отношениях, государства - особенно мощные - по-прежнему оказывают огромное влияние на глобальное управление с помощью собственной политики и поведения, а также решений межправительственных органов (например, ПАСЕ, ОБСЕ и др.). Поэтому вызывает определенное удивление то, что так мало государств выносят решения, принимаемые их представителями в рамках международных форумов, на суд своих парламентов и широкой общественности. Национальные правительства, таким образом, могут внести существенный вклад в повышение

уровня ответственности международных организаций. Взаимодействие организаций гражданского общества (в том числе, и в России) с министрами, парламентариями и государственными служащими в больших городах может привести к ощутимым сдвигам в функционирование системы сдерживания и уравновешивания государственной власти и частного влияния [2, с. 133].

По мнению современного британского социолога З. Баумана: «Глобализация для всех - это неизбежная фатальность нашего мира, необратимый процесс; кроме того, процесс, в равной степени и равным образом затрагивающий каждого человека» [3, с. 9]. В условиях глобализации усложняется сфера внегосударственной публичности, и широкое развитие получают так называемые гражданские инициативы. Это, по сути, новое явление, демонстрирующее иной тип политического поведения. В некоторых случаях гражданские инициативы берут на себя непосредственное решение тех или иных социальных задач. В других - предлагают конкретные пути решения и выступают в роли инициативных первопроходцев, подающих своего рода пример (благотворительности, волонтерства и др.). Новым здесь можно считать то, что изменилась повседневная жизнь и появились социально-политические практики, перешагнувшие национально-государственные границы и покрывшие государства плотной сетью взаимозависимостей.

Глобальные сети, посвященные конкретным вопросам, объединяют государственных и частных участников в рамках неформального управления. В последние годы наблюдается быстрое расширение глобальных сетей, посвященных конкретным вопросам, и других неформальных структур, содействующих разработке глобальной политики, с участием как государственных, так и частных игроков. Такие формы «сетевого управления» помогают преодолевать конкретные недостатки и проблемы в существующих институтах и механизмах [4]. Часто они носят многосекторальный характер, поскольку среди их участников

- представители национальных правительств, многосторонних связей, органи-

заций гражданского общества и частного сектора. Многочисленные глобальные сети создаются для обмена информацией и содействию решению гуманитарных, гендерных вопросов и задач в сфере развития и др. Многие структуры и движения гражданского общества очень эффективно используют возможности глобальных сетей (например, возможности Сети третьего мира, которая вносит весомый вклад в обсуждение вопросов реформирования глобальной торговой сети). Интернет, в свою очередь, позволяет децентрализованным сетям ответственности и солидарности развиваться в ходе осуществления разных проектов, направленных на проведение социальных изменений.

Одна из актуальных проблем, которую можно выделить, заключается в том, что современная международная политика не способна адекватно реагировать на задачи, возникающие в процессе глобализации. Над социальными аспектами превалируют меры по открытости рынков, а также финансовые и экономические соображения. Недостаточно эффективно функционирует и многосторонняя система, отвечающая за разработку и реализацию международной политики. Она недостаточно демократична и прозрачна, в целом. Глобальное управление - это всего лишь вершина сети управления, простирающаяся вверх с самых низов. Поведение национальных государств как глобальных участников процесса управления является предопределяющим фактором качества всей глобальной сети управления [5, с. 182-183]. Степень их приверженности идеям многосторонности, универсальным ценностям и общим целям, их способность реагировать на межгосударственные последствия их политики, а также то значение, которое придают глобальной солидарности, - все это жизненно важные факторы, предопределяющие качество глобальной системы управления. В то же время, методы ведения национальными государствами своих внутренних дел оказывают воздействие на то, в какой степени люди смогут воспользоваться преимуществами глобализации и будут защищены от ее негативных последствий.

Представляется важным отметить, что глобализация имеет свои плюсы и минусы, что, в свою очередь, отражается и на развитии гражданского общества. Указывая положительные моменты, подчеркнем, что под воздействием глобализационных процессов крепнет и глобальное гражданское общество, мощная негосударственная международная структура, решающая важнейшие социально-политические и экономические вопросы на мегауровне. Глобализация также вызвала обострение международной конкуренции, что в экономической сфере приводит к снижению цен, в свою очередь, ведет к устойчивому экономическому росту, к разработке и внедрению новых передовых технологий. В целом, глобализация может улучшить положение всех партнеров на рынке, получающих возможность, увеличив производство, повысить уровень зарплаты и жизненные стандарты. Конечным результатом глобализации должно стать общее повышение благосостояния в мире. Это, в свою очередь, относится и к негосударственным структурам - элементам гражданского общества. Частный сектор (компонент гражданского общества) получит также от этого большие дивиденды. Глобализация является существенным фактором распространения демократии и усиления требований политических свобод, где они еще не гарантированы. Расширение доступной информации также привело к появлению более осведомленных и критически настроенных групп давления и электората, что явилось благом для качества демократии.

Вместе с тем, процесс глобализации чреват негативными последствиями и потенциальными социально-политическими и экономическими рисками [6]. Например, несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозы конфликтов на региональном, национальном и международном уровнях. Во всех этих случаях соперничающие стороны активно используют так называемые силы «транснационального гражданского общества». Процесс глобализации влечет потенциальную региональную и глобальную нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. «Стартовое

неравенство» экономических и политических возможностей отдельных государств лишь усугубляется в результате ассиметричного обмена, доля богатых стран в глобальном валовом производстве увеличивается: в 1980-х гг. 20% богатых стран получали 70% дохода, в 90-е гг. - 85% соответственно [7, с. 31].

Представляется, что уже сейчас уже есть ощутимые признаки кризиса самого процесса глобализации. Происходит, прежде всего, дальнейший рост и без того колоссальных диспропорций в жизненном уровне населения «богатых» и «бедных» стран [6, с. 261-267]. К последним относятся не только наиболее отсталые в экономическом отношении страны и регионы, но и гораздо более обширные территории развивающихся стран, включая многие государства Латинской Америки, Юго-Восточной и Средней Азии. Нельзя обойти и такие страны, как Россия, Белоруссия, Украина, которые не принадлежат непосредственно (или формально) к числу развивающихся, но по уровню жизни населения находятся даже ниже многих из этих стран.

Неравномерность глобализации изначально предполагает и неравномерность в развитии регионов, даже отдельных территорий внутри них. Это имеет негативное значение и для России, где происходит, и будет идти дальнейшая поляризация между «центрами роста» в отдельных городах и мегаполисах и остальными регионами. Ко всему прочему, глобализация во многом пытается лишить страны национального и культурного своеобразия, унифицируя ценности и стандарты. К тому же, как отмечает один из первых теоретиков глобализации Р. Робертсон, единое общество или единая культура могут быть раздираемы конфликтами [8, p. 261-267].

По справедливому замечанию С.П. Перегудова, обостряя социальноэкономические и политические противоречия современного мира, «глобализация извращает, уродует объективный процесс взаимообогащения культур, формирования транснациональных сообществ и глобального гражданского общества, доводя национальную и религиозную рознь до опасных, чреватых катаст-

рофическими последствиями масштабов» [9, с. 23-26]. Здесь можно опираться на события 11 сентября 2001 г, когда произошел раскол мирового сообщества на сочувствующих жертвам этих актов и открыто или скрыто «злорадствующих». В отличие от хорошо известных проявлений национализма, антисемитизма и расизма, данный феномен носит не локальный, а общемировой характер и напрямую связан с различными проявлениями процесса глобализации в том виде, в каком он развивался и развивается до сих пор.

К тому же, изменение традиционных политических институтов, к которым ведет глобализация, имеют неустойчивый баланс положительных и отрицательных последствий.

Среди негативных последствий глобализационных процессов называют глобализацию бедности. У. Бек и З. Бауман отмечают, что в условиях глобализации вызрела и получила распространение «новая бедность», которую они называют относительной бедностью. Она, по их мнению, приводит к тому, что человек оказывается за пределами общества и превращается, по сути, в изгоя, теряя при этом способность выполнять долг гражданина [3, с. 93-94]. Позицию этих ученых разделяет испанский социолог М. Кастельс, называя среди «фундаментальных социальных разломов информационной эпохи «социальное исключение значительного сегмента общества, состоящего из сброшенных со счетов индивидов, чья ценность как рабочих/ потребителей исчерпана, и чья значимость как людей игнорируется» [10].

Таким образом, в западном обществе под влиянием глобализации появляется новый элемент социальной структуры - группа «социально исключенных», что свидетельствует если не о конце, то, по крайней мере, по мнению этих ученых, о кризисе гражданского общества. Современные западные ученые отмечают, что бедность и безработица подрывают основы западной демократии, угрожают социальной солидарности и подвергают сомнению создание общества всеобщего благоденствия.

В качестве результатов - автором выявлено, что глобализация, с одной стороны, превращается в источник нестабильности, а с другой - в источник взаимосвязей, «поле в которой плавятся и изменяются константы политического мира» [11, с. 11-14]. Процессы глобализации и развития гражданского общества идут в тесной взаимосвязи между собой. Нельзя однозначно указать на то, что глобализация только положительно или отрицательно влияет на дальнейшее функционирование гражданского общества. С одной стороны, глобализация способствует активной деятельности субъектов глобального гражданского общества - некоммерческих организаций, международных неправительственных структур и движений. С другой, - ведет к появлению «новых бедных» в различных сегментах гражданского общества; меньше становится среднего класса - основы гражданского общества, все больше становится или очень богатых или крайне бедных, что свидетельствует о некотором кризисе гражданского общества. Кризис постиг в этом плане и Россию - появились так называемые работающие бедные - врачи, учителя, социальные работники и др., которые не могут прожить на свои нищие зарплаты.

России необходимо минимизировать риски глобальной дестабилизации. Для этого нужно уяснить, как сохранить и упрочить суверенитет и целостность страны, одновременно гарантировав ее гражданам индивидуальные права и свободы, делающие их полноценными гражданами мирового гражданского общества. В новых условиях Россия активизирует свои международные связи не только с западными странами, прежде всего ЕС (проводящими политику НАТО, подчас даже американскую), но и с восточными, азиатскими (такими как Китай, Монголия, Вьетнам, Северная Корея и др.).

Наша страна в настоящее время активно сотрудничает со странами ШОС

- Шанхайской организацией сотрудничества, активно являясь членом этой организации. Взаимодействие проходит, в том числе и по проблемам глобального гражданского общества - борьба с террористическими группировками, мафи-

озными группами и наркотрафиком, активизация экологического движения и др. Роль демократического государства и гражданского общества в борьбе с экстремизмом и терроризмом должна быть приоритетной [12]. Противодействие терроризму должно рассматриваться всеми цивилизованными странами в качестве одной из основных общегосударственных задач и национальных приоритетов. Важнейшие направления деятельности в этой сфере: совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между специальными органами, оказание максимального международного давления на страны, поддерживающие терроризм, повышение качества подготовки сотрудников спецслужб, занимающихся проблемой терроризма, их технической оснащенности, усилия влияния гражданского общества в сфере противодействия терроризму и т.д. [13].

Последний саммит ШОС, прошедший в начале июня 2012 г. в Китае показал общность интересов его членов, а именно мощные связи России и Китая в сфере обеспечения военной и экономической (продовольственной) безопасности. По итогам заседания Совета глав государств - членов ШОС был принят пакет документов о расширении сотрудничества в рамках организации, в частности декларация о построении в регионе долгосрочного мира и совместного процветания. Организация пополнилась новыми членами - Афганистану был предоставлен статус государства-наблюдателя, а Турции - партнёра по диалогу. Следующий саммит ШОС пройдёт в 2013 г. в Бишкеке.

Отметим, с одной стороны, стремление организации усилить свое влияние, что дается ей с трудом, с другой - тенденция к расширению, которая имеет хорошие перспективы, однако пока сдерживается членами организации. В перспективе ШОС может превратиться во влиятельную региональную структуру, которая будет формировать систему безопасности в Центральной Азии, бороться с наркотрафиком. Однако стоит вопрос о том, как скоро это может произойти.

Между тем, главным вопрос - о перспективах расширения организации -так и остался открытым. Членами ШОС стремятся стать Пакистан, Иран и Индия, которые ранее получили статус наблюдателей [14].

Прошедший саммит показал, что ШОС все еще находится на пути самоопределения, как с точки зрения основных направлений своей деятельности, так и в плане дальнейшего расширения. Организация пытается параллельно действовать в разных направлениях, что не позволяет ей сосредоточиться на решении ключевой задачи в регионе, которой на сегодняшний день является создание современной и дееспособной системы безопасности, предполагающей, в частности, борьбу с наркотрафиком и терроризмом.

Россия вполне способна усилить свои политические и экономические позиции и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (и не без помощи членства в такой международной организации, как АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Так, В.В. Путин в статье «Россия: новые восточные перспективы» отмечает: «Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной. Мы никогда не забывали о том, что основная часть российской территории находится в Азии. Правда, надо честно сказать, не всегда использовали это преимущество. Думаю, пришло время нам вместе со странами, входящими в азиатско-тихоокеанский регион, переходить от слов к делу — наращивать экономические, политические и другие связи. Все возможности для этого в сегодняшней России есть» [15].

Ближайший саммит АТЭС пройдет в нашей стране на о. Русском в начале сентября 2012 г., что для нас предполагает определенные благоприятные перспективы развития и дальнесрочного планирования. Лидер партии «Справедливая Россия» С. Миронов отмечает стремление России «продолжить совместную работу по укреплению тенденций к устойчивому и сбалансированному экономическому росту, достижению процветания в АТР путем формирования систе-

мы свободной и открытой торговли, созданию новой посткризисной модели экономической интеграции» [16].

В заключение отметим, что роль России в современном мире в значительной степени определяется состоянием ее политических и внешнеэкономических связей, которые в последние годы претерпевают существенные изменения. РФ активно использует свой геополитический потенциал в современном мире, учитывая все сложности взаимоотношений национальных и международных факторов безопасности - риски глобализации, угрозы международного терроризма, процессы интеграции и регионализации, активизация глобального гражданского общества, мировой экономический кризис и его последствия и др. Профессор Койбаев Б.Г. в этой связи справедливо подчеркнул: «Мировое сообщество в начале XXI в. становится достаточно социально однородным и стоит на пути к поиску средств сотрудничества, углубления кооперации и интеграции в интересах решения приоритетных политических, социально-экономических, научнотехнических задач, актуальных для большинства государств» [17, с. 8].

Список литературы

1. Чешков М.А. Глобальный контекст постсоветской России: Очерки теории и методологии мироцельности. М.: МОНФ, 1999. С. 47-50.

2. Справедливая глобализация: создание возможностей для всех./ Всемирная комиссия по социальным аспектам глобализации. Женева, 2004. 178 с.

3. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. 188 с.

4. Woods N. Global Governance and the Role of Institutions // Governing Globalization / Ed. by Held D., McGrew A. Cambridge, 2002.

5. Российская наука международных отношений: новые направления / Под ред. А.П. Цыганкова, П.А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2005. 416 с.

6. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.

7. Девятко И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества // Глобализация и постсоветское общество (Аспекты-2001) / Под ред. А. Согомонова и С. Кух-терина. Вып.2. М., 2001.

8. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L.: Sage Publications Ltd, 1992. 224 p.

9. Перегудов С.П. Антиглобалистское движение - начало великой смуты XXI века? Неолиберальная глобализация: есть ли альтернатива // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4.

10. Кастельс М. Информационное общество: экономика, политика, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 449 с.

11. Бек У. Политическая динамика в глобальном обществе риска // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 5.

12. Бреславец А.А. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: открытый регионализм - новый вызов системе международных отношений. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. 184 с.

13. Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М.: Изд-во «Европа», 2009. 188 с.

14. Лавров А. ШОС прирастает наблюдателями // Интернет-журнал «Новая политика». http:// www.novopol.ru (accessed June 9, 2012).

15. Официальный сайт Президента России

http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/11/28426.shtml/ (accessed November 7, 2000).

16. Миронов С. В АТР нет эффективной системы обеспечения мира и стабильности // Интернет-журнал «Новая политика». http:// www.novopol.ru (accessed January 18, 2010).

17. Койбаев Б.Г. Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. 240 с.

References

1. Cheschkov M.A. Global ’nyi kontekstpostsovetskoi Rossii: Ocherki teorii i metodologii mirocel’nosti [The global context of post-Soviet Russia: Essays on the theory and methodology of the integrity of the world]. Moscow, 1999. pp. 47-50.

2. Vsemirnaya komissiya po social’nym aspektam globalizacii [World Commission on the Social Dimension of Globalization]. Geneva, 2004. 178 p.

3. Bauman Z. Globalizaciya. Posledstviya dl’ya cheloveka i obschestva. [Globalization. Consequences for man and society]. Moscow, 2004. 188 p.

4. Woods N. Governing Globalization / Ed. by Held D., McGrew A. Cambridge, 2002.

5. Tsygankov A.P., Tsygankov P.A. Rossiiskaya nauka mezdunarodnyh onnoschenii: novye napravleniya [Russian science in international relations: new directions]. Moscow, 2005. 416 p.

6. Beck U. Chto takoe globalizaciya? Oschibki globalizma - otvity na globalizaciyu [What is globalization? Errors of Globalism - Answers to globalization.]. Moscow, 2001. 304 p.

7. Devyatko I.F. Globalizaciya i postsovetskoe obschestvo (Aspekty - 2001). [Globalization and the post-Soviet society (Aspects - 2001)]. Moscow, 2001. no. 2.

8. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London, 1992. 224 p.

9. Peregudov S.P. Mirovaya ekonomica i mezhdunarodnye otnoscheniya [World Economy and International Relations], no.4 (2002).

10. Castels M. Informacionnoe obschestvo: ekonomika, politika, kul’tura [The information society: economics, politics, culture]. Moscow, 2003. 449 p.

11. Beck U. Mirovaya ekonomica i mezhdunarodnye otnoscheniya [World Economy and International Relations], no. 5 (2002).

12. Breslavetz A.A. Aziatsko-Tihookeanskoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo: otkrytyi regionalism - novyi vyzov sisteme mezhdunarodnyh otnoschenii [Asia-Pacific Economic Cooperation: open regionalism - a new challenge to international relations]. Vladivostok, 2007. 184 p.

13. Mir posle krizisa. Global’nye tendencii - 2025: men’yayuschiisya mir. Doklad Nacional ’nogo razvedyvatel’nogo soveta SSCHA [The world after the crisis. Global Trends - 2025: a changing world. Report of U.S. National Intelligence Council]. Moscow, 2009. 188 p.

14. Lavrov A. Novaya politika [New Policy]. http:// www.novopol.ru (accessed June 9, 2012).

15. Oficial’nyi sait Prezidenta Rossii [Official site of President of Russia]. http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/11/28426.shtml/ (accessed November 7, 2000).

16. Mironov S. Novaya politika [New Policy]. http:// www.novopol.ru (accessed January 18, 2010).

17. Koibaev B.G. Mezhdunarodnye organizacii: informaciya i bezopasnost’ na Blizhnem Vostoke [International organizations: the information and security in the Middle East]. Spb., 2006. 240 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Галкина Елена Вячеславовна, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры политологии и социологии

Северо-Кавказский Федеральный университет

просп. Кулакова, д. 2, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355029, Россия

e-mail: [email protected] DATA ABOUT THE AUTHOR

Galkina Elena Vyacheslavovna, Dr. of Polit. Sc., Docent, Professor of Political Science and Sociology Department

North-Caucasian Federal University

2, Kulakova Street, Stavropol, Stavropol Region, 355029, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Косов Геннадий Владимирович, доктор полит. наук, доцент, профессор кафедры международных отношений, мировой экономики и международного права Пятигорского государственного лингвистического университета (г. Пятигорск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.