Россия в системе европейской
безопасности
CMUTueHKO 5.M. *
If the EU can adjust high-grade dialogue with Russia the given region can turn from territory of traditional rivalry, in territory of mutually advantageous cooperation in interests of maintenance of the all-European safety.
о
CJ
о о о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Россия исторически занимает исключительно важное место в системе европейской безопасности. Как отметил на 22-м саммите Россия—ЕС в ноябре 2008 г. Президент Франции Н. Саркози, «мировая история показывает, что нам совершенно не нужны конфликты, что нам не нужны противостояния, разделения, войны»
Конфликты и войны возникали в Европе гораздо чаще, чем в других регионах мира, поскольку она на практике никогда не была единой ни этнически, ни политически. Только в самом начале ее истории периодически возникали квазиконтинентальные государства, искусственно объединенные силой и охватывавшие полностью или частично Западную, Южную и Срединную Европу: древняя Римская империя (Г—ГУ вв. н.э.), Франкская империя Каролингов (первая половина IX столетия) и Германская, или Священная, Римская империя. Это накладывало заметный отпечаток на духовные истоки европеизма, связанные с взглядами на Европу как на регион, который являет миру свой особый — европейский — тип цивилизации.
Таким образом, прекрасные идеи единения Европы на практике длительное время находились в очевидном контрасте с европейскими реалиями, которые были совсем другими, — династические распри, религиозная и национальная рознь и нетерпимость, конфликты и войны. Показательно в этом смысле высказывание У. Черчилля, напомнившего о том, что Европа является «самым возделанным регионом на земле», «источником христианской веры и христианской этики», «родиной большинства творений культуры, искусства, философии и науки». Назвав в качестве причин европейской трагедии «серию ужасных националистических ссор», У. Черчилль предуп-
редил, что крушение или порабощение Европы вернуло бы ее к «временам раннего Средневековья со всей жестокостью и убожеством»2. Нельзя, впрочем, считать, что сегодняшняя Европа, объединенная в Европейский союз (ЕС), представляет собой идеальный образец межнациональной гармонии — здесь есть свои проблемы и противоречия, однако острота их в сравнении с указанными периодами в целом снизилась.
В настоящее время по численности населения, экономическому потенциалу, доле в мировой торговле ЕС занимает первое место среди развитых стран. Но степень влияния Европы на мировой арене в условиях отхода от монополярной системы мироустройства во главе с США к полицентричной будет зависеть от ее способности достичь большего политического единства, то есть от способности преодолеть те негативные факторы в историческом наследии, которые являлись причинами постоянных конфликтов и войн.
Отношения России и европейских государств исторически всегда были противоречивыми и сложными. Великий русский поэт А.С. Пушкин высказал получившую широкое распространение среди образованной части российского общества точку зрения, что Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна. В период татаро-монгольского нашествия именно Россия закрыла собой Западную и Центральную Европу, сама оказавшись на три долгих столетия под татаро-монгольским игом. Сбросив с себя татаро-монгольское иго, Россия в конце XV в. возобновила политические и торгово-экономические связи с Европой. Упорные войны России с Оттоманской Портой положили в конце концов пределы османской экспансии в
Проректор по учебной работе, заведующий кафедрой мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.
Европе. Именно о Россию разбились бредовые идеи Наполеона и Гитлера о мировом господстве. Поэтому исторически современная Европа и европейская цивилизация самим своим существованием во многом обязаны именно России. Кроме того, участие России в европейских конфликтах и войнах было весьма кровопролитным для России, особенно в XIX и XX вв. В наполеоновских войнах Россия потеряла убитыми 90 тыс. человек, а с 1815 по 1897 гг. еще 58 тыс. человек, больше чем любая европейская страна. Из 6 млн убитых в Первую мировую войну 1,2 млн — русские3.
В эмиграции великий князь Александр Михайлович писал: «Горький опыт XIX века научил Царя (Александра III. — С.Б.), что каждый раз, когда Россия принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось впоследствии лишь горько сожалеть об этом. Александр I спас Европу от Наполеона I, и следствием этого явилось создание на западных границах Российской империи могучих Германии и Австро-Венгрии. Его брат Николай I послал русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 г. и восстановления Габсбургов на венгерском престоле, и в благодарность за эту услугу Император Франц-Иосиф потребовал себе политических компенсаций за невмешательство во время Крымской войны. Император Александр II остался в 1870 году нейтральным, сдержав таким образом слово, данное Императору Вильгельму I, а восемь лет спустя на Берлинском конгрессе Бисмарк лишил Россию плодов ее побед над турками. Французы, англичане, немцы, австрийцы — все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей» 4.
Такой же политики придерживались многие европейские государства и во время Второй мировой войны. После нападения Германии на Советский Союз свои вооруженные формирования отправили на восточный фронт Испания, Италия, Дания, Норвегия, Финляндия, Словакия, Венгрия, Румыния, Хорватия.
Данная политика парадоксальным образом сочеталась с интенсивными культурными и научными отношениями России и Европы. Можно вполне уверенно утверждать, что европейская цивилизация никогда не вышла бы на свой современный уровень без вклада в нее культуры, науки и образования, медицины, ли-
тературы, музыки и живописи России. Понимание этого очевидного факта присутствовало еще в письме выдающегося немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница Петру Великому. В письме он отмечал, что Россия могла бы стать христианским мостом, связывающим Европу и Китай в целях высшего синтеза цивилизации 5. Россия трижды предпринимала решительные попытки преодолеть экономическое и культурное отставание от передовых европейских государств — первый раз при Петре Великом, затем в период между отменой крепостного права и началом Первой мировой войны, третья попытка имела место после 1917 г. При этом первые две попытки принесли временный успех и сблизили Россию с Европой, но своей конечной цели не достигли. Третья попытка догнать развитые страны Запада, которая была предпринята коммунистической властью в СССР, успеха не имела и фактически завершилась распадом союзного государства и усилением отставания от развитых европейских стран.
Сейчас руководство России активно работает в направлении преодоления этого отставания, усилившегося в результате поспешных малопродуманных и во многом авантюристичных реформ 1990-х гг., и в начале XXI столетия здесь произошли позитивные сдвиги. Однако мировой финансово-экономический кризис, возникший в 2008 г., затормозил социально-экономическое развитие России, что, конечно, негативным образом проявляется и в нашем взаимодействии с Европейским союзом.
В настоящее время отношение ЕС к России также достаточно противоречиво и неоднозначно — антагонистическую позицию занимает руководство некоторых бывших социалистических стран, особенно Польши, которая активно поддерживает антироссийские объединения на постсоветском пространстве (ГУАМ, Содружество демократического выбора) как альтернативу СНГ. Причем эти настрое -ния в Польше и других восточноевропейских государствах активно стимулируются США, которые в своей стратегии сдерживания России в Европе делают ставку на эти страны.
Именно поэтому, как считает А. Мо-шес, руководитель программы «Россия-ЕС» Финского института международных отношений, Россия навсегда останется внешним, чуждым для Европы го-
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
сударством - сибирской Нигерией или Алжиром. В своей статье о политике Евросоюза к России в 2006 г. он дает такое заключение: «В значительной степени логичным становится проведение по отношению к ней (к России) эгоистичной политики, сводящейся к получению доступа к ее источникам сырья и транзитным путям, лишению страны естественных конкурентных преимуществ и одновременным мерам по ограждению себя от возможных рисков в сфере мягкой безопасности. Все это может с успехом прикрываться дипломатической обходительностью, проявляемой в ходе саммитов» 6.
Но в объединенной Европе далеко не все представители политической и экономической элиты, а также население ЕС придерживаются данных взглядов. Идеи сближения России и ЕС нашли отражение в ряде доктрин, концептуальных документов. В их числе - концепции «общеевропейского дома», «конфедерации Западной и Восточной Европы» (Ф. Миттеран), «Европы концентрических кругов» (Ж. Делор), таких религиозных доктрин, как концепция «христианской цивилизации», «европейского блага» и др. Уже в XXI в. появились концепции «Большой Европы», «Европы друзей» и т.д. В основе данных концепций и доктрин лежат объективные процессы интернационализации всех сфер общественной жизни Европы. Хотя восточная стратегия ЕС унаследовала основные принципы стратегических подходов конца XX в., однако в ней появились новые моменты - политического, экономического и геостратегического характера. Как отмечал, в частности, Дж. Пиндер, коллективная стратегия предусматривала «диалог политиков высокого уровня», создание «стабильной и открытой, плюралистической демократии в России, основанной на принципах правового государства и поддержания процветающей рыночной экономики». Он также подчеркивал, что Россия становится фактором стабильности и формирования нового европейского порядка, и призывал в связи с этим к активному сотрудничеству с Россией для обеспечения европейской стабильности, содействия глобальной безопасности и поиска ответов на общий вызов на континенте 7.
Именно поэтому Россия активно участвует в работе общеевропейских институтов. Поскольку наша страна является правопреемницей Советского Союза, она приняла на себя обязательства по работе в
Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)8. На протяжении 1990-х гг. Россия, когда СБСЕ трансформировалось в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)9, несмотря на трудности, с которыми ей приходилось сталкиваться, продолжала линию на укрепление позиций ОБСЕ в области поддержания безопасности на Европейском континенте. Данная позиция Российской Федерации в отношении роли организации в архитектуре европейской безопасности связана с тем, что Россия является ее полноправным членом со дня создания. Кроме того, придавая особое значение укреплению ОБСЕ, наша страна рассматривала ее - как минимум до 1997 г. - в качестве реальной альтернативы расширению НАТО на восток. Эта политика РФ основывалась на том, что тезис о главенствующей роли ОБСЕ в обеспечении европейской безопасности присутствует во многих нормативных документах НАТО. В целом для России ОБСЕ является организацией для сотрудничества равноправных государств в интересах обеспечения безопасности и процветания всех ее участников, для создания Европы без разделительных линий. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что после Стамбульского саммита 1999 г., на котором была подписана Xартия европейской безопасности, ОБСЕ стала и является до настоящего времени выразителем внешнеполитических и экономических интересов сугубо ЕС. Евросоюз занял доминирующее положение в структурах организации, достаточное для осуществления стратегического и тактического контроля над ее деятельностью.
Россия является также членом Совета
Европы
10
в который она вступила в
1996 г., а в 1998 г. ею была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Присоединяясь к Совету Европы, Россия взяла на себя обязательства в том, что она готова привести свое законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами. Но необходимо отметить, что в последние годы и ОБСЕ, и Совет Европы проводили по разным причинам, по существу, недружественную по отношению к России политику. В частности, в одном из докладов, представленных в рамках Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), так называемое дело ЮКОСа было квалифицировано как политическое.
Следует также отметить, что попытки США разместить элементы противоракетной обороны в Польше, Чехии и Румынии и ответные меры России вызвали серьезную обеспокоенность среди старых членов ЕС. Так, президент Франции Н. Саркози на 22-м саммите Россия—ЕС в ноябре 2008 г. заметил, что необходимо «заложить основы для того, чтобы найти договоренность между нами, чтобы мы не говорили о развертывании ПРО, которое ничего не добавляет к безопасности, а только усложняет ситуацию» п. Президент России Д.А. Медведев на данном саммите выступил за подписание нового глобального Договора о европейской безопасности. Но, невзирая на сопротивление многих европейских стран и России, 17 июня 2010 г. Президент США Б. Обама утвердил принципы передового базирования ПРО в Европе, предложенные министром обороны и Объединенным комитетом начальником штабов12.
В настоящее время в отношениях Евросоюза с Россией существуют проблемы в энергетическом сотрудничестве, сохраняются ограничения по экспорту российских товаров и услуг на рынки ряда стран ЕС, затягивается по инициативе ЕС заключение нового, отвечающего современным условиям Договора о стратегическом партнерстве (СПС-2) и т.п. Но в ЕС существует определенное понимание, что укрепление экономических и полити-
ческих позиций России и обеспечение ее безопасности в современном мире не сводятся, естественно, только к развитию взаимоотношений с европейскими странами и такой объединяющей многие из них структурой, как Европейский союз. Россия как крупнейшая в мире с точки зрения своей территории евразийская страна объективно развивает многовекторную внешнюю политику. Это касается взаимоотношений с США, Китаем, Индией, другими государствами и их объединениями и союзами.
Важнейшей сферой экономических и политических взаимоотношений России является постсоюзное пространство, где решаются задачи развития эффективных связей с сопредельными странами — бывшими республиками СССР. Здесь актуальны проблемы дальнейшего совершенствования экономических и политических взаимоотношений в рамках Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического сообщества и, несмотря на имеющиеся сложности, в рамках СНГ в целом.
Если ЕС сумеет наладить полноценный диалог с Россией, то данный регион может превратиться из территории традиционного соперничества в территорию взаимовыгодного сотрудничества в интересах обеспечения общеевропейской безопасности.
о
CJ
Литература и примечания
1. Совместная пресс-конференция с Президентом Франции, председателем Совета Евросоюза Николя Саркози и председателем Комиссии европейских сообществ Жозе Мануэлом Баррозу по итогам 22-го саммита Россия—ЕС 14 ноября 2008 г. //URL:http://www.kremlin.ru/appears/2008/11/14/2100.
2. Churchill W A Speech at Zurich University. 1946. September 19 // Brugmans H. L'idee europeenne, 1920—1970. Bruges, 1970. P. 373.
3. Урланис Б.Ц. История военных потерь. М.-СПб.: Полигон, 1999. С. 48, 58, 108, 165.
4. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М.: Современник, 1991. С. 58-59.
5. Сборник писем и материалов Лейбница, относящихся к России и Петру Великому. СПб., 1873. С. 207, 312-313.
6. «Газовая Нигерия»: трезвый взгляд на энергетический диалог России и ЕС. // URL: http://www.rustrubprom.ru/view.php.
7. Пиндер Дж. И., Шишков Ю. Евросоюз и Россия: перспективы партнерства. М., 2003. С. 155.
8. 6 января 1992 г. министр иностранных дел России направил письмо действующему председателю СБСЕ, в котором сообщалось о том, что участие Союза Советских Социалистических Республик в СБСЕ продолжается Российской Федерацией. В письме подтверждалось и то, что Россия в полном объеме сохраняет ответственность за обязательства, закрепленные в Хельсинкском Заключительном акте, Парижской хартии для новой Европы, а также во всех других документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и заявляет о своей решимости действовать в соответствии с положениями этих документов.
9. На Будапештском саммите стран — участниц в 1994 г. СБСЕ была переименована в ОБСЕ. В настоящее время она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
10. Совет Европы был создан в 1949 г. 10 европейскими государствами и в настоящее время в него входят 48 государств.
11. Совместная пресс-конференция с Президентом Франции, председателем Совета Евросоюза Николя Саркози и председателем Комиссии европейских сообществ Жозе Мануэлом Баррозу по итогам 22-го саммита Россия—ЕС 14 ноября 2008 г. // URL: http://www.kremlin.ru/appears/2008/11/14/2100.
12. ПРО США в Европе: быстрота и гибкость // URL: http://rnd.cnews.ru/army/news/top/index.
о о о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о m ф vo
>5
О *
О ф
У
s
2
0
1
о *
о
2 ф Ч
я *
< s
I H
о ф
со