Научная статья на тему 'Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве: современные особенности'

Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве: современные особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6841
683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная экономическая интеграция / Содружество Независимых Государств / СНГ / Евразийское экономическое сообщество / ЕврАзЭС / INTERNATIONAL economic integration / CIS / Eurasian Economic Community

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкваря Л. В.

В статье освещены предпосылки и факторы, а также особенности включения России в современные процессы международной экономической интеграции в рамках объединений на постсоветском пространстве. Исследование развития интеграционных отношений РФ представляет значительный теоретический и практический интерес как с точки зрения необходимости изучения частного проявления, примера межгосударственной экономической интеграции России, так и феномена международной экономической интеграции в условиях глобализации вообще. При этом оба процесса весьма многогранные и относительно малоизученные явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses preconditions and factors, as well as specificities of Russia's joining contemporary processes of international economic integration on the post-Soviet space. Research in development of the Russian Federation integration relations presents a considerable theoretical and practical interest both from the point of view of Russia's particular case of intergovernmental economic integration, and as a broader phenomenon of international economic integration in the context of globalization. Both of these processes are multi-faceted and yet understudied.

Текст научной работы на тему «Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве: современные особенности»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРАЗИИ

РОССИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Л.В. Шкваря,

профессор кафедры мировой экономики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук (г Москва)

В статье освещены предпосылки и факторы, а также особенности включения России в современные процессы международной экономической интеграции в рамках объединений на постсоветском пространстве. Исследование развития интеграционных отношений РФ представляет значительный теоретический и практический интерес как с точки зрения необходимости изучения частного проявления, примера межгосударственной экономической интеграции России, так и феномена международной экономической интеграции в условиях глобализации вообще. При этом оба процесса — весьма многогранные и относительно малоизученные явления.

Ключевые слова: международная экономическая интеграция, содружество независимых государств, СНГ, Евразийское экономическое сообщество, ЕврАзЭС

Современная мировая экономика, будучи глобальной по своей природе, все более развивается в направлении усиления интеграционных процессов и на мировом, и на региональном (субрегиональном) уровнях. Все страны мира — как традиционно интегрирующиеся, так и вновь включающиеся в эти процессы — стремятся посредством взаимодействия с партнерами в рамках региональных интеграционных объединений более полно реализовать свои экономические интересы, расширить сферы влияния, сформировать новые возможности.

Исследование социально-экономических процессов в мировой экономике в последней четверти ХХ и в начале XXI в. однозначно показывает следующее. Страны, более активно втягивавшиеся в интеграционные процессы на субрегиональном и межрегиональном уровнях, сотрудничавшие не только в рамках одного блока, но и с другими интеграционными объединениями как субъектами мирохозяйственных связей, сформировали более значительные возможности для устойчивого развития национальных экономических систем.

Россия, традиционно и активно участвовавшая в интеграционном взаимодействии, в настоящее время стремится найти свое место в современных интеграционных процессах. Этого требует ее экономическая безопасность, тенденции развития, как мировой, так и национальной экономики. Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции как одном из путей интеграции в экономику глобальную. Конструктивная вовлеченность в эти процессы — наш стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу.

Российская экономическая школа [1, 2, 3] рассматривает интеграцию как объективный по сути, конфликтно-компромиссный

процесс сближения, взаимодействия национальных хозяйств. В то же время при изучении литературы по данной тематике, мы сталкиваемся с парадоксальным фактом: несмотря на обилие источников по интеграции в СНГ, ЕврАзЭС и в целом по международной экономической интеграции, этот процесс практически не исследуется с позиций интересов именно Российской Федерации.

РФ включилась в процессы интеграционного взаимодействия в начале 1990-х гг. в связи с возникновением после распада СССР целого ряда межгосударственных группировок, состоящих из бывших союзных республик. В 1991 г. образовалось Содружество независимых государств (СНГ); в 1999 г. было создано Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС; наконец, в 2003 г. было принято решение о начале формирования Единого экономического пространства (ЕЭП).

Помимо постсоветского пространства, Россия расширяет свою интеграционную деятельность в других направлениях. Развивается экономическое взаимодействие РФ в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Наша страна является участником Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где «защитила» свой индивидуальный план действий.

С разной степенью интенсивности и результативности Россия взаимодействует также с некоторыми интеграционными блоками, такими, как ЕС (посредством реализации концепции «четырех общих пространств» с Европейским Союзом), АСЕАН, МЕРКОСУР, ССАГПЗ, СААРК и др., являющимися главным образом внешнеторговыми партнерами нашего государства.

Поэтому в интересы России входит создание не «закрытой» структуры на постсоветском пространстве; скорее ей необходимо строить группировки, отвечающие принципам «открытого

регионализма» и позволяющие нашей стране более эффективно участвовать в процессах глобализации (мирохозяйственных связях).

Современная Россия — одно из быстроразвивающихся государств мира, вносивших в 2000-2008 гг. значительный вклад в положительную динамику мировой экономики. Согласно сравнительным данным ООН по валовому внутреннему продукту (ВВП), рассчитанному на основе паритета покупательной способности национальных валют, к концу периода Россия входила в первую восьмерку стран по данному показателю.

Как видно из представленных статистических данных (таблица 1), за 2000-2008 гг. ВВП России увеличился соответственно с 7305,6 до 41668 млрд руб., то есть в 5,7 раза. В 2008 г. по этому показателю Россия заняла седьмое место в мире.

Мировой рынок поглощает от 11 до 14% производимой в России добавленной стоимости. Важной особенностью последних лет стало заметное отставание темпов роста торговли сырьем от общих темпов роста внешней торговли России, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.

Таблица 1

Динамика ВВП, экспорта и импорта России, 2000-2008 гг. в текущих ценах, млрд долл.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

ВВП 259,718 306,618 345,488 431,488 591,666 764,382 984,927 1284,698 1757,0

Экспорт 105,565 103,139 107,301 135,929 183,207 243,798 303,926 355,464 471,76

Импорт 49,125 59,14 67,063 83,677 107,12 137,977 181,161 245,365 291,97

источник: составлено автором по:[ь1

Одним из основных факторов роста национальной экономики России в указанный период стала, прежде всего, внешняя торговля, рост стоимостных объем которой был значительным и тесно коррелирован с динамикой ВВП.

По сути, внешнеторговый оборот в условиях растущей открытости российской экономики определяла динамика ВВП (Рис. 1).

Рис. 1. Динамика ВВП, импорта и экспорта России (млрд долл.)

Источник: составлено автором по данным таблицы 1.

Только экспорт товаров обеспечивал от одной до двух третей прироста ВВП, то есть 2,1-4,6 процентных пункта прироста в среднем в год. Высокие цены на энергоносители на мировом рынке обеспечили рост отечественного экспорта в 2001-2007 гг. Следовательно, изменение условий торговли в прошедшие годы позволило российским экспортерам получать дополнительные доходы — своеобразные субсидии мировых рынков.

Позитивное влияние внешнеэкономических связей ощущали на себе практически все секторы и отрасли российской экономики, включая сектор домашних хозяйств. Почти половина ресурсов розничной торговли формировалась за счет импорта. Здесь следует отметить, что вторым по значимости фактором роста российской экономики с 2004-2005 гг. стал именно внутренний спрос — потребительский, корпоративный и государственный. Причем основным источником покрытия прироста внутреннего спроса в 2007 г. стало отечественное производство.

Внутреннему спросу также отводится важнейшая роль в стабилизации экономики страны в условиях кризиса.

Однако роль внешнего фактора развития российской экономики остается преобладающей. Поэтому для РФ важно совершенствовать эту составляющую своего национального хозяйства за счет диверсификации, как товарной структуры внешней

торговли, так и ее географии, а также углублять сотрудничество в экономических интеграционных объединениях, прежде всего, на постсоветском пространстве. При этом страны СНГ продолжают оставаться одним из основных и перспективных рынков сбыта российской продукции, особенно обрабатывающих отраслей промышленности.

Каковы же цели и особенности участия России в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве?

На сегодняшний день РФ является участником следующих интеграционных инициатив на постсоветском пространстве: Содружество независимых государств (СНГ); Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Единое экономическое пространство (ЕЭП).

По степени интеграции и значению на первом месте среди названных блоков по праву остается СНГ Развитие и углубление взаимного торгово-экономического сотрудничества в рамках Содружества является одним из важных направлений интеграционной политики России.

Обращает на себя внимание тот факт, что в 2000-2008 гг. Россия являлась для стран СНГ, за исключением Туркменистана, как основным источником импорта, так и главным экспортным рынком, что во многом объяснялось его масштабами. В то же время торговля между странами СНГ (без учета России) последовательно

сокращалась. Такого рода асимметрия в географической структуре торговых потоков и зависимость от одного рынка в рамках СНГ делает страны данного региона очень уязвимыми от экономической ситуации, складывающейся в России.

Внешнеторговый оборот РФ со странами СНГ (см. табл. 2) вырос в 2007 г. на 27,4% — до 82,419 млрд долл. Доля стран СНГ в общем объеме экспорта России увеличилась за год с 14, 3% до 15,1%, в общем объеме импорта снизилась с 14,9% до 14,2%.

В 2008 г. внешнеторговый оборот России составил 735 млрд долл. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь), в том числе со странами СНГ — 106,5 млрд долл. (рост на 29%). Сальдо торгового баланса России со странами СНГ в 2008 г.

по сравнению с 2007 г. возросло и составило 33,3 млрд долл. против 22,8 млрд долл. в 2007 г.

Внешнеторговый оборот России в январе-апреле 2009 г., по данным таможенной статистики, со странами СНГ составил 18 млрд долл. (снижение на 46,5%), в том числе экспорт — 12,3 млрд долл. (снижение на 45,4%), импорт — 5,7 млрд долл. (снижение на 48,9%).

Сокращение стоимостного объема торговли России со странами СНГ в январе-апреле 2009 г. по сравнению с январем-апрелем 2008 г. произошло как за счет падения средних цен экспортированных товаров, так и по причине снижения физических объемов экспортных поставок.

Таблица 2

Внешняя торговля РФ со странами СНГ в 2000-2008 годах (в фактически действовавших ценах; млн долл.)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Экспорт

Всего 13818,5 14706,2 15710,1 20495,9 29471,2 32582,0 41798,4 52023,8 69861,5

в том числе в страны:

Азербайджан 136 133 277 409,7 621,3 857,8 962,7 1374,6 1991,1

Армения 27,5 75,5 94,5 126 135 191,2 392,2 655,4 695,8

Беларусь 5568,4 5437,8 5922,0 7602,3 11219,2 10093,6 13084,3 17186,7 23603,8

Грузия 42,3 58,2 91,4 152,9 229,6 353,1 569,9 586,0 530,4

Казахстан 2247 2778 2403 3280,7 4664,1 6533,9 8966,7 11963,1 13360,8

Киргизия 103 83,3 104,0 160,9 267,9 376,8 560,7 878,6 1311,0

Молдова 210,4 240,0 269,3 306,2 372,3 448,3 663,6 869,7 1145,8

Таджикистан 55,9 69,4 67,9 128,6 183,0 240,1 368,8 423,7 794.1

Туркмения 130 140 143 221,6 242,0 223,6 228,6 337,0 809,9

Узбекистан 274 409 453 512,0 766,6 860,5 1022,3 1426,3 2067,5

Украина 5024 5282 5885 7595 10770,2 12403,1 14978,6 16322,7 23551,4

Импорт

Всего 11603,1 11203,7 10163,2 13139,4 17708,6 18948,9 22041,5 29809,6 36597,9

в том числеиз стран:

Азербайджан 135 81,1 86,8 93,1 135,7 206,1 216,1 259,3 411,4

Армения 44,0 51,8 56,6 78,7 73,7 101,3 104,0 165,5 204,1

Беларусь 3710 3963 3977,0 4880,2 6485,0 5713,9 6849,6 8886,6 10585,1

Грузия 76,6 83,4 69,0 84,2 107,3 157,7 70,8 68,8 48,3

Казахстан 2200 2018 1946 2474,8 3428,7 3224,7 3840,1 4612,5 6370,2

Киргизия 88,6 61,9 74,2 104,4 149,9 145,6 194,1 290,3 491,9

Молдова 324,9 346,4 281,5 403,7 496,3 548,0 323,3 489,7 651,1

Таджикистан 237 130 66,0 69,9 75,9 94,9 106,1 65,4 208,7

Туркмения 473 39,1 32,1 28,4 43,2 77,1 78,9 82,4 100,3

Узбекистан 663 584 344 485,0 612,4 902,2 1040,1 1566,1 1291,7

Украина 3651 3845 3230 4437 6100,5 7777,4 9218,4 13323,0 16235,2

Источник: составлено и рассчитано по: [7]

Товарооборот России со странами ЕврАзЭС в 2008 г. составил 60,08 млрд долл., в том числе по экспорту — 41,1 и по импорту — 18,9 млрд долл.

Таким образом, торговые, и в целом интеграционные процессы в СНГ связаны, прежде всего, с Россией, т.к. она — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше трех четвертей территории, почти половина населения и более двух третей ВВП. Как РФ, так и страны СНГ придерживаются точки зрения, что от позиции России с ее человеческим, территориальным, ресурсным и экономическим потенциалом зависит реализация многих задач и проектов в СНГ, ЕврАзЭС и др. Однако не означает ли «локомотив» «кормильца», и нужна ли нам такая роль? Не этой ли ролью предопределяются сохраняющиеся проблемы в интеграции на постсоветском пространстве (см. табл. 2)?

Помимо взаимной торговли, Россия в рамках интеграционного взаимодействия осуществляет со странами СНГ сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе, инвестиционной сфере, в области транспорта, межрегиональное и межведомственное сотрудничество.

Можно выделить структурные факторы, затрудняющие интеграцию России и стран СНГ: несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств; низкий технический уровень производства, предопределивший неконкурентоспособность производимой продукции даже

внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья; отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров; потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

Для устранения указанных проблем и реализации возможных выгод и с учетом сложившейся в настоящее время ситуации — глобальной, региональной и внутристрановой — в СНГ необходима разработка новых механизмов интеграционного сотрудничества, которая учитывала бы как важность интеграции в рамках Содружества, осознанную государствами, политику третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Эти новые интеграционные механизмы должны учитывать как позитивные, так и негативные аспекты советского опыта и неудачи после распада СССР

В значительной степени такое положение вещей наблюдается и в рамках Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства на территории СНГ

Таким образом, участие РФ в ряде региональных интеграционных инициатив рассматривается нашей страной как основа создания наиболее благоприятных условий для встраивания национальной экономики в систему мирового хозяйства.

Цель внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе — создание условий для достижения лидирующих по-

зиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в международном разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает, в том числе, создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, а именно:

— укрепление Союзного государства, формирование Таможенного союза и единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, формирование общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС, создание совместных финансовых институтов развития;

— реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других чувствительных для стран СНГ сферах;

— создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям стран СНГ;

— формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках единого экономического пространства, создание общего культурно-образовательного пространства со странами ЕврАзЭс и другими странами-соседями на евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров).

Эти механизмы призваны содействовать дальнейшему социально-экономическому прогрессу страны, модернизации ведущих отраслей экономики и транспортной инфраструктуры, привлечения и использования мирового опыта хозяйствования — на уровнях предприятия, региона и всей страны.

России не следует пренебрегать и теми возможностями, которые дает финансовая интеграция как элемент механизма

взаимодействия в рамках блоков. Формирование действенного валютно-финансового института может и должно стать важнейшей задачей РФ уже в краткосрочной перспективе.

В условиях глобального кризиса возрастают возможности усиления регионального интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве, консолидации стран СНГ вокруг России. Россия, как обладательница значительных золотовалютных резервов, привлекательным источником безвозмездной финансовой помощи, стабилизационных кредитов, направленных на преодоление последствий кризиса и др. видов финансовой поддержки.

Оказание финансовой поддержки в сложившихся условиях дает России потенциальную возможность усилить свои позиции на постсоветском пространстве, несмотря на гибкую и разновекторную — в зависимости от собственных интересов

— политику лидеров стран СНГ. При этом мы согласны с точкой зрения, что «кредитовать другие государства можно и нужно, но только тогда, когда четко прописаны правила игры и понятно, какие именно экономические или политические выгоды, причем в самое ближайшее время, а не в туманном будущем, получит взамен Россия». [8]

Наконец, необходима более последовательная и настойчивая работа — на всех уровнях, во всех направлениях — по реализации разработанных концепций и более целенаправленное отстаивание интересов страны в рамках ее экономического интеграционного взаимодействия на международном уровне. Это позволит обеспечить экономическую безопасность РФ, реализацию интересов государственных и предпринимательских кругов, и в, конечном итоге, социально-экономический прогресс Российской Федерации.

Литература

1. Максимова М.М. Приемлем ли опыт Европейских сообществ для России и СНГ? — М., 2007.

2. Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. — М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шмелев Н. П. Экономическая составляющая российской внешней политики // Современная Европа. — 2001. — №2.

4. Шкваря Л.В. Экономическая интеграция в условиях глобализации мировой экономики: трансформация форм и теорий.

— М., 2006.

5. Пресс-релиз. — http://cisstat.com

6. UNCTAD Handbook of Statistics 2008.

7. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Вып.30). — М.: ИЭПП, 2007.

8. Трофимова Е.В России увидели дойную корову. // http://www.utro.ru/articles/2009/03/04

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНЗИТИВНЫХ ОБЩЕСТВ ЕВРОПЫ

В.В. Зинченко,

профессор Центра Европейских исследований Киевского национального университета им. Т. Шевченко, кандидат экономических наук,

доктор философских наук

В статье исследуется опыт трансформаций государств, которые осуществляют институциональные, политические и экономические реформы в условиях интеграционных процессов. Использование этого опыта с учетом специфических условий стран прежнего СССР позволит избежать многих ошибок, ускорить продвижение по пути формирования эффективно функционирующего хозяйства рыночного типа.

Отмечается, что современная развитая социальная система требует стабильного макроэкономического роста, сочетания свободного предпринимательства с государственным регулированием, формирования публичной власти и развитого гражданского общества.

Ключевые слова: интеграция, политика трансформации, институты общества, рыночная экономика, либерализация, государственное регулирование, модернизация.

Опыт стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые на несколько лет раньше от постсоветских государств приступили к модернизации экономико-политической системы и формированию рыночной экономики, заслуживает

пристального и глубокого изучения. Использование этого опыта позволит избежать многих ошибок, ускорить формирование эффективно функционирующего хозяйства рыночного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.