62__________________________________ВЛАСТЬ________________________________201 0’03
Владимир ПЕЩЕРОВ
РОССИЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ: ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена анализу результатов социально-политических и экономических преобразований в стране и оценке их влияния на развитие системы образования в России. Анализируются основные проблемы в процессе модернизации системы образования в целях ее интеграции в общеевропейскую систему образования.
The article is devoted to the analysis of influence of state socio-political and economic transformations of Russian education system. The author examines the basic problems of the educational system modernization with the view to its integrating in the all-European education system.
Ключевые слова:
реформа, государственная политика, конституционное право, элитное образование, информатизация образовательного процесса; reform, public policy, constitutional right, elite education, 'informatization of educational process.
ПЕЩЕРОВ
Владимир
Георгиевич —
соискатель
Московского
государственного
областного
университета
Изменение социально-политических и экономических условий в России и в мире в целом поставили российское общество перед непростым выбором, когда альтернативы вариантов перспективы дальнейшего развития одновременно и радуют, и пугают. Исторически в России сформировалась достаточно мощная система образования, учитывающая национальные и этнические особенности населяющих ее народов. Однако переход на рыночный принцип хозяйствования потребовал ряда преобразований, позволяющих адаптировать систему к сегодняшним условиям в целях интеграции в мировую образовательную систему. Считавшаяся когда-то «лучшей», система образования России в настоящее время вынуждена подстраиваться к изменившимся условиям, присматриваясь к «соседям» и выбирая порой не лучшие приоритеты в образовании в условиях рыночных отношений1.
Начатая в 2001 г. с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года реформа российского образования ставила основной целью повышение качества, доступности и эффективности образования в России2. Однако практика проведения изменений в области образования столкнулась с целым блоком проблем, решение которых в условиях сегодняшнего дня оказалось затруднительным.
Основы государственной политики в сфере образования выражены в документах, регламентирующих деятельность системы образования, и других федеральных законодательных актах РФ3, однако их содержание по многим параметрам не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, это право граждан России на образование согласно Конституции РФ. Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права. В законах, нормативно-правовых актах и федеральных программах закреплены гарантии государства по общедоступности и бесплатности общего и профессионального образования
1 Рекомендации совещания рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса. - СПб., 20 марта 2003.
2 Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
3 Закон РФ «Об образовании», принятый Государственной Думой в 1992 г. и скорректированный в 1996 г.; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, принятая Государственной Думой 23 декабря 2005 г.; приоритетный национальный проект «Образование», анонсированный президентом РФ 5 сентября 2005 г. в числе четырех других национальных проектов.
201 0 ’ 0 3 ВЛАСТЬ 63
на конкурсной основе для всех граждан России. При этом государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода.
Однако в практике высшей школы этот принцип реализуется только формально, поскольку бюджетных мест слишком мало и конкурс на бюджетные места порой доходит до астрономических величин. В результате в государственных вузах численность обучающихся по договору доходит до 80% и более от общего объема обучающихся. В настоящее время - в условиях кризиса, сопровождающегося сокращением рабочих мест, реальные возможности граждан получить образование снижаются. Анализ образовательной практики показывает, что возможности и условия для реализации главной стратегической цели государственной политики - обеспечения конституционных прав граждан на получение качественного образования — сужаются. Во многом это обусловлено увеличением стоимости платного обучения, причем не только в негосударственных, но и государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также значительным отставанием финансовых возможностей обучающихся и их семей от стоимости платных услуг. Иначе говоря, без активного вмешательства федеральных властей эту стратегическую цель образования, связанную с соблюдением конституционных прав граждан, решить невозможно.
Достояние наших демократических преобразований в стране - элитное образование - также имеет свои ограничения и недостатки1:
— во-первых, в силу его дороговизны оно доступно весьма незначительным категориям граждан;
— во-вторых, элитное обучение за границей сопряжено с оттоком части способных молодых специалистов в другие страны и последующей их трудовой деятельностью в экономике этих стран;
— в-третьих, снова становится актуальной проблема «утечки мозгов», основанная на объективном желании талантливой молодежи иметь соответствующие перспективы роста и возможность сделать карьеру.
1 Специальный доклад в соответствии с п. 2 ст. 33 федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»,2006.
В современных условиях молодежь стала по-новому осознавать значимость образования для дальнейшей жизни. Повышенный спрос на гуманитарные специальности последних лет можно объяснить не только рыночным спросом на них, но и недостаточным финансированием инженерно-технических, естественнонаучных, оборонных и других базовых направлений, требующих относительно больших затрат. Хорошее образование хотят получить многие, но немногие добиваются в конечном итоге желаемого результата; и эти немногие и есть тот авангард нации, который аккумулирует в себе значительный национальный потенциал, позволяющий произвести прорыв в различных областях науки. Другое дело, что им нет места в стране, и они не хотят возвращаться в убогие условия труда российской действительности. Здесь необходимо законодательное, материальное и моральное стимулирование молодежи для блага российской науки и практики.
Еще одной проблемой в сфере образования является низкая оплата труда преподавательского состава вузов, что, в свою очередь, приводит к снижению качества образования. Стремление как-то обеспечить материальное положение семьи превращает труд преподавателя в «беготню» по вузам, что также снижает заинтересованность преподавателя в качестве обучения. К тому же интеграция в ОЕСО требует нового качества педагогического корпуса, но система подготовки учителей зачастую продолжает воспроизводить специалистов, ориентированных лишь на работу в жестко регламентированной системе образования, а система повышения квалификации и переподготовки недостаточно учитывает происходящие процессы обновления содержания образования, появление новых педагогических технологий. В 2010 г. руководство страны решило кардинально пересмотреть вопрос о повышении заработной платы и уровня профессиональной подготовленности преподавательского состава всех уров-ней2. Президент отметил, что необходимо существенное изменение содержания и структуры педагогического образования.
Стабилизирующую и укрепляющую
2 Из выступлений Президента РФ на конференции в Санкт-Петербурге и Председателя Правительства Российской Федерации в СМИ в январе 2010 г.
64 ВЛАСТЬ 201 0 ’ 0 3
роль в процессе модернизации российского образования должна выполнить получившая легитимный статус доктрина образования в РФ1, которая представляет собой идейно-теоретический фундамент для разработки стратегических направлений развития современной образовательной политики России.
Стержневой проблемой, затрагивающей многие направления государственной политики в образовании, является информатизация образовательной системы. Она рассматривается в качестве необходимого условия и важнейшего этапа информатизации России в целом. Исключительно низкий по сравнению с зарубежными странами уровень информатизации российского образования налицо. Приходится констатировать, что лишь 50% российских школ имеют на сегодняшний день компьютерные классы, компьютерная грамотность и информационная культура преподавательского состава вузов очень низка и не соответствует современным требованиям. Российская государственная политика в области образования нуждается в новом, целостном, системном осмыслении и корректировке, эффективных механизмах ее реализации, воспринимаемых как возможность перехода общества от индустриального этапа к информационному2.
Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ до 2020 года определяет пути преобразования научного и инновационного комплекса системы образования в действующий национальный ресурс обновления и социального развития страны, наращивания ее духовного, интеллектуального и экономического потенциала3. Ее реализация может обеспечить создание фундамента для развития российской системы образования и интеграции ее в
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в РФ».
2 Проблемы качества образования : сборник статей / под ред. А.В. Петрова. — Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2006.
3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Проект МЭРТ РФ, 2007.
общеевропейскую систему образования, которая предусматривает также развитие международного сотрудничества по созданию целостной системы международных связей в области образования, охватывающей как российский, так и международный рынок образовательных услуг.
Однако здесь существует целый ряд проблем. По оценкам специалистов, при решении проблем российской системы образования приоритетными представляются следующие направления:
— создание современной нормативноправовой базы и социально-экономических условий, соответствующих международным стандартам образовательной деятельности в России;
— вхождение в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера с учетом направлений экономического и научно-технического развития России;
— развитие международной академической мобильности и обеспечение участия России в подготовке высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;
— разработка и осуществление целевых инновационных исследований и участие в международных проектах и программах, предусматривающих конструктивную консолидацию научных мыслей во имя процветания человечества;
— взаимодействие с государствами — участниками СНГ и странами бывшего СССР в вопросах создания общего образовательного пространства, удовлетворяющего образовательным потребностям соотечественников и обеспечивающего гражданскую толерантность к национальным особенностям других народов.
Решение проблем в области образования, даже в прилагаемом аспекте, потребует многоплановой деятельности как в законодательной, так и в исполнительной сферах, однако их планомерное и грамотное решение необходимо для совершенствования российской системы образования в соответствии изменившимися условиями в стране и с целью достойной интеграции в европейскую образовательную систему.