Научная статья на тему 'Россия нацелена в будущее'

Россия нацелена в будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В феврале на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась Международная научно-практическая конференция «Россия и мир: 2012-2020». Ведущие российские политики и бизнесмены, их зарубежные коллеги обсудили перспективы развития экономической и политической жизни, особенности доработанной стратегии развития страны до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International research and practice conference «Russia and the World: 2012-2020» took place in February in the Russian Academy of National Economy and Public Administration. Leading Russian politicians and businessmen, their foreign colleagues discussed the prospects for the development of economic and political life, peculiarities of the updated strategy for the country's development until 2020.

Текст научной работы на тему «Россия нацелена в будущее»

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА „

Россия нацелена в будущее

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках III Гайдаровского форума состоялась Международная конференция «Россия и мир: 2012-2020».

Тема, заявленная в названии конференции, обозначила два ключевых момента, на которых сосредоточились эксперты. Организаторы планировали определить место России в контексте развития мировой экономики, изучить факторы, влияющие на интеграцию и дезинтеграцию экономической жизни Европы и США, оценить нарастающие риски кризисов. Вторым аспектом дискуссии стало обсуждение рекомендаций разработчиков программы улучшения внутрироссийской экономической ситуации, сохранения темпов и направления ее развития.

Форум собрал основных действующих лиц российской политики и бизнеса, ученых и экспертов, практикующих экономистов, принимающих участие в подготовке заключений и рекомендаций для органов власти. Представительным оказался и список зарубежных партнеров.

Развернувшаяся дискуссия показала большое разнообразие мнений, подходов, позиций, которое сделало нынешний форум истинно отвечающим своему назначению - публичного поиска истины при одном не вызывающем споров положении: Россия очень зависима от внешних воздействий, прежде всего от спроса на углеводороды, и в случае мировой рецессии это неизбежно отразится на российской экономике.

Конструктивную направленность четырехдневной дискуссии задал первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов в своем вступительном слове. Он отметил, что правительство ясно осознает проблемы, стоящие перед страной, видит вызовы и угрозы, связанные с процессами в мировой экономике и нашими собственными трудностями, но для выработки оптимального подхода к решению этих вопросов необходимо прежде всего рационально оценивать имеющиеся ресурсы и преследовать строго очерченные цели. И быть честными с самими собой.

«Только недалекие люди, начисто лишенные памяти, могут не замечать успехи, достигнутые страной за последние десять лет», - подчеркнул первый вице-премьер. Эти успехи вполне осязаемы в росте реальных доходов граждан, в появлении новых больниц и школ, в создании исследовательских центров. Люди видят и пользуются результатами роста, объективная картина которого не только отражена в отечественной статистической отчетности, но и подтверждается зарубежными аналитиками.

Правительство имеет ясную программу действий, основанную на анализе и научных подходах к преодолению вызовов сегодняшнего дня. Одним из главных И. Шувалов назвал активные политические процессы. Заместитель главы правительства считает, что их интенсификация означает заинтересованность народа в реальном улучшении жизни и свидетельствует о реальном формировании среднего класса в стране

как показателе верного курса реформ: «Когда ВВП на душу населения стремится к 15 тысячам долларов, страна пересекает определенный рубеж. Она начинает себя по-другому воспринимать. Политическая система становится более подвижной и более современной». Активность населения демонстрирует достаточное экономическое развитие, а в следующее десятилетие будет происходить активное развитие политической системы России. Причем И. Шувалов не сомневается, что как экономика совершила значительный рывок, так и отечественная политическая система через десять лет будет одной из самых развитых в мире: «Мы переходим к другой стадии политического, общественного развития. И понятно, что чем больше будет возрастать ВВП в стране, чем больше будет Россия прирастать мощью, тем более активны будут люди».

О важности корректировки стратегии развития страны до 2020 г. И. Шувалов говорил и позже, во время своей пресс-конференции. В ближайшее время планируется заседание у Президента РФ Д.А. Медведева с участием Председателя Правительства РФ В.В. Путина, посвященное обсуждению программы развития страны до 2020 г. Начав работу в декабре 2010 г., сейчас эксперты представили сводный доклад о своем видении этой проблемы. И. Шувалов расценивает результаты их работы как интересные и сложные, отмечая при этом, что не все члены правительства согласны с приведенными выводами и рекомендациями. Для выработки единого мнения в ближайшие два месяца будут проведены дискуссии, по результатам которых специалисты займутся подготовкой проектов новых законов, необходимых для реализации программы.

Сейчас надо думать, чем конкретно будет заниматься правительство в ближайшие годы. Нужны ключевые решения в налоговой сфере, которая требует прежде всего стабильности для обеспечения здорового климата для бизнеса и инвестиций. Правительство должно договориться и об источниках роста, независимо от внешней конъюнктуры; нужно позаботиться об обеспечении инвестиций в базовые отрасли экономики и инфраструктуру. Среди насущных вопросов - стабильность пенсионного обеспечения, либерализация рынков труда, вопросы трудовой миграции. И. Шувалов обещал знакомить общественность с ходом предстоящих дискуссий и еще раз назвал представленные экспертами материалы очень интересными.

В продолжение пленарного заседания министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина, говоря о тенденциях развития, отметила, что сегодня мир исчерпал модель роста последнего десятилетия, которая основывалась на дешевых ресурсах. Их больше не будет, соответственно, не будет и таких темпов роста, в том числе двухзначных темпов роста для России. Для устой-

чивого роста необходима новая модель, основанная на частных инвестициях. Для России это означает необходимость кардинального улучшения инвестиционного климата. Бизнес крайне чувствителен к эффективности судебной системы и уровню коррупции в стране. Решение этих задач позволит значительно увеличить инвестиционную активность.

Если мы не предпримем решительных шагов по изменению существующей модели, темпы роста составят 2-3% в год, а новая модель позволит России расти по 5-6% в год. Казалось бы, разница не столь велика, но министр настаивает на ее принципиальном характере. Для наглядности Э. Набиуллина предложила перевести проценты роста в абсолютные цифры: «Три процента, выраженные в деньгах, - это 1 трлн 800 млрд рублей. Это больше расходов федерального бюджета на образование, на здравоохранение. Это в полтора раза больше расходов бюджетов всех уровней на дороги».

Соглашаясь с министром, председатель правления Сбербанка России Герман Греф отметил, что меняться необходимо, но в предыдущие годы было слишком мало модернизационных стимулов. При этом, критикуя правительство за слабую динамику, нужно понимать, что в тех условиях, в которых находилась Россия в последние годы, так действовало бы любое правительство.

В каждой реформе есть опасные развилки, их нужно проходить филигранно, опираясь на мощную команду управленцев. Наличие такой команды Г. Греф расценивает как главное условие вхождения России в модернизационный период. Иначе будут уничтожены и образование, и здравоохранение, и финансовая политика. Энергетический сектор, который был всегда для России незыблемой зоной уверенности, превращается сегодня в проблемную зону, создавая системные риски для развития всей экономики. Мир активно внедряет новые технологии, в том числе в энергетике, нефтяной и газовой промышленности. Ситуация требует от нас быстрого реагирования и конкурентного вмешательства. Предстоит сделать выбор между здоровым откликом свободно развивающегося рынка и административным реагированием на каждый новый вызов. Г. Греф уверен, что, несмотря на наши внутренние трудности, в ближайшее десятилетие Россия будет лучшим местом для ведения бизнеса.

Предоставляя слово Президенту Республики Татарстан, ведущий заседание ректор РАНХиГС Владимир Мау сказал, что Рустам Минниханов руководит регионом, претендующим на звание «экономического чуда». Что и было наглядно продемонстрировано в докладе президента Татарстана.

Начав с цифр - ВРП республики в 2011 г. составил 1,25 трлн руб., а к 2016 г. этот показатель планируется увеличить до 2 трлн руб., - Рустам Минниханов сообщил о достижениях республики,

Россия нацелена в будущее 15

о поддержке малых форм сельского хозяйства, о реализации масштабных программ капитального ремонта и строительства жилья. Особую гордость Президента РТ вызывает факт, что в 2011 г. в республике впервые за долгое время зафиксирован естественный прирост населения.

Одну из важнейших задач современного развития Р. Минниханов видит в создании серьезного кадрового потенциала, без которого невозможно дальнейшее движение вперед. Татарстан делает акцент на информатизацию. Широкие возможности предоставляют 14 созданных кластеров профессионального обучения.

Президент Татарстана уверен, что современным подходам к ведению бизнеса и производства надо учиться: например, благодаря внедрению инновационных технологий только «КАМАЗ» за 5 лет сэкономил 16 млрд руб. А благоприятную среду для бизнеса должна создавать комфортная инфраструктура. В Казани действует 1Т-парк, где есть возможность реализовать самые смелые замыслы. В ближайшее время начнет действовать второй, в Набережных Челнах. А создание инновационного города-спутника Казани «Иннополиса» Рустам Минниханов назвал одной из наиболее амбициозных задач республики.

Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов говорил о планах превращения Москвы в международный финансовый центр. Важность создания такого центра в столице и имеющиеся на этом пути проблемы А. Шаронов комплексно оценивает не только как управленец-практик, проработавший много лет заместителем министра экономического развития и торговли России, но и как ученый-экономист, опубликовавший немало научных статей.

Москва уже сегодня обладает рядом объективных предпосылок для заинтересованности инвесторов. Возможность ведения дел в мегаполисе, население которого составляет 15 миллионов человек, представляется большинству бизнесменов крайне заманчивой. К сожалению, условия для бизнеса очень противоречивы, сложны и пока малопонятны для иностранных инвесторов. В результате часть капиталов уходит на другие рынки - ведь мы не единственная площадка для финансового центра. В этом смысле наша задача даже труднее. Мы должны «переиграть» действующих игроков рынка финансовых услуг, создать для них наиболее привлекательные условия.

Те же, кто решился работать в нынешних российских реалиях, жалуются на высокие риски и требуют в качестве компенсации более высокую доходность. В конечном счете это удорожает услуги для потребителя.

Эта ситуация заставляет нас действовать, создавая для инвесторов понятные условия игры. Речь прежде всего идет о прозрачном налоговом законодательстве, способном обеспечить стабильные отношения государства и бизнеса в обозримой перспективе.

Среди неотложных задач и создание надлежащей инфраструктуры, расширение дорожной сети Москвы, преодоление проблемы пробок. Иными словами, получение статуса международного финансового центра - это результат целенаправленной планомерной работы по преодолению существующих проблем.

В ходе первого дня работы форума состоялись еще две больших пленарных дискуссии: «Предпринимательский климат», которую вел Президент, Председатель Правления ОАО ММВБ-РТС Рубен Аганбегян, с участием представителей исполнительной власти, ведущих бизнесменов, ученых, общественных деятелей, и не менее представительная «Точки роста: критерии эффективности региональных институтов», посвященная вопросам оценки эффективности работы губернаторов и их команд.

В своих выступлениях министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин, губернаторы и ученые высказывали замечания по корректировке существующей сегодня методики оценки эффективности в регионах, звучали в том числе и острые комментарии. Эта тема представляет для читателей журнала «Государственная служба» особый интерес, потому что напрямую касается перспектив системы государственной службы. (Подробный отчет о дискуссии мы планируем дать в следующем номере нашего издания.)

Второй день форума был посвящен макроэкономическим и финансовым проблемам. Выступившие на пленарной дискуссии главный научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Алексей Кудрин, министр финансов РФ Антон Силуанов, первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации Алексей Улюкаев, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин, ученые, зарубежные партнеры поделились мнениями о второй волне кризиса, о рецессии в экономике Европы и связанными с ними вопросами формирования российского бюджета.

Отмечалось, что задача правительства в ближайшее время - принятие стратегии развития, сбалансированной по приоритетам и обеспеченной ресурсами. Вся работа должна быть подчинена выстраиванию таких институтов и точек опоры, которые не позволят социальным задачам государства попадать в зависимость от сиюминутной конъюнктуры рынка. Тем более что после 2020 года Россия войдет в период тяжелой демографической ситуации, а с этим будут связаны многие социальные проблемы. В частности, необходимо сохранить устойчивость пенсионной системы.

Члены Правительства Российской Федерации придерживаются единого мнения: Антон Силуанов поддержал Эльвиру Набиуллину в том, что для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и достаточных темпов роста - 5-6% и даже

выше - необходима переориентация спроса с потребительского на инвестиционный. Инвестиционный интерес к России должен быть подкреплен бюджетной и налоговой стабильностью, которые обеспечат стране устойчивую конкурентоспособность.

Не осталось без внимания замечание министра о возможности введения законодательного ограничения на осуществление наличных денежных расчетов. По словам А. Силуанова, расчеты наличными - одна из причин роста теневой экономики России. Более широкое введение безналичных расчетов даст хоть и не слишком масштабный, но вполне ощутимый макроэкономический эффект.

Свое видение обсуждаемых проблем высказали председатель совета директоров МДМ-Банка О. Вьюгин, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ-Высшая школа экономики С. Алексашенко, Председатель национального банка Польши М. Белка, директор Центра макроэкономических исследований ОАО «Сбербанк России» К. Юдаева.

Включившийся в дискуссию помощник Президента России Аркадий Дворкович указал на то, что в стратегическом планировании не доучитывается влияние налогов на политику компаний, в итоге бюджет недополучает ожидаемых денег. Он не согласился с прозвучавшим мнением о том, что в стране слишком выросли зарплаты: «Могли бы вырасти и больше, если бы не коррупция. Наша проблема в том, что рост зарплат не сопровождался развитием институтов. Если бы институты были развиты, иностранные инвесторы шли бы в страну гораздо охотнее даже с более высоким уровнем зарплат, чем сейчас».

А. Дворкович обратил внимание собравшихся на еще один специфический принцип организации российского экономического климата - недобросовестность предпринимателей. «Именно поэтому не принимаем стимулирующих налоговых мер - боимся, что стимулы используют для ухода от налогов. Но то, что было типичным поведением в 90-е годы, сейчас уже единично, предприниматели в массе своей изменились и хотят соблюдать законы. К сожалению, в Минфине до сих пор настроены скорее на ограничительные, а не на стимулирующие экономику меры», - сказал помощник президента.

А. Дворкович выступил в защиту запланированных оборонных расходов и сделал акцент на важности выбора альтернативы развития страны - новая индустриализация, или постиндустриальное общество. «По первому сценарию необходимо будет создавать хорошие условия главным образом для крупных компаний, по возможности сохранять в экономике госсобственность. При реиндустриализации не так важно, какие будут налоги - раз упор будет делаться на крупный бизнес, и совершенно не обязательна открытость власти. Зато будут чрезвычайно важны цены на энергоносители.

Другой сценарий, который ближе к постиндуст-

риальной политике, требует других решений: максимальной свободы предпринимательства, конкуренции, опоры скорее на малый, средний бизнес, чем на крупные корпорации. Это намного более жесткая борьба с коррупцией, сохранение низкой инфляции. В этой ситуации решающую роль приобретает система защиты прав собственности и качество судебной системы. И именно это тогда и будет составлять приоритеты в политике».

В реальности будут присутствовать элементы обоих вариантов, но одна из тенденций, в зависимости от сделанного выбора, будет преобладающей, и именно она определит путь развития страны на десятилетие. «Мне лично второй путь, основанный на открытости, широком участии частных предпринимателей, конкурентности, кажется более привлекательным», - заключил свое выступление А. Дворкович.

В этот же день состоялись панельные дискуссии на темы «Финансовые институты инновационного развития», «Перспективы европейского роста», «круглые столы» «Экономическая политика и модернизация в условиях циклических колебаний», «Человеческий потенциал и перспективы его роста за счет миграции: возможности и риски», «Международная экономическая интеграция и российский бизнес», «Привлечение иностранных инвестиций в регионы в условиях вступления России в ВТО», «Будущее банковской системы» и другие.

Не менее насыщенным был и третий день форума. В пленарных дискуссиях о новой социальной политике, мировых тенденциях и вызовах развитию систем здравоохранения и образования приняли участие министр здравоохранения и социального развития РФ Т. Голикова, министр образования и науки РФ А. Фурсенко, директор Федеральной миграционной службы России К. Ромодановский, ректор НИУ-Вы-сшая школа экономики Я. Кузьминов, представители зарубежных университетов и фондов.

В последний, четвертый день форума прошла пленарная сессия по разработке и внедрению новых технологий. Панельную дискуссию «Технологические тренды в российской инновационной экономике» вел председатель Правления ОАО «РОСНАНО», заведующий кафедрой технологического предпринимательства МФТИ А. Чубайс. Параллельно все дни форума в академии действовала выставка предприятий наноиндустрии.

В названии многих, почти всех заседаний присутствовало слово «будущее». И действительно, прошедшая конференция продемонстрировала глубокую заинтересованность российской власти и экспертного сообщества в разработке оптимальной для страны стратегии развития, способной обеспечить поступательное улучшение жизни граждан и конкурентоспособность России на мировой арене.

Подготовила Лидия КОРНИЛОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.