элементами ПРО в Европе в другом свете, более объективном, а также привело бы к появлению новых решений с учетом позиций всех вовлеченных сторон. Примером может быть предложение Президента России В.В.Путина о возможности использования РЛС Габала (на территории Азербайджана) в интересах отслеживания характера и степени ракетной угрозы на Юге. Предложение было высказано в ходе личной беседы российского и американского президентов на недавно завершившейся встречи «восьмерки» в Германии и, на наш взгляд, содержит в себе значительные возможности для дальнейшего сотрудничества в области ПРО ТВД в различных форматах.
Жизнь убедительно доказывает, что сегодня невозможно в одиночку или даже в рамках одной организации эффективно противостоять современным угрозам и вызовам терроризму, региональным кризисам, природным катаклизмам, эпидемиям и другим асимметричным вызовам.
Все они требуют комплексных усилий по их отражению. В свою очередь, именно при таком подходе складываются условия для формирования тесных партнерских отношений. Так, Россия неоднократно указывала на возможности, которыми располагает ОДКБ в связи с ситуацией в Афганистане. Однако, сдержанность, проявляемая со стороны НАТО, не позволяет привлечь растущий потенциал ОДКБ на таких актуальных направлениях, как борьба с наркоугрозой, проистекающей с территории Афганистана, транзитные перевозки, оказание гуманитарной и других видов помощи. И это при том, что миссия НАТО в Афганистане имеет важное значение для дальнейшего развития Альянса. По сути дела, это — самый серьезный вызов для Альянса с его основания в 1949 г.
Наконец, дальнейшее сотрудничество между Россией и НАТО зависит во многом от того, куда и как пойдет процесс трансформации Альянса, как будут соблюдаться в его действиях принципы и нормы международного права, как будут учитываться интересы России в контексте изменения геополитической ситуации. Процесс трансформации должен сопровождаться высокой степенью транспарентности, сочетающейся с интенсивным политическим диалогом в рамках СРН, с всесторонними мерами контроля над вооружениями и мерами по укреплению доверия.
Такова сжатая характеристика российско-натовских отношений, позитивных и негативных моментов в их развитии. В целом не стоит приуменьшать результаты деятельности СРН за период его существования. Уже создана база для реализации комплексного подхода к решению проблем евро-атлантической безопасности в виде структуры рабочих органов Совета, приобретенного опыта развития отношений и создания атмосферы взаимного доверия. Ратификация Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 2007 г. Соглашения о статусе сил между Россией и НАТО отражает прагматический подход нашей страны к развитию сотрудничества с Альянсом. В то же время нельзя не отметить, что существуют конкретные проблемы, от решения которых зависит не только будущее этих отношений, но и состояние региональной и глобальной систем безопасности. Юбилейные даты предоставляют нам дополнительные возможности остановиться, оглянуться, увидеть достигнутое и обозначить векторы дальнейшего движения. Древние римляне говорили, что «дерево оценивают по его плодам». Хотелось бы, чтобы дерево российско-натовского сотрудничества плодоносило, а плоды его не были бы горькими.
РОССИЯ-НАТО: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Генерал-лейтенант Евгений Бужинский,
Начальник Международно-договорного управления, Заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации
В мае 2007 г. Россия и НАТО отметили два юбилея. Первый из них — десятилетие со дня подписания Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией. Второй — пятилетие основания Совета Россия — НАТО (СРН) в соответствии с Римской декларацией глав государств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО «Отношения Россия — НАТО: новое качество».
На наш взгляд, за этот период сделан важный шаг на пути установления прочных отношений Россия — НАТО. Главное — мы не рассматриваем друг друга в качестве противников и нацелены на развитие стабильного и долговременного сотрудничества, в том числе, и в военной сфере. Наши усилия сосредоточены, прежде всего, на поиске новых путей и возможностей для взаимодействия в важных стратегических областях, представляющих взаимный интерес.
Совет Россия — НАТО, несмотря на свой относительно «юный» возраст, стал тем форумом, где задействованы механизмы для консультаций,
выработки консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий по широкому спектру вопросов безопасности в евро-атлантическом регионе. Мы считаем, что этот орган не должен оставаться в стороне от вопросов, способных изменить к лучшему геостратегический ландшафт Европы в ближайшие десятилетия.
Какие же задачи решаются сегодня Советом Россия - НАТО?
В настоящее время в его рамках действуют более 20 рабочих групп по различным областям сотрудничества, таким как: борьба с международным терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, ядерная безопасность, контроль над вооружениями и меры доверия, военные реформы, спасание экипажей аварийных подводных лодок, миротворчество, ПРО ТВД, сотрудничество в воздушном пространстве и другим.
За время деятельности СРН был накоплен определенный опыт практического взаимодействия.
Приоритетным направлением нашей работы остается создание эффективной системы противодействия международному терроризму. Весомым инструментом в этой области является комплексный План действий Совета Россия - НАТО по борьбе с терроризмом.
Учение сил специального назначения, которое намечено провести во Франции в 2008 г., должно продемонстрировать возможность синхронных и скоординированных действий военных подразделений России и НАТО на тактическом уровне по отработке сценариев в борьбе с террористами.
Еще одним практическим шагом по реализации Плана является участие России в контртеррористической операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия».
В рамках операции в 2006 г. было проведено обучение группы офицеров Черноморского флота мобильной группой НАТО в ходе похода ракетного крейсера «Москва» в Средиземное море (февраль) и совместное учение в восточной части Средиземного моря сторожевого корабля «Пытливый» с британским фрегатом «Ноттингем» (май - июнь). Участие российских сил и средств в операции осуществлялось осенью 2006 г.
В 2007 г. ВМФ России продолжает участие в операции и планирует выделение в состав оперативной группы сторожевого корабля «Ладный» и средств обеспечения. В настоящее время осуществляется учебная и боевая подготовка кораблей и экипажа. Их выход в море намечен на начало августа. Непосредственное участие сторожевого корабля «Ладный» в операции запланировано на сентябрь 2007 г.
Несколько слов хотел бы сказать и о другом проекте СРН - Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве» (ИСВП).
Он направлен на формирование гражданского и военного контроля над воздушным пространством в целях осуществления контртеррористических мероприятий.
Создание общей картинки воздушной обстановки позволит не только более эффективно реагировать на террористические угрозы с применением самолетов, но и предотвращать опасные инциденты в воздухе. На сегодняшний день нам, к сожалению, не удалось подключить к проекту страны Балтии, хотя географическое положение прибалтийских государств позволяет им существенно усилить возможности России и Альянса в устранении опасности воздушных инцидентов.
Эксперимент по взаимному обмену информацией о воздушных судах на базе координационных центров управления воздушным движением в Москве и в Варшаве, проведенный в 2005 г. стал еще одним наглядным примером совместной работы. Он продемонстрировал высокую эффективность выявления фактов возможного захвата самолетов террористами и нейтрализации последствий их действий.
В феврале 2007 г. был инициирован вопрос о подготовке и проведении учения ИСВП. В этой связи поступило предложение создать целевую группу по разработке замысла учения, в которую войдут представители международного секретариата, Норвегии, России, Польши, Турции, США.
На сегодняшний день данный проект в рамках СРН является одним из наиболее успешных и, по нашему мнению, демонстрирует реальные достижения российско-натовского взаимодействия.
С июня 2003 г. с целью обеспечения возможности проведения совместных операций воинских контингентов России и стран-участниц НАТО осуществляется практическая работа в области повышения уровня оперативной совместимости войск (сил).
За прошедший период проведено более ста мероприятий. В 2007 г. - приоритет будет отдан совместным учениям и связанным с ними мероприятиям.
По мнению Министерства обороны России, основная цель оперативной совместимости заключается в создании таких условий, когда при наличии разных стандартов достигается возможность совместных действий. При этом речь не идет о необходимости соответствия стандартов одной стороны требованиям, принятым другой стороной.
В этой связи планируем продолжить работу над обеспечением совместимости подразделений вооруженных сил России и стран НАТО при проведении миротворческих операций. Это - важный задел на будущее с учетом желания развивать сотрудничество в Совете Россия — НАТО в области совместного миротворчества.
Особое значение здесь мы придаем подготовке комплексного учения по проведению операции кризисного реагирования с участием от Вооруженных
Сил Российской Федерации подразделений 15 отдельной мотострелковой бригады, воздушно-десантных войск, военно-транспортной авиации, сил и средств боевого, тылового и технического обеспечения. Уже состоялась планирующая конференция по подготовке этого мероприятия.
В 2009 г. планируется провести командно-штабное учение, а в 2010 г. — его активную фазу.
Серьезным подспорьем в решении этих задач должно стать вступление в силу Соглашения между государствами -участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира», о статусе их Сил от 19 июня 1995 г.
Присоединение к этому документу позволяет, прежде всего, усовершенствовать правовую базу для решения комплекса правовых и организационно-технических вопросов пребывания военнослужащих, гражданских служащих и членов их семей, а также вооружения и военной техники одних государств-участников вышеупомянутого Соглашения на территориях других его государств-участников.
23 и 25 мая 2007 г. Соглашение было ратифицировано обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
Хотел бы отметить, что Соглашение 1995 г. является международным многосторонним документом рамочного характера и поэтому имеет для нас сугубо обеспечивающий характер. По каждому конкретному случаю пребывания иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации (например: визиты, транзит участников контртеррористической операции в Афганистане, участие в совместных учениях миротворческих сил и т.д.) будет приниматься соответствующее политическое решение военно-политического руководства страны. Соглашение 1995 г. устанавливает статус участников подобных мероприятий, определяя их обязанности и юридическую ответственность в случае нарушения законодательства Российской Федерации. При этом имеется в виду, что обязательства по данному Соглашению основываются на принципах взаимности.
Совет Россия — НАТО как форум, несомненно, состоялся. Здесь откровенно обсуждаются самые различные проблемы европейской безопасности. В частности, российская сторона на его заседаниях регулярно поднимает «неудобные» вопросы, которые возникают в процессе взаимодействия России и НАТО. И это естественно, ведь вопросы, так или иначе затрагивающие европейские страны, США и Канаду, не могут обсуждаться только за закрытыми дверями.
Именно через диалог и реальную нацеленность на результат мы предлагали нашим партнерам в мае этого года разблокировать ставшую уже абсурдной ситуацию в области контроля над вооружениями в Европе.
Речь идет о Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Соглашении об его адаптации.
Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая 26 апреля 2007 г. перед Федеральным Собранием, подробно остановился на ситуации, складывающейся вокруг ДОВСЕ.
Наша страна добросовестно выполняла этот Договор в течение многих лет. Это было даже в условиях, когда «фланговые ограничения» по Договору препятствовали передислокации наших сил и средств в пределах национальной территории, что шло в ущерб безопасности России. При этом наши партнеры, не ратифицируя подписанное еще в 1999 г. Соглашение об адаптации ДОВСЕ, явно использовали сложившуюся ситуацию для получения односторонних военно-политических преимуществ.
Вступившие в НАТО «фланговые» Румыния и Болгария (как, впрочем, и относящиеся к центральной зоне Словакия, Чехия, Венгрия и Польша) до сих пор не оформили свой переход из «восточной» в «западную» группу стран. В силу этого сумма национальных уровней вооружений стран Альянса существенно (примерно на 6 тыс. танков, 10 тыс. бронемашин и более чем на 5 тыс. артсистем) превысила установленный Договором «групповой» лимит, а на «флангах» вооружение и техника наших коллег превысили ограничения примерно на 5500 единиц.
Реализация планов США по размещению существенных боевых сил с тяжелыми вооружениями и техникой в Болгарии и Румынии может лишь усугубить и без того непростую ситуацию вокруг ДОВСЕ. Речь идет о постоянном присутствии США на базах Румынии и Болгарии на бригадном уровне. Такое размещение, я думаю, вызовет целый ряд вопросов относительно серьезности политических обязательств и заверений наших партнеров, начиная с обещаний, данных еще в период объединения Германии и заканчивая положениями Основополагающего акта Россия-НАТО и документов, принятых в его развитие.
Что же мы имеем в «сухом остатке»? Договор превратился в инструмент не созидания безопасной и стабильной Европы, а воспроизводства блоковых подходов к европейским делам.
Россия не драматизирует ситуацию преднамеренно. Мы считаем, что все обязательства, связанные с ДОВСЕ и принятые в Стамбуле, нами выполнены и перевыполнены. Объективно ресурс нашей доброй воли исчерпан, и мы будем предпринимать необходимые шаги правового характера — сначала по приостановке выполнения своих обязательств по Договору, а если и это не сдвинет процесс ратификации с «мертвой точки», то и полному отказу от них.
Хотел бы прояснить еще один важный момент. Порой приходится сталкиваться с комментариями, в которых тема ДОВСЕ увязывается с проблематикой ПРО: мол, приостановление действия ДОВСЕ —
это наш своего рода «ответ» та создание европейской базы ПРО США.
Заявляю, что это не так. Ситуация с Договором давно требовала исправления. Мы проявляли добрую волю и выполняли его положения, чтобы продемонстрировать своим партнерам, что мы не на словах, а на деле работаем над укреплением системы контроля над вооружениями и ожидаем аналогичной конструктивности с их стороны. В настоящее время, в том числе и в ходе майских заседаний СРН, мы убедились в отсутствии у партнеров воли к поиску взаимоприемлемого решения.
Что касается темы ПРО, то экспертный анализ показывает следующее.
Сейчас и в обозримой перспективе для США и европейских стран не существует угроз, которые называются в качестве причины создания европейской базы ПРО США. Ракетного оружия с дальностью, реально угрожающей Европе, нет и в ближайшем будущем не появится ни у одной из тех стран, на которые ссылаются для обоснования необходимости развертывания третьего позиционного района глобальной противоракетной обороны (ТПР ПРО) США.
Рассуждения об ограниченном потенциале базы ПРО США в Европе (10 ракет-перехватчиков) нас не убеждает. Американская сторона не исключает возможности наращивания боевых возможностей своей базы. Возможно, что в ходе «модернизаций» в шахтах пусковых установок будут размещены высокоскоростные ракеты-перехватчики с «разделяющимися» боеголовками.
Что же делать дальше?
Наш подход предельно ясен: давайте работать коллективно, сообща искать ответы и в случае необходимости принимать совместные решения.
Мы позитивно оценивали начало диалога по ПРО, который состоялся в Совете Россия — НАТО. В апреле 2007 г. Россия и США довели свои взгляды и оценки до широкой натовской общественности, однако тогда всестороннего обсуждения не получилось. Мы готовы продолжать этот разговор.
Что касается сотрудничества по натовской линии в области ПРО, которое, по заявлению наших коллег из США, должно полностью снять российские озабоченности, не все столь однозначно.
Главное, чего нельзя решить в рамках сотрудничества, — это снять российские озабоченности в антироссийской направленности действий европейского агентства ПРО США. А вместе создавать систему ПРО, способную угрожать нашему потенциалу сдерживания, мы не будем.
Вместе с тем, мы не против сотрудничества, однако эту работу можно было бы выстраивать по следующей схеме.
Во-первых, необходимо еще раз провести тщательный анализ ракетных угроз и попытаться согла-
совать их характер как на современном этапе, так и на десятилетнюю перспективу.
Во-вторых, по итогам такого анализа можно сформулировать требования и концепцию построения системы ПРО с учетом реальных финансовых затрат на ее создание и при условии обеспечения равной безопасности всех участников этого процесса. Начать можно было бы с концепции системы обороны от ракет средней и меньшей дальности.
В-третьих, после завершения этой работы, можно было бы сформировать группу заинтересованных государств, которая на основе подготовленных рекомендаций занялась бы разработкой системы вооружений, максимально учитывая текущие возможности каждого из участников. В рамках исследования совместимости российских и натовских систем ПРО мы уже проверили возможность совместной работы тех систем ПРО ТВД, которые есть в России и НАТО. Однако гораздо лучше, когда обе стороны будут иметь системы вооружения, разработанные совместно.
В заключение хочу сказать несколько слов о партнерстве между Россией и НАТО в целом. В итоговом документе Рижского саммита Альянса взвешенно и сбалансировано изложены положения, связанные с Россией. С этим трудно не согласиться.
Но в то же время анализ итогов последних четырех саммитов НАТО создает впечатление определенного «менторства» по отношению к России, как впрочем, и другим партнерам Альянса, в контексте проводимой им политики в области безопасности. В итоговых документах встреч на высшем уровне руководителей стран-участниц НАТО содержатся различного рода «призывы», «напоминания», «рекомендации», способствующие, по мнению авторов, укреплению системы безопасности. Одновременно с этим со стороны НАТО какая-либо ответственность за ее деятельность просматривается слабо, кроме, конечно же, ответственности в рамках известной всем ст. V Вашингтонского договора.
На мой взгляд, такой подход, а также неадекватный учет российских интересов объективно сужают поле для взаимодействия. И наоборот, горизонты для сотрудничества могут расширяться, если эволюция Альянса перестанет мотивироваться проектами из политического прошлого, а будет реально соответствовать новым потребностям обеспечения безопасности.
Все эти проблемы в российско-натовских отношениях предоставляют всем нам серьезную «пищу для размышления». Прошедшие годы подтвердили: правы были те, кто закладывал базовые принципы нашего взаимодействия — безусловный примат международного права, военная сдержанность, учет интересов безопасности друг друга, диалог на равных, без предварительных внутриблоковых согласований. Другого пути просто не существует.