СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 327(470+100)(045) Л. С. Рубан
РОССИЯ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ: ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
В статье предпринят анализ международных взаимоотношений Российской Федерации со странами Запада и Востока, выполнявшийся на основе системного подхода с помощью социологических методов, а именно: экспертных опросов и экспресс-опросов в форме интервью, включённого наблюдения, контент-анализа научной литературы и публикаций в средствах массовой информации. Также использовался исторический подход, позволивший выполнить компаративный анализ данных, представленных не статично, а в динамике. Автором показан переход от сотрудничества между странами (Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки, европейскими и азиатскими государствами), усиления и взаимозависимости между государствами и группами стран, преодоления последствий «холодной войны» и усиления открытости мира к нарастанию новой конфронтации, на которую пошёл коллективный Запад. Под нажимом США Европейский Союз и ряд азиатских стран предприняли ряд пакетных санкций против Российской Федерации, чтобы разрушить экономику нашей страны, подорвать её безопасность, создать препятствия для получения новых технологий и разрушения производственных цепочек с зарубежными партнёрами. Всё это стало проявлением недобросовестной конкуренции со стороны США и наиболее ярко высветилось в энергетической сфере (нефтегазовой), в которой Америка хотела воспрепятствовать УВ - экспорту России в Европу, вытеснить нашу страну из энергетического рынка и захватить её позиции в сфере топливно-энергетического комплекса. Своими действиями против Российской Федерации коллективный Запад нарушил торгово-экономические связи на глобальном уровне, подорвал ва-лютно-финансовые взаимодействия, основанные на Бреттон-Вудской системе и способствовал переходу ряда стран на расчёты в национальных валютах. Все эти разноплановые проблемы мы исследовали с помощью социологических методов, а полученные в ходе интервью экспертные оценки помогли проследить в динамике изменение ситуации во взаимоотношениях России с западными и восточными-азиатскими партнёрами для поиска оптимальных путей и направлений сотрудничества.
Ключевые слова: геополитика, глобалистика, Организация Объединённых Наций, Российская Федерация, США, Европейский Союз, НАТО, международное право, Женевская Конвенция.
DOI: 10.35634/2587-9030-2023-7-4-503-510
Ссылка на статью:
Рубан Л.С. Россия между Западом и Востоком: исследование международных отношений социологическими методами // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2023. Т. 7, вып. 4. С. 503510. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2023-7-4-503-510
Введение
В настоящий момент практически на все сферы общественной жизни Российской Федерации в значительной мере влияют глобальные проблемы современности, важнейшими из которых являются обеспечение безопасности, необходимость обеспечения соблюдения норм международного права, преодоления глобального экономического кризиса, борьба с международной организованной преступностью, осуществление энергетической безопасности и др. Их своевременное решение необходимо для противодействия современным вызовам и угрозам, для оперативного и эффективного хеджирования рисков с учётом того, что внешние факторы в настоящий момент наиболее сильно влияют на всю современную действительность, делая её подвижной и в значительной степени нестабильной.
Организация Объединённых Наций в настоящий момент переживает кризис и уже не может в достаточной мере быстро и эффективно регулировать международные дела, причём это происходит в условиях активизации деятельности США и блока НАТО на международной арене. Министр иностранных дел России С.В. Лавров так сказал о деятельности Соединённых Государств Америки: «Их цель - размыть ООН и нивелировать международное право, а вместо этого создать клубы по интересам и ситуативные альянсы» [1].
В то же время деглобализация и бифуркация создают новые объединения с собственными технологическими подходами. Складывается новая инклюзивная международная архитектура, и в этом в значительной мере есть ключ к сотрудничеству, когда даются оперативные ответы на базовые вопро-
сы современности. Государства таких объединений, как ЕАЭС и БРИКС являются ключевыми в партнёрстве на пространстве Евразии. Эти тезисы были озвучены в приветствии правительства Российской Федерации на открытии Международной партнёрской недели (Образовательного форума Большого Евразийского партнёрства), состоявшейся в Москве 25-29 сентября 2023 года в НИУ «Высшая школа экономики».
Следует также затронуть ещё один аспект, а именно, проблему саморегуляции российского общества. Уточним, что до 2022 года понятие «саморегуляция» соответствовало сугубо внутренним действиям стран в различных сферах жизни общества и наиболее ярко могло быть раскрыто на примере Северной Кореи (КНДР), а относительно Российской Федерации несло в себе определённый оттенок самоизоляции, к чему усиленно подталкивали нашу страну США и коллективный Запад. Их санкции против нашей страны дестабилизировали мировые торгово-экономические отношения в нарушение устава ВТО, привели к кризису валютно-финансовой системы, основанной на принципах Бреттон-Вудса. США и ЕС стремились привести к разрыву научно-технологических связей Российской Федерации с мировым сообществом. Вследствие этих акций коллективного Запада, России пришлось вплотную заняться саморегуляцией всех сфер жизни и импортозамещением на основе модернизации и цифровизации производства, государственного управления и социальной сферы, чтобы выстоять в противостоянии западным стратегическим противникам.
Теоретические основания
В статье использованы данные политических, экономических и социальных наук, теории международных отношений, страноведения и регионалистики, геополитики и глобалистики, психологии, основ безопасности, полученных в ходе исследований отечественных учёных и зарубежных коллег. Методологией послужил системный анализ, позволяющий сделать комплексную характеристику изучаемых стран и их взаимоотношений в динамике, то есть в сравнении за разные периоды времени.
Метод
Данное исследование мы сделали с помощью социологических методов, а именно: провели международные опросы в форме интервью экспертов из стран Запада и Востока в течение пятнадцати лет в шестнадцати странах. Использовали включённое наблюдение и контент-анализ научных работ и публикаций в средствах массовой информации, причём материалы изучались с помощью Сорбонско-го метода углублённой работы с текстом. Кроме того, использовался исторический метод, позволяющий сделать компаративный анализ развития стран в историческом аспекте.
Результаты
Системный подход и социологические методы (устные экспертные опросы в форме интервью) позволили получить богатый эмпирический материал, а именно: экспертные оценки взаимоотношений Российской Федерации со странами Востока («Северо-Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии: государством Брунеем-Даррусалам, Вьетнамом, Индией, Индонезией, Монголией, Малайзией, Мьянмой, Непалом, Республикой Корея, Сингапуром, Таиландом, Филиппинами и Японией») [2] и странами Запада: Соединёнными Штатами Америки, Канадой, Францией, Германией, Испанией, Польшей, Италией и Грецией.
Следует отметить, что в XXI веке меняется в глобальном масштабе вся структура международных отношений и их регулирования с помощью международных организаций и правовых норм, зафиксированных в документах международного права (к примеру, Женевской - по гуманитарному праву относительно гражданских лиц и запрета ряда вооружений - кассетных и боеприпасов с обеднённым ураном, и Венской конвенции, регулирующей дипломатические сношения, а также в Минских соглашениях и др.).
Отметим также, что Соединённые Штаты Америки нарушают конвенцию по биологическому оружию, организовав биологические лаборатории в 25 странах по выращиванию опасных вирусов для использования против своих стратегических противников.
В нарушение дипломатических норм и морали политические руководители США и Европейского Союза позволяют себе делать недопустимые высказывания. Так «Джозеф Байден в марте 2022 года назвал российского президента В. В. Путина преступником, а в марте 2021 года - убийцей» [3].
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
А Германия мало того, что отменила запрет на поставку оружия за рубеж, «её канцлер Олаф Шольц назвал рассуждения о геноциде смехотворными» [4] и после провокации в украинском городе Буча заявил, что «события на Украине снимают с Германии историческую вину перед человечеством». Кроме того, происходит демонизация и дегуманизация образа России и русских. Идёт информационная война против нашей страны, когнитивная агрессия через средства массовой информации и социальные сети для манипулирования сознанием граждан [5]. Происходит деморализации внешних и внутренних отношений между странами.
«В марте 2022 года из-за распространения фейков (в частности, по событиям в городе Буча) Российская Федерация была вынуждена покинуть Организацию по правам человека в ООН и в апреле 2022 года - утратила членство в Агентстве по ядерной безопасности стран ОЭСР» [6].
Меняется система государственных границ, установленных после Второй мировой войны. За их пересмотр выступили, в частности, Эстония и Литва. Идёт отказ от нейтральности традиционно нейтральных стран, таких как Швеция и Финляндия, запустивших процесс вступления в НАТО, а Швейцария поддержала санкции коллективного Запада против Российской Федерации. Были заблокированы золотовалютные запасы Российской Федерации, находящиеся в Швейцарии, а также в других странах Европы и США, прекращено действие платёжной системы Swift в России и введены санкции против ведущих российских банков. В ответ на это при взаиморасчётах между собой Российская Федерация, Китай и Индия стали использовать национальные валюты (рубль, юань и рупию).
В настоящий момент нарушен принцип международного права о свободе передвижения: Европейский Союз и Соединённые Штаты Америки закрыли небо для российских самолётов и порты для захода судов РФ. Российские граждане не имеют возможности получения американской визы на территории Российской Федерации, а уже полученные Шенгенские визы российских граждан могут быть аннулированы на границе въезда в Шенгенскую зону. Вопиющим фактом стало изъятие в Европе у россиян (туристов и путешествующих по личным делам и бизнесу) личных автомобилей, а также личных вещей: чемоданов, кожаной и меховой одежды, косметики и средств гигиены.
Перемены в системе международных отношений требуют создания новой и эффективной системы безопасности, способной сбалансировать расширение НАТО на Восток, вплотную приближающее этот военный блок к российским границам, а также стремление Североатлантического альянса утвердиться в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Необходимо предотвратить террористические акции против нашей страны, так как имели место быть подрывы в сентябре 2022 года газовых трубопроводов - Северных потоков 1 и 2, пролётов Крымского моста (октябрь 2022 года), обстрелы Запорожской АЭС, что может привести к ядерной катастрофе, а взрыв ВСУ плотины на Каховской ГЭС, вызвавший затопление значительных прилегающих территорий, не только лишивший значительное количество жителей домов и хозяйства, мог привести к экологической и эпидемиологической катастрофе.
Особо следует отметить, что на Востоке идёт «реализация концепции нового Индо-Тихоокеанского субрегиона (ИТР) вместо традиционного Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Инициаторами этого процесса стали Соединённые Штаты Америки, Япония, Индия и Австралия, так как США не хотели смириться с утратой в начале 2000-х годов лидерства в АТР, тем более, что взрывной рост Китая потеснил их в данном регионе.
Китай стал крупнейшим держателем американских долговых обязательств, и США уже не могут самостоятельно обслуживать свой государственный долг без финансовых заимствований из Китая. КНР опередила США и в производственно-экономической сфере по темпам роста ВВП, а Российская Федерация в настоящий момент не может конкурировать с этими странами по экономическому потенциалу» [7].
Хотелось бы указать, что «на 35-м саммите АСЕАН на Индо-Тихоокеанском бизнес-форуме в Таиланде был анонсирован запуск глобального проекта Blue Dot Network («сеть голубых точек») для оценки и сертификации дорог, портов и мостов «в ИТР, но его инвестиции составляют всего 23 млрд долларов, что не сравнимо c инвестициями КНР в «Один пояс - один путь», однако Индия к «Blue Dot Network» не присоединилась» [8]. Кроме того, парадоксально выглядит и продекларированное демократическое единство стран Индо-Тихоокеанского региона, исключающее присутствие в нём двух крупнейших держав Азиатско-Тихоокеанского региона: Китая и России, и ограничивающее активность Вьетнама» [9]. Таким образом, мы видим, что страны Запада нарушают «положения, содержащиеся в Стамбульской (1999) и Астанинской (2010) декларациях, которые указывают, что ни одно государство не может обеспечивать свою безопасность за счёт безопасности других стран» [10].
Ослаблению безопасности и росту международной напряжённости также служит выход США из договора по противоракетной обороне (ПРО), ракетам средней и малой дальности (РСМД) и открытому небу. Кроме того, Соединённые Штаты Америки встали на путь недобросовестной конкуренции, и осуществляют жёсткий нажим на Европу, чтобы та отказалась от импорта российского газа и нефти, и заменила их американскими. С 5 декабря 2022 года Европейским Союзом было наложено эмбарго на экспорт танкерной нефти из Российской Федерации и установлен потолок цен на российскую нефть в 60 долларов США. Иностранные государства расторгли с РФ договоры по фрахту нефтеналивных танкеров и их страхования.
Такими являются внешние факторы, влияющие на нашу страну с Запада. На Востоке (в Азиатско-Тихоокеанском регионе) ситуация следующая: в экономическом взаимодействии с АСЕАН активно работает Китай, кстати, крупнейший торговый партнёр США и Вьетнама. Социалистическая Республика Вьетнам, в свою очередь, является крупнейшим торговым партнёром Китайской Народной Республики в АСЕАН, а вот Российская Федерация не входит в основные направления экспорта товаров из Вьетнама. Сходная картина и по другим странам Юго-Восточной Азии. Мы можем констатировать, что в экономическом противоборстве за влияние в Юго-Восточной Азии Китай переигрывает США, которые, в свою очередь, являются главным торговым партнёром КНР, а влияние России в ЮВА минимально. Ни у одной страны Юго-Восточной Азии Российская Федерация не является главным торговым партнёром, а страны ЮВА, кроме Вьетнама, не входят даже в тридцатку торговых партнёров России [11].
В ходе международных экспертных опросов, которые мы проводим в 16-ти странах Азиатско-Тихоокеанского региона с 2005 года в рамках проекта «Диалоговое партнёрство как фактор стабильности и интеграции» («Мост между Западом и Востоком»), были получены результаты за доковид-ный период, они обобщены в монографии «АТР глазами экспертов» (международная экспертиза (2005-2019 гг.). В первую очередь в этом исследовании акцент нами делался на характеристику стабильности и безопасности в регионе, которые нужны для осуществления эффективного сотрудничества между странами. Эксперты подчёркивали, что для такого эффективного сотрудничества нужна стабильность и характеризовали геостратегическую, военную и экономическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе следующим образом:
- как стабильную - 42 % (данные за 2005 год - на начало исследования) и 67 % в 2019 году;
- как относительно стабильную и подвижную её оценивало 14 % в 2015-2016 годах и 17 % - в 2017-2019 годах (эксперты говорили о возможности локальных конфликтов);
- 54 % экспертов в 2005 году, 18 % в 2015-2016 годах и 15 % в 2017-2019 годах характеризовали ситуацию как нестабильную, отмечая большие отличия в экономическом и политическом развитии стран, национальные и религиозные отличия, нерешенные вопросы и спорные территории. Эксперты указывали, что идёт жёсткая конкуренция в ресурсы и территории, ими обладающие [12].
В послековидный период к 2022 году такая экспертная оценка резко возросла. Эксперты отвечали, что ситуация в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе может ухудшиться. В 2022 году это мнение экспертов стало преобладающим и осталось таким в 2023 году.
При анализе рисков и угроз, имеющих место быть в Азиатско-Тихоокеанском регионе, следует отметить, что в период социологических опросов в 2005-2011 годы на первое место вышли следующие ответы: ядерное оружие Северной Кореи, затем шла Тайваньская проблема. С 2012 года на первое место эксперты поставили конкуренцию за энергетические ресурсы и территории, обладающие ими, на второе место - ядерное оружие КНДР, на 3-4 места - природные и техногенные катастрофы. Про Тайвань в тот период эксперты говорили, что это уже не риск, так как у КПК хорошие отношения с Гоминдан. Кроме того, «современная мирохозяйственная система характеризуется жёсткой конкуренцией во всех областях. Острая борьба идёт и за ресурсы, и за рынки сбыта для выгодной реализации своей экспортной продукции, которая должна быть высококачественной и конкурентоспособной. Для новой социальной реальности характерна трансформация всех сфер жизни социума:
- его экономической составляющей, обеспечивающей материальную сторону жизни всего общества;
- технико-технологической - способствующей развитию технического прогресса через инновационный процесс и внедрение его достижений и в производственную, и в социальную сферу;
- интеллектуальной сферы через развитие науки и подготовки кадров через систему образования и развитие исследовательской активности» [13].
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В 2020-2021 годах большинство экспертов единодушно на первое место поставили угрозу пандемии С0УГО-2019, а в 2022 году - проблемы безопасности, так как актуализировалась Тайваньская проблема, которую обострили Соединённые Штаты Америки, нарушив концепцию «единого Китая».
Отношение к Российской Федерации зарубежных стран показало голосование на Совете Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция № ES-11/1 от 2 марта 2022 года):
- 141 голос был отдан «за» резолюцию, осуждающую спецоперацию России как агрессию против Украины и требующую безоговорочного вывода ВС РФ с территории Украины,
- 5 голосов - «против» (Российская Федерация, Белоруссия, Сирия, КНДР, Никарагуа),
- 35 воздержавшихся, из них из АТР были 5 стран: Китай, Вьетнам, Лаос, Монголия и Таиланд,
- 12 представителей стран-членов ООН отсутствовало [14].
В своей статье «Россия в меняющейся геополитической и социально-экономической реальности» в журнале «Вопросы национальных и федеративных отношений» (2023) автор отмечала, что «Вашингтон стремится заручиться поддержкой стран Юго-Восточной Азии, добиваясь их присоединения к возглавляемой США западной коалиции против Москвы и Пекина» [15]. Администрация Дж. Байдена заявила, что Индо-Тихоокеанский регион является приоритетом национальной безопасности США, оказывая на АСЕАН усиливающее давление, чтобы лишить Россию и Китай перспективных партнёров в Индо-Тихоокеанском регионе.
Обсуждение
Относительно роли Соединённых Штатов Америки мнения экспертов разделились.
Так, Громыко Ал. А. указывает, что «кто-то ещё по инерции продолжает называть США сверхдержавой, но история неумолимо движется в ином направлении. Другие предсказывают появление новой сверхдержавы в лице Китая. Но низка вероятность появления новых гегемонов вместо старых. Как туго натянутая сеть, эти поля препятствует чрезмерному усилению того или иного претендента на особый статус» [15, с. 60-61].
Идея «однополярного» мира поддерживается рядом политологов, и среди них был бывший государственный секретарь США Збигнев Бжезинский, выделивший четыре основные направления, по которым лидируют США: военно-политическое, экономическое, технологическое и массовая культура. Причём он отмечал: «Умонастроения американцев относительно гегемонистской роли США в мире по большей части не агрессивны» [16].
Ряд российских учёных подчеркивает однополярность современного мира. Так, авторы доклада «Российско-Китайский диалог 2016» отмечали, что США - по-прежнему единственная сверхдержава, и, скорее всего, их положение в мире в ближайшие десятилетия останется стабильным и не будет подвергнуто испытаниям [17 с. 6], а профессор Кувалдин В. В. из МГУ имени М. В. Ломоносова указывал, что «по сей день мы живем в однополярном глобальном мире. Нравится нам это или нет, но ведущую роль играет одна страна - Соединённые Штаты Америки» [18, с. 64].
Сходного мнения придерживается бывший директор Института США и Канады РАН В. Н. Гарбузов В своей статье «Уходящая эпоха уносит с собой многое», опубликованной в Независимой газете в августе 2023 года, он пишет: «В условиях ползучей реставрации сталинизма внедряются новые догмы - о кризисе глобализации и всего «англо-саксонского» мира, о новой антиколониальной революции, об утрате американского доминирования, о великой мировой антиамериканской революции, в целом об упадке Запада» [19].
Он указывает, что «Доминирование США - объективный, постоянно действующий фактор, начавший процесс своего формирования с начала XX века и существующий (к глубокой печали современных отечественных псевдопатриотов) до сих пор. Сегодня Соединенные Штаты Америки продолжают оставаться экономическим гигантом современного мира. С помощью 12 военно-политических блоков и более 1000 военных баз, размещенных в стратегически важных регионах мира, они обеспечивают свое глобальное доминирование: американское военное присутствие зафиксировано более чем в 80 странах мира. США - ядерная супердержава, сохраняющая мировое лидерство в таких областях, как мировая экономика, финансы, военная сфера, инновации, прямые инвестиции и культура» [20].
Выводы
Обобщив полученные в ходе наших социологических исследований в форме интервью эмпирические данные и данные включенного наблюдения, а также результаты контент-анализа научных публикаций по исследуемой проблеме международных отношений и средств массовой информации, мы можем сделать следующие выводы, что современные геополитические условия характеризуются резким обострением отношений между коллективным Западом и Российской Федерацией, когда США и Европейский Союз стремятся осуществить политическую изоляцию и разрушить экономику и военную сферу России, а блок НАТО, обостряя проблему безопасности, риски и угрозы, вплотную приблизился к границам РФ. Наша страна подвергается жёстким испытаниям на прочность, что требует мобилизации всех сил, модернизации экономической и военной отраслей, переустройства управленческой и социальной сфер с обязательным использованием новых технологий и структурного перехода на цифровую основу функционирования.
Кроме того, исходя из историко-сопоставительного метода, мы можем резюмировать, что предшествующий период мирового развития способствовал выстраиванию глобальных отношений в русле межстрановой взаимосвязанности и взаимозависимости, чёткого действия мировых торговых взаимоотношений под эгидой Всемирной Торговой Организации и валютно-финансовых операций в рамках Бреттон-Вудской системы. Относительно торговли энергетическими ресурсами (к примеру, нефтью и газом) можно констатировать, что европейские страны в массовом порядке пересматривали многолетние договоры с российскими экспортёрами и переходили на рыночные цены на углеводороды, которые были на тот период ниже договорных.
В 2022 г. ситуация резко обострилась и кардинально изменилась в худшую сторону, так как санкционные действия коллективного Запада против Российской Федерации привели к нарушению международных торговых отношений, отходу от действия устава ВТО. США, нарушая международную энергетическую безопасность, чётко перешли на позиции недобросовестной конкуренции, чтобы навязать Европе свои сланцевые углеводороды и вытеснить с европейского рынка российские нефть и газ. В этих усложняющихся условиях Российской Федерации необходимо эффективно противостоять коллективному Западу, делая упор на собственные силы в производственной, научно-технологической и финансовой сферах, расширять эффективные партнёрские отношения с дружественными странами Востока и Юга.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова на XI-й Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, Москва, 24 мая 2023 года. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1872035/ (дата обращения 29.09.23).
2. Рубан Л.С. Комплексная характеристика в АТР в контексте международных отношений // АТР глазами экспертов (международная экспертиза 2005-2019 гг.). М.: Academia, 2019. 350 с.
3. CNN. URL: https: // e&tion.cm.comvideos/politics/2021/03/17/president-Mden-vladimir-putin-russia-gma-newday-vpx.cnn, Байден назвал Путина «мясником». URL: https://lenta.ru/ news/2022/03/26/ ded_rugaetsya_again/ (дата обращения 29.09.23).
4. Латышев C. Битва за мозг. Третья мировая будет не атомной, а когнитивной. URL: https://tsargrad.tv/artides/ bitva-za-mozg-tretj a-mirovaj a-budet-ne-atomnoj -a-kognitivnoj_ 433395
5. Россия в меняющейся геополитической и социально-экономической реальности // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2023. Т. 13, № 3 (96). С. 964-972.
6. Какой суммой долга США владеет Китай? - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.2c42591c-6516c628-4bb10bb3-74722d776562/https/www.investopedia.com/articles/investing/ 080615/china-owns-us-debt-how-much.asp ^та обращения 29.09.2023).
7. Индо-Тихоокеанский регион и будущее Америки. URL: https://www.fondsk.ru/news/2019/11/18/indo-tihookeanskij-region-i-buduschee-ameriki-49488.html
8. На смену АТР идёт ИТР? URL: https://www.eastrussia.ru/material/na_smenu_atr_idet_itr/ ^та обращения 20.09.2023).
9. Ответ Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова на вопрос СМИ, Москва, 27 января 2022 года. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1796041/ (дата обращения 20.09.2023).
10. Рязанцев С.В., Рубан Л.С., Ананьин М.А. Влияние на страны ЮВА нового Индо-Тихоокеанского региона в контексте конкуренции США, Китая, Индии и России // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2021. Т. 3, № 3 (52). С. 18-35.
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
11. АТР глазами экспертов (международная экспертиза 2005-2019 гг.). М.: Academia, 2019. 350 с.
12. Влияние внешних факторов на развитие Российской Федерации в условиях новой социальной реальности // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11, № 3 (72). C. 844-852.
13. Генассамблея ООН потребовала от России «немедленно» вывести свои войска из Украины. URL: https://news.un.org/ru/story/2022/03/1419092 (дата обращения 29.09.2023).
14. Глобальное управление в XXI веке: инновационные подходы. М.: Институт Европы РАН, Нестор-история, 2013. 100 с.
15. Бжезинский З. Россия слишком слаба. URL: http:/ex-pess.by/article. php?id =77940 2005 (дата обращения: 20.10.2020).
16. Российско-китайский диалог 2016. Доклад № 25 / 2016. М.: РСМД, 2016. С. 6.
17. Глобальное управление в XXI веке: инновационные подходы. М.: Институт Европы РАН, Нестор-история, 2013. 100 с.
18. Директор Института США и Канады РАН отстранен от должности. 02.09.2023. URL: https://www.ng.ru/news/ 775540.html (дата обращения: 29.09.2023).
19. Гарбузов В.Н. Уходящая эпоха уносит с собой многое // Независимая газета. URL: https://www.ng.ru/ideas/ 2023-08-29/7_8812_illusions.html (дата обращения 29.09.2023).
Статья поступила в редакцию 29.09.2023 Передана на рецензирование 30.09.2023 Рекомендована к публикации 17.10.2023
Рубан Лариса Семеновна, доктор социологических наук, профессор
Университет мировых цивилизаций имени В. В. Жириновского, Институт востоковедения РАН 119049, Россия, г. Москва, Ленинский пр., 1/2, корп. 1 E-mail: [email protected]
L.S. Ruban
RUSSIA BETWEEN THE WEST AND THE EAST:
A STUDY OF INTERNATIONAL RELATIONS BY SOCIOLOGICAL METHODS
DOI: 10.35634/2587-9030-2023-7-4-503-510
The article analyzes the international relations of the Russian Federation with the countries of the West and the East on the basis of a systematic approach using sociological methods, namely: expert surveys and express surveys in the form of interviews, participant observation, content analysis of scientific literature and publications in the media. A historical approach was also used, which made it possible to perform a comparative analysis of data presented not statically, but dynamically. The author shows the transition from cooperation between countries (Russia and the USA, European and Asian states), strengthening and interdependence between states and groups of countries, overcoming the consequences of the Cold War and strengthening the openness of the world to the growth of a new confrontation, which the collective West has gone to. Under pressure from the United States, the European Union and a number of Asian countries have undertaken a series of package sanctions against the Russian Federation in order to destroy our country's economy, undermine its security, create obstacles to obtaining new technologies and destroy production chains with foreign partners. All this became a manifestation of unfair competition on the part of the United States and was most clearly highlighted in the energy sector (oil and gas), in which America wanted to prevent Russia's hydrocarbon exports to Europe, oust our country from the energy market and seize its positions in the fuel and energy sector. By its actions against the Russian Federation, the collective West violated trade and economic relations at the global level, undermined monetary and financial interactions based on the Bretton Woods system and facilitated the transition of a number of countries to settlements in national currencies. We investigated all these diverse problems using sociological methods, and the expert assessments obtained during the interview helped to trace the dynamics of the changing situation in Russia's relations with Western and East-Asian partners in order to find optimal ways and directions of cooperation.
Keywords: geopolitics, global studies, United Nations, Russian Federation, USA, European Union, NATO, international law, Geneva Convention.
REFERENCES
1. Speech by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation Sergey Lavrov at the Xl-th International Meeting of High Representatives in Charge of Security Issues, Moscow, May 24, 2023. URL: https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/news/1872035/ (accessed: 29.09.2023).
2. APR through the eyes of experts (international expertise 2005-2019). Moscow: Academia, 2019. 350 p.
3. CNN. URL: https: // edition.cnn.com/videos/politics/2021/03/17/ president-biden-vladimir-putin-russia-gma-newday-vpx.cnn, Biden called Putin a «butcher».- URL: https://lenta.ru/news/2022/03/26/ ded_rugaetsya_again/ (accessed: 29.09.2023).
4. Latyshev C. The battle for the brain. The Third World War will not be atomic, but cognitive. - URL: https://tsargrad.tv/articles/bitva-za-mozg-tretja-mirovaja-budet-ne-atomnoj-a-kognitivnoj_433395
5. Russia in the changing geopolitical and socio-economic reality // Issues of national and federal relations. 2023. Vol. 13. No. 3 (96). pp. 964-972.
6. How much of the US debt does China own? https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.2c42591c-6516c628-4bb10bb3-74722d776562/https/www.investopedia.com/articles/investing/080615/china-owns-us-debt-how-much.asp (accessed: 29.09.2023).
7. Is ITR replacing the APR? URL: https://www.eastrussia.ru/material/na_smenu_atr_idet_itr/ (accessed: 20.09.2023).
8. The Indo-Pacific region and the future of America. URL: https://www.fondsk.ru/news/2019/11/ 18/indo-tihookeanskij-region-i-buduschee-ameriki-49488.html (accessed: 20.09.2023).
9. Response of the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation Sergey Lavrov to a question from the media. M., 27.01.2022. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1796041/ (accessed: 20.09.2023).
10. Ryazantsev S.V., Ruban L.S., Ananyin M.A. The impact on the Southeast Asian countries of the new Indo-Pacific region in the context of competition of the USA, China, India and Russia // South-East Asia: actual problems of development. 2021. T. 3. No 3 (52). C. 18-35.
11. APR through the eyes of experts (international expertise 2005-2019). Moscow: Academia, 2019. 350 p.
12. The influence of external factors on the development of the Russian Federation in the context of a new social reality - Issues of national and federal relations. 2021. V. 11. No 3 (72). C. 844-852.
13. The UN General Assembly demanded that Russia "immediately" withdraw its troops from Ukraine. URL: https://news.un.org/ru/story/2022/03/1419092 (accessed: 29.09.2023).
14. Global Governance in the XXI century: Innovative approaches. Moscow: Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Nestor-Istoriya. 2013. 100 p.
15. Brzezinski Z. Russia is too weak... URL: http:/ex-pess.by/article. php?id=77940 2005 (accessed: 20.10.2020).
16. Russian-Chinese Dialogue 2016. Report No. 25 / 2016. Moscow: RIAC, 2016. P. 6.
17. Global Governance in the XXI century: Innovative approaches. Moscow: Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Nestor-Istoriya. 2013. 100 p.
18. The director of the Institute of the USA and Canada of the Russian Academy of Sciences has been removed from office. 02.09.2023. URL: https://www.ng.ru/news/775540.html (accessed: 29.09.2023).
19. Garbuzov V.N. The passing era takes a lot with it // Independent Newspaper. URL: https://www.ng.ru/ideas/2023-08-29/7_8812_illusions.html (accessed: 29.09.2023).
For citation:
Ruban L.S. Russia between the West and the East: a study of international relations by sociological methods // Bulletin
of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2023. Vol. 7, iss. 4. P. 503-510.
https://doi.org/10.35634/2587-9030-2023-7-4-503-510 (In Russ.).
The article was received by the editorial office on 09/29/2023 Submitted for review on 09/30/2023 Recommended for publication on 10/17/2023
Ruban L.S., Doctor of Sociology, Professor,
V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Institute Oriental Studies RAS Leninskiy pr., 1/2, k. 1, Moscow, Russia, 119049 E-mail: [email protected]