Научная статья на тему 'Россия, конфликтный потенциал Центрально-Азиатского региона и перспективы евразийской интеграции'

Россия, конфликтный потенциал Центрально-Азиатского региона и перспективы евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
248
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центрально-Азиатский регион / Россия / ОДКБ / ЕАЭС / евразийская интеграция / конфликтный потенциал / территориальные споры / политические сценарии / Central Asian region / Russia / CSTO / EAEU / Eurasian integration / conflict potential / territorial disputes / political scenarios

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Селезнев Игорь Александрович

В статье рассмотрены внешние и внутренние вызовы безопасности в Центрально-Азиатском регионе, причины возникновения конфликтов внутри и между странами региона. Автор анализирует перспективы развития евразийской интеграции в регионе с точки зрения интересов России, риски роста и имманентные риски на этом пути, возможности и потенциал ОДКБ и ЕАЭС по разрешению и предупреждению конфликтов. Предлагаются сценарии развития ситуации в средне- и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Селезнев Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia, the conflict potential of the Central Asian region and the prospects of Eurasian integration

The article considers external and internal security challenges in the Central Asian region, the causes of conflicts within and between the countries of the region. The author has analyzed the prospects for the development of Eurasian integration in the region from the point of view of Russia's interests, the risks of growth and inherent risks on this path, the opportunities and potential of the CSTO and the EAEU for conflict resolution and prevention. The scenarios for the development of the situation in the medium and long-term are proposed.

Текст научной работы на тему «Россия, конфликтный потенциал Центрально-Азиатского региона и перспективы евразийской интеграции»

Россия в динамике глобализирующегося мира

УДК 316.483

DOI 10.34823/SGZ.2021.6.51708

И.А. СЕЛЕЗНЕВ кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ИСПИ ФНИСЦ РАН*

Россия, конфликтный потенциал Центрально-Азиатского региона и перспективы евразийской интеграции

В статье рассмотрены внешние и внутренние вызовы безопасности в Центрально-Азиатском регионе, причины возникновения конфликтов внутри и между странами региона. Автор анализирует перспективы развития евразийской интеграции в регионе с точки зрения интересов России, риски роста и имманентные риски на этом пути, возможности и потенциал ОДКБ и ЕАЭС по разрешению и предупреждению конфликтов. Предлагаются сценарии развития ситуации в средне-и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: Центрально-Азиатский регион, Россия, ОДКБ, ЕАЭС, евразийская интеграция, конфликтный потенциал, территориальные споры, политические сценарии

I.A. SELEZNEV PhD in Sociology, Docent, Leading Researcher of ISPR FCTAS RAS

Russia, the conflict potential of the

Central Asian region and the prospects of Eurasian integration

* Селезнев Игорь Александрович, e-mail: igdrake@yandex.ru

The article considers external and internal security challenges in the Central Asian region, the causes of conflicts within and between the countries of the region. The author has analyzed the prospects for the development of Eurasian integration in the region from the point of view of Russia's interests, the risks of growth and inherent risks on this path, the opportunities and potential of the CSTO and the EAEU for conflict resolution and prevention. The scenarios for the development of the situation in the medium and long term are proposed.

Keywords: Central Asian region, Russia, CSTO, EAEU, Eurasian integration, conflict potential, territorial disputes, political scenarios

Поводом для написания данной статьи стал вооруженный приграничный конфликт между Киргизией и Таджикистаном 28 апреля - 1 мая 2021 г. Оба государства де-юре являются союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и их конфликт с применением военной силы вызвал разговоры о кризисе этих объединений. Хотя новейшая история знает прецеденты военных столкновений между членами одного военно-политического союза (напр. членов НАТО Греции и Турции, достаточно вспомнить вооруженный конфликт на Кипре в 1974 г.), но это, тем не менее, не даёт индульгенции при возникшей напряженности между участниками ОДКБ.

Киргизско-таджикский конфликт породил политические спекуляции. Каждая из сторон неоправданно призывала к военной помощи сил ОДКБ и отсутствие таковой было использовано для дискредитации Организации. Так, на заседании комитета по международным делам, обороне и безопасности Жогорку Кенеша - парламента Киргизской Республики, оппозиционными депутатами было предложено пересмотреть членство в ОДКБ и присоединиться к «другой организации» (имелось в виду НАТО). Данное предложение о выходе из ОДКБ и размещении баз НАТО получило широкое обсуждение среди киргизских пользователей социальных сетей1.

В данной работе под Центрально-Азиатским регионом (ЦАР) понимается политико-географическое пространство, ранее обозначавшееся термином «Советская Средняя Азия и Казахстан», включающее 5 постсоветских государств. После 1991 г. эти республики Союза ССР обрели независимость и получили возможность самим выбирать своё будущее и век-

1 В Кыргызстане заговорили о выходе из ОДКБ и размещении баз НАТО. [URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/250513890]

тор развития. Россия как правопреемница СССР перестав быть метрополией для новых независимых государств ЦАР, начала выстраивать отношения как с суверенными акторами международных отношений. Но ЦАР является для России и останется на историческую перспективу зоной национальных интересов. И в царский и в советский период ЦАР оставался территорией, важной для российского государства в стратегическом, геополитическом, экономическом и социальном аспектах. И Россия сохраняет целый комплекс механизмов влияния в ЦАР1.

Россия заинтересована в сохранении политической и экономической стабильности на пространстве ЦАР, развитии интеграционных процессов, укреплении межгосударственных экономических, культурных, образовательных связей; урегулировании имеющихся и предотвращении возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к границам РФ странах; использовании Россией объектов оборонной инфраструктуры, расположенных в государствах-партнерах по евразийской интеграции; недопущении расширения НАТО на территорию бывших республик СССР; противодействии распространению экстремизма и терроризма, наркотрафика и оргпреступности через соседние государства.

За четверть века евразийской интеграции на постсоветском пространстве возникли такие инициативы как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ОДКБ, ШОС, каждая из которых имеет свои функции и решает свои задачи. Евразийская интеграция может в долгосрочном плане помочь усилить экономическое сотрудничество на постсоветском пространстве и, соответственно, уменьшить негативный эффект глобальных кризисных явлений.

Россия рассматривает государства-участники евразийской интеграции в качестве близких экономических и стратегических союзников. Наличие совместных угроз объединяет партнеров, требует скоординированных усилий по выработке единой системы международного военного сотрудничества в соответствии с провозглашенными целями государств-членов ОДКБ и их союзников2. Тем не менее, руководители госу-

1 Притчин С.А. Российская политика в Центральной Азии в XXI в. // Проблемы национальной стратегии, 2020, № 6(63), с. 76-92.

2 Цыплин В.Г. Особенности укрепления военно-технического потенциала государств - членов ОДКБ в 2019 году // Военная история России: проблемы, поиски, решения. Материалы Международной научной конференции, посвя-

дарств ЦАР периодически заявляют, что проводят «многовекторную» политику, направленную, в первую очередь, на укрепление их собственной независимости. В этом плане опасения (а для многих и надежды), что ЕАЭС и другие интеграционные инициативы приведут к возврату России к роли «старшего брата» напрасны. ЕАЭС в случае, если в его рамках удастся наладить стабильное взаимовыгодное экономическое сотрудничество, способен усилить российский вектор в политике вовлеченных в евразийскую интеграцию стран. Но он не отменит при этом других векторов, только сбалансирует их. Так, за счет чисто экономических факторов российский вектор в ЦАР в последнее время сильно ослаб по сравнению с китайским. ЕАЭС может помочь в том, чтобы уравновесить этот тренд. Усиление экономического сотрудничества с Россией в этом плане может только помочь вовлеченным в ЕАЭС странам ЦАР укрепить свою независимость, в частности, по отношению к Китаю.

Ведь фактически внешнеполитическая «многовекторность», понимаемая зачастую как отдаление от России приводит к возрастанию зависимости от других центров силы (США и ЕС либо от КНР), что в конечном счете противоречит национальным интересам самих государств ЦАР. Поэтому, можно согласиться, что основным препятствием для нормативного и институционального развития евразийской интеграции является отсутствие политической воли, чётко обозначенной на высшем государственном уровне1.

В предыдущей статье нам уже приходилось давать типологию издержек и рисков на интеграционном пути:

1. Риски роста - все те проблемы и сложности, которые возникают при институционализации интеграционных процессов. К их числу относятся: (1) экономические риски; (2) социальные риски; (3) риски безопасности.

2. Имманентные риски - порождаемые самим суверенным государственным статусом стран-участниц ЕАЭС, для которых существует определенная «красная черта» ограниче-

щенной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: в 3 ч. Волгоград, 2020, с. 40-48.

1 Журавлёв В.Е. О некоторых тенденциях евразийской экономической интеграции // Вестник Института мировых цивилизаций, 2019, т. 10, № 3(24), с. 9.

ний, дойдя до которой дальнейшие интеграционные продвижения воспринимаются в качестве угрозы суверенитету1.

Обозначим и некоторые характерные черты региональных конфликтов (РК): (1) РК можно рассматривать, как опережающее проявление назревающих глобальных конфликтов; (2) в основе РК лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии и идеологии, и они, как правило, протекают в русле национально-этнических и религиозных столкновений; (3) РК отличаются составом участников, в качестве которых выступают административно-территориальные образования или этнические группы; (4) РК вовлекают в свою орбиту большие массы населения со своими зонами влияния; (5) РК связаны с динамикой и трансформацией восприятия исторических ситуаций; (6) формирование образа конфликтной ситуации у народа занимается политический менеджмент с активным использованием СМИ2.

Итак, рассмотрим конфликтный потенциал в ЦАР.

Внутриполитические вызовы.

1) Бедность, рост социальной дифференциации; социально-экономическая нестабильность, высокий уровень безработицы.

2) За годы суверенитета в государствах региона произошла архаизация общественной жизни, связанная с широким распространением клановости, землячества, коррупции, продвижения и покровительства родственникам, пренебрежения правами человека, разделением властей, низкой эффективность государственных структур и т.п. Это не может не порождать социальной напряженности. По мнению специалистов, приспосабливаясь к современности, обретая новые сущностные качества, среднеазиатские кланы остаются актуальным социально-политическим феноменом. Противоречия с элитной верхушкой, порождаемые традиционным вектором эволюции кланов, инициируют «регионализацию» кланов, их консолидацию вокруг повестки, замыкающейся на местные проблемы. Такой «разворот» клановых сообществ может иметь

1 Селезнев И.А. О первых итогах евразийской интеграции. достижениях и рисках Евразийского экономического союза // Социально-гуманитарные знания, 2020, № 6, с.167-173.

2 Евсеев В.О., Селезнев И.А. Конфликт-менеджмент и методы исследования региональных конфликтов // ЦИТИСЭ, 2021, № 3, с. 79-95.

деструктивные последствия, в том числе потенциально ведущие к сецессии1.

3) В обществах государств ЦАР сохраняются и межэтнические противоречия. Достаточно вспомнить межэтнические столкновения в Киргизии, в Оше и Джалал-Абаде в июне 2010 г. Стоит обратить внимание что политические противники лидера Киргизстана С. Жапарова, обвиняют его в приверженности к киргизскому национализму. По этим причинам рейтинг популярности президента крайне низок у многочисленной узбекской общины на юге страны, где его считают сторонником антиузбекских настроений и действий, в частности, в период ошско-джал-алабадских событий 2010 г.2.

4) Джихадисты, исламские экстремисты, которые ждут своего часа, чтобы в случае возникновения политической нестабильности общества прийти к власти. Эти круги используют для вовлечения в ряды своих сторонников идеологические мотивы, связанные и не связанные с религией. Для дискредитации правящих светских режимов джихадистами широко используются спекуляции на существующих социальных проблемах и противоречиях стран ЦАР. Часто представители экстремистских организаций связаны с криминальными группами, используя их для маскировки своей деятельности, а также получения доходов, материальных и людских ресурсов3.

5) Распространение наркомании и деятельность занятых транзитной наркоторговлей организованных преступных сообществ (ОПС). Практически во всех государствах ЦАР за последние годы наблюдается рост числа наркозависимых, что связывается в том числе и с нерешенностью проблемы поступления наркотиков из Афганистана4. Существуют связи наркомафии с исламским экстремизмом и есть угроза соединения занятых наркотрафиком криминальных структур с террористи-

1 РеккД.А., Егоров В.Г. Социально-политическая эволюция кланов Центральной Азии // Социальные и гуманитарные знания, 2020, том 6, № 3, с. 250-259.

2 Почему осужденного Садыра Жапарова так продвигают в премьер-министры и как он стал так популярен среди некоторых протестующих. [URL: https://kloop. kg/blog/2020/10/07/pochem u-osuzhdennogo-sadyra-zhaparova-tak-prodvigayut-v-premer-ministiy-i-kak-on-stal-tak-populyaren-sredi-nekotoryh-protestuyushhih/]

3 Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде / Под общ. ред. А.П. Новикова / АТЦ СНГ, МОФ «Российский фоцц мира». М.: Изд-во «Русь», 2018, с. 24.

4 Процессы евразийской интеграции: социально-политическое измерение / Под общ. ред. Г.И. Осадчей. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018, с.152.

ческими. Активизация экстремистских и террористических организаций в ЦАР крайне выгодна для наркомафии по двум причинам: (а) отвлекает внимание силовых структур региона; (б) дает возможность объединять свои усилия с террористическими организациями с целью дестабилизации обстановки в регионе. Реальность такой кооперации еще более вероятна в период смены политических элит в некоторых странах ЦАР, что потенциально может привести к появлению представителей наркомафии в высших структурах государственной власти. Отдельная проблема - в появлении идеологического обоснования наркоторговли, которая стала рассматриваться как один из действенных инструментов борьбы с Западом и его союзниками1.

6) Потенциальным вызовом остаётся угроза политической дестабилизации региона как в процессе передачи власти новому поколению руководителей, так и смены руководящих элит. В Таджикистане, по ряду экспертных оценок, на среднесрочной повестке дня стоит передача власти от президента Э. Рахмона к его сыну Р. Эмомали. И Таджикистан может стать следующим объектом для попытки «цветной революции», тем более, что в стране для этого существуют все социальные условия. Учитывая события гражданской войны 90-х гг. в республике, последствия дестабилизации могут быть непредсказуемыми. Даже в относительно благополучных государствах региона могли быть проблемы с передачей верховной власти, но тем не менее, за прошедшие годы можно было наблюдать в целом удачные примеры транзита власти в Узбекистане (избрание президентом премьера Ш. Мирзиёева после смерти президента И. Каримова) и в Казахстане (по сценарию «рокировки в китайском стиле», с избранием на должность президента К.-Ж. Токаева и сохранением за «национальным лидером» Н. Назарбаевым постов главы Совбе-за Казахстана, члена Конституционного совета и председателя правящей партии «Нур-Отан»).

Особняком в этой группе стран стоит Киргизстан. Если Западом не были признаны в качестве «свободных и справедливых» никакие выборы, проводимые в Казахстане. Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане с момента обретения независимости, и политические режимы в этих государствах вос-

1 Селезнев И.А. Роль ОДКБ и ШОС в обеспечении безопасности стран Средней Азии // Социально-гуманитарные знания, 2017, № 4, с. 146.

принимались в качестве авторитарных, то в Киргизии сложилась специфическая политическая культура смены власти, которую можно было бы назвать «охлократической» (свержение власти через массовые выступления недовольного населения). Подобная особенность политической жизни Киргизстана ослабляет государственные структуры и ставит процесс смены власти в зависимость как от регионально-субэтнических и властно-корпоративных кланов, так и от ОПС. Периодичность подобных решений внутриполитических социальных кризисов в стране лишь подтверждает наше предположение. (см. «Тюльпановая революция» в марте 2005 г., приведшая к отстранению от власти президента А. Акаева; свержение президента К. Бакиева в апреле 2010 г., «Третья киргизская революция» октября 2020 г., результатом которой стала отставка с президентского поста С. Жээнбекова и, в конечном счете, приход к власти С. Жапарова). Тем не менее, следует обратить внимание на усиление президентской вертикали власти в стране: большинство граждан Киргизии на референдуме 10 января 2021 г. проголосовало за президентскую республику, а апреля 2021 г. была принята новая Конституция, закрепившая данную форму правления. Характерно, что это уже 3-й раунд изменений в основном законе Киргизской Республики относительно формы правления, каждый раз осуществляемый по итогам «революций». Так, спустя два года после «Тюльпановой революции» в период президентства К. Бакие-ва были проведены изменения в основном законе в пользу усиления полномочий президента, но по итогам «Второй киргизской революции» 27 июня 2010 г. прошел референдум по новой конституции, которую приняли 90,57% голосами «за»: тогда государство после нараставших в период правления президента К. Бакиева авторитарных тенденций стало пар-ламентско-президентской республикой. Теперь снова усилены президентские полномочия. Если США и страны Запада демонстрируют неприятие возможного усиления власти президента в политической системе Киргизстана, то Россия, КНР и Казахстан заняли другую позицию, поддерживая в первую очередь стабилизацию ситуации, под чем понимается отсутствие межэтнических конфликтов в стране и соблюдение руководством Киргизии ранее достигнутых договоренностей. Поэтому показательно, что лишь в середине ноября 2020 г. правительство России возобновило финансовую помощь Киргизии, приостановленную в период нестабильности внутриполи-

тической в Бишкеке. Поэтому неудивительны заявления С. Жапарова и в качестве кандидата в президенты КР и избранного президента о России как главном стратегическом партнере Киргизии. Тем не менее, стоит учитывать, что изменение формы правления не застрахует Киргизстан от повторения привычного сценария - силового захвата власти, поскольку сохраняются застарелые конфликты, а инициатива с реформой конституции - не новация, а возвращение устоявшейся практики, когда с приходом нового лидера и сплоченной и организованной группы его сторонников менялось и зачищалось политическое поле. Но тогда и следует ожидать, что через какое-то время весь цикл смены власти повторится1.

Итак, очевидной является значимость внутренних причин в системе вызовов безопасности ЦАР. Каждый из вышеописанных факторов способен запустить или оказаться фоновым условием для реализации негативных сценариев развития.

Внешние вызовы. Существенное число проблем в Центральной Азии носит трансграничный характер, поэтому судьба каждой из республик ЦАР связана с судьбой соседей.

1) Угроза распространения возникшей нестабильности по странам региона и вероятность вооруженных провокаций; наличие вблизи стран региона очагов военных конфликтов.

2) Деятельность международных террористических и радикальных организаций и группировок, усиление позиций религиозного экстремизма в сопредельных странах вблизи границ стран ЦАР. Наиболее серьезным внешним вызовом для ЦАР на ближайшую перспективу остается афганский фактор с такими возможными перспективами, как возвращение «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация) к власти в Афганистане и превращение его в центр радикального исламизма. В 2019-21 гг. ситуация в Афганистане остается одной из основных угроз региональной безопасности в ЦАР. Согласно данным Глобального индекса терроризма, Афганистан с 2018 г. сохраняет за собой лидирующие позиции в мире по уровню террористической активности2.

1 "Нами правили водители и телохранители". В Киргизии меняют конституцию. [URL: https://ria.ru/20201122/kirgiziya-1585600772.html?in=t]

2 Рейтинг стран мира по уровню терроризма [URL: https://gtmarket.ru/ra-tings/global-terrorism-index]; Global Terrorism Index report 2020 [URL: https://www.visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2020/11 /GTI-2020-web-1. pdf]

3) Важным аспектом для среднеазиатских стран ЕАЭС становится усиление экономической роли Китая и его проникновение в ЦАР. Объективные причины для этого процесса -экономическая слабость стран ЦАР, рост экономики КНР, сокращение в рамках ЕАЭС инвестиционной активности России (находящейся под экономическими санкциями Запада), наряду с сокращением инвестиционной активности Запада в эти страны, и, наконец, стремление среднеазиатских государств диверсифицировать свои геоэкономические интересы. КНР заинтересована в стабильности в ЦАР и с экономической точки зрения (экспорт сырья и энергоресурсов, выход в Восточную Европу и на Ближний Восток) и исходя из вопросов безопасности. По некоторым оценкам, ЦАР уже попал в сферу технологической и экономической зависимости от КНР; военно-политическое влияние России еще сохраняется, но и эта часть постепенно будет делегироваться Китаю. Однако, в каждой республике своей баланс влияния двух стран, который на настоящем этапе поддерживается совместно РФ и КНР1. Стоит отметить, что экономическое проникновение КНР стало вызывать политические спекуляции различных политических сил, как акцентирующих возникающие угрозы и риски национальному суверенитету, так и подчеркивающих преимущества экономической активности КНР. Но периодически возникающие массовые антикитайские настроения в странах ЦАР используются там во внутриполитической борьбе2.

4) Включение в процесс внерегиональных, неевразийских акторов. Потенциально влияют на обстановку в ЦАР противоречия между крупными мировыми державами, вовлеченными в центральноазиатские дела (США и их союзники, КНР, Россия): американо-российские противоречия и американо-китайские. А это ведет к разнонаправленному давлению на страны ЦАР, к тому, что внерегиональные игроки могут воспользоваться какими-то негативными с точки зрения обеспечения безопасности государств региона тенденциями в своих интересах. Учитывая вывод военного контингента США из Афганистана, не станет ли возможным размещение баз НАТО в пост-

1 Больбот И. Растущее влияние Китая в ЦА: неизбежность или стратегия развития региона? [URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2021-05-18--rastuschee-vlijanie-kitaja-v-ca-neizbezhnost-ili-strategija-razvitija-regiona-54672]

2 10 наиболее важных событий в Центральной Азии в 2019 году [URL: https://asiaplustj.info/ru/news/centralasia/20190228/10-naibolee-vazhnih-sobitii-v-tsentralnoi-azii-v-2019-godu]

советских государствах ЦАР? В связи с этим директор СВР России С. Нарышкин призвал страны региона не допустить такого поворота событий1.

5) Серьезной проблемой в ЦАР являются конфликтогенные межэтнические и межгосударственные противоречия и территориальные претензии. Споры эти особенно затрагивают Киргизию, Таджикистан, Узбекистан. Можно обозначить здесь следующие причины возникновения конфликтных ситуаций:

а) Дефицит водных и энергетических ресурсов, а также проблема ограниченности доступа к пастбищам и дорогам в ЦАР порождает соперничество как жителей приграничных сёл, так и государств, в частности, споры между государствами по поводу раздела вод трансграничных рек. Это всё в случае возникновения инцидентов между гражданами разных государств по поводу дележа ограниченных ресурсов придает конфликту социально-экономическое предметное содержа-ние2. Но тогда срабатывают закономерности: политико-экономические конфликты провоцируют возникновение вооружённых конфликтов и войн, коэффициент корреляции довольно значительный и равняется 0,643.

6) Незавершенные в государствах ЦАР сложные процессы нациестроительства и формирования государственных идеологий, компонентом которых часто становятся территориально-пограничные споры с соседями или же притензии некоторых государств на региональное лидерство также провоцируют региональные конфликты4.

в) Неурегулированные территориальные претензии между государствами ЦАР. При отсутствии общепризнанной делимитации и демаркации границ, каждая из стран способна интерпретировать в свою пользу разночтения в положении границы. В первую очередь, это актуально для ситуации в Ферганской долине, которую между собой делят Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Особенностью государственных границ в

1 Нарышкин: США хотят отправить войска из Афганистана в соседние страны [URL: https://ria.ru/20210519/naryshkin-1733020836.html?utm_sour-ce=yxnews&utm_medium=desktop]

2 Люди гибнут из-за жажды: что не поделили Киргизия и Таджикистан https://runews24-ru.turbopages.org/runews24.rii/s/poN-ics/04/05/2021/b99d2bs024c3f45c7ce5eb15283e6e81

3 Евсеев В.О. Методология применение экспертных систем для анализа региональных конфликтов // ЦИТИСЭ, 2021. № 3, с. 67-68.

4 Малышева Д.Б. Вызовы безопасности в Центральной Азии // Россия и мусульманский мир, 2014, № 1, с. 77.

ЦАР стало наличие множества анклавов/эксклавов. Внутри Киргизстана находятся принадлежащие Узбекистану территории Джангайл, Сох, Чон-Гара, Шахимардан и принадлежащие Таджикистану Ворух и Западная Калача; а в Узбекистане -эксклавы Киргизии (Барак) и Таджикстана (Сарвак). И эти анклавы служат яблоком раздора между граничащими республиками. Так, конфликты вокруг Воруха происходили еще в советское время (1974, 1989 гг.), но даже тогда союзный центр не смог политически решить эту проблему, хотя сумел погасить столкновения. А после распада СССР и обретения республиками независимости конфликты стали более ожесточенными. За период 2018-2021 гг. на таджикско-киргизской границе было зафиксировано только крупных 9 инцидентов1. Ситуацию на киргизско-таджикской границе на протяжении лет подогревают и западные НКО, которые в условиях политической «многовекторности» Киргизии и Таджикистана подтачивают систему безопасности в ЦАР2.

В те самые дни, когда в конце апреля 2021 г. в Душанбе проходило заседание Комитета Совбезов стран ОДКБ на границе Таджикистана и Киргизии случился конфликт, суммарно унесший более 50 жизней с обеих сторон. Спор местных жителей из-за водораспределительного пункта «Головной» в верховьях реки Исфара перешел в боестолкновения с участием военнослужащих. Несмотря на беспрецедентность накала и масштабов прошедшего конфликта, следует отметить, что там на протяжении лет периодически возникали осложнения между жителями приграничных сёл. Тем не менее, нельзя не отметить, что, хотя за последние 20 лет стычек между жителями приграничных сел было много, но большинство из них конфликтом гражданских лиц. Также, киргизско-таджикский конфликт 2021 г. принципиально отличается от всех предыдущих тем, что столкновения проходили сразу на нескольких участках границы.

Кроме того, можно вспомнить и произошедшие 31 мая 2020 г. столкновения между жителями сёл Чечме Кадамджайского района (Киргизия) и Чашма в анклаве Сох (Узбекистан). По

1 Уваров А. Киргизия - Узбекистан - Таджикистан: что делать с этими границами? [URL: https://www.fondsk.ru/news/2021/04/18/kirgizia-uzbekistan-tadzhikistan-chto-delat-s-etimi-granicami-53396.html]

2 Арешев А. Кто стоит за вооруженным конфликтом между членами ОДКБ? [URL: https://vpoanalytics.com/2021/05/17/kto-stoit-za-vooruzhennym-konfliktorTi-mezhdu-chlenami-odkb/]

официальным сообщениям, конфликт при имеющемся дефиците воды начался из-за споров о том, какой стране принадлежит родник Чашма, обеспечивающий питьевой и поливной водой жителей как Узбекистана, так и Киргизстана1.

Киргизско-таджикские отношения продолжают оставаться далекими от нормализации, постоянно происходят пограничные инциденты. Так, 8 июня 2021 г. опять произошла интенсивная перестрелка между пограничниками Киргизии и Таджикис-тана2.

Важной проблемой остается водоразделение. Сразу после распада Союза ССР и обретения независимости союзными республиками был создан механизм регулирования водных ресурсов в ЦАР. В феврале 1992 г. было подписано соглашение «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» и была учреждена Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК), а также бассейновые водохозяйственные объединения на Аму-дарье и Сырдарье. Очередное, 80-е заседание МКВК прошло в мае 2021 г. По мнению специалистов, этот механизм ещё остаётся жизнеспособным, хотя к его работе уже нарекания за годы работы накопилось много нареканий3.

Общая проблема водопользования заключается в распределении энергетической и ирригационной специализации между государствами: Киргизстану и Таджикистану достались крупные каскады ГЭС и водохранилища, а Узбекистану, Казахстану и Туркменистану - разветвленная система мелиорации с искусственными регуляторами воды. Эти отраслевые сегменты национальных экономик в различной степени зависимы друг от друга. Страны, лежащие в зоне формирования водостока трансграничных рек, нуждаются в развитии гидроэнергетики, являющейся для них практически главным стратегическим ресурсом. В нижнем течении, где традиционно используется поливное земледелие, вода остается жизненной основой для сельскохозяйственной деятельности крупных

1 Kонфликт на кыргызско-узбекской границе 31 мая [URL: https://ru.sputnik.kg/trend/konflikt-na-kyrgyzsko-uzbekskoj-granice-31-maya/]

2 На границе Киргизии и Таджикистана произошла перестрелка. [URL: https://ria.ru/20210724/perestrelka-1742667975.html]

3 Каражанов З. Вода - всему голова. Тем более - в Центральной Азии. [URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2021-05-30--voda-vsemu-golova.-tem-bolee-v-centralnoj-azii-54865]

оазисов. Но недостаток доверия в этом вопросе между государствами ЦАР затрудняет развитие этой сферы. Проблема не может быть принципиально решена в пользу эгоистической выгоды только одной из сторон.

Потребность стран ЦАР в большом водном проекте остается довольно острой, но она упирается и в поиск взаимоприемлемого решения. Теоретически, существовало два различных подхода к решению проблемы дефицита воды в ЦАР:

а) Получение водосурсов из-за рубежа путем изменения русел полноводных рек и ввода в строй новых гидротехнических сооружений. Но тут следует вспомнить, как в 1980-е гг. при активном участии гражданского общества, АН СССР, экологов и гуманитарной интеллигенции был отвергнут грандиозный мега-план «поворота сибирских рек в республики Средней Азии», чреватый катастрофическими экологическими последствиями для многих регионов Российской Федерации. Неуспешная попытка реанимировать его уже в 2000-е гг., по предложению тогдашнего мэра Москвы Ю. Лужкова, лишь подтверждает одиозность и неприемлемость для России этого варианта.

б) Повышение эффективности использования уже имеющихся водных ресурсов, кооперация возможностей и сил в рамках ЕАЭС. Ведь ЦАР лидирует в СНГ по потерям воды и уровню ее загрязнения. Достаточно показательна проблема пересыхания Аральского моря, обмеления Амударьи. Отдельной проблемой остаётся вопрос о достройке комплекса из нескольких ГЭС на территории Киргизии и Таджикистана. Структуры ЕАЭС, как и российский бизнес способны и могли бы взять на себя роль лидера в реализации этого водно-энергетического проекта и не ждать, когда таким лидером рано или поздно станет какой-нибудь другой геополитический актор. И стоит отметить первые шаги на на этом пути. В июле 2021 г. Евразийский банк развития (ЕАБР) представил аналитический доклад «Инвестиции в водно-энергетический комплекс Центральной Азии»1.

Итак, вопреки возникшим злорадным мнениям о «неэффективности» механизма ЕАЭС, ОДКБ, ШОС в предотвращении и преодолении возможных конфликтов существуют экономические механизмы разрешения противоречий. Воз-

1 Инвестиции в водно-энергетический комплекс Центральной Азии. [URL: https://analytics.eabr.org/]

можно предложение со стороны евразийских объединений посреднических услуг конфликтующим сторонам (создание органов быстрого реагирования и разведения конфликтующих сторон, «дорожная карта» размежевания, арбитраж и т.п.). ОДКБ может оказывать своим членам помощь в делимитации и демаркации границ, оборудовании техническими средствами спорных участков границ и зон конфликтов, охране стратегических объектов, ликвидации последствий катастроф, природных катаклизмов и эпидемий и др. Но рост нестабильности в странах ЦАР показал нехватку механизма урегулирования споров между странами-членами ОДКБ, в том числе договорно-правовой базы в сфере безопасности, недостаточность прав ОДКБ на введение наблюдателей и миротворческих сил в зоны конфликтов, отсутствие посреднических групп и недостаточность взаимно обязывающих процедур1. И эти вопросы требуют решения.

Заключение. Анализ положения позволяет прийти к выводу, что в основе наличной и перспективной ситуации в ЦАР лежат сценарии интеграции и конфликта. Таким образом, эти две категории составляют диалектическую пару, с помощью которой можно понять и описать процессы в ЦАР, да и на всём постсоветском пространстве. На основании рассмотренного материала мы видим, что в основе источников нестабильности и конфликного потенциала в странах ЦАР лежат как «риски роста», так и «имманентные риски». Исходя из этого, можно предложить ряд сценариев развития евразийской интеграции в ЦАР на средне- и долгосрочную перспективу:

Сценарий № 1: «евразийская интеграция». Углубленная интеграция ЦАР в общее евразийское пространство экономических и политических союзов вокруг России. Хотя данный проект, частично уже осуществляется в формате ЕАЭС и др. интеграционных объединений суть вопроса заключена в интенсивности процесса. Мы наблюдаем «имманентные» интеграционные риски и препятствия в силу приверженности элит новых независимых государств ЦАР принципу суверенитета, наличие внутренних ограничений в их интеграционной политике.

1 Попова В. ОДКБ: не спешите нас хоронить [URL:https://www.ritmeura-sia.org/news--2021-06-09--odkb-ne-speshite-nas-horonit-55026?utm_sour-ce=warfiles.ru]

Сценарий № 2: «инерционный статус-кво». Сохранение основных имеющихся тенденций развития во внутренней и внешней политике каждой из отдельно взятых стран и в ЦАР в целом. Сохранение политических режимов, преемственность элит, достаточно плавный транзит власти новым поколениям политического класса. Под лозунгом многовекторности внешней политики участие в евразийских интеграционных объединениях будет носить ситуационно-утилитарный или формально-декоративный характер. При этом государства ЦАР параллельно будут участвовать и в экономических, политических и военных союзах, не связанных с участием России. Сохраняются формально светские общества с внешними атрибутами демократических республик, но во внутренней политике в противовес возможной исламизации нарастает тенденция на этнократию.

Сценарий № 3: «чужеродное поглощение». Выпадение ЦАР из орбиты России, падение правящих режимов, приход к власти контрэлит (исламистских или прозападных - этнокра-тических, антирусских), вступление государств ЦАР в антироссийские (и антикитайские) военно-политические союзы. В связи с выводом войск США из Афганистана и появлением перспективы возвращения к власти в этой республике «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация) возрастает угроза переноса военного конфликта слабой и средней интенсивности на территорию постсоетских стран ЦАР, риска крушения светских режимов и замены государственности на исламскую теократическую, с возможным распадом национальных государств и поглощением региона «исламским халифатом».

Сценарий № 4: «переформатирование границ». Изменение границ в ЦАР, ряд из государств прекратит свое существование или изменит свою площадь, присоединившись целиком или частично-регионально к соседним.

Сценарий № 5: «комбинаторный». Параллельное развитие сценариев №№ 1, 2, 3 4 для разных государств. Возможно более активное участие в евразийской интеграции одних из государств и дистанцирование от нее, изоляционизм, распад или присоединение каким-либо иным союзам других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.