роль состояния и движения товаров в торговле увеличивает бремя, возлагаемое на поставщиков, которые вынуждены либо хранить избыточный запас и контролировать соответствующие затраты, либо разрабатывать более эффективные методы производства для сокращения объемов запасов.
В российской практике элементы системы JIT могут быть использованы для отслеживания товаров, пользующихся повышенным спросом, когда оперативная информация об остатках запасов и покупательском спросе служит основанием для принятия управленческого решения о необходимой закупке.
Таким образом, все вышесказанное говорит о значимости управленческого учета в торго-
вых организациях и необходимости выделения центров ответственности. Конкуренция среди торговых организаций влияет на ценовую политику и ассортимент реализуемых товаров, что и повышает значение калькулирования себестоимости единицы товара.
Список литературы
1. Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика / пер. с англ.; под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. М.: Финансы и статистика, 2002. 952 с.
2. Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли потребительской кооперации: учеб. пособие / под ред. В.Э. Керимова. М.: Экзамен, 2002. 160 с.
МАЛИНИНА Лия Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
MALININA, Leah Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 341.213.4
РОССИЯ КАК СУБЪЕКТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.В. Михайлова
Посвящено рассмотрению особенностей развития внешнеэкономической деятельности России и исследованию приоритетных направлений укрепления позиции России на мировой арене.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; интеграция; внешнеэкономическая политика; регулирование ВЭД; субъекты РФ; направления укрепления.
E.V. Mikhailova. RUSSIA AS A SUBJECT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
The article is devoted to the peculiarities of the development of Russian foreign economic activity and the researching of priority growth areas to strengthen Russia's position on the world stage.
Keywords: foreign economic activity; integration; foreign economic policy; management of the foreign activity; Russian Federation territorial entity; priority growth areas.
Развитие внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД) является одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической политике подавляющего числа стран мира, в том числе и Российской Федерации. ВЭД играет особую роль в развитии национальной экономики и становится все более важным фактором, воздействующим на социально-экономические процессы, происходящие как в масштабах всей страны, так и отдельных регионов. Происходит дальнейшая интеграция России в мировую глобализированную экономику, след-
ствием которой является все более тесное взаимодействие и взаимозависимость мировой и национальных экономик, в результате чего они становятся частями единой мировой экономической системы.
Существующая модель участия России в международном разделении труда основана преимущественно на экспорте энергоносителей и не может стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости
Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.
Если представить данные в динамике по экспорту и импорту по годам, то нетрудно заметить, что в целом экспорт и импорт увеличивается уже в течение многих лет, несмотря на замедленные темпы роста в последние годы, что продемонстрировано на рисунке ниже.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г, целью внешнеэкономической политики на перспективу является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, среди которых:
• достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта;
• реализация имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
• усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
• обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних
рынков, привлечения иностранного капитала;
• создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров и др.
Реализация этих задач во многом зависит от участия регионов Российской Федерации в ВЭД.
В современных условиях внешнеэкономическая деятельность нацелена на использование фактора внешних связей для эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, привлечения необходимых недостающих ресурсов, наиболее рационального использования собственного потенциала, преимуществ международного и межрегионального разделения труда и достижений мировой науки. Рыночная экономика создала широкие возможности для развития внешнеэкономической деятельности субъектов РФ. В связи с этим особое значение приобретает вопрос формирования механизма регулирования ВЭД.
В настоящее время в Российской Федерации происходит процесс становления комплексного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности: законодательно уже определены базовые положения и функции отдельных органов управления, включая инструменты воздействия на внешнеэкономические процессы. Государство активно участвует в регулировании ВЭД путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности. Вместе с тем существующая в России система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне регионов
900 800 700
< 600 3
U
q 500 §
е£
l 400
I
5 300
200 100 о
Внешнеторговый оборот
Экспорт
Импорт
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Динамика внешней торговли России за 2003-2013 гг. (млрд долл. США)
является весьма сложной и недостаточно эффективной.
На сегодняшний день регулирование развития внешнеэкономической деятельности в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
На федеральном уровне в систему органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности входят органы государственной власти Российской Федерации общей компетенции и государственные органы, наделенные специальной компетенцией. Институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности регионального уровня являются также государственные органы общей компетенции и органы специальной компетенции. На муниципальном уровне институциональная система включает представительные органы муниципального образования, глав муниципального образования, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципального образования), другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления, наделенные, в соответствии с уставом муниципального образования и другими муниципальными правовыми актами, полномочиями во внешнеторговой сфере.
В последние годы наблюдается заметное оживление внешнеторговой активности большинства российских регионов. В связи с этим особую остроту приобретает проблема распределения полномочий между уровнями власти в данной сфере. Так, основополагающим документом, регулирующим ВЭД, является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, в котором указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности относятся:
1) проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также, с согласия Правительства Российской Федерации, с органами государственной власти иностранных государств;
2) содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской
Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, и Министерством иностранных дел Российской Федерации;
3) открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности;
5) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
6) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, благодаря эффективной и налаженной работе всех уровней власти и бизнеса, Россия поднялась в рейтинге «Doing Business» с 112 до 92 места, что также говорит о том, что на фоне остальных стран позиции России укрепились.
Но, несмотря на положительную динамику, в условиях многополярного мира и все более растущего давления на экономику РФ из-за украинского кризиса и введенных санкций все наиболее важными и приоритетными направлениями укрепления позиции России на мировой арене являются:
1. Создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития ВЭД.
2. Формирование системы государственного регулирования ВЭД, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды.
3. Выход на качественно новый уровень торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, ЕС, АТЭС, БРИКС в рамках реализации модернизационной и проинтегра-ционной повестки развития отношений.
4. Создание комплексной национальной системы поддержки развития ВЭД, опирающейся на эффективные институты и механизмы поддержки и обеспечивающей благоприятные условия для расширения деятельности российских предприятий и организаций на глобальном рынке.
5. Формирование динамичного и эффективного регионального интеграционного
объединения с участием России - Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов.
Список литературы
1. Абрамов В.Л. Мировая экономика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. М.: Дашков и К°, 2007. 312 с.
2. Калиновский И. Навстречу инвесторам // Expert Online: элекрон. журн. 2014. 2 окт. URL:
http://expert.ru/2014/10/2/navstrechu-investoram/ (дата обращения: 08.12.2014).
3. Плотницкий М.И. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие. Минск: Соврем. школа, 2006. 663 с.
4. Халевинская Е.Д. Международные торговые соглашения и международные организации: учеб. пособие для вузов. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. 208 с.
5. URL: http://www.gks.ru.
6. URL: http://www.russian.doingbusiness.org.
МИХАЙЛОВА Екатерина Вячеславовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: katya. [email protected]
MIKHAILOVA, Ekaterina Viacheslavovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of the Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: katya. mihailova@bk. ru
УДК 005.21
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Н.В. Морозова*
Рассмотрены вопросы формирования системы стратегических документов на разных уровнях управления, обоснована необходимость разработки системы показателей стратегического характера для оценки возможностей реализации стратегических документов.
Ключевые слова: стратегическое планирование; документ стратегического планирования; регион, программно-целевой подход; государственная программа; система целевых показателей.
N.V. Morozova. FORMATION OF SYSTEM OF TARGET INDICATORS WHEN DEVELOPING STRATEGIC DOCUMENTS AT THE REGIONAL LEVEL
The issues of the formation of a system of strategic documents at different management levels are considered, grounds for the need to develop a system of indicators of strategic character to assess the opportunities of strategic documents implementation are given.
Keywords: strategic planning; strategic planning document; region; program and target approach; state program; system of target indicators.
Перед российскими регионами стоит задача формирования целостной и эффективной системы стратегического управления, ориентированной на результат. В последнее время актуальность данной проблемы значительно повысилась в силу того, что государственные управленческие решения в таких сферах, как оборона и национальная безопасность, экономика и социальная сфера, технологии, приобретают долгосрочный стратегический характер. Новая система управленческих инструментов, разрабатываемая на всех уровнях власти, должна позволить:
- во-первых, обосновывать долгосрочные решения (со сроком реализации более пяти лет) через средне- и краткосрочные задачи, которые увязаны между собой и подчинены общей цели;
- во-вторых, ориентировать деятельность субъектов Российской Федерации на интересы страны в целом;
- в-третьих, создать механизм ответствен-
* Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-12-21011).