Научная статья на тему 'Россия и Украина: объекты политического экстремизма в условиях глобализации?'

Россия и Украина: объекты политического экстремизма в условиях глобализации? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
306
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РУСОФОБИЯ / GLOBALIZATION / RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS / NATIONAL SECURITY / RUSSO-PHOBIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попов Михаил Юрьевич

Данная публикация посвящена анализу геополитической ситуации в современном мире, в котором автором делается акцент на рисках и угрозах национальной безопасности России, источником которых является Запад, целенаправленно, по мнению автора, стремящегося на протяжении последнего десятилетия обратить политику украинских властей на конфронтацию отношений с Российским государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND UKRAINE: TARGETS FOR POLITICAL EXTREMITY WITHIN THE FRAME OF GLOBALIZATION?

The paper made an attempt to observe the geopolitical situation in the world today, the author focused attention on the risks and threats to Russia's national security being originated from the Western World that intentionally strived, according to the author, over the past decade to steer policy of Ukrainian authorities towards confrontation in relations with the Russian State.

Текст научной работы на тему «Россия и Украина: объекты политического экстремизма в условиях глобализации?»

УДК 32

ПОПОВ Михаил Юрьевич, доктор социологических наук, профессор, главный редактор всероссийского научного журнала «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», Краснодар, Россия popov-52@mail.ru

РОССИЯ И УКРАИНА: ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ?

Данная публикация посвящена анализу геополитической ситуации в современном мире, в котором автором делается акцент на рисках и угрозах национальной безопасности России, источником которых является Запад, целенаправленно, по мнению автора, стремящегося на протяжении последнего десятилетия обратить политику украинских властей на конфронтацию отношений с Российским государством.

Ключевые слова: глобализация, российско-украинские отношения, национальная безопасность, русофобия.

POPOV Mikhail Yurievich, Doctor of Social Sciences, Professor,Editor in Chief, All-Russian Science Journal "Humanities, social and economic and social sciences", Krasnodar, Russia

popov-52@mail.ru

RUSSIA AND UKRAINE: TARGETS FOR POLITICAL EXTREMITY WITHIN THE FRAME OF GLOBALIZATION?

The paper made an attempt to observe the geopolitical situation in the world today, the author focused attention on the risks and threats to Russia's national security being originated from the Western World that intentionally strived, according to the author, over the past decade to steer policy of Ukrainian authorities towards confrontation in relations with the Russian State.

Keywords: globalization, Russian-Ukrainian relations, national security, Russo-phobia.

Постсоветский период российской истории впитал в себя практически все проблемы, с которыми может столкнуться современное государство и общество в период радикальных перемен во всех сферах своего развития, происшедших в нашей стране в течение очень короткого, по историческим меркам, временного отрезка (весна 1985 - осень 1991 г.), которые широким кругом специалистов различных областей гуманитарного знания оцениваются как революционные и затронувшие не только нашу страну, но и все мировое сообщество. И мы солидарны с этими оценками, ведь перемены в общественно-политической и социально-экономической жизни в Советском Союзе, получившие название «перестройки», всколыхнули не только советское общество, но и весь мир, ускорив глобализацию - процесс, сопровождающийся масштабными переменами в экономической, политической, культурной, духовной сферах.

Многие эксперты вынуждены признать, что глобализация, с одной стороны, создала возможность консолидации мирового сообщества для успешного решения проблем, сопровождавших научно-технический прогресс, индустриализацию мировой экономики, рост народонаселения планеты, эффективного и рационального использования природных, продовольственных ресурсов. Но в то же время мировое сообщество, выйдя из состояния «холодной войны», не обрело так ожидаемого многими политологами и политиками баланса интересов, что позволило бы ему гармонизировать свою жизнедеятельность и минимизировать риски, сопровождавшие отношения между государствами и народами на протяжении фактически всего XXI в. Перестав быть двухполярным, мир не только не обрел так ожидаемую стабильность, но и столкнулся с многочисленными вызовами и рисками, порожденными:

- стремлением государств - мировых лидеров, транснациональных корпораций к перераспределению сфер влияния, в первую очередь, за счет государств, ранее входивших в состав Совета экономической взаимопомощи;

- активизацией деятельности военно-политических союзов государств, противостоявших в недавнем прошлом странам - членам прекратившего свое существование на рубеже 19801990 гг. Варшавского договора.

Перераспределение сфер влияния сопровождается не только экономическими, но и военными конфликтами, которые, несмотря на их локальный характер, негативно отражаются на жизни всего мирового сообщества, приводя, в том числе, и к перекраиванию политической карты мира.

Более того, в результате происшедших в конце XX столетия перемен в мировой экономике и политике большая часть человечества не только не обрела ни социальноэкономической, ни политической стабильности, но и столкнулась с новыми многочисленными, в том числе и масштабными, проблемами, вызванными глобализацией современного мира.

Исходя из вышеизложенного, а также в результате анализа геополитических процессов, протекавших в мире в период с конца 1980-х гг. до настоящего времени, мы вынуждены встать на весьма скользкий путь поиска исторических аналогий с позиций оценки значимости этих событий в сравнении с теми, что имели место в XX в., в результате чего мы берем на себя смелость предположить, что по целям, которые ставят себе активные субъекты этих процессов,

средствам, затрачиваемым на их достижение, и последствиям, с которыми сталкивается человечество, мы можем их сравнить разве что с Первой и Второй мировыми войнами, за исключением понесенных в них многомиллионных людских потерь.

Мы не можем не обратить внимание читателей еще на одно историческое совпадение: каждая из предыдущих мировых войн была спровоцирована действиями агрессора (а им в обоих случаях выступала Германия), направленными против славянского мира. События же 1990-х гг. на территории теперь уже бывшей Югославии и те политические процессы, которые мы наблюдаем на Украине на протяжении последнего десятилетия, свидетельствуют о стремлении группы государств-мировых лидеров изменить геополитическую ситуацию на европейском континенте в свою пользу. И мы в своих предположениях не одиноки. Так, по мнению В. Жириновского, которое он высказал в одной из телевизионных передач РТР «Открытая студия» в мае 2014 г., нынешняя геополитическая ситуация в Европе напоминает ту, что имела место накануне Первой мировой войны. И он далеко не одинок в своих сравнениях.

И в этой фактически Третьей мировой войне используются новейшия техника и технологии, а также ведутся локальные боевые действия с участием вооруженных сил коалиций этих государств. Только эта война, в отличие от двух предыдущих, растянулась во времени, и какие средства для достижения в ней успеха противоборствующими сторонами будут еще использованы, какой ценой будет оплачена эта победа (и возможна ли она будет вообще), как и какие результаты будут в ней достигнуты, никто не возьмется предположить. Но уже сейчас можно утверждать, что эта война сопровождается перекраиванием государственных границ, экономическими и экологическими кризисами, что ярко продемонстрировали события в бывшей Югославии. И несмотря на то, что события на Украине развиваются по несколько иному сценарию, вряд ли у кого могут возникнуть сомнения по поводу источников, инициировавших многолетнюю политическую нестабильность в ней под прикрытием демократических лозунгов. Ведется же эта война по иным, чем в двух предыдущих, правилам с использованием новейшего информационного и идеологического оружия, подготовленных на высоком уровне агентов влияния в лагерях противников.

Наша же страна, оставаясь по площади крупнейшей мировой державой, входит в число мировых лидеров по запасам природных ресурсов, а ее высокий интеллектуальный и культурный потенциал по-прежнему не может не вызывать восхищения даже у наших потенциальных противников. В силу этих причин Россия оказалась втянутой в эту войну, а занимаемое ею пространство является вожделенным бонусом для гипотетических победителей в ней.

В ходе этой войны, которая только по внешним признакам на данном этапе больше напоминает «окопную» войну, Россия только благодаря своему мощному ядерному щиту пока еще не стала территорией реальных боевых действий, но на протяжении всего отмеченного нами времени она подвергается постоянному экономическому, информационноидеологическому, духовно-психологическому давлению извне со стороны блоков государств, транснациональных корпораций, а также организованных в глобальных масштабах преступности, религиозных и националистических движений, противостоять которым Российскому государству по ряду причин крайне сложно, и в первую очередь из-за очевидной слабости его экономики, не способной составить достойную конкуренцию экономикам США, Европейского союза, а также бурно развивающимся Китаю, Индии и Бразилии, несмотря на колоссальные ресурсы, которыми обладает наша страна, но по-прежнему так и не может эффективно их использовать.

В комплексе внешних и провоцируемых ими внутренних угроз, с которыми сталкивается наша страна, мы хотим выделить:

- транснациональную преступность;

- религиозный и националистический экстремизм, представляющие комплекс геополитических процессов, которые, по нашему мнению, оказывают дестабилизирующее влияние на выход российского общества из системного кризиса, вызванного масштабными переменами, сопровождавшими его трансформацию из прежнего советского в традиционное состояние цивилизационного развития, в котором оно находилось до Октябрьского переворота 1917 г.;

- стремление военно-политических блоков и политико-экономических союзов, в первую очередь западных стран, нарушить сложившийся за прошедшее двадцатилетие военный и экономический паритет между ними и Россией за счет втягивания в блок НАТО, Евросоюз государств, ранее входивших в состав СССР Варшавского договора и представлявших по взаимной договоренности с вышеуказанными союзами своеобразную зону безопасности, которая на протяжении всего этого времени постоянно нарушается. И если вхождение в Евросоюз республик Балтии, Польши и других членов бывшего Восточного блока, несомненно, осложняет политическое, экономическое и гуманитарное сотрудничество России с этими странами, то попытки Запада приблизить к ее границам структуры НАТО представляют непосредственную угрозу нашей

национальной безопасности, а ситуация с Украиной не может не расцениваться как неприкрытая провокация Запада, направленная на доведение отношений между нашими государствами до открытого конфликта, в качестве основных источников которого выступают неурегулированные взаимоотношения между ними вокруг территориальных и экономических вопросов, статуса русского языка и положения русскоязычного населения на Украине.

Смещенная разномастными политическими силами, сгруппировавшимися вокруг Майдана, прежняя киевская власть, дискредитировавшая себя в массовом сознании народов Украины системной коррупцией, связями с криминалитетом и национальной олигархией, сменилась новой группой радикалов, которая заняла открытую прозападную и антироссийскую позицию под патронажем США и Евросоюза. Непринятая большей частью населения юго-восточной Украины, она развязала против него военную агрессию при молчаливой поддержке Запада.

Сложившаяся на Украине геополитическая ситуация не может не вызывать серьезной озабоченности не только у политиков, но и у широкой, в том числе научной, общественности по нескольким причинам:

1. Провал политического курса прежнего украинского руководства, за которым последовала смена власти, привел к дестабилизации политической ситуации в стране, поставившей ее на грань раскола. И проявляется он не только в нежелании подавляющей части населения юго-восточной части Украины подчиняться новой власти, в отказе от участия в голосовании на внеочередных выборах Президента Украины. Сепаратистские настроения усиливаются и в ее западных регионах, где компактно проживают представители некоренных национальностей.

2. Дестабилизация политической ситуации на Украине сопровождается глубоким экономическим кризисом, поставившим ее на грань дефолта, выход из которого вряд ли возможен без внешних источников заимствования.

3. Процессы, происходящие в стране, спровоцировали русофобские и антироссийские настроения в массовом сознании немалой части украинского народа под влиянием прозападно ориентированных политиков, на протяжении двух последних десятилетий целенаправленно искажавших как историю своей страны, так и скрывавших правду о взаимоотношениях между Россией и Украиной, а также о реальном вкладе нашей страны в развитие постсоветской украинской экономики, который составил, по подсчетам российских специалистов, более 200 млрд долл., в то время как расходы Запада на развитие украинской демократии не превысили за все это время 5 млрд долл.

Таким образом, итогом двадцатилетия развития российско-украинских отношений стал глубочайший кризис, спровоцированный в первую очередь украинскими властями, пытавшимися извлечь максимальную выгоду за счет балансирования между геополитическими стратегическими конкурентами: Западом и Россией. Подобная политика, по нашему мнению, имеет весьма туманную перспективу, несмотря на победу на президентских выборах, прошедших в стране 25 мая 2014г., зависимого от Запада политика.

Конечно, для того чтобы делать какие-то взвешенные прогнозы, необходимо время, за которое на Украине должна сформироваться вся властная инфраструктура, способная своей практической деятельностью добиться совпадения с заявленными в ходе предвыборных компаний приоритетами, в том числе и в отношениях между нашими странами. Но для нас очевидным является то обстоятельство, что на сегодняшний день преимуществом на Украине владеют политические силы, которые свою геополитическую стратегию попытаются выстроить в направлении всестороннего сотрудничества с США и Евросоюзом, несмотря на глубокую интегрированность ее экономики с Россией и странами, входящими в СНГ.

Вторым выводом, к которому мы пришли в результате анализа места России в глобализирующемся мире, будет тезис о том, что события, происходящие на Украине, смоделированы не политическими элитами этой страны, а за ее пределами теми силами, которые, используя великодержавные настроения определенной части украинского общества, пытаются превратить Украину:

а) в лабораторию, в которой очередной раз западными политиками апробируется стратегия развала многонациональных государств;

б) в плацдарм для экономической, а впоследствии и военной экспансии против России, которой, по утверждению министра иностранных дел нашей страны К. Лаврова, Западом в последние годы отводится роль виновника практически всех проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество, а также

в) провести с помощью Украины зондирование реакции России на процессы, происходящие в этой стране, и в первую очередь в регионах, расположенных вдоль ее границ.

Но как бы то ни было, мы являемся свидетелями масштабной и продолжительной геополитической игры Запада против нашей страны с весьма высокими ставками, которые в первую очередь делаются на предмет определения способности Российского государства

противостоять потенциальным и реальным внешним угрозам с его стороны. И судя по высоким рейтингам авторитета В.В. Путина как одного из самых влиятельных государственных лидеров в мире в результате социологических опросов, проводимых различными международными исследовательскими организациями в 2013-2014 гг., российскому руководству удается проводить эффективную внешнюю политику, направленную на поддержание статуса нашей страны как великой державы (и не только благодаря своему ядерному потенциалу), способной оказывать действенное влияние на геополитические процессы во всем мире и в первую очередь в наиболее проблемных частях планеты. И мы выражаем надежду на то, что взвешенная политика руководства России в отношении Украины позволит стабилизировать ситуацию в этой стране с последующим ее выходом из глубокого системного политического и экономического кризиса, разрушив надежды наших потенциальных противников на дестабилизацию ситуации в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.