Научная статья на тему 'РОССИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В МНОГОСТОРОННИХ ФОРМАТАХ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ СПОРТА В РАМКАХ СНГ'

РОССИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В МНОГОСТОРОННИХ ФОРМАТАХ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ СПОРТА В РАМКАХ СНГ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / СНГ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муратшина Ксения Геннадьевна, Валеева Марина Владимировна

Анализируется участие России и стран постсоветской Центральной Азии в многосторонних механизмах сотрудничества в области спорта в рамках Содружества Независимых Государств. Последовательно рассмотрены институты, правовая база, направления связей и их основные результаты. Изучена вовлеченность России и ее центральноазиатских партнеров в различные форматы контактов, а также в многосторонние соглашения и в работу органов СНГ, координирующих сотрудничество в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Муратшина Ксения Геннадьевна, Валеева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND CENTRAL ASIA IN THE CIS MULTILATERAL COOPERATION IN SPORT

This article aims to analyze Russia and its Central Asian partners' participation in the multilateral cooperation in sport in the Commonwealth of Independent States (CIS). The research is a part of an integrated study of the humanitarian cooperation between Russia and post-Soviet Central Asian countries: the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Republic of Tajikistan, the Republic of Uzbekistan, and Turkmenistan. In the CIS legislative and political practice, humanitarian cooperation, or people-to-people exchanges, includes partnership in such areas as culture, science, education, sport, tourism, youth policy, and media. Sport is an essential component of this cooperation, and the states pay more and more attention to interaction in this area. The cooperation is carried out at bilateral and multilateral levels. The latter is provided by the CIS. We consider the bilateral ties between Russia and each of post-Soviet Central Asian countries in a separate research, while this research covers the CIS format. We consequently study the institutions, the legal basis, the formats, and the practical implementation of cooperation throughout the recent decade, before the pandemic. The aim of the research is to define the structure of CIS formats for cooperation in sport, and how Russia and its Central Asian partners are involved in it. We have studied such sources as multilateral diplomatic documents, reports, plans, and other documents of the CIS institutions, and relevant online news archives of mass media. The article concludes that the CIS, as an intergovernmental organization, has formed a diverse structure of cooperation in sport, including a specialized institution (the CIS Council on Physical Education and Sport), a detailed legal basis and a large number of formats for multilateral exchanges: not only tournaments, but consultations, conferences, and legal ties as well. The study demonstrates the comprehensive approach of the organization towards multilateral ties in this area. Russia is not only presented in all cooperation formats, but actually is the organizer and the initiator of the majority of them. The representation and the involvement of Central Asian countries in the related CIS institutions, documents and formats of cooperation varies considerably. Among them, during the last decade, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Tajikistan demonstrated the most active participation, while Turkmenistan has rejected the majority of formats, and sent its teams to a selected number of tournaments. Uzbekistan has also dismissed some formats, but gradually its participation has started to increase. The lesser number of events, organized by Central Asian countries, can be explained by the lesser national budgets; however, the reasons for dismissing the multilateral institutions are far more likely of a political character, namely the political priorities of closeness and neutrality.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В МНОГОСТОРОННИХ ФОРМАТАХ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ СПОРТА В РАМКАХ СНГ»

Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. С. 92-99. Б01: 10.17223/15617793/469/12

УДК 327.39(47 + 57) + 327.39(51) + 327.8 + 316.74:796327

К.Г. Муратшина, М.В. Валеева

РОССИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В МНОГОСТОРОННИХ ФОРМАТАХ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ СПОРТА В РАМКАХ СНГ

Исследование выполнено за счет гранта РНФ, проект № 19-78-10060.

Анализируется участие России и стран постсоветской Центральной Азии в многосторонних механизмах сотрудничества в области спорта в рамках Содружества Независимых Государств. Последовательно рассмотрены институты, правовая база, направления связей и их основные результаты. Изучена вовлеченность России и ее центральноазиатских партнеров в различные форматы контактов, а также в многосторонние соглашения и в работу органов СНГ, координирующих сотрудничество в данной области.

Ключевые слова: Россия; Центральная Азия; СНГ; гуманитарное сотрудничество; многосторонняя дипломатия; спорт

Многосторонняя дипломатия сегодня пронизывает все сферы международных отношений и играет ведущую роль в глобальном управлении и попытках найти решение глобальных проблем современности. Основным институтом многосторонней дипломатии были и остаются международные межправительственные организации - глобальные, региональные и субрегиональные, с открытым и закрытым членством, универсальной компетенции и специализированные.

В данной статье пойдет речь об одной из специализированных сфер сотрудничества крупной региональной организации - Содружества Независимых Государств (СНГ). Без сомнения, в международных исследованиях достаточно хорошо изучены различные вопросы функционирования этой организации, прежде всего, экономическое и военно-политическое сотрудничество. Гораздо менее изученной, но при этом отнюдь не менее важной, остается гуманитарная сфера, т.е. связи в областях культуры, науки, образования, работы с молодежью, спорта, туризма, информации и массовых коммуникаций.

Авторы данной статьи в настоящее время работают над проектом по изучению гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и странами Центральной Азии: Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан, Киргизской Республикой, Республикой Узбекистан и Туркменистаном. Двусторонние связи между Россией и каждой из центрально-азиатских стран в гуманитарной сфере, в том числе в области спорта, рассмотрены в рамках отдельных исследований, а данная статья имеет своей целью проследить, как осуществляется участие упомянутых партнеров в многосторонних форматах спортивного сотрудничества в рамках СНГ.

С точки зрения теоретических оснований, авторы базируются на нескольких аспектах. Во-первых, механизмы многосторонней дипломатии сами по себе чрезвычайно интересны в плане своей репрезентативности, возможностей вовлекать большое число участников и обеспечивать коллективное принятие решений и широкий обмен мнениями. Во-вторых, сфера спорта примечательна тем, что в настоящее время выходит на заметные позиции в любых партнерских межгосударственных связях, несет большую имиджевую нагрузку и более не может оставаться вне поли-

тики, став, наоборот, частью мирополитических процессов (см., например, [1-5]). В-третьих, спорт - одна из тех сфер международного взаимодействия, которые реально могут вносить вклад в решение части глобальных проблем как на уровнях государства и личности, так и на мировом, а именно способствовать распространению здорового образа жизни, содействуя тем самым развитию безопасности человека.

Методологически исследование построено на использовании, во-первых, контент-анализа с целью последовательного изучения многосторонних актов СНГ, появившихся на протяжении существования организации и составляющих правовую базу сотрудничества, и, во-вторых, институционального анализа с целью выявления организационных механизмов сотрудничества и представленности в нем России и стран Центральной Азии, на материале последнего десятилетия, до пандемии. Источниковая база исследования включает многосторонние дипломатические документы, регламентирующие сотрудничество; отчеты, планы и другие информационные материалы органов СНГ, участвующих в реализации связей в сфере спорта; актуальные материалы электронных новостных архивов СМИ.

После распада СССР и наступившего социально-экономического кризиса проблемы развития физической культуры, физического воспитания, спорта и здорового образа жизни являлись актуальными для обществ всех постсоветских государств. Государственное финансирование резко сократилось, для большого числа людей была утрачена возможность бесплатно заниматься спортом. Тем не менее связи между спортивными федерациями бывшего Союза сохранялись [6. С. 296].

В 1993 г. по инициативе России была созвана Ассамблея руководителей органов государственного управления физической культурой и спортом стран СНГ. В том числе к ее работе присоединились и три страны Центральной Азии - Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В ходе Ассамблеи ее участники подписали первые, пока еще только двусторонние межведомственные соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта. Чаще всего проводились совместные учебно-тренировочные сборы по различным видам спорта, также использовались рос-

сийские программы подготовки тренерских кадров. Что касается многостороннего взаимодействия, то в 1999 г. странам удалось провести Спартакиаду трудящихся СНГ, а в марте 2000 г. состоялось совещание руководителей органов государственного управления физической культурой и спортом стран - членов СНГ, собравшее представителей всех без исключения государств Содружества и посвященное подготовке национальных сборных к летней Олимпиаде в Сиднее [7].

В 2001 г. российская сторона выступила с инициативой проведения в Москве Международных спортивных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов РФ [8]. Российскую идею приветствовал Международный Олимпийский комитет [9]. Игры состоялись в 2002 г., в состязаниях приняли участие почти 6 тыс. спортсменов. Особо стоит отметить работу организаторов - в преддверии Игр было продумано всё, вплоть до учета национальных традиций в питании участников и подготовки регулярных спецвыпусков новостей на телеканалах «ТВЦ» и «ТВ-Столица» [10, 11]. Аналогичные Игры состоялись в Подмосковье в 2005 г. На них вновь были представлены молодые спортсмены всех стран СНГ, ряда государств Прибалтики и дальнего зарубежья [12].

В 2005 г. в рамках СНГ было подписано подробное Соглашение о гуманитарном сотрудничестве, которое, помимо прочего, регламентирует связи в области спорта, предписывая сторонам «взаимодействие между заинтересованными ведомствами и организациями», «совместные спортивные мероприятия», «обмен спортивными делегациями, опытом работы, научно-методической информацией и специальной литературой», сотрудничество «в области международного олимпийского и паралимпийского движения», «в сфере научных исследований, научно-методического и медицинского обеспечения деятельности в области физической культуры и спорта, антидопинговой политики» «для более полного и эффективного использования спортивного потенциала» [13]. Новый импульс многосторонним контактам придало создание в 2006 г. специализированного органа управления - Совета по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ [14] и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС) СНГ, финансирующего международные мероприятия [15].

В 2007 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области физической культуры и спорта. Оно повторяет рекомендации Соглашения о гуманитарном сотрудничестве, добавляя к ним положения о создании Совета по физической культуре и спорту СНГ, содействии «обмену и распространению на своих территориях информации, пропагандирующей здоровый образ жизни и достижения в спорте», принятии «согласованных мер для развития и проведения массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий среди различных слоев населения», совместном использовании материально-спортивной базы, совместных научных исследованиях и «систематических консультациях» по всем вопросам [16].

Еще один институт взаимодействия в СНГ, имеющий отношение к гуманитарным связям, включая свя-

зи в области спорта, - это существующая с 1992 г. Межпарламентская Ассамблея (МПА) СНГ, при которой действует Постоянная комиссия по культуре, информации, туризму и спорту [17]. Ее основная функция состоит в принятии так называемых модельных законов, призванных служить ориентиром для гармонизации национального законодательства государств СНГ, в том числе в гуманитарных сферах общественной жизни, включая спорт.

Рассмотрим основные направления многостороннего сотрудничества за последнее десятилетие. Первым среди них можно назвать регулярные контакты представителей спортивного сообщества стран-участниц, которые осуществляются благодаря наличию описанных выше площадок для диалога. Много возможностей для контактов предоставляют формальные и неформальные мероприятия - соревнования, круглые столы, праздники. Главный орган сотрудничества - Совет по физической культуре и спорту - собирается ежегодно, на его заседаниях решаются такие вопросы, как актуальные стандарты реализации государственной политики в области спорта и пропаганды здорового образа жизни, актуальная повестка совместных мероприятий, перспективные планы сотрудничества (см., например, [18-21]).

Второе направление - принятие законодательных актов, которые должны со временем привести к единообразию правовых стандартов стран Содружества. Межпарламентской ассамблеей СНГ были приняты следующие акты в области спорта: в 1996 г. - «О физической культуре и спорте», в 2001 г. - «О детско-юношеском спорте», в 2002 г. - «О национальных видах спорта», в 2003 г. - «О студенческом спорте», в 2004 г. - «О статусе спортсмена сборной команды», в 2007 г. - «О профессиональном спорте», в 2008 г. -«О паралимпийском спорте», в 2012 г. - «О спортивной подготовке», в 2014 г. - «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья спортсменов - членов спортивных сборных команд» и в 2016 г. - «Об обеспечении безопасности крупных спортивных мероприятий» [22]. В 2020 г. начато обсуждение модельного закона «О противодействии применению допинга в спорте» [23].

В 2012 г. была утверждена подробная «Стратегия развития физической культуры и спорта государств -участников СНГ до 2020 г.», в которой были закреплены изложенные ранее в Соглашении 2007 г. основные принципы сотрудничества. Стратегия во многом направлена на формирование здорового образа жизни и создание условий для занятий спортом различных групп населения, развитие физкультурно-массового движения, детского, юношеского и студенческого спорта, национальных видов спорта, стандартов взаимодействия с производителями и поставщиками спортивных товаров и услуг и т.д. [24].

В 2020 г. СНГ была принята новая Стратегия развития сотрудничества в области физической культуры и спорта [25]. Документ утвержден главами правительств всех государств Содружества. Стратегия закрепляет основные принципы сотрудничества, изложенные в Соглашении 2007 г. и Стратегии 2012 г., и предписывает странам расширять сферы взаимодей-

ствия, увеличивать количество совместных документов и модельных законов, формировать традиции проведения совместных спортивных мероприятий. Кроме того, зафиксировано принятое двумя годами ранее решение о присвоении Российскому государственному университету физической культуры, спорта, молодежи и туризма статуса «базовой организации государств - участников СНГ в области физической культуры и спорта, деятельность которой направлена на изучение и распространение опыта развития физической культуры и спорта с учетом современных мировых тенденций, разработку рекомендаций, методических, аналитических, информационных материалов, развитие сотрудничества образовательных и научно-исследовательских организаций стран Содружества, организацию совместных исследований по актуальным направлениям развития сотрудничества в области физической культуры и спорта, а также содействие обмену опытом профессорско-преподавательской деятельности и достижениями научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ».

Третье направление сотрудничества - организация спортивных соревнований. Их проведено достаточно много, причем частота событий увеличилась после создания МФГС. Среди таковых можно отметить Международные спортивные игры СНГ [26], фестивали школьного спорта [27], фестивали спорта среди семейных команд [28], первый Фестиваль национальных видов спорта и игр [29], Международные Иссык-Кульские игры [30], Кубок Содружества по футболу [31], конноспортивные фестивали стран СНГ и Прибалтики [32, 33], Международную молодежную Олимпиаду государств - участников СНГ [34], Чемпионат СНГ по альпинизму [35], турниры детских команд по баскетболу [36], мини-футболу [37], шахматам [38] и другие события.

Четвертым направлением связей можно назвать научные и образовательные контакты в области спорта и здорового образа жизни. Так, в 2012 г. в Москве прошел межгосударственный форум СНГ «Здоровье населения - основа процветания стран Содружества», в Минске - международная научно-практическая конференция СНГ по проблемам физической культуры и спорта, а на Иссык-Куле - международная конференция «Спорт за интеллектуальное и нравственное развитие общества» [39]. В 2013 г. в Москве состоялись II форум СНГ «Здоровье населения - основа процветания стран Содружества» и международный научно-практический конгресс «Научно--методи-ческое и медико-биологическое сопровождение подготовки высококвалифицированных спортсменов» [40]. В 2016 г. в Ульяновске был организован круглый стол с участием представителей стран Содружества «Развитие национальных видов спорта» [41], а в Краснодаре -круглый стол «Развитие школьного спорта в странах СНГ» с участием политиков, представителей образовательных и спортивных ведомств государств-участников, руководителей команд и представителей федераций по видам спорта стран СНГ [42]. Аналогичный круглый стол прошел в рамках фестиваля школьного спорта 2019 г. в Казани [43].

Изучение материалов, посвященных приведенным выше механизмам и направлениям сотрудничества, показывает, что Россия не только участвует во всех документах, органах и мероприятиях, но в большинстве из них является инициатором и организатором. Что касается стран Центральной Азии, то в большинстве они представлены, но есть исключения. Туркменистаном не подписаны Соглашение о создании МФГС СНГ и Соглашение о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ. Как следствие, он не принимает должного участия в работе этих органов, также, как и в работе Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту. Соглашение о сотрудничестве в области спорта Туркменистан подписал, но не ратифицировал и чаще всего не участвует в работе Совета по физкультуре и спорту СНГ, а если участвует, то только в качестве наблюдателя.

Узбекистан тоже долгое время не принимал участия в работе Совета по физкультуре и спорту и работе Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту, подключившись к обеим структурам только в 2019 г. Кроме того, эта страна, даже подписав соответствующее соглашение, не участвует в работе Совета по гуманитарному сотрудничеству СНГ и изначально не подписала соглашение о сотрудничестве в области спорта 2007 г. Ни Узбекистан, ни Туркменистан не подписали Стратегию развития физкультуры и спорта в СНГ 2012 г. Однако в новой Стратегии 2021-2030 гг. подпись узбекистанской стороны уже появилась. Решение о Стратегии подписано всеми государствами СНГ, включая Туркменистан.

Каждые два года на межправительственном уровне странами СНГ утверждаются планы сотрудничества в области физкультуры и спорта (см., например, [44]). Страны вносят в них свои предложения по мероприятиям. Из центральноазиатских государств участвуют в этом процессе далеко не все: в 20102019 гг. свои мероприятия часто вносили и организовывали Казахстан, Киргизия и Таджикистан, тогда как Туркменистан и Узбекистан вообще не участвовали в составлении планов. Подпись узбекистанской делегации появляется только под планом на 2019-2020 гг., но пока без внесения предложений по мероприятиям.

Однако участие в большинстве соревнований спортсмены воздержавшихся от участия в документах стран принимали, хотя и не во всех. Например, Туркменистан не участвовал в Фестивале спорта среди семейных команд 2019 г., Фестивале школьного спорта 2016 г., Иссык-Кульских играх 2015 г., Чемпионате СНГ по альпинизму и конноспортивном фестивале «Содружество» 2011 г. Узбекистан не участвовал в Фестивале национальных видов спорта и игр 2017 г., Международных спортивных играх СНГ 2012 г., детском турнире по баскетболу «Серебряная корзина» 2012 г., Чемпионате СНГ по альпинизму и конноспортивном фестивале «Содружество» 2011 г. В последних двух событиях также не принимали участие спортсмены Киргизии. Казахстан и Узбекистан не участвовали в круглом столе «Развитие национальных видов спорта» 2016 г. Однако в большинстве меро-

приятий были представлены все центрально-азиатские члены СНГ.

Если для неучастия в отдельных мероприятиях причины могут быть разными и далеко не обязательно политическими, а, возможно, попросту связанными с трудностями логистики или финансов, то вопросы участия или неучастия в институтах и документах - более принципиальны. Неучастие Узбекистана и Туркменистана в ряде форматов работы может указывать на нежелание государств в полной мере включаться в механизмы многостороннего сотрудничества, что, безусловно, отчасти затрудняет процесс взаимодействия. Все остальные государства Центральной Азии представлены в упомянутых органах и документах и, как следствие, в полной мере участвуют в спортивном сотрудничестве в СНГ.

Наконец, необходимо взглянуть и на то, как проявляются практические результаты связей в области спорта, помимо непосредственного проведения совместных соревнований. Контакты между людьми, между профессиональными сообществами - важнейший результат процесса, но есть и более глобальные цели, на которые ориентировано многостороннее взаимодействие. Эти цели изложены в упоминавшихся выше совместных документах и включают повышение доступности спорта для граждан стран СНГ, распространение здорового образа жизни, поддержка национальных видов спорта, повышение в каждом из государств уровня профессионального спорта, уровня спортивной медицины, борьбы с допингом и т. д. Безусловно, для оценки того, как сотрудничество повлияло на эти сферы в каждой из стран, необходимо отдельное исследование, но некоторые данные уже собраны национальными спортивными ведомствами и представлены в Совет по физкультуре и спорту СНГ.

Так, например, об увеличении числа соревнований по национальным видам спорта и расширении участия в них жителей страны в СНГ представили данные Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Казахстан также отчитался Совету по физкультуре и спорту СНГ об увеличении объема информационного контента, посвященного профессиональному спорту, на национальном телевидении [45], и о росте охвата населения занятиями физической культурой и спортом за счет увеличения проводимых спортивно-массовых мероприятий [46] и количества детско-юношеских спортивных школ [47]. Результаты профессиональных казахстанских спортсменов за два последних десятилетия тоже объективно выросли [48]. Еще одним проявлением практической реализации результатов связей является принятие в странах Содружества национальных законодательных актов о физкультуре и спорте с учетом модельных законов МПА СНГ [49. С. 166].

Подводя итог рассмотрению темы, можно сделать следующие выводы.

Содружество Независимых Государств как международная межправительственная организация, работающая во всех сферах общественной жизни, за десятилетия своего существования в том числе широко развило многосторонние форматы взаимодействия в области спорта. Они включают и специализированный орган (Совет СНГ по физкультуре и спорту), и обширную правовую базу, и большое число постоянных механизмов сотрудничества, причем не только совместную организацию соревнований, но и проведение консультаций, конференций, унификацию законодательства. Изучение всей совокупности этих форматов свидетельствует о действительно системном характере подхода организации к спорту как одной из сфер гуманитарного сотрудничества.

Россия является инициатором и организатором большинства форматов и мероприятий. Степень участия ее партнеров из числа стран Центральной Азии в институтах, многосторонних документах и механизмах сотрудничества существенно отличается. На протяжении последнего десятилетия наиболее активное участие показали Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В то же время Туркменистан дистанцируется от участия в органах и документах и направляет своих спортсменов не на все соревнования, проводимые в СНГ. В ряде форматов сотрудничества не участвует Узбекистан. Меньшее число мероприятий, организуемых центральноазиатскими государствами, по сравнению с Россией, можно объяснить разницей в возможностях национальных бюджетов, но у неучастия в институтах сотрудничества причины, скорее, политические, а именно приоритет закрытости и максимальной нейтральности во внешних связях. Однако со временем ситуация все же постепенно меняется, что можно связать с общей активизацией внешней политики и достижением большей открытости страны при новом президенте Ш. Мирзиееве. Например, узбекистанская сторона все же подключилась к работе Межпарламентской ассамблеи СНГ и Совета по физкультуре и спорту.

Нужно отметить, что отказ от сотрудничества может негативно сказываться не только на развитии контактов, но, в большей степени, на состоянии спорта в самих этих странах, поскольку в данном случае они не получают того, что могут дать им действительно активные и объективно полезные международные связи. Спорт и физическая культура являются не только важными элементами социально-экономического развития, но в современных условиях - еще и каналом межкультурной коммуникации. Дальнейшее расширение форматов сотрудничества, особенно после преодоления пандемии, будет в первую очередь способствовать развитию гуманитарных контактов стран и социальной базы интеграции в рамках Содружества, объединяя различные группы людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зонова Т. Язык спорта универсален, как язык музыки // Российский совет по международным делам. 25.07.2012. URL:

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yazyk-sporta-universalen-kak-yazyk-muzyki/ (дата обращения: 30.03.2020).

2. Русакова О.Ф., Корнеева В. А. Спорт как сфера применения «мягкой» и «жесткой» сил политического влияния // Теории и проблемы

политических исследований. 2016. Т. 5, № 5А. С. 195-207.

3. Филонов В.И., Юдина А.В. «Спортивный фактор» в формировании имиджа современного государства // Среднерусский вестник обще-

ственных наук. 2018. Т. 13, № 5. С. 163-179. DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-5-163-179.

4. Наумов А.О. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы» // Мировая политика. 2017. № 4. С. 32-43. DOI: 10.25136/2409-

8671.2017.4.24852.

5. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека // Карельский научный

журнал. 2017. № 2 (19). С. 149-151.

6. Пшенко К.А. Сотрудничество в области физической культуры и спорта - важный фактор интеграции государств - участников СНГ //

Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2007. № 5. С. 294-298.

7. Совещание руководителей органов государственного управления физической культурой и спортом стран - членов СНГ // Российский

стадион: интернет-газета. 27.03.2000. URL: http://stadium.ru/news/soveshchanie-rukovoditelei-organov-gosudarstvennogo-upravleniya-fijicheskoi-kulturoi-i-sportom-stran-chlenov-sng (дата обращения: 27.03.2020).

8. Решение Совета глав правительств СНГ о проведении в городе Москве международных спортивных юношеских игр государств-

участников СНГ и стран Балтии от 29 ноября 2001 г. // Conventions.ru. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=19119 (дата обращения: 03.09.2020).

9. Москва готова к проведению Международных юношеских игр // РБК. 07.05.2002. URL: https://sportrbc.ru/news/

5754bd019a794743bb21fe56?ruid=UET9BFxe9MNArKl5BET7Ag (дата обращения: 03.09.2020).

10. Международные спортивные юношеские игры стран СНГ, Балтии и регионов России // Российский стадион: интернет-газета. 24.06.2002. URL: https://stadium.ru/news/mezhdunarodnie-sportivnie-yunosheskie-igri-stran-sng-baltii-i-regionov-rossii (дата обращения: 03.09.2020).

11. О подготовке и проведении в 2002 году в Москве Международных спортивных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России: Постановление Правительства Москвы // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/3629111 (дата обращения: 03.09.2020).

12. В Подмосковье стартуют международные спортивные Игры юниоров стран СНГ и Балтии // Sputnik. 07.06.2005. URL: https://sputnik-georgia.ru/sport/20050607/406452.html (дата обращения: 03.09.2020).

13. Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ от 26 августа 2005 г. // МФГС СНГ. URL: http://mfgs-sng.org/sgs/gum_sotr/ (дата обращения: 29.05.2020).

14. Информация о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3211/78388/ (дата обращения: 30.04.2020).

15. О деятельности Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ // МФГС СНГ. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=26636 (дата обращения: 13.09.2019).

16. Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области физической культуры и спорта от 25 мая 2007 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902129065 (дата обращения: 25.03.2020).

17. Комиссия по культуре, информации, туризму и спорту // МПА СНГ. URL: https://iacis.ru/ob_organizatcii/struktura_mpa_sng/ postoyannie_komissii_mpa_sng/komissiya_po_kulture_informatcii_turizmu_i_sportu (дата обращения: 03.09.2020).

18. Информация о заседании Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ 2019 г. // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3175/82306/ (дата обращения: 03.09.2020).

19. Информация о заседании Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ 2018 г. // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3175/79108/ (дата обращения: 03.09.2020).

20. Информация о заседании Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ 2017 г. // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3175/79096/ (дата обращения: 03.09.2020).

21. Информация об опыте организации в государствах - участниках СНГ сети учреждений для занятия детско-юношеским спортом (июль 2016 года) // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/78379/ (дата обращения: 03.09.2020).

22. Модельные кодексы и законы // МПА СНГ. URL: https://iacis.ru/baza_dokumentov/modelnie_zakonodatelnie_akti_i_ rekomendatcii_mpa_sng/modelnie_kodeksi_i_zakoni (дата обращения: 03.09.2020).

23. Заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту // МПА СНГ. 05.03.2020. URL: https://iacis.ru/meropriyatiya/meropriyatiya_mpa_sng/zasedanie_postoyannoy_komissii_mpa_sng_po_kulture_informatsii_turizmu_i_sportu_1 (дата обращения: 03.09.2020).

24. Решение о Стратегии развития физической культуры и спорта государств - участников СНГ до 2020 г. // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3451 (дата обращения: 03.09.2020).

25. Решение о Стратегии развития сотрудничества государств - участников СНГ в области физической культуры и спорта на 2021-2030 гг. // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6241 (дата обращения: 03.09.2020).

26. VIII Международные спортивные игры СНГ // МФГС СНГ. 04.09.2012. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/1125.html (дата обращения: 03.09.2020).

27. В Казани завершился VII фестиваль школьного спорта стран СНГ // МФГС СНГ. 11.10.2019. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/2691.html (дата обращения: 03.09.2020).

28. III Фестиваль спорта среди семейных команд государств-участников СНГ // МФГС СНГ. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/2740.html (дата обращения: 28.03.2020).

29. Ахмеров В. В Ульяновске стартовал Фестиваль национальных видов спорта стран СНГ // Российская газета. 14.08.2017. URL: https://rg.ru/2017/08/14/reg-pfo/v-ulianovske-startoval-festival-nacionalnyh-vidov-sporta-stran-sng.html (дата обращения: 03.09.2020).

30. XIX Международные Иссык-Кульские игры // МФГС СНГ. 02.09.2019. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/2629.html (дата обращения: 03.09.2020).

31. Международный турнир по футболу «Кубок Содружества - 2012» // Интернет-портал СНГ. 2012. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/77134/ (дата обращения: 03.09.2020).

32. Конный спорт объединяет народы // МФГС СНГ. 14.08.2012. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/1112.html (дата обращения: 03.09.2020).

33. Стартует V Открытый конноспортивный фестиваль стран СНГ и Балтии Кубок «Содружество» // Министерство спорта РФ. 22.07.2014. URL: https://minsport.gov.ru/press-centre/video/6941/?special_version=Y (дата обращения: 03.09.2020).

34. Новости Олимпиады за 25 августа // Rusbiathlon.ru. 25.08.2015. URL: https://rusbiathlon.ru/news/summer-olympic-games/id67226/ (дата обращения: 03.09.2020).

35. В Таджикистане прошел Чемпионат СНГ по альпинизму, посвященный 20-летию СНГ // Интернет-портал СНГ. 2011. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/77803/ (дата обращения: 03.09.2020).

36. Международный турнир детских команд по баскетболу «Серебряная корзина» // МФГС СНГ. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/1270.html (дата обращения: 03.09.2020).

37. Открытие Года спорта и здорового образа жизни в СНГ // МФГС СНГ. 02.04.2012. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/880.html (дата обращения: 03.09.2020).

38. МФГС поддерживает Международный турнир по шахматам среди детей «Белая ладья» // МФГС СНГ. 04.07.2011. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/660.html (дата обращения: 03.09.2020).

39. Информация о Годе спорта и здорового образа жизни в СНГ (сентябрь 2012 г.) // Интернет-портал СНГ. 2012. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/78096/ (дата обращения: 03.09.2020).

40. Информация о деятельности Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ в 2013 году // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3028/78386/ (дата обращения: 03.09.2020).

41. Представители стран СНГ обсудили в Ульяновске развитие национальных видов спорта // EvrazesNews.com. 26.08.2015. URL: http://evrazesnews.ru/index.php/news/article/view/19/21349/ (дата обращения: 03.09.2020).

42. Партпроект открыл Четвертый международный фестиваль школьного спорта стран СНГ // Единая Россия. 28.09.2016. URL: https://er.ru/news/146700/ (дата обращения: 03.09.2020).

43. В Казани завершился VII фестиваль школьного спорта стран СНГ // МФГС СНГ. 11.10.2019. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/2691.html (дата обращения: 03.09.2020).

44. Решение о Плане мероприятий на 2019-2020 годы по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта государств -участников СНГ до 2020 года // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/ reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=5845 (дата обращения: 03.09.2020).

45. Об основных итогах выполнения Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Программы поддержки и развития национальных видов спорта в СНГ на период до 2020 года // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/79180/ (дата обращения: 03.09.2020).

46. О развитии физкультурно-оздоровительной работы среди сельского населения Республики Казахстан (сентябрь 2017 года) // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/79097/ (дата обращения: 03.09.2020).

47. Информация об опыте организации в государствах - участниках СНГ сети учреждений для занятия детско-юношеским спортом (июль 2016 года) // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/78379/ (дата обращения: 03.09.2020).

48. Информация о реализации государственной политики в области физической культуры и спорта в Республике Казахстан // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/82382/ (дата обращения: 03.09.2020).

49. Пшенко К.А., Гонашвили А.С. Роль Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в законотворческой деятельности в сфере физической культуры и спорта: историко-правовой аспект // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2017. Т. 17, № 2. С. 164-167.

Статья представлена научной редакцией «Социология и политология» 12 апреля 2021 г.

Russia and Central Asia in the CIS Multilateral Cooperation in Sport

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2021, 469, 92-99. DOI: 10.17223/15617793/469/12

Ksenia G. Muratshina, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: ksenia.muratshina@urfu.ru Marina V. Valeeva, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: cherbakova_marina@mail.ru Keywords: Russia; Central Asia; CIS; humanitarian cooperation; multilateral diplomacy; sport.

This research was supported by the Russian Science Foundation (Grant No. 19-78-10060).

This article aims to analyze Russia and its Central Asian partners' participation in the multilateral cooperation in sport in the Commonwealth of Independent States (CIS). The research is a part of an integrated study of the humanitarian cooperation between Russia and post-Soviet Central Asian countries: the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Republic of Tajikistan, the Republic of Uzbekistan, and Turkmenistan. In the CIS legislative and political practice, humanitarian cooperation, or people-to-people exchanges, includes partnership in such areas as culture, science, education, sport, tourism, youth policy, and media. Sport is an essential component of this cooperation, and the states pay more and more attention to interaction in this area. The cooperation is carried out at bilateral and multilateral levels. The latter is provided by the CIS. We consider the bilateral ties between Russia and each of post-Soviet Central Asian countries in a separate research, while this research covers the CIS format. We consequently study the institutions, the legal basis, the formats, and the practical implementation of cooperation throughout the recent decade, before the pandemic. The aim of the research is to define the structure of CIS formats for cooperation in sport, and how Russia and its Central Asian partners are involved in it. We have studied such sources as multilateral diplomatic documents, reports, plans, and other documents of the CIS institutions, and relevant online news archives of mass media. The article concludes that the CIS, as an intergovernmental organization, has formed a diverse structure of cooperation in sport, including a specialized institution (the CIS Council on Physical Education and Sport), a detailed legal basis and a large number of formats for multilateral exchanges: not only tournaments, but consultations, conferences, and legal ties as well. The study demonstrates the comprehensive approach of the organization towards multilateral ties in this area. Russia is not only presented in all cooperation formats, but actually is the organizer and the initiator of the majority of them. The representation and the involvement of Central Asian countries in the related CIS institutions, documents and formats of cooperation varies considerably. Among them, during the last decade, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Tajikistan demonstrated the most active participation, while Turkmenistan has rejected the majority of formats, and sent its teams to a selected number of tournaments. Uzbekistan has also dismissed some formats, but gradually its participation has started to increase. The lesser number of events, organized by Central Asian countries, can be explained by the lesser national budgets; however, the reasons for dismissing the multilateral institutions are far more likely of a political character, namely the political priorities of closeness and neutrality.

REFERENCES

1. Zonova, T. (2012) Yazyk sporta universalen, kakyazyk muzyki [The language of sports is universal, like the language of music]. 25 July. [Online]

Available from: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yazyk-sporta-universalen-kak-yazyk-muzyki/ (Accessed: 30.03.2020).

2. Rusakova, O.F. & Korneeva, V.A. (2016) Sport as the Scope of "Soft" and "Hard" Power of Political Influence. Teorii i problemy politicheskikh

issledovaniy. 5 (5A). pp. 195-207. (In Russian).

3. Filonov, V.I. & Yudina, A.V. (2018) Sports Factor in the Formation of the Modern Image of States. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk

- Central Russian Journal of Social Sciences. 13 (5). pp. 163-179. (In Russian). DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-5-163-179

4. Naumov, A.O. (2017) Sports Diplomacy as a "Soft Power" Tool. Mirovaya politika — World Politics. 4. pp. 32-43. (In Russian). DOI:

10.25136/2409-8671.2017.4.24852

5. Ivanova, T.N. (2017) Socioecological Potential of Physical Culture and Sports in the Life of the Contemporary Person. Karel'skiy nauchnyy zhur-

nal — Karelian Scientific Journal. 2 (19). pp. 149-151. (In Russian).

6. Pshenko, K.A. (2007) Sotrudnichestvo v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta - vazhnyy faktor integratsii gosudarstv - uchastnikov SNG [Coopera-

tion in the field of physical culture and sports as an important factor in the integration of the CIS member states]. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya. 5. pp. 294-298.

7. Rossiyskiy stadion. (2020) Soveshchanie rukovoditeley organov gosudarstvennogo upravleniya fizicheskoy kul'turoy i sportom stran - chlenov

SNG [Meeting of the heads of government bodies of physical culture and sports of the CIS member states]. 27 March. [Online] Available from: http://stadium.ru/news/soveshchanie-rukovoditelei-organov-gosudarstvennogo-upravleniya-fijicheskoi-kulturoi-i-sportom-stran-chlenov-sng (Accessed: 27.03.2020).

8. Conventions.ru. (2001) Reshenie Soveta glav pravitel'stv SNG o provedenii v gorode Moskve mezhdunarodnykh sportivnykh yunosheskikh igr

gosudarstv-uchastnikov SNG i stran Baltii ot 29 noyabrya 2001 g. [Decision of the Council of CIS Heads of Governments of November 29, 2001, on holding in Moscow the international youth sports games of the CIS member states and the Baltic countries]. [Online] Available from: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=19119 (Accessed: 03.09.2020).

9. RBC. (2002) Moskva gotova kprovedeniyu Mezhdunarodnykh yunosheskikh igr [Moscow is ready to host the International Youth Games]. 07 May.

[Online] Available from: https://sportrbc.ru/news/5754bd019a794743bb21fe56?ruid=UET9BFxe9MNArKl5BET7Ag (Accessed: 03.09.2020).

10. Rossiyskiy stadion. (2002) Mezhdunarodnye sportivnye yunosheskie igry stran SNG, Baltii i regionov Rossii [International Sports Youth Games of the CIS countries, the Baltic states and regions of Russia]. 24 June. [Online] Available from: https://stadium.ru/news/mezhdunarodnie-sportivnie-yunosheskie-igri-stran-sng-baltii-i-regionov-rossii (Accessed: 03.09.2020).

11. Moscow Government. (2002) O podgotovke i provedenii v 2002 godu v Moskve Mezhdunarodnykh sportivnykh yunosheskikh igr stran SNG, Baltii i regionov Rossii: Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy [On the preparation and holding in 2002 in Moscow of the International Youth Sports Games of the CIS countries, the Baltic States, and the regions of Russia: Resolution of the Moscow Government]. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/3629111 (Accessed: 03.09.2020).

12. Sputnik. (2005) VPodmoskov'e startuyut mezhdunarodnye sportivnye Igry yuniorov stran SNG i Baltii [International Youth Sports Games of the CIS and Baltic countries start in the Moscow region]. 07 June. [Online] Available from: https://sputnik-georgia.ru/sport/20050607/406452.html (Accessed: 03.09.2020).

13. MFGS SNG. (2005) Soglashenie o gumanitarnom sotrudnichestve gosudarstv — uchastnikov SNG ot 26 avgusta 2005 g. [Agreement on humanitarian cooperation of the CIS member states. August 26, 2005]. [Online] Available from: http://mfgs-sng.org/sgs/gum_sotr/ (Accessed: 29.05.2020).

14. E-CIS. (n.d.) Informatsiya o Sovete po gumanitarnomu sotrudnichestvu gosudarstv-uchastnikov SNG [Information about the Council for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/3211/78388/ (Accessed: 30.04.2020).

15. E-CIS. (n.d.) O deyatel'nosti Mezhgosudarstvennogo fonda gumanitarnogo sotrudnichestva gosudarstv — uchastnikov SNG [On the activities of the Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States]. [Online] Available from: http://www.e-cis.info/page.php?id=26636 (Accessed: 13.09.2019).

16. CIS. (2007) Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv — uchastnikov SNG v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta ot 25 maya 2007 g. [Agreement on cooperation of the CIS member states in the field of physical culture and sports. May 25, 2007]. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/902129065 (Accessed: 25.03.2020).

17. CIS Interparliamentary Assembly. (2020). (n.d.) Komissiya po kul'ture, informatsii, turizmu i sportu [Committee on Culture, Information, Tourism, and Sports]. [Online] Available from: https://iacis.ru/ob_organizatcii/struktura_mpa_sng/ postoyan-nie_komissii_mpa_sng/komissiya_po_kulture_informatcii_turizmu_i_sportu (Accessed: 03.09.2020).

18. E-CIS. (2019) Informatsiya o zasedanii Soveta po fizicheskoy kul'ture i sportu uchastnikov Soglasheniya o sotrudnichestve v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta gosudarstv — uchastnikov SNG 2019g. [Information on the meeting of the Council for Physical Culture and Sports of the participants in the Agreement on Cooperation in the Field of Physical Culture and Sports of the CIS Member States in 2019]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/3175/82306/ (Accessed: 03.09.2020).

19. E-CIS. (2018) Informatsiya o zasedanii Soveta po fizicheskoy kul'ture i sportu uchastnikov Soglasheniya o sotrudnichestve v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta gosudarstv — uchastnikov SNG 2018 g. [Information on the meeting of the Council for Physical Culture and Sports of the participants in the Agreement on Cooperation in the Field of Physical Culture and Sports of the CIS Member States in 2018]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/3175/79108/ (Accessed: 03.09.2020).

20. E-CIS. (2017) Informatsiya o zasedanii Soveta po fizicheskoy kul'ture i sportu uchastnikov Soglasheniya o sotrudnichestve v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta gosudarstv — uchastnikov SNG 2017 g. [Information on the meeting of the Council for Physical Culture and Sports of the participants in the Agreement on Cooperation in the Field of Physical Culture and Sports of the CIS Member States in 2017]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/3175/79096/ (Accessed: 03.09.2020).

21. E-CIS. (2016) Informatsiya ob opyte organizatsii v gosudarstvakh — uchastnikakh SNG seti uchrezhdeniy dlya zanyatiya detsko-yunosheskim sportom (iyul' 2016goda) [Information on the experience of organizing a network of institutions for children and youth sports in the CIS member states (July 2016)]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/2919/78379/ (Accessed: 03.09.2020).

22. CIS Interparliamentary Assembly. (n.d.) Model'nye kodeksy i zakony [Model codes and laws]. [Online] Available from: https://iacis.ru/baza_dokumentov/modelnie_zakonodatelnie_akti_i_rekomendatcii_mpa_sng/modelnie_kodeksi_i_zakoni (Accessed: 03.09.2020).

23. CIS Interparliamentary Assembly. (2020) Zasedanie Postoyannoy komissii MPA SNG po kul'ture, informatsii, turizmu i sportu [Meeting of the CIS Interparliamentary Assembly Permanent Commission on Culture, Information, Tourism and Sports]. 05 March. [Online] Available from: https://iacis.ru/meropriyatiya/meropriyatiya_mpa_sng/zasedanie_postoyannoy_komissii_mpa_sng_po_kulture_informatsii_turizmu_i_sportu_1 (Accessed: 03.09.2020).

24. Unified Register of Legal Acts and Other Documents of the CIS. (2012) Reshenie o Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta gosudarstv — uchastnikov SNG do 2020 g. [Decision on the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports of the CIS Member States until 2020]. [Online] Available from: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3451 (Accessed: 03.09.2020).

25. Unified Register of Legal Acts and Other Documents of the CIS. (2020) Reshenie o Strategii razvitiya sotrudnichestva gosudarstv — uchastnikov SNG v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta na 2021—2030 gg. [Decision on the Strategy for the Development of Cooperation of the CIS Member States in the Field of Physical Culture and Sports for 2021-2030]. [Online] Available from: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6241 (Accessed: 03.09.2020).

26. Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States. (2012) VIII Mezhdunarodnye sportivnye igry SNG [VIII International sports games of the CIS]. 04 September. [Online] Available from: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/1125.html (Accessed: 03.09.2020).

27. Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States. (2019) VKazani zavershilsya VIIfestival' shkol'nogo sporta stran SNG [The VII Festival of School Sports of the CIS countries ended in Kazan]. 11 October. [Online] Available from: http://www.mfgs-sng.org/activity/2691.html (Accessed: 03.09.2020).

28. Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States. (2019) III Festival' sporta sredi semeynykh komand gosudarstv-uchastnikov SNG [The III Sports Festival among family teams of the CIS member states]. [Online] Available from: http://www.mfgs-sng.org/activity/2740.html (Accessed: 28.03.2020).

29. Akhmerov, V. (2017) V Ul'yanovske startoval Festival' natsional'nykh vidov sporta stran SNG [The Festival of National Sports of the CIS Countries Started in Ulyanovsk]. Rossiyskaya gazeta. 14 August. [Online] Available from: https://rg.ru/2017/08/14/reg-pfo/v-ulianovske-startoval-festival-nacionalnyh-vidov-sporta-stran-sng.html (Accessed: 03.09.2020).

30. Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States. (2019) XIXMezhdunarodnye Issyk-Kul'skie igry [XIX International Issyk-Kul Games]. 02 September. [Online] Available from: http://www.mfgs-sng.org/activity/2629.html (Accessed: 03.09.2020).

31. E-CIS. (2012)Mezhdunarodnyy turnirpo futbolu "KubokSodruzhestva — 2012" [International football tournament "Commonwealth Cup-2012"].

[Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/2919/77134/ (Accessed: 03.09.2020).

32. Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States. (2012) Konnyy sport ob"edinyaet narody [Equestrian sport unites peoples]. 14 August. [Online] Available from: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/1112.html (Accessed: 03.09.2020).

33. Ministry of Sports of the Russian Federation. (2014) Startuet V Otkrytyy konnosportivnyy festival' stran SNG i Baltii Kubok "Sodruzhestvo" [The V Open Equestrian Festival of the CIS and Baltic countries, the Commonwealth Cup, starts]. 22 July. [Online] Available from: https://minsport.gov.ru/press-centre/video/6941/?special_version=Y (Accessed: 03.09.2020).

34. Rusbiathlon.ru. (2015) Novosti Olimpiady za 25 avgusta [News of the Olympics for August 25]. [Online] Available from: https://rusbiathlon.ru/news/summer-olympic-games/id67226/ (Accessed: 03.09.2020).

35. E-CIS. (2011) V Tadzhikistane proshel Chempionat SNG po al'pinizmu, posvyashchennyy 20-letiyu SNG [The CIS Mountaineering Championship dedicated to the 20th anniversary of the CIS was held in Tajikistan]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/2919/77803/ (Accessed: 03.09.2020).

36. Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States. (2012) Mezhdunarodnyy turnir detskikh komand po basketbolu "Serebryanaya korzina" [International tournament of children's basketball teams "Silver Basket"]. [Online] Available from: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/1270.html (Accessed: 03.09.2020).

37. Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States. (2012) Otkrytie Goda sporta i zdorovogo obraza zhizni v SNG [Opening of the Year of Sports and Healthy Lifestyle in the CIS]. [Online] Available from: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/880.html (Accessed: 03.09.2020).

38. Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States. (2012) MFGS podderzhivaet Mezhdunarodnyy turnir po shakhmatam sredi detey "Belaya lad'ya" [Interstate Fund for Humanitarian Cooperation supports the International Chess Tournament for Children "Belaya Ladya"]. [Online] Available from: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/660.html (Accessed: 03.09.2020).

39. E-CIS. (2012) Informatsiya o Gode sporta i zdorovogo obraza zhizni v SNG (sentyabr' 2012 g.) [Information about the Year of Sports and Healthy Lifestyle in the CIS (September 2012)]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/2919/78096/ (Accessed: 03.09.2020).

40. E-CIS. (2013) Informatsiya o deyatel'nosti Soveta po fizicheskoy kul'ture i sportu uchastnikov Soglasheniya o sotrudnichestve v oblasti fizi-cheskoy kul'tury i sporta gosudarstv — uchastnikov SNG v 2013 godu [nformation on the activities of the Council for Physical Culture and Sports of the Parties to the Agreement on Cooperation in the Field of Physical Culture and Sports of the CIS Member States in 2013]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/3028/78386/ (Accessed: 03.09.2020).

41. EvrazesNews.com. (2015) Predstaviteli stran SNG obsudili v Ul'yanovske razvitie natsional'nykh vidov sporta [Representatives of the CIS countries discussed the development of national sports in Ulyanovsk]. [Online] Available from: http://evrazesnews.ru/index. php/news/article/view/19/21349/ (Accessed: 03.09.2020).

42. Edinaya Rossiya. (2016) Partproekt otkryl Chetvertyy mezhdunarodnyy festival' shkol'nogo sporta stran SNG [The party project opened the Fourth International School Sports Festival of the CIS countries]. [Online] Available from: https://er.ru/news/146700/ (Accessed: 03.09.2020).

43. Interstate Fund for Humanitarian Cooperation of the CIS Member States. (2019) VKazani zavershilsya VIIfestival' shkol'nogo sporta stran SNG [The VII International School Sports Festival of the CIS countries ended in Kazan]. [Online] Available from: http://www.mfgs-sng.org/activity/2691.html (Accessed: 03.09.2020).

44. Unified Register of Legal Acts and Other Documents of the CIS. (2019) Reshenie o Plane meropriyatiy na 2019—2020 gody po realizatsii Strate-gii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta gosudarstv — uchastnikov SNG do 2020 goda [Decision on the Action Plan for 2019-2020 for the implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports of the CIS Member States until 2020]. [Online] Available from: http://www.cis.minsk.by/ reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=5845 (Accessed: 03.09.2020).

45. E-CIS. (2014) Ob osnovnykh itogakh vypolneniya Plana meropriyatiy na 2015—2017 gody po realizatsii Programmy podderzhki i razvitiya natsional'nykh vidov sporta v SNG na period do 2020 goda [On the main results of the implementation of the Action Plan for 2015-2017 for the implementation of the Program for the Support and Development of National Sports in the CIS for the Period until 2020]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/2919/79180/ (Accessed: 03.09.2020).

46. E-CIS. (2017) O razvitii fizkul'turno-ozdorovitel'noy raboty sredi sel'skogo naseleniya Respubliki Kazakhstan (sentyabr' 2017 goda) [On the development of physical culture and health-improving work among the rural population of the Republic of Kazakhstan (September 2017)]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/2919/79097/ (Accessed: 03.09.2020).

47. E-CIS. (2016) Informatsiya ob opyte organizatsii v gosudarstvakh — uchastnikakh SNG seti uchrezhdeniy dlya zanyatiya detsko-yunosheskim sportom (iyul' 2016 goda) [Information about the experience of organizing a network of institutions for children and youth sports in the CIS member states (July 2016)]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/2919/78379/ (Accessed: 03.09.2020).

48. E-CIS. (n.d.) Informatsiya o realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta v Respublike Kazakhstan [Information on the implementation of state policy in the field of physical culture and sports in the Republic of Kazakhstan]. [Online] Available from: https://e-cis.info/cooperation/2919/82382/ (Accessed: 03.09.2020).

49. Pshenko, K.A. & Gonashvili, A.S. (2017) Rol' Mezhparlamentskoy Assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG v zakonotvorcheskoy deyatel'nosti v sfere fizicheskoy kul'tury i sporta: istoriko-pravovoy aspekt [The role of the Interparliamentary Assembly of the CIS member states in legislative activity in the field of physical culture and sports: the historical and legal aspect]. VestnikKyrgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo universiteta. 17 (2). pp. 164-167.

Received: 12 April 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.