Научная статья на тему 'Россия и ШОС: проблемы и перспективы взаимодействия'

Россия и ШОС: проблемы и перспективы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4847
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / REGIONAL SECURITY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / STRATEGIC PARTNERSHIP / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / TRANSPORT CORRIDOR / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL INTEGRATION / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ENERGY COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сусол Людмила Сергеевна

В данной статье рассматривается значение участия России в ШОС, проблемы решения существующих противоречий интересов России в регионе, перспективы использования политических и экономических ресурсов для стимулирования национальной экономики. Проведенное исследование дает возможность утверждать, что на современном этапе Россия в большей степени выполняет роль координатора, что определяет в перспективе новую стратегию: укреплять позиции участия в экономических проектах, что необходимо как для России, так и для ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и ШОС: проблемы и перспективы взаимодействия»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Russia and SCO: problems and prospects for cooperation

Susol L.

Россия и ШОС: проблемы и перспективы взаимодействия

Сусол Л. С.

Сусол Людмила Сергеевна / Susol Liudmila — магистрант, кафедра теории и истории Российского и зарубежного права, факультет международных отношений, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: в данной статье рассматривается значение участия России в ШОС, проблемы решения существующих противоречий интересов России в регионе, перспективы использования политических и экономических ресурсов для стимулирования национальной экономики. Проведенное исследование дает возможность утверждать, что на современном этапе Россия в большей степени выполняет роль координатора, что определяет в перспективе новую стратегию: укреплять позиции участия в экономических проектах, - что необходимо как для России, так и для ШОС.

Abstract: the paper is devoted to reviewing of Russian participation in SCO, problems of solving contradictions of Russia's interests in Central Asia, prospects of using political and economic resources for stimulating the national economy. The study provided an opportunity to assert that Russia coordinates processes within SCO at the current stage. Active participation in joint economic processes is necessary for perspective development of Russia and SCO.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, региональная безопасность, стратегическое партнерство, транспортный коридор, региональная интеграция, энергетическое сотрудничество.

Keywords: Shanghai Cooperation Organization, regional security, strategic partnership, transport corridor, regional integration, energy cooperation.

Шанхайская организация сотрудничества - постоянно действующая региональная международная организация, создание которой способствует решению задач по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии [1]. Организация содействует региональной интеграции развивающихся экономик для создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Ведущие роли в рамках ШОС играют Россия и Китай, имея стратегические цели в отношении установления стабильности военно-политической и экономической обстановки в среднеазиатском регионе, т.е. создании «пояса добрососедства».

Для России стратегия взаимодействия в рамках ШОС определяется двумя факторами: укрепление экономических и политических связей с бывшими советскими республиками и взаимодействие со стратегическим партнером - Китаем. Для обеих стран ШОС является региональным объединением совместного использования экономического потенциала без участия постиндустриальных экономик, в том числе организация является противовесом экспансии США на Востоке.

Основными инструментами для противостояния внешним угрозам является объединение государств в отношении укрепления связей для противостояния угрозам терроризма, движущегося из стран Ближнего Востока, в том числе из Афганистана; борьба с наркотрафиком; укрепление положения на международной арене в составе регионального блока стран. Кроме того, в рамках ШОС Россия совместно со странами-участницами способствует продвижению многополярного мира, противостоянию гегемонии и политики силы [2].

Экономическая безопасность является одной из ключевых категорий участия России в ШОС. Д. Медведев на заседании Совета глав правительств государств-членов ШОС в 2012 г. заявил: «На передний план и в нашей организации выходит обеспечение устойчивого развития через объединение усилий и согласование экономической политики» [3].

Следует отметить, что совокупная доля торгового оборота России со странами-участницами ШОС постепенно увеличивается: если в 2012 г. она составляла 14,2%, то в 2015 г. достигла уровня в 16%. Однако основным партнером в торговле является Китай. На долю других стран приходится менее 4%.

На современном этапе Россия рассматривает экономический потенциал стран ШОС как источник трудовых ресурсов из стран среднеазиатских республик, возможности использования энергоресурсов стран Средней Азии и инвестиционно-технологического сотрудничества с КНР. Противоречия со стратегией КНР, которая использует членство в ШОС как единственный на современном этапе способ интеграции со странами Средней Азии, состоит в том, что китайская экономика нуждается в расширении экономических

возможностей с помощью строительства транспортного коридора «Новый шелковый путь» и использования экономического и ресурсного потенциала региона для формирования новой точки роста национальной экономики. Однако ряд исследователей утверждают, что Китай был вынужден «развивать двустороннее сотрудничество под эгидой ШОС», в том числе в области энергетики, поскольку не мог заключить многостороннее соглашение с участием России [5]. Таким образом, Россия выполняет роль координатора направлений развития, используя актуальные возможности.

Пока энергетический проект является единственным связующим экономическим звеном между всеми странами ШОС. Российские компании: «Лукойл», «Газпром», «Роснефть», «Росатом», «Русал», и «Северсталь» - активно инвестируют средства в экономику Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана [5]. Также между бывшими советскими республиками осуществляется сотрудничество в сфере обороноспособности и военно-промышленного комплекса. Узкая отраслевая направленность экономического взаимодействия в современных условиях является уязвимой, что требует выработки новых механизмов для выхода на конкурентный рынок растущего числе игроков, преследующих в Центральной Азии свои интересы. Объектами интересов являются транспортная и энергетическая отрасли, при этом зачастую инициативы третьих стран основаны на использовании транзитного пути с Востока в Европу, что не совпадает с интересами самих стран. Так, китайский проект строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан является для Кыргызстана второстепенным ввиду необходимости соединить юг и север государства железной дорогой. Инициатива России и США при поддержке международных финансовых институтов по созданию энергопередающей и энергораспределяющей системы для стран Центральной Азии противоречит интересам КНР. Таким образом, выполняемая Россией координационная роль требует дипломатических усилий и веса экономической державы.

Россия не располагает конкурентоспособными экономическими инструментами, ограничиваясь имеющимся опытом взаимодействия и политическим влиянием. Регулирование отношений в регионе происходит через взаимодействие с КНР: осуществление энергетических проектов, привлечение в инвестиционные проекты Дальневосточного региона для снижения рисков выхода инфраструктуры из транспортной системы, связывающей Восток с Западом.

Совместный проект на территории стран ШОС возрождения Шелкового пути является важным для поднятия экономики региона. Россия может превратить свой транзитный участок трансконтинентальной магистрали на Шелковом пути в современный мощный транспортный коридор: модернизировать его материальную базу и логистику, урегулировать проблемы таможенного контроля и оплаты транзита. Сопутствующим эффектом может стать оживление развития по внутренним маршрутам, развитие прилегающих территорий. Кроме того, особое значение в национальной экономике приобрело развитие территорий Дальнего Востока, угроза выхода из логистической системы нового проекта должна стать стимулом для интенсивности развития территорий Дальнего Востока, что повлечет усиление эффекта присутствия Росси в Шанхайской организации сотрудничества.

Для России участие в ШОС определяется возможностями расширения и укрепления государственных интересов в военно-политическом и экономическом аспектах при взаимодействии с экономически сильным стратегическим партнером - КНР. Имея тесные связи с бывшими советскими республиками, экономический потенциал закрепляется в осуществлении проектов по созданию транзитных коридоров, торгово-экономического пространства, в том числе формирования каналов поставок энергоресурсов.

На современном этапе актуальным для России является решение задач без ущерба для российско-китайских отношений по изменению ситуации экономического доминирования Китая в сотрудничестве стран ШОС, и содействовать осуществлению социально-экономических проектов с российским участием для поддержания баланса интересов всех участников организации.

На современном этапе лидирующие позиции в экономической зоне ответственности ШОС занял Китай, что при слабой экономической политике России в регионе определяет дальнейшую ее роль -обрести позицию противостояния, имея политические инструменты, или стать полноценным экономическим партнером для выхода ШОС на новый уровень конкурентоспособной организации в международных отношениях.

Литература

1. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ШОС. URL: http://infoshos.ru.

2. ЛюЦян Расхождение интересов Китая и России в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. № 2.

3. [Электронный ресурс]: Выступление Дмитрия Медведева на заседании Совета глав правительств государств-членов ШОС. URL: http://www.rg.ru/2012/12/05/medvedev-site.html.

4. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru.

5. Song Weiqing (2014) Interests, Power and China's Difficult Game in the Shanghai Cooperation Organization (SCO)/ Journal of Contemporary China, 23 (85).

6. Колдунова Е. Ниведита Дас Кунду Доклад грантополучателй Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2014.

Russia's shift toward the East

Susol L. Разворот России на Восток Сусол Л. С.

Сусол Людмила Сергеевна / Susol Liudmila — магистрант, кафедра теории и истории Российского и зарубежного права, факультет международных отношений, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: статья посвящена рассмотрению возникшей на сегодняшний день нестабильности в международных отношениях, а также переориентации вектора внешнеполитической активности Российской Федерации, получившей название «поворот на Восток». Автором изучены изменения в стратегии национальной безопасности РФ, выявлены проблемы, существующие в данной области, а также сделаны предположения о том, какие перспективы ожидают российскую политику в восточном направлении.

Abstract: the paper is devoted to reviewin of the current instability in international relations as well as reorientation of vectors of Russia's foreign policy, entitled «a shift toward the East». The author examined the changes in the Russian Federation Strategy, identified issues existing in this area and also made assumptions what perspectives are expected in an eastern direction.

Ключевые слова: поворот России на Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Сибирь, Дальний Восток, международные отношения.

Keywords: Russia's shift toward the East, Asia Pacific region, Siberia, Far East, international relations.

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что международные отношения во всем мире характеризуются нестабильностью и непредсказуемостью. Это позволяет говорить о смене парадигм или, как выразился С. В. Лавров, о смене эпох. В такие периоды взгляды государств обращаются к поиску оптимальных путей развития политической и экономической сфер, а также способов реагирования как на глобальные вызовы и угрозы, так и на требования мирового сообщества.

В качестве одного из способов реагирования Российской Федерации на ухудшение международных отношений с Западом и наложенные на нашу страну санкции можно рассматривать активизацию российских усилий по поиску политико-экономических союзников на Востоке. Правительство официально заявило об изменении направления внешнеполитической активности РФ, что дало возможность исследователям и ученым окрестить данный процесс «поворот на Восток» [4, с. 54].

После подписания российским президентом указа «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», стало понятно, что российский бизнес будет развиваться в основном в рамках АТЭС, БРИКС, ШОС и ряда других азиатских стран. Кроме того, санкции спровоцировали ускорение развития реального сектора экономики, что в условиях государственной поддержки и удешевления отечественной продукции на мировых рынках, стало существенной поддержкой для многих отечественных предприятий.

Стоит заметить, что российская политика в восточном направлении всегда отличалась интуитивным подсознательным подходом. Например, еще премьер-министр С. Ю. Витте, продвигая проект КВЖД, отметил, что «Россия испытывает искушение использовать китайскую карту в игре против европейских соперников». Однако на сегодняшний день существует уникальный исторический шанс - сознательно повернуться лицом к Востоку, учитывая, что в будущем мир станет многополярным, имея азиатский акцент.

Можно предположить, что объективной реальностью будущего станет мир без диктата Запада. Страны БРИКС окончательно перейдут во взаимных расчетах на национальные валюты. Инвестиции, технологии, доступ к кредитным источникам будут предоставлять Россия и азиатские страны. Фактически, западные санкции вынудили Москву более четко сформулировать свои национальные интересы и приступить к решению уже давно вынашиваемых внешнеполитических проектов [6, с. 143].

Азиатский регион - один из самых динамично развивающихся и перспективных в сравнении с западными странами, которые в последние десятилетия почти полностью исчерпали резервы для развития. Однако, полноценное развитие Дальнего Востока нельзя осуществить без развития Сибири -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.