Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 81 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 81
Научная статья
УДК 94 (47/481)
doi: 10.17223/19988613/81/12
Россия и Норвегия в условиях расширения антироссийских санкций (2014-2018 гг.)
Иван Викторович Рогачев
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, [email protected]
Аннотация. Исследуется динамика развития российско-норвежских отношений в период расширения антироссийских санкций, инициированных США и поддержанных странами ЕС. Изучается взаимодействие двух стран на правительственном и региональном уровнях. Снижения интенсивности диалога на региональном уровне между Россией и Норвегией из-за санкций практически не последовало, что говорит об устойчивости и выгодности приграничных связей двух стран, служащих важным звеном в сохранении добрососедских отношений. Ключевые слова: Россия, Норвегия, Север, Арктика, антироссийские санкции, приграничное сотрудничество
Для цитирования: Рогачев И.В. Россия и Норвегия в условиях расширения антироссийских санкций (2014-2018 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 81. С. 106-111. doi: 10.17223/19988613/81/12
Original article
Russia and Norway in the context of increased anti-Russian sanctions (2014-2018)
Ivan V. Rogachev
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Archangel, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article examines the dynamics of the development of modern Russian-Norwegian relations in the context of the expansion of anti-Russian sanctions, initiated by the United States with the support of the EU countries. The relevance of the research topic is due to the lack of modern works devoted to a comprehensive study of the impact of the above-mentioned negative trends in international relations on the interaction of the two countries. The time frame covers the period from August 2014, when Norway joined the economic sanctions against Russia until the beginning of 2018. The subject of the research is the relations between Russia and Norway in the economic, political-diplomatic and cultural spheres both at the Central and regional levels. The article discusses the interaction of the two countries at the national level. The indicators were joint meetings within the framework of the intergovernmental Commission on economic, industrial, scientific and technical cooperation, the joint Russian-Norwegian Commission on fisheries, statistical data on mutual trade turnover between the two countries, ministers meeting, etc. Regional cooperation was examined through the implementation of joint projects in the framework of the BEAR. In conclusion, authors claim that the logical result of the accession of Norway to the sanctions policy against Russia was a reduction in contacts between the two countries at the national level during the period from 2014 to 2016, the obvious proof of which was a sharp drop in turnover in 2015 by 37%. But at the end of 2016 a tendency to strengthen the cooperation between the two countries at the governmental level has been observed, as evidenced by the growth of trade and the resumption of the work of the intergovernmental Commission of Russia and Norway after the break from 2013. There has been little or no reduction in the intensity of the regional dialogue between the two countries because of the sanctions. This shows the prospect of developing and expanding cross-border cooperation as a unique mechanism of interaction in the post-bipolar system of international relations.
Keywords: Russia, Norway, North, Arctic, anti-Russian sanctions, cross-border cooperation
For citation: Rogachev, I.V. (2023) Russia and Norway in the context of increased anti-Russian sanctions (2014-2018). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 81. pp. 106111. doi: 10.17223/19988613/81/12
Современные российско-норвежские отношения неизменно находятся в фокусе внимания исследователей [1-3]. На сегодня в полной мере изучены отдельные двусторонние вопросы: урегулирование спорных
территорий так называемой «Серой зоны» [4, 5], военно-политическое взаимодействие в Арктике [6-8], социально-экономические и научно-культурные связи [9-11]. Однако представляется актуальным комплекс-
© И.В. Рогачев, 2023
но проанализировать взаимодействие двух стран в условиях обострения международной обстановки, вызванного введением экономических санкций против России ведущими странами мира. Методологической основой исследования явились идеи теоретической школы международных отношений - неолиберализма, основоположниками которой являются американские политологи Р. Кохэн и Дж. Най [12]. В рамках этого подхода подразумевается, что силовые приемы в мировой политике, такие как экономические санкции, не имеют в современных условиях долговременного и глубокого эффекта. В то же время мировые акторы становятся комплексно взаимозависимыми и используют новые возможности для укрепления и стабилизации связей, например контакты внутригосударственных регионов между странами, потенциал неправительственных организаций и др. Так, в развитии российско-норвежского диалога особое место имеет региональное сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР).
Отношения России и Норвегии на протяжении веков отличались отсутствием военных конфликтов и характеризовались стремлением сторон к взаимопониманию. Важную роль в этом процессе сыграл тот факт, что Россия в 1905 г. первой среди других великих держав признала самостоятельность Норвегии и ее территориальную неприкосновенность. Символично, что, в свою очередь, именно норвежское правительство первым признало Российскую Федерацию после распада СССР [13]. Географическое соседство тоже способствует поддержанию стабильности и равноправия в регионе.
Подтверждением этого служат многочисленные примеры нахождения консенсуса двух сторон в спорных территориальных вопросах, сохраняющихся отчасти и до наших дней. Одним из ярких примеров является заключение в 1826 г. конвенции «О границах между Россией и Норвегией». Несмотря на существенный ущерб национальным интересам, но во имя сохранения добрых и прочных отношений Российская империя даровала Норвегии, входившей в состав унии со Швецией, 4,4 тыс. кв. км на Кольском полуострове [14]. И сегодня, на современном этапе международных отношений, обновленная Россия не изменила своим внешнеполитическим принципам как в целом, так и в отношении своего традиционного северного соседа. Подтверждением этому является заключение 15 сентября 2010 г. в Мурманске договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» [15]. Его подписание и быстрая ратификация явились знаковой страницей в развитии двусторонних отношений России и Норвегии и образцом устойчивого международного диалога в Арктике. В связи с вышеизложенным, представляется актуальным рассмотрение взаимодействия двух стран в условиях введения антироссийских санкций в 2014 г.
Присоединение 15 августа 2014 г. Норвегии к санк-ционной политике в отношении России несколько снизило интенсивность политического диалога на уровне высшего государственного руководства двух
стран. Были приостановлены традиционные контакты в формате российско-норвежской Межправительственной комиссии (МПК) по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. С целью сохранить взаимодействие между странами диалог сторон продолжился на межведомственном уровне, включая Российско-Норвежскую комиссию по сотрудничеству в области охраны окружающей среды и Смешанную Российско-Норвежскую Комиссию по рыболовству.
В результате основным механизмом укрепления доверия между двумя странами на центральном уровне в условиях нарастания напряженности в мировой политике явилось взаимодействие по линии Российско-Норвежской Комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. В ходе ее работы в 2016 г. был запущен совместный природоохранный проект в рамках Рабочей программы на 20162018 гг. Очередное заседание Профильной комиссии состоялось 30 мая 2017 г. в Осло. В ее рамках было подтверждено стремление к осуществлению тесного взаимодействия по экологическому мониторингу загрязнений приграничных территорий и управлению трансграничными заповедниками [16].
В силу потребности созранения экономических отношений всесторонние связи России и Норвегии стали постепенно восстанавливаться к началу 2017 г. Это, в частности, подтверждает состоявшееся в апреле 2017 г. 17-е заседание Межправительственной комиссии. В 2018 г. состоялась запланированная очередная встреча в Москве [17]. Следует отметить, что российско-норвежские торгово-экономические отношения имеют важное значение для обеих сторон и прочную юридическую основу. Продолжает действовать Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве от 26 марта 1996 г., на базе которого функционирует МПК по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству.
Положительные сдвиги во взаимной торговле двух стран стали проявляться к концу 2016 г. В январе-апреле 2017 г. объем двустороннего товарооборота увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 9,2%. Российский экспорт вырос на 8,6% (до 78,8 млн долларов), а импорт, в свою очередь, -на 30,0% (до 28 млн долларов). В 2016 г. двусторонний товарооборот составил 1,4 млрд долларов (снижение на 19,9% по сравнению с 2015 г.). Объем накопленных прямых норвежских инвестиций в российскую экономику в 2016 г. составил 157 млн долларов и имеет положительную динамику, объем российских инвестиций в Норвегии - 500 млн долларов [18]. Немаловажную роль в налаживании экономических отношений играют разногласия в норвежском Стортинге. Партия Прогресса, входящая в правящий правоцентристский блок, выступает за скорейшую отмену антироссийских санкций и предлагает правительству открыть диалог по этому вопросу с официальным Вашингтоном [19].
Еще одним фактором, стимулирующим сотрудничество России и Норвегии, является взаимодействие российской компании «Роснефть» и норвежского кон-
церна Statoil. В 2012 и 2013 гг. им удалось заключить Соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную разработку нефтегазовых месторождений российского шельфа Баренцева и Охотского морей, норвежского континентального шельфа [20].
Продолжается двустороннее сотрудничество в других важных областях: управлении рыбными запасами, ядерной и радиационной безопасности, научных исследованиях и образовании, а также сотрудничество на Севере, включая приграничные контакты, межрегиональные связи, поиск и спасение в Арктике.
В 2016 г. России и Норвегии удалось добиться положительных результатов в рамках добычи рыбных ресурсов. Взаимную сферу рыболовства двух стран координирует Смешанная Российско-Норвежская Комиссия, рассматривающая вопросы совместного управления рыбными запасами и регулирования промысла в Баренцевом и Норвежском морях. В ее рамках, как отмечают эксперты рыбопромышленной отрасли России, с 2016 г. сторонам удалось добиться равноправных возможностей для осуществления вылова рыбы в Баренцевом и Норвежском морях [21].
Помимо торгово-экономической сферы между двумя странами весьма активно осуществляется сотрудничество в области науки, культуры и образования на базе Соглашения о сотрудничестве в области культуры, образования и научных исследований 1994 г., Соглашения о сотрудничестве в области образования 2010 г., Плана действий по сотрудничеству в области культуры на Крайнем Севере 2009 г. С целью расширения сфер взаимодействия стороны приступили к разработке межправительственного соглашения в области научно-технического сотрудничества.
Особое место в российско-норвежском сотрудничестве занимает научная составляющая. Множество проектов осуществляется на Шпицбергене, так как он играет значительную роль во взаимоотношениях двух стран. В совместных с Норвегией исследованиях на архипелаге задействовано 12 российских организаций. Новые возможности открываются в связи с началом работы на Шпицбергене в 2016 г. Российского научного центра [22]. На норвежском архипелаге Шпицберген Россия как участник международного Договора 1920 г. осуществляет также экономическую деятельность (добычу угля производит ФГУП «Государственный трест "Арктикуголь"»).
Во взаимоотношениях двух стран непреходящее значение имеют Север и Арктика, где на сегодняшний день созданы устойчивые площадки для ведения конструктивного международного диалога и реализации совместных инновационных проектов. Так, Россия и Норвегия успешно сотрудничают в рамках Совета Ба-ренцева-Евроарктического Региона (СБЕР), Баренцева регионального совета (БРС) и Арктического совета (АС).
Председательство Архангельской области в 20132015 гг. в БРС способствовало сохранению и расширению интенсивных связей с Северной Норвегией. В этот период завершен совместный проект «Повышение качества сбора опасных и неопасных отходов в Архангельской области», который получил финансирование партнеров в том числе из Норвегии [23].
Стабильной динамикой отличается сотрудничество в области ядерной и радиационной безопасности. При содействии Норвегии в губе Андреева (Мурманская область) завершается создание инфраструктуры для безопасного обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ). На региональном уровне продолжаются контакты береговых, пограничных, таможенных, поисково-спасательных служб на Севере [24].
Динамично развиваются региональные российско-норвежские связи. Эффективно функционирует рабочая группа по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Идет обмен визитами между руководством областей с северонорвежскими коллегами, продолжается обновление договорно-правовой базы, а также осуществляются мероприятия по линии побра-тимских связей. В результате заключенного еще в ноябре 2010 г. Межправительственного соглашения об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегия к 2016 г. обозначился устойчивый рост туристического потока из России в Норвегию. На сегодняшний день появилась тенденция к возрастанию интереса к поездкам граждан РФ в Северную Норвегию, тогда как Финляндия, занимающая лидирующие позиции по этому показателю, стала их стремительно терять. Падение на 2015 г. по финским регионам составило: Северная Остроботния - 29%, Кайнуу - 30%, Лапландия - 40% [25].
Россия и Норвегия с целью поддержания и укрепления регионального сотрудничества традиционно проводят совместные конференции, а также плодотворно участвуют в международных форумах по арктической и иной тематике. Активизации отношений двух стран способствует проведение в России широкого международного форума «Арктика - территория диалога». В марте 2017 г. в очередной IV сессии Арктического форума, прошедшей в Архангельске, принял участие министр иностранных дел Норвегии Б. Бренде. В ходе его визита состоялась встреча с министром иностранных дел России С.В. Лавровым. В октябре того же года на «полях» XVI министерской сессии СБЕР, опять же в Архангельске, состоялась новая встреча Б. Бренде и С.В. Лаврова. В ходе обсуждения вопросов международного сотрудничества в Баренцевом регионе участники сессии выдвинули предложение организовать региональный форум высокого уровня, как отметил С.В. Лавров, своего рода «Баренцев Давос», и использовать его в качестве постоянной дискуссионной площадки [26].
Сильной стороной поддержания тесного приграничного взаимодействия России и Норвегии являются двусторонние научно-деловые форумы. Здесь можно упомянуть проведение ежегодного российско-норвежского бизнес-форума «Российские регионы» в посольстве России в Норвегии, организуемого совместно с Российским торговым представительством в Норвегии. В северонорвежском городе Будё ежегодно проходит конференция «Диалог на крайнем Севере», которая представляет собой площадку для обмена мнениями и идеями, связанными с развитием и освоением Арктики.
В рамках активизации регионального российско-норвежского диалога следует отметить инициативность архангельских региональных властей, стремящихся превратить город и всю Архангельскую область в драйвер трансграничного сотрудничества России с норвежскими партнерами. Так, в конце 2017 г. состоялся российско-норвежский бизнес-форум «Потенциал побратимства - для эффективного развития северных территорий». Особое внимание было уделено формированию инновационных межрегиональных проектов с привлечением бизнеса, научных кругов и муниципалитетов двух стран, а также изучению опыта взаимодействия сторон в социально-экономической и культурно-духовной сферах [27, 28].
Налажено широкое взаимодействие Архангельской области с норвежскими губерниями Финнмарк, Тромс и Нурланд, действующее на основании рамочных соглашений о сотрудничестве. Наиболее активно связи между Архангельской областью и северонорвежскими губерниями развиваются в образовательной, социальной и культурной сферах, а также в областях здравоохранения и туризма.
В интенсивном режиме развивают приграничные связи с Норвегией Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия, а также Ненецкий автономный округ. Приоритетными направлениям сотрудничества являются энергетика, нефтяная промышленность, судостроение, рыбопереработка и рыборазведение, подготовка кадров и межвузовские связи, взаимодействие в сфере науки и исследований, туризм и культурные обмены.
Весомый вклад в улучшение взаимопонимания двух стран вносят российские соотечественники, проживающие в Норвегии (в основном в Осло, Бергене, Трондхейме, Ставангере, Тромсё, Киркенесе). Их общее количество - более 20 тыс. человек. В марте 2007 г. образован Координационный совет российских соотечественников в Норвегии (КС), в его составе - представители организаций соотечественников и Русской Православной Церкви [29].
В рамках регионального взаимодействия с Норвегией по линии образования и здравоохранения с российской стороны особое место занимают Северный (Арктический) федеральный университет и Северный
государственный медицинский университет города Архангельска, а с норвежской стороны - Арктический Университет Тромсё, Университетский колледж Хар-стада (Тромс), Университетский колледж Будё, колледжи Нарвика (Нурланд) и Альты (Финнмарк).
Таким образом, отношения России и Норвегии на правительственном уровне с 2014 по 2016 г. замедлились, тогда как на региональном продолжился традиционный диалог. Однако с конца 2016 г. на центральном уровне взаимодействие стало восстанавливаться, и этому способствовал ряд факторов:
- протесты политических партий Норвегии, обоснованно указывающие на экономические потери страны;
- устойчивое и взаимовыгодное сотрудничество двух стран в рамках БЕАР и Арктического совета в научно-образовательной, культурной и экологической сферах;
- высокий уровень побратимских связей между российскими и норвежскими муниципалитетами;
- регулярное проведение российско-норвежских научных и деловых форумов различного уровня;
- создание и эффективное функционирование Ко-ордиционного совета российских соотечественников в Норвегии.
Нормализацию отношений двух стран в 2017 г. фиксируют и норвежские эксперты. Так, Ларс Рове, старший научный сотрудник Института Фритьофа Нансена, специалист по России отмечает: «Я не вижу явных провалов в норвежско-российском сотрудничестве, но для дальнейшего развития есть большие возможности. Особенно в деловой сфере». Подобный прогноз он давал еще в 2014 г. , после присоединения Норвегии к антироссийским санкциям [30].
Проведенное исследование показывает, что временная политическая коньюктура не способна значительно ослабить отношения России и Норвегии, которые определены географической близостью, глубокими историческими контактами и традициями, сложившимися на протяжении многих веков тесного и плодотворного взаимодействия, а также новыми факторами международных отношений. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сотрудничество двух стран имеет положительную динамику и отвечает современным и долгосрочным геополитическим интересам «соседей на крыше Европы» - России и Норвегии.
Список источников
1. Зайков К.С., Нильсен Й.П. Норвежско-российское арктическое пограничье: от общих округов к Поморской зоне // Арктика и Север. 2012.
№ 5. С. 1-14.
2. Воронов К.В. Гуманитарная сверхдержава - Норвегия: внешняя политика малой страны с реформистским акцентом // Современная внешняя
политика левых. СПб. : Полторак, 2014. С. 8-18.
3. Репневский А.В. 25 лет сотрудничества: вехи на пути к международному проекту «ассиметричное соседство: Норвегия и Россия» // Россия и
страны Северной Европы: физические и символические границы : сб. ст. V Киркенесского междунар. семинара историков. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2016. С. 163-174.
4. Повал Л.В. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств // Арктика и Север. 2012. № 6. С. 1-26.
5. Зиланов В.К. Арктическое разграничение России и Норвегии: новые вызовы и сотрудничество // Арктика и Север. 2017. № 29. С. 28-56.
6. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия Норвегии в Арктике и безопасность России // Национальные интересы: при-
оритеты и безопасность. 2017. Т. 13, № 2 (347). С. 353-368.
7. Талагаева Д.А. Норвегия и Россия: военно-политическое взаимодействие в северных регионах // Военная наука в России и за рубежом. М. :
Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел РФ, 2016. С. 145-149.
8. Wihelmsen J., Lundby Gjerde K. Norway and Russia in the Arctic: New Cold War Contamination? // Arctic Review on Law and Politicshttps. 2018.
Vol. 9. doi: 10.23865/arctic.v9.1334. URL: arcticreview.no/index.php/arctic/article/view/1334/2950 (accessed: 10.02.2018).
9. Голдин В.И. Транснациональная история субарктической Северной Европы // Баренцев регион. 2015. № 12. С. 168-170.
10. Тевлина В.В. Социально-культурное направление в трансграничной политике Норвегии и России на крайнем Севере // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2012. № 3. С. 23-55
11. Encyclopedia of the Barents Region : in 2 vols. / ed. by M.-O. Olsson. Oslo, 2016. Vol. I: A-M. 559 p.; Vol. II: N-Y. 593 p.
12. Най Дж. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. М. : Фонд социо-прогностических исследований «Тренды», 2006. 221 с.
13. Шубин С.И. Норвегия между Востоком и Западом, или География сильнее политики в установлении «правильных отношений между Россией и Норвегией // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015. № 1. С. 174-178.
14. Зайков К.С. Пространственные границы Российской империи на Мурманском побережье в начале XIX в. // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2010. № 1 (9). URL: http://www.hcpncr.com/joum910/joum910zaykov.html (дата обращения: 10.02.2018).
15. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане : федеральный закон от 05.04.2011 № 57-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/12871.html/ (дата обращения: 30.10.2017).
16. Россия и Норвегия сверили планы сотрудничества в области охраны окружающей среды // НИА-Красноярск. 2017. 6 июня. URL: https://24rus.ru/more.php?UID=144409 (дата обращения: 10.02.2017).
17. 17-е Заседание Межправительственной Российско-Норвежской комиссии пройдет 20 апреля 2017 г. в Москве // Ecoindustry. 2017. 29 марта. URL: https://www.ecoindustry.ru/news/view/50303.html (дата обращения: 10.04.2017).
18. Товарооборот между РФ и Норвегией в январе-феврале вырос на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. - до 106,8 млн долларов // Минприроды России. 2017. 20 апр. URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/tovarooborot_mezhdu_rf_i_norvegiey_v_yanvare_ fevrale_vyros_na_13_5_po_sravneniyu_s_analogichnym_peri/ (дата обращения: 10.05.2017).
19. В Норвегии - разногласия между правящими партиями из-за санкций против России // Иносми. Aftenposten. 2017. 2 авг. URL: https://inosmi.ru/economic/20170802/239962792.html (дата обращения: 10.02.2018).
20. «Роснефть» и Statoil ASA договорились о совместной работе на шельфе Баренцева и Охотского морей // Роснефть. 2012. 5 мая. URL: https://www.rosnefft.ru/press/releases/item/177659/ (дата обращения: 10.02.2018).
21. СРНК приняла сбалансированные решения // Fishnews. 2016. 24 окт. URL: http://fishnews.ru/news/29817 (дата обращения: 10.02.2018).
22. Глава Минприроды дал высокую оценку работе российского научного центра на Шпицбергене // ТВ-21. 2016. 11 нояб. URL: https://www.tv21.ru/news/2016/11/11/glava-minprirody-dal-vysokuyu-ocenku-rabote-rossiyskogo-nauchnogo-centra-na-shpicbergene (дата обращения: 10.01.2017)
23. О состоянии и охране окружающей среды РФ в 2015 году : государственный доклад. 2015. 15 окт. URL: http://www.mnr.gov.ru/gosdoklad-eco-2015/waste.html (дата обращения: 10.02.2018).
24. Завершить выгрузку ОЯТ из хранилищ губы Андреева // РОСРАО. 2017. 12 авг. URL: http://rosrao.ru/press-czentr/novosti-fgup-%C2%ABrosrao%C2%BB/2016/oktyabr/vyivoz-oyat-iz-gubyi-andreeva-nachnetsya-v-2017-godu.html (дата обращения: 10.02.2018).
25. Туристический поток из России в Норвегию // Patchwork Barents. URL: http://patchworkbarents.org/node/361 (дата обращения: 10.02.2018).
26. Баренц-сотрудничество - залог стабильности в Евроарктическом регионе : в Архангельске состоялась XVI министерская сессия СБЕР // DVINANEWS : сетевое издание. URL: http://dvinanews.ru/-2wex4f2m (дата обращения: 10.02.2018).
27. Рогачев И.В. Побратимские связи России и Норвегии крепнут. К 25-летию образования Баренцева Евро-Арктического региона // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 53. С. 176-177.
28. Макулин А.В. Визуализация философии и цифровая визиософия // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3. С. 64-66.
29. Координационный совет российских соотечественников в Норвегии. URL: http://www.ksovet.no/ (дата обращения: 10.02.2018).
30. Рове Л. К новой нормальности. URL: https://www.fni.no/getfile.php/137000-1509553669/Filer/Publikasjoner/larsrowerussisk.pdf (дата обращения: 10.02.2018).
References
1. Zaykov, K.S. & Nielsen, J.P. (2012) Norvezhsko-rossiyskoe arkticheskoe pogranich'e: ot obshchikh okrugov k Pomorskoy zone [Norwegian-Russian
Arctic borderland: from common districts to the Pomor zone]. Arktika i Sever. 5. pp. 1-14.
2. Voronov, K.V. (2014) Gumanitarnaya sverkhderzhava - Norvegiya: vneshnyaya politika maloy strany s reformistskim aktsentom [Humanitarian
superpower - Norway: The foreign policy of a small country with a reformist accent]. In: Kostyuk, R.V. (ed.) Sovremennaya vneshnyaya politika levykh [Modern Foreign Policy of the Leftists]. St. Petersburg: Poltorak. pp. 8-18.
3. Repnevskiy, A.V. (2016) 25 let sotrudnichestva: vekhi na puti k mezhdunarodnomu proektu "assimetrichnoe sosedstvo: Norvegiya i Rossiya"
[25 years of cooperation: Milestones on the way to the international project "Asymmetric Neighborhood: Norway and Russia"]. In: Verigin, S.G. (ed.) Rossiya i strany Severnoy Evropy: fizicheskie i simvolicheskie granitsy [Russia and the Countries of Northern Europe: Physical and Symbolic Borders]. Petrozavodsk: PetrSU. pp. 163-174.
4. Poval, L.V. (2012) Rossiysko-norvezhskie soglasheniya o razdele arkticheskikh prostranstv [Russian-Norwegian agreements on the division of the
Arctic spaces]. Arktika i Sever. 6. pp. 1-26.
5. Zilanov, V.K. (2017) Arkticheskoe razgranichenie Rossii i Norvegii: novye vyzovy i sotrudnichestvo [Arctic delimitation of Russia and Norway: New
challenges and cooperation]. Arktika i Sever. 29. pp. 28-56.
6. Konyshev, V.N. & Sergunin, A.A. (2017) Sovremennaya voennaya strategiya Norvegii v Arktike i bezopasnost' Rossii [Modern military strategy
of Norway in the Arctic and Russia's security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2(347). pp. 353-368.
7. Talagaeva, D.A. (2016) Norvegiya i Rossiya: voenno-politicheskoe vzaimodeystvie v severnykh regionakh [Norway and Russia: Military-Political
Interaction in the Northern Regions]. In: Voennaya nauka v Rossii i za rubezhom [Military Science in Russia and Abroad]. Moscow: Moscow State University of International Relations. pp. 145-149.
8. Wihelmsen, J. & Lundby Gjerde, K. (2018) Norway and Russia in the Arctic: New Cold War Contamination? Arctic Review on Law andPoliticshttps.
9. DOI: 10.23865/arctic.v9.1334
9. Goldin, V.I. (2015) Transnatsional'naya istoriya subarkticheskoy Severnoy Evropy [Transnational history of subarctic northern Europe]. Barentsev
region. 12. pp. 168-170.
10. Tevlina, V.V. (2012) Sotsial'no-kul'turnoe napravlenie v transgranichnoy politike Norvegii i Rossii na kraynem Severe [Socio-cultural direction in the cross-border policy of Norway and Russia in the Far North]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. 3. pp. 23-55
11. Olsson, M.-O. (2016) Encyclopedia of the Barents Region. Oslo: [s.n.].
12. Nye, J. (2006) Gibkaya vlast'. Kak dobit'sya uspekha v mirovoy politike [Flexible Power. How to Succeed in World Politics]. Translated from English. Moscow: Trendy.
13. Shubin, S.I. (2015) Norvegiya mezhdu Vostokom i Zapadom, ili Geografiya sil'nee politiki v ustanovlenii «pravil'nykh otnosheniy mezhdu Rossiey i Norvegiey [Norway between East and West, or Geography is stronger than politics in establishing "correct relations between Russia and Norway"].
Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. 1. pp. 174-178.
14. Zaykov, K.S. (2010) Prostranstvennye granitsy Rossiyskoy imperii na Murmanskom poberezh'e v nachale XIX v. [Spatial boundaries of the Russian Empire on the Murmansk coast at the beginning of the 19th century]. Voprosy istorii i kul'tury severnykh stran i territoriy. 1(9). [Online] Available from: http://www.hcpncr.com/journ910/journ910zaykov.html (Accessed: 10th February 2018).
15. Russian Federation. (2011) O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Korolevstvom Norvegiya o razgranichenii morskikh prostranstv i sotrudnichestve v Barentsevom more i Severnom Ledovitom okeane: federal'nyy zakon ot 05.04.2011 № 57-FZ [On the ratification of the Treaty
between the Russian Federation and the Kingdom of Norway on the delimitation of maritime spaces and cooperation in the Barents Sea and the Arctic Ocean: Federal Law No. 57-FZ of April 5, 2011]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/12871.html/ (Accessed: 30th October 2017).
16. NIA-Krasnoyarsk. (2017) Rossiya i Norvegiya sverili plany sotrudnichestva v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy [Russia and Norway verified plans for cooperation in the field of environmental protection]. 6th June. [Online] Available from: https://24rus.ru/more.php?UID=144409 (Accessed: 10th February 2017).
17. Ecoindustry. (2017) 17-e Zasedanie Mezhpravitel'stvennoy Rossiysko-Norvezhskoy komissii proydet 20 aprelya 2017g. vMoskve [The 17th Meeting of the Intergovernmental Russian-Norwegian Commission will be held on April 20, 2017 in Moscow]. 29th March. [Online] Available from: https://www.ecoindustry.ru/news/view/50303.html (Accessed: 10th February 2017).
18. Ministry of Natural Resources of Russia. (2017) Tovarooborot mezhdu RF i Norvegiey v yanvare-fevrale vyros na 13,5°% po sravneniyu s analogichnym periodom 2016 g. — do 106,8 mln dollarov [Trade turnover between the Russian Federation and Norway in January-February increased by 13.5% compared to the same period in 2016 - up to 106.8 million dollars]. [Online] Available from: https://www.mnr.gov.ru/press/news/tovarooborot_ mezhdu_rf_i_norvegiey_v_yanvare_ fevrale_vyros_na_13_5_po_sravneniyu_s_analogichnym_peri/ (Accessed: 10th May 2017).
19. Inosmi. (2017) V Norvegii - raznoglasiya mezhdu pravyashchimi partiyami iz-za sanktsiy protiv Rossii [In Norway - disagreements between the ruling parties due to sanctions against Russia]. 2nd August. [Online] Available from: https://inosmi.ru/economic/20170802/239962792.html (Accessed: 10th February 2018).
20. Rosneft'. (2012) "Rosneft"' i Statoil ASA dogovorilis' o sovmestnoy rabote na shel'fe Barentseva i Okhotskogo morey [Rosneft and Statoil ASA agreed to work together on the shelf of the Barents and Okhotsk Seas]. 5th May. [Online] Available from: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/177659/ (Accessed: 10th February 2018).
21. Fishnews. (2016) SRNK prinyala sbalansirovannye resheniya [SRC made balanced decisions]. 24th October. [Online] Available from: http://fishnews.ru/news/29817 (Accessed: 10th February 2018).
22. TV-21. (2016) Glava Minprirody dal vysokuyu otsenku rabote rossiyskogo nauchnogo tsentra na Shpitsbergene [The head of the Ministry of Natural Resources highly appreciated the work of the Russian scientific center on Svalbard]. 11th November. [Online] Available from: https://www.tv21.ru/ news/2016/11/11/glava-minprirody-dal-vysokuyu-ocenku-rabote-rossiyskogo-nauchnogo-centra-na-shpicbergene (Accessed: 10th January 2017)
23. Russian Federation. (2015) O sostoyanii i okhrane okruzhayushchey sredy RF v 2015 godu: gosudarstvennyy doklad [On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2015: State report. Oct 15, 2015]. 15th October. [Online] Available from: http://www.mnr.gov.ru/gosdoklad-eco-2015/waste.html (Accessed: 10th February 2018).
24. ROSRAO. (2017) Zavershit' vygruzku OYaT iz khranilishch guby Andreeva [Complete the unloading of SNF from Andreeva Bay storage facilities]. 12th August. [Online] Available from: http://rosrao.ru/press-czentr/novosti-fgup-%C2%ABrosrao%C2%BB/2016/oktyabr/vyivoz-oyat-iz-gubyi-andreeva-nachnetsya-v-2017-godu.html (Accessed: 10th February 2018).
25. Patchwork Barents. (n.d.) Turisticheskiy potok iz Rossii v Norvegiyu [Tourist flow from Russia to Norway]. [Online] Available from: http://patchworkbarents.org/node/361 (Accessed: 10th February 2018).
26. DVINANEWS. (n.d.) Barents-sotrudnichestvo - zalog stabil'nosti v Evroarkticheskom regione: v Arkhangel'ske sostoyalas' XVI ministerskaya sessi-ya SBER [Barents cooperation is a guarantee of stability in the Euro-Arctic region: the 16th ministerial session of the SBER took place in Arkhangelsk]. [Online] Available from: http://dvinanews.ru/-2wex4f2m (Accessed: 10th February 2018).
27. Rogachev, I.V. (2018) Friendly relations between Russia and Norway grow stronger. By the 25 th anniversary of the Barents Euro-Arctic Region. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 53. pp. 176-177. (In Russian). DOI: 10.17223/19988613/53/34
28. Makulin, A.V. (2016) Vizualizatsiya filosofii i tsifrovaya viziosofiya [Visualization of Philosophy and Digital Visiosophy]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 3. pp. 64-66.
29. Norway. (n.d.) Koordinatsionnyy sovet rossiyskikh sootechestvennikov v Norvegii [Coordinating Council of Russian Compatriots in Norway]. [Online] Available from: http://www.ksovet.no/ (Accessed: 10th February 2018).
30. Rove, L. (n.d.) K novoy normal'nosti [Towards a new normality]. [Online] Available from: https://www.fni.no/getfile.php/137000-1509553669/Filer/Publikasjoner/larsrowerussisk.pdf (Accessed: 10th February 2018).
Сведения об авторе:
Рогачев Иван Викторович - кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (Архангельск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:
Rogachev Ivan Viktorovich - Candidate of Historical Sciences, Associated Professor of Department of Regional Studies, International Relations and Political Science of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Archangel, Russian Federation) E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
The article was submitted 07.06.2018; accepted for publication 09.01.2023 Статья поступила в редакцию 07.06.2018; принята к публикации 09.01.2023