Научная статья на тему 'РОССИЯ И КИТАЙСКАЯ ПРОБЛЕМА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ АМЕРИКАНСКИХ КАРИКАТУРИСТОВ'

РОССИЯ И КИТАЙСКАЯ ПРОБЛЕМА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ АМЕРИКАНСКИХ КАРИКАТУРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия и США / конец XIX – начало XX в. / раздел Китая / восстание ихэтуаний / имагология / карикатура США / русофобия / Удо Кеплер / Луис Далримпл / Джон Пью. / Russia and the USA / late XIX – early XX centuries / the partition of China / the Boxer uprising / imagology / caricature of the USA / Russophobia / Udo Keppler / Louis Dalrymple / John Pugh.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алентьева Т. В.

В статье анализируется формирование образа России конца XIX – начала XX в. в американской карикатуристике. Главным источником для анализа послужили публикации карикатур Удо Кеплера, Луиса Далримпла, Джона Пью на страницах американских иллюстрированных изданий «Пак» и «Джадж». Своим творчеством они создавали образ России как Другого, Чужого, внедряя в американское общественное мнение ксенофобию и русофобию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND THE CHINESE PROBLEM AT THE TURN OF THE XIX–XX CENTURIES IN THE VIEWS OF AMERICAN CARTOONISTS

The article analyzes the formation of the image of Russia in the late XIX – early XX centuries. in American cartooning. The main source for the analysis was the publication of cartoons by Udo Keppler; Louis Dalrymple; John Pugh on the pages of the American illustrated publications “Puck” and “Judge”. They created an image of Russia as Another, Alien, introducing xenophobia and Russophobia into American public opinion.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И КИТАЙСКАЯ ПРОБЛЕМА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ АМЕРИКАНСКИХ КАРИКАТУРИСТОВ»

УДК 94(41/99)

РОССИЯ И КИТАЙСКАЯ ПРОБЛЕМА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ АМЕРИКАНСКИХ КАРИКАТУРИСТОВ

© 2024 Т. В. Алентьева

доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории e-mail: alenttv@mail.ru

Курский государственный университет

В статье анализируется формирование образа России конца XIX - начала XX в. в американской карикатуристике. Главным источником для анализа послужили публикации карикатур Удо Кеплера, Луиса Далримпла, Джона Пью на страницах американских иллюстрированных изданий «Пак» и «Джадж». Своим творчеством они создавали образ России как Другого, Чужого, внедряя в американское общественное мнение ксенофобию и русофобию.

Ключевые слова: Россия и США; конец XIX - начало XX в., раздел Китая, восстание ихэтуаний, имагология, карикатура США, русофобия, Удо Кеплер, Луис Далримпл, Джон Пью.

RUSSIA AND THE CHINESE PROBLEM AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES IN THE VIEWS OF AMERICAN CARTOONISTS

© 2024 T. V. Alentyeva

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of General History email: alenttv@mail.ru

Kursk State University

The article analyzes the formation of the image of Russia in the late XIX - early XX centuries. in American cartooning. The main source for the analysis was the publication of cartoons by Udo Keppler; Louis Dalrymple; John Pugh on the pages of the American illustrated publications "Puck" and "Judge". They created an image of Russia as Another, Alien, introducing xenophobia and Russophobia into American public opinion.

Keywords: Russia and the USA, late XIX - early XX centuries, the partition of China; the Boxer uprising, imagology, caricature of the USA, Russophobia, Udo Keppler, Louis Dalrymple, John Pugh.

В свете современного визуального поворота в историописании весьма актуальной задачей является анализ карикатур американских иллюстрированных изданий, посвященных конструированию образа России как Иного, Другого, Чужого, Врага. Изучение и анализ этнокультурных образов, стереотипов, национальных идентичностей как конструктов, создаваемых карикатуристами, открывает возможности понимания их внутренней сложности и противоречивости. Это позволяет лучше представить, как карикатуры влияли на состояние американского общественного мнения, целенаправленно воздействуя в духе ксенофобии и русофобии, расизма и экспансионизма. Американская карикатуристика еще

недостаточно изучена в отечественной американистике. Здесь следует отметить важные заслуги В.И. Журавлевой, которая занималась изучением образов России на рубеже веков в самых различных изданиях США, но практически не использовала журнал «Пак». Ее фундаментальная монография остается солидным вкладом в изучение имагологии Российской империи [4; 5; 6]. Особняком стоит монография А.В. Лукина, исследовавшего эволюцию образа Китая на протяжении четырех веков главным образом в российских политических дискуссиях и художественной литературе [11], некоторые интересные статьи других авторов. Также необходимо отметить достижения отечественных исследователей, занимающихся отражением китайской проблемы в международных отношениях в русских иллюстрированных изданиях [7; 12; 14]. Еще одной небольшой по объему статьей об образе России в связи с китайской проблемой является работа Леонида Кураса и Лилии Кальминой; к сожалению, в ней неверно воспроизведены фамилии американских художников - Луиса Далримпла и Джона Пью [10].

Американские художники-графики стали ключевыми действующими лицами в «великих дебатах» по поводу растущей империи США, особенно после победоносной испано-американской войны 1898 г. Ведущими иллюстрированными журналами в конце XIX - начале XX в. были «Харперс Викли» (1857-1916) - тираж в 200 тыс., «Пак» (1871-1918) - тираж 90 тыс. и «Джадж» (1881-1947) - тираж до 100 тыс. экз. [33]. Эти издания были одними из самых влиятельных, формирующих общественное мнение американцев [2, с. 166-172].

«Пак» («Puck» - «Шалун») - еженедельный сатирический журнал, основанный в 1871 г. как немецкоязычное издание Джозефом Фердинандом Кепплером (1838-1894), художником-карикатуристом австрийского происхождения. В 1867 г. он эмигрировал в США, где раскрылся его талант карикатуриста. Сын Кепплера, Удо Дж. Кепплер, младший (1872-1956) был также политическим карикатуристом и совладельцем журнала «Пак». Первое англоязычное издание было опубликовано в 1877 г., оно имело 16 страниц и стоило 16 центов. Название было заимствовано из комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», в которой Пак - шаловливый и плутоватый лесной дух, подобный античному Пану. Пак в мифологии - эльф, трикстер, шутник. Этот персонаж, изображенный в логотипе журнала, представлял малыша в распахнутом фраке и в цилиндре, который восхищается собой, глядя в ручное зеркало. Вверху постоянно цитировались слова шекспировского персонажа: «Люди - ну ж и дурачье!» На протяжении многих лет в еженедельнике «Пак» работали многие известные и талантливые карикатуристы. Среди них Луис Далримпл (18661905), закончивший Пенсильванскую академию изящных искусств, и Джон Сэмюэль Пью (1870-1909), иммигрировавший в Америку вместе со своими родителями. Он начал работать в журнале «Пак» в 1894 г. и оставался его постоянным автором до самой смерти.

Другой новый юмористический журнал взял название «Джадж» («The Judge» -Судья) и стал успешным конкурентом «Паку». Это был еженедельный сатирический журнал. В логотипе журнала красовался судья - пожилой человек в очках, в сюртуке, восседающий в судейском кресле на фоне многочисленных книг. В одной руке у него судейский молоток, которым призывают к порядку, в другой - ручка с вечным пером. Он снисходительно сверху вниз взирает на публику, символизируя свою роль арбитра. Основателями еженедельника стали карикатурист Джеймс Альберт Уэллс (1852-1886), книгоиздатель Фрэнк Тоузи (1853-1902) и сочинитель Джордж Х. Джессоп (18521915). Первый выпуск вышел в свет 29 октября 1881 г., имел 16 страниц и стоил 10 центов. Значительную роль в успехе журнала сыграл художник Бернард Джиллэм (1856-1896). Он родился в Англии, но эмигрировал в Америку после Гражданской войны. С 1886 г. стал главным редактором издания.

Американские иллюстраторы использовали ряд визуальных метафор, символов и стереотипов (таких как Джон Буль или британский лев), отражающих национальную идентичность различных стран. Для позиционирования Франции использовались как символ галльский петух или дева Марианна во фригийском колпаке. Германию обычно олицетворял кайзер Вильгельм II, иногда имперский орел [12, р. 35].

В иконографии США, начиная с периода Гражданской войны, сложился образ Дяди Сэма, долговязого сухощавого джентльмена в брюках со штрипками, жилете и сюртуке в цветах национального флага и неизменном высоком цилиндре [1, с. 11-12].

Общепринятым символом России стал медведь, изображаемый обычно как грозный, свирепый и агрессивный хищник (но могли быть и различные варианты) [13]. С одной стороны, это глупый, неуклюжий, даже добродушный, поддающийся дрессировке зверь, которого можно водить на веревочке, заставить танцевать и веселить публику; с другой - это вялое, надолго впадающее в спячку животное. Но в период бодрствования у него непредсказуемое поведение. Он силен и опасен своими когтями, зубами, медвежьей хваткой. Исследователи утверждают, что символом России медведь стал еще в XVII в. Как европейские, так и американские художники могли представлять его в различном виде, применяя всевозможные коннотации, наделяя таким образом Россию как страну то положительными, то абсолютно негативными чертами поведения. Стоит отметить, что в период англоамериканской войны 1812-1815 гг. и Гражданской войны 1861-1865 гг. русский медведь изображался как добродушный, доброжелательный, благодушный, дружелюбный. Ситуация сильно меняется к концу XIX столетия.

Художники также использовали и другие символы для репрезентации Российской империи: это мог быть русский мужик, неприглядный, неопрятный, неряшливый, нечесаный, с заросшим бородой лицом, возможно, даже грязный и нечистоплотный, что должно было подчеркнуть нецивилизованность России, ее отторжение от культурной эпистемы Запада. Особенно отталкивающим этот образ выглядит на карикатуре Удо Кепплера «Подвергнутый всеобщему презрению» [20]. На ней в виде античной богини изображен огромный по размеру «Дух цивилизации». Богиня презрительно указывает на человека, стоящего на «лобном месте» со связанными руками в качестве подсудимого. Это русский мужик в посконной рубахе, шароварах, высоких сапогах, но все это изображено в самом неряшливом виде. Лицу «преступника» приданы неприглядные монголоидные черты, намек на азиатчину. Все должно было свидетельствовать о варварстве и нецивилизованности России. Вокруг высокого «лобного места» стоят представители цивилизованных наций (дядя Сэм, Джон Буль и другие), в том числе разных европейских стран, а также Японии. Все они с осуждением и презрением взирают на Россию. Даже Турция (образ турка в феске) в страхе отшатывается от осужденного. Таким образом были заложены основания для устойчивой русофобии в американском общественном мнении.

Часто использовался образ вооруженного до зубов казака. Это был уже довольно устойчивый стереотип со времен Екатерины II. Он отражал и воинственность России, и ее непредсказуемость. И в то же время это был образ необузданного, буйного, агрессивного, вспыльчивого буяна, склонного к дракам, дебошу, пьянству, способного творить бесчинства, насилия, преступления. Этим образом опять же внушалась мысль о варварстве и отсталости России.

Иногда для визуализации России использовались антропоморфные образы царствующих особ. При этом американские карикатуристы постоянно стремились подчеркнуть, что Россия - это деспотическая страна. В исследуемый период образ России ассоциировался с личностью Николая II. Как правило, он изображался

в казачьем мундире, вооруженный шашкой, что должно было связывать Россию как страну с негативным стереотипным образом казака.

Сложившаяся на Западе на рубеже Х1Х-ХХ вв. китайская национальная имагема включает негативные константные стереотипы, закрепленные в исторической и культурной памяти европейцев и американцев. В дихотомии свой/чужой это было проецированием глубоких расовых и этнокультурных различий между Европой и США, с одной стороны, и народами Азии - с другой. Образ Китая и китайцев формировался под влиянием идей расизма, шовинизма, джингоизма, ставших доминантами в идеологии стран Запада в конце XIX - начале XX в. Именно тогда сформировалось расистское понятие «желтой опасности» (желтой угрозы), изображающей народы Восточной и Юго-Восточной Азии как экзистенциальную опасность для западного мира [27; 9].

Для Китая со второй половины XIX в., с первой опиумной войны (1839-1842), начинается период, который обозначается термином «век унижения». Он характеризовался вмешательством западных держав и Японии во внутренние дела Китая [19]. Этот «долгий век» продолжительностью 110 лет начался в 1839 г., когда Британия отправила канонерские лодки вверх по реке Янцзы, чтобы заставить правителей Китая открыть свои порты и рынки для торговли опиумом. Этот опыт и последующие требования других держав о доступе к торговле высветили военную и дипломатическую слабость императорского Китая перед лицом западной мощи. Китай подвергался политическому, военному и культурному унижению, а сами его жители воспринимались как варвары.

После неудачной для Китая японо-китайской войны 1894-1895 гг. великие державы (Англия, Россия, США, Германия, Италия, Франция, Япония) приступили к захватам китайских земель. Начался раздел Китая. 1 ноября 1897 г. в Шаньдуне произошло провокационное убийство двух немецких миссионеров, ставшее поводом для выступления Германии. 14 ноября немецкая эскадра, под предлогом защиты германских подданных и наказания за убийство миссионеров, высадила десант в Цзяочжоу. В марте 1898 г. Германия принудила Китай подписать договор, признающий захват ею Цзяочжоу. Формально эта область была уступлена Германии в «аренду» на 99 лет. Германия получила также право строить железные дороги, разрабатывать горные богатства и создавать рудники в провинции Шаньдун. 27 марта 1898 г. Китай заключил договор и с Россией. Россия получала «в аренду» на 25 лет южную часть Ляодунского полуострова, так называемую Квантунскую область, и право соединить ее железной дорогой с Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), проходящей по Северной Маньчжурии. В апреле 1898 г. Франция получила в «аренду» на 99 лет бухту Гуанчжоувань в Южном Китае, близ ее индокитайских владений, а в конце мая 1898 г. Англия захватила Вэйхайвэй, оформив затем этот захват соглашением об «аренде» Вэйхайвэя. Наряду с территориальными приобретениями державы путем взаимных договоров и принудительных соглашений с Китаем поделили его на «сферы влияния». В сферу влияния Франции отошли остров Хайнань и юго-западные провинции, граничащие с Индокитаем; Англии - бассейн реки Янцзы с ее притоками, то есть весь Центральный Китай. Германия оформила свои притязания на Шаньдун и бассейн реки Хуанхэ, а сферой влияния царской России считалась все пограничная с Россией территория к северу от Великой Китайской стены (Маньчжурия и Монголия), а также Синьцзян. Японии в качестве «сферы влияния» досталась провинция Фуцзянь, находящаяся напротив захваченного ею острова Тайвань [8].

На карикатуре Джона Пью «Поставив свою ногу на землю» изображен дядя Сэм, держащий в руках «Торговый договор с Китаем» [32]. Обеими ногами он стоит

на карте Китая, опираясь на обнаженный клинок. Со всех сторон его окружили иностранные правители: Вильгельм II (Германия), Умберто I (Италия), Джон Буль (Великобритания), Франц Иосиф I (Австро-Венгрия), Николай II (Россия). Все они изображены с огромными ножницами в руках, готовые кромсать карту Китая на куски, каждый стремится отхватить себе кусок побольше. На заднем плане у точильного камня Эмиль Лубе (Франция) затачивает свои ножницы. Подпись к карикатуре достаточно красноречива. Дядя Сэм, обращаясь к властителям, говорит: «Джентльмены, вы можете разрезать эту карту на сколько угодно частей, но помните, что я здесь навсегда и что вы не можете поделить без меня сферы влияния!»

Карикатура Удо Кепплера «Настоящие неприятности начнутся после пробуждения» [25] ярко характеризует, какие острые противоречия из-за раздела Китая возникли между европейскими державами. Над тушей издохшего китайского дракона с головой типичного китайца и с длинной косой ссорятся державы, готовые перейти к прямому столкновению: агрессивный медведь с боевой саблей (Россия), воинственный лев с винтовкой (Британия), орел в короне (Германия), галльский петух (Франция), волк с кинжалом(Италия). Леопард (Япония), держа в зубах огромный нож, подкрадывается за лакомым куском, в то время как американский орел стоит в стороне и наблюдает за схваткой других. Американский художник подчеркивает, что США опоздали к разделу Китая и вынуждены быть сторонним наблюдателем. В то же время Удо Кепплер предупреждает, что Китай может проснуться, что вскоре и произошло в ходе восстания ихэтуаней.

Так же как и Великобританию, США беспокоил российский экспансионизм на Дальнем Востоке. Это подчеркивается в сатирической форме в карикатуре Удо Кепплера «Не вполне готов» [23]. На карикатуре изображен русский медведь, сидящий за столом и разделывающий большой ростбиф с надписью «Сибирская железная дорога». Медведь настроен добродушно, он в прекрасном настроении перед обедом, у него на груди повязана белая салфетка. Перед ним богато накрытый стол, где, помимо роскошного ростбифа, есть и хлебная тарелка, и вино. Своей когтистой лапой он вонзил вилку в кусок мяса, в другой держит наготове огромный нож. Сервировочные блюда на столе помечены как «Расширенный военно-морской флот» (соусник), «Новые сферы влияния» (хлебная тарелка) и «Лучшая финансовая система» (кувшин с вином), а бутылка шампанского помечена как «Укрепления Порт-Артура». Все это должно было убедить американских зрителей, что Россия всерьез намерена обосноваться на Дальнем Востоке, куда устремляются и экспансионистские интересы США. Чтобы подчеркнуть, что Россия - это монархия, Кепплер нарисовал на голове медведя императорскую корону. На заднем плане, справа, британский лев в королевской мантии мирно возлежит на небольшом клочке земли с надписью «Англия» в окружении океана. В подписи к карикатуре медведь говорит: «Война ужасна. Не лучше ли устроить всеобщий мир, пока я не разделаюсь с обедом». Таким образом художник утверждает, что Россия еще не готова к войне, но усиленно готовится.

В 1898 г. США развязали войну против Испании с целью захватить в свои руки Филиппины и Гуам. Они захватили эти территории, а ранее еще и Гавайские острова. Но поскольку Китай уже был разделен на сферы влияния, США выдвигают «Доктрину Хэя», или «Доктрину открытых дверей», о свободной торговле в Китае [3], но другие державы не устраивает торговое соперничество с США, поскольку в их «сферах влияния» в Китае они имеют монопольное право на собственную торговлю.

Карикатура Луиса Далримпла «Нет возможности критиковать» [16] ярко отображает «обделенность» США при разделе Китая. На карикатуре изображен дядя Сэм в военной форме и с мечом в руках с надписью «США». Он сидит за столом, на котором стоит маленький торт на блюде с надписью «Куба», а также графин с вином

с надписью «Филиппинские острова». Рядом из ведерка со льдом выглядывает бутылка с надписью «Порто-Рико» (т.е. Пуэрто-Рико). Слева стоит Джон Буль в военной форме и колониальном шлеме. Он держит в левой руке обнаженный меч с надписью «Англия». Другой рукой он нарезает большой торт на блюде с надписью «Китай». Вокруг стола вместе с ним стоят четыре фигуры, представляющие Россию (Николай II), Францию (Феликс Фор), Германию (Вильгельм II) и Японию (Мэйдзи). Все они используют сабли, чтобы разрезать торт «Китай». Надписи на кусках соответствуют сферам влияния держав: Вэйхайвэй, угольные месторождения Шаньси, Та-Лиен-Ван, Порт-Артур, Хайнань, Хай-Чау и Формоза. Из-за дальней левой стены удрученно взирают на это пиршество Италия (Умберто I) и Австро-Венрия (Франц Иосиф I), которым не достались сферы влияния. Подпись к карикатуре гласит: Джон Буль (державам): «Из-за чего вы злитесь? Мы не можем отказать ему в легком обеде, пока мы пируем!»

Неприкрытый грабеж Китая иностранными державами неизбежно вызвал сопротивление населения. Восстание китайцев против иностранного засилья, получившее название восстание ихэтуаней (буквально - «отряды гармонии и справедливости»), а у европейцев - боксерское восстание, сплотило конкурирующие державы для его подавления. Была создана коалиция из 8 держав. Восстание началось 2 ноября 1899 г.

Боксерское восстание было массовым движением китайских крестьян с целью свержения династии Цин и избавления Китая от христианского и иностранного влияния насильственными методами. Для защиты китайских и западных миссионеров, которые подвергались открытым нападениям за пределами Пекина, были сформированы коалиционные силы из 2100 иностранных солдат. 11 июня 1900 г. ихэтуани вошли в Пекин, учинив убийства иностранцев. К ним присоединились китайские войска, был убит советник японского посольства Сугияма. Наступление ихэтуаней на столицу Китая и убийства христиан широко освещались западной прессой и вызвали общественное всеобщее возмущение на Западе. 20 июня 1900 г. ихэтуани начали осаду Посольского квартала в Пекине. В ходе обстрела погиб германский посол Клеменс фон Кеттелер. 30 июня войска союзных государств подошли к Тяньцзину и начали осаду города. 9 июля в Тайюане в присутствии местного губернатора были обезглавлены 45 английских миссионеров, католиков и протестантов. Среди погибших были женщины и дети. Наступление союзных войск на Пекин началось 2 августа 1900 г. Императрица Цыси накануне штурма покинула императорский дворец и бежала из Пекина вместе с регентом в Сиань. За императрицей Пекин без боя покинули все части китайской армии. Остался небольшой отряд для защиты императорского дворца. 28 августа коалиционные войска взяли его штурмом. Теперь столица полностью контролировалась союзниками. Сопротивление в Маньчжурии продолжалось до января, партизанские бои шли в основном в провинциях Ляоань и Хэйлуцзян. В декабре 1901 г. российской армии удалось полностью ликвидировать остатки повстанцев. В итоге правительства стран коалиции навязали Китаю очередной неравноправный договор, названный «Заключительным протоколом», или «Боксерским протоколом». Протокол был подписан еще до окончания военных действий 7 сентября 1901 г. Подавление восстания сопровождалось неприкрытым грабежом Китая, который заставили выплатить огромную контрибуцию в размере 450 млн таэлей серебра (по одному таэлю на каждого гражданина Китая). Это означает, что по современной оценке от Китая потребовали сумму в 23 млрд долл.

В сатирическом виде это отражено в карикатуре художника Джона Пью «<Слишком много Шейлоков» [31]. В карикатуре обыгрывается знаменитый сюжет

из пьесы Шекспира «Венецианский купец». В пьесе ростовщик Шейлок, желая снискать дружбу купца Антонио даст ему ссуду без процентов, лишь под шуточный залог - фунт мяса Антонио, который Шейлок в качестве неустойки может вырезать из любой части его тела. Роль спасителя купца в пьесе выполняет переодетая в судью Порция, которая постановляет, что Шейлок должен вырезать ровно фунт мяса купца, не пролив при этом ни капли крови, иначе его ждет смерть.

На карикатуре изображены императоры России, Японии и Германии, а также король Великобритании в роли пресловутых Шейлоков, каждый из которых держит весы, чтобы потребовать свой «фунт мяса» после подавления восстания боксеров. Все персонажи легко узнаваемы, так как им приданы персональные черты глав государств. Российский император, как обычно, изображен в казачьей форме. Каждый из них, кроме «Японии», держит документ, на котором написано «требование их страны о возмещении ущерба». Перед ними стоит коленопреклоненный потрясенный китаец с неизменной косой. На заднем плане, справа, шутливый персонаж Пак, олицетворяющий само издание, вручает судейскую шапочку и мантию дяде Сэму, символу США, предлагая ему сыграть роль «Порции» и перехитрить «Шейлоков». Карикатура снабжена подписью: Пак (обращаясь к дяде Сэму) «Этому бедняге нужна Порция. Почему бы тебе не сыграть эту роль?» Художник хочет подчеркнуть, что США играют по сравнению с другими державами более благородную роль, хотя это и не соответствовало действительности.

Несмотря на подавление восстания, успокоить волнения в Китае было не просто, это подтверждает и другая карикатура Удо Кепплера «<В китайском лабиринте» [24]. Настороженно выглядящая группа западных держав и Япония на цыпочках проникают в Китай. В сплошных потемках, озираясь по сторонам, они держатся за руки, чтобы не заблудиться в одиночку. Все они беспокойно оглядываются и смотрят с испугом на огромные медвежьи капканы, надписи на которых на латыни «casus belli» как бы предупреждают, что в любой момент может вспыхнуть военный конфликт. Соединенные Штаты (дядя Сэм) идут впереди, неся светильник «благоразумия». За руку дяди Сэма держится испуганный Джон Буль в неизменном красном мундире и колониальном шлеме. За ним, гордо выпятив грудь, напыжившись от собственного непомерного самомнения, в военном мундире, высоких сапогах и металлическом нагруднике, с короной на голове шагает немецкий кайзер Вильгельм II. За его руку держится русский царь Николай II, он также в военном мундире и напуган не меньше кайзера. Замыкают шествие японский император и итальянский король. Вильгельм II изображен как готовый угодить ногой прямо в ловушку. Так художник хотел подчеркнуть особую агрессивность немцев в отношениях с китайскими гражданами. Еще в ноябре 1897 г., после инцидента, в ходе которого боксеры убили двух граждан Германии, кайзер Вильгельм призвал свои войска в Китае не давать пощады и не брать пленных подобно гуннам.

И все-таки большую часть вины в агрессивных и экспансионистских действиях американские карикатуристы возлагали на Россию. Так, Луис Далримпл, автор карикатуры «Опасный поджигатель», опубликованной на страницах журнала «Пак», наиболее воинственным, угрожающим участником боевых действий считает Россию: именно Николай II в казачьем мундире и шапке поджигает фитиль петарды, что через какое-то время неизбежно приведет к взрыву [15]. Любопытно, как на это реагируют другие державы. Джон Буль в своей традиционной одежде и германский кайзер в средневековых рыцарских латах о чем-то совещаются в сторонке и явно провоцируют Россию на отчаянный шаг. Японец в европейском военном мундире просто удирает со всех ног. Француз, находящийся на крепостной стене в безопасности, пытается предостеречь своего союзника Россию, но его пытается удержать император

Австро-Венгрии. Карикатура подчеркивает, что в обострении ситуации виновна только Россия, а не какие-либо другие державы.

Собственно говоря, американские карикатуристы брали пример с англичан, стоявших на позициях откровенной русофобии. Нелицеприятно представлен образ России в карикатуре Джона Пью «Готов к слушанию дела» [28]. На ней Китай в стереотипном образе жителя Поднебесной находится на скамье подсудимых. Судьей является Джон Буль, а его помощником дядя Сэм. Обвинителем выступает германский кайзер Вильгельм II, свидетелями обвинения - Россия в образе бородатого неопрятного, заросшего бородой мужика в мундире и австро-венгерский император. На фоне других Россия смотрится варварски и нецивилизованно. Карикатура снабжена подписью. Судья Джон Буль: «Джентльмены, позвольте мне представить нового помощника судьи. Судебный процесс по этому китайскому делу сейчас продолжится».

Сюжет ограбления Китая после подавления восстания был использован Виктором Джиллэмом в журнале «Джадж» [17]. На ней китаец стереотипного вида прикован за шею цепями к столбу, измеряющему уровень подъема воды. К его рукам, ногам, шее прикованы чугунные ядра с надписями «требований» стран «коалиции» -России, Германии, Англии, Франции, Италии, Японии. На лице китайца, сидящего на берегу, застыло выражение страдания и покорности судьбе3 так как поднимающаяся волна «вымирания» может накрыть его с головой. Рядом на берегу валяется сброшенный китайский божок и пустой кошелек. Зато на заднем плане с довольным видом шагают представители держав-победительниц с мешками, кошельками; у русского царя даже чемодан, чтобы было куда складывать полученную контрибуцию. Художник от имени Китая задает вопрос читателям журнала: «И это и есть христианство?» И в этой карикатуре мы опять не видим США, принимавших самое активное участие в подавлении восстания.

На карикатуре Удо Кепплера «Слишком много друзей» [26] изображена молодая красивая женщина в традиционном восточном одеянии, представляющая Маньчжурию. Она в ужасе, так как ее удерживает в своих медвежьих объятиях русский царизм. Чтобы у зрителя не возникло в этом сомнений, на голове русского медведя царская корона. Император Германии и британский дипломат умоляют Россию не быть такой жадной и поделиться с ними частью Китая. Интересно, что художник изобразил их напыжившимися, раздутыми от собственной спеси и самомнения. К карикатуре имеется надпись. Англия и Германия (обращаясь к России): «Держитесь! Не будьте таким эгоистичным! Если вы хотите ее "спасти", то и мы хотим приложить к этому руку!» Удо Кепплер хочет показать этим, что под видом «спасения» эти страны хотят урвать себе кусок территории Китая. В то же время он подчеркивает якобы незаинтересованность США в разделе и ограблении Китая. Символ США дядя Сэм сидит на заборе, на заднем плане, и строгает палку, выражая этим полное равнодушие к происходящему.

В следующей карикатуре Джона Пью «Последняя китайская стена» [30] откровенная русофобия уже ничем не прикрыта. На ней изображен русский медведь в казачьей военной форме, с обнаженной саблей, стоящий на одной стороне рва. Лицом к медведю по другую сторону рва стоят различные правители, представляющие Японию, Германию, Францию, Италию и Австро-Венгрию. Джон Буль и дядя Сэм стоят плечом плечу с другими державами, все они держат в руках винтовки с примкнутыми штыками, направленными в сторону России. Все державы представлены в антропоморфном образе, и только Россия в зооморфном, в образе медведя, агрессивно оскалившего пасть. И если враги России вооружены современным оружием, то художник снабдил медведя только саблей. Этим он хотел подчеркнуть отсталость России по сравнению с другими державами. Таким образом, Джон Пью

использует и ранее применявшуюся дихотомию цивилизации против варварства, где на стадии варварства он изображает Россию. За спинами выстроившихся в шеренгу откровенных врагов России видна фигура сидящего китайца, откровенно смеющегося над этой ситуацией. Карикатура Дж. Пью утверждает, что западные державы и Япония были более доброжелательными, возможно даже более желанными, защитниками Китая, чем Россия. Но, разумеется, это было не так с точки зрения китайцев.

Западные державы не устраивало стремление России захватить Маньчжурию в качестве части военных репараций. Другие державы выступили против планов России. Тем не менее 21 сентября 1900 г. Россия захватила Цзилинь в провинции Шаньдун и значительную часть Маньчжурии. Этот шаг России привел в ярость ее бывших союзников, особенно Японию, у которой были свои планы в отношении Маньчжурии.

На карикатуре Джона Пью «Китай в безопасности - на данный момент» [29] сатирически представлены Германия и Россия как главные участники раздела и ограбления Китая. Название явно носит саркастический характер. Они пребывают в дружелюбном настроении по отношению друг к другу, так как отдыхают после обильной трапезы. Художник подчеркивает их раздувшиеся от обжорства животы. Германия изображена в виде орла, облаченного в белый мундир, на голове у него военная каска, крыльями, как руками, он поддерживает сытое брюхо. Россия представлена в виде одетого в казачью форму медведя с шапкой на голове. Своими когтистыми лапами он также поддерживает толстый живот, чтобы тот не лопнул от переедания. Причем медведь изображен в два раза больше германского орла, что по замыслу художника должно было отражать более агрессивные и экспансионистские планы России. У их ног лежат обглоданные кости с надписями «Шаньдун» и «Маньчжурия». К карикатуре имеется подпись. Россия и Германия: «Конечно, мы хотим мира. Неразумно заниматься упражнениями на сытый желудок».

На карикатуре Удо Кеплера «Мыльные пузыри» [20] изображен русский медведь, снова в казачьей форме, с короной на голове. У него довольный вид, так как Россия прочно обосновалась в Маньчжурии, но при этом готова утверждать, что она не нарушает суверенитета Китая. Это в самом юмористическом виде подчеркивает художник, изображая занятие медведя. Он выдувает многочисленные мыльные пузыри с надписью «Обещания». Они поднимаются вверх и лопаются. При этом медведь использует пенковую трубку, чубук которой представлен стереотипным лицом китайца. Мыльные пузыри он выдувает, применяя жидкость из чаши с надписью «Маньчжурское мягкое мыло». Смысл карикатуры ясен сразу: всякие обещания России - как мыльные пузыри, верить им невозможно.

Другая карикатура Удо Кепплера «Первым пришел, первым обслужили», или «Кто успел, тот и съел», представляет Россию в совершенно негативном свете [22]. Россия представлена неприятным на вид мужиком в казачьей военной форме. Он вальяжно расположился в китайском ресторане. Высоко засучив рукава, мужик плотоядно поглощает еду из миски с надписью «Маньчжурия». Его явно монголоидное (намек на русскую азиатчину), обезьяноподобное лицо выражает нескрываемое удовольствие от трапезы. В тарелке он орудует не только вилкой, но и огромным, отнюдь не столовым, ножом. Художник всячески подчеркивает, как нецивилизованно ведет себя этот субъект. Его рукава засучены до локтей, он не удосужился снять свою военную фуражку. Он настолько жадно поглощает еду, что она не умещается во рту и капает на подбородок. На заднем плане китаец-официант (стереотипного вида) с сожалением разводит руками и говорит Эмилю Лубе (Франция) и Вильгельму II (Германия), которые скромно стоят за дверью, что тот, кто пришел первым, первым и обслуживается.

Образ России в творчестве американских карикатуристов конструировался с учетом сложившихся стереотипов ее восприятия в американском обществе. Языком сатирической графики они высмеивали, как они считали, азиатскую отсталость и нецивилизованность Российской империи, составлявшей серьезную конкуренцию для США на Дальнем Востоке. Это усиливало настроения русофобии в американском обществе. Карикатуристы не могли пройти мимо противоречий между европейскими державами и США, отразив их в множестве карикатур, но при этом создавался в целом негативный образ только России, а заодно и Китая. Американские сатирические журналы сумели сформировать в общественном мнении Запада образ России как Другого, Чужого и Врага Цивилизации.

Библиографический список

1. Алентьева, Т. В. Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX века (1800-1877) / Т. В. Алентьева. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. - 458 с.

2. Алентьева, Т. В. Политическая борьба в США в последней трети XIX века в отражении карикатуры / Т. В. Алентьева, Е. В. Илюхина. - Курск: Курский государственный университет, 2019. - 300 с.

3. Байбакова, Л. В. Китайский фактор в формировании американской внешнеполитической доктрины «открытых дверей» (1899-1900) / Л. В. Байбакова // Исторический журнал: научные исследования. - 2022. - № 4. - С. 61-84.

4. Журавлева, В. И. «Давид против Голиафа»: образ России в американской политической карикатуре периода Русско-японской войны / В. И. Журавлева // США и Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2007. - № 10. - С. 66-84.

5. Журавлева, В. И. Понимание России в США: образы и мифы. 1881-1914 /

B. И. Журавлева. - Москва: РГГУ, 2012. - 1136 с.

6. Журавлева, В. И. Конструирование образа России в американской политической карикатуре XX век / В. И. Журавлева, Д. С. Фоглесонг // Мифы и реалии американской истории в периодике XVIII-XIX вв.: в 3 томах. Том 1. - Москва: ИВИ РАН, 2008. - С. 189-262.

7. Захарчук, В. В. К истории графических репрезентаций Китая в российской периодической печати начала XX в. / В. В. Захарчук // Телекинет. - 2023. - №2(23). -

C. 18-26.

8. Иванов О. Раздел Китая на «сферы влияния» (1897-1898 гг.) в карикатуре / О. Иванов. - URL: https://dzen.ru/a/XhyL-KP25AC2zaM7 (дата обращения: 24.04.2024).

9. Коновалова О. С. Формирование термина «Желтая экспансия» относительно образа Китая в средствах массовой информации / О. С. Коновалова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2011. - №3. - С. 74-81.

10. Курас, Л. В. Образ России в политической карикатуре на рубеже XIX-

XX вв. / Л. В. Курас, Л. В. Кальмина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2020. - № 38. - С. 82-93.

11. Лукин, А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-

XXI веках / А. В. Лукин. - Москва: Восток-Запад: АСТ, 2007. - 598 с.

12. Резвухина, А. И. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»: репрезентация стран Дальнего Востока в российских карикатурах 1890-1905 гг. / А. И. Резвухина // Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2021. - №3. - С. 174-198.

13. Россомахин, А. Россия как Медведь: Истоки визуализации (XVI-XVIII века) / А. Россомахин, Д. Хрусталев // Границы: Альманах Центра этнических

и национальных исследований ИвГУ. - Иваново: ИвГУ, 2008. - Вып. 2: Визуализация нации. - С. 123-161.

14. Старовойтова, Е. О. «Мой большой кулак еще при мне!»: боксерское восстание в Китае в российских сатирических изданиях начала XX века / Е. О. Старовойтова // Новейшая история России. - 2017. - №2(19). - С. 81-97.

15. Dalrymple L. A Dangerous Firecracker // Puck. - 1900. - July 11. - Cover.

16. Dalrymple L. No Chance to Criticize // Puck. - 1898. - May 25. - Centerfold.

17. Gillam V. «Is this Christianity?» // Judge. - 1901. - May 1. - Cover.

18. Hess St., Northrop S. American Political Cartoons: The Evolution of a National Identity, 1754-2010. - London: Transaction Publishers, 2011. - 204 р.

19. Kaufman A. The "Century of Humiliation". Then and Now: Chinese Perceptions of the International Order // Pacific Focus. - 2010. - Vol. 25. - N 1. - P. 1-5.

20. Keppler U., Jr. Bubbles // Puck. - 1903. - August 12. - Cover.

21. Keppler U., Jr. Exposed to the World's Contempt // Puck. - 1903. - June 17. -Centerfold.

22. Keppler U., Jr. First Come, First Served // Puck. - 1903. - May 13. - Cover.

23. Keppler U., Jr. Not Quite Ready // Puck. - 1898. - September 21. - Cover.

24. Keppler U., Jr. In the Chinese Labyrinth // Puck. - 1901. - February 6. -Centerfold,

25. Keppler U, Jr. The Real Trouble Will Come with the «Wake» // Puck. - 1900. -August 15. - Centerfold.

26. Keppler U., Jr. Too Many Friends // Puck. - 1900. - Dec. 5. - Centerfold.

27. Odijie M. The Fear of "Yellow Peril" and the Emergence of European Federalist Movement // The International History Review. - 2018. - Vol. 40. - N 2. - P. 358-375.

28. Pugh J. Ready for Business // Puck. - 1899. - Mar. 8. - Centerfold.

29. Pughe J.S. China Safe - for the Present // Puck. - 1902. - April 9. - Cover.

30. Pughe J.S. The latest Chinese Wall // Puck. - 1901. - April 24. - Centerfold.

31. Pughe J.S. Too Many Shylocks // Puck. - 1901. - March 27. - Centerfold.

32. Pughe, J.S. Putting his Foot down. // Puck. - 1899. - August 23. - Centerfold.

33. Sloane D.E. American Humor Magazines and Comic Periodicals. - Greenwood: Annotated edition, 1987. - 683 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.