Научная статья на тему 'Россия и Китай в борьбе с международными конфликтами (на примере Северной Кореи)'

Россия и Китай в борьбе с международными конфликтами (на примере Северной Кореи) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТ / СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Порох Владислав Игоревич, Еременкова Юлия Игоревна

Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Россией и КНР, во многом будет зависеть ход политических процессов как в мире в целом, так и на азиатском континенте.В статье рассматривается становление и развитие российско-китайских отношений. В частности, авторы акцентируют свое внимание на роли России и Китая в урегулировании международных конфликтов на примере столкновения КНДР и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Китай в борьбе с международными конфликтами (на примере Северной Кореи)»

РОССИЯ И КИТАЙ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОНФЛИКТАМИ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ)

Аннотация

Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Россией и КНР, во многом будет зависеть ход политических процессов как в мире в целом, так и на азиатском континенте.

В статье рассматривается становление и развитие российско-китайских отношений. В частности, авторы акцентируют свое внимание на роли России и Китая в урегулировании международных конфликтов на примере столкновения КНДР и США.

Ключевые слова: российско-китайские отношения, конфликт, Северная Корея, Соединенные Штаты Америки.

Авторы

Порох Владислав Игоревич

Доктор исторических наук,

профессор кафедры истории, социологии, политики и сервиса

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» (Саратов, Россия)

Еременкова Юлия Игоревна

Студентка 3-го курса Института юстиции,

отделения политологии

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная

юридическая академия»

(Саратов, Россия)

Северо-Восточный регион Азии обладает рядом специфических особенностей, главная из которых — это повышенная конфликто-генность. Данный регион является перекрестком, на котором соприкасаются стратегические интересы и геополитические устремления мировых держав, а Корейский полуостров является предметом их соперничества и источником военно-политического противостояния. Существует жесткая конкуренция за лидерские позиции и преобладание над данным регионом. Усиливаются процессы глобализации и регионализации, которые, в свою очередь, могут активизировать мощные экономические силы.

Одним из главных субъектов в Северо-Восточном регионе Азии является взаимоотношение России и Китая, которое задает темп и определенную динамику всех политических и геополитических процессов, протекающих в данном регионе.

После событий в Афганистане, Ираке, Иране, Украине Россия и Китай показали себя в роли регуляторов международных кризисов, которые яро отстаивали и добивались мирного разрешения конфликтов на территориях этих стран. Это во многом связано с тем, что и Москва, и Пекин имеют одинаковую точку зрения по поводу необходимости построения многополярного мира и партнерских отношений всестороннего

стратегического сотрудничества и обеспечения стабильности в регионах.

Российско-китайские отношения зародились еще в начале XVII в. и с того времени прошли долгий путь становления и развития. После образования 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики тогда еще существовавший Советский Союз первым сделал попытку установить с молодым государством дружеские дипломатические отношения.

После распада СССР контакты с Китаем не были потеряны. Все также лидеры двух стран в ходе рабочего вопроса регулярно встречались, обменивались опытом, выступали «единым фронтом» при голосовании в ООН и пытались решить глобальные и насущные проблемы.

2015 год стал переломным годом: он ознаменовался повышением значимости в российской политике «азиатского» вектора и интенсивности встреч между главами России и Китая. В это время были подписаны совместные заявления лидеров о сопряжении таких проектов, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Также Россия присоединилась к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ).

В центре совместных усилий перед РФ и КНР стоят следующие задачи:

1. Поддержание стабильности на мировом континенте;

2. Демократизация международных отношений;

3. Защита принципа верховенства международного права;

4. Укрепление роли ООН в разрешении мировых конфликтов и проблем;

5. Предотвращение распространения ядерного оружия;

6. Противодействие мировому терроризму и наркопреступности.

Благодаря активной роли России и Китая была создана такая международная организация, как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества, 2001 г.),

которая своими главными приоритетами считает борьбу с тремя видами «зла»: терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Страны-участницы ШОС (Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Индия и Пакистан) отводят первоочередное место вопросам урегулирования региональных конфликтов на территории Средней Азии и достижению консенсуса в решении проблем. С помощью своего политического и практического потенциала организация поддерживает мир и стабильность как в Средней Азии, так и на Азиатском континенте в целом.

Россия и Китай активно взаимодействуют в рамках таких форматов, как РИК, БРИК и БРИКС, что позволяет решать вопросы, связанные с сотрудничеством в сфере финансов и экологической безопасности, предоставлении международных кредитов и инфраструктурных проектов, а также сформировать более демократический и справедливый миропорядок.

Одним из главных проектов СевероВосточной Азии, объединившим в своем составе обе страны, является «Программа по развитию района реки Туманная» (1991 г.), позже — «Расширенная Туман-ганская инициатива» (РТИ), главными задачами которой являются:

1. Повышение привлекательности материковой части СВА для международных инвестиций, торговли и бизнеса;

2. Создание и развитие транспортной инфраструктуры и промышленности;

3. Организация транзитных грузовых и пассажирских перевозок между странами-участницами;

4. Развитие региональных торговых и научно-технических связей;

5. Включение РТИ в сферу внешнеэкономических связей Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);

6. Проблема сохранения окружающей среды [4].

Руководящим органом РТИ является Консультативная Комиссия, состоящая из заместителей министров стран-участниц (Россия, Китай, Республика

Корея и Монголия) и собирающаяся один раз в год для обсуждения круга проблем. По мнению экспертов, она стала одной из движущих сил программы, которая определяет и актуализирует ее задачи, а также контролирует их исполнение. В ходе сессии Консультативной Комиссии решения принимаются на основе взаимного согласия между странами-участницами.

Япония, являясь наблюдателем, принимает активное участие в программе, так как представители данной страны крайне заинтересованы в развитии сотрудничества со странами РТИ, в первую очередь, по транспортным проектам.

«Расширенная Туманганская инициатива» является прямым продолжателем проекта «Туманган», суть которого заключается в создании международной экономической зоны, границы которой были расположены в треугольнике: порт Чхонджин (КНДР) — г. Яньцзи (КНР) — г. Владивосток (РФ).

Задачами проекта были следующие:

1. Создание и развитие транспортной инфраструктуры и промышленности;

2. Создание и развитие благоприятной экономической зоны для ведения региональной торговли;

3. Привлечение международных инвестиций, бизнеса и туризма;

4. Защита окружающей среды [3].

Безусловно, совместная работа

стран-участниц приведет как к положительным, так и к отрицательным моментам. И к негативным аспектам можно отнести: неравномерное экономическое развитие, усугубление имеющих структурных изъянов хозяйственной системы, снижение уровня экономической безопасности страны и т.д.

Немаловажным фактом является то, что ни одна страна-участница РТИ не рассматривает проблемы Северо-Восточной Азии в качестве приоритетных и не пожертвует своими интересами в пользу другого государства. Они, в первую очередь, будут стремиться реализовать собственные цели и преимущества. Основное внимание, как правило, уделяется

развитию двусторонних контактов, а «Туманган» и РТИ выступают неким поводом для сотрудничества.

Дальнейшие перспективы реализации такого проекта весьма туманны. Стороны до сих пор не смогли выработать единое понимание ситуации в рамках программы и сформулировать общие региональные интересы. Также одним из главных факторов, препятствующим дальнейшему развитию отношений стран-участниц РТИ, является затянувшийся конфликт между КНДР, Республикой Кореей и США, отношения которых еще более ухудшились после того, как в СМИ поступила информация о том, что Северная Корея успешно завершила испытания ядерного оружия и обзавелась собственной водородной бомбой. И теперь весь мир пристально следит за дальнейшим развитием их отношений и дипломатическими провокациями, которые почти каждый день главы США и КНДР направляют друг на друга.

Министр иностранных дел КНДР Ли Ён Хо в ходе 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке заявил о том, что нынешний президент Соединенных Штатов — Дональд Трамп — объявил Северной Корее войну, и что они теперь имеют полное право по международному законодательству принимать контрмеры и сбивать американские самолеты в их воздушном пространстве [1].

По мнению С. Лаврова, США первыми наносить удар не станут, так как Северная Корея теперь входит в круг ядерных держав, а это, в свою очередь, усугубит положение дел, ведь корейское правительство может воспользоваться водородной бомбой в качестве самозащиты от внешних захватчиков [2].

Действительно, ведь еще с первых дней существования КНДР (9 сентября 1948 г.) США вводит жесткие санкции по отношению этой страны, а корейский народ пытается сохранить свой государственный суверенитет и политический строй.

Отношения между Россией, Китаем и КНДР тоже весьма сложные. Например, после распада Советского Союза контакты между Россией и Северной Кореей ослабли. Это во многом связано с тем, что Б. Ельцин в ходе своего президентства не старался наладить добрососедские отношения между странами, и даже в 1994 г. после смерти Ким Ир Сена не отправил положенную по протоколу телеграмму с соболезнованием корейскому народу. Только в 2000 г. В. Путин в ходе первого рабочего визита предпринял попытку наладить и активизировать отношения между двумя странами. Однако РФ, на наш взгляд, сделала огромную стратегическую ошибку—она практически прекратила поддерживать отношения с КНДР после того как узнала об испытаниях ядерного оружия и наложила на нее вместе с другими государствами экономические санкции, что, безусловно, подорвало политические и геополитические позиции России в СВА.

Китай, в силу своей политической идеологии, смог с 1950 г. добиться дружеских отношений с КНДР, и даже в 2009 г. в обеих странах был объявлен «Год дружбы между Китаем и С. Кореей». КНР на сегодняшний момент является одним из главных экономических партнеров КНДР, однако после очередного наложения санкций в сторону социалистического государства отношения между этими странами заметно ухудшились.

Смогут ли Москва и Пекин совместными усилиями добиться мирного урегулирования конфликта между Северной Кореей и Соединенными Штатами?

На наш взгляд, могут, так как и Россия, и Китай не заинтересованы в том, чтобы на территории КНДР велись военные действия, и поэтому они всячески будут добиваться разрешения конфликта посредством дипломатии. США, в свою очередь, не введут свои войска первыми, так как у КНДР теперь есть собственное ядерное оружие, и поэтому существуют опасность, что Ким Чен Ын при попытке Соединенных Штатов нарушить суверенитет их страны воспользуется водородной бомбой. Скорее всего, на КНДР обрушатся еще более жесткие санкции со стороны ООН, которые способствуют полной остановке корейской экономики и разрушению государства изнутри.

Таким образом, роль российско-китайских отношений в урегулировании конфликта между КНДР и США, безусловно, велика. И Россия, и Китай готовы вмешаться в конфликт и сыграть конструктивную роль посредника для дальнейшего разрешения противоречия при помощи дипломатии, но для этого необходимо выполнить следующее:

1. Обеспечить продолжение переговорного процесса по урегулированию нынешней ситуации вокруг ядерной программы КНДР;

2. Поддерживать курс по урегулированию конфликта дипломатическими методами, с учетом интересов и безопасности всех соседних стран;

3. Побуждать спорящие стороны — КНДР и США — к сдержанности, терпению и проявлению практического стремления найти компромисс и прийти к консенсусу.

Литература

1. Глава МИД КНДР пригрозил США ударом в ответ на оскорбления Ким Чен Ына// Lenta. Ru (Лента.Ру). — URL: lenta.ru/news/2017/Q9/24/korea/ (дата обращения: 30.09.2017).

2. Лавров объяснил, почему США не ударят по КНДР // «Вести» интернет-газета («VESTI. RU»). — URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2935756 (дата обращения: 30.09.2017).

3. Программа развития района Туманган // Институт биологии моря ДВО РАН. — URL: http://www.imb.dvo.ru/misc/trdap/doc001.htm (дата обращения: 12.11.2017).

4. Расширенная Туманганская инициатива (РТИ)//Официальный сайт Минэкономразвития России. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ForeignEconomicActivity/ economic_organization/russiaun/rti/ (дата обращения: 12.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.