Научная статья на тему 'РОССИЯ И КАЗАХСТАН: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ'

РОССИЯ И КАЗАХСТАН: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
67
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Казахстан / Китай / Турция / украинский кризис / постсоветское пространство / интеграционные процессы / торгово-экономическое сотрудничество / ЕАЭС / суверенитет / миграционные процессы / Russia / Kazakhstan / China / Turkey / Ukrainian crisis / post-Soviet space / integration processes / trade and economic cooperation / EAEU / sovereignty / migration processes

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сченснович В.Н.

В статье анализируются российско-казахстанские взаимодействия в постсоветский период. Определены ключевые конфликтные моменты в отношениях между странами. Выявлены процессы, повлиявшие на динамику двусторонних контактов. Дан прогноз дальнейшего развития межгосударственных связей России и Казахстана, с учетом усиления роли Китая и Турции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сченснович В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and Kazakhstan: Current Problems and Prospects in Bilateral Relations

The article analyzes Russian-Kazakh interactions in the post-Soviet period. Key conflict points in relations between countries are identified. The processes that influenced the dynamics of bilateral contacts are identified. A forecast is given for the further development of interstate relations between Russia and Kazakhstan, taking into account the strengthening role of China and Turkey in the post-Soviet space and Central Asia.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И КАЗАХСТАН: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ»

largest non-profit organizations in the country in terms of their areas of activity, as well as their impact on the development of society and the state.

Keywords: NPO; non-governmental organizations; Kyrgyz Republic; donors; think tanks; financing; programs.

■k

Сченснович В.Н. РОССИЯ И КАЗАХСТАН:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ

DOI:10.31249/rimm/2024.01.04

Для цитирования: Сченснович В.Н. Россия и Казахстан: актуальные проблемы и перспективы в двусторонних отношениях // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2024. № 1 (331). DOI:10.31249/rimm/2024.01.04

Аннотация. В статье анализируются российско-казахстанские взаимодействия в постсоветский период. Определены ключевые конфликтные моменты в отношениях между странами. Выявлены процессы, повлиявшие на динамику двусторонних контактов. Дан прогноз дальнейшего развития межгосударственных связей России и Казахстана, с учетом усиления роли Китая и Турции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии.

Ключевые слова: Россия; Казахстан; Китай; Турция; украинский кризис; постсоветское пространство; интеграционные процессы; торгово-экономическое сотрудничество; ЕАЭС; суверенитет; миграционные процессы.

Введение

Сотрудничество Казахстана и России динамично развивается уже 30 лет, и к началу 2022 г. характер взаимоотношений характеризуется как взаимовыгодное партнерство во всех сферах деятельности. Россия и Казахстан состоят в ряде международных организаций, в число которых входят СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.

* Сченснович В.Н., ведущий редактор, Редакция журналов «Россия и мусульманский мир» на рус. и англ. яз. ИНИОН РАН, e-mail: lyuba9@yandex.ru

Обе страны последовательно выступают с дипломатическими инициативами, направленными на развитие Большого Евразийского партнерства. Взаимодействие России и Казахстана в рамках этих организаций и за их пределами затрагивает вопросы экономики, инвестиционных и двусторонних проектов, международной безопасности, борьбы с терроризмом.

Налажено тесное сотрудничество в сферах культуры и образования. Динамично развивается общий рынок образовательных услуг. Однако на нынешний момент наступил трудный этап в осуществлении контактов России и Казахстана.

Российско-казахстанские отношения

в контексте украинского кризиса

Сотрудники Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского: доцент Д.А. Белащенко, магистрант А.Д. Бурков и ассистент И.Ф. Шоджо-нов [3] рассматривают проблемы и перспективы российско-казахстанских взаимосвязей в контексте украинского кризиса. Авторы стремятся определить ключевые конфликтные моменты в отношениях между государствами и спрогнозировать дальнейший характер межгосударственных контактов России и Казахстана, с учетом усиления роли Китая и Турции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии.

Отношения между Казахстаном и Россией на данный момент переживают сложный период в своем развитии. Тренд на охлаждение межгосударственных контактов был заложен в 2014 г. с началом украинского кризиса. Важным фактором в этом процессе были экономические проблемы, испытываемые Казахстаном вследствие санкционной политики стран Запада против России - крупнейшего экономического партнера Казахстана на постсоветском пространстве. Имелись и опасения по поводу возможности повторения «крымского сценария» на территории других государств региона (например, в северных регионах Казахстана) [3].

Дальнейшее усложнение двусторонних контактов связано с эскалацией украинского кризиса в феврале 2022 г. Экономические санкции, введенные ЕС в ответ на проведение Россией Специальной военной операции (СВО), привели к установлению Москвой запрета на вывоз товаров, в перечень которых вошли сложное механическое, электронное, промышленное оборудование и транспортные средства. Взаимные экономические ограничения ЕС и РФ

вызвали беспокойство руководства Казахстана насчет будущего ЕАЭС, что выразилось в публичных сомнениях насчет смысла существования объединения при появлении нерыночных запретов на общем таможенном пространстве.

Двусторонние связи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по состоянию на 2022 г. имеют особую динамику вследствие трансформации международных отношений в контексте современного этапа украинского кризиса. Россия и Казахстан являются странами - основателями, идейными вдохновителями и членами международных организаций и форумов на постсоветском и евразийском пространствах, имеющих интеграционную или военно-политическую подоплеку (СНГ, ЕАЭС, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии - СВМДА, ШОС и др.). Такая ситуация неизбежно влечет за собой возникновение кризисных моментов и претензий государств (или части их элит) друг к другу. За 30 лет взаимодействия это были темы политической, экономической свободы и суверенитета, проблема русофобии в РК, расхождение взглядов на ведение внешней политики и порою разные трактовки одних и тех же событий и процессов, что в целом не вызывало эскалации напряженности между странами. Своеобразным триггером, вскрывшим «болевые точки» российско-казахстанских отношений в экономике и политике, стали события 2022 г. (в частности СВО).

Во время визита министра обороны КНР Вэй Фэнхэ в Казахстан 25 апреля 2022 г. прозвучали заявления сторон о наращивании сотрудничества в оборонной, антитеррористической и военно-технической областях. В ходе визита президента Казахстана К.-Ж.К. Токаева в Анкару было заключено соглашение с Турцией о военном сотрудничестве. Кроме того, на протяжении последних трех десятилетий Турция осуществляла в РК безвозмездные поставки военно-технического оборудования. Турция заявила о готовности оказать помощь Казахстану в случае внешней агрессии: ранее подобные обязательства турецкой стороной открыто не декларировались. Поступательные движения Казахстана в сторону тюркского мира, считают эксперты, в перспективе могут потеснить РФ с точки зрения распространения своего влияния в Центральной Азии. Но необходимо заметить, что Китай и Турция сохраняют с Россией паритет в гуманитарной и торгово-экономической сферах. Это отвечает стратегическому запросу Казахстана на многовек-торность и нейтральность внешней политики.

На современном этапе Казахстан, активно предпринимая дипломатические действия в отношении государств региона и за его пределами, демонстрирует традиционное желание сохранить нейтралитет и независимость в принятии решений. Президент К-Ж.К. Токаев наследует в этом устоявшуюся внешнеполитическую традицию Казахстана. Высказываемое политическими деятелями республики неодобрение в отношении СВО на Украине с этой позиции выглядит как стремление сохранить внешнеполитический курс, а не желание дистанцироваться от российских проектов в области евразийской интеграции [3].

Образовательная миграция в России

Р.Г. Фёдоров (Посольство РФ в Киргизии) поднимает общие вопросы развития образовательной миграции в России [13]. Россия сегодня входит в число стран-лидеров по количеству иностранных студентов. Наибольшее количество студентов-мигрантов в российских университетах из стран ЕАЭС и региона Центральной Азии. Стимулом к развитию образовательной миграции в РФ послужило введение квоты на обучение студентов из-за рубежа за счет средств федерального бюджета. Из Казахстана в России за период с 2017 по 2021 г. ежегодно обучение проходили от 64 до 75 тыс. человек. Россия играет важную роль в модернизации системы образования Казахстана, и глава государства К.-Ж.К. Токаев выразил оптимизм в связи с достигнутым в феврале 2022 г. соглашением по открытию на территории страны филиалов ведущих российских вузов. При сохранении данной тенденции количество обучающихся в РФ или в филиалах российских вузов граждан Казахстана будет неуклонно расти.

Сотрудники Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ (г. Москва) А.В. Точин, Н.С. Пыжиков, Е.С. Чимирис, К.Е. Качуровский и В.Н. Живалов [12] предлагают возможные перспективы сотрудничества в отраслях, способствующих укреплению экономических связей России и Казахстана. РФ и РК имеют тесные экономические отношения на двусторонней основе и в формате ЕАЭС. Для России, по убеждению исследователей, важно оптимизировать процесс сотрудничества, использовать выгоды от экономического взаимодействия с Казахстаном, не допустив развитие дезинтеграционных тенденций. Этого можно добиться посредством консолидации позиции внутри ЕАЭС по направлениям

развития интеграции. Ключевую роль для такого сближения должны взять на себя Россия и Казахстан, укрепляя двустороннее сотрудничество и развивая кооперационные связи, имеющие успешную историю со времен СССР.

Анализ тенденций торгово-экономического сотрудничества Казахстана с Россией и другими странами показывает, что экономика Казахстана в последние два года испытала двойной шок: внешний, обусловленный чрезмерной зависимостью от нефтегазового рынка, и внутренний, связанный с введением карантинных мер из-за пандемии С0УГО-19, затронувшей практически все экономические отрасли. Учитывая ориентированность экономики Казахстана преимущественно на экспорт углеводородов, авторы замечают, что снижение экономики Казахстана в 2020 г. обусловлено глобальным падением спроса на углеводороды - основу товарного экспорта страны. Доля взаимной торговли Казахстана с государствами СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота составляет около 26-27%.

Казахстан экспортирует в Россию не более 7-12% своей продукции. Это связано с тем, что падают цены на большую часть экспортных товаров (уголь, железная руда, газ). Для России предназначено не так много экспортных товаров Казахстана, поскольку сырьевые экономики обеих стран схожи по структуре. Девальвация местных валют, рубля и тенге, также мешает успешному экспорту. Россия для Казахстана на протяжении многих лет является основным источником импорта: 30-40% от всего объема в стоимостном выражении. В то же время для самой России это составляет около 3%. Однако для многих несырьевых отраслей, к примеру, автомобилестроения или молочной промышленности, Казахстан -важный рынок сбыта, на него приходится до 20% российского несырьевого экспорта. Россия - важный торговый партнер Казахстана и по импорту опережает Китай на 15-20%. В рамках евразийского интеграционного проекта Россия и Казахстан являются самыми крупными экономиками, больше других партнеров по ЕАЭС взаимодействующими друг с другом.

Экономика Казахстана в последнее пятилетие демонстрировала устойчивые темпы роста, однако лишь незначительную часть его можно соотнести с эффектом от интеграции. Вместе с тем, замечают авторы, если бы страна не была членом ЕАЭС, вместо роста наблюдалось бы падение. Торговое взаимодействие между Россией и Казахстаном развивается относительно стабильно. Россия возглавляет рейтинг стран - партнеров Казахстана по товарообороту. На нее приходится 21,4% всей внешней товарной торговли

РК. Товарный экспорт России в Казахстан по структуре диверсифицирован, а в российском импорте товаров из Казахстана превалируют минеральные продукты, продукция металлургической и химической промышленности. Заметное изменение в структуре российского экспорта в Казахстан - сокращение доли топливно-энергетических товаров. В импорте России из Казахстана также снижается удельный вес минерального сырья, машин и оборудования; при этом возрастает значимость металлургической продукции.

Преподаватели Центральноазиатского инновационного университета Казахстана У.Ш. Толеген и Р.О. Колбай [11] уделили внимание интеграционным процессам и роли на мировой арене Казахстана. Современный Казахстан, добившийся экономических, политических и социальных успехов, пользуется заслуженным авторитетом на мировой арене. В настоящее время основными стратегическими направлениями республики являются: устойчивое развитие, обеспечение национальной безопасности и ускоренные темпы развития экономики. Сегодня Казахстан играет влиятельную роль в обсуждении и решении глобальных проблем. Среди первых действий за годы независимости было установление границ с соседними государствами. Достигнута договоренность о нерушимости государственных границ между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, что является важным условием суверенитета.

Благодаря успешно проведенным внешнеполитическим мероприятиям Казахстан стал членом таких авторитетных международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ОИК, и инициатором политических событий, которые поднимают статус страны в межгосударственных отношениях. В сентябре 2003 г. президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины подписали соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое начало действовать с 1 января 2012 г. ЕЭП способствует развитию свободной конкуренции, являющейся стимулом для улучшения качества товаров и услуг. Унификация правил в формировании ЕЭП создает благоприятные условия для производства конкурентоспособной продукции. С 1 января 2015 г. вступил в силу ЕАЭС -экономический союз на основе соглашения между главами государств Казахстана, России и Беларуси.

Казахстан, реализуя во внешнеэкономической сфере свои национальные интересы, во взаимоотношениях с различными странами ориентируется на «многовекторный» курс. Торгово-экономи-

ческие и политико-военные отношения между Казахстаном и Россией занимают одно из центральных мест в ЕАЭС.

В.И. Самофалов, А.В. Самофалов и М.В. Шевченко (г. Ростов-на-Дону) [8] исследуют содержание и динамику «многоаспектного» сотрудничества между этими странами в рамках ЕАЭС, а также, с учетом изменений в торгово-экономических и политических отношениях стран ЕС с Россией, сближения позиций Казахстана со странами Запада. Казахстан пытается максимально сохранить свою автономию в рамках ЕАЭС; в этом контексте экономическое сотрудничество, в рамках действующих договоров, не должно затрагивать вопросы политики и идеологии.

При рассмотрении позиции Казахстана по отношению к ЕАЭС; необходимо учитывать, что внутри республики есть мнение о возможности выхода из этого союза. Противники евразийской интеграции уверены: ЕАЭС никакой пользы стране не приносит и нужно задуматься о выходе из него. В этой логике, подчеркивают авторы, нет рационального зерна - данная позиция продиктована эмоциями и не учитывает реальных последствий выхода Казахстана из интеграционного объединения. Сейчас в ЕАЭС произошел предсказуемый спад, но причина не в том, что потенциал союза исчерпан. Просто нужны новые решения, которые отвечают вызовам нового времени. Но реальность такова, что выход Казахстана из ЕАЭС не снизит последствия санкций против России. Казахстан и Россия в экономическом плане настолько взаимозависимы, что уже не важно - являются ли они членами одного союза или нет. Ограничения для России повлияют и на экономику Казахстана, но будучи в ЕАЭС преодолеть их станет значительно легче. С другой стороны, выход Казахстана из ЕАЭС и дистанцирование от России не равно автоматическому снижению рисков для экономики страны. Россия по-прежнему останется ключевым торговым партнером для Казахстана и одним из основных инвесторов. Но стороны при этом понесут реальные издержки.

Нынче казахское руководство проводит политику «много-векторности», когда интересы страны не замыкаются на какое-то одно направление. В случае с Казахстаном это: Россия, Китай, Ближний Восток и Европа. Последний вектор оказался для Казахстана самым неоднозначным: когда Казахстан публично отказался признавать за ЛНР и ДНР их право на самоопределение, Россия ответила остановкой транзита казахской нефти по своей территории. «Многовекторность» позиции Казахстана приводит к зависимости от Запада, относящегося к стране, как к сырьевому придатку.

Политика казахстанской «многовекторности», подчеркивают авторы, затрудняет позитивные хозяйственно-экономические и национально-политические процессы внутри ЕАЭС, способствуя, по крайней мере, косвенно, недружественному курсу Казахстана в отношении России и Белоруссии.

Казахстан - участник Евразийского экономического союза и одна из самых мощных экономик в регионе Центральной Азии. От политической позиции Казахстана зависит, по большому счету, будущее ЕАЭС, который с 2015 г. стал большой проблемой для ЕС и США. На сегодняшний день руководство Казахстана еще не определилось, с кем оно будет осуществлять развитие страны: с Россией, Китаем или странами Запада (ЕС и США). Тем не менее гибкая политика России, очевидная экономическая зависимость Казахстана от России (почти 90% казахстанской нефти прокачивается через Россию) позволяют надеяться, что «вектор» Казахстана будет стабилизироваться в сторону ЕАЭС, в сторону Российской Федерации» [8, с. 648].

Введенные против России санкции, отмечает Я.А. Бахма-таева (Уральский гос. ун-т) [2], привели к падению рубля и уходу с рынка большого количества компаний. Казахстан может ожидать валютный кризис. Рост доллара и евро обесценивает рубль, а значит и тенге падает вслед за рублем. Ограничение экспорта товаров снизило поступление валюты, оказало влияние на золотовалютный резерв Казахстана. Национальный банк поднял базовую ставку, за этим следует удорожание финансирования бизнеса. Рост цен на необходимые товары ухудшает благосостояние населения, влечет за собой снижение его платежеспособности. Под ударом оказалась и логистика: невозможность перевозки грузов через Россию и Украину, закрытие воздушного сообщения. Уже сейчас некоторые судоходные компании отказываются принимать и страховать грузы, идущие через Россию. Помимо всего этого, из-за девальвации рубля российские товары станут дешевле казахстанских и в больших объемах станут проникать на рынок Казахстана. Правительство республики предпринимает необходимые меры для стабилизации экономики и минимизации ущерба. Создан оперативный штаб по антикризисным мерам, который будет решать проблемные вопросы в экономике и бизнесе, связанные с антироссийскими санкциями [2].

Демографические и миграционные проблемы России и СВО

В период демографического кризиса в РФ мигранты являются важным трудовым ресурсом. Разработка государственных мер по их привлечению, по мысли Н.П. Купрещенко и Е.А. Федотовой, должна стоять на первом плане, чтобы снизить последствия убыли коренного населения страны [10]. В настоящее время, полагают авторы, России необходим иммиграционный прирост на 300-350 тыс. человек. Причиной этого является СВО России на территории Украины, объявленная 21 сентября 2022 г. Принятие в состав РФ четырех территорий - ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей - означает появление новых субъектов хозяйствования, которым потребуются дополнительные трудовые ресурсы.

Динамика численности населения Республики Казахстан: 1991-2021 гг.

В первые годы независимости, особенно после 1992 г., Казахстан столкнулся с рядом экономических и социальных проблем, которые привели к изменению демографической структуры общества. Происходило, с одной стороны, снижение рождаемости на фоне социально-экономического кризиса, а с другой - часть населения эмигрировала на историческую родину.

Сотрудники Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Республика Казахстан) Т.С. Сады-ков и Г.С. Ильясова [6] отмечают, что на современном этапе первоочередными для Казахстана стали проблемы улучшения демографической ситуации и повышения качества человеческого капитала. В республике реализуются программные документы, направленные на повышение качества жизни населения, включая реформы в сфере образования и здравоохранения, на преодоление негативных тенденций в демографических процессах, предотвращение депопуляции, обеспечение количественного и качественного роста населения в соответствии со стратегией развития страны.

Благодаря успешной демографической политике в Казахстане преодолен демографический кризис. С 2000 г. наблюдается устойчивый рост показателей рождаемости, естественного прироста и продолжительности жизни. За 10 лет (1999-2009) численность населения в Казахстане выросла более чем на 1 млн жителей, за 20 лет (1999-2019) население увеличилось на 1 824 655,4. Численность

населения Казахстана за неполные 30 лет независимости выросла на 2573,8 тыс. человек, в основном за счет Южно-Казахстанской, Мангыстауской, Кызылординской, Туркестанской, Актюбинской областей. Там проживает в основном казахское население. Помимо этого, указанные области и города республиканского значения притягательны для населения страны, поскольку растет внутренняя миграция, приводящая к росту численности населения городов республиканского значения и уменьшению населения областных и районных центров, сельской местности.

По состоянию на 1 августа 2021 г. в городах республиканского значения проживает 22,69% от общего количества жителей страны. По данным Бюро национальной статистики Агентства Республики Казахстан, наблюдается рост городского населения, во-первых, за счет естественного прироста, во-вторых, за счет уменьшения показателей сельского населения.

В республике проживает более 130 национальностей. Заметна тенденция повышения доли казахского населения в общей численности населения страны (с 2009 по 2018 г. - с 63,07 до 67,47%). Для сохранения демографической безопасности в Казахстане сформированы институциональная среда и система нормативно-правовых актов. Построение паритетных отношений между представителями всех национальностей позволило создать уникальную модель развития полиэтнического государства в мире. Демографические процессы, происходящие в стране, оказывают влияние на все сферы деятельности общества. Понимание взаимозависимости политических, экономических, социальных и демографических процессов, выявление их характера и направленности взаимодействия необходимо для обеспечения социально-экономической и политической стабильности государства.

В статье кандидата экономических наук Т.А. Сапуновой (Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ (г. Краснодар), и студентки 3 курса бакалавриата Д.И. Поляковой (ИМСИТ, г. Краснодар) рассмотрены миграционные процессы России в период пандемии и экономических санкций [9]. Различные геополитические процессы на международной арене и отсутствие социальной стабильности негативно повлияли на приток иностранных граждан на территорию РФ. «Отток иностранной рабочей силы наблюдается в РФ впервые за последние 10 лет» [9, с. 219]. После начала мобилизации, а мигранты в России тоже под неё попадают, если имеют российское гражданство, тенденция «на

выезд» только обострилась. По мнению многих аналитиков, причиной отказа от въезда в Россию для некоторых граждан стало общее политическое напряжение, реакция недружественных стран на проведение Россией СВО, уход производств, привлекающих иностранную рабочую силу. Причиной также стали невыплаты зарплат и сокращения, которые в связи с санкциями приобрели массовый характер.

Исследователи из Казахского национального университета им. аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан) Г.Н. Нюсупова, Р.Ж. Келин-баева и Г.Б. Айдарханова [6] прослеживают динамику миграции в Казахстане за период независимости.

Авторы выделяют пять этапов в развитии миграционных процессов в республике. Первый этап - 1990-е годы - характеризуется наибольшими темпами сокращения численности населения (на 7,7%), они вызваны как естественными процессами, так и высокой эмиграцией. В начале этого периода доминировала «вынужденная миграция», связанная с распадом СССР и суверенизацией новых государств. Незначительная иммиграция (в основном -этнических казахов, возвращающихся на историческую родину) многократно перекрывалась эмиграционным оттоком, что привело к сокращению «русскоязычного» населения. За 1990-е годы приток иммигрантов составил около 805 тыс. человек, однако количество выбывших увеличилось более чем в 3 раза. Особенно быстро сокращалось население на севере республики. Существовало два основных маршрута эмиграции: в государства СНГ и в дальнее зарубежье (в Европу и США).

Второй этап стал периодом социально-экономической стабилизации Казахстана. За 2004-2011 гг. число иммигрантов превышало число эмигрантов. Иммиграция увеличивалась за счет притока в страну этнических казахов из стран Центральной Азии, Китая и Монголии. Большинство прибывших размещались в г. Нур-Султан, г. Алматы и южных регионах, увеличивая отрицательное сальдо северных регионов.

На третьем этапе минимальное сальдо внешней миграции в Казахстане пришлось на 2008 г., когда кризисные явления в экономике стали наиболее очевидны. С 2012 г. наблюдается повторное увеличение темпов эмиграции вследствие мирового финансово-экономического кризиса. Политика поддержки этнической иммиграции в 2012 г. сменилась на отказ от квотирования в отношении этнических иммигрантов. Вводится квота переселения «внутренних мигрантов», когда граждане переселялись из регионов с неблаго-

приятной экологией и низким потенциалом развития в экономически перспективные регионы для постоянного проживания.

На четвертом этапе тревожной тенденцией стало отрицательное сальдо миграции лиц с высшим и средним специальным образованием со второй половины 2000-х до сегодняшних дней. Сальдо миграции лиц с высшим и средним специальным образованием в Казахстане за 2010-2019 гг. свидетельствует о тенденции «утечки мозгов» и влиянии внешней миграции на качество человеческого капитала. В 2019 г. лица с высшим образованием (12,6 тыс. человек) составили 27,93% от общего числа эмигрантов. При этом приезжают часто мигранты с низкой квалификацией из стран Центральной Азии в поисках работы и более высокой зарплаты, что носит нерегулируемый характер и создает конкуренцию на внутреннем рынке труда.

Замедление экономического роста, вызванное низкими ценами на нефть, снижение курса тенге способствовали росту трудовой миграции из Казахстана с 2016 г. Большая часть эмигрантов направлялась в Россию, Республику Корею, страны Запада. В целом, выезжало трудоспособное население с высшим образованием, владеющее иностранными языками и имеющее опыт работы. В Казахстане с 2015 г. увеличилась миграционная подвижность населения и внутри страны (региональная и межрегиональная). За последние девять лет численность внутренних мигрантов увеличилась с 366 тыс. до 1115,7 тыс. человек. Центрами притяжения внутренней миграции в 2019 г. остаются города Нур-Султан (40%), Алматы (49%), Шымкент и Мангистауская область. Основными причинами внутренней миграции являются неблагополучная социально-экономическая ситуация, отсутствие работы и низкая развитость инфраструктуры. В целях устранения диспропорций в расселении людей было предпринято стимулирование переселения населения из трудоизбыточных регионов в регионы с высоким потенциалом развития рынка труда (северные и восточные).

На пятом этапе динамику миграции в Казахстане обусловила пандемия СОУГО-19. Отток населения за 2020 г., в условиях закрытых границ, уменьшился на 53,5% по сравнению с 2019 г. Коэффициент интенсивности миграции в 2020 г. сократился по сравнению с 2019 г. в 2 раза. Впервые за последние годы количество выезжающих уменьшилось на 35,6%. Число прибывших также сократилось на 6,6%. К началу 2021 г. население РК составило 18 877 128 человек, что на 245 349 человек больше, чем в 2020 г.

Неравномерный уровень социально-экономического развития регионов Казахстана привел к неодинаковой привлекательности территорий для мигрантов. Удобство расположения к транспортным магистралям, близость к крупным городам и государственной границе способствуют миграционному притоку, поскольку в таких регионах проще найти работу в крупном городе, реализовать торговлю. При этом дифференциация природно-климатических условий предопределяет масштабы и характер миграционных потоков внутри страны. Благоприятный климат южных регионов позволяет развиваться многим отраслям экономики - сельскому хозяйству, торговле, курортному обслуживанию. В настоящее время необходимо регулирование темпов и географии миграционных потоков, стимулирование качественного состава миграции путем применения эффективных миграционных процедур и улучшения качества жизни населения.

Развитие трудовой миграции в Казахстане, отмечают Н.С. Клюшник и Д.И. Закирова (университет «Туран», г. Алматы, Казахстан) [4], происходит в рамках глобализации мировой экономики. Разрабатываются и принимаются двухсторонние трудовые соглашения с другими странами в рамках интеграционных объединений (ЕАЭС). Национальный рынок труда на данный момент не в состоянии обеспечить быстро растущие отрасли, преобладает миграция из дальнего зарубежья (в особенности по специальностям, связанным с современными технологиями). Иностранная рабочая сила (ИРС), как правило, поступает из стран дальнего зарубежья (основные страны-доноры - Китай, Турция, Великобритания), одновременно растет численность специалистов из стран ближнего зарубежья (основные страны-доноры - Россия, Узбекистан, Киргизия). Больше половины ИРС прибывает из развивающихся стран. В 2021г. прослеживалась тенденция к увеличению трудовой миграции в Казахстане. Наибольшее количество иностранных специалистов было привлечено из Турции - 8895 человек, Китая -3238, Киргизии - 1994, Великобритании - 1287, Венгрии - 899, России - 896, Италии - 888, Индии - 871 человек.

В сегодняшней ситуации, отмечают авторы, миграционные процессы в Казахстане регулируются различными законами и органами. При этом нет единого координационного органа. Не учитывается роль бизнес-миграции, отсутствуют институциональные стимулы для нее и постоянной трудовой миграции.

Доктор экономических наук, профессор Института исследований международных экономических отношений Финансового

университета при Правительстве РФ А.А. Ткаченко [10], оценивая новые направления российской миграционной политики в рамках СНГ и ЕАЭС, делает вывод, что изменения в институциональной базе СНГ требуют аналогичных изменений от стран ЕАЭС и модификации Договора о Евразийском экономическом союзе. По мысли исследователя, проблемы регулирования внешней трудовой миграции во многом проистекают из-за недооценки роли международного «арбитра» - Международной организации труда (МОТ) и ее конвенций по вопросам миграции. Для российского рынка труда структура иммиграции в Россию из входящих в ЕАЭС государств и стран СНГ претерпела заметные изменения всего за 10 лет. Сократилось количество иммигрантов из Узбекистана, а доля приезжих из Таджикистана в 2021 г. резко выросла и составила почти 1/3 всех мигрантов. После образования ЕАЭС увеличилось число иммигрантов из Армении и Киргизии, а доли Беларуси и Казахстана уменьшились.

Заключение

За 30 лет взаимодействия России и Казахстана неоднократно поднимались темы политической, экономической свободы и суверенитета, порою расходились взгляды сторон на ведение внешней политики. Своеобразным триггером, вскрывшим ряд «болевых точек» российско-казахстанских контактов, в 2022 г. стало восприятие СВО. С учетом военно-политического сотрудничества Казахстана и Турции эксперты прогнозируют возможную эскалацию напряженности между Россией и Казахстаном после завершения СВО на Украине.

В ближайшие годы перспективным направлением должно стать сохранение российского присутствия в экономике Казахстана на основе предложений бизнеса двух стран. Необходимо уделять внимание развитию ключевых транзитных маршрутов, соединяющих Европейский союз с Юго-Восточной Азией через Россию и Казахстан, укреплению политических, экономических и культурных связей; созданию общих бизнес-структур, например Евразийского конгресса промышленников и предпринимателей, Евразийской торговой палаты: для преодоления торговых препятствий.

За годы независимости в Казахстане были построены механизмы регулирования миграции. Положительным моментом в регулировании трудовой миграции являются отсутствие ограничений на въезд иностранных предпринимателей, высшего уровня менеджмента, что способствовало покрытию дефицита в квалифи-

цированных кадрах. Но недоработки системы способны негативно повлиять на обеспечение экономики качественными трудовыми ресурсами. Неэффективна практикуемая система ежегодного установления квот на ввоз иностранных специалистов в Казахстан. Квотирование ИРС не имеет ограничительного характера, что не соответствует защите внутреннего рынка труда.

Список источников

1. Абрамов С.В. СВО и трансформация отношений России с постсоветскими государствами на примере Центральной Азии, Закавказья и Белоруссии // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Культурология. Политология. 2023. Т. 9, № 3. С. 119-141.

2. Бахматаева Я.А. Влияние антироссийских санкций на экономику Казахстана // Конкурентоспособность территорий. Материалы XXV Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 3-х ч. Ч. 3 Отв. за выпуск: Я.П. Силин, Е.В. Ковалев. Екатеринбург. 2022. С. 3-5.

3. Белащенко Д.А., Бурков А.Д., Шоджонов И. Ф. Проблемы и перспективы российско-казахстанских отношений в контексте украинского кризиса. Via in tempore. История. Политология. 2022. Т. 49. № 4. С. 935-943.

4. Клюшник Н.С., Закирова Д.И. Динамика развития миграционных процессов в Республике Казахстан // Экономические исследования и разработки. 2022. № 5. С. 13-22.

5. Купрещенко Н.П. , Федотова Е.А. Влияние миграционных процессов на экономику регионов России в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 298-304.

6. Нюсупова Г.Н., Келинбаева Р.Ж., Айдарханова Р.Б. Особенности миграционного движения населения в Республике Казахстан за период независимости // Социально-экономическая география. Минск, 2022. С. 197-201.

7. Садыков Т.С., Ильясова Г.С. Динамика численности населения Республики Казахстан: 1991-2021 гг. // Одиннадцатые Больщаковские чтения. Сборник статей научно-практической конференции. В 2-х т. Т. 1. Оренбург, 2022. С. 72-77.

8. Самофалов В.И., Самофалов А.В., Шевченко М.В. Многовекторность политики Казахстана: проблемы и направления решения // Новые направления научной мысли. Сборник научных трудов национальной (Всероссийской) научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2022. С. 645-649.

9. Сапунова Т.А., Полякова Д.И. Миграционные процессы в Российской Федерации в период пандемии и экономических санкций // Вестник академии знаний. 2023. № 55 (2). С. 217-221.

10. Ткаченко А.А. Миграционные интересы и устремления стран СНГ. Социально-трудовые исследования. 2023. № 51 (2). С. 27-37.

11. Толеген У.Ш., Колбай Р. О. Становление и развитие независимого Казахстана // Modern Science. 2022. N 2-1. C. 165-169.

12. Точин А.В., Пыжиков Н.С., Чимирис Е.С., Качуровский К.Е., ЖиваловВ.Н. Оценка влияния торгово-экономического сотрудничества Казахстана с Россией, странами ЕАЭС и третьими странами на развитие интеграционных процессов

ЕАЭС // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12, № 5. С. 114-126. 13. Фёдоров Р.Г. Институциональные и организационно-финансовые основы развития образовательной миграции в России // 182 Вестник КРСУ. 2023. Т. 23. № 3/ Политология / Politology. С. 181-188.

Статья поступила в редакцию 04.12.2024. Принята к публикации 18.12.2024.

Schensnovich V.N. Russia and Kazakhstan: Current Problems and Prospects in Bilateral Relations

Valentina N. Schensnovich

Senior Editor, Publishing Department, the Journals "Rossiya i Musulmanskiy Mir" & "Russia and the Moslem World", INION RAN,

e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru

Abstract. The article analyzes Russian-Kazakh interactions in the postSoviet period. Key conflict points in relations between countries are identified. The processes that influenced the dynamics of bilateral contacts are identified. A forecast is given for the further development of interstate relations between Russia and Kazakhstan, taking into account the strengthening role of China and Turkey in the post-Soviet space and Central Asia.

Keywords: Russia; Kazakhstan; China; Turkey; Ukrainian crisis; postSoviet space; integration processes; trade and economic cooperation; EAEU; sovereignty; migration processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.