Ольга КАБУЛОВА, Андрей НИКИТИН
РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
В июле этого года в Мюнхене состоится одиннадцатый раунд российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне с участием президента России ДА. Медведева и канцлера ФРГ А. Меркель. Одной из центральных тем в Мюнхене станет взаимодействие наших стран по преодолению глобального финансового кризиса.
In July 2009 in Munich the 11th round of the Russian-German interstate top-level соМегепсе with participation of the President of Russia D.A. Medvedev and chancellor of Germany A. Merkel is held. One of the central themes in Munich is interaction of both countries in overcoming of global financial crisis.
Ключевые слова:
российско-германские межгосударственные консультации на высшем уровне, глобальный финансовый кризис; Russian-German interstate top-levelсonference, global financial crisis.
В июле этого года в Мюнхене состоится одиннадцатый раунд российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне с участием президента России Д.А. Медведева и канцлера ФРГ А. Меркель. В рамках саммита пройдет также девятое заседание российско-германского форума гражданских обществ «Петербургский диалог». Одной из центральных тем в Мюнхене станет взаимодействие двух стран по преодолению глобального финансового кризиса.
Текущий глобальный финансовый кризис отразил структурные диспропорции мировой экономки, которая спрофилирована на потребности «золотого миллиарда», что вызывает отрыв сферы капитала от реального производства и перепроизводство дорогостоящих товаров и услуг.
Применительно к нашей стране кризис имеет свою специфику. Как известно, на сегодняшний день износ основных фондов в России составляет не менее 80%. Наша страна стоит на пороге смены технологической парадигмы, которая невозможна без масштабных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики при обязательном условии трансфера в Россию наиболее передовых технологий, которыми обладает Запад, в том числе США, ведущие страны ЕС, а также Япония. В то же время обязательным условием подобной кооперации по-прежнему является обеспечение неприкосновенности нашего национально-государственного суверенитета, в том числе в экономической и ресурсной сфере.
У России, ФРГ и ЕС в целом нет существенных расхождений в подходах к преодолению глобального финансового кризиса, что подтвердил и саммит Россия — Евросоюз, проходивший в Хабаровске 21—22 мая с.г. Определённые расхождения в подходах российской и немецкой стороны касаются, пожалуй, оценки роли доллара в качестве мировой резервной валюты. Власти ФРГ исходят из приоритета доллара в мировой экономике, не умаляя значения других валют, в том числе евро. Российская позиция заключается в идее мировой корзины резервных валют, в том числе региональных, на роль одной из которых мог бы претендовать и рубль, а в перспективе — в переходе к новой общемировой валюте. Подобный подход во многом разделяется и китайской стороной. С другой стороны, очевидно, что США на сегодняшний день, несмотря на кризис, остаются основным мировым финансовым центром.
КАБУЛОВА Ольга Замировна — выпускница МГИМО (У) МИД РФ
НИКИТИНАндрей Константинович — к.и.н, доцент МГИМО (У) МИД РФ
«Большая двадцатка» — «Группа двадцати», ставшая основным форматом взаимодействия по преодолению глобального финансового кризиса, активными участниками которой являются Россия и ФРГ, способствует совершенствованию системы глобального управления и безопасности в целом в условиях перехода к многополярному миру. Формат «группы двадцати», который имеет и политическое измерение, может стать одним из механизмов более широкого подключения на постоянной основе к решению вопросов, имеющих глобальное значение, целого ряда крупных держав, включая ФРГ — третью экономику мира и лидера мировой торговли, не являющихся, в отличие от России, постоянными членами Совета Безопасности ООН.
Показательно, что кризис существенно не затронул торгово-инвестиционное сотрудничество России и Германии: практически ни один из совместных проектов в сфере прямых инвестиций в реальный сектор не остановлен, все инвестиционные программы реализуются в соответствии с намеченным графиком. Это говорит о том, что прямые инвестиции в реальный сектор, развитие международной кооперации в этой сфере являются одним из наиболее эффективных способов преодоления кризисных явлений, борьбы с финансовыми пузырями, приближения производства к работнику, основному потребителю товаров и услуг, оптимизации на этой основе спроса и предложения. Финансовый кризис показал, что развитые постиндустриальные экономики, к числу которых принадлежит современная Германия, заинтересованы в технологическом и экономическом развитии формирующихся рынков, к числу которых принадлежит и Россия, если не хотят снижения темпов собственного экономического роста. Вместе с тем это один из путей формирования по-сткризисной глобальной экономической парадигмы, которая сделала бы мировую хозяйственную модель более адаптивной к циклическим колебаниям конъюнктуры.
Российско-германское сотрудничество в различных областях во всё большей степени приобретает комплексный характер, затрагивая не только ресурсную сферу, где наше взаимодействие по газу носит беспрецедентный характер, и создание совместных сборочных производств и сервисных центров на немецкой технологи-
ческой базе, например, в автомобилестроении, электроэнергетике, железнодорожных перевозках, но и космос, авиацию, связь, производство лазерной техники. Это отвечает задаче синтеза науки, наукоёмкого высокотехнологичного производства и образования, нацеленного на формирование технологической и экологичной цивилизационной парадигмы будущего, завершения модернизации нашей страны с выводом на глобальный рынок нашей конкурентоспособной продукции и технологий мирового уровня. Широкий спектр сотрудничества в экономике и гуманитарных вопросах подкреплён взаимодействием в военно-политической сфере, одним из ключевых моментов которого является реализация соглашения о немецком военном транзите через нашу территорию в Афганистан, где ФРГ принимает участие в действиях международной коалиции на основе мандата СБ ООН.
В то же время очевидно, что после окончания «холодной войны», отсутствия жёсткого разграничения на сферы влияния в условиях глобальной экономики могут возникать в том числе конфликты экономических интересов наших стран, причём опять же как в высокотехнологичных сферах, например, при экспорте технологий мирной атомной промышленности, продукции машиностроения, вооружений и военной техники в третьи страны, так и в сфере добычи и транспортировки ресурсов в различных регионах мира с учётом глобального позиционирования наших компаний и огромного ресурсодефицита немецкой экономики. Способом преодоления подобных коллизий может служить игра с «ненулевой суммой», предложение совместных проектов, в том числе в СНГ — важнейшей зоне наших «привилегированных интересов».
Таким образом, российско-германское торгово-инвестиционное сотрудничество могло бы стать моделью формирования более гибкой и социально ориентированной посткризисной парадигмы глобальной экономики.
В политическом плане успех сотрудничества двух стран тесно связан с темой преодоления пережитков «колониальной идеологии» на Западе в отношении нашей страны, в том числе, зачастую, и в Германии, на что неоднократно обращалось внимание высшим государственно-политическим руководством России в лице
В.В. Путина. На сегодняшний день, что подтвердили итоги саммита в Хабаровске, Россией не получен конкретный ответ ни на один из ключевых вопросов, затрагивающих интересы нашей безопасности, как со стороны Запада в целом в лице США, ЕС и НАТО, так и Германии в частности. Речь идёт о реакции на инициативу президента России Д.А. Медведева о новом договоре о европейской безопасности (вопросы о НПРО США на территории ЕС, дальнейшем расширении НАТО уже за счёт стран СНГ), новом правовом регулировании в области энергетики вместо не устраивающей нашу страну действующей Европейской энергетической хартии (ЕЭХ; транзитные кризисы), подготовке нового соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.
Руководство Германии в лице канцлера Ангелы Меркель и вице-канцлера и министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера, представляющих «большую коалицию» основных партий ХДС-ХСС и СДПГ, на словах разделяет российскую озабоченность и поддерживает наши предложения. Однако на деле подобная поддержка проявляется далеко не всегда. Дело здесь не только в сохраняющейся высокой степени зависимости ФРГ и ЕС в целом от США. Во внешней политике современной Германии линия на сотрудничество с Россией парадоксальным образом сочетается с линией на сдерживание нашей страны, что преследует
цель получения максимальных экономических и политических дивидендов.
Примечательно, что в мае 2009 г. в преддверии саммита в Хабаровске канцлер ФРГ А. Меркель в роли единственного крупного руководителя, представляющего ведущие страны ЕС, приняла участие в саммите «восточного партнёрства» в Праге, деятельность которого вызывает серьёзную озабоченность российского руководства как направленная в значительной мере на отрыв от России и вовлечение в орбиту ЕС, НАТО и Запада в целом шести стран СНГ: Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Беларуси и Украины.
Таким образом, в политической сфере не наблюдается столь же заметный прогресс, как в торговле, инвестициях, совместных проектах. Подобная ситуация, несмотря на известную автономность экономической сферы, может со временем негативно сказаться и на нашем торгово-экономическом сотрудничестве, привести к замедлению его динамики и объёмов. Представляется, что вопросы согласования экономических и политических интересов, интересов безопасности, от решения которых в значительной степени зависит закрепление формата «стратегического партнёрства» между Россией и Германией и ЕС в целом, могли бы стать предметом продуктивной дискуссии, в том числе представителей гражданских обществ наших стран в соответствии с духом дружбы, добрососедства и ориентированности на будущее наших народов.