Научная статья на тему 'Россия и ЕС: политические метаморфозы экономического взаимодействия'

Россия и ЕС: политические метаморфозы экономического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ И ЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ / СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Огнева Валентина Васильевна

В статье выявляются противоречивые аспекты экономического сотрудничества России и ЕС. Автор обращает внимание, что сложности экономического сотрудничества во многом обусловлены политическими причинами. Необходима согласованная позиция сторон относительно Энергетической хартии. Требуется активный переговорный процесс по новому соглашению о партнерстве между Россией и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и ЕС: политические метаморфозы экономического взаимодействия»

УДК 327(470+4)

ОГНЕВА В.В. Россия и ЕС: политические

метаморфозы экономического взаимодействия

В статье выявляются противоречивые аспекты экономического сотрудничества России и ЕС. Автор обращает внимание, что сложности экономического сотрудничества во многом обусловлены политическими причинами. Необходима согласованная позиция сторон относительно Энергетической хартии. Требуется активный переговорный процесс по новому соглашению о партнерстве между Россией и ЕС.

Ключевые слова: Россия и ЕС, экономические интересы России, энергетический диалог, политические противоречия, Энергетическая хартия, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Совершенно очевидно, что Европейский союз является приоритетным направлением внешней политики современной России. Следует, однако, иметь в виду, что Россия и Евросоюз являются неравными партнерами по целому ряду аспектов. Несмотря на то, что Россия превосходит Евросоюз по таким показателям, как масштаб территории, большое количество полезных ископаемых, она уступает ему по численности населения, экономическим и социальным показателям. Так, ВВП России по паритету покупательной способности составляет лишь около 13% ВВП расширенного Евросоюза, а следовательно, реальный размер экономики в расширенном ЕС в 8,5 раза больше российского. Россия намного беднее Евросоюза: ее реальный ВВП на душу населения составляет одну треть от среднего по ЕС-15 и почти на 15% меньше средней величины в новых членах ЕС. Даже после присоединения этих менее развитых стран к ЕС российский ВВП на душу населения составил менее 40% от средней величины ВВП ЕС-251.

Правда, своего рода паритет «баланса интересов» характеризуют торгово-экономические отношения между Российской Федерацией и Единой Европой. Для России ЕС - крупнейший торговый партнер, на долю которого приходится более половины российского экспорта и

импорта. В торговле с Евросоюзом товарная структура российского экспорта существенно отличается от структуры импорта. Россия импортирует почти исключительно готовые изделия. В то же время две трети российского экспорта в ЕС -энергоносители. Возможно, Россия занимает во внешней торговле ЕС не столь весомую роль, как, например, США или Китай, и привлекательна по большей степени лишь с точки зрения импорта энергоресурсов в регион. Однако при этом если снабжение Европы российской нефтью может быть с легкостью компенсировано другими источниками, то российские поставки газа во многих отношениях (по крайней мере, в настоящий период) безальтернативны. Более того, по некоторым аналитическим прогнозам, роль российского газа на европейском рынке будет возрастать по мере ускорения темпов экономического развития Европы, в частности ее северного субрегиона2. И какие бы прогнозы, в том числе наиболее пессимистичные, ни строились относительно перспектив нефтяной отрасли, очевидно, что на довольно внушительную перспективу роль углеводородного сырья в развитии мировой экономики останется решающей. Энергетическая безопасность высокоразвитых стран будет определяться наличием надежных источников сырья3. Таким образом, нефть и газ для Европы

представляются, как отмечают эксперты, чем-то вроде «подушек безопасности» и выступают неким гарантом во взаимоотношениях между двумя сторонами. Для России же энергетический фактор помимо финансовой составляющей становится фактором политическим4.

В ситуации высокой взаимозависимости стороны должны были бы стать «прагматичными партнерами», решающими возникающие по ходу отношений проблемы на основе компромисса. Однако это удается далеко не всегда. Наиболее серьезными конфликтными периодами между Россией и Евросоюзом в этой области были 2006 и 2009 гг., при этом ежегодные потери России от различных импортных ограничений, применяемых ЕС, составляют менее 1,5% объема российского промышленного экспорта, что является причиной, тормозящей формирование зоны свободной торговли России и ЕС5.

Несовпадение позиций России и Европейского союза сказалось на характере принятого в Риме документа - «Концепции общего европейского экономического про-странства»6 (ОЕЭП). Компромисс между российским пониманием содержания ОЕЭП и позицией ЕС породил довольно туманную формулировку: «Общеевропейское экономическое пространство - ОЕЭП -открытый интегрированный рынок между Россией и ЕС, основанный на общих или совместимых правилах и системах регулирования, обеспечивающий повышение конкурентоспособности обеих Сторон на внешних, более крупных рынках. В конечном итоге, ОЕЭП может охватить большинство секторов экономики». Из положения концепции вытекает, что в основе ОЕЭП лежит не зона свободной торговли, на чем настаивала Россия, а создание новых возможностей для экономических операторов путем установления общих, гармонизированных или совместимых правил и систем регулирования. Интересно, что и на Западе роль ОЕЭП также подверглась критике. Евросоюз критиковали за то, что предпринимаемые им действия расходились с его же заявлениями посредством проведения краткосрочной пенитенциарной торговой политики по отношению к

России, противоречащей долгосрочным целям тесной экономической интеграции сторон7.

Проблемы для будущих поставок топлива из России может создать обостряющаяся конкуренция на энергетическом рынке Центральной и Восточной Европы. В частности, Норвегия - основной конкурент России в Европе - готова значительно расширить экспорт газа. Ею уже ведутся переговоры о наращивании поставок в Чехию, а также об экспорте газа в Венгрию и Словакию, стремящихся уменьшить энергетическую зависимость от Российской Федерации. Так, к примеру, норвежская компания «StatoilHydro ASA» и швейцарская «Elektrizitats-Gesellschaft Laufenburg AG» предлагают проект по перекачке газа из Ирана и Азербайджана через территории Греции и Албании напрямую в Италию по газопроводу длиной 520 км. В свою очередь, итальянская корпорация «Edison SPA» и греческая «DEPA» разрабатывают проект прокладки трубопровода в обход Албании, который уже получил от ев-роструктур 100 млн. евро. Среди сильных сторон отмечается национальное лобби Греции и Италии, чего норвежско-швейцарский проект себе позволить не может8.

Государства Ближнего Востока (Катар, Оман, Египет) также заявляют о намерении составить конкуренцию российским газопромышленникам за счет расширения экспорта сжиженного природного газа.

В этих условиях заключение перспективных и выгодных для себя договоров и обязательств - основная внешнеполитическая задача Российской Федерации. Именно поэтому российская сторона старается проводить активные попытки диверсификации энергоресурсов в страны ЕС. В этом отношении показательно строительство двух грандиозных проектов -«Южного» и «Северного» потоков.

К сожалению, решение России о строительстве Североевропейского газопровода «Северного потока» с конца 2005 г. по дну Балтийского моря9 перешло в разряд геополитических, поскольку газопровод пролегает в обход Польши и Прибалтики (т.е. стран, с которыми у России наиболее часто возникают противоречия или «спорные ситуации»), что, в свою очередь,

№ 1 2011 г.

лишает их возможности доступа к нему. Реализация проекта «Северный поток», который может усложнить и без того напряженные отношения России с Балтийскими странами, потребует от этих государств корректировки своей внешнеполитической линии в отношении России10.

Другой не менее амбициозный проект - «Южный поток»11 - позволит России снабжать газом страны Юго-Восточной Европы вне зависимости от геополитической и экономической ситуации в Украине и Турции, способствуя увеличению российского политического и экономического влияния в Юго-Восточной Европе12 (планируется, что «Южный поток» в 2015 г. будет обеспечивать около 35% общего объема поставок российского газа в Европу).

Очевидно, что рационально проводимая стратегия в области энергетики позволит играть одну из ключевых ролей в российской внешней политике. Европейцы понимают, что экономический рычаг в текущей ситуации все больше превращается в политический13. Однако, несмотря на политическую подоплеку вопроса, Европа старается поддержать действия России относительно расширения ее участия в международном энергетическом сотрудничестве, например, в форме строительства новых газо- и нефтепроводов на Европейском континенте14.

Тем не менее ЕС старается не забывать и о своих интересах, при всяком удобном случае поднимая вопрос об Энергетической хартии. По окончании прошедшего в Хабаровске саммита 2009 года «Россия-ЕС» Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что Россия не планирует присоединяться к Энергетической хартии в ее нынешней редакции и не будет использовать договор к ней. Россия выступает за подготовку ее новой версии15. Это означает, что Россия и Евросоюз остались на несовпадающих позициях относительно Энергетической хартии, хотя еще в 1999 г. между Россией и ЕС был подписан Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе, в котором поддерживалась инициатива промышленного сотрудничества в секторе энергетики. Однако

ни одна из сторон, по сути, не взяла на себя никаких конкретных обязательств, и Меморандум остался лишь «декларацией о намерениях». Россия рассчитывает организовать и возглавить с «нуля» процесс нового универсального документа, регулирующего глобальный оборот энергоресурсов. Европейцы придерживаются хартийного процесса как правовой основы в сфере международного энергетического сотрудничества, признавая возможность актуализации и модернизации. Энергетическая хартия для Европы, не ратифицированная Россией, не гарантирует равных условий для поставщика энергопродуктов, в данном случае - для российской стороны - на европейском энергетическом рынке. Хартия допускает возможность «транснационального» вмешательства в объемы, цены поставок и транзитные тарифы, а также в эксплуатацию международных энергетических коридоров.

Между тем до сих пор не обозначены конкретные сроки подписания нового соглашения России и ЕС о партнерстве, хотя срок действия прежнего соглашения истек в 2007 году. Российская сторона справедливо настаивает на детальной конкретике нового документа, которой не было в прежнем соглашении16.

Следующей проблемой для России являются жесткие квоты, которые установил Евросоюз для импортируемых из России ядерных материалов. Это приведет к тому, что Россия может почти полностью потерять рынок сбыта ТВЭЛов17 в Центральной и Восточной Европе (на сумму свыше 200 млн. долларов в год). Возобновление или продолжение строительства АЭС в Чехии, Болгарии и Словакии создает возможности для расширения экспорта ТВЭЛов из России только при условии отмены количественных ограничений на поставки российских ядерных материалов. Однако европейская ядерная программа нацелена на использование своего топлива, поскольку многие эксперты в ЕС подразделяют атомную энергетику на чистую (собственные предприятия) и грязную (Рос-сия)18. Таким образом, распространение на стран-кандидатов принципов энергети-

ческой политики ЕС грозит ухудшением конкурентных позиций России в регионе.

Не лучшим образом обстоят дела и с экспортом металлургической промышленности. Новые члены Евросоюза подчиняются общеевропейским правилам торговли, они ввели антидемпинговые пошлины на российскую сталь и включили свой объем стального импорта в единую квоту, установленную на весь Евросоюз. Отдельно договариваться о квотах с каждым государством, как это практиковалось ранее, уже не получается. Помимо стального экспорта страдает и цветная металлургия, машиностроение (остро стоят проблемы с экспортом российских подшипников и некоторых других товаров), а также производство минеральных удобрений.

Таким образом, расширение Европейского союза на Восток затронуло самым непосредственным образом экономические интересы России. Расширение ЕС способствует переориентации экономики всей Европы на рынки Евросоюза и делает европейские рынки недосягаемыми для российских товаров, несмотря на принятые соглашения в области торговли между сторонами. Очевидно, что ныне требуется более динамичный и результативный переговорный процесс России и ЕС по наиболее актуальным вопросам экономического партнерства с выходом на договоренности долгосрочного характера.

1 Выступление председателя Правления Международного инвестиционного банка Андрея Серебрякова на Европейском банковском и финансовом форуме // Россия в глобальной политике. 111^: http://www.globalaffairs.cz/ru/ аг^с1ев/164.Мт1

2 Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина. М., 2000. С. 37.

3 Симония Н.А. Энергобезопасность Запада и роль России // Россия в глобальной политике. 2002. № 2. С. 77.

4 См.: Караганов С.А. Европейская стратегия России: новый старт // Россия в глобальной политике. 2005. № 2. С. 172-184; Арбатов А.А. Энергетическая безопасность - через взаимозависимость // Вестник Европы. 2007. № 19-20; Выцишкевич Э. Взаимозависимость и энергетическая безопасность. Энергетический диалог Россия-ЕС // Европа (журнал

Польского института международных дел).

2008. Т. 8. № 3. С. 83-106; Aalto P. The EU-Russian energy dialogue. Hampshire, 2008; Cheng J. Relations between Russia and Europe from perspective of energy strategy. Hamburg, 2008.

5 Глинкина СП. Влияние «восточного расширения» ЕС // Бизнес-контакты. URL: http:// biznes-kontakti. com/index. php?newsid=376

6 Концепция общего европейского экономического пространства. Принята в Риме 6.11.2003 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.rU/events/ articles/2003/l 1/55019/158342.shtml

7 Hamilton С. Russia's European economic integration. Escapism and realities // CERP, Discussion Paper n° 3840. London, 11 March 2003.

8 Torello A. Two solutions to same gas problem // The Wall Street Journal. 2009. June, 23.

9 Газопровод будет пролегать через территорию экономических зон России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, предназначен главным образом для поставок газа в Германию, Великобританию, Францию, страны Бенилюкса. Планируется, что к 2015 г 2 ветки Североевропейского газопровода общей пропускной способностью в 55 млрд. м3 будут обеспечивать не менее 25% потребностей стран-членов Евросоюза в дополнительном импорте газа.

10 Балтийская трубопроводная система выведена на полную мощность, но проблему дефицита экспортных нефтепроводов это решает лишь частично // ИА «Portnews». URL: http:/ /portnews.ru/digest/1369/?print=l

11 Соглашение было подписано 23.06.2007 г. «Южный поток» пройдет через акваторию Черного моря и получит в Болгарии два разветвления: одно - в Словению и Австрию, другое - в Италию.

12 Wagstyl S., Crooks Е., Gorst I. Putin woods Europeans with new gas pipeline // Financial Times. 2007. June, 26.

13 Pour une independence energetique // Le Taurillon. 2007. 9 novembre.

14 Enghis A.-S. Russian gas' dependency and the future of the European Neighborhood Policy // Newropeans magazine. 2006. January, 19.

15 Медведев Д.А. Россия не планирует присоединиться к Энергетической хартии в ее нынешней редакции // Российская газета.

2009. 22 мая.

16Чичкин А. Хабаровские акценты // Российская газета. 2009. 25 мая.

17ТВэЛ - тепловыделяющий элемент - топливное устройство для атомных электростанций.

18 Иогансен Н., Михайлов А. Похищенные Европой // Итоги. 2002. 19 ноября.

№ 1 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.